Главная страница

Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


Скачать 2.1 Mb.
НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
АнкорЛейст.doc
Дата03.05.2017
Размер2.1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛейст.doc
ТипДокументы
#6772
страница25 из 36
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   36
Глава 6. Право, мораль, правосознание 185

тился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад"1.

Суждения В. С. Соловьева получили широкое отражение в оте­чественной литературе того времени. С одной стороны, они проти­вопоставлялись учению Л. Н. Толстого, отрицавшего нравственный характер права; с другой стороны, Б. Н. Чичерин замечал, что со­единение Соловьевым правовых и нравственных начал открывает дорогу принудительному насаждению последних. Вторжение вла­сти в область человеколюбия, свободы совести и других начал спо­собно привести, по мнению Чичерина, к иезуетизму, инквизиции и к коммунизму — "идеологии принудительного братства, противо­речащей достоинству человека и приводящей к его полному пора­бощению"2. В самом деле: если какая-то часть морали (хотя бы "ми­нимальная") совпадает с правом и поддерживается принуждением, то кто и каким образом устанавливает границы, верхний предел этого "минимума" (тем более, что мораль не поддается количествен­ным измерениям)? Б. Н. Чичерин справедливо замечал опасность теоретической позиции, открывающей верховной власти (государ­ства, партии, церкви) дорогу тотального принуждения во имя нрав­ственности, общего блага, насаждения Царства Божьего.

Дискуссии о соотношении права и нравственности XIX— XX вв. не выходили далеко за пределы сформулированного еще до А. Шопенгауэра сопоставления: право требует никому не вре­дить (neminem laede), нравственность, сверх того — всем, сколько можешь, помогать (omnes, quantum potes, juva). Оба требования со­держатся в Золотом правиле.

Немецкими философами XVII—XVIII вв. было замечено, что Золотое правило в его положительной форме (делай другим то, что хочешь, чтобы тебе делали) соответствует принципам морали, зо­вущей к человеколюбию и благодеяниям, а в форме отрицатель­ной (не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе) выражает сущность права, обеспечивающего безопасность.

В этих смыслах на Золотое правило ссылались и сторонники упорядочения и совершенствования правовой системы3, и, наобо-

1 Соловьев В. С. Указ. соч. С. 454, 458.

2 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб, 1998.
С. 223—223; История философии права. СПб, 1998. С. 444—446; Поля­
ков А. В. Либеральный консерватизм Б. Н. Чичерина // Правоведение. 1993.
№ 5. С. 83.

3 Правило "не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было
сделано по отношению к тебе" английский философ Т. Гоббс считал осно­
вой естественного права, из которого вытекают все человеческие зако­
ны (см.: Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 122).

Российский государственный деятель и либеральный мыслитель М. М. Сперанский писал: "Все постановления, коими государство управ­ляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала ис-

7 — 6513

186

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Глава 6. Право, мораль, правосознание

187


рот, принципиальные противники права, призывавшие заменить его системой моральных норм1.

Однако в современной научной литературе по этике Золотое правило (в обоих его вариантах) упоминается преимущественно только как категория массового обыденного морального, правового или религиозного сознания. Суть дела в том, что это правило со­держит субъективный, всеми понимаемый по-разному элемент: "желание" ("хотение"). Не станет ли то, что я считаю благодеяни­ем (потому что оно мне нравится), "медвежьей услугой" другому лицу, если то, что я для него делаю, не соответствует и даже про­тиворечит его желаниям? Не оборачивается ли такое нежелатель­ное добро злом для того, кому оно оказывается? Эту опасность четко осознавал И. Кант, утверждавший, что никто не может принудить другого быть счастливым так, как он представляет себе благопо­лучие других людей (см. гл. 2).

Именно уважение к разнообразию характеров, стремлений, желаний различных людей2 предопределило так называемый фор­мализм категорических императивов Канта, в которых, тем не ме­нее, воплощены идея всеобщей связи человека с другими людьми (первый категорический императив) и идея высокого достоинства личности (второй категорический императив). "Поступай так, — писал Кант, — чтобы ты всегда относился к человечеству и в сво­ем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству"3.

Не менее важно и то, что Золотое правило способно обусло­вить поведение человека его сиюминутными желаниями. Поступок, сообразный предполагаемому желанию других, может быть оста­новлен мысленной уверткой-оговоркой: "Сейчас я не хочу так де­лать, наверное и они не хотят, чтобы я так поступил". Уязвимость Золотого правила состоит в том, что по своей формулировке оно ставит моральное поведение в зависимость от субъективных пред­положений о желаниях других людей и от собственных меняющихся желаний.

текающих. Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь себе" (Сперанский М. М. Проекты и записки. М., 1961. С. 175).

1 Идеолог анархо-коммунизма П. А. Кропоткин утверждал, что ос­
новным началом анархизма, т. е. равенства, является правило: "Поступай
в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы и другие поступали с
тобой в аналогичных случаях". См.: Кропоткин П. Нравственные начала
анархизма. М., б/г. С. 32, 34—35, 57.

2 В работе "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском пла­
не" Кант писал: "Из столь кривого дерева, из какого сделан человек, не
может быть вытесано ничего совершенно прямого. Природа избрала для
нас лишь [путь] приближения к этой идее" (Кант Иммануил. Сочинения
на немецком и русском языках. Т. I. М., 1994. С. 99).

3 Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. I. M., 1966.
С. 270.

Заслуга Канта — в обосновании того, что человек должен по­ступать нравственно независимо от собственных страстей и сию­минутных желаний. В этом суть нравственного долга как мотива поведения, обусловливающего необходимость морального поступ­ка. Кант признает, что нравственный долг состоит в том, чтобы совершать добродеяния; но добро он определяет через нравствен­ный долг.

Сложность соотношения категорий добра (добродеяния) и нрав­ственного долга породила разнообразные направления этики и обус­ловила ее деление на деонтологию (наука о должном) и аксиоло­гию (учение о ценностях, о добре и зле). Деонтология изучает нрав­ственные предписания, обязанности, моральные нормы, заповеди, соотношение между должным и фактически существующим. Основ­ные проблемы аксиологии — источник понятий добра и зла, идеа­лов, представлений о справедливости и счастье, понятие достоин­ства личности, нравственные оценки ее поступков и общественных институтов. Аксиологии в значительно большей мере, чем деонто­логии, присущи идеологические, психологические, религиозные мо­тивы, поскольку она ориентирована на сопоставление обществен­ных отношений и явлений с идеалами, социальными, природными и иными целями.

Деонтологической этике соответствует в правоведении учение о правовой норме и ее структуре, о системности права, о соотно­шении абстрактного и конкретного в правовых нормах и отноше­ниях, об отраслевом делении права, о формальной определенности правовых норм, о соподчиненности различных источников права по их юридической силе и др. Эти проблемы изучаются преимуще­ственно тем направлением правоведения, которое именуется нор­мативно-позитивным.

Предпринимались попытки аксиологического подхода к пра­ву. Поскольку проблемы права и морали сближаются там, где речь идет о соотношении и духовных связях личности и общества, о на­правлении индивидуальной и общественной деятельности к каким-либо целям, идеалам, благим свершениям, ставился вопрос о "цен­ности права".

В советской литературе внимание к проблеме социальной цен­ности права было привлечено С. С. Алексеевым1. В процессе об­суждения его книги вскоре было замечено, что, рассматривая пра­во как средство осуществления государственных функций и поли­тики правящей партии, автор практически отождествил понятия "ценность" и "полезность". Резонно отмечалось, что содержание книги не изменилось бы, если в названии и тексте слова "ценность права" были бы заменены словами "роль", "функции", "эффектив-

См.: Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обще­стве. М., 1971.



188 Сущность права. Проблемы теории и философии права

ность правовых норм", тем более, что право рассматривалось как "орудие государства", "одно из орудий государственной власти".

При таком подходе исследование "ценности права" успешно вытеснялось изучением эффективности правовых норм1. Попытки отдельных авторов отстоять и развить ту же идею "ценности" (тож­дественной полезности) вызвали еще большие нарекания2. Не при­вела к заметному успеху и попытка сконструировать промежуточ­ное понятие "инструментальная ценность" правовых норм. Не слу­чайно научной общественностью была сочувственно встречена ан­нотированная в ИНИОН статья болгарского ученого В. Вылкано-ва3, отметившего ряд отрицательных черт права и связанных с правом побочных явлений. Право как система норм имеет тенден­цию к нарастающему расширению, поскольку каждая правовая норма, решая одни вопросы, порождает другие вопросы, для ре­шения которых требуются новые правовые нормы. Чрезмерное рас­ширение сферы действия права и связанного с ним государствен­ного принуждения ведет к обесценению последнего (слишком час­тая и повсеместная угроза теряет силу) и к тому, что "гипертро­фированное право" оказывается не в состоянии реализоваться (не­постижимость чрезмерно обширной правовой информации ведет к тому, что следуют не нормам права, а собственным представлениям о добре и зле). Как и всякий внешний регулятор, право порождает отчужденное к нему отношение, конформизм, снижает чувство лич­ной ответственности, унифицирует людей. Оно противопоставляет людей как истцов и ответчиков, управомоченных и обязанных. Куль­тивируя государственное принуждение, право культивирует при­нуждение вообще. Существование права — "декларация бессилия морали", гласное и официальное признание того, что мораль не способна урегулировать отношения между людьми. В заключение автор отмечает, что право является средством регулирования об­щественных отношений, имеющим исключительно высокую соци­альную полезность и безусловно необходимым на нынешнем этапе развития общества. Задача законодателя и всего общества состоит в том, чтобы, не забывая о некоторых отрицательных сторонах правового регулирования, искать условия его оптимальной дей­ственности4.

1 См.: Никитинский В. И. Эффективность норм трудового права. М.,
1971; Кудрявцев В. Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазы-
рин В. В. Эффективность правовых норм. М., 1980.

2 Так, ценность права обосновывалась, в частности, тем, что каж­
дая правовая норма является оценкой, а некоторые нормы, сверх того,
содержат оценочные понятия (см.: Рабинович П. М. Социалистическое пра­
во как ценность. Львов, 1985. С. 17, 27 и след.).

3 См.: Вълканов В. Някои противоречия в правото // Философска
мисъл. София, 1980. Кн. 3, год 29. С. 46—56.

4 См.: Там же. С. 56.


189
Глава 6. Право, мораль, правосознание

Правовые нормы необходимы, многие из них полезны, эффек­тивны, справедливы; однако еще древние не без оснований утвер­ждали: summum jus, summa injuria (чрезмерно точное следование праву порождает наивысшую несправедливость). Проблема ценно­сти правовых норм усложняется еще и тем, что ценность не явля­ется общепринятым масштабом, ибо зависит от идеологии. Как за­мечают современные исследователи, "в любом обществе существует определенный конфликт ценностей, и выбор между ними соверша­ется в сфере права и морали"1.

Мораль не лучше права, а право не хуже морали. Они — раз­ные. В отличие от морали право дает возможность на насилия зло­вредных людей ответить силой государственного принуждения, за зло воздать злом, к чему мораль неспособна. С помощью права мож­но заключать договоры с незнакомыми людьми, даже с лицами со­мнительной репутации, обеспечив исполнение обязательств зало­гом, неустойкой и другими правовыми средствами. Многовековые моральные сентенции о духовном равенстве людей право перевело в область практических жизненных отношений, в правопорядок гражданского общества. Моральные призывы к благотворительно­сти и помощи нуждающимся право переводит в систему социальных прав личности, содействуя социализации гражданского общества.

Право грубее и злее морали, оно чаще подвержено злоупот­реблениям, особенно власть имущих, составляющих законы и при­меняющих их на практике. Но мораль, при всей ее духовности и эстетической красоте, практически не в силах обуздать злых, по­рочных и бессовестных, вредящих другим людям.

Ни право, ни мораль не воплощают сверхъестественную волю или космический замысел природы2. Будь так, они были бы гораз­до совершеннее. Они — человеческое творение и несут на себе бес­численные отпечатки слабости человеческой природы, преоблада­ния чувств над разумом, несовершенства общества, неумелости за­конодателей, недостатков государственного строя. Но именно по­этому они более подходят для повседневного человеческого бытия, чем, скажем, химически чистая гармония Космоса или математи­чески безупречное Божественное Провидение.

Право и мораль по-разному стремятся социализировать лич­ность, подавляя природную агрессивность, умеряя эгоистические инстинкты и страсти, побуждающие людей к деяниям, опасным и вредным для других людей и данного общества. Эти страсти и ин­стинкты остры в любом социально неоднородном обществе, особенно

1 Сурия Пракаил Синха. Юриспруденция. Философия права. Краткий
курс. М., 1996. С. 283.

2 См.: Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт
комплексного исследования. М., 1999. С. 430 и след., 668 и след.

190 Сущность права. Проблемы теории и философии права

в таком, которое разделено на антагонистические классы. Здесь уме­стно напомнить слова Ф. Энгельса о государстве и причинах его возникновения: "А чтобы эти противоположности, классы с проти­воречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала в границах "порядка"1.

Право определяет, поддерживает и регулирует внешний по­рядок; мораль формирует социальные качества личности. Монопо­лизировав принуждение в руках государства, право сдерживает зловредных людей угрозой его применения. Мораль воспитывает чувство милосердия, устойчивость от соблазнов, от преобладания чувств над разумом, от безволия.

Однако мораль не зовет к смирению, всепрощению, непротив­лению злу. Обязанностью нравственного человека является защи­та угнетенных и немощных, нетерпимость к аморальным деяниям и противодействие им. Законное право необходимой обороны осно­вано на моральной обязанности самозащиты и защиты слабых от преступного нападения. Это, однако, единственное основание пра­вомерного применения силы для выполнения морального долга. Во всех других ситуациях моральное воздействие и порицание исклю­чают физическое принуждение, рукоприкладство и даже словес­ные оскорбления в форме, запрещенной уголовным законом. Выс­шая мера морального наказания — бойкот, всеобщее отстранение от безнравственного человека, моральный запрет общаться с амо­ральной личностью.

Моральное оправдание права в цивилизованных странах — в том, что на праве лежит главная тяжесть защиты общества от вред­ных и опасных деяний лиц, пренебрегающих правами и интереса­ми других людей и общества в целом. Поэтому право, в котором сосредоточено и монополизировано государственное принуждение, запрещает и карает преступления против общественной нравствен­ности, т. е. аморальные деяния, вызывающие такое всеобщее воз­мущение, что они могут стать причиной самосуда и самочинной расправы.

"...Существование общества зависит не от совершенства не­которых, а от безопасности всех, — писал В. С. Соловьев. — Эта безопасность, не обеспеченная законом нравственным самим по себе, который не существует для людей с преобладающими противооб­щественными инстинктами, ограждается законом принудительным, который имеет действительную силу и для них"2.


191
Глава 6. Право, мораль, правосознание

Отличие права от морали состоит и в том, что правовое регу­лирование действий и отношений возможно лишь там, где объек­тивно существует доказуемость конкретных деяний и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса. Поэтому оно оценивает только действия людей, обращаясь к изучению мотивов этих действий лишь тогда, когда мотивы доказуемы и влияют на юридическую квалификацию самих действий или их последствий (убийство из корысти, убийство из сострадания). Для морали мо­тивы поступков имеют первостепенное значение; этика считает, что внешне-нравственное поведение не соответствует морали, если его стимулами являются аморальные побуждения (карьеризм, стяжа­тельство, лицемерие и т. п.).

С правом связаны социальные ожидания, опирающиеся на предположения о стабильности правовых норм и надежды на бес­перебойность их реализации.

Социальные ожидания, связанные с моралью, основаны на нравственном облике лица, с которым общаешься, на его мораль­ной репутации, на репутации его ближайшего окружения1.

В стабильном обществе нравственный человек — человек по­рядочный, т. е. человек надежный, неизменный в своих положи­тельных качествах, верный своим обещаниям, противник обманов, склок, злодеяний. Разумеется, в критические периоды острой борьбы народа с тиранической властью или с преступными сообществами порядочность требует участия в этой борьбе или помощи ей. Кро­ме того, как отмечено выше, в странах, задавленных террором и беспросветным принуждением, мораль деформируется и зовет к уходу во внутренний мир. В таких странах порядочность сводится к отстранению от участия в делах тиранической власти, попираю­щей право.

Нравственному человеку легче следовать Золотому правилу в обществе стабильного права и законности. Право и мораль напрямую связаны более всего через отрицательную оценку правонарушений. Объективная сторона ряда правонарушений не имеет моральной оценки; таковы, например, несанкционированное изготовление го­сударственного пробирного клейма, совершение сделки, связанной с жемчугом, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, повреждение транспортного средства. Однако названные и другие составы дея­ний, запрещенных современным уголовным правом, содержат мо­тивы, осуждаемые моралью (обман, корыстные цели, пренебрежи­тельное или легкомысленное отношение к жизни, здоровью и иным


1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­
ства. М., 1938. С. 163.

2 Соловьев В. С. Указ. соч. С. 456.

1 В трудах Макса Вебера показана роль протестантской этики в раз­витии капитализма в Западной Европе и США в том отношении, что при­надлежность к определенным сектам расценивалась как надежная гаран­тия честного выполнения любого, даже устно заключенного договора (см.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 273 и след.).

192

Сущность права. Проблемы теории и философии права

1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   36


написать администратору сайта