Главная страница

Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


Скачать 2.1 Mb.
НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
АнкорЛейст.doc
Дата03.05.2017
Размер2.1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛейст.doc
ТипДокументы
#6772
страница27 из 36
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   36
Глава 6. Право, мораль, правосознание

в Гражданском кодексе Российской Федерации используется по­нятие "общие начала и смысл гражданского законодательства" (ст. 6, 8).

Массовое правосознание — это тот материал, из которого тво­рится право, создаваемое не (только) в парламентах и в кабинетах ученых юристов. Многие понятия и оценки правосознания санкци­онировались как обычаи или (и) прецеденты либо получали вопло­щение в нормативно-правовых актах государства, узаконяющего от­ношения, сложившиеся на практике. Так возник, например, дого­вор пожизненного содержания с иждивением, который поначалу получил распространение и известность, а затем — формально-оп­ределенное выражение в ст. 601—605 ГК РФ.

Массовость обыденного правосознания не означает, что боль­шое число людей одновременно размышляет о нормах и принци­пах поведения, имеющего юридические последствия. Обыденное со­знание ситуационно; содержащиеся в нем правовые и моральные критерии активизируются каждый раз, когда жизненная ситуация взывает к особой оценке.

Так, подавляющее большинство отечественных следователей, дознавателей, прокуроров и судей всегда испытывало интуитивное неудобство при допросах близких родственников лиц, привлечен­ных к уголовной ответственности, тем более, что по Уголовному кодексу РСФСР карались не только ложные показания, но и отказ от дачи показаний. О возможной ответственности за это предуп­реждались все свидетели, о чем с них бралась подписка; но на прак­тике вряд ли были уголовные дела по обвинению родителей, детей или супруги осужденного за отказ от дачи обличающих показаний или за ложные показания, как-то смягчающие вину обвиняемого. Правоприменительная практика стихийно и твердо встала на путь привлечения к уголовной ответственности за ложные показания только тех родственников обвиняемого, которые в целях оправда­ния близкого им человека заведомо ложно обвиняют других людей, невиновных (ложный донос) и (или) создают и фальсифицируют в тех же целях доказательства (подкуп или подговор свидетелей и т. п.). Этой практике не противодействовали вышестоящие инстан­ции, ведающие дознанием, следствием и судом. В конце концов по­добная практика была узаконена в ст. 67 Конституции РСФСР (в ред. 1992 г.), ст. 51 Конституции Российской Федерации, а затем в уголовном законе (ст. 308, 316 и другие УК РФ).

Таких примеров можно привести немало; отсюда, однако, не следует, что массовое или профессиональное правосознание все­гда помогает совершенствованию права и укреплению правопорядка. К сожалению, нередко бывает наоборот.

Попытки граждан определять свои отношения или совершать юридически значимые поступки, руководствуясь не действующим

202

Сущность права. Проблемы теории и философии права

г

Глава 6. Право, мораль, правосознание

203


законодательством, а своими, обыденными представлениями о праве, часто порождают трагические ситуации. При рассмотрении нема­лой части гражданских и уголовных дел их участники искренне сетуют: "думали, договор оформлен правильно, оказалось — нет", "знал бы, что это запрещено и строго наказывается — не стал бы".

В массовом правосознании содержится немало противореча­щих действующему праву представлений о правомерном и непра­вомерном, юридически значимом и юридически ничтожном.

Существует уверенность в правомерности захвата (раздела) необрабатываемых много лет участков земли и пустующих строе­ний без попыток найти их собственника и получить его согласие. С "бесхозным имуществом" (имеющим собственника) совершаются сделки (купля-продажа, обмен, аренда, залог). Считается правомер­ным самовольное задержание имущества должника или причини-теля вреда (автотранспорта, инвентаря, скота) до уплаты долга или возмещения вреда. Берется или отдается в залог паспорт. Нередок сговор продавцов сельскохозяйственной продукции о минимальных рыночных ценах. Правомерным считается покупка самогона или заказ на его изготовление в значительном количестве (к семейно­му празднику). Практикуется избиение застигнутого с поличным вора вместо его задержания для возбуждения уголовного дела. Многие из этих действий и сделок совершаются, заключаются и исполняются, не оставляя следов в судебных протоколах. Досад­ные недоразумения и тяжбы возникают из-за необоснованных пред­ставлений о наличии каких-либо льгот и привилегий. Часто про­является неосведомленность обыденного правосознания о способах оформления договоров, сделок, официальных документов.

Разнообразием, неустойчивостью и противоречивостью содер­жания правосознание превосходит не только право, но и мораль. В морали больше единства, чем в правосознании, поскольку общим идеалом морали является добропорядочный и добросовестный че­ловек, склонный к солидарным отношениям с другими членами об­щества. Представления о правомерном и неправомерном, о правах и обязанностях, о преступлениях и наказаниях, содержащиеся в правосознании разных групп общества, зависят от тех идеалов (все­гда различных), к которым эти группы стремятся.

Однако правосознание более, чем мораль, способно содейство­вать преобразованию права, правопорядка, общественного строя. Основные средства морального воздействия на общество — воспи­тание нравственного человека, обучение, положительный пример, общественное порицание. Действенность морального влияния зави­сит, как отмечено, от социально-культурных условий, разобщаю­щих или объединяющих людей; сколько-нибудь существенно из­менить эти условия мораль не способна. В сфере одной лишь мо­рали не достигает успеха и борьба за воспитание нравственного че-

ловека, ибо массовое или насильственное насаждение добра неиз­бежно порождает зло.

Правосознание (особенно официальное, профессиональное и массовое) способно воздействовать на право и правопорядок и даже на правовую структуру общества. Мораль стремится усовершен­ствовать человека, правосознание направляет изменение права. Ни одна правовая реформа невозможна без участия в этом официаль­ного правосознания (выражения государственной воли), часто — правосознания профессионального или доктринального.

Правосознание становится могучей идеологической силой, если оно объединяет большие массы населения против общего врага. Для этого должны стать очевидными пороки действующего права и в общем, абстрактном виде определены основные принципы жела­тельного права.

Существенную роль в истории ряда стран и народов играли народные движения на основе общих (для большинства общества) представлений о необходимости коренных или частичных измене­ний права. Замена сословно-феодального общества гражданским происходила на основе правосознания, требующего упразднения сословий, учреждения всеобщего равенства перед законом, корен­ного изменения правовой структуры общества (см. гл. 4).

Доктринальным воплощением нового правосознания, выража­ющего стремление к юридическому равенству и свободе от фео­дального произвола, стала теория естественного права.

Первый видный представитель этой теории Гуго Гроций в трактате "О праве войны и мира" (1625 г.) определял естественное право следующим образом: "Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, призна­ется либо морально позорным, либо морально необходимым..."1. В данном определении упоминаются моральные понятия и категории; однако содержанием естественного права Гроций называл право­вые предписания. К ним относятся, писал он, "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а так­же воздаяние людям заслуженного наказания"2.

От естественного права (предписаний разума) Гроций отличал "волеустановленное право", к которому относится право, создан­ное государственной властью, содержащееся в нормативно-право­вых актах и других источниках.

1 Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги, в которых объяс­
няются естественное право и право народов, а также принципы публич­
ного права. М., 1956. С. 71.

2 Там же. С. 46.

204

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Глава 6. Право, мораль, правосознание

205





Гроцием обосновано главное положение теории естественного права, согласно которому волеустановленное право должно соот­ветствовать праву естественному, по существу — правосознанию, основанному на идее всеобщего равенства. Противопоставление тре­бований естественного права нормам права волеустановленного, т. е. существовавшим в большинстве стран феодальным правовым институтам, было направлено против феодального права и сослов­ного строя. Рационализм, т. е. оценка общественных отношений с позиций здравого разума, применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание со­словных привилегий?), был могучим орудием критики феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка природного равенства людей.

Идеи Гроция вскоре получили широчайшую известность и распространение.

Последующее развитие теории естественного права состояло в том, что волеустановленное право в научных трудах стали назы­вать положительным, или позитивным, правом, законами государ­ства.

Второе уточнение много важнее. К предписаниям естествен­ного права были добавлены права и свободы человека. Вскоре пос­ле "Славной революции" 1688—1689 гг., окончательно оформившей в Англии конституционную монархию, английский философ Джон Локк доктринально обосновал основные естественные и неотчуж­даемые права человека — равенство, свободу и собственность. Эти права не зависят от государства, которое обязано их обеспечивать, воплощая в законодательстве, охраняя с помощью правосудия и административной власти.

Таким образом в правосознании и в политико-правовой тео­рии Западной Европы XVII века была сформирована и теорети­чески обоснована модель гражданского общества, практическое осу­ществление которой заняло несколько веков и в масштабах чело­вечества далеко не завершено.

В конце XVII века был сформулирован и обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены пути реализации этих прав и свобод в гражданском обществе.

В период борьбы против феодально-сословного строя естествен­ным правом назывались содержащиеся в разуме1 идеи, нормы, принципы, которые широко распространены и авторитетны в об-

1 Выше процитировано сформулированное Гроцием определение ес­тественного права как "предписания здравого разума". Локк также ут­верждал, что естественное право "не является писанным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей" (Локк Джон. Сочинения в трех томах. Т. 3. М., 1988. С. 342).

ществе, но еще не воплощены в действующем (позитивном, воле-установленном) законодательстве. Поскольку к предписаниям ес­тественного права относились сформулированные и обоснованные Дж. Локком права человека — равенство, свобода, собственность, теория естественного права XVII—XVIII вв. носила критически-ре­волюционный характер и направлялась против феодально-сослов­ного строя.

В результате революционных событий и правовых реформ в конце XVIII — начале XIX в. большая часть требований естествен­ного права воплотилась в действующем (позитивном) праве (см. гл. 4 и 5). Это привело к долговременному упадку влияния идей и теории естественного права на массовое правосознание.

Социальное расслоение общества, обусловленное развитием первобытного капитализма, разрушило единое до того революци­онно-критическое естественно-правовое правосознание. Каждый из развивающихся классов по-своему относился к возникшему бур­жуазному праву, перспективам его совершенствования, преобразо­вания или замены другим правом. Теория естественного права ра­стеряла своих сторонников и из-за того, что провозглашенные пра­ва и свободы уже воплотились в позитивном праве, и по той при­чине, что воплощение не оправдало многих социальных ожиданий, так как отчетливо выявился формализм этих прав и свобод.

Правосознание различных классов свелось к требованиям кон­кретных реформ (социальных, избирательных, конституционных и др.).

В доктринальном правосознании место теории естественного права занял "юридический позитивизм", считавший правом толь­ко закон или иной нормативно-правовой акт, принятый государст­вом, разрабатывавший "логику юридических конструкций", "юрис­пруденцию понятий". Юридический позитивизм существенно обо­гатил профессиональное и доктринальное правосознание, положил начало общей теории права, отличной от философии права. Что касается теории естественного права, то с начала XIX в. она стала отождествляться с философией права, разрабатывающей абстрак­тные идеи свободы и справедливости, не связанные напрямую с конкретной правовой реальностью.

Именно отрицательное отношение ученых-позитивистов к "ме­тафизической" теории естественного права (т. е. к революционно-критическому правосознанию XVII—XVIII вв.) побудило теорети­ков права к исследованию связей права и морали с упором на "об­щечеловеческие" нормы и принципы последней, призванной, по их мнению, обосновать авторитет позитивного права.

К рубежу XIX—XX вв. относится возрождение естественно­го права. Начало этому положил теоретик марбургской неоканти­анской школы научного идеализма Рудольф Штаммлер, обосновав-

206

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Глава 6. Право, мораль, правосознание

207


ший новое понятие: "естественное право с изменяющимся содер­жанием". Естественным правом называются, писал Штаммлер, ис­торически складывающиеся идеи, содержащиеся в массовом обще­ственном правосознании, требующем реформы права с точки зре­ния общественного идеала.

Концепция естественного права с изменяющимся содержани­ем дала возможность соединить рационалистический гуманизм клас­сических доктрин естественного права XVII—XVIII вв. с истори-ко-социологическим подходом к правосознанию.

Во-первых, одна из причин возрождения идей естественного права состоит в том, что к концу XIX века в западноевропейском мышлении был преодолен разнобой многочисленных и противоре­чивых направлений правосознания, определились основные право­вые требования различных классов буржуазного общества. Во-вто­рых, большую популярность приобрело понятие "правовая рефор­ма", связанное с растущей ролью представительных учреждений, осуществляющих законодательную власть. В-третьих, начинался этап социализации гражданского общества, которую предполага­лось осуществить без революционных взрывов и гражданских войн.

Показательно, что с помощью идей возрожденного естествен­ного права либеральные мыслители начала XX века обосновывали необходимость признания и закрепления в позитивном законе со­циальных прав личности, в том числе "права на достойное челове­ческое существование", сформулированного в трудах ряда либе­ральных правоведов, особенно П. И. Новгородцева1. Возрождение идей естественного права отражало настоятельную необходимость воплощения в законодательстве новых требований массового пра­восознания, соответствующих перспективам социализации права.

На теории естественного права с изменяющимся содержани­ем основывалось "второе поколение прав человека", т. е. идеи со­циальных прав и свобод (права на труд, на всеобщее образование, на бесплатную медицинскую помощь, на государственную помощь больным, инвалидам, малоимущим и др.). Перечень и содержание этих прав и свобод были (и остаются) спорными как в доктриналь-ном, так и в массовом правосознании. Однако сама идея социальных прав, связанная с идеей социального государства, поначалу сопро­вождалась критикой "прав первого поколения" (равенство, свобо­да, собственность, безопасность и др.).

Скептическое отношение к "формальным правам" существен­но изменилось в середине XX века в связи с итогами Второй ми­ровой войны. Нюрнбергские процессы показали, что гуманистичес­кая идея естественного права по-новому актуальна для оценки пра­ва и правопорядка тоталитарных режимов. В ходе процессов над

военными преступниками постоянно возникали вопросы: было ли нацистское право правом? Можно ли судить и наказывать граж­дан национал-социалистического государства за исполнение ими за­конов и приказов руководителей этого самого государства?

Обсуждение данных проблем резко повысило в общественном правосознании авторитет идей естественного права как критерия оценки позитивного права любого государства. Стало очевидно, что формальные права, попираемые тоталитарными режимами, не ме­нее важны, чем социальные права личности.

В середине XX века мощным стимулом развития естествен­но-правовых идей в общественном правосознании стало стремление либеральной и социальной демократии покончить с практикой нару­шения прав человека тоталитарными режимами, воплотить в дей­ствующем международном и внутригосударственном праве прин­ципы и нормы общечеловеческого правосознания как основу совре­менной цивилизации.

Принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Меж­дународных пактов о гражданских и политических правах и об эко­номических, социальных и культурных правах (1966 г.) и других международно-правовых документов1, обязательность которых при­знана конституционным законодательством многих стран, не завер­шило развития естественно-правовой теории и не исчерпало пер­спектив влияния массового правосознания на международно-пра­вовое и внутригосударственное законодательство.

Классическая теория естественного права XVII—XVIII вв. выражала в обобщенном виде принципы и нормы общественного правосознания эпохи низвержения феодально-сословного строя и становления гражданского общества. Основными требованиями пра­восознания той эпохи были равенство и свобода, гражданские и политические права, гарантированные правовым государством.

Естественное право с изменяющимся содержанием XX ве­ка — это правосознание эпохи социализации права гражданского общества, правосознание, требующее строгого соблюдения и гаран­тий формальных прав, их дополнения экономическими, социальны­ми и культурными правами (право на достойное человеческое су­ществование). Этому правосознанию соответствует правовое и со­циальное государство.

Разные философско-правовые направления называют различ­ные источники естественного права: божественную волю, природу человека, основные принципы морали, ценности или постулаты цивилизации, предписания разума и т. д. При этом естественное право и его предписания всегда оказывались той частью массового правосознания, которая, исходя из состояния общества и его соци-


1 См.: Фролова Е. А. П. И. Новгородцев о праве и государстве. М., 2001.

i\.

т

1 См.: Права человека. Основные международные документы. М., 1990.

208

Сущность права. Проблемы теории и философии права

альных ожиданий, была ближе всего к воплощению в позитивном праве. Иными словами — это идеологическое оформление требо­ваний совершенствования права, настоятельнее других выдвигае­мых обществом или его значительной частью.

Как отмечено, многие права и свободы воплощены в между­народном праве и в законодательстве государств, переведены из правосознания в позитивные законы. Письменное изложение прав и свобод человека в международно-правовых и государственных актах придает им формальную определенность и потому имеет важ­ное значение для обеспечения системой юридических гарантий. В пактах о правах и в конституциях, закрепляющих права и свобо­ды, оговорено, что их законодательный перечень не является ис­черпывающим; помимо перечисленных существуют, признаются и охраняются и другие неотчуждаемые права и свободы человека.

Поскольку о правах и свободах речь заходит практически тог­да, когда они нарушаются или не признаются, их гарантией явля­ется правосудие; это относится как к формально определенным в текстах международных пактов и конституций правам и свободам, так и к тем, которые такого определения не получили. А поэтому резко повышается роль профессионального правосознания судей не только в защите, но и в определении содержания защищаемых прав и свобод, наиболее общим гарантом которых выступают уже не толь­ко судебные системы государств, но и межгосударственные орга­ны по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой защиты (см. ст. 46 Конституции России).

Коль скоро естественное право в какой-то его части призна­ется официальным, действующим правом каждого государства и мирового сообщества, растет значение научной разработки связан­ных с этим проблем, особенно проблем спорных.

Продолжаются научные дискуссии о перечне, содержании и осуществимости социально-экономических прав человека. Выска­зываются сомнения в том, что они столь же естественны и неот­чуждаемы, как "права первого поколения" (равенство, свобода, соб­ственность, безопасность); утверждается также, что ряд социальных прав и свобод невозможно или затруднительно обеспечить судеб­ной защитой. Однако основные "права и свободы второго поколе­ния", выражающие тенденцию социализации гражданского обще­ства, укоренились в массовом правосознании, закреплены в кон­ституциях ряда государств и без обеспечения этих прав и свобод практически невозможны прогресс и порядок в современном обще­стве.

Иногда утверждается, что сама идея "второго поколения прав и свобод" скомпрометирована тем, что социально-экономические права, провозглашенные в Конституции СССР 1936 года, представ-

209

1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   36


написать администратору сайта