Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Право и мораль

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница22 из 36
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   36
    Глава 6. Право, мораль, правосознание

    163


    ние и развитие различных объединений в области хозяйственной деятельности привело к разработке и принятию уставов акционер­ных обществ, промышленных и коммерческих объединений и др. В демократическом обществе возникает множество объединений по интересам (в частности, спортивных, благотворительных, искусст­воведческих).

    Учитывая общественные запросы, государство признает такие объединения субъектами права и определяет формы их деятель­ности там, где они могут иметь юридические последствия.

    В настоящее время ряд корпоративных норм соприкасается с правом в тех случаях, когда решения негосударственных органи­заций или объединений могут порождать юридические последствия (гражданско-правовые и процессуальные акты юридических лиц, решения партий о выдвижении кандидатов в депутаты, решения собраний верующих о создании религиозных организаций и др.). При правовой оценке таких решений исследуется их соответствие нормам уставов (был ли кворум, правомочно ли правление или ру­ководитель решать такие вопросы и т. п.).

    Кроме организаций, действующих на основе права, в каждом обществе и государстве, наверное, существуют организации, нор­мы, решения и деятельность которых вредны и опасны для чле­нов общества, общественного и государственного строя (экстреми­стские партии и группы, организованная преступность, изувер­ские секты, объединения наркоманов и т. п.). Такие организации признаются противозаконными и с ними ведется борьба на основе права.

    Некоторые организации тоталитарного типа в XX веке стре­мились навязать свою групповую волю, уставные и программные нормы всему обществу, приравняв их к праву и даже ставя выше права. Так, решениями вождя национал-социалистической партии Германии определялись и право, и политика "III империи", а нормы и приказы Генерального секретаря или Политбюро ВКП(б)—КПСС были обязательны для всех членов партии, беспар­тийных, для государства и общества в целом. Как средневековое духовенство обосновывало свои притязания на высшую власть иде­ями превосходства церкви (Града Божьего) над государством, так и профессиональные ораторы и политиканы ссылались на руково­дящую роль вождя или партии по отношению к государству. Этим порождена идея различения "власти политической" и "власти го­сударственной"1, призванная оправдать верховенство корпоратив­ных норм и решений партии над правовыми нормами, установлен­ными государством.

    1 Своеобразна позиция В. Е. Чиркина, который, предлагая различать власть государственную и политическую, примером последней считает предгосударственную власть повстанцев в освобожденных от колонизато-

    Трагические последствия тоталитарных режимов, подчиняв­ших и общество, и государство партийным решениям и приказам функционеров, показали, насколько опасно наделять правотворчес­кими или властными полномочиями какие-либо организации и объе­динения, кроме государственных1.

    Проблема соотношения права и корпоративных норм не раз возникала в политико-правовой идеологии XX века. Уже в первое десятилетие века "школа свободного права" в континентальной Западной Европе доказывала юридическое значение ряда положе­ний уставных норм, обязательность их учета при вынесении су­дебных решений. В обобщенном виде это положение сформулиро­вал Е. Эрлих, разработавший теорию "права союзов" как "перво­го слоя права". Еще дальше в теоретическом отношении пошел Ле­он Дюги, определивший перспективу постепенной замены права "конвенциональными нормами" — договорами синдикатов (профес­сиональных объединений) о взаимных уступках, правах и обязан­ностях. По мысли Дюги, это должно привести к преобразованию государства, к превращению его из "господина над обществом" в систему публичных служб, охраняющих порядок и обслуживаю­щих потребности гражданского общества в процессе его социали­зации.

    Идея синдикалистского (корпоративного) государства не полу­чила широкого осуществления из-за компрометации ее тоталитар­ными режимами, а также из-за трудности совмещения професси­онального представительства с традиционными институтами пред­ставительной демократии в единой системе органов государства. Практика государственно-правового осуществления социального партнерства идет по другому пути: достаточно известно, что в на­стоящее время в ряде промышленно развитых стран содержание многих норм, регулирующих трудовые и социальные отношения (максимальная продолжительность рабочей недели, минимальная оплата труда, размер и характер социальных гарантий работника и др.), определяется соглашениями между профсоюзами наемных

    ров районах (см.: Сов. государство и право. 1988. № 1. С. 27; Государство и право. 2000. № 6. С. 9). Однако и такое понимание политической власти, отличной от государственной, порождает ряд сомнений. В истории было много прогрессивных и непрогрессивных государственноподобных образо­ваний, располагающих властью, к которой неприменима примелькавша­яся политическая терминология. Например, была ли власть Золотой Орды над русскими княжествами в XIII—XV вв. "политической властью" или просто военной властью завоевателей?

    1 Исключение составляют органы местного самоуправления в стра­нах, где муниципалитеты органически связаны с системой государствен­ных органов. Так обстоит дело в современной России, согласно Конститу­ции которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (ст. 132).

    164

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 6. Право, мораль, правосознание

    165


    рабочих и организациями предпринимателей, а государство лишь придает этим нормам юридический характер, обеспечивая их со­блюдение и исполнение соответствующей системой гарантий и вы­ступая в необходимых случаях как арбитр при решении возника­ющих споров, как гарант социального партнерства.

    Независимо от Дюги русский революционный мыслитель П. А. Кропоткин указывал на развитие различных территориаль­ных и производственных объединений и союзов трудящихся как на предпосылку грядущего уничтожения права и государства, ста­новления анархо-коммунизма, основой которого является высокая нравственность человека1.

    Важной частью социальных норм являются обычаи, обыкно­вения, нравы.

    Обычай в узком, собственном смысле слова есть правило по­ведения, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нор­мы, соблюдение которых стало привычным в результате их дли­тельного существования. Они складываются на основе моральных норм (нравы — обычаи, имеющие моральное содержание), норм быта (правила приличия, гигиены, поведения за столом и др.), не­которых норм права. Реализация обычаев осуществляется, как пра­вило, без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер в том смысле, что критерии добра, зла, целесообразнос­ти и удобства, приличия и т. д., лежащие в ее основе, отходят на второй план перед привычностью ее выполнения. Иными словами, если правовая или моральная норма регулирует поведение людей с помощью оценочных критериев (добро, зло, правомерно, непра­вомерно и др.), то та же норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.

    Обычаи играли большую роль в становлении права Древнего мира и Средних веков, так как выборочное санкционирование обы­чаев было способом создания права.

    В современных обществах право независимо от его формы (ис­точников) в своем осуществлении опирается на привычное массо­вое подчинение правовым нормам уже по той причине, что непра­вомерное поведение выходит за рамки обычного поведения, не при­влекающего внимания правоохранительных органов. Общая привыч­ка законопослушного большинства любого стабильного общества к установленному порядку, подсознательная надежда на охрану жиз­ни, здоровья, имущества от правонарушителей, на социальную по-

    1 См.: Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 324 и след.

    мощь государства являются психологической основой любого пра­вопорядка, если, разумеется, само право стабильно и не приходит в конфликты с массовым правосознанием.

    В некоторых странах санкционированный обычай был и оста­ется источником (формой) права. Обычаи (адаты) — источник пра­ва в мусульманских странах наряду с шариатом.

    От обычаев и традиций отличаются обыкновения или деловые обыкновения. Так называется устоявшаяся практика, сложившая­ся в хозяйственной деятельности, а также в быту. О деловых обык­новениях говорится, в частности, в нормативных актах, когда речь идет о принятых в данном порту обычаях очередности погрузки и разгрузки, об обычно предъявляемых требованиях, которым дол­жно соответствовать качество проданной вещи, о ее нормальном использовании.

    К обычаям относят также традиции, которые в меньшей сте­пени связаны с чувствами, эмоциями. Традиции выражают стрем­ление людей сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения; они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью, а также в том, что лица, пренебрегающие этой традицией, порой заслужива­ют морального порицания. В то же время традиции имеют нечто общее с обычаем: они опираются не только на поддержку обще­ственного мнения, но и на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими, стремление следовать распространенному примеру, которому следуют все, на то, что пси­хология называет "психическим заражением", подражанием и т. д.

    Общественная психология, как и общественное сознание в це­лом, испытывает на себе воздействие права и оказывает на него в свою очередь определенное влияние. Именно в области обществен­ной психологии совершаются наиболее глубинные процессы, про­исходящие в ходе исторического развития и изменения обществен­ного сознания. С одной стороны, именно здесь складывается пра­вовая культура, свойственная стабильному гражданскому обществу; с другой стороны, именно в общественной психологии сохраняют­ся нравы и привычки, питающие правовой нигилизм, подменяю­щие право иными регуляторами поведения.

    Право зависит от других социально-нормативных регуляторов и родственно им; ряд правовых норм не может осуществляться без учета оценок и критериев, определенных другими социальными нормами, и, наоборот, некоторые социальные нормы неэффектив­ны, почти бессильны без правовой поддержки и оформления.

    Но право и другие социальные нормы — не единственный ре­гулятор общественной жизни и деятельности. Как отмечено, рядом с правом и нередко вопреки ему в истории существовали и дей-

    166

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    г



    Глава 6. Право, мораль, правосознание

    167


    ствовали ненормативные формы и способы воздействия на жизнь общества: веления верховной власти по вопросам, не урегулиро­ванным правом, административные приказы (законные и незакон­ные) должностных лиц, распоряжения помещиков, адресованные их крепостным, иные решения по конкретным вопросам лиц, обле­ченных властью.

    Признак любой социальной нормы — стабильность, так как норма рассчитана на неоднократное применение и не исчерпывается исполнением. Рядом с нормами почти всех видов (кроме обычаев) существуют схожие с ними по форме конкретные (исчерпываемые исполнением) приказы, призывы, обращения, порой оказывающие существенное воздействие на массовое сознание и на обществен­ные отношения. Таковы, например, мятежные и успокоительные призывы и лозунги реакционных или революционных лидеров, кли­кушество вождей экстремистских партий, вожаков толпы, демаго­гов, харизматических служителей религиозных культов, воззвания средств массовой информации, целенаправленно и настойчиво, сво­бодно или по заданию ведущих агитацию и пропаганду "за" или "против" какой-либо деятельности, организации или конкретного человека.

    Такие призывы могут серьезно влиять на правовое и мораль­ное сознание общества^ тесно связанное с правом.

    Весь период существования права на его содержание и реа­лизацию значительно влияли и влияют правосознание и мораль — вечные спутники, сотрудники и конкуренты права.

    2. Право и мораль

    В современной отечественной литературе отмечается, что мо­раль1, в отличие от права, содержится не (только) в официальных источниках, а в общественном мнении, и соблюдение моральных норм обеспечивается не государственным принуждением, а совес­тью и общественным воздействием. Замечалось также, что право обязательно для всего общества, а в морали то, что для одного яв­ляется нормой поведения, для другого оказывается лишь возмож­ной, но не обязательной оценкой (взглядом). К тому же в области морали как нормы, так и взгляды для разных частей общества мо­гут быть различны, даже противоположны.

    Нормы морали содержатся в общественном мнении, и, в от­личие от права, момент возникновения каждой из них определить практически невозможно, так как индивидуальные оценки различ-

    1 Мораль (от латинского "морус" — нравы) и нравственность — одно и то же. Этика (от греческого "этос" — нравы, обычаи) — философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность).

    ных ситуаций с позиций морали, распространяясь и получая об­щественное признание, перерастают из "морального взгляда" в нор­му, в правило поведения значительного числа людей (или всего об­щества). В праве же четко различаются правовые нормы (офици­ально признанные и санкционированные государством) и правовые взгляды, правосознание, предположения о том, каким должно или не должно быть право.

    Правильно указывалось также, что ряд норм права (об ответ­ственности за клевету, оскорбление личности, хулиганство и др.) невозможно применить без учета моральных критериев, а некото­рые принципы и нормы морали воплощены в нормах права (семей­ного, например).

    Общим для советской литературы был взгляд на мораль как на одно из орудий политики коммунистической партии ("нравствен­но то, что помогает строить коммунизм")1. Связь правовых и мо­ральных норм при социализме доказывалась общностью их целей и политического содержания, руководящей ролью правящей партии, а также тем, что в основе правовых и моральных норм лежат "объективные нормы", заложенные в экономическом базисе обще­ства, определяющем надстройку. В отличие от буржуазных уче­ных-юристов (например, Г. Еллинека), называвших право "мини­мумом морали", некоторые советские ученые утверждали, что при социализме многие правовые нормы являются "максимумом мора­ли". Обоснование "морально-политического единства советского об­щества" сопровождалось критикой классовой морали буржуазии, причем подчеркивалось, что в эксплуататорском обществе мораль всегда носит сугубо классовый характер. В -связи с этим принци­пиально отвергалось существование общечеловеческих норм и прин­ципов морали. Коль скоро право и мораль господствующего класса носят одинаковый классовый характер, они считались едиными и отождествлялись в их основных предписаниях2.

    Вслед за рядом юристов позитивистского направления право­веды нередко изображали соотношение права и морали в виде двух пересекающихся окружностей с обширной общей сферой и неболь­шими несовпадающими частями (мораль, но не право, регулирует отношения дружбы и любви, право определяет формы сделок, без­различные с точки зрения морали).

    Изложенные представления (особенно подчинение морали по­литике и отрицание общечеловеческих моральных норм) подвер­гались справедливой критике. Однако проблема соотношения пра-

    1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 308—315.

    2 См., например: Карева М. П. Право и нравственность в социалис­
    тическом обществе. М., 1951; Якуба Е. А. Право и нравственность как ре­
    гуляторы общественных отношений при социализме. Харьков, 1970; Алек­
    сеев Л. И. Единство правовых и моральных норм в социалистическом об­
    ществе. М., 1968.

    168

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 6. Право, мораль, правосознание

    169


    ва и морали еще не нашла достаточно полного освещения в нашей литературе.

    Большое сомнение вызывает представление о совпадении многих сфер правового и морального регулирования1. Право и мо­раль — совсем разные, между ними больше различий, чем сход­ства. О совпадении части права и морали ("пересекающиеся окруж­ности") трудно говорить по той причине, что в содержании права слишком много такого, к чему мораль решительно безразлична. Не­возможно найти моральное содержание, например, в правовых нор­мах, определяющих структуру и порядок деятельности государ­ственных органов, органов местного самоуправления, акционерных обществ и иных юридических лиц, формы заключения договоров, условия их действительности, порядок выполнения, сроки прове­дения экологических мероприятий, деятельность статистических или налоговых органов, различных инспекций, нормах, закрепля­ющих права профсоюзов, избирательную систему страны, регули­рующих составление, утверждение и исполнение бюджета — по­чти все (или все) отрасли права содержат нормы, содержание ко­торых никак не оценивается моралью. В самом деле: морально или не морально, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, а для существенного изменения Конституции должно быть созвано Конституционное Собрание? Морально или не морально, что раз­мер подоходного налога меняется, исходя из перспектив развития производства и других экономических соображений, или что пра­во бесплатно получить высшее образование осуществляется на кон­курсной основе? Даже нормы семейного права, которые чаще дру­гих приводятся как пример совпадения моральных и правовых оце­нок и отношений, далеко не всегда зависят от нравственных кри­териев; брачный возраст, например, нормативно устанавливается на основе медицинских наук; нормы о порядке (процедуре) растор­жения брака — на основе изучения демографической перспекти­вы, обобщения правовой практики, выводов статистики и психоло­гии, а также с учетом правил деятельности судов и других право­применительных учреждений.

    Не слишком ли обширная сфера правоотношений находится вне моральных оценок, чтобы можно было говорить о пересечении или частичном совпадении права и морали- в нормативной системе общества? Ведь за пределами моральных оценок находится не ка­кой-то узкий сегмент правоотношений, а почти вся сфера право­вого регулирования. Моральное сознание общества встревожива­ется лишь при совершении правонарушений.

    1 Еще и сейчас некоторые авторы со ссылкой на устаревшие источни­ки утверждают, что мораль имеет "вездесущий, всепроникающий харак­тер" (см.: Абросимова О. К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 5).

    Равным образом право (в цивилизованном обществе) не втор­гается в нравственное сознание общества и индивида, оставляя без юридических оценок почти все области моральных отношений. Там, где действительно необходима юридическая регламентация каких-либо нравственных отношений, мораль воздействует на право че­рез правосознание. Так случилось, например, с изменением норм советского семейного права о "внебрачных детях"1.

    Моральные нормы не тождественны правовым ни по содер­жанию, ни по логико-теоретической (гипотеза, диспозиция, санк­ция), ни по деонтологической структуре.

    Главная разница между ними — в критериях оценки дей­ствий, поведения людей и их отношений. Праву свойственны оценки: "правомерно", "неправомерно", "имеет юридическое значение", "юридического значения не имеет", "порождает определенные пра­ва", "возлагает определенные обязанности", "допускается или на­ходится под особой охраной государственных органов", "пресека­ется и наказывается с помощью мер государственного принужде­ния" и т. п.

    Иные критерии оценок свойственны моральным нормам. Как отмечено, оценка, выраженная в общей форме, и является нормой; в морали, где нет ни законодателя, ни специального правосудия, это особенно заметно.

    Самое трудное в этике (наука о морали) — найти основной, общий критерий оценок, определяющий содержание моральных принципов и норм как основы нравственного поведения. Таким кри­терием нередко называют "справедливость" или "добро и зло".

    "Справедливость" считается основной и общей для морали и права категорией.

    Однако сущность и содержание справедливости всеми пони­маются по-разному. Интуитивно под справедливостью подразуме­вается уравнивание, согласование, соответствие, соразмерность2.

    1 См.: Пергамент А. И. Правовое положение внебрачных детей дол­
    жно быть изменено // Сов. государство и право. 1956. № 3.

    2 Например, в Курсе лекций по общей теории права различаются
    справедливость воздающая (принцип древних правовых систем талиона),
    уравнивающая (равенство граждан перед законом), распределительная
    (учет всех обстоятельств личности при распределении материальных и
    иных благ) (см.: Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород 1993.
    С. 116).

    Еще больше различных видов справедливости называет Ж.-Л. Бер-жель, который, после перечисления многих понятий справедливости, за­мечает, что существует много интерпретаций этого понятия и, в зави­симости от конкретного случая, можно прибегнуть к любой из них (см.: Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 58 и след.). Обоснование различных понятий справедливости см.: Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

    170

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    т

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   36


    написать администратору сайта