Главная страница

работа я. О вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера


Скачать 1.64 Mb.
НазваниеО вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера
Анкорработа я
Дата13.05.2023
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаO-vere-neverii-i-somnenii.pdf
ТипРеферат
#1127115
страница2 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
4:22
); а в другой раз пишет просто приветствуют вас (коринфян) все братия (
1 Кор.:16, 20
) : приветствуют тебя все находящиеся со мной. Приветствуй любящих нас в вере (
Тит. 3:15
). Первые христиане жили свято, оставались в семьях, с мужьями, женами, детьми — или даже рабами. Вот и бабушка была воистину такою.
За то Господь сподобил ее необычайно тихой кончины, о которой мы молимся:
«Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны — у Господа просим. Это я сам помню. Мне, вероятно, было лет 7 уже, а может быть, еще и 6 с лишним. Я
спал с маленьким братиком Сергеем на большой кровати. Другие — на полу. Бабушка — на лежанке (прибавление на большой печи русской, сбоку, для теплого лежания и сна Бабушка,
как помню, ничем никогда не болела. Было ей тоже около 71—72 лет, вероятно. Но уже стала очень слаба. Должно быть, ради этого горела лампа, притушенная. Вдруг слышу (а может быть,
потом уже мама повторяла Наташа (Зовет бабушка маму мою. Сережа-то во сне разметался (те. сбросил с себя одеяльце во сне покрой его.
Видно, сама уже слаба стала не встала. Мама, очень чуткая вообще и быстрая, мгновенно вскочила с полу и стала покрывать братика. Тут уж я не спал. Потом мама хотела опять ложиться спать но бабушка вдруг стала как-то необычно трудно дышать. Мама услышала и испугалась. Подошла к ней и говорит папе Отец, отец Встанька, с бабушкой что-то плохо.
Мама была нервна. А отец всегда спокоен чего волноваться в этом мире Да и хохлацкое
(Федченко!) благодушие было в натуре его (на волах ездили украинцы все тихо-сэ-нько). Папа встал, посмотрел на бабушку и совсем мирно сказал Бабушка помирает.
Мама сразу начала громко плакать Все проснулись Яне помню, — кажется, не взволновался. Папа зажег свечечку восковую, подошел к бабушке Бабушка, перекрестись — (Вероятно, она еще имела настолько силы) — Возьми свечку в руки.
Взяла. А потом еще несколько раз вздохнула редко. И совершенно тихо скончалась Мама зарыдала На третий день бабушку хоронили. И несли ее по той же самой дороге, по какой мы ходили с ней причащаться. Я впереди гроба нес иконочку… Похоронили ее на кладбище налево, и почти рядом с часовней. Святая. Это было, кажется, ранней осенью — может быть, в сентябре еще (приблизительно 1886—7 г. Через полгода скончался у другой дочери, в селе, и больной дедушка.
Я доселе не только поминаю в молитвах бабушку но когда мне бывает трудно душевно, то и прошу ее, чтобы она помолилась за меня там, у Бога ее молитва, смиренная и чистая
(конечно, она была — чистой жизни, доходит до Бога.
…По связи вспоминаю как говел после. Это было уже лет 5 спустя, по смерти бабушки…
Священник о. Владимир, исповедовал постом на правом клиросе. И, кажется, детей невинных исповедовал кучками человек по 5… Да и какие у нас грехи-то были тогда Но уже летел радостный домой, точно на крыльях летел так было легко на душе И уже после исповеди не полагалось есть. Мама, тоже радостная за нас, что мы очистились (а народ говорил:
«справились, исправились, ласково, бывало, говорит Ну, выложитесь, ложитесь уж поскорее чтоб не нагрешить еще. Завтра — причащаться!
И мы, действительно боясь, как бы не запачкать совесть свою даже и словом и мыслью,
сразу в постель и засыпали безмятежным сном невинности. На другой день сподобились причаститься Было еще более радостно и нами родителям. Они тогда были особенно ласковы снами Святая тишина и любовь входили с причастниками в дом Бог любви и мира приходил снами в дом (
2 Кор.:13, Все нас поздравляли хорошо угощали вчерашний пост щедро награждался+ + +До какой степени дети совершенно реально живут потусторонним миром, всем известно. И
если я не помню почти ничего о себе, то запишу кое-что из жизни других детей.
Один трехлетний ребенок — пишет мне его бабушка Ш. — долго мучается коклюшем.
Перед сном говорит бабушке

— Бабушка Если ты во сне увидишь ангелов скажи им, чтобы у меня перестал кашель я очень устал!
Другая бабушка, приехавши навестить умиравшую от чахотки дочь в Париже, рассказывала мне про внучка Алешеньку:
— Дочь-то моя вышла замуж за комиссара. Он не велел даже и упоминать о Боге. Ау меня на груди крест висел, Алешенька-то и увидал Бабушка Это что такое у тебя Часы, — говорю, — милый мой!
Он послушал не тикают. Не поверил.
А все же в колокол-то по праздникам звонили. Уж не знаю, откуда, но все же он узнало Боге. И один разговорит мне Бабуся Понеси меня в церковь я один раз, только раз посмотрю на Боженьку — и больше не буду.
Нередко, в самой ранней поре, они путают священника с Богом. В Болгарии мне встретился
4-летний ребенок, побежал к отцу в лавочку и громко кричит Бог, Бог идет. Я дал ему на гостинец.
В Нью-Йорке негритянский мальчик (в 1933 г) спрашивает меня по-английски:
— Ты — Бог Нет Кто же ты Божия Матерь Нет, я — епископ.
Не понимает. Не слышал, вероятно, это слово Священник, priest, priest! — говорю.
Совсем малюсенькое дитя привели в храм. Когда воротился он домой, спрашивают его Ну, что ты видел в церкви Пришел Боженька, напустил дыму нам (из кадила) и ушел. Вот и вся служба.
7-летняя девочка Сонечка. Мать ее заболела. Говорят о смерти. Но дочка совсем спокойна.
Когда же мать (К) особенно жаловалась на боли и боялась смерти, то Сонечка подошла к ней испрашивает Мамочка, почему ты боишься смерти Ведь ты же говоришь мне, что в раю очень хорошо у Боженьки. А тыне хочешь туда идти?
...Не знаю, что ответила мать.
Сонечку очень часто причащали, иона любила это.
В Нью-Йорке одна мать очень часто причащает своих крошек Петра и Павла, беленьких. И
как я люблю причащать их И они тоже. Точно ангелы.
Вспомнил и про более взрослых ангелов, кадет Донского корпуса (в г. Билече, в
Югославии)
5
. Говели по группам (2—3 роты — класса).
Однажды, после причащения, пришли ко мне 2 юноши, лет уже по 16—17... Чистые,
красивые. Постучались. Впустил Что вы пришли — спрашиваю Та-ак!
Сели. Молчим. Они сидят тихие Ну, как себя чувствуете — спрашиваю Хорошо-о! — отвечает один.
Другой добавил Будто под Пасху!
Еще помолчали. И мне молча было радостно сидеть сними. Потом один говорит
задумчиво И подумать только за что Бог дал эту радость нам. Только зато, что мы исповедались
(т. е. грехи открыли).
Посидели и ушли. Ау меня осталось впечатление, будто у меня были настоящие ангелы. И
сейчас вспоминать о них радостно.
Другой кадет из того же корпуса, умненький юноша, первый ученик в роте, после причащения сказал мне, что он вдруг почувствовал себя таким физически легким — что весу стало меньше во мне Это заслуживает внимания одухотворяется человек, соединяясь со
Христом. И Он, по воскресении Своем, получил духовное тело, которое не имело ни веса, ни плотности и потому Он являлся, исчезал сквозь двери. И вознесся. И полон смысла обычай
Церкви читать (в алтаре духовенством, тайно) после причащения Воскресение Христово,
видевше, Светися, светися, новый (будущий, духовный, о коем говорится в Откровении, в 21 игл) Иерусалиме Город духовный, Божественный, в котором не будут иметь нужды нив светильнике, нив свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (
Откр.22:5
). Он имеет славу
Божию» (
Откр.21:11
) . Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (
Откр.21:2
) . А потом читают О Пасха велия и священнейшая, Христе. Подавай нам истее (еще реальнее) Тебе причащатися в невечернем дни
Царствия Твоего (Пасх. канон, 9 песнь).
Вспомнил и еще об одном необычайном действии Св. Причащения. Но уже не о младенцах по телу...
В Париже пришла ко мне на Сергиевское подворье молодая, лет 25, девушка.
Писательница. Первый раз вижу Чем могу служить Я пришла к вам исповедоваться Хорошо отказывать не смеем. А почему вы пришли именно ко мне Меня послала к вам Р-а.
Это была крещеная еврейка, знакомая девушке.
После еще нескольких фраз я хотел приступить к таинству исповеди. Вдруг посетительница с решительностью заявляет Нет Я у вас исповедоваться не стану Что такое Почему Да я хочу исповедоваться у такого священника, который бы меня не знал совсем, а я его.
Между темя вот поговорила с вами всего 5 минута мне кажется, будто я знаю вас уже 20 лет.
Нет, не буду, не буду Мне стыдно будет!
И хотела уже уходить.
Я усиленно начал убеждать ее отбросить это диавольское искушение. Но она стояла на своем не буду, не буду!
Тогда я пустился на невинную хитрость Послушайте, — говорю, — ну вы не будете ничего говорить только станете на колени, и я вместо вас буду говорить если мои слова верны будут, то вы молчите а если неправильны,
скажите лишь нет. Это уже не трудно.
Пометавшись еще, она согласилась. Я прочитал молитвы. Сталина колени. Я говорил...
Исповедь, слава Богу, совершилась. Был Великий Страстной Четверг, после обедни. На другой день литургия и причащение не полагаются. Выносится лишь на вечерне Плащаница. Жертва совершается Голгофская.
Исповедница была на службе. После вечерни прибегает ко мне в комнату ив ужасе говорит

— Ау меня снова хаос в душе. Снова закружилось все в голове. Это все — очень прекрасно но что, если все это лишь наше собственное создание сердца и ума А что, если всего этого на самом-то деле нет (о сомнениях я буду дальше писать специально Да почему вы так думаете Я и самане знаю почему — в ужасе и горе с мукой говорит она. — Пришли эти вопросы в голову откуда-то, помимо моей воли. И я опять вся развалилась. Это — ужасно Подождите, подождите — сказал я. И вдруг мне пришла мысль прочитать ей что-либо из Евангелия. Она остановилась Мыс вами не будем сейчас доказывать бытие и истину миру. А просто посмотрим ее...
Увидим своими очами Как — удивленно спрашивает она с радостной тайной надеждой выйти из охватываемого ее ужаса сомнений Вот Евангелие. Что такое оно есть Мы говорим Откровение Божественное, Слово
Божие». Если откровение, то оно не доказывает, а просто показывает, открывает нам тот мир,
его несомненную действительность и истину. Ну, вот я открою, где попало и мыс вами почитаем, и — увидим тот мир.
Я открыл случайно Евангелие от Марка, и пальцы упали на конце й главы. Читаю ей про воскрешение дочери архисинагога:
— И, взяв девицу за руку, говорит ей (Христос «талифа, куми!» что значит девица, тебе говорю, встань.
И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знали сказал, чтобы дали ей есть (
Мк.5:41-43
).
— Ну посмотрите, — говорю. — Разве жене очевидно вам, что все это записано достоверными очевидцами Ну, скажите зачем бы им писать о девочке-полудевице, что она,
по воскресении, начала ходить по комнате Не всели равно ходила ли, сидела ли (ср.
Деян.
9:40-41
) Тавифа, воскрешенная ап. Петром, открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее И, однако, эту деталь очевидцы заметили и записали. Св. ев. Марк, как известно, писал со слов своего учителя ап. Петра, который был при этом чудес Иоанном и
Иаковом (
Мк.5:37
). И их самих удивило это хождение только что была мертвою, а теперь уже гуляет, как здоровая. Известно же, что детине любят сидеть, а любят двигаться, делать что- нибудь. И Апостол объяснил именно этим ей было тогда еще лишь около 12 лет. Девочка еще. А потом дайте ей есть. Другая замечательная деталь хотя и ходила она по комнате,
но за болезнь все же ослабла и Спаситель и об этом позаботился. Ну, — говорю, — скажите сами (вы — честная и умная девушка) — разве не очевидно всякому непредубежденному уму и сердцу, что это все действительно было Ну разве же в самом деле не открылось ивам, что все это — истина А если истинны эти 2—3 стиха, то истинно и все, что выше и ниже написано о
Христе и об Отце Его и Духе Святом и вообще все то, что открыто в Евангелии о том мире?!
Скажите сами Да, это верно — тихо подтвердила смущенная писательница. — Это правда Ну, идите же с миром, а завтра причащайтесь. Если же найдут снова на вас сомнительные помыслы — тоне обращайте на них ни малейшего внимания. Будьте спокойны и тверды вы видите, что все это в самом деле было и есть.
Она ушла совершенно умиренная.
В Великую Субботу причастилась. Только что я возвратился из храма в свою комнату,
приходит иона, чрезвычайно радостная. Я любил приглашать причастников на чай Пожалуйте, пожалуйте Входите

— Нет, я не останусь. Я лишь на одну минуту забежала. — Да вы бы хоть чаю выпили Нет, нет, нет — говорит она, все продолжая стоять в коридорчике. — Я только пришла сказать вам, что произошло со мною вовремя причащения...
Я молчу. Она, секунды две-три передохнувши, сказала Вовремя причащения мне явился Сам Господь Иисус Христос.
(А дальше я вот уже не помню подробностей, сообщила она лишь очень кратко Вот об этом я и забежала сказать Вам И, получив благословение, она, радостная,
сияющая пасхальной озаренностью, быстро убежала...
После я никогда больше не встречал ее. Где-то ты, душа Божия Верю, чтобы ни случилось с тобою, но Христос не напрасно тебе явился как-то особенно очевидно после
Причащения... Не даст Он тебе погибнуть нив омуте житейском, нив бездушной лжи неверия...
Еще — о деточках.
В Симферополе в семье Р-х умирал летний любимец. Родители плачут. А он говорит им:
«Домой, домой ухожу».
Граф Ан, в присутствии членов Синода, в 1920 г, в Херсонском монастыре рассказало своих девочках (Марфиньке и, кажется, Наденьке) следующее Они уже были в постельках (в Ялте. Я, по обычаю, вошел к ним в спальню, чтобы на ночь перекрестить их. Двери отворялись бесшумно. Слышу их разговор А как ты думаешь они ныне придут к нам — говорит одна Я думаю, придут...
О ком это они — о родителях, что ли Спрашиваю Кого выждете еще Кто — придут Ангелы, — просто ответили они Какие ангелы Беленькие, с крылышками Они к вам ходят Да!
Я больше ни о чем не спрашивал. Молча перекрестили со слезами радости вышел.
Жена у него тоже — святая, из рода князей Барятинских... О ней тоже нужно было бы записать знающим жизнь ее. Смиренница была. И чистая. И верующая душа…
Лишилась всего, но она никогда не роптала не только на Бога. но даже и на большевиков...
Святые были и из аристократов, а не только из простого народа...
Об ангелах еще припоминаю рассказ еп. Тихона (тогда еще архимандрита) (Тищенко),
бывшего настоятелем в Берлинской Русской Церкви. В 1923 году я был приглашен читать лекцию на съезде Христианской молодежи в городке Фалькенберге, недалеко от Берлина. Были о. архим. Тихон. Он был очень образованным богословом, инспектором в Киевской Духовной
Академии, магистром. Происходил из крестьянской семьи, из г. Белой Церкви. У них была большая семья человек 7 детей. Последний ребеночек — Мария опасно заболела. После нескольких бессонных ночей мать их, положивши дитя возле себя на кровать, заснула. А
мальчик — тогда еще Тимофей — сидел у окна Мне было лет 7. Вдруг я увидел ангела с Манькой на руках и закричал «Мамо! мамо!
Маньку взяли, Маньку взяли Мать проснулась Что ты кричишь — Да Маньку взяли Кто взял — бросилась она смотреть дитя больное. Ангел взял. Я видел. Мать взяла Марию,
но она уже была мертва.
Архимандрит Тихон сообщал мне, что ион видел ангела белыми с крыльями+ + +Еще страничка для детей
Вечером укладывают спать малютку С, а перед этим его постельку передвинули на иное место иконочку же, висевшую над ней, оставили на прежнем месте. Он заметил это и говорит бабушке Ты мне иконочку-то (явление Божией Матери преп. Сергию) дай А то без нее, Бог знает, что может случиться!»
Отдали ему. Малютка положил ее на подушку свою и скоро мирно заснул. Ему было около лет.
Деревенские дети, в отсутствие уехавших в город родителей, взяли из погреба крынку со сметаной и хотели полакомиться ею. Поставили на стол, нарезали хлеба. По обычаю, сначала хотели помолиться. Но им было стыдно они совершили тайную вещь, кражу (хоть и у себя, но без воли родителей. Тогда кто-то из них догадался взяли полотенце и завесили иконы «Чтобы
Боженька не видел. Полакомились Очистили стол. А про полотенце и забыли. Скоро в избу вошел работник. Он сразу обратил внимание на занавеску. Начал допрашивать детей и те вынуждены были сознаться.
Жива вера у детей Недаром и нам велел Христос уподобляться детям…
…Вот я уже духовником, как нас звали, – те. учеником Тамбовского Духовного училища Как я любил богослужения Это были действительно праздники моей души Все мне нравилось И службы, и пение (сам я пел всегда, и батюшка о. Гавриил Демициев прекрасный священники замечательный учитель чистописания — всегда спокойный, тонкий блондин, с кудреватыми волосами Нравились мне и певчие большие (тенора и басы),
которые приходили к нам петь (а детей посылали в обмен, в семинарии они были уже в черных сюртуках и глаженых сорочках с галстухами… И чинность рядов И стройность богослужения. И чистота в храме И преподаватели в мундирах позади. Ну, все было отрадно…
Но вот тут я познали первое сомнение. Не знаю уж, откуда оно занеслось ко мне После
4-летней сельской школы я учился еще 2 года в уездном училище … Тут и наслышался Не знаю, не знаю Но вот что хорошо помню. Читают на утрене (на всенощной) после тропарей кафизму (Пс. 13
, ст. 1).. И слышу слова такие (приведу их здесь не по-славянски, а по-русски):
«Сказал безумец в сердце своем НЕСТЬ БОГА Итак дальше (
Псал.13:1
). И вдруг набежали мысли:
…Как это хорошо, что не веруют в Бога лишь безумцы а умные, следовательно, веруют…
Но тут уже лукавый помысел нашептывает А может быть, это только вот нас в школе учат так А на самом деле умные-то люди как рази неверующие О, как мне хотелось тогда детским чистым сердцем, чтобы прав был Псалмопевец Давид,
что неверующие — безумны, а не наоборот Но сомнение все же копилось в сердце и отравляло мою радость Мне было лет 13 тогда Яне мог справиться сам с этим сомнением. И яд печали остался во мне, ноне надолго. После забылось об этом. А лет через 12 я уже нашел и объяснение. И тогда я понял всю несомненную правду (ипритом философскую гносеологическую правду) этих слов Псалмопевца, что если кто говорит, будто несть Богато он действительно безумен, не только неумен, но и говорит вопреки уму, против последовательной логики, законы которой математически принудительны. Затем, увидел я, что такие речи нет Бога — совсем не от ума, а от сердца «рече безумен в сердце своем»
(
Псал.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта