Главная страница

работа я. О вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера


Скачать 1.64 Mb.
НазваниеО вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера
Анкорработа я
Дата13.05.2023
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаO-vere-neverii-i-somnenii.pdf
ТипРеферат
#1127115
страница7 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23
14:29
) Неизвестно это. Я думаю, долго он бродил по темным улицам сонного Иерусалима и плакали плакали плакал...
Да и как не плакать А к утру уже пришел туда, где обычно собирались и ночевали апостолы. И заснул тяжелым сном. Но ненадолго. Утром, вероятно, молчал. Душа его истерзалась отрекся. Трижды отрекся. И продолжал плакать

+ + +Почувствовали ли, увидели лис несомненностью теперь, как правдоподобны, достоверны по самому своему внутреннему содержанию, по простому духу повествователей, по бесчисленным реальным подробностям, как очевидны Евангелия?!
И тут даже нет ничего сверхъестественного, мистического, таинственного наоборот, и уму,
наблюдению, интеллектуальному чутью, если хотите, внутренне-научно, истина встает в несомненном виде. А потому, если я прежде говорил, что уму совершенно недоступны религиозные сверхъестественные предметы, то я разумел самую сущность, а небытие их она вне и выше рассудка Бог, Троица, воплощение, Благодать, другой мир — непостижимы уму. Ново Христе Богочеловеке Его естественная сторона, человеческая, совершенно подобная нашей природе, и должна быть доступна и восприятию и пониманию (опять-таки по закону сродства общей нашей природы, — и была понятною. И тут уму нашему вполне прилично и даже обязательно искать достоверности самыми естественными способами соображениями,
психологическими сравнениями, чутьем истины и т. д.
И ученый философ Ф, когда стал читать Евангелие, без всякого труда умом дошел до очевидности событий. И уверовал.
И я, по своему опыту, весьма советую читать Евангелие, когда нам захочется укрепить свою веру, порадоваться в ней или когда найдет сомнение какое никакие академии, никакие историко-критические исследования, никакие логические доказательства не могут дать столько,
сколько самое простое чтение Евангелий... Это — опыт. И понимаешь, почему св. Серафим
28
еженедельно прочитывал всех евангелистов почему миссия начинается с самого обыкновенного рассказа об евангельских событиях почему Библию, а особенно Новый Завет, издают на всех языках в миллионах экземпляров и читают ее в мире больше всех других книг. Ничто так не приподнимает завесу над тайной того мира ничто не открывает так наглядно реальность,
истинность, объективность сверхъестественного бытия, как именно откровение.
И если мы по лени своей не можем читать по целому евангелисту вдень, то хоть бы уделяли этому каких-нибудь 3—5 минут. Иногда и этого довольно. Вдруг неожиданно найдешь новую жемчужину или просто подновишь душу уже известными, но тускнеющими от времени фактами. И снова заиграет сердце и оживится вера, точно зелень, вспрыснутая утренней росой...
В крайнем случае, читайте хоть при сомнениях, при ослаблении веры, при скорбях; и найдете и истину, и утешение.
«Исследуйте Писания, — заповедал Сам Христос иудеям, — а они свидетельствуют о
Мне» (
Ин. 5:39
) . Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса, — говорит ап. Павел Тимофею (
2 Тим. И читать нужно просто, с открытым сердцем, непредубежденным умом. И тогда ненужно даже искать доказательства только читать просто. И истина сама засияет изнутри. Лик Христа проявится воочию. И сколько было таких примеров+ + +Но вот что иногда приходилось замечать и от других слышать одно и тоже Евангелие в один раз заиграет такою живою радугою цветов, так сильно и убедительно раскроет истину, а в другое время все в нем представляется точно мертвым, холодным, бездейственным. И те же самые подробности событий, совершенно неопровержимые и достоверные для ума, на этот раз не производят впечатления. Вони профессор Ф. писал мне об этом относительно себя. И
семинаристы читали и учили, а всезнания ложились лишь холодным пластом на память, ноне проникали в сердце. И наоборот, иной раз все существо твое задрожит, затрепещет от двух- трех прочитанных слов, особенно в храме
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади (впереди Его был стол, вокруг которого возлежали гости, — митр. Вениамину ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (
Лк. Какое сердце грешника не стало бы рядом с этой счастливой женщиной (и не назвал ее
Господь блудницей, а сия женщина, почтенное имя (Л к . 7:44
)... И сколько в мире слез пролито залет над нею и с нею...
Отчего же такая разница бывает Я уже заметил, что ненужно при чтении Евангелий задаваться какими-либо необычными, хотя бы и приличными целями, например, собирать материал для будущей проповеди, отмечать важные места для сочинения, стараться запомнить наизусть, превращать в материал для уроков, лекций и т. п. Все это чрезвычайно вредит действию духа евангельского, отгоняет его. Помню, например, как я, будучи уже преподавателем в академии, читал в келии Евангелия. Было светло на душе, интересно и живо для ума. Но вот я решил сочетать и другую задачу отмечать для моих работ некоторые места о
Царстве Божием... И только я начал заниматься этим прикладным делом, мгновенно свет евангельский потух. Я пробовал повторять, гнаться за двумя целями и на другой день, и на третий. Увы Бесплодно. Евангелие было мертво. И пришлось отказаться от второй задачи, а,
попросив у Господа прощения, я смирился и начал читать по-прежнему, для спасения души. И
мертвец ожил...
Тут мы имеем дело с религиозным законом благодать Божия или Бог, не попускают человеку использовать их не для Божественных целей, а для посторонних, земных. Это, в сущности, иудейский материалистический подход к Богу, Спасителю ищете Меня, потому что
«ели хлебы, — а не Меня Самого любите. И тогда Господь скрывает лицо Свое. Он же прошел через толпу и скрылся. Бог, благодать, Спаситель — не могут быть служебными,
рабскими инструментами в руках твари Своей Бог есть Господь, Господин всех, а не орудие у них. Иначе тут совершается грех против й заповеди не приемли имени Господа Бога Твоего всуе. Это — понятно.
Но вот иногда и не задается человек прикладными целями, читает просто, — а Слово Божие бледно для него. И наоборот когда и не ожидает, вдруг оно загорится внутренним светом и заживет, и оживит. И бывает тогда оно столь неотразимо убедительным, что никакое сомнение даже и немыслимо истина стоит в сердце и уме — с абсолютной достоверностью и силой.
Я объясняю себе это третьим путем (или методом доказательства) действительности Слова
Божия: благодатью. Слово Божие — есть Бог говорящий. Во Слове Божием сокрыта сила
Божественной благодати. Иона, как и все Божие, не подлежит принудительным законам действия. В ее воле или проявлять себя, или не открывать, или скрывать. И тогда никакие естественные условия наши — ни историко-критические выкладки, ни факты внутренне- убедительной достоверности — не помогут нам. Наоборот, могут даже препятствовать силе света истины, ибо мы хотим насильно, своими низшими силами, подчинить себе высшую Силу:
а это для нас и непосильно. Это может грозить нам опасностью впасть в магию. Благодать уходит. А когда она уходит, то одна внешняя оболочка истины, слова остаются бессильными и бездейственными. Или иначе сила-то остается в слове, но от нас (или от меня одного, а не от всех) она удерживается в действии. И обратно когда Бог Сам благоволит, то и из простых слов засияет свет жизни. Кратко сказать истина, Дух Святой, Христос — сокровенны в Писании, в
Своем Слове, Сами открываются человеку. Сами дают свой благодатный свети уже в этом их свете нам начинает сиять свет Писания. Я уже приводил сравнение солнце озаряет тьму ночную, и все видно. В электрических проводах энергия есть, но если она закрыта, ничего невидно пустили свети все озарилось
Вот почему чтение Евангелий в храме обставлено благоговейнейшими приготовлениями:
Вонмем... Премудрость. Послушаем Святого Евангелия. Мир всем. Вонмем. Евангелие в чудных обложках. На высоком столе. Со свечами впереди. При чтении испрашивается особое благословение на чтение а он, рассказывал про своего товарища по академической скамье Нон потерял веру. Страдая неверием, он пришел с горем к Е. Ф, о вере которого ему было хорошо известно. Просит совета, что делать, чтобы воротилась вера. Е. Ф. дал ему, по-видимому, очень уж простой ответ — Читай Евангелие.
Тот недоверчиво стал возражать, что они без того знает его почти на память и что из этого ничего не выйдет.
Но товарищ все же, хоть для опыта, продолжал советовать сделать пробу только велел читать совсем просто. Наконец, тот согласился. Было лето. Сомневавшийся занимал довольно высокое место чиновника и на вакации уезжал в Финляндию. Так было ив этот раз. Пришла осень. Чиновник снова посетил друга, Е. ФИ с радостью заявил, что вера воротилась на вакациях он читал Евангелие. Другой случай. Я был на одном обеде молодежи в Чехии. Один из студентов поделился, как он, прежний безбожник, обрел снова веру. — Оказывается, он читал Св. Писание но сначала было и неинтересно, и бесплодно. А потом дошел он доистории обращения Савла. И ему до такой степени несомненным, очевидным, достоверным представился факт этого чудесного явления Христа гонителю весь разговор, потом слепота,
встреча Анании, вера, крещение, прозрение, — что в нем снова загорелась потухшая вера. А
сколько поразительных случаев рассказывается в житиях святых обращение преподобной мученицы Евдокии, уход Антония в пустыню, обращения Владимира Святого и прочие, и прочие. Да можно сказать, вся миссия есть результат действия устного или письменного Слова
Божия... Вот и здесь, в Америке, апостол — алеутов, потом в Сибири — якутов, коряков и других язычников — еп. Иннокентий (Вениаминов сначала учил устно но скоро начинал переводить Евангелие на местные языки. Царство ему небесное Вечная память+ + +Слово БОЖИЕ, однако, неводном лишь Писании вмещается оно выражается ив других видах откровения, я разумею жития святых, творения святых отцов, постановления Соборов,
богослужебные книги.
Это всеправославная душа принимает, высоко чтит и из всего извлекает пользу и укрепление веры. Да и как иначе?
Что такое, например, жития святых Можно и должно сказать, что это — жизнь Церкви. В
ее светлых, положительных проявлениях. Это — истинная история Церкви. У нас вот учат в истории о ересях и борьбе сними. И иной раз получается впечатление, что история ее главным образом в этих столкновениях и состояла. Но ведь это не так. Ереси — вне Церкви ереси около и против Церкви. А ее жизнь — это благодатная река, по которой плывут спасающиеся:
мученики, пустынники, святители, благочестивые князья, смиренные семейные подвижники...
Конечно, с борьбой это все связано. Но течет светлая, святая, спасающая Божия река (
Ин.
7:38, И началась она с Христа и его апостолов. И впервые рассказана эта история в книге
Деяний апостольских. Какая замечательная эта книга Это дневник первохристианства. И какая тоже очевидность Даже еще большая, чем в Евангелии иногда просто поражаешься обилием подробностей, точных справок о местах, временах, именах...
«Мы, — пишет св. Лука, спутник ап. Павла, — взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Ассийских мест. Снами был Аристарх, Македонянин из
Фессалоники. На другой день пристали к Сидону... Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр,
по причине противных ветров. И, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в
Миры Ликийские. Там сотники имя его сохранилось — Юлий) нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию (куда и отправили Павла для суда самого Кесаря, и посадил нас на него. Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом... мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому
Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея» . Ап. Павел не советовал плыть дальше его не послушались. Поплыли поблизости Крита. Но скоро поднялся против него ветер бурный,
называемый эвроклидон... И мы носились, отдавшись волнам. И, набежав на один островок,
называемый Клавдой (никогда и слышать-то не приходилось о нем, мы едва могли удержать лодку. На другой день. начали выбрасывать груза на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. Но как многие дни невидно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезла всякая надежда к нашему спасению (
Деян.27
)... Но довольно!
Что это Чуть не морской дневник капитана корабля Какой еще большей достоверности нужно. Чрезмерно очевидно А если все это несомненно и ясно, то столь же несомненны и все прочие события, очевидцем или непосредственным слушателем которых был святой автор, врач
Лука. Значит, и история о сошествии Св. Духа вдень Пятидесятницы в виде огненных языков, и изведение ангелом Петра из тюрьмы и обращение Савла — о чем рассказывается трижды и восхищение ангелом ап. Филиппа перенесенного по воздуху в Азот и прочие и прочие чудеса и события — все равно, совершенно равно достоверно, несомненно Несомненны и шестикратные явления Господа Иисуса Христа ап. Павлу...
И вот еще после этого некоторые говорят ах, как бы я хотел верить, но как это для меня трудно!
...Прежде, в семинарии, мне еще казались такие слова правдоподобными...
Но мало-помалу я увидел огромную неправду в них. Неверно, неверно, что верить трудно.
Наоборот, очень легко верить, а вот не верить труднее. Как Очень просто. Вот после таких достовернейших свидетельств Деяний и Евангелий, после всей этой очевидности, как же это трудно верить Ведь действительность стоит пред нашими очами с принудительностью. И
только упорствовать ненужно. А разве трудно принять факты, как есть они Да как же я могу не принимать их Они же были. Вот и корабль туда и сюда плыл. И потом на мель сел. И с него стали прыгать вводу и вплавь добираться до земли. И Павел тоже. Разложили костер. Собирали дрова для него. И Павел тоже. И когда он набрал множество (вот лишь сейчас заметил впервые эту деталь множество, большую кучу) хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда
(
Деян.28
). Вот и новое чудо невредим...
Прав Господь Иисус Христос, говоривший про евреев Если бы Яне сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, тоне имели бы греха (
Ин. 15:24
). А теперь виноваты видели и не приняли. И Сам Он дивился неверию их. Дивился и Иоанн.
Да, неверующие виновны в неверии своем. Да Совсем нетрудно верить. Вот жить по вере нелегко Царствие Небесное силою берется (
Мф. 11:12
). А верить Ненужно никаких усилий:
только не упорствуй. Вот, наоборот, не верить труднее. Ведь после такого сонма свидетельств
Писания (а при жизни Христа — самых дел Его) нужно силою заставлять себя отвергать. Что?
Факты отвергать. Белое нужно называть черным что было, нужно отрицать. Да ведь это же несравненно труднее, чем принимать их!
Нет, верить очень легко И я это знаю по собственным тысячекратным ошибкам. И мне до очевидности ясными и истинными кажутся слова Господа если не уверуете — то поделом
«умрете во грехах ваших (
Ин. 8:24
). И еще Неверующий уже осужден есть, и именно по одному тому, что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (
Ин. 3:18
) . Верующий в
Него не осудится» (там же
Да, Писание довлеет для веры. Но оно не закончилось, а продолжается и доселе. Книга истории Церкви, те. Деяния, продолжается. Достойно внимания, что из всех книг Нового
Завета эта — единственная, которая не заключена никак — ни благословением, ни «аминем».
Деяния останавливаются на заметке Павел в Риме принимал всех приходящих к нему и учил вере в Господа Иисуса Христа со всяким дерзновением невозбранно...»
...И думаю это неслучайно, а промыслительно. Тогда история Церкви лишь начиналась, а продолжается она все века, до Страшного Суда.
И жития святых, эта сущность истории Церкви, является нечем иным, как прямыми непосредственным продолжением Деяний. И потому должно читать их также, как и Деяния...
А в них столько исторических свидетельств, столько абсолютно достоверных фактов проявления сверхъестественного мира, что лишь необузданная дерзость наглых отрицателей может не принимать их...
И опыт показывает, что чтение житий святых имеет огромное значение для укрепления веры. И на этих житиях — очень даже немногих по количеству (св. вмч. Варвара, Николай
Чудотворец, Алексий Божий человек, Мария Египетская, Косма и Дамиан) — воспитывался в вере русский народ, вслед за греками. Тут ненужны были никакие лекции, никакие ученые и полуученые рассуждения, а самое простое чтение достоверного материала. Только. И люди жили духом святых. И проводили его в свою повседневную жизнь, в быт. И мудрые наши духовные вожди, как, например, еп. Феофан Затворник, советуют даже начинать чтения нес Писания, а именно с Житий Святых, с Четьих-Миней. Они и проще, и ближе для детской веры,
и убедительнее. И все это продолжает совершаться почти до наших дней. Вот преп. Серафим
Саровский жил еще почти на глазах наших дедов. Ион двенадцать раз сподобился видеть
Божию Матерь со святыми, а однажды и Самого Господа Иисуса Христа, за литургией.
Следовательно, первое христианство и сейчас еще живо, и история Церкви продолжается. И кто хочет видеть, тот и сейчас может видеть если не сам, то по несомненному доверию к неложному свидетельству св. Серафима, о. Иоанна Кронштадтского († 1908 г.).
И мне известны случаи, что рассказы о последних святых и вообще о новых чудесах убеждали и некоторых слабых в вере не менее, а даже более, чем само Евангелие. Однажды мне пришлось ехать из Германии во Францию. После Аахена я оказался водном вагоне с русской женщиной, ехавшей из Швеции в Испанию к своей сестре артистке. Она была замужем за шведом и имела двух прекрасных мальчиков. Познакомившись, она обратилась ко мне с такой просьбой Я человек верующий, но иногда меня смущают сомнения да есть ли все это Я и не желаю их, но они приходят. Мне бы хотелось чем-нибудь подкрепить свою веру. Не можете ли вы помочь Да ведь вы же читали Св. Евангелие Да Так какого же больше вам доказательства о том мире, как явление оттуда Самого Сына
Божия, Его чудные дела и Его собственные откровения о Троице и прочем Да, — отвечала она с застенчивостью, — это верно. Но. но это все так уже давно было,
что как-то холодным представляется теперь. Я хочу чего-либо нового.
И она деликатно-виновно смущалась она сама понимала всю несерьезность своего возражения. Мало ли что было еще и ранее христианства Цезарь, его войны, Александр
Македонский, Гомер, Сократ, Платон но никто, решительно ни один нормальный человек не смущается отдаленностью их жизни и не сомневается в их историчности. Потому она и чувствовала себя виноватой. Но ей, как и Фоме-апостолу, хотелось не отрицать христианство и мир небесный, а, наоборот — больше убедиться в нем. И если Христос не отверг немощного
Фому, а показал ему Свои язвы на руках и на ногах, то имел ли я право молчать?
И я стал рассказывать ей о многих случаях сверхъестественных явлений, известных мне от самих причастников их, или — от очевидцев тех людей, с коими чудеса происходили. И нужно было видеть ее радость при слушании новых фактов!
В Париже она посетила меня с друзьями своими и подарила чуть не корзину всяких дорогих фруктов в благодарность. Я бы и тут, в Заметках, мог рассказать для примера несколько случаев, но это еще больше отвлекло бы меня от других записей. Кроме того, у меня есть особые рукописные тетради, где об этом отчасти записано (Из того мира, хотя далеко не все. Отчасти я рассказал выше — о видении архим. Тихоном ангела. Он же рассказывал мне о необычайном явлении ему (во сне) из загробного мира девочки Со которой он никогда и не слыхала она просила молитву него за литургией. Девочка была протестанткой. Знаю несколько случаев прозорливости и из своей памяти (о. Никита, о. Исидор)
31
, и по рассказам других (о явлении Божией Матери в Уфе брошенным материю сиротами слышали другие передавали, как бесы совершенно явно проявляли свое присутствие о. Ф-ну, о. Макарию в присутствии доктора Пирогова). А сколько чудесных случаев явлений и по смерти о. Иоанна
Кронштадтского! Тысячи. Мне самому сообщили лица, которые сподобились этого (о. Феофил,
жена полковника г-жа Я. и проч. и проч. И само. Иоанн свидетельствует неложно, что Бог его руками творил множество чудес (чит. Дневник его).
Известный профессор русской истории в Московском университете М. Погодин написал даже целую книгу под заглавием Простые речи о мудреных вещах. Впервой части он записал свои мысли философского характера об отношении веры и знания, свои переживания,
весьма значительные и интересные. а во второй собрал много фактов сверхъестественных явлений. Правда, они не всегда одинаково ценны, но много весьма важного и убедительного. В
третьей части — говорит против дарвинизма. Известны книги московского протоиерея о.
Григория Дьяченко, который собрал массу подобных же фактов (Из области таинственного, с дополнением. Тоже не все равноценно, но поучительно. И много других подобных книги брошюр издано было. Что из себя представляет весь этот материал, вслед за Евангелием и апостольскими Деяниями Это — продолжающееся непрерывно ОТКРОВЕНИЕ того мира, это развитие Евангелия и Деяний Сам Господь, как мы видели, обещал ученикам «Истинно,
истинно говорю вам верующий в Меня, дела, которые творю Я, ион сотворит, и больше сих сотворит (
Ин .
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23


написать администратору сайта