Главная страница

работа я. О вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера


Скачать 1.64 Mb.
НазваниеО вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера
Анкорработа я
Дата13.05.2023
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаO-vere-neverii-i-somnenii.pdf
ТипРеферат
#1127115
страница10 из 23
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23
8:47
). Вера — от БОГА.
«Кто хочет творить волю Его (Отца, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (
Ин. Опыт показывает истинность веры.
«Но вы не верите, ибо вы — не из овец Моих а овцы Мои слушаются голоса Моего (
Ин.
10:26 - 27
). Неверующие чужды по духу своему Христу Богу. Наоборот, верующие — сродны
Ему, подобны, как дети похожи на родителей.
«И оправдана премудрость (истина) чадами ее (
Мф. 11:19
), те. сродными ей по духу. Еще древние говорили подобное познается подобным. Истину о Боге открывает Сам Христос.
Истинное Слово Божие ... Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (
Мф.
11:27
).
Но если и Его откровения люди не принимают, то это — уже по собственному их ожесточению и упорству не могли они веровать , потому что сами ослепили глаза свои и окаменили сердце свое (
Ин. 12:39 - После отшествия из мира Христос вместо Себя послал другого Утешителя, Духа Святаго,
Духа истины (
Ин. 14:16, 17
). Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»
(
Ин.14:26
); Он наставит вас на всякую истину (
Ин.16:13
).
«Жестоковыйные, — говорит Стефан своим соплеменникам евреям, — вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, таки вы (
Деян. 7:51
). — И доселе упорствуют они.
«Мы от Бога знающий Бога слушает нас кто не от Бога, тот не слушает нас (
1 Ин. 4:6
). Сколько уже раз указывается, что вера — от Бога в ком Бог, в томи вера будет. И наоборот.
Следовательно, дело совсем не в уме, не в знаниях, а в духе, в сердце — и еще глубже в Боге,
живущем в сердце и открывающемся ему. А в ком Бог пребывает — Кто сохраняет заповеди
Его, тот пребывает в Нем, и Он в том (
1 Ин. В частности, — и даже в особенности — Кто не любит, тот не познал Бога. потому что Бог есть любовь (
1 Ин. 4:8
); если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (
1 Ин. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свети) разум, да познаем (Бога)
истинного...» (
1 Ин. 5:20
). Христос есть основа веры.
Вера наша не на мудрости человеческой, нона силе Божией (
1 Кор. 2:5
) . А нам Бог открыл это Духом Своим (
1 Кор.2:10
).
«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать (
1
Кор. 8:2
). Но кто любит Богатому дано знание от Него (
1 Кор.8:3
).
Много и еще есть подобного материала в Слове Божием. Впрочем, все оно учит вере. Но только не философским путем, а несравненно более иными способами непосредственным откровением о проявлениях иного мира, фактами и проч. Об этом будем после говорить а сейчас скажем о вере и отношении к ней знания, науки...
К этому и перехожу
ВЕРУЮТ ЛИ УЧЕНЫЕ В широких кругах интеллигентного общества установилось, как известно, ужасное предубеждение, будто наука несовместима с верою или проще, что ученые, умные люди не могут веровать.
И должно сказать правду, что фактически это имело основание наши, сравнительно образованные, классы в последнее столетие несомненно проявили огромную наклонность к неверию. Неверие сделалось почти признаком мыслящего человека. Все мы, русские, знаем это и по опыту школьному, и по выдающимся писателям нашими просто по интеллигентскому быту. Вера ушла от интеллигенции.
Но вот вопрос почему Обычно на это отвечают, что прежде же люди были темные,
непросвещенные, всему слепо верили, а теперь будто стали умными и увидели-де, что все это одни лишь выдумки, нужные для обмана простодушных людей.
Но в самом деле это — неверное объяснение. Причина неверия наших образованных классов иная не в науке, а в их воле не в уме, а в сердце. А что это именно так, доказать совершенно легко — хотя неверующий всегда будет противиться и самоочевидным доказательствам. Номы пишем не для жестоковыйных упорцев, а для ищущих истины.
Путь доказательства — очень прост. Если бы в самом деле ученость и вера были несовместимы по существу своему, тогда ни один ученый не был бы верующим. И наоборот:
если хоть некоторые истинно ученые люди все же остаются и верующими, то очевидно, что наука и вера совместимы сами по себе. Если же, следовательно, есть ученые неверующие и ученые верующие, умные безбожники и умные христиане, то совершенно ясно отсюда, что причина веры и неверия — не в уме или не в недостатке ума, а в чем-то ином.
И вот давно уже существует один способ опровержения лживого предубеждения о неверии ученых — это собрание фактического материала о вере ученых людей. Таких сборников немало и заграницей, на иностранных языках появились они и у нас в России, ввиду нараставшего безбожия интеллигенции. Мне известен из позднейшего времени сборник английского исследователя этого предмета, Табрума, — именно по вопросу о том, веруют ли современные ученые. Сначала скажу об иностранцах. Чтобы не ссылаться на другие подобные источники, я остановлюсь на нем, тем более что мне посчастливилось заполучить эту книгу недавно из
России...
Вот что дает нам этот интересный и серьезный труд нашего современника. Оказывается,
что из 100 запрошенных современных ученых людей лишь около 10% заявили себя неверующими а остальные 90% открыто признавали себя религиозными людьми. Правда,
ответы их были разными, соответственно их вероисповеданиям но все они заявляли о своей вере в Бога.
Называть отдельные имена их не имеет смысла, потому что нам, русским, они неизвестны,
разве, может быть, за исключением нескольких ученых наших. Напомню лишь ученейшего
Оливера Лоджа. Но русские люди даже и не слышали этого имении оно ничего не говорит нам.
Зато всякому образованному человеку известно имя Чарльза Дарвина. Его имя не упоминается у Табрума; потому что он относится к более старому поколению. Но дело не в этом, а в том, что именем его злоупотребляли и злоупотребляют доселе представляют его чистым материалистом и противником религии. Судя по прежним его заявлениям, Дарвин не был чистым безбожником, а признавал некую творческую силу, которая создала первые виды организмов. И если он впоследствии и склонялся к неверию, то все же признать его неверующим нельзя. И наши материалисты уже поправляют его, — то говоря о
неодарвинизме, то ссылаясь на его письмо к К. Марксу, что он сознательно избегал говорить о религии и ограничил себя областью науки».
Но если бы они был после неверующим, то никто не говорит, что среди ученых нет безбожников они всегда были, и есть, и будут. Что же из этого Безбожники всегда были. Не об этом мы говорим. А о том, что многие ученые были верующими прежних времен — Ньютон,
Лейбниц, Кант и др. Были и есть верующие из ученого мира.
Но я позволю себе идти далее для ума и этот мир представляет сплошное чудо. То есть мы знаем, то есть опытно воспринимаем существование этого мира и его функций (действий ноне понимаем, не воспринимаем ни первоначального появления его, ни даже функционирования проявлений. Мы наблюдаем факты, но объяснить их не в состоянии. Приведу пример.
Недавно я имел встречу с профессором ботаники, который проработал в университете сорок лет потом вышел на пенсию. И теперь интересуется религией. Я видел у него богословские книги.
В беседе я задал ему простой вопрос. Мы все знаем по опыту розы розовые, красные,
белые, желтые Понимаете ли вы как профессор ботаники, почему (не для чего, а именно почему) розы разнообразны по окраске Нет — ответил он скромно.
Не будем увеличивать число примеров — хотя их можно бы приводить без числа!
А факт — налицо Этого никто отрицать не может Но как все это происходит (не говорим уж как произошло) — не знаем. Кругом — чудеса!
Если так происходит в земном, естественном мире, то что же говорить про так называемый сверхъестественный?
И потому неверно говорят, что этот мир познается умом, а сверхъестественный — верою.
Нет!
И тот и другой воспринимаются непосредственною верою, опытом, — как факты. А
понимать их мы не можем. Поэтому нужно различать лишь предметы (объекты) восприятия и органы, коими мы это воспринимаем мысли есть, но их мы невидим любовь есть, номы ее не слышим ухом, и т. д. А путь познания один и тот же непосредственное восприятие — опыт. А
предшествует ему — вера (доверие. Но об этом будет еще специальная речь дальше.
Можно указать на другую книжку по вопросу об ученых и верующих. Деннерт (немец) на эту тему приводит также массу примеров.
Из русских писателей нужно сослаться на профессора Киевского университета (бывшего),
прот. Светлова
41
, который с резкостью даже высмеивает тех, кто думает, будто ученые и наука давно сдали в архив вопрос о превосходстве науки пред религией.
Но нам, повторяю, достаточно назвать несколько имен ученых и верующих и для нашей цели (о совместимости веры и ума) совершенно довольно. Кстати, напишу об известном французе Вольтере. Читателям известно, что будто он не только не верил в Бога, но даже шутливо кощунствовал. Но, кажется, почти никто не знает конца его. К нему пришел священник. И Вольтер написал последние слова, что он умирает верующим. Эта запись хранилась в Парижской библиотеке. Кто сомневается в этом, тот пусть заглянет в
Энциклопедию Брокгауза и Ефрона и прочитает точные слова его.
Впрочем, должно признать справедливым отчасти это ходячее представление, что ученость действительно часто соединяется с безрелигиозностью. Не будем исчислять, кого больше из ученых — неверующих или верующих Но несомненно существует связь между неверием итак называемой образованностью.
Во всяком случае, среди христиан первого времени верующие происходили по
преимуществу из простого, так называемого низшего класса. Именно. Апостолы набраны были Господом из рыбаков, а из образованных были немногие Никодим, Савл-Павел и т. д.
Наоборот, образованные (потому времени) начальники — первосвященники, фарисеи,
книжники, саддукеи, Пилат (ни во что неверующий скептик Что есть истина — и ушел, не дождавшись ответа от Господа) и др. — не только не приняли Христа, но и распяли Его.
Из апостолов может быть выделен бывший сборщик податей Матфей — евангелист, Лука врачи художники т. п.
Но зато суверенностью можно сказать, что большинство христиан происходило из рабочего класса, о чем свидетельствует ап. Павел Посмотрите, братия, — обращается он вообще ко всем, — кто вы, призванные немного из вас мудрых по плоти (внешней ученостью),
не многосильных (власть имущих, немного благородных (
1 Кор. И теперь верующие происходят преимущественно из рабочего класса они наполняют и храмы наши, из них набирались монахи, оттуда же пополнялись и кадры клириков (до семинарий, те. до половины XVIII столетия, и теперь а главное — на народе стояла Церковь
Божия, это — неоспоримые факты!
Но дело здесь не в учености, по нашему мнению, а в чем-то ином. В чем же именно?
В несмиренности! Или проще, в гордости По крайней мере, мое наблюдение таково.
Ученость выделяет людей из массы простых рабочих, дает им преимущества пред последними,
растет самомнение, прибавляется и богатство а совсем этим приходит и гордость.
«Вера же есть смирение, — говорит св. Варсануфий Великий. Но главное — не в этом;
ученый человек начинает верить в себя в свой ум, в свои знания, а не в Бога, не в благодать
Божию.
Это же самоверие, нив чем ненуждаемость мало-помалу затемняют все иное, кроме себя, и прежде всего — Бога. Таки говорит тот же апостол Потому Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал
Бог, чтобы посрамить сильное и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал
Бог, чтобы упразднить значущее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (
1
Кор. 1:27 - 29
). Ио самом себе апостол говорит И слово мое и проповедь моя заключалась не в убедительных словах человеческой мудрости, нов явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, нона силе Божией (
1 Кор.2- Смирение — путь к откровению Божию нам, уподобляющее нас Богу, делающее нас способными воспринимать сродную истину (
Мф.11:19, 27, 29
). Обратимся теперь к своим русским ученым. Нам, русским, ничуть не менее авторитетны и, конечно, гораздо более известны и убедительны имена и сведения о наших русских ученых верующих людях. Не имея под руками подобных сборников, я сошлюсь на всем известных русских выдающихся людей,
открыто исповедавших веру. Перечислю лишь их имена иногда же скажу и еще два слова о них.
Писатели-беллетристы. Н. В. Гоголь. В его письмах осталось очень много религиозных мыслей у него есть объяснение Божественной Литургии. Но кто знает об этом И говорили ли нам о том в гимназиях и семинариях. Увы, нет Ревизора учили, как заповеди Божии; читали
«Мертвые души и мелкие рассказы его. А о письмах не слышали даже. И смысла Ревизора не знают доселе, хотя Н. В. Гоголь сам объяснил его истинный ревизор — Господь.
В. А. Жуковский. От него осталось очень много рассуждений философско-религиозного характера и именно по вопросу о вере и знании. Ноя уверен, что разве интеллигентов хоть слышал об этом А баллады учили наизусть.
Ф. М. Дocтoевcкuй. током уж все мы знали, что это был человек не только верующий,
но и православный христианин. Но даже и этот гигант не мог повернуть на путь веры современную интеллигенцию, уклонившуюся в либеральное безверие. Таки не осталось у
Достоевского прямых учеников и наследников. Большинство пошли по западническому пути атеизму и гуманизму. Но достаточно назвать одно имя Федора Михайловича, чтобы порядочному интеллигенту стало стыдно всех умных людей зачислять в безбожники.
О Толстом и Чехове я говорил выше.
Из новых писателей с уважением нужно назвать светлое имя Шмелева; лично мне известно,
что он исповедовался и причащался Св. Тайн на Сергиевском подворье в Париже, в бытность мою там. И после службы я пригласил его откушать у меня чаю.
Да не будет забыто и имя СИ. Гусева. Пусть в его прошлом и темное было он отказался от своего священства. Но вот на старости лет искренно, сознательно, а вместе стем и простосердечно молится Богу, прося о спасении души. Можно бы назвать и еще несколько других менее важных имен. Ноне стану беспокоить их самолюбие пусть спасаются в тишине.
Несравненно более верующих из философского круга. Можно утверждать, что тут огромное большинство их были людьми верующими. И это будет понятно дальше. А теперь лишь укажу на то, что поверхностное образование может отдалять от веры, а глубокое знание в худшем случае сделает человека агностиком, а в лучшем — приведет к вере или уж во всяком случае не сделает человека сознательным атеистом. И понятно философы знают пределы человеческого ума и бессилие его в области веры.
Из многих философов достаточно назвать имена славянофилов Хомякова, Киреевского,
Страхова, Данилевского... После — Владимира Сергеевича Соловьева, оставившего несколько томов философско-богословских сочинений и имевшего, не только в свое время, но и до наших еще дней, большое влияние и на университетскую молодежь, и вообще на интеллигентское общество. Однако и ему не под силу было остановить катившийся в пропасть нигилизма воз интеллигентской России безбожие и материализм перешагнули и через Соловьева. Много у него неправославных мыслей, но это уж частный вопроса вера его — вне сомнений. И один из близких друзей его при жизни говорил мне, что, умирая, В. С. Соловьев смиренно-покаянно сказал Тяжела работа Господня. Напугал они своей унией с католичеством, но и тут он искал Царства Божия, — только неверно им понимаемого.
Из других философов вспомним имена профессоров Московского университета —
Лопатина, С. Ни Е. Н. Трубецких; нов особенности стоит остановиться на живом и доселе профессоре СПб университета НО. Лосском. В светском университете недопустим профессор,
открыто верующий в Пресвятую Троицу, — как он сам поведал об этом водном из изданий своего капитального труда об «Интуитивизме».
Вспомним имена и наших современников философов — С. Л. Франка (б. еврея, ныне православного, НА. Бердяева, Вышеславцева и др.
Историки и политико-экономы. Отец Владимира Сергеевича Соловьева, Сергей
Михайлович... Современник его, проф. Русской Истории Московского университета М. И.
Погодин. После этого человека осталась весьма интересная книга под интригующим заглавием:
«Простые речи о мудреных вещах. Собственно, более серьезная часть книги — первая, где он высказывает вдумчивые и основательные свои переживания и думы именно об отношении веры и знания.
Во второй части он собрал много фактов (недостаточно равноценных, впрочем) о явлениях из потустороннего мира. В третьей оспаривает теорию дарвинизма, тогда захватившую почти весь читающий мир.
В начале прошлого столетия всем было известно имя канцлера Сперанского, — он оставил после себя специальные богословские книги. Из нового времени с почтением нужно вспомнить имя политико-эконома Павла Ивановича Новгородцева, написавшего заграницей книгу Об общественном идеале, в коей он, между прочим, открыто заявил всему интеллигентскому миру
о крахе ложной идеи (еще Соловьевской) о Царствии Божием на земле. Скромный он был при всей своей образованности, блестящей звездой пронесся по политико-философскому горизонту.
Константин Леонтьев
42
— кончивший жизнь в Оптинском монастыре возле старцев Это наш, — говорило немо. Амвросий. Пусть останется в потомстве и память о проф.
Харьковского университета Максиме Максимовиче Ковалевском. Член Думы. Боже Боже!
Какой печальный шум подняли его знакомые и сочлены по партии, когда он пред смертью пригласил священника (моего сотоварища по академии, о. Си исповедался и причастился Св.
Тайн. Но он поступил посуду своей совести, вопреки интеллигентскому нигилизму.
Шире известны имя и труды другого профессора политической экономии, С. Н Булгакова.
Он прошел и падение в безбожие, был марксистом, а потом воротился к вере и кончил свою жизнь в священном сане. Вся его наука не помешала ему воротиться к Православной Церкви.
Естественники. Сложилось убеждение, что ученые этого типа особенно страдают безбожием, хотя никаких специальных причин в самих науках о мире, которые вели бы непременно к атеизму, нет. И пусть даже это отчасти и верно. Но известны глубочайшие ученые и древнего, и нового мира (и особенно среди именно этих последних, медиков, — которые были верующими. Из русских светил назову три имени. Интеллигентному миру, особенно наших предшественников — дедов, известно было имя знаменитого врача, биолога, хирурга
Пирогова. Его именем до последних годов назывались медицинские общества. Но мало кому известен его дневник с глубокомысленными заметками. Там он не только свидетельствует о своей вере, но даже открывает свои собственные опыты об ощущения им явного существования бесов. Но кто об этом читал?
Еще более велико имя всемирно известного химика Менделеева. Его учение о периодической системе элементов принято всем ученым миром, как азбука. Немногим известен его интересный и поучительный труд К познанию России и другие. И этот гигант науки был глубоко верующим христианином. Ив тоже время в науке оставался реалистом. Реализм его помог ему остаться таковым же ив вере всякий сознательный верующий — реалиста не фантазер.
Повсюду говорили и еще будут говорить и писать о последнем великане науки И. П.
Павлове, не так давно скончавшемся в России. Родился он в семье священника. Про него сложилась интересная и поучительная легенда — а легенды важнее и фактов. Ехал ли он в трамвае или шел пешком по СПб, нона пути показалась церковь. Павлов снял шапку и перекрестился. Бывший тут товарищ-рабочий, для которого все вопросы о вере решены были в партийной программе, снисходительно хлопает Павлова по плечу и говорит Эх, темнота,
темнота!» Не знаю, что уж ответил сам Павлов предание передает различно об этом. Советские писатели стараются снять вопрос о религиозности Павлова, но историческая легенда еще упорнее будет отстаивать свидетельство о вере его.
Нечего уже говорить о вере военных деятелей, из коих были люди гениальные в своей области и талантливые вообще. Русскому человеку дорого имя А. В. Суворова. Это был человек необычайной личной святости. Подвижник православия. Но почему женам, даже в духовных школах, не раскрывали его образа с этой стороны Писали о его шутках и даже шутовстве. Но о вере не говорили. А ведь он одно время хотел даже постричься в монашество. А какие были его приказы солдатам Тут всегда мы слышим о Боге. Например, пред взятием Измаильской крепости он отдает приказ День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять И
взяли... Да и как не взять, если люди молились да постились Геройство русского солдата от этих двух дней утроилось!
Потом — Кутузов, Муравьевы и многие, многие другие — все это люди сильной веры!
Если вспомнить и мир артистический, ток неожиданности, мы среди этих лицедеев
певцов, музыкантов встретим массу верующих людей. Из имен последнего времени можно назвать хотя бы Давыдова, Варламова, Савину, Шаляпина... Последний имел духовником своим заграницей парижского прот. о. С — го. И незадолго перед смертью он исповедовался и причащался. А имена музыкантов Римского-Корсакова, Балакирева. Рахманинова, Чайковского,
Смоленского, Кастальского, Гречанинова — посвятивших дарования свои и Церкви, ее песнопениям — свидетельствуют о вере их авторов!
Гениальные художники живописи — братья В.М. и А. М. Васнецовы, МВ. Нестеров,
Серов. Иванов и проч. и проч. — отдали себя на служение вере. Мне лично пришлось знать немного Виктора Михайловича Васнецова... Какая скромность при гениальности И какое внутреннее благочестие, светившееся из благолeпнoгo лица его!
Ну кто осмелится сказать про всех них, что они при вере своей были малограмотной
«темнотой»? Многие из них были профессорами наук в университетах почти все прошли высшую школу, одарены были гениальными способностями.
Справедливо вспомнить, не боясь нарекания современных безбожников, многих государственных людей, занимавших положение министров. Не говорим уже о самих царях...
Можно сказать, что в прежнее время министр-безбожник даже просто был немыслим. А такие имена, как Столыпин, войдут в историю.
Наконец, нам осталось упомянуть об огромном классе специалистов богословов:
святителях, духовных отцах, профессорах академии, светских религиозных писателях. Сколько среди них было людей не только талантливых и широко образованных, но даже и гениальных...
И если недостаточно нашего свидетельства, то можно сослаться хотя бы на Герцена. Он как-то обронил слово Немало пришлось видеть бесталанных губернаторов но еще я не видел ни одного глупого архиерея Пусть это даже преувеличено об архиерейском классе вообще. Но несомненно среди святителей было немало людей очень ученых. Вот митрополит Московский
Филарет, человек гениальных способностей, разносторонний знаток богословских наук,
советник царей премудрый администратор его резолюции изучаются как образчики рассудительности глубокий и красноречивый проповедник святой жизни, хотя и сокровенный в подвигах. И справедливо называли его Филаретом мудрым».
Или великий богослов, еп. Феофан затворник Вышенский, автор толкований на Послания ап. Павла, переводчик Добротолюбия, автор множества других книг (Путь ко спасению»,
«Письма о духовной жизни, Начертание христианского нравоучения и проч. Ученейший человек своего времени вообще. Оставил архиерействование и ушел налет в затвор для духовной жизни. Не напрасно же это сделал она по глубочайшему убеждению своего обширного ума и опыта.
Современник его, еп. Игнатий Брянчанинов, блестящий ученик Инженерного училища,
оставил все и ушел послушником в монастырь, после архиерей, а потом — снова на покоев обители он оставил после себя 5 томов сочинений.
Или известный ученый митрополит Московский Макарий Булгаков: и догматист, и историки проповедники администратор автор множества трудов.
А еще архиепископ Херсонский, русский златоуст. Иннокентий другой Херсонский архиерей-философ Никанор Платон — митрополит Московский — все это высокоученые люди.
И из духовных лиц и светских профессоров можно назвать десятки блестящих и глубоких умов:
знаменитый Болотов, философ Несмеянов, философ Каринский, многоученый профессор
Глубоковский, Голубинские и проч. и проч. Все это люди учености мирового масштаба и православные. Сколько ученых из духовенства!
И теперь спросим неужели же все эти люди веровали потому, что были малоучеными,
неумными, простоватыми Так думать о них в высшей степени легкомысленно было бы и даже
смешно!
Наоборот, нетрудно понять, что никто другой так много не думает о своей вере, как именно верующий ив тоже время образованный человек. В самом деле решившийся быть неверующим просто бы отрекся от всего, отмахнулся от всяких вопросов ничего, мол, не признаю. Ион свободный ничего не думай, ничего не опровергай — Совсем иное дело быть верующим для образованного человека если я признал веру, то я не могу на этом остановиться. Не только другие могут спросить меня, но и мой собственный пытливый интеллигентный дух вопрошает меня по тысяче вопросов, трудных для ума а почему я верую в Бога вообще А почему я признаю в Троице Единого Бога к мыслимо воплощение Сына Божия Что такое благодать
Святого Духа Как можно принять таинства Церкви Как хлеб и вино превращаются в Тело и
Кровь Христа Господа Отпущаются ли грехи в исповеди Почему иконы и крест Как мыслимы чудеса, превышающие законы естественной природы Сильна ли молитва Есть ли загробная жизнь Есть ли ангелы и бесы и проч. — На все это отвечай себе Все это продумай И сколько таких вопросов. И как постоянно они могут становиться перед нашим просвещенным сознанием Взять хотя бы таинство причащения мирянин теперь обычно причащается разв года мы — еженедельно и чаще. И перед нами постоянно может стать пытливый вопроса почему веруешь Атак ли — и по известному закону ассоциации идей мы совершенно не в силах воспрепятствовать появлению этих вопросов следовательно, нужно найти ответы отмахнуться нельзя. Да, совершенно истинно, что никто так много не думает о вере, как образованный верующий, да еще ив духовном сане, или богослов И потому крайне легкомысленно говорят неверующие о нас, будто мы несознательно веруем. Нет, вот они действительно мало об этом думают а нам нельзя не думать если уже не для других, то хоть для себя самих.
Не меньше приходится думать и мирянину, если он решается быть верующим, особенно среди современного маловерующего общества.
Таким необыкновенным человеком был, между прочим, известный славянофил А. С.
Хомяков. Разносторонне ученый человек, он потом сделался и богословом. Ив тоже время он строго исполнял церковные постановления — даже ив постах. Роды Самариных. Аксаковых,
педагоги К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский и проч. — умнейшие люди своего времени, не боявшиеся идти против мнений своего шаблонного века, — они были верующими, конечно, не по темноте, а по глубоко просвещенному дознанию. И отрицатели веры передними являются школьниками, а не судьями их.
Наоборот, неверующие должны бы задуматься над нами, образованными христианами:
почему же мы, при всем нашем незаурядном просвещении, веруем?
Одного из русских писателей, моего знакомого, как-то спрашивают знакомые — Как это вы, N. N., такой умный — ив тоже время веруете?
А он ответил им Ну, знаете, есть много людей куда умнее меня, и, однако, веруют. Уж лучше об уме нашем помолчать!
И это совершенно верно ведь огромнейшее большинство маловеров и неверов очень мало или даже совсем не думали серьёзно о вере и неверии. А решили ничего этого нет!..
Верующие же думают.
И потому я в заключение этого отдела основательно бросаю обвинение, обвинителям нашим они, в огромном большинстве своем, стали неверующими не потому, что были учеными, а, наоборот, по своей малоучености и легкомысленности не потому, что много думали, а именно оттого, что слишком мало думали о том, отчего отреклись. Совершенно точно сказало них св. Антоний Великий Неверие есть легкомысленная дерзость. Это есть
истинная темнота И теперь я в свою очередь спрашиваю почему вы, неверующие, не веруете?
Скажите нам какие ученые доказательства привели вас к необходимости неверия Мы,
верующие, можем сказать вам, почему именно мы веруем. А вы что скажете. И по опыту знаю,
что неверующий обычно не может привести серьезных оснований за себя. А начинает скорее спрашивать нас о вере.
Они не столько доказывают и оправдывают свое неверие, сколько возражают против нашей веры. Что же Принимаем и такой способ борьбы. И будем отвечать им. Но пока уже предлагаем им после сказанного раз навсегда забыть свое ложное и легкомысленное предубеждение, будто все ученые не веруют, будто вера и знание несовместимы и что верующими могут быть люди только малограмотные, темные, необразованные. Эта ложь опровергается тысячами обратных примеров людей, ученых и верующих. А примеры сильнее всяких слов доказывают истину. Если бы кто сказал все лебеди белы, но нашлись бы и черные лебеди (я таких видел в Крыму, то уже после таких примеров нужно раз навсегда забыть прежнее мнение о белизне лебедей придется говорить потом, что есть лебеди белые и есть лебеди черные. Таки об ученых нужно говорить:
есть ученые неверующие, а есть ученые верующие. Следовательно, ученость сама по себе еще не ведет непременно к неверию. Нужно искать другие причины неверия. Все это очень ясно Да ив обыкновенной жизни мы видим подобные же случаи. Вот в семье два брата разные один религиозный, другой маловер. Два семинариста, студента один верующий, другой объявляет себя безбожником. Мужи жена, по уму приблизительно равные, но по вере — разные. Даже один и тот же человек то бывает верующим, потом теряет веру, а после снова возвращается к ней. Отсюда легко сделать наблюдение эта разница в вере — не от ума, а от чего-то иного. Об этом будем говорить дальше отчего же именно Только не от ума, не от учености.
Приведу пример. Как-то я дал одному юноше, кончившему высшую школу, книгу
Табрума
43
Веруют ли ученые. Он прочитал ее. Но она не оставила на нем никакого, по- видимому, впечатления как был, таки остался неверующим Может быть, теперь уже не посмеет сказать, что вера и наука несовместимы но лично он даже не задумался, а почему такие великие ученые все веруют Не подумать ли и ему Не переоценить ли свое неверие Нет остался по-прежнему холодным. Ясно, что не ум, не ученость мешают ему, а что-то в душе его, более глубокое и опасное.
И я не думаю, чтобы предыдущими справками об ученых верующих людях мы смогли направить неверующего на путь веры. Но несомненно, что этими примерами мы выбиваем из рук противников одно из самых ходячих и фальшивых оружий неверия. И если мы упорных безбожников необратим к вере, то искренно ищущим ее — а тем более верующим людям подобными фактами мы облегчаем путь веры, устраняя с дороги пугало, будто ум и вера несовместимы. И уж одно это облегчение препятствия небесполезно. Неверие опровергается примерами.
А теперь перейдем уже к разбору возражений против веры
ВОЗРАЖЕНИЯ ОТ УМА ПРОТИВ ВЕРЫ А) Незнание не есть отрицание Я думаю, что почти каждому из нас встречались люди, которые на вопрос, почему они не веруют, очень легко и победоносно отвечают мы не знаем, да есть ли другой мир И на этом одни, более скромные и разумные, и останавливаются. Но иные, более дерзкие по душе,
осмеливаются делать и дальнейший, совершенно ложный, выводя не знаю этого мира, а следовательно, его и нет. От своего незнания делают вывод о небытии иного мира.
Разберемся в этом возражении. Правда, внимательному и глубокому уму сразу видна вся неосновательность такого вывода — из незнания к небытию. Нов практике до такой степени постоянно приходится сталкиваться с подобными легкомысленными суждениями, что я нахожу небесполезным разобраться ив этом детском возражении. Кроме того, я и не для ученых пишу,
а для людей рядовых, обычных, коим приходится слышать такие суждения. Насколько часто приходится слышать их, приведу несколько примеров.
Часто говорят а кто видел это?
В семинарии был такой случай. По утрам, часов в 7, после молитвы, мы шли в буфетную,
чтобы получить свою порцию полбулки. Как-то собрались раньше срока, пришлось ждать. От безделия некоторые начали балагурить. Кто-то упомянули про Бога. Семинаристы вообще хранили веру. Один из товарищей, Миша Т, никогда не отличавшийся дотоле вольностью мыслей, вдруг выпалил — А кто Богато видел?
Мы или не хотели спорить, даже не любили таких болтунов, или жене сумели возразить ему — и молчали. Здесь же присутствовал помощник эконома, почему-то называвшийся
«комиссаром», по имени Василий. Видя наше молчание, он обратился к Мише с вопросом Барин (так называли почему-то нас тогда служители Что Так выговорите, что коли Бога не видели, так ужи нет Его Ну да!
А вымою бабку видели Нне-е-т, — робея, ответил Троицкий, чувствуя западню какую-то.
— Ну вот А она и по сию пору жива!
Общий довольный смех был ответом молодцу Василию. А Миша конфузливо таки не мог сказать больше ни слова.
Случай этот слишком прости, вероятно, покажется слишком вульгарным, элементарным.
Это — верно. Но могу уверять, что тысячи таких Мишей — маленьких и больших — путаются в подобных детских недоумениях, не зная, как справиться сними. А рабочий Василий справился.
Хороший и разумный был человек!
Впрочем, этот конкретный случай нужно обобщить в одну отвлеченную формулу, и тогда она покажется более серьезною на вид, хотя такой же детски-наивной по сути именно от незнания нельзя никогда делать вывода о небытии.
Эта формула и выглядит уже будто и серьезнее и умнее. Но ведь всякие формулы являются лишь выводами из самых простых случаев. И хотя разумному человеку совершенно очевидно высказанное положение о том, что незнание еще не есть небытие того, чего мы не знаем, однако остановлюсь и на нем немного подробнее, чтобы устранить с пути веры и этот камень. И
приведу еще несколько примеров из жизни может быть, они кому-нибудь пригодятся.
Что такое не знаю
Не знаю есть не только не знаю. Или иначе может быть, это есть, а может быть, и нет;
может быть, так, а может быть, и не так. Мне, допустим, неизвестно ни тони другое и я говорю не знаю.
А что такое отрицаю Что такое нет, если я говорю это слово Если уж я говорю о чем- либо, то я уже знаю об этом достоверно, несомненно, что его нет на самом деле. Иначе если я что-либо отрицаю, признаю несуществующим, то я уже знаю об этом точно.
А если бы я не знало чем-нибудь — есть оно или нетто как бы я мог отрицать его или говорить «нет»?!
Все это — очень простои очевидно. И следовательно, если я о чем-нибудь думаю и говорю,
что не знаю этого, то совершенно невозможно говорить о том, что его нет.
Возьму еще простые сравнения. Яне знаю, например что думает сейчас мой читатель И
потому не могу сказать он ничего не думает. Яне знаю, например, есть ли при вас деньги, и потому не имею права сказать их нет. Яне знаю, есть ли у вас в России родственники или нет;
и никак не буду говорить их нет. Яне видел Австрии, а она есть. Яне слышал какой-нибудь певчей птицы, а она есть. Яне вкушала читатель мой, вероятно, и не слышал об этом) пекмеса,
а он есть это густо вываренный сок из арбузов.
Пусть все это очень простые примеры, как и вопрос о бабке но воистину все на свете очень просто в конце концов а кажется оно лишь мудреным оттого, что люди интеллигентные формулируют простые вещи в кратких отвлеченных общих понятиях. Незнание не есть небытие. И иному это покажется чем-то философским, ученым, умными трудным для понимания, и нелегким для доказательства. А скажи бабку мою не видели все будет крайне простои справедливо, по-моему, переиначить слова проф. Погодина совершенно наоборот не
«Простые речи о мудреных вещах — а Мудреные (умные) речи о простых вещах. И я намеренно припомнил именно этот случай о бабушке его уж не забудешь а вопрос станет ясным из незнания не делай вывода — нет. Не знаю есть только — не знаю. Ничуть не больше.
А если кто смеет сказать нет, тот проявит лишь собственное неразумие, очевидную глупость. И теперь становится совершенно понятным изречение Псалмопевца Безумный сказал нет Бога. Да, именно лишь отказавшийся от ума, от очевидной логики, может сказать это. Если человек не знает ничего о Боге и Его существовании, каковы неверующие, то он только это и имеет право сказать Не знаю. И конец А если он дерзнул сказать Нет Его то уже пошел против ума он по всей справедливости оказывается без ума, безумным. И мое детское недоверие к словам Псалмопевца теперь бы успокоилось он совершенно прав, называя неверующего безумным, без ума.
Скажу даже больше. Если человек говорит о Боге и сверхъестественном мире лишь — не знаю, то одним этим он становится ближе не к неверию, а именно к вере. Каким образом?
Просто. Если я говорю о чем бы тони было не знаю, тотем самым я уже допускаю, что,
может быть, оно и есть...
Правда, я в тоже время допускаю и обратное может быть, того и нет. Ново всяком случае уже совершенно очевидно, что я никак не могу сказать этого НЕТ. А если я не могу отрицать,
то допускаю есть — хотя и не знаю о том доподлинно. Таким образом незнающий близок к вере. Он близок и к неверию, но чтобы ему стать неверующим, нужно сначала убедиться в небытии Бога а это невозможно никак Но и для веры нужно как-то убедиться в бытии Божием:
однако если я еще и не убедился в этом, то для моей веры путь всегда открыт ибо вне знаю»
всегда есть предполагающееся может быть, есть, отрицать не смею».
И когда человек объявляет себя агностиком, он всегда ближе в душе к вере, чем к неверию.
Я это знаю по известным мне агностикам. И вполне понимаю советских переписчиков, когда
они про агностиков говорили Пиши его в верующие Это — логичнее. Я уже не говорю о настроении сердца именующий себя агностиком, незнайкой честнее и умнее мнимого безбожника, ибо он не дерзает говорить глупости о небытии того, чего не знает. А раз он честнее душою и глубже сердцем, то с ним несравненно легче продолжать обсуждение вопросов о вере и можно надеяться, что он скорее придет к вере, чем упорствующий безумный отрицатель. Про таких незнаек можно сказать словами Господа Иисуса Христа ученикам:
«кто не против вас, тот за вас. Я это знаю и наличных примерах. А из прошлой жизни мне вспоминается весьма характерный случай, рассказанный в книге Погодина. Припомню его, как он запечатлелся в моей памяти если детали неверны, это неважно.
Как-то, еще в крепостное время, крестьянин вывез на базар продавать возик сенца. Было ли сено его плоховато или покупателей оказалось мало, но только воз его остался непроданным. А
в это время один барин (Погодин написали фамилию его да я забыл) от нечего делать вышел погулять по Москве и забрел на сенной рынок. От скуки подошел к мужичку с сеном и, попусту болтая, спросил его, почему он не продал своего воза — Не дал Бог счастья — смиренно ответил крестьянин. Услышав слово о Боге, барин, человек неверующий, с усмешкой стал трунить над простодушным мужичком да причем тут Бог Да кто видел Его Да никакого Бога и нет — И прочие глупые слова.
Выслушал крестьянин барские пустые глумления и говорит — а они оба были уже старички Эх, барин, барин Нам уж с тобой и помирать — скоро А ты — такие слова Негоже Да кто же знает, что есть Бог — продолжал отшучиваться барин.
Мужичок, оказавшийся умнее господина, скромно задает ему вопрос Барин А ну-ка да Он есть?
Барин хотел что-то возразить, ноне смог придумать ничего серьезного. А может быть, и сболтнул еще что-нибудь несерьезное. И отошел от мужичка. Пошел домой а слова крестьянина врезались в память ему А ну-ка есть И что барин ни делал, они из ума не выходили. Никакие возражения не помогали. Начал барин мучиться а ну-ка есть Ведь тогда и суд есть, и отвечать придется. Ау него была тетушка, княгиня, лично знакомая Московскому митрополиту Филарету Мудрому. Он поделился с ней своими думами. Та, что могла, объяснила ему, ноне в силах была убедить племянника до конца. И посоветовала ему побеседовать с м.
Филаретом — предварительно лично ознакомив его с делом. Боюсь теперь сказать, чем кончились беседы бывшего безбожника с митрополитом кажется, он воротился к вере. Ноне в этом теперь соль этого рассказа, а в другом незнающий — близок к вере. У него всегда может встать этот вопрос мужичка А ну-ка Бог есть?»
Пришлось мне слышать откуда-то подобный, но еще более странный случай. Один священник, не то переживший неверие, не то лишь притворявшийся им (неверующим),
сдружился с местным помещиком села, открытым безбожником. Они проводили время в картах и ночных попойках а потом священник, как нив чем не бывало, шел служить литургию в храм.
Так продолжалось долгое время. Но как-то священник, за картами, говорит партнеру по- приятельски А какие мне стали приходить мысли Все чаще приходит в голову вопроса что, если Боги на самом деле есть Ведь тогда страшно. Что же мне будет за мое лицемерие и обман людей!
Помещик со смешком стал что-то говорить, но успокоить священника не мог. Наоборот, доводы последнего стали действовать и на помещика. И они оба никак не могли устранить страшного вопроса. Кончилось, кажется, тем, что оба стали верующими или этим путем умный батюшка
«догадливо» (
Лк.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23


написать администратору сайта