работа я. О вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера
Скачать 1.64 Mb.
|
17:21-28 ). И в самом деле, было бы совершенно непостижимо, если бы Бог, единственно Сущий и создавший мир в славу Свою и по любви к нему, оставил бы себя в неведении Наоборот, Он прежде всего должен был желать этого познания о Себе и общения с Собою. Поэтому мы, безусловно, имеем основание ожидать, что Он проявит Себя нам, откроет Себя. Так должно быть И воистину открывает. И прежде всего — в этом мире, который мы видим постоянно ив котором мы «живём и движемся и существуем ( Деян. И тот же ап. Павел свидетельствует нам об этом. Когда он с Варнавою был в Листре и исцелил хромого от чрева матери своей, то народ думали кричал боги в образе человеческом сошли к нам. А жрец же идола Зевса, приведя к воротам города волов и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громкогласно говорили Мужи что выделаете и мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам о Боге живом, Который сотворил небо и землю и море и все, что в них». И вот далее и говорится Бог не переставал свидетельствовать о Себе ( Деян. Но как? Не лично, не существом, а своими действиями, благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян. 14:17 ). И едва убедили народ ( Деян. Понятно, что апостолы не могли же говорить с народом на богословские и философские темы даже в Афинском ареопаге, выслушавши Павла, одни насмехались, а другие говорили об этом послушаем тебя в другое время ( Деян. 17:32 ). Тем более не мог бы воспринять их «народ», если бы апостолы стали философствовать и богословствовать пред ним. Он требовал простой речи о простых вещах, которые он видел вокруг себя — всегда и везде. Поэтому апостолы и стали говорить о небе, о земле, о пище и веселии. Поэтому ап. Павел о том же пишет и более образованным римлянам про языческий мир. Что можно знать о Боге, явно для них (язычников, потому что Бог явил им ибо невидимое Его (существо, вечная сила Его и Божество (Божественность, от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1:19-20 ). И ветхозаветный царепророк Давид написал 103-й псалом о проявлении Бога в творениях. Следовательно, это проявление известно давно, с самого — можно сказать — бытия человечества. А пророк Моисей говорит о Боге как Творце мира и человека, как об известном предмете веры — или даже — знания. Правда, здесь Бог открывается не Сам в Себе, а в действиях Своих, в благодеяниях, как выразился ап. Павел. Но значит, именно чрез сотворенный мир легче всего можно было проявить Свое Бытие, как говорит апостол невидимое Его существо, силу, могущество и Божество (природу Его). И действительно, человечество, на каких бы ступенях оно не стояло, всегда признавало Бога, как Творца мира люди, смотря на этот мир, видели за ним Бога. Так смотрит на него и огромное большинство человечества и теперь. И для меня, как, думаю, и для других, эта истина творения и устроения грандиозного мира (или миров) открывает прежде всего — Бога Творца. И не потому, что кто-нибудь научил нас этой вере, и тем менее, что нам в школе преподали о космологическо-теологическом доказательстве бытия Божия, ас простого (ив сущности, самого естественного) взгляда на мир. И сейчас, глядя на небо и землю, дивлюсь... Например: звёзды, луна и солнце и ныне, как и тысячу лет назад, и две, и три, находятся совершенно в том же расстоянии и движении, как и при Давиде, и при Моисее, и при Аврааме и раньше. И расстояние это — поразительно точное Это мы и теперь видим. Теряется мой ум, когда я думаю и о движении планет Земля вертится вокруг Солнца в дней, а Луна — с нею. Но Земля ещё обращается вокруг собственной оси, а Луна (как и некоторые другие планеты) — нет. Притом же Земля вертится не по кругу, а по эллипсису (яйцеобразно) около Солнца. Почему это Не знаю умом. Не спрашиваю для чего, — а почему Бог так создал, слышу я в ответ себе. Мне скажут так меня научили Пусть, хотя это и не так. Но мысль о Боге напрашивается сама собою, и теперь, когда я пишу эти строки, когда мне уже 75 лет! Что же сказать про простых людей Про дикарей Их отцов и прадедов кто учил? Говорят, природа Ах, какое это малоумие Не хочется даже и говорить Будто природа имеет разум, план, силы всё это делать. Ну пусть даже оба воззрения стоят на одном уровне непонимания, допустим но удивляет меня как эта вера в Бога Творца и Устроителя (посв. Григорию Богослову «Художника») явилась у людей Откуда явилась и мысль вообще — о Боге Как бы тони было, но человечество, — и я вот теперь, — через мир относится к Богу! Значит, люди чрез рассматривание творений действительно видят Творца Бога, хоть как- нибудь, но признают Его. А какой порядок и целесообразность в мире Боже мой, — вырывается сразу у меня это слово... Можно бы написать — и писали — целую книгу об этом. У св. Иоанна Златоуста есть большой трактат. У проф. Голубинского — целая книга. Дамы все видим, видим это воочию. Откуда она, эта целесообразность Природа. Невольно улыбаешься при этом, ничего не объясняющем слове... «От Бога, — отвечает душа наша и удовлетворяется! Остановлюсь тут на этом. Факт остается фактом мир нас приводит к Богу. Или Бог открывается нам через мир. И это самое первичное откровение, доступное и самому примитивному созданию самое наглядное, видимое, постоянное, всеобщее, простое, очевидно! Пусть оно — элементарное, но такое и нужно потому что люди элементарны, особенно — дикари. И это откровение — через мир — дал сам Бог людям Бог явил им. И я по своему опыту помню, как я рад был, когда семинаристом узнало космологическо- теологическом доказательстве. Я тогда хотел всем доказывать это открытие наукой. Да! Радовался! Значит, душа моя почувствовала в этом удовлетворение, объяснение, смысл разумность, истину, правду И — как сейчас помню — это впечатление явилось у меня даже не на уроке философии, а после обеда, когда я шел по тенистой аллее улицы, по Божиему миру... Был такой толстый журнал Божий мир, теперь этого названия уже нет, даже и заграницей. Обмирщились... Потеряли веру. А какое хорошее и правильное, и поучительное было имя... И про птичек мы учили Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда и проч. И лишь вчера получил письмо о птичке. Учёная женщина сидит на кладбище каждое воскресенье она посещает могилу матери... Кругом кусты... «Около меня уселась, совсем близко, ещё невиданная мною прехорошенькая изящная пичужка в красных башмачках, пучеглазенькая, с длинным носиком и хохолком грудка синяя, крылышки белые, а хвостик розовый. Она пристально долго смотрела на меня и, вероятно, убедившись, что я неопасна, стала что-то рассказывать милыми тоже неслышанным голоском: то очень горячо, то грустно, то весело. Переливчатыми трелями. Я сказала ей «А-а, ты, милая щебетушка!» — Она вдруг замолчала, склонила набок головку, прослушала меня. И понеслась опять. Долго повествовала она мне. Когда всё пересказала, — улетела. Но отлетев недалеко, прокричала тоненьким голоском (таки получилось Прощай, прощай!» Так она меня умилила Так радостно стало на сердце, что захотелось написать вам (мне)... «Мама моя говорила Радуйся всему. И на могилку приходи радостная. Радуйся Богу, природе, птичкам. Люби всё, и тогда всех будешь любить Я тогда её не поняла теперь только понимать стала». ...И мне читать об этой пташке отрадно. Воистину — птичка Божия...» Был я в зоологическом музее. Высокий, большой стеклянный зал с искусственными деревьями. И сотни маленьких пташек все и трепещат радостно. Отрадно Недавно читал я в газете какой-то учёный, Ив-кий, открыл в табачных листьях такие бактерии, что их нив какой огромный микроскоп невозможно разглядеть. И вдруг мне припомнился огромный слон в цирке Дурова... Я и подумал эта инфузория и слон — из одного корня А кит, — ещё огромнее слона, — тоже из бактерии. Нет, нет, нет Не природа. Не принимает ум. А вот Бог создали то, и другое душа принимает это. Почему — спросят меня. Отвечу не знаю, а только вот: принимаю! — Бог явил! А кто хочет думать иначе — его воля... Я же, и вообще все люди, думаем так... Но это откровение, как я сказал, самое первичное, примитивное, общеизвестное. Однако оно лишь первоначальное. Дальше будут откровения Бога — более высокие и более яркие. К ним и перехожу В) ГОЛОС СЕРДЦА В таком порядке поставил сам апостол Павел. На втором месте у него стоит духовное откровение. Он м он так пишет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, тоне имея закона, они сами себе закон они показывают (этим, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим. 2:14-15 ). Вот это — второе откровение. Я назову его голосом сердца, как и апостол сказал. Таки Сам господь говорит «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы ( Мк. И вообще, в Слове Божием сердце признаётся корнем, или исхождением познания, а не ум. Так частотами говорится. Например. «Помышления сердца их (допотопных людей) были зло (Быт. 6:5 ). Псалмопевец очень часто говорит о сердце, как источнике знания Размышления сердца моего — знание (Пс. Пр. Иеремия говорит, что люди ходили по упорству сердца своего ( Иерем. человек «живёт по упорству сердца своего ( Иерем. 13:10 ). Исайя: люди рождали из сердца лживые слова ( Ис. 59:13 ). Ив новом Завете мы видим тоже. Господь говорит для чего же вы (фарисеи) мыслите худое в сердцах ваших ( Мф. 9:4 ) и т. д. И психологи стоят на этой же точке зрения. И это таки есть при внимательном наблюдении за собой или за другими мы без труда видим, что наши мысли находятся в тесной зависимости от наших настроений сердца. И Фихте (немецкий философ) говорит человек не так чувствует и делает, как думает, а думает, как чувствует. Или иначе не так хочет, как думает атак думает, как ему хочется. И наш (свой) опыта также и наблюдение за другими людьми постоянно нам показывают, что сзади наших мыслей стоят наши хотения. Много, много раз мне приходилось видеть ясно, что одному хочется почему-то верить, а другому хочется не верить. И это — совсем не от ума, не от знания. Два человека, два родных брата, с одним образованием — а могут относиться к вере разно это мы постоянно можем наблюдать. Больше того, даже водном и том же человеке мы можем замечать и различные переживания то он радуется вере, то может сомневаться. Характерный, всем известный пример мы можем видеть на апостоле Фоме он даже при виде Христа ещё не верил, пока не осязал ещё и ран Его таков уж был характер его, как мы говорим. А потом — неожиданно для нас — он восклицает Господь мой и Бог мой Это ниоткуда не следовало Бога осязать нельзя Он же с верою воскликнул не думая, немедля, и сразу, тотчас. Другой пример, ещё более показательный вот приходят к пустому гробу Христа ап. Пётр и Иоанн. Оба видят одно и тоже пустой гроб, пелены, головной убор, сложенные аккуратно. И что же Иоанн увидели уверовал, что Христос воскрес, а Пётр отошёл (от гроба) в недоумении, дивясь сам в себе происшедшему ( Ин . 20:8 ; Л к . 24:12 ). А потом, на ловле в Геннисаретском озере, тот же Иоанн первым узрел Господа, говорившего с берега Это Господь Пётр же, услышав это, набросивши на себя какую-ту одежду (ибо он был наг, бросился вводу и поплыл. Разные характеры! И в жизни мы наблюдаем это. Значит, корень лежит не в знании, не в видении, — а в сердце. Это — факт! Пойдём дальше. Разница — ив настроении самого сердца. Обыкновенно вера — даёт душе нашей мир, радость а неверие — беспокойство, тоску, муку. Ио. Иоанн Кронштадтский такой мир считал ясным свидетельством бытия и действия на нас Бога. Также думаем и мы кто переживал, хоть недолго, состояние неверия, знает это по опыту. Мне пришлось пережить это в студенческие годы. Никаких новых знаний я не получил тогда, следовательно, не в уме была причина. И какой же вихрь налетел на меня Эти две недели я метался, не зная в себе покоя. Потом, после двух недель мучения, опять-таки без каких-либо рассуждений, воротилась вера и наступил в душе мир. Ещё вспомню многократные переживания иногда вера бывает такая пламенная, что не только не бывает никакого недоумения, но всё представляется совершенно ясным. Даже более: от сильной веры — трудно произнести (или помыслить даже) слово о Боге произнесёшь, а восторженные слёзы перехватывают голос. И нужно бывает остановиться, чтобы удержать рыдания, — пока снова не овладеешь собою. В иное же время эти самые слова не вызывают сильных чувства произносятся холодно. Однажды я записал такие чувства, пережитые мною на литургии Отныне для меня нет дороже слов, как Отец, Сын и Святой Дух». И — нес прибавлением спаси или помилуй, или подай а просто — одни имена. Подобие из обычной жизни можно взять такое если мы любим кого-либо, тонам не только мил портрет его, не только нравится почерк его писем, но дорого само имя этого человека. И ничего мы не просим у него, не только желаем и ждём от него чего-либо: это даже охлаждало бы нас и огорчало номы хотели бы сами высказать ему любовь свою — до страданий включительно, до смерти за него. Тут уж совсем не ум говорит, а — сердце, горящее любовью к Богу. И святые люди вообще говорят такие чувства рождаются в нас не умом, а сердцем. Св. Макарий Великий уподобляет их любви влюблённых, даже как бы — пьянству, как это ни странно Но только они — никак ни от ума, ни от практических выгод, вообще ни отчего земного Это — факт, против которого нечего сказать. Для неопытного человека подобные переживания других — неубедительны, даже просто непостижимы, как бы не существуют и не могут быть а для нас — факт Для святых же непреложная истина это всё они знают доподлинно И им также было бы странно услышать вопросы Да есть ли — как если бы у обыкновенных людей мы спрашивали есть ли земля? есть ли небо есть ли я сам? И один из известных мне подобных людей (теперь уже умерший, а. Ф) сказало себе Для меня невидимый мир — столь же реален, как и видимый. И вероятно, он ночью во сне совершал литургию громко пел Верую, тогда как в действительности никогда не пел, хотя имел прекрасный слухи приятный голос. И в последние почти 20 лет он провёл в уединённой молитве, в ежедневном служении литургии а когда прежде не мог служить сам, то бывал ежедневно за литургией. Так подобные люди стремились в пустыни таких бывали тысячи людей Для примера возьму два-три случая из русской жизни и один — из древней. Вот — преп. Серафим Саровский. Известно, что он жил тов ближней пустыньке», тов дальней тов полном затворе, тов молчальничестве. Другой пример еп. Феофан, затворник Вышенский — ушедший от архиерейской жизни в затвори проживший там более 30 лет, он ежедневно служил там литургию (буквально до последнего дня, 6 января). Также знаменитый о. Иоанн Кронштадтский служил ежедневно литургии, особенно последние 30 лет своей жизни но он жил в шумных городах, а не в пустынях это — особый подвиг. И только последние 10 дней уже не мог ходить в церковь однако его причащали до последнего дня. Ив ночь кончины (7 часов утра 20 дек) отслужили для него литургию в 2 часа и приобщили его одной Кровью. Из древней истории возьмём хоть один пример — св. Арсения Великого. Учёный, сенатор учитель царских детей, всем обеспеченный, он тайно убежал из дворца в египетскую пустыню. И сначала там жил в монастыре, а потом ушёл в уединённую пещеру. И когда братия говорили перед уходом его Арсений Ты нас не любишь Он отвечал им Бог видит люблю вас Ноне могу быть с Богом и людьми!» И ушёл. И вообще, боголюбцы так любили молитву, как мы не можем жить без воздуха. И простецы, и учёные; и любили жить в монастырях и пустынях. И конечно, их туда никто не влёк, кроме собственного сердца. Но не только этих святых подвижников, но и мирян, и вообще всё человечество. Именно этим сердечным влечением объясняется факт всеобщности веры — во всём мире. Как хочется дышать, как хочется есть и пить, — и никто не считает это ненормальным, неестественным, таки вера является нормальным состоянием нормального человека. Пусть эта вера — различна пусть у одних она весьма искажена ноу всех народов была и есть вера. Значит, люди чувствуют в ней естественную потребность! И лишь незначительное количество было неверующих. Иногда кажется, что таких много; но это — глубокое заблуждение. Впрочем, не будем спорить о количестве, потому что не количество является свидетелем истины. Сначала христиан — единицы апостолов, потом, после Пятидесятницы, — тысячи потом христианство распространилось по всему миру. А будет опять мало Господь сказал, что Он, «пришедши» второй разв мир, едва найдёт ливеру на земле ( Лк:18, Есть другой признак верующих в Бога благодать Его на них. Но об этом будем говорить в следующем отделе этой части Г) БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ Собственно этим именно отличается христианство от других религий. Припомню следующий случай из жизни св. Антония Великого. Однажды пришли к нему философы-язычники. Испросили его Чем ты отличаешься от нас Ты постишься — и мы. Ты желаешь чистоты — и мы стремимся к ней Мы, — ответит им святой Антоний от лица христиан, — пребываем в благодати Божией Этого у нас нет — сознались язычники. Точно также нет ее и у современных евреев, магометан, буддистов, хотя вера в Бога есть у них, и они хранят посты, и несут подвиги, и молятся но благодати нет. Особенно ясно видно это на индусах у них и посты, и бесстрастие, и умовое созерцание, но Божией благодати нет. В результате — пустота а в худшем случае (я видел таких йогов) гордыня и зависящие от нее страсти. Совершенно иначе у истинных христиан. А именно. Все мы знаем, что в результате Христова дела (домостроительства) было ниспослание на христиан, в Пятидесятницу, Святого Духа. Ив этом заключается решительное различие христиан от нехристиан и даже — христиан между собою. Подтвердим это словами Св. Писания Сам Господь Иисус Христос говорит Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал оно Духе, Которого имели принять верующие в Него ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен ( Ин. |