работа я. О вере, неверии и сомнении Часть I. Детская вера Часть ii. Разумная вера
Скачать 1.64 Mb.
|
4:17 - Какое жалкое и беспомощное положение судей И какая сила правды у апостолов Не можем молчать — говорят они запретителям. И это говорит теперь тот, который прежде испугался и привратницы, служанки Каиафы, и стал с божбою и клятвою отрекаться от Иисуса не знаю Человека сего ( Ин. Неверующий в Божество Христово, а в частности, ив воскресение Его, ученейший немец Гарнак в своей книге Сущность христианства выражает удивление каким образом ученики и ученицы Христовы до такой степени убедились в истине воскресения Его, что бесстрашно, даже до смерти, стали распространять потом эту весть по всему миру?! Вот уж поистине сбываются слова Христа Господа, сказанные ученикам после первой проповеди их Славлю Тебя, Отче, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам, простым рыбакам ( Мф. 11:25 ). И ап. Павел высказал туже мысль в Послании к Коринфянам. Указавши на многие явления Воскресшего Господа, между прочим, однажды «более нежели пятистам братий водно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили, упомянувши о себе как (некоем) изверге (выкидыше, он пишет: «Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, ивы так уверовали. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1 Кор.15- 8, 11, Как видим, воскресение Христово было для апостола столь несомненным фактом, что он утверждал не его, но им обосновывали будущее воскресение всех, и свою веру, и подвиги свои, и всю нравственность И на самом деле как все было чрезвычайно просто апостолы видели Воскресшего. Как же тут не убедиться А если видели, то и — не можем молчать». Так все просто, ясно, понятно и для ума! И нужно уже делать над собою буквально насилие, превращать себя в сумасшедшего, чтобы упорствовать против очевидного факта Диавольское отупение и ожесточение А тогда и Сам Бог скрывает Себя от таких богоборцев. Если же мы захотели бы теперь опровергать пустую выдумку евреев, — что обычно и делается, — то это весьма легко и для отроческого ума. Именно. Как это ученики, столь робкие, что разбежались при аресте Христа, а Петр отрекся и перед служанкой, — как они вдруг осмелились бы, безоружные, идти к гробу, окруженному военной стражей, чтобы воровать?! Как могла уснуть вся стража, поставленная бодрствовать И как она не услышала даже шороха воровавших А ведь без шума и камень отвалить было бы нельзя. Затем воры, пришедшие красть, развертывают мертвеца от пелен, крепко слипшихся с телом Его Потом складывают их особо, а головную повязку — отдельно оставляют все это в гробе и уносят лишь одно тело Ведь на это требовалось время а воры обычно торопятся, особенно когда под боком стража, хотя бы даже и спящая она могла и проснуться же! Какие детские сказки! Да и зачем ученикам воровать мертвого. Наоборот, теперь следовало бы им совсем отречься от Него, как от человека, обманувшего их Такие Он давал обещания прежде, а теперь умер, как последний человек Говорят о воскресении, а теперь лежит под печатью Обещал через них покорить весь мир Своему учению, а теперь и сами ученики вынуждены разочароваться?! И ничего им не остается дальше, как разойтись по своим деревням галилейскими с печалью заняться опять рыболовством и разведением огородов?! Какой смысл тут брать тело да ложно повсюду кричать Он воскрес?! Да и небезопасно же это было бы воров обычно ищут и находят, а потоми наказывают. Разве пожалели бы их начальники А главное зачем им себя-то делать лжецами Во имя чего? Для какой пользы Да тут и самый рядовой человек не захотел бы лгать Эти люди, оставившие отцов, матерей, жен, стали бы лгать?! Исповедовали Его Сыном Божиим». Сам Он именовал Себя такими вдруг — воровать. Бога ли красть Богу ли помогать ложью?! Какие все выдумки! Позднейшие противники христианства поняли эту пустую ложь и стали изобретать другие вымыслы об обмороке Христа, о галлюцинациях учеников и мироносиц (Ренан) и т. д. Но и это все ничуть не более разумно, и легко разрушается здравым смыслом. Подобным образом можно показать реальность, несомненность, подлинность и последующих явлений Воскресшего Господа апостолам. Возьму два свидетельства. По повелению Господня ангела, ученики — после первых видений Воскресшего. Иисуса отправились в Галилею и стали снова заниматься привычным ремеслом. Как-то они собрались группой в семь человек. Дело было к вечеру. Петр никого не приглашая, говорит про себя Иду ловить рыбу. Тут были и Фома, Нафанаил, Иаков и Иоанн Заведеевы, и еще каких-то два других ученика. Евангелист-очевидец почему-то не счел нужным даже записать имена их а если бы кто сочинял эту историю, конечно, записал бы имена и этих двух — для несомненности. Они говорят Петру Идем и мыс тобою. Всю ночь ловили ничего не поймали. А как ловили По крайней мере, Петр был совершенно нагим ( Ин. 21:3, Потом явился Христос к утру велел забросить сети по правую сторону лодки и поймали множество рыбы. Петр — после слов Иоанна это — Господь , — чем-то перепоясался по бедрами бросился вплавь к Нему. Прочие приплыли было недалеко от берега, около локтей, те. около 40 — 50 саженей. Пересчитали рыб оказалось, больших было Боже, Боже Какая ясная картина И незрячий может видеть все это, как живое! Не нужно никаких вспомогательных чудесных средств Довольно самого простого ума, чтобы видеть всю истинность несомненных событий Даже о наготе не забыто... Другое свидетельство. Ап. Павел, отвечая коринфянам на вопрос о будущем воскресении мертвых, ссылается прежде всего на факт воскресения Христа. А этот факт он обосновывает на многих явлениях Его по воскресении явился Симону Кифе (Петру, еще всем 12-ти; однажды явился более нежели 500 братьев христиан, из коих большая часть доныне в живых, а некоторые и почили . Явился Иакову, потом всем апостолам. Наконец, явился и мне, как недоноску, прежде времени родившемуся младенцу ( 1 Кор. 15:5 - 8 ). Здесь, помимо фактов особого явления Петру и Иакову, — о последнем даже не упоминается в Евангелиях, обращает наше внимание явлением. Тут не только важно самое огромное количество видевших, но и последующие слова ап. Павла из коих большая часть и доныне в живых». Это Послание написано апостолом в Коринф, где против него была целая группа недругов. И если бы допустить, что он сказал неправду, что никаких свидетелей доныне не было бы в живых, то какое оружие он дал бы в руки своим противникам такою ложью Ясно, что он говорило факте, всем известном! Больше не буду распространяться о других данных, коими может воспользоваться наш ум в самом естественном порядке здравых логических суждений. Всякий может читать Евангелия и Деяния и убедиться с очевидностью в истинности их. Потому миссионеры обычно не философствуют перед своими слушателями, а просто рассказывают евангельские события и они своей достоверностью действуют на слушающих и обращают к вере во Христа. Потому христианский мир — особенно православно-русский, — несомненно принимая истину о воскресении Господа, радуется несказанной радостью на Пасху, доходя в своем восторге до целования в святом храме! Потому еще 51 раз по воскресениям мы торжествуем, прославляя Воскресшего Спасителя мира, веруя этому не только сердцем, но и всем разумом своим. Потому поем каждую неделю: Воскресение Христово видевше (пусть и через других, поклонимся святому Христову воскресению Часть III. Религиозный опыт А) ЕСТЬ ЛИ Переживя второй этап веры, так называемый разумный, кажется, можно было бы на нём остановиться и успокоиться ведь теперь ум уже не страшит меня, он помог мне освободиться отложного страха передним, он открыл свободу пути к тайнам, чудесам, непостижимому, он даже помог мне на этом пути разными способами. И теперь оставалось бы принять и веровать попросту. Теперь легко стало жить простою верою, которой я жил с детства, но за прочность которой прежде я ещё боялся. Теперь сам ум, сама наука, дали мне право веровать по-детски. Разница была лишь в том, что детская простота была ещё не оправдана умом, а теперь я и по науке знаю, что настоящая вера и есть законная действительно умная вера, что только понявший соблазн ума и отвергнувший его может веровать уже сознательно. И иногда я позволял себе говорить, что теперь я верую просто, как рядовая поселянка, нос тою разницей, что я отвоевал умом себе право на эту простоту а потому могу сказать, что верую сознательно просто, что моя вера — от убеждения, убеждённая вера. Я теперь ясно вижу, что со стороны ума препятствий к вере уже нет. Даже есть значительная помощь от него. Путь веры свободен можно! Но всё же я ещё не удовлетворяюсь этим. И вот почему. Могу сказать три мотива. Во-первых, я знаю, что если ум и не препятствует, а немного даже и доказывает, ноне показывает, не открывает мне сверхъестественного мира в реальности, да и не может показать, так как я хорошо знаю бессилие ума и земного опыта в области иного мира. Хорошо я знаю и то, что все вещи, всякое бытие подлинно познаются лишь через непосредственное откровение его тому или иному нашему восприятию. Поэтому нищета ума не дала ещё мне и не может дать богатства веры, реального ощущения сверхъестественного бытия. И я знаю теперь, что от ума мне больше и нечего требовать. Оставалось, так сказать, поблагодарить прежнего мнимого врага за теперешнюю дружбу. А что ж дальше Кто меня поведёт к высшим путям Кто теперь мне уже не докажет, а покажет Самого Бога Как несомненно удостовериться в Его реальности Этот вопрос и стал намоем, уже теперь свободном пути. Целесообразность, польза тоже доказывали или побуждали верить но — как я уже писал даже от целесообразности ещё нельзя делать выводы о бытии. Бог нужен, но есть ли Он Нужда мне лишь говорила хорошо было бы, если Он есть. Но доказать Его иона была не в состоянии. Кто же это может дать? В-третьих, я всегда любили хотел веровать и веровал. Но ведь говорят же, что это субъективное наше настроение, ублажающее маленьких, немощных людей, коим хочется найти какую-нибудь опору в сильном, что это — плод прискорбностей земной юдоли, от которых мы ищем успокоения и отрады в другом блаженном мире. Иначе говоря, будто вера есть наш продукта совсем не ощущение подлинного объективного бытия. Хотеть, любить — ещё не значит уже и иметь любимое и желанное. И я сознавал большую основательность в таких возражениях, и их сам ясно видели понимал. И искал выхода к «есть». Итак: препятствий нет, и нужно, и хочу верить но всё это ещё не есть — «ЕСТЬ». И при всей моей вере я чувствовал внутреннюю неудовлетворённость, мне хотелось большего, я жаждал последнего ответа — откровения, действительного удостоверения, явления. Явися мне разумно, явно, Господи! Но я сознавал свое нравственное ничтожество и недостоинство, и потому несмел дерзать на непосредственное откровение. А кроме того, я испытывал — одновременно или в другое время — совершенно обратное желание не хочу испытывать Господа моего! Ведь это есть вид уже неверия, маловерия а оно мне противно и Богу неугодно. Да и без этого дополнительного соображения я инстинктивно, сердцем отталкивался в такие моменты от пытливых исканий. Мне хотелось веровать просто, хотя бы по доверию к достовернейшим свидетелям, потому что мне хорошо было с верой, мне нравилась непытливая, простая вера... Странное и сложное существо человек и хочется, и не хочется. Или так скажу умом хочется, а сердце не хочет искать. Ум не был до конца удовлетворен ему все еще хотелось, как Фоме, осязать, увидеть. Яне говорил, как Фома, если не осяжу, тоне поверю. Я уже веровал. Но хотел большего и осязать. А иногда и этого не хотела радовался с другими, потому что они раньше меня видели уже. В такой моей психологии, — те. в нежелании испытывать, — было что-то загадочное: отчего это Что мой ум все больше хочет убеждаться, удостоверяться, это понятно всякому таково его свойство человек хочет все познавать. Понятно это и с другой стороны, вопрос о Боге — слишком важный, собственно, единственно важный все прочее без Него для меня нуль. А в самом важном особенно нужно крепко и убедиться. Здесь ведь стоит вопрос не только о смысле этой жизни, а еще важнее — о вечности. Но даже и без таких побочных мотивов важно до конца удостовериться в самом главном, дорогом, единственном, — в Боге. А тут еще и положение учителя, священнослужителя заставляло думать а как дать ответ требующим его Особенно остро этот вопрос становится для нашего времени интеллигентский нигилизм навалился уже всей тяжестью своей на нас, верующих. А дальше стоял в дверях грозный призрак воинствующего безбожия, который налетел на Россию небывалым ураганом, сокрушительным смерчем Нужно было как-то защищаться от него. Теперь уже не спрячешься в простую детскую веру, не удовлетворишься и отрицательному опыту ума, его несопротивлению вере. Нужно было самому нападать, наступать на противника, чтобы не только не быть разбитым, но и победить его. А для этого нужна была большая вера в свои силы, нужна была очевидность собственной правды. И Моисей, перед изведением Израиля, увидел Купину горящую, но несгораемую, и из нее услышал глас Самого Сущего «Разуй сапоги Место, на котором стоишь, свято (Исх. 3:5, Все это побуждало меня искать последнего основания веры — реального, действительного откровения мне того мира. Однажды мне пришлось говорить и с теми, кто называет себя безбожниками Почему вы не веруете Мы люди реальные и признаем лишь реальное а вера — это нереальное Я тоже хочу реального, а не фантазий. Да и верую, собственно, потому, что считаю это самым реальным, иначе бы и не верил, — ответил я Но как вы докажете, что тот мир действительно есть Ведь этот мир мы постоянно опытно ощущаем, как реальный, а вы Ваш вопрос — законный, — говорю я. — Имеете полное право требовать на него ответа от нас, верующих. И я стал говорить об опытном зрении того мира святыми особенно же о Христе, потом об обращении Савла, о видениях св. Серафима Саровского и даже о своем ничтожном опыте... На это услышал довольно деликатное замечание противника, не желавшего обрывать грубо меня Выживете этими мыслями, и потому образовался у вас опыт, кажущийся вам реальным, а на самом деле он — плод вашего воображения, а нереальность Нет, я подлинно знаю, что этот опыт — не галлюцинации и мечты, а восприятие реального мира Дальше трудно было говорить. Мы мирно разошлись. В другой раз противник мой был более ученый. Он пустил входи знание философии, и собственное остроумие, а главное душевный напор убежденного безбожия. Ион также напирал на реализм познания, доказывая известный принцип небытие — от сознания идеологии, а сознание — отбытия Я совершенно приемлю этот принцип ив применении к моей вере. Верую потому, что бытие моей веры — реально и самая вера моя — от этого Бытия. Но напрасны были мои доказательства. После долгого прения противник с развязной самоуверенностью учителя, всезнающего, говорит Вы (я) еще не додумались до конца и живете прошлыми традициями, в которых воспитывали вас. А если будете самостоятельно думать, то дойдете до наших выводов Я уже 70 лет думаю об этом! Но противник оказался ничуть не поколебленным. И я тут понял, что никакими спорами, никаким умом ничего не докажешь человеку, если он не желает этого. Нужны иные методы опровержения (для таких людей не слова, а дела незнания, а страдания за веру. Да и тогда еще нельзя их убедить, а разве лишь заинтересовать ив лучшем случае можно подорвать в душе их упорство, сломить лед отрицания и затеплить симпатию к себе и своей вере. А придет ли еще вера в них, и как она придет Это большой и трудный вопрос. И думаю, что он даже не в нашей воле, — тоже в непосредственном откровении им иного Бытия. Но если уж мы не в силах дать им такое опытное восприятие, то, по крайней мере, сами должны быть реально убеждены в реальности сверхъестественного мира. А это больше всего возможно — через реальное самооткрытие его нам, непосредственному нашему опыту. Возможно ли это? Несомненно, возможно. И по простому соображению, которое легко понять. В самом деле, если какое-либо бытие вообще существует и если у насесть органы для восприятия его, то оно может быть познано рано или поздно, если только само откроется ищущему субъекту. Если есть Бог и если мы имеем способы познания Его, тоне может Он остаться сокровенным. Даже больше того Он-то особенно захочет и должен открыть Себя человеку, ибо важнее и выше Его ничего нет. И было бы совершенно непостижимым, непонятным, странным, если бы нам открывалось всё, кроме единого главного Бога Кроме того, Который Сам Себя благоволил наименовать Моисею, когда тот спросил Его как имя Твое — СУЩИЙ. Аз есьм Сый» ( Исх. 3:14 ). Так и скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». И если Он открывал Себя в Ветхом Завете, неужели скроет Лице Свое в Новом? Открывался ли Открывается ли реально Может ли открываться Если да, то как Вот какие вопросы возникают иногда в душе моей. Ведь это всё — живое, невымышленное. Я, как живой человек, жизненно должен был бы и ответить хотя бы самому себе, если уж не другим. Я должен был сказать и себе не только хочу Его, а Он есть Он — Сущий. Что же смог я в таком важном и чрезвычайном вопросе? Расскажу теперь, что было, как именно я удовлетворил себя и удовлетворяю и доселе. Пусть это будет малозначительно, невольно я знаю, что есть высота высочайшая, доступная для людей святых о ней я лишь могу потом упомянуть не дерзаю даже и искать е Нов свою меру я нашёл ответы. А если и другие меры подобны моей, то, может быть, мой опыт будет небесполезным для них, с Божьей помощью. А кто имеет опыт более высокий, те пусть поделятся им с другими. В крайнем случае, пусть хоть помолятся о моей бедности духа, а главное — о спасении грешной души моей. Это ведь важнее, нужнее всего мне Б) ОТКРОВЕНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ МИР Апостол Павел пришёл в Афины и направился в ареопаг к философам, а они ничего так не любили, как слушать что-нибудь новое . Ион стал говорить им о Неведомом Боге», жертвенник Которому он увидел в городе. Ив своей речи он, между прочим, сказал слова, которые и кажутся мне отвечающими прежде всего намой вопрос Есть ли?» «Бог, сотворивший мири всё, что в нм, Он Сам хочет, чтобы люди искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Они недалеко от каждого из нас ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили мы Его род ( Деян. |