Главная страница

Кондильяк Э. - Об искусстве рассуждения. Об искусстве рассуждения


Скачать 10.62 Mb.
НазваниеОб искусстве рассуждения
АнкорКондильяк Э. - Об искусстве рассуждения.rtf
Дата21.09.2018
Размер10.62 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаКондильяк Э. - Об искусстве рассуждения.rtf
ТипДокументы
#24927
КатегорияСоциология. Политология
страница12 из 18
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18
ГЛАВА XОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМЫ ВСЕЛЕННОЙ

Тело, находящееся

вне нашей планетной

системы

Небеса усеяны светящимися телами, которые подобны нашему Солнцу и, вероятно, заставляют планеты вра­щаться по разным орбитам, а вселен­ная — громадное пространство, где нет пустоты. Нашему

воображению одинаково трудно как приписать ей границы, так и считать ее беспредельной.

Все звезды отстоят от нас на столь большом расстоянии, что, видимые в лучший телескоп, они кажутся меньшими, чем для невооруженного глаза, так что их делает видимыми не сама их величина, а свет, который они посылают нашим глазам.

Среди звезд есть такие, которые периодически исчезают и появляются, но с различной степенью яркости. Иногда бывало так, что внезапно появлялись новые звезды, кото­рые постепенно утрачивали свой свет и вскоре исчезали навсегда. Чтобы легче различать звезды, их относят к соб­раниям, к так называемым астеризмам, или созвездиям. Есть двенадцать созвездий в Зодиаке; они разделяют эклиптику на двенадцать равных частей.

Небо разделяется Зодиаком пополам. Одна часть — се­верная, другая — южная; в обеих частях различают много созвездий. Невооруженный глаз различает также Млечный Путь; при наблюдении в телескоп видно, что он состоит из мириадов звезд. Наконец, в телескоп открываются еще и другие пятна, слишком отдаленные, чтобы можно было различить звезды, их производящие. Вот приблизительно и все знания, какими мы обладаем о телах, находящихся вне нашей планетной системы.

Число планет

Нашу планетную систему образуют шестнадцать тел. В центре — Солнце, находящееся в состоянии покоя или совершающее лишь очень небольшое движение; это единственное светящееся тело. Все остальные непроницаемы и светят лишь заим­ствованным светом. Их называют планетами. Различают шесть планет первого порядка: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн — и десять — второго порядка, или второстепенных,— пять спутников Сатурна, четыре спутника Юпитера и наша Луна.

Их орбиты — эллипсы

Планеты первого порядка, которые называют также просто планетами, описывают эллиптические орбиты во­круг Солнца, а планеты второго порядка — спутники, или луны,— обращаются вокруг одной главной планеты и соп­ровождают ее в ее движении.

Солнце находится в одном из фокусов

Солнце находится не в центре С (рис. 61) орбит, а в фокусе с. Таким обра­зом, планета при каждом обращении то приближается, то удаляется от Солнца. Будучи в а, она


176

177





Линия абсид
находится в своем афелии, а в А — в своем перигелии. Расстояние между центром Солнца с и центром орбиты С называется эксцентриситетом, или отклонением от центра. Обе эти точки А и а, рассматриваемые вместе, называются абсидами, и боль­шая ось, продолженная от одной к другой, называется линией абсид.

На оконечностях малой оси Вbнаходятся средние расстояния.



Отношение

расстояний

планет от Солнца

Планеты движутся с запада на восток в различных плос­костях. Орбита каждой пла­неты находится в плоскости, проходящей через центр Солнца, для Земли это плос­кость эклиптики. Но не все планеты движутся в одной плоскости; у каждой своя плоскость, а все эти плоскости по-разному пере­секают плоскость эклиптики, к которой мы их относим. В остальном все планеты дви­жутся в одну и ту же сторону, т. е. с запада на восток, и вращаются, так же как и Солнце, вокруг своей оси. Лишь у Меркурия и у Сатурна еще не удалось наблюдать движение вращения, а у других это движение замечается по пятнам, регулярно то появляющимся, то исчезающим. Наблюдение и в особенности расчеты определяют с достаточной точностью соотношение расстояний и величин между планетами и Солнцем. Между тем сопоставить данные размеры с известными мерами невозможно, но если обозначить среднюю удален­ность Земли от Солнца как 10, то удаленность Меркурия от Солнца будет 4, Венеры — 7, Марса — 15, Юпитера — 52, а Сатурна — 95. Я начертил Вам схему, изображаю­щую это (рис. 62).

Если принять, что удаленность Земли от Солнца — 10, то удаленность Меркурия от Солнца будет 4, Венеры — 1, Марса — 15, Юпитера — 52 и Сатурна — 95.

Солнце совершает оборот вокруг своей оси за 25 дней. Мер­курий обращается вокруг Солнца за 87 дней 23 часа 15'38". Период его вращения вокруг своей оси неизвестен. Венера за­канчивает свое обращение по орбите за 224 дня 14 часов 49'20", а оборот вокруг своей оси совершает за 23 часа.

Земля заканчивает период своего обращения за 365 дней 6 ча­сов 9'14". Она совершает оборот вокруг своей оси за 23 часа 56'4".

Период обращения Марса — 686 дней 22 часа 29', а период его вращения — 24 часа 40'.

Период обращения Юпитера — 4332 дня 12 часов 20'9". Обо­рот вокруг своей оси он совершает за 9 часов 56'.

Сатурн заканчивает свое обращение за 10 759 дней 6 часов 36'. Период его вращения неизвестен.


178

179


Соотношение величин

Считается также, что диаметр Мерку­рия составляет 300-ю часть солнечно­го диаметра; диаметр Венеры — его 100-ю часть, так же как и диаметр Земли; диаметр Марса — 170-ю, диаметр Юпитера — 10-ю, а диаметр Сатурна — 117-ю часть; все это приблизительно.


Периоды их обращений
Лучше всего известны периоды их обращений. Меркурий совершает обращение вокруг Солнца за три ме­сяца, Венера — за восемь; за 23 часа она совершает оборот вокруг своей оси. Марс совершает оборот вокруг Солнца за два года, а вокруг своей оси — за 25 часов.



показать в рисунках, где я Вам представлю также и пе­риоды их обращений.

Этого, по-видимому, достаточно, для того чтобы Вы приобрели необходимые познания в астрономии. Доста­точно по крайней иере для того, чтобы Вы были в состоянии



когда-нибудь расширить Ваши знания. У Вас даже будет случай приобрести новые знания по этому предмету, когда мы будем изучать историю открытий XVI и XVII веков.

Обращение Юпитера вокруг Солнца длится двенадцать лет, и он быстро, за 10 часов, вращается вокруг своей оси. Наконец, период обращения Сатурна вокруг Солнца длится 30 лет. Наблюдать период его вращения вокруг своей оси не удалось. Впрочем, всего этого я не определяю с предель­ной точностью и пренебрегаю минутами и секундами.

Известно также расстояние, на котором спутники нахо­дятся от их главной планеты, но это достаточно будет

180

ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я попытался, монсеньер, предоставить Вам возмож­ность судить о различных степенях достоверности (certitu­de), которые, как можно предполагать, присущи нашим знаниям. Вы видели, как совершаются открытия, как они

181


ЛОГИКА,

ИЛИ НАЧАЛА

ИСКУССТВА МЫСЛИТЬ
подтверждаются и до какой степени в них убеждаются. Я привел Вам много примеров и мало правил, потому что искусство рассуждения приобретается лишь путем упраж­нения. Вам остается лишь поразмыслить над всем тем, о чем Вы узнали, и усвоить привычку возвра­щаться к этим размышлениям.

Средствами, коими Вы обрели знания, Вы сможете при­обретать еще и другие знания, и Вы сами понимаете, что иных путей не существует; Вы либо рассуждаете о том, что сами видите, либо судите по свидетельству других, либо у Вас есть очевидность, либо, наконец, Вы делаете выводы по аналогии. Но, главное, если Вы желаете соблюдать предосторожность, необходимую для того, чтобы овладеть истинными знаниями,— не доверяйте самому се­бе. Помните, что наилучшим образом доказанные, самые достоверные истины подчас оказываются в противо­речии с тем, что мы считаем убедительным, и мы ошибаем­ся, потому что нам удобнее рассуждать, следуя предрас­судку, нежели выносить приговор самому предрассудку. Не верьте видимости, приучитесь сомневаться даже в тех вещах, которые всегда казались Вам несомненными; иссле­дуйте.

Когда на смену какому-нибудь предрассудку приходит новое воззрение, все же не торопитесь с решением. Пом­ните, что сразу мы не приходим к открытиям; мы их достигаем, переходя от одной догадки к другой, от одного предположения к другому; словом, мы продвигаемся впе­ред ощупью.

Следовательно, если нами могут руководить догадки, все же ни одна из них не является пределом, где мы должны остановиться,— надо неустанно идти вперед, пока не достигнешь либо очевидности, либо аналогии.

Впрочем, если Вы понимаете, что методы всего лишь помогают Вашему уму, то Вы также понимаете, что должны исследовать свой ум, чтобы судить о том, насколь­ко просты методы, насколько они полезны.

Речь идет, таким образом, о том, чтобы Вы наблюдали, как Вы мыслите, и выработали в себе искусство мыслить так же, как выработали в себе искусство писать и искусство рассуждать.

ЛОГИКА, ИЛИ НАЧАЛА ИСКУССТВА МЫСЛИТЬ

ПРЕДМЕТ ЭТОГО СОЧИНЕНИЯ

Для людей было естественно восполнять слабость своих рук теми средствами, которые природа сделала для них доступными; они уже были механиками до того, как у них возникло стремление ими стать. Именно так они стали ло­гиками: они мыслили до того, как попытались узнать, как люди мыслят. Потребовались века, чтобы люди предполо­жили, что мысль может подчиняться законам; да и теперь еще подавляющее большинство людей мыслит, не прибегая к подобным предположениям. Между тем счастливый ин­стинкт, который называется талантом, т. е. более надежный и лучше прочувствованный способ видеть, руководил без их ведома лучшими умами. Их сочинения становились образ­цами; в этих сочинениях люди искали, при помощи какого искусства, неизвестного даже их авторам, они доставляли удовольствие и давали знание. Чем больше они удивляли, тем больше люди были склонны думать, что они владеют необыкновенными средствами, и искали эти необыкновен­ные средства, когда следовало искать лишь простые сред­ства. Таким образом, люди считали, что они быстро разга­дали гениальных людей. Но их нелегко разгадать: их тайна тем лучше сохранялась, что не всегда было во власти людей ее раскрыть.

Следовательно, люди искали законы искусства мыслить там, где их не было; и вероятно, именно там искали бы их мы сами, если бы мы первыми должны были начать это разыскание. Но, разыскивая их там, где их нет, люди пока­зали нам, где они есть; и мы можем льстить себя надеждой найти их, если сумеем лучше рассмотреть мышление, что до сих пор не было сделано.

Ведь как искусство приводить в движение большие массы имеет свои законы в способностях тела и в рычагах, которыми наши руки научились пользоваться *, так искус-

ство мыслить имеет свои законы в способностях души и в рычагах, которыми наш ум также научился пользо­ваться. Значит, нужно рассмотреть и эти способности, и эти рычаги.

Если бы какой-нибудь человек захотел впервые в своей жизни немного поупражнять способности своего тела, он, без сомнения, не стал был придумывать аксиомы, дефини­ции, принципы телесных движений. Он не мог бы этого сделать. Он был бы вынужден начать с того, чтобы поль­зоваться своими руками; для него естественно пользо­ваться ими. Так же естественно для него пускать в ход все, что, как он чувствует, может оказать ему какую-нибудь помощь, и он скоро сделал себе рычаг из палки. Употребление рычага увеличивает его силы, опыт, который показывает ему, почему он плохо сделал и как он может сделать лучше, постепенно развивает все способности его тела, и он обучается.

Именно так природа заставляет нас начинать, когда мы впервые пускаем в ход способности нашего ума. Она одна их регулирует, как сначала она одна регулировала способ­ности тела; если впоследствии мы способны сами управ­лять ими, то лишь постольку, поскольку мы продолжаем так, как она заставила нас начать, и своими успехами мы обязаны первым урокам, которые она нам дала. Следова-•тельно, мы не будем начинать эту «Логику» с дефиниций, аксиом, принципов; мы начнем с того, что будем следовать урокам, которые дает нам природа.

В первой части мы увидим, что анализ — это метод, ко­торому мы научились у самой природы; следуя этому ме­тоду, мы объясним происхождение и преумножение идей и способностей души. Во второй части мы рассмотрим анализ, применяемые им средства и его следствия, и искусство рассуждать будет сведено к хорошо созданному языку.

Эта «Логика» не похожа ни на одну из логик, созданных до сих пор. Однако новый способ, которым она излагается, не должен быть ее единственным преимуществом; нужно еще, чтобы она была самой простой, самой легкой и самой ясной.


* Это сравнение принадлежит Бэкону '.

184


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КАК САМА ПРИРОДА УЧИТ НАС АНАЛИЗУ

И КАК СОГЛАСНО ЭТОМУ МЕТОДУ

ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ

И СПОСОБНОСТЕЙ ДУШИ

ГЛАВА I

КАК ПРИРОДА ДАЕТ ПЕРВЫЕ УРОКИ ИСКУССТВА МЫСЛИТЬ

Способность чувствовать — первая из способностей души

Наши чувства суть первые способно­сти, которые мы замечаем. Только благодаря им впечатления от предме­тов достигают души. Если бы мы были лишены зрения, мы не знали бы ни света, ни цветов; если бы мы были лишены слуха, у нас не было бы никакого знания звуков; одним словом, если бы мы никогда не имели никаких чувств, мы не знали бы никаких предме­тов природы.

Но достаточно ли иметь чувства, чтобы познать эти предметы? Без сомнения, нет; ибо одни и те же чувства присущи нам всем, и тем не менее у нас нет одинаковых знаний. Это неравенство может проистекать только из того, что не все из нас могут одинаково употреблять наши чувства для того, для чего они нам были даны. Если я не учусь управлять ими, я приобрету меньше знаний, чем кто-то другой, по той же причине, по какой нельзя хорошо танцевать, пока не научишься направлять свои шаги. Все заучивается, и существует искусство управлять способ­ностями ума, как есть искусство управлять способностями тела. Но люди учатся управлять последними только по­тому, что знают их; стало быть, нужно познать первые, чтобы уметь управлять ими.

Чувства являются лишь окказиональной причиной 2 впечатлений, которые производят на нас предметы. Чув­ствует душа; и только ей одной принадлежат ощущения; способность чувствовать — это первая способность, кото­рую мы в ней замечаем. Эта способность проявляется в пяти видах, потому что мы имеем пять видов чувств. Душа чувствует при помощи зрения, слуха, обоняния, вку­са и особенно осязания.



Мы сможем ею

управлять,

когда сможем

управлять нашими

чувствами .

Так как душа чувствует лишь при по­мощи органов тела, очевидно, что мы научимся правильно управлять спо­собностью нашей души чувствовать, если мы научимся правильно направ­лять наши органы чувств на предметы, которые мы хотим изучать.

Мы сумеем управлять способностями нашей души, когда заметим,

как хорошо мы иногда ими управляли

Именно природа,

т. е. наши

способности,

вызванные нашими

потребностями,

начинают нас

обучать

Но как научиться хорошо управлять нашими чувствами? — Делая то, что мы делали, когда мы хорошо ими уп­равляли. Нет человека, которому не случалось бы хорошо ими управлять, по крайней мере иногда. Это то, чему нас быстро обучают наши потребности и опыт; доказательством этому явля­ются дети. Они приобретают знания без нашей помощи; они приобретают их, несмотря на препятствия, которые мы чиним им в развитии их способностей. Значит, они обладают искусством приобретать их. Правда, при этом они следуют правилам неосознанно; но они им сле­дуют. Значит, нужно лишь заставлять их замечать то, что они иногда делают, чтобы научить их делать это всегда, и окажется, что мы учим их только тому, что они умеют делать. Так как они начали развивать свои способности сами, они почувствуют, что могут развивать их и дальше, если для завершения этого развития они сделают то, что они сделали для того, чтобы начать его. Они почувствуют это тем более, что, начав до того, как они чему-либо научи­лись, они начали хорошо, так как начинала за них природа. Именно природа, т. е. наши способно­сти, вызванные нашими потребно­стями, ибо и потребности и способно­сти являются в сущности тем, что мы называем природой каждого живот­ного; этим мы не хотим сказать ни­чего другого, кроме того, что живот­ное родилось с такими-то потребностями и такими-то способностями. Но, поскольку эти потребности и эти спо­собности зависят от организации и изменяются так же, как и она, то под природой мы понимаем согласованность органов; и действительно, именно этим она по существу и является.

Животные, поднимающиеся в воздух, животные, пе­редвигающиеся только по земле, и животные, обитающие в воде, также являются видами, каждый из которых, бу-


187

186


дучи различно устроен, имеет потребности и способности, свойственные только ему, или, что то же самое, имеет свою природу.

Эта природа и начинает; а начинает она всегда хорошо, потому что начинает одна. Разум, который ее сотворил, по­желал этого; он дал ей все, чтобы хорошо начать. Каждому животному нужно с ранних лет заботиться о своей сохран­ности; следовательно, оно не могло бы обучаться слишком быстро, а уроки природы должны быть не только быстро, но и надежно усвояемыми.

Как ребенок приобретает знания

Ребенок обучается лишь потому, что чувствует потребность обучаться. Например, он заинтересован в том, чтобы узнать свою кормилицу, и он быстро узнает ее; он различает ее среди многих лиц, не путает ее ни с кем; а именно это и означает знать. В самом деле, мы приобре­таем знания лишь по мере того, как распознаем все большее число вещей и все лучше замечаем качества, которые их отличают; наши знания начинаются с первого предмета, который мы научились распознавать 3.

Знания, которые ребенок имеет о своей кормилице или обо всем другом, еще являются для него лишь чувствен­ными качествами. Стало быть, он приобрел их только таким способом, которым он направлял свои ощущения. Настоя­тельная необходимость может заставить его вынести лож­ное суждение, потому что она заставляет его судить второ­пях; но ошибка может быть лишь мимолетной. Обманутый в своих ожиданиях, он быстро чувствует необходимость вынести суждение второй раз и судит лучше; опыт, кото­рый заботится о нем, исправляет его ошибки. Думает он, что видит свою кормилицу, потому что замечает в отдале­нии лицо, напоминающее ее? Он пребывает в заблужде­нии недолго. Если его первый взгляд обманул его, то второй взгляд выводит его из заблуждения, и он ищет глазами кормилицу.

Как природа уведомляет его о его ошибках

Таким образом, чувства нередко сами рассеивают заблуждения, в которые они нас ввели; например, если первое наблюдение не соответствует потреб­ности, для удовлетворения которой мы его сделали, это уве­домляет нас о том, что мы наблюдали плохо, и мы чув­ствуем необходимость наблюдать снова. У нас никогда нет недостатка в таких уведомлениях, когда вещи, относи­тельно которых мы обманываемся, нам совершенно необхо-

188

димы; ибо пользование ими в результате ошибочного суж­дения приводит к страданию, тогда как удовольствие мы получаем вследствие истинного суждения. Итак, удо­вольствие и страдание — вот наши первые учителя; они просвещают нас, потому что уведомляют, хорошо или плохо мы судим; и поэтому-то в детстве мы делаем без посторон­ней помощи успехи, которые кажутся не только быстры­ми, но и удивительными.

Почему она

перестает уведомлять его

Следовательно, искусство рассуждать было бы для нас совершенно ненуж­но, если бы нам всегда необходимо было судить лишь о вещах, относя­щихся к насущным потребностям. Мы естественным обра­зом рассуждали бы хорошо, потому что выверяли бы свои суждения по уведомлениям природы. Но едва мы начи­наем выходить из детского возраста, как мы уже выносим множество суждений, о которых природа нас больше не уведомляет. Напротив, нам кажется, что удовольствие сопровождает ложные суждения так же, как истинные, и мы, проявляя доверчивость, обманываемся; дело в том, что в этих случаях любопытство является нашей единствен­ной потребностью, а невежественное любопытство доволь­ствуется всем. Оно пользуется своими заблуждениями с каким-то удовольствием; оно часто сочетается с упрям­ством, принимая за ответ ничего не означающее слово, не будучи способным распознать, что этот ответ всего лишь слово. Тогда мы долго пребываем в заблуждении. Если же, как это весьма часто бывает, мы судим о вещах, нам недоступных, опыт не сможет вывести нас из заблуждения; а если мы судили о чем-либо с поспешностью, опыт больше не выводит нас из заблуждения, потому что наше предубеждение не позволяет нам советоваться с опытом. Таким образом, заблуждения начинаются тогда, когда природа перестает уведомлять нас о наших ошибках, т. е. тогда, когда, судя о вещах, не имеющих непосредственного отношения к насущным потребностям, мы не можем прове­рить наши суждения, чтобы узнать, являются они истин­ными или ложными («Курс занятий», «Древняя история», кн. III, гл. З 4) *.

* Чтобы обучиться механическому мастерству, недостаточно постичь его теорию, нужно приобрести навык, так как теория — это лишь зна­ние правил; и никто не может быть механиком, владея только этим знанием; механиком можно стать лишь благодаря навыку производить действие. Однажды приобретенный, этот навык делает правила ненуж-

189

Единственное

средство приобретать знания

Но, наконец, поскольку ость вещи, о которых мы судим правильно с детства, нужно только обратить внимание на то, как мы себя ведем, когда судим о них, и мы узнаем, как нам следует себя вести, чтобы судить о других вещах. Будет достаточно продолжать так, как природа заставила нас начать, т. е. наблюдать и подвергать наши суждения испытанию наблюдением и опытом.

Именно это все мы делали в раннем детстве, и, если бы мы могли вспомнить этот возраст, наши первые знания направили бы нас на путь, который позволил бы с пользой получать другие знания. Тогда каждый из нас делал бы открытия, которыми он был бы обязан лишь своим наблю­дениям и своему опыту; мы делали бы их еще и сейчас, если бы сумели идти путем, который нам открыла природа.

Следовательно, дело не в том, чтобы нам самим приду­мывать систему для того, чтобы узнать, как мы должны приобретать знания; давайте хорошо сохраним ту, какой обладаем. Природа сама создала эту систему; только она могла ее создать; она создала ее хорошо, и нам остается лишь следовать тому, чему она нас учит.

По-видимому, чтобы изучать природу, нужно было бы наблюдать первоначальное развитие способностей у детей или вспоминать то, что происходило с нами самими. Часто мы были бы приведены к необходимости делать предполо-

ными; у человека больше нет нужды о них думать, и он действует пра­вильно до некоторой степени естественным образом.

Вот поэтому нужно учиться искусству рассуждать. Было бы недоста­точно понять эту «Логику»; если мы не выработаем себе навык в пользо­вании методом, которому она обучает, и если этот навык не таков, чтобы можно было рассуждать, не думая о правилах, то мы будем иметь не практику искусства рассуждать, а только его теорию.

Этот навык, как и все другие навыки, может быть усвоен лишь путем длительного упражнения. Значит, нужно упражняться на многих пред­метах. Я указываю здесь, что нужно будет для этого прочитать, и так же буду поступать в других местах. Следовательно, нужно упражняться на многих предметах. Но так как люди приобретают навык в каком-либо ис­кусстве тем легче, чем лучше они постигают его теорию, то они поступят правильно, если будут читать то, на что я ссылаюсь, лишь тогда, когда смогут уловить дух этой «Логики»; а для этого требуется прочитать ее по крайней мере один раз.

Когда удастся уловить дух этой «Логики», чтение следует возобно­вить, и по мере продвижения нужно будет читать то, что я указываю. Поэтому я осмеливаюсь обещать тем, кто будет изучать мою «Логику», что они достигнут во всех своих занятиях легкости, которой они удивятся; у меня есть в этом опыт.

жения. Но предположения имели бы то неудобство, что иногда казались бы безосновательными, а в других случаях требовали бы, чтобы люди ставили себя в такие положения, в какие не все могли бы себя поставить. Достаточно заме­тить, что дети приобретают истинные знания только по­тому, что, наблюдая вещи, относящиеся лишь к их самым насущным потребностям, они не ошибаются, или потому, что если они и ошибаются, то быстро бывают уведомлены о своих ошибках. Ограничимся исследованием того, как теперь ведем себя мы сами, когда приобретаем знания. Если мы можем положиться на некоторые из них и на спо­соб, которым мы их приобрели, мы знаем, как мы можем приобрести другие знания.

ГЛАВА 11

О ТОМ, ЧТО АНАЛИЗ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ

МЕТОДОМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ. КАК МЫ УЧИМСЯ ЕМУ У САМОЙ ПРИРОДЫ

Первый взгляд

отнюдь не дает идей

тех вещей,

на которые

он обращен

Представим замок, возвышающийся над обширной изобильной равниной, где природе было угодно расточать разнообразие и где искусство сумело воспользоваться местностью, чтобы еще больше ее разнообразить и украсить. Мы прибываем в этот замок в ночное время. На другой день окна откры­ваются в тот момент, когда солнце начинает золотить горизонт, и тотчас же закрываются.

Хотя эта равнина появлялась перед нами лишь на мгновение, несомненно, мы видели все, что в ней заклю­чено. В следующее мгновение мы не делали бы ничего, а только получали бы те же самые впечатления, которые произвели на нас предметы в первое мгновение. Так же было бы и в третье мгновение. Следовательно, если бы не были закрыты окна, мы продолжали бы видеть только то, что видели сначала.

Но этого первого мгновения недостаточно для того, чтобы мы знали эту равнину, т. е. чтобы мы распознали предметы, которые там находятся; поэтому-то, когда окна были закрыты, никто из нас не смог бы дать отчет в том, что он видел. Вот как можно видеть много вещей и ничего не узнать.


191

190


Чтобы составить себе

их идеи, нужно

рассматривать их

одну за другой

Наконец, окна снова открываются, чтобы больше не закрываться, пока солнце будет над горизонтом, и мы долгое время снова рассматриваем все то, что видели сначала. Но если, подобно людям, на­ходящимся в экстазе, мы продолжаем, как и в первое мгновение, видеть сразу это множество различных пред­метов, мы не будем знать их больше, когда вдруг на­ступит ночь, как мы не знали бы их, когда окна, которые только что открывались, вдруг закрываются.

Чтобы иметь знание об этой равнине, недостаточно, стало быть, видеть ее сразу всю; нужно рассматривать каж­дую ее часть одну за другой и, вместо того чтобы охватить их все одним взглядом, нужно задерживать свой взор на предметах, последовательно переходя от одного к другому. Вот чему учит природа всех нас. Если она наделила нас способностью видеть множество вещей одновременно, она наделила нас также способностью рассматривать по отдель­ности, т. е. направлять наши глаза на одну какую-либо вещь; и именно этой способности, являющейся следствием нашей организации, мы обязаны всеми знаниями, которые мы получаем благодаря зрению.


И для того чтобы постигать их такими,

каковы они в действительности,

нужно, чтобы

последовательность,

в какой их наблюдают,

объединяла их в том же

порядке, в каком они

одновременно

расположены по

отношению друг к другу
Эта способность присуща всем нам. Однако, если впоследствии мы захотим говорить об этой равнине, можно будет заметить, что не все мы одинаково хорошо ее знаем. Некоторые создадут более или менее истинную картину, в которой многие вещи будут такими, каковы они на самом деле; другие же, смешивая все, создадут картины, в кото­рых невозможно будет ничего узнать. Но все мы видели одни и те же предметы; лишь взоры одних направлялись как попало, а взоры других — в определенном порядке. Каков же этот порядок? Природа сама указывает его; это порядок, в ко­тором она представляет нам пред­меты. Среди них есть такие, которые особенно привлекают взоры; они бо­лее разительны; они доминируют, и все другие кажутся расположенными вокруг них для них. Это и есть те предметы, которые мы наблюдаем сначала; и когда мы заметили их по­ложение по отношению друг к другу, другие предметы расположились в промежутках, каждый на своем месте.

Таким образом, мы начинаем с основных предметов, последовательно рассматриваем и сравниваем их, чтобы судить о связях, если они имеются. Когда благодаря этому способу мы узнаем взаимное расположение, мы рассматриваем один за другим все те предметы, которые заполняют промежутки, сравниваем каждый из них с бли­жайшим основным предметом и определяем его поло­жение.

Тогда мы распознаем все предметы, форму и положение которых мы уловили, и охватываем их одним взглядом. Значит, порядок, в каком они располагаются в нашем уме, является не последовательным, а одновременным. Это тот самый порядок, в котором они существуют, и мы видим их все сразу отчетливым образом.

Благодаря этому способу ум может охватить большое

количество идей

Это именно те знания, которыми мы обязаны исключительно искусству, с каким мы направляли наши взоры. Мы приобретали их лишь одно за дру­гим; но, приобретенные однажды, все они одновременно сохраняются в уме, так же как предметы, которые они нам изображают, все сохраняются в глазу, который их видит. Следовательно, с умом дело обстоит так же, как и с гла­зами; он видит одновременно множество вещей, и не нужно этому удивляться, потому что все ощущения зрения при­надлежат душе.

Это зрение ума простирается настолько же, насколько простирается зрение тела; если мы хорошо организованы, то и тому и другому нужно лишь упражнение, и нельзя было бы каким-либо образом ограничить пространство, которое они охватывают. На самом деле упражнявшийся ум видит в предмете, над которым он размышляет, множе­ство связей, не замечаемых нами, как проделавшие много упражнений глаза большого художника в одно мгновение различают в пейзаже множество вещей, на которые мы смотрим вместе с ним, но которые тем не менее от нас ускользают.

Мы можем, отправляясь из замка в замок, изучать новые равнины и представлять их себе как первую рав­нину. Тогда мы или отдадим предпочтение какой-то одной, или найдем, что каждая из них имеет свою прелесть. Но мы судим о них только потому, что сравниваем их; а сравни­ваем мы их лишь потому, что вспоминаем их все од­новременно. Значит, ум может видеть больше, чем может видеть глаз.


192

193


Потому что,

наблюдая

таким образом, он

расчленяет вещи

для того, чтобы их

снова соединить,

составляет себе

о них точные н

отчетливые идеи

Если теперь мы размышляем о том, каким путем мы приобретаем знания посредством зрения, мы замечаем, что весьма сложный предмет, такой, как обширная равнина, до некоторой степени расчленяется, потому что мы познаем ее лишь тогда, когда ее части располагаются в уме в определенном порядке.

Мы видели, в каком порядке делалось это расчленение. Сначала расположились в уме главные предметы; затем туда поступили другие и расположились там сообразно отношениям, в которых они находятся с первыми. Мы де­лаем это расчленение лишь потому, что нам недостаточно мгновения для того, чтобы изучить все эти предметы. Но мы расчленяем только для того, чтобы вновь соединить; и когда знания получены, вещи, вместо того чтобы следовать друг за другом, располагаются в душе в том же самом одновре­менном порядке, в каком они расположены вне ума. Имен­но в этом одновременном порядке заключается знание, которое мы о них имеем, ибо, если бы мы не могли предста­вить их себе в совокупности, мы никогда не смогли бы су­дить о том, в каких отношениях друг к другу они нахо­дятся, и знали бы их плохо.

Это расчленение

и последующее

соединение есть то,

что называется

анализом

Следовательно, анализировать — это не что иное, как наблюдать в последо­вательном порядке качества пред­мета, для того чтобы дать им в уме одновременный порядок, в котором они существуют. Именно это природа и заставляет нас применять ко всему. Анализ, который считают известным только философам, известен, таким образом, всем, и я ничему не научил читателя; я только обратил его вни­мание на то, что он делает постоянно.

Анализ мысли

производится

таким же способом,

что и анализ

чувственных

предметов

Хотя с одного взгляда я распознаю множество предметов на равнине, ко­торую я изучил, однако зрение ни­когда не бывает более точным, чем тогда, когда оно само себя ограничи­вает и когда мы рассматриваем лишь небольшое число предметов одновременно; мы различаем всегда меньше предметов, чем видим.

Так же обстоит дело и со зрением ума. Я одновременно имею в наличии множество знаний, которые стали для меня

привычными, я вижу их все, но я не различаю их одина­ково. Чтобы видеть отчетливо все то, что одновременно встречается в моем уме, нужно, чтобы я это расчленял, как я расчленил то, что встретилось моим глазам; нужно, чтобы я анализировал свою мысль.

Этот анализ производится точно так же, как анализ внешних предметов. Мы так же расчленяем: мы представ­ляем себе части своей мысли в последовательном порядке, чтобы восстановить их в одновременном порядке; мы производим это соединение и расчленение, сообразуясь с отношениями, существующими между вещами, как глав­ными, так и подчиненными; и так, как мы не анализиро­вали бы равнину, если бы зрение не охватывало се всю це­ликом, мы не анализировали бы свою мысль, если бы ум не охватывал ее также всю целиком. И в том и в другом слу­чае нужно видеть одновременно, иначе мы не могли бы быть уверены в том, что увидели одну за другой все части 5.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18


написать администратору сайта