Главная страница

Диссертация на тему Общественные ценности современной американской молоджи. Голобокова Диссертация от 6 июня 18 час.. Общественные ценности современной американской молодёжи


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеОбщественные ценности современной американской молодёжи
АнкорДиссертация на тему Общественные ценности современной американской молоджи
Дата06.06.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГолобокова Диссертация от 6 июня 18 час..doc
ТипДокументы
#572016
страница4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Иерархия современных американских ценностей


Переходя к вопросу рассмотрения системы ценностей и самих ценностей американского современного общества, в своих исследованиях мы непременно должны проследить наиболее значимые исторические вехи развития американской нации, которая благодаря своей относительно не богатой, с точки зрения временного промежутка существования истории позволяет нам наиболее точно выявить моменты, в которых проходило закладывание тех или иных ценностей и норм поведения, впоследствии сформировавших основу американского образа жизни и ценностную систему представителей общества.

Авторы убеждены, что сама тема ценностей американского общества, аспекты патриотического воспитания молодёжи, в прочем как и все аспекты исследуемой темы исторически пропитаны наиболее значимой с точки зрения рассмотрения социума Соединённых Штатов идеей американской исключительности. Подчеркнём, что данная концепция или даже мировоззрение, которое основывается на утверждении, что США занимают особое место среди всех других народов в вопросах развития своего национального духа, политических и религиозных институтов в той или иной степени пронизывает всю тематику рассматриваемой нами системы ценностей американского общества. Истоки происхождения теории американской исключительности уходят своими корнями в 1630 г., когда в свет вышла книга «Город на холме», Джона Винтропа. Однако, некоторые учёные приписывают происхождение этой теории Алексису де Токвилю, утверждавшему, что США по праву смогли занять особое место среди остальных стран благодаря появлению истинной и по настоящему работающей первой представительной демократии.

Конечно, в современном обществе количество сторонников данной теории весьма поубавилось, но, тем не менее, идеи исключительности американского народа до сих пор сильны, особенно в среде представителей консервативных политических кругов. Так, бывший губернатор штата Арканзас (1996-2007), лидер американских консерваторов Майкл Хакаби утверждает, что «отрицание американской исключительности означает, по сути, отрицание сердца и души этого народа»8.

Ещё задолго до этого высказывания, основа идеи исключительности американского народа была чётко и ясно сформулирована уже упоминавшемся французом Алексисом де Токвилем в его знаменитой работе «Демократия в Америке»: «Положение американцев совершенно исключительное, и можно считать, что ни одно демократическое общество никогда ранее не оказывалось в аналогичных условиях. Их строго пуританское происхождение, их исключительно коммерческие привычки, даже территория, которую они населяют, как представляется, отвращает их умы от преследования наук, литературы и искусства, близость Европы, которая позволяет им пренебрегать этими преследованиями, не впадая в варварство, тысячи особых причин, из которых я смог указать только на самые важные, направляют ум американцев на чисто практические цели. Его страсти, его желания, его образование, его окружение - кажется, всё объединилось для направления усилий уроженца Соединённых Штатов по направлению к земле. Одна только религия изредка поворачивает его в другом направлении для того, чтобы время от времени бросить мимолётный отвлекающий взгляд на небо. Давайте рассматривать все демократические государства через призму примера американского народа»9.

Ещё одним весьма важным фактом для нас выступает другой тезис о том, что идея американской исключительности тесно связана с теорией «явного предначертания». Впервые данный термин был умело упомянут в 1840 году в «демократии Джексона» для того чтобы содействовать «правомерному и безболезненному» присоединению ряда территорий, известных сейчас как территории штатов Орегон и Техас.

Авторы уделяют столь пристальное внимание рассмотрению истории возникновения и развития теории американской исключительности потому, что уже на том этапе появление утверждения о том, что народ США отличается от других, по крайней мере в историческом аспекте, как уникальное объединение людей, хоть и приехавших со всего света, но занимающих единую позицию в вопросах отстаивания самоочевидных и определённых для данной нации истин, заставляет нас увидеть формирование таких базовых и первостепенных ценностей американского общества как свобода, демократия, верховенство закона, всеобщее благо, частная собственность, гражданские свободы, справедливость и конституционное правительство.

Естественно, что такое возведение собственной нации в ранг вышестоящих над всеми остальными представителями человечества не могло не вызвать критических отзывов, что мы можем наблюдать и по сей день. Современные антиамериканисты любят утверждать, что слепое следование данной идеи исключительности своего народа равносильно пропаганде национализма и шовинизма. В качестве аргументов очень часто приводятся примеры сравнения США с другими странами, также утверждавшими свой исключительный характер, будь-то СССР, нацистская Германия или более древние государства такие как Древний Рим, Испанская империя, Китай и другие. Вспоминая историю, мы можем сказать, что в каждом случае обоснования своего государства и своей нации как исключительного и уникального государственного и социального образования находились те или иные основания и доводы, в силу которых страна считалась исключительной по сравнению с другими государствами, опираясь в основном на какие-то ситуативные обстоятельства, культурные традиции, мифы, а также зачастую самовнушённые национальные цели.

Итак, среди наиболее видимых и обоснованных исторических причин, предопределивших возникновение глубокой веры в исключительность американского народа мы бы хотели выделить следующие.

Во-первых, как таковое отсутствие феодализма в американском обществе в его непосредственном историческом контексте не сталкивало американское общество к действительно острым политическим конфликтам по поводу частной собственности, тем более что во времена колонистов в США отсутствовали многие феодальные традиции, среди которых такие хорошие известные нам черты феодализма как помещичьи земли, государственная религия и наследственное дворянство10.

Второй характерной и весьма яркой чертой, повлиявшей на формирование исключительного предназначение американцев как нации, стали пуританские корни и как следствие вера многих колонистов в то, что Бог заключил завет со своим народом и избрал их для проведения среди других народов Земли. Напомним, что лидер пуритан Джон Уинтроп, выразил данную идею в образе «Города на холме», или в создании сообщества пуритан Новой Англии, которое должно было служить моделью общества для остального мира. Сама метафора «Город на холме» до сих пор используется сторонниками американской исключительности, что и не удивительно, ведь пуританские ценности были важной частью национальной идентичности США на протяжении веков, не теряя своего влияния и по сей день.

Рассматривая третью историческую предпосылку укоренения идеи исключительности жителей США, мы неизбежно сталкиваемся с идеями американской революции и республиканизма, отвергнутые когда-то британским обществом и нашедшими пламенный отзыв в сердцах новоиспечённых колонистов. Идеи, отражённые в знаменитом памфлете Томаса Пейна «Здравый смысл» впервые выразили мысль о том, что Америка является не столько расширением для Европы, сколько уникальным новым местом с почти невиданным доселе потенциалом и практически неограниченными возможностями. Именно такие настроения годы революции навсегда заложили интеллектуальную базу для возникновения концепции американской исключительности и убеждения, что суверенитет должен принадлежать людям, а не наследственному правящему классу11.

Следующим аргументом американской исключительности, до сих пор является иммиграция, а именно то, что США по-прежнему остаются одной из самых привлекательных для иммиграции стран во всём мире. Направляясь в США многие стремятся к ожидаемому разнообразию экономических и политических возможностей, тем более что история Соединённых Штатов так и изобилует примерами взлёта приезжих иммигрантов среди которых такие имена как Александр Гамильтон, Эндрю Карнеги, Чарли Чаплин, Генри Киссинджер, Сол Беллоу, Арнольд Шварценеггер и другие знаменитости, которые смогли подняться на вершину бизнеса, политики, киноиндустрии, не говоря уже об успехах их потомков, таких как Колин Пауэлл и Барак Обама. «Американская мечта» представляет собой воображаемое обилие возможностей американской системы.

Соединённые Штаты по-прежнему занимают одну из лидирующих позиций в мировом рейтинге по количеству иммигрантов: более 38,5 миллионов проживающих в США человек являются иммигрантами первого поколения. По статистическим данным ежегодно в США процесс натурализации проходят порядка 900 тыс. иммигрантов.

В процессе написания работы авторы столкнулись с огромным количеством как хвалебной, так и уничижающей положение современных США информации. Сейчас мы бы хотел привести цитату из книги Ральфа Питерса «Война 2020-го года»: «Конечно, и у нас, американцев, есть свои недостатки. Временами мы совершали глупые ошибки. Но только благодаря нам, хотя бы какая-то небольшая часть населения Земли может жить сегодня в мире и благополучии. И никогда еще не было такого великодушного победителя и такого благородного союзника. Наши ошибки совершались из наилучших побуждений, а наши жертвы оправдывали многое в истории человечества».

Данная цитата показалась нам наиболее интересной для приведения примера о тех «ошибках» и «жертвах», которые совершались «исключительной» нацией с целью высшего блага для всех живущих на планете. Многие сторонники исключительности США заявляют, что Соединённые Штаты являются таковыми потому, что страна была основана на республиканских идеалах, а не на общем наследии, этнической принадлежности или правящей элите. По формулировке президента Авраама Линкольна в «Геттисбергской речи» Америка является нацией «задуманной на условиях свободы» и преданной утверждению, что все люди созданы равными.

Разработанная с момента образования государства система сдержек и противовесов, направленная на предотвращение чрезмерного усиления отдельных лиц, правительственных органов или регионов, позволила некоторым сторонникам теории американской исключительности утверждать, что данная система предотвращает американское общество от страданий «тирании большинства», помогает сохранять свободную республиканскую демократию и позволяет гражданам жить в стране, где законы отражают гражданские ценности.

Ещё одним, весьма спорным, на наш взгляд аспектом формирования американской исключительности является наличие особого «американского духа» или «американской идентичности» возникшей из-за близости границ, или фронтира, так называемая «теория границ» Фредерика Тёрнера, в которой утверждается, что именно дикие и суровые условия породили не бывалую американскую национальную жизнеспособность. Однако, этот факт легко ставится под сомнение, стоит лишь упомянуть и другие государства с наличием не менее сильного «пограничного духа» среди которых Новая Зеландия, Канада, Южная Африка, Бразилия, Аргентина и Австралия. Если же смотреть более широко, то на самом деле всё человечество в тот или иной момент своей истории предпринимало усилия по расширению своих границ.

В качестве следующей составляющей теории американской исключительности мы бы хотели упомянуть мобильность. Дело в том, что практически на протяжении всей своей истории, а особенно начиная с середины XIX-начала XX веков, США были известны как «страна возможностей», где абсолютно любой человек может вырваться из привычной среды своего общественного класса и семьи. К примерам такой социальной мобильности можно отнести следующие перемещения внутри социума:

  • Профессиональные - дети могут выбирать карьеру, не основываясь на выборе их родителей.

  • Географические - место жительства не рассматривается как что-то постоянное и статическое. Тем более в содружестве с культом автомобиля, граждане США всегда могут беспрепятственно переезжать на большие расстояния.

  • Статусные, когда превалирующей идеей, подвигающей людей иммигрировать в США, исторически являлась вера в то, что в этой стране любой человек, начиная от бедных, вновь прибывших иммигрантов и выше, который готов к упорному и целенаправленному труду, может добиться любого положения в обществе, независимо от обстоятельств своего рождения.

На самом деле именно это стремление и является тем, что называют американской мечтой. Обстоятельства рождения не являлись барьером для попадания в верхние эшелоны власти или для получения высокого статуса в американской культуре. В этом есть отличие от других стран, где многие высшие должности являются социально обусловленными. Однако, стоит заметить, что в настоящее время социальная мобильность в США стала значительно ниже, чем в ряде стран Европейского Союза. По данным интернет источников американские мужчины, которые родились в семьях, попадающих в нижние квинтили по доходам, имеют гораздо меньше шансов переместиться вверх по статусной лестнице по сравнению со своими сверстниками в странах Северной Европы или Соединённом Королевстве12.

Но как очень часто случается, в определённый момент развития государства при необходимости обоснования тех или иных действий, в основном касающихся внешней политики страны, политики умело используют привычные для народа концепции и теории в оправдание применения силы или претворения в жизнь того или иного политического решения. Вспомним хотя бы широко известную доктрину Монро, которая на протяжение долгих лет являлась своеобразным «законным» подтверждением агрессивной политики расширения территориальных владений США. Подобно ей, в период правления администрации Джорджа Буша младшего термин «американская исключительность» абстрагировался от своего изначального исторического контекста. Дело в том, что всё чаще данное понятие стало использоваться для описания явления, в котором Соединённые Штаты и их действия на мировой арене изображались «выше закона» или как некое «исключение из закона», словно действия США стали обладать иммунитетом по отношению к всему международному праву.

На самом деле, данная трактовка не имеет ничего общего с изначальным историческим использование термина, ведь многие сторонники «традиционной американской исключительности» или идеи «старого стиля», говорящей о том, Соединённые Штаты являются исключительной нацией по сравнению с другими, и что они играют особую роль в мировой человеческой истории, полностью согласны с тем, что США должны как и все остальные страны подчиняться международному публичному праву и действовать в его рамках. Так, уже другой президент США Барак Обама, в апреле 2009 года на пресс конференции в Страсбурге на вопрос об американской исключительность ответил: «Я верю в американскую исключительность, также как, я полагаю, британцы верят в британскую исключительность, а греки - в греческую».

Как и любая другая теория, идея американской исключительности имеет не только своих сторонников, но и противников, где среди наиболее ярых критики выступает Говард Зинн - американский историк, политолог, драматург и левый интеллектуал еврейского происхождения, активный участник многочисленных общественных антивоенных, антирасистских и правозащитных движений, который в своей работе «Народная история Соединённых Штатов» утверждает, что американская история, благодаря наличию в своих летописях ряда безнравственных пятен, уже по одному этому определению не может являться образцом добродетели13.

Другой представитель из лагеря сомневающихся относительно теории американской исключительности, теолог Рейнгольд Нибур утверждает, что само автоматическое предположение о том, что США всегда действует на благо, может привести к моральному разложению общества, особенно в среде молодого поколения. Особенно чётко Нибур иронизировал об аморальности утверждения американцев о своём моральном превосходстве над коммунизмом после окончания Второй мировой войны, когда те с гордостью констатировали наличие у «самой великой нации» самого мощного оружия – атомной бомбы.

В целом, многие критики говорят, что для любой особенности США всегда существуют и другие страны, имеющие такую же особенность, поэтому было бы по меньшей мере глупо заявлять о какой-то особой миссии того или иного народа в мировых рамках и контексте, так как каждый нация обладает своей особой исторической уникальностью, что является результатом сочетания многих факторов и не касается конкретных аспектов национального характера, который и есть результат сочетания всех его компонентов, и поэтому каждая нация на Земле уже по одному этому определению является уникальной.

Рассматривая тенденции развития последних точек зрений относительно теории американской исключительности и предназначения народа Соединённых Штатов мы можем проследить следующие направления: например среди многих историков США отмечаются заявления подобного характера, как например высказывание Томаса Бендера, который считает, что сама идея американской исключительности – это всего лишь унаследованный и укрепленный во времена холодной войны постулат.

Исследователи Гарри Рейчард и Тэд Диксон говорят об абсурдности заявления своей исключительности, учитывая факт постоянной зависимости страны от взаимодействия с другими странами по сырьевым товарам, культурным ценностям и населению. Действительно, как США могут быть исключительными, когда в этой стране налицо огромное количество проблем разного уровня, начиная от терроризма до распространения ядерного оружия, заканчивая проблемами здравоохранения и безработицы14.

Многие учёные и социологи отмечают, что наиболее опасной и разрушительной частью американской исключительности является политика двойных стандартов, так часто применяемая в последние десятилетия политическим руководством США. Национальный миф США не просто опасен своей слепой верой и дозволением творить «во благо», но и пустой безосновательностью, которая, тем не менее, легко и непринуждённо приживается в умах молодых американцев, большинству из которых вполне по вкусу насчитывающий уже не один десяток лет афоризм Адама Смита: «Все для нас, ничего для других».

Однако, смотря правде в глаза, можно смело сказать, что американцы уже больше не являются идеалом нации свободной и справедливой, что конечно же во многом «заслуга» политиков. На наш взгляд, истинная исключительность того или иного народа определяется не его внешним самопозиционированием, а именно внутренним чувством национального единства и веры в общие для всего населения данной страны ценности. Складывается впечатление, что прежде чем мы сможем вновь начать разговор об американской исключительности, но уже не в рамках превосходства над другими нациями и государствами, а только с точки зрения исключительности по отношению к прошлому опыту собственной истории, США потребуется ещё ни одно поколение.

Для более наглядного подтверждения «брожения умов» в такой важной общественной сфере как самоопределение народа и самоидентификации общества со своим государством и его жизненными стандартами, нормами и ценностями, нам бы хотелось привести различные точки зрения и видения на круг данных проблем.

Так, критик «Нью-Йорк Таймс» Николай Урусофф назвал Америку «империей, очарованной своей собственной властью, и не ведающей, что она исчезает. Папа Лев XIII, осудивший американскую исключительность в религиозной области, налагающей свой отпечаток на учение христианства и доктрины Римско-католической церкви, называл такие выводы ересью американизма. Дело в том, что с конца XIX века в среде римско-католического духовенства Соединённых Штатов наметилась тенденция, где американское общество рассматривалось как отличающееся по своей сути от других христианских народов, и возникла дискуссия о том, что полное понимание церковного учения должно быть пересмотрено, для того чтобы соответствовать требованиям о том, что известно как американский опыт, который якобы включает больше индивидуализма, гражданских прав, наследия американской революции, англо-саксонской культурной традиции, экономического либерализма, политического реформизма и эгалитаризма и церковно-государственного разделения.

Бывший чиновник администрации Клинтона Чарльз Купчан считает, что «американские лидерство уже перевалило за свой пик». Согласно Джозефу Наю, который служил при президентах Картере и Клинтоне, американская «мягкая сила - её способность притягивать других благодаря легитимности политики США и ценностей, которые лежат в их основе - приходит в упадок»15.

Мэтью Пэррис из лондонской «Sunday Times» говорит о том, что современные США чересчур «перегружены» романтическими воспоминаниями президентства Кеннеди, когда «Америка имела наилучшие аргументы» и могла позволить себе моральные убеждения, а не силу, чтобы иметь свой путь в мире.

В 2004 году Патрик Бьюкенен жаловался на «упадок и снижение производства в наибольшей промышленной республике в мире, который он когда-либо видел». В 2005 году журналист «Гардиан» Полли Тойнби пришла к выводу, что ураган «Катрина» обнажил «пустую сверхдержаву». В 2007 году Пьер Аснэ из парижского Национального фонда политических наук заявил: «Это столетие не будет новым американским веком».В 1988 году Флора Льюис сетовала, что «разговоры об упадке в США реальны в том смысле, что США больше не могут нажимать на все рычаги и оплачивать по всем счетам». Ссылаясь на зависимость Америки от иностранных источников энергии и «решающие недостатки» в военной области, Том Виккер делает вывод, что «сохранение статуса сверхдержавы становится всё более трудным - почти невозможным - для Соединённых Штатов».

Таким образом проведя подробный анализ не только исторической подоплёки образца формирования системы ценностей американского общества, но и проследив наиболее значимые тенденции повседневной реальности американцев, мы можем переходить к самому вопросу о том какие общенациональные и личностные ценности занимают то или иное место в американском социуме. Но прежде чем давать ответ на поставленный вопрос, будет весьма логично уяснить, а можем ли мы сегодня говорить о наличии в американском обществе идентичных ценностных ориентации, которые бы в одинаковой мере отражали стремления всех жителей США?

Вероятно, можно предположить, что в целом из-за некоторой потери веры в непоколебимость истин и идеалов американского образа жизни, современное общество США характеризуется некоторым социально-политическим и нравственно-психологическим разочарованием людей, их неверием в реальные позитивные изменения в отношении подъёма единых национальных чувств, в том числе и патриотических; особенно такая тенденция отмечается среди американской молодёжи, ведь именно в данной среде мы нередко сталкиваемся с переносом прежних ценностных установок на новые условия жизни.

Со всей скоростью развития политических и межнациональных процессов, на сегодняшний день, американцы всё более сильно ощущают на себе влияние эффекта переоценки общественных ценностей. Уже давно в прошлом остались те времена, когда понятие «американской мечты» могло вобрать в себя все самые насущные потребности, а соответственно и основные ценности представителей американского общества. В современном изменяющемся мире, становится всё труднее и труднее, не просто воспитывать молодые поколения в определённом ключе, но наибольшую проблему, на наш взгляд, представляет непосредственно сам выбор данного направления, который и состоит из базовых или основных общественных постулатов, принятых в качестве ориентира в том или ином обществе и государстве. Резкие социальные сдвиги, демографические изменения, геополитические конфликты, экономические спады – всё это приводит к процессу переоценки ценностей. При этом следует отметить, что за отрицанием старых ценностей скрывается также и отрицание старых форм жизни общества и личности.

В вопросах системы американских ценностей мы всегда будем говорить о различиях существующих как на этническом, так и на территориальном уровне, а также рассматривать исторические предпосылки оформления определённых ценностных мотивов, ведь многие идеалы американского общества уходят корнями в историю страны и религии. Например, индивидуализм, вера в то, что усердный труд способен улучшить судьбу каждого, стремление полагаться на свои силы – примеры традиционных американских ценностей со времен первых поселенцев. Позднее к ним прибавились ценности, закрепленные в американской Конституции, среди них – свобода, равенство и демократия. В качестве небольшой иллюстрации значимости ценностей приведём тот факт, что на президентских выборах 2004 года 80% американцев, которые голосовали за Джорджа Буша, сказали, что их первоочередным мотивом являются ценности.

Говоря о территориальных различиях можно привести примеры когда доподлинно известно, что жители южных штатов, за исключением Флориды, отличаются своим гостеприимством, относительно медленным ходом жизни и уважением к традициям. Жители Новой Англии спокойны и менее экспрессивны, по сравнению с представителями других штатов, в то время как те же техасцы – более волевые, самонадеянные личности, чем представители штатов Северного центра. Американцы китайского происхождения придают образованию большую значимость, чем американцы в основной своей массе. И таких различий на фоне этнического и географического критерия превеликое множество, что непременно следует учитывать при рассмотрение системы ценностей американского общества в целом.

Рассматривая исторические источники проблемы становления и развития американских ценностей и идеалов, мы уделили особое внимание трудам Алексиса де Токвиля французского литератора и политика XIX века, перу которого принадлежит одно из самых исчерпывающих и исследований американского феномена. В своём двухтомном труде «Демократия в Америке», написанном после двух поездок в США, Токвиль утверждает, что «американский характер» – это нечто качественно новое, не имеющее аналогов в прошлом. Поскольку США с самого начала были демократическим государством, им не пришлось освобождаться от ига многовековой монархической традиции. Американцы, по выражению Токвиля, с молоком матери впитали принципы равенства и личного интереса. Кроме того, анализ отчётов исследовательских агентств, центров при университетах (Drake University; United States Information Agency; The Center for American Values in Public Life), работы по американскому образу жизни (Robin M. Williams, E.D. Steele, W.C. Redding), справочники для иностранцев, прибывающих в США (“A Guide for Foreigners in the United States), позволили нам обобщить и выделить следующие ценности американского общества16:

  • Индивидуализм

  • Свобода

  • Принцип соревнования

  • Право на частную жизнь

  • Равенство, неформальность в отношениях

  • Вера в будущее, изменения, прогресс

  • Гуманность

  • Возможность достичь всего своими усилиями

  • Прямота и уверенность

  • Семейные ценности и вера в Бога.

В то же время, рассматривая вопрос общественных и общенациональных ценностей, не нужно забывать о том богатом этническом составе, который проживает на территории современных США, ведь как известно только единое понимание ценностей и идеалов общества способно создать гармоничное развитие каждого жителя и страны в целом. Уже американский философ и политолог Сэмюэл Хантингтон в своей книге «Кто мы?» (Who Are We?) выразил мнение, что США приближаются к своему внутреннему «столкновению цивилизаций». К примеру, большинство испаноговорящего населения США не стремится усвоить англо-протестантские ценности, которые являются одной из основ американского общества. Хантингтон и другие говорят, что для того, чтобы принимающее общество было способно выжить и процветать, необходимым условием является принятие иммигрантами основных ценностей этого общества. Между тем, согласно данным Pew Research Center за 2005 год, 50% американцев считают, что иммигранты вносят вклад в развитие американской культуры, а 40% сказали, что они угрожают ей и не приемлют американские ценности. Однако, рассуждая таким образом, необходимо отметить, что порядка ста пятидесяти лет назад многие американцы считали невозможным включить в своё общество итальянцев или ирландцев, пятнадцать лет назад – японцев. Тем не менее, по многим показателям польза от иммигрантов постоянно превосходит создаваемые ими проблемы.

Итак, в ходе анализа и исследования научной и периодической литературы, а также используя прямые и удалённые опросы представителей различных слоёв американского общества от студентов до представителей юридических и бизнес кругов, авторы пришли к выводу, что те ценности, которые были изначально или исторически заложены в основу идеи жизни в США хоть и претерпели некие изменения, но тем не менее сохранили характерные, базовые черты. Рассмотрим их более детально.

Равные возможности. На наш взгляд именно равные возможности составляют основное ядро американских ценностей. Возникшая изначально как страна бегущих из под гнёта старых порядков и обычаев страны приезжих поселенцев США способствовали укоренению идеи, что любой может стать любым. Идея равных возможностей, красной нитью пронизывающая всю жизнь американского общества нашла своё отражение не просто в культуре или в публикациях СМИ, складывается ощущение, что этот принцип впитывается представителями американского общества уже с молоком матери. Любой ребёнок в США знает, что он может добиться чего угодно, несмотря на свой изначальный социальный статус или своё национальное происхождение. Упорство, настойчивость, предприимчивость, труд – вот то, что делает тебя, то, что помогает тебе реализовать этот принцип равных возможностей. Большинство представителей американской молодёжи в своих ответах на вопрос «Гордитесь ли вы тем, что вы являетесь жителем США?», давали свои ответы именно с точки зрения предоставления равных возможностей. В своих ответах молодые люди и девушки в возрасте от 20 до 25 лет указывали, что именно рождение в США позволяет им мечтать о том, о чём они не смогли бы даже задуматься родись они в какой-либо другой стране. Многие респонденты говорят о том, что они горды проживать в обществе, где каждому даётся шанс и возможность преуспеть в соответствии с его талантами и способностями.

Второй важной характеристикой жизни в США является достижение и успех. Уже на ранних этапах своей жизни, большинство американских детей стремятся быть первыми – касается это учёбы, спорта, общественной жизни или даже семьи. Конкуренция и соревновательный дух всегда присутствуют в жизни американцев, ведь только победители получают заслуженную награду и признание. Более того, успех и достижения придают человеку новую уверенность в своих возможностях, они словно бы надевают на него мантию победителя и сподвигают к новым свершениям. «Быть успешным» - вот девиз «нормального» американца.

Материальный комфорт также является неотъемлемой частью концепции полноценной и счастливой жизни. Сродни культу потребления не стоит думать, что высокий уровень дохода – это непомерное зло, совсем нет. На наш взгляд, нет ничего плохого в том, чтобы жить в хорошем доме, иметь хорошую машину и наслаждаться жизнью. Однако опасность понятия «материальный комфорт» может заключаться в том, что для достижения определённого уровня, порог которого во многом диктуется общественным мнением человек, а особенно люди молодого возраста бездумно тратят заработанные деньги на совсем не актуальные в плане их дальнейшего развития вещи, попадая под влияние так называемого культа вещизма. Складывается впечатление, что достижение успеха заключается в том, чтобы делать деньги и приобретая на них те или иные предметы получать удовольствие.

Американцы по сути своей «делатели», то есть люди, которые предпочитают сначала сделать, посмотреть на процесс и результат, остановиться, подправить, немного подумать, опят сделать и так определённое количество раз пока они не достигнут успеха или не найдут лучший способ заработать такое же или большое количество денег в другой сфере или с приложением меньших усилий. Большинство людей, например начиная от вымышленного персонажа – археолога Индианы Джонса до вполне реального чемпиона по гольфу Тайгера Вуда представляют собой именно «делателей». В противовес нашей, русской культуре, где момент от обдумывания плана и выдвижения предложений до своей действительно важной точки применения сил может растянуться на весьма долги промежуток времени, пассивность и рефлексия своей судьбы и обстоятельств не занимают значимое место в американской культуре. Только активность, только действие и контроль над событиями, иными словами – делай на раз, два, три.

Среди многих качеств американцы ценят практичность и эффективность. Практика лучше, чем теория, действия более эффективны, чем мечтания. Именно этот принцип, на наш взгляд, стал определяющим фактором в деле воспитания многих выдающихся личностей, когда несмотря на не удачи и падения люди поднимались и вместо того, чтобы предаться отчаянию или пусть даже сладким, но, тем не менее, мечтам, они выбирали путь практических действий, пусть движения и свершений.

Американцы, пожалуй, одна из наиболее оптимистичных наций. Жители США неизменно верят в прогресс и верят в то, что дальше будет только лучше. Для них не характерно смакование прошлых, пусть и героических побед, воспоминания из рода «а вот в былые времена» - нет! Конечно, большинство американцев ну упустят шанса поругать правительство, повышение налогов, демократов или республиканцев за чашечкой кофе или стаканом пива в местном кафе или баре, но, тем не менее, лишь ничтожная часть разговоров заканчивается на негативной ноте – жители США верят в свою счастливую звезду, верят, что завтра определённо будет лучше чем сегодня или вчера.

Во многом решение насущных проблем для американцев кроется в развитии науки и новых технологий. Прогресс обещает стать универсальным источником решения всех задач. В своих научных работах и исследованиях эмоциям и интуиции придаётся совсем малое значение, американцы большие рационалисты, особенно по отношению к источникам познания. Без науки невозможен прогресс, без прогресса нет развития, отсутствие развития означает отсутствие стремления к достижению, к успеху, что в корне противоречит всему американскому образу жизни, поэтому подчеркнём ещё раз, что именно наука и передовые технологии являются для американцев ключом к решению проблем и улучшения качества своей и общественной жизни17.

Один из самых основных и главных принципов американского общества всегда базировался на демократии и свободном предпринимательстве. Каждый член американского общества признаёт общечеловеческие и конституционные права человека, которые ни в коей мере не должны попираться правительством. Свободные выборы, право голоса, частная собственность, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, справедливая и открытая политическая система, а также экономика, реагирующая на предпочтения своих потребителей – всё это и отражает показатели демократичности американского общества.

Свобода или концепция превосходства индивидуальной инициативы занимает куда более видное место, чем коллективной конформизм. Это прослеживается в любом аспекте общественного развития - начиная со школьной скамьи, заканчивая приятием ответственных и важных решений на рабочих местах. Свобода действий, предложений, решений 0- люди должны быть абсолютно свободны в деле преследования своих персональных, личных целей, в то время как вмешательства со стороны государства должны быть сведены к наиболее возможному минимуму.

Рассмотрев иерархию основных ценностей современного американского общества, мы также считаем нужным отметить, что функционирование элементов данной общественной подсистемы ценностей не обходится без определённых конфликтов. Например, несмотря на весьма строгие представления о свободе и индивидуализме, большинство граждан США, говоря о таких явлениях как групповое превосходство и расизм даже в современном мире продолжают оценивать некоторых представителей социума с позиции расовой, гендерной, классовой и этнической принадлежности. Заметим, что несмотря на сильное феминистическое движение, в культуре США до сих пор происходит возвеличивание мужчин выше женщин, представителей белой расы выше цветных, богатых выше бедных и так далее. И хотя неоднократные утверждения самих американцев о себе как о нации равных не перестают утихать, мало кто будет ставить под сомнение утверждение о том, что некоторые из нас «более равны, чем другие».

На рассмотренном примере мы можем сказать, что некоторые ценности американского общества не просто не согласуются, но даже противоречат одна другой. Например, поддерживая равноправия и заявляя об этом с высокого постамента, американца выступают против службы сексуальных меньшинств в вооружённых силах или предпочитают замалчивать о существующей дискриминации представителей латиноамериканской или афроамериканской нации не только в вооружённых силах, но и в других социальных институтах. Именно конфликт ценностей помогает нам отследить всю культурную разнородность американского социума, а также понять те изменения, в результате которых, новые направления в общественном самосознании развиваются наряду с сохранением старых порядков и традиций.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта