Диссертация на тему Общественные ценности современной американской молоджи. Голобокова Диссертация от 6 июня 18 час.. Общественные ценности современной американской молодёжи
Скачать 0.75 Mb.
|
2.1 Определение патриотизма в рамках современной американской действительностиПатриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались людьми начиная с глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, Ж.П.Сартр, К. Ясперс и др. Вопросы патриотизма очень часто оказываются в центре внимания самых различных и зачастую противоположных убеждений, позиций, взглядов, мнений, дискуссий. Наличие довольно значительного материала по рассматриваемой проблеме говорит о наметившемся прорыве в переосмыслении ее наиболее важных сторон благодаря активизации исследований в области исторических, политологических, философских, социологических и педагогических наук. Само слово патриотизм, происходящее от греческого «соотечественник», «отечество» для каждого означает что-то своё. В одной из энциклопедических статей патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Если рассуждать логически, то чувство патриотизма предполагает гордость достижениями своей Родины, стремление сохранять и приумножать её культурные ценности, идентификацию себя со своей нацией, своими традициями и национальными особенностями, где само понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: природу, территорию, климат, организацию общественной жизни, особенности быта и языка. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Исследуя такое чрезвычайно важное для любого государства понятие как «система общественных ценностей и место патриотизма в ней», авторы считают необходимым рассмотреть особенности и закономерности исторического развития патриотизма как идеи и социокультурного феномена, основываясь на его принципах, признаках и структуре, что позволит подойти к изучению поставленной проблемы более детально и направленно. Одной из серьезных причин отсутствия должной оценки роли патриотизма в современных условиях является неоднозначность и разновекторность теоретической разработки идей патриотизма, их пропаганды в СМИ, ориентирах политических движений и партий. Все это существенно влияет на патриотические установки населения защищать свою Родину. Только сделав правильные выводы на основе анализа объективных и субъективных причин, приведших к дискредитации идей патриотизма, и осознавая необходимость воспитания гражданской позиции в обществе, можно добиться существенного перелома в этой области. И для того, чтобы ещё более чётко представлять себе понятие «патриотизма» в контексте изучаемого нами американского общества и США как государства, мы предлагаем рассмотреть патриотизм в соответствии со следующими его определениями: Во-первых, патриотизм как явление общественной жизни и компонент общественного сознания американцев – это неотъемлемый структурный элемент социальной науки и культуры, имеющих свою историю и традиции. Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма американского народа, как необходимое условие величия, единства и могущества Соединённых Штатов В-третьих, нужно отметить, что сама сущность патриотизма трактовалась различными мыслителями всегда по-разному, прежде всего в плане его реально-действенного проявления и духовного выражения. В-четвертых, понимание патриотизма в его современном контексте предполагает деятельное участие всех граждан в поддержании и дальнейшем укрепление авторитета США как внутри страны, так и в мире за счет активного доминирования в культурной и развлекательной среде, развитие высоких технологий и новых видов промышленности. Таким образом, всё разнообразие подходов к пониманию и изучению патриотизма, имеющееся не сегодняшний день в современной научно-исследовательской и исторической литературе, мы можем условно поделить по направлениям, в которых выделяется его главный признак. Этот признак помогает определить позицию патриотизма, под которой понимается стремление человека к участию в прогрессе своей нации и страны, к её модернизации, к повышению эффективности экономики, к концентрации социальных сил для прорыва вперед, к выходу из затянувшейся рутины и апатии и безразличия к собственному настоящему и будущему. В этом контексте мы можно постараться выделить ряд следующих направлений изучения феномена патриотизма, определяющих исследовательскую позицию работы для понимания его сущности: Первое или возвышенно-эмоциональное направление определяет патриотизм как простое, человеческое чувство любви к Родине, Отечеству. Второе направление, или так называемое деятельностное, которое основывается на восприятии патриотизма как одного из наиболее значимых, высших для человека чувств, побуждающих личность, общество, народ к наиболее активным действиям на благо своего государства. Третье направление определяет патриотизм с точки зрения его общественного явления, где его основной характер и содержание в большей степени зависят от особенностей исторического развития государства, общества, а также от политики правящей элиты. Сторонники данного подхода именуют его «феноменом государственного патриотизма», заявляя, что основную деятельность, направленную на формирование и воспитание патриотического сознания членов общества, а также все усилия по созданию необходимых условий для его должного проявления должны брать на себя структуры гражданского общества в тесном взаимодействии с государственными институтами. Четвёртое направление рассматривает патриотизм как одно из ответвлений духовной жизни общества, где его изучение базируется на исследованиях определённых и специфических черт общественного самосознания, менталитета психики различных обществ и т.д. Пятое направление или патриотизм личности, сторонники которого отмечают, что именно сама личность занимает доминирующее положение среди всех остальных субъектов патриотизма говорит о том, что главная роль отводится активной и созидательной личности, которая благодаря своему культурному творчеству, напряжению собственных сил и проявлению себя в процессе развития своих интеллектуальных, нравственных, духовно-творческих и других качеств становится наиболее «здоровой» клеткой для распространения и поддержания духа патриотизма в целом в обществе, особенно в рамках своей активной гражданской позиции. Шестое направление, которое во многом связано с предыдущим, выражает свою связь с вышеизложенной позицией в том контексте, что по-прежнему именно личность выступает в качестве субъекта патриотизма. Сам патриотизм здесь рассматривается как важнейший фактор развития личности, а именно - её духовного развития, самовыражения. В силу того, что здесь патриотические чувства личности связываются, в том числе и с религиозным началом, данное направление определяется также как и духовно-религиозное. Как мы видим, современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием, неоднозначностью и многовариантностью, что объясняется во-первых сложностью природы данного явления, во-вторых многоаспектностью его содержания, и , наконец, в-третьих, структурностью и изобилием форм проявления патриотизма. Патриотизм, как некий источник развития и питания потенциальных сил общества, способный преодолевать сложные существующие уже на сегодняшний день кризисы, способный обращаться к славному опыту прошлого и устремлённый в светлое будущее, предстаёт перед нами в формате конкретных жизненных ориентаций гражданина, в контексте реализаций его жизненных стратегий, существующим социальным ожиданиям и интересам того общества и коллектива, в котором личность привыкла проводить большую часть своего времени. В свою очередь формат патриотизма - это геополитическое, этнокультурное и экономическое пространство государства, в нашем случае США, потенциал развития и преобразования данной страны. Сегодня, как никогда актуальным и важным для американцев, с точки зрения развития и укрепления их патриотического воспитания становится вопрос о самоидентификации американского народа именно в рамках своего собственного государства, своего собственного общества, а не разбрасывание своих сил во вне, с целью пропаганды американского образа жизни и ценностей, когда начинают страдать внутренние общественные устои и самосознание народа скатывается к планке недопонимания тех или иных действий в отношении собственных граждан. Именно поэтому, на наш взгляд, весьма справедливым будет утверждение, что патриотизм есть ни что иное как база жизненных ориентаций, определяющих основную стратегию развития человека, социума и государства. Патриотизм - это внутренне «напряжение» прошлого и настоящего, связь, выступающая сцеплением всех основных духовных компонентов общества, среди которых его ценности, традиции, смыслы, нормы, друг с другом при одновременной направленности этого «сцепления» на самоидентичность, целостность современного американского или любого другого общества. Говоря о действительности жизни именно американского общества, мы можем отметить, что патриотизм в современных США подразумевает соответствующую активную социальную, политическую, культурную и экономическую активность индивидуума в том или ином коллективе и активизацию как роли всего общества в делах государства, так и роли индивида в рамках общественной деятельности. Практически всегда патриотизм выступает как личностная, индивидуальная позиция или отношение к социуму, что наделяет его содержанием свободы и силы жизненной активности человека и становится определением внутренней меры жизнеспособности государства, коллектива и личности24. Развитие патриотических чувств нации всегда базируется на её историческом прошлом и опыте. Впрочем, справедливым является и утверждение, что территориальная организация государства также оказывает значимое влияние на активность патриотической мотивации граждан, так как наряду с определёнными геополитическими характеристиками сюда добавляется и институциональное становление организации местного сообщества, которое чаще всего понимается исходя из формального административно-территориального деления. Очень важен на наш взгляд вопрос о создании механизмов коллективной солидарности и непосредственное стремление граждан государства к общественной организации, что является по своей сути базой социокультурного и территориального пространства Родины. Здесь, на первый план выходит проблема поиска источника социальной энергии, которая также имеет тесную связь со стимулами и мотивами реализации свободы личности. Вновь обращаясь к истории становления Соединённых Штатов Америки как независимого государства, хотелось бы отметь, что дух исключительности и особой миссии всегда присутствовала в американском обществе. Ещё начиная со времён первых колонистов и прибывших на «Мэйфлауере» переселенцев, веривших в свою лучшую судьбу, мы можем отследить тот неуёмный дух борьбы и целенаправленную энергию веры и действий, которая всегда отличала американцев. Опыт гонений англиканской церкви и представителей высшей власти Британской империи научил пуритан-переселенцев во всём рассчитывать только на свои собственные силы - рассчитывать на себя, на свои знания и умения веру и энергию, что уже по своей сути являлось хорошим началом для закладывания патриотических чувств пусть ещё не сформировавшегося государства, но уже объединённого общей идей коллектива, с наличием своих собственных взглядов и убеждений. Период колониальной жизни американцев позволил им развить в себе такие качества патриотического духа как независимость и самоопределение, убеждённость в собственной правоте и видение своего уникального, ни от кого не зависящего, пути развития, о чём свидетельствуют первые попытки независимого управления колониями. Следуя далее, отметим, что во времена Войны за независимость, начиная с 1775 по 1783 год, патриотические чувства американской нации достигали пика своего развития, когда вся стратегия социальной жизни общества определялась одним единственный направлением, ведущим к скорейшей победе и укреплению независимых позиций нового молодого государства. Среди наиболее ярких составляющих патриотических идеалов мы можем отметить общность, сплочённость, единство, самоотверженность и ответственность. Последующие годы жизни американского общества или период становления американского государства (1783-1865) характеризовались расширением своих границ и ускоренными темпами индустриализации и наращивания экономических и политических потенциалов, что однако вызывало уже не такой бурный процесс выражения патриотических чувств, но тем не менее оказывало огромное влияние на выстраивание структуры образа истинного патриота. Например, период американской экспансии, продолжавшийся с 1783 по 1853 годы, где необходимо вспомнить такие события как Луизианская покупка, Англо-американская война 1812-1815 годов и демаркация границ с Канадой, Орегонский договор, Техасская революция, а также Американо-мексиканская война и демаркация границы с Мексикой мы можем охарактеризовать гиперболизированными чувствами собственного потенциала, по сравнению с другими, проживающими на территории материка нациями. Не стоит также здесь забывать и о тех отношениях, которые складывались у американцев с индейскими племенами, испытывавших на себе все пороки быстро расширяющегося, нового, молодого и амбициозного государства25. К сожалению, та порой чрезмерная «самоотверженность», с которой американская нация стремилась к расширению своих границ породила не только официально закреплённые и узаконенные права на экспансию и диктование своих собственных взглядов, вспомним хотя бы «Доктрину Монро», со своей идеей «Америка для американцев», хоть и возникшей изначально с целью недопущения воцарения хаоса из-за неурядиц в вопросах внешней политики европейских государств на американском континенте, но и чувство безраздельной свободы в отправление правосудия в сторону интересов представителей других наций и народов. На наш взгляд именно сама политика государственных деятелей молодых США и нормативно-законадательная база, которая формировалась после Войны за независимость вполне могла стать той основой, тем фундаментом, на котором в дальнейшем было воздвигнут небоскрёб идей американской исключительности и как результат неправильное понимание патриотической составляющей стремлений человека, перерастающий в явление националистического настроения. Следующий этап в истории американского государства, а именно Гражданская война внесла некоторые коррективы в само понимание патриотизма в том смысле, что существовавшие до неё предпослыки, основанные прежде всего на возникающих вопросах института рабовладения, не могли не вызвать очередное брожение умов, когда страна в своих политических взглядах и общественных устоях оказалась поделённой на два лагеря и где сами патриотические чувства американцев как нации отошли на второй план. В противовес этой войне, Первая мировая, наоборот явилась мощным толчком не только к развитию экономики, но и к объединению нации перед лицом общего врага, тем более что последовавшая за ней эпоха «Просперити» только помогла закрепить и ещё более чётко оформить образ США как весьма процветающей нации в рамках мирового сообщества. В целом, обращая взгляд на исторические этапы развития Соединённых Штатов, мы можем сказать, что формирование базовых принципов патриотического воспитания американской нации было практически завершено уже к концу Первой мировой войны, хотя сам процесс выкристализирования «истинных» американских ценностей и идеалов формировался ещё не протяжение времён Второй мировой, вплоть до её логического конца, когда американцы, впервые втянутые в действительно серьёзный военный конфликт мирового масштаба, угрожавший им потерей своей свободы и независимости, помог выявить качества, необходимые для полной консолидации сил и действий. В целом, рассматривая вопросы патриотизма в США, мы пришли к выводу, что американский патриотизм представляет собой весьма уникальное явление: в отличие от большинства государств мира, патриотические манифестации и демонстрации в США организовываются не «сверху» и не по распоряжению органов власти, а непосредственно самими американцами. Участие в мероприятиях такого рода полностью добровольное, и возможно именно благодаря этому среди их участников насчитываются десятки и сотни тысяч американских граждан. Как показывают социальные опросы, около 3\4 американцев искренне гордятся своей страной; не секрет, что более половины жителей США украшают свои дома и квартиры государственным флагом; 20% водителей устанавливают национальный флаг на своих машинах26. Вполне естественно, что такое развитое чувство патриотизма, которым обладает большая часть граждан США, не могло вырасти на бесплодной почве. Во многих странах оно зиждется на многовековой истории, славных подвигах рядовых солдат и достижениях величайших полководцев. Но как нация, с такой сравнительно не долгой историей существования, способна воспитывать в подрастающих поколениях настолько сильное чувство патриотизма? Возможно, секрет заключается в неподдельной вере в исключительность американцев, о которой не устают повторять ещё со времен переселенцев-пуритан. Само исследование такого феномена как американский патриотизм требует также и более глубоко исторического взгляда на тезисы и идеи, заложенные в самом начале формирования правового государства в США. Для примера приведём высказывания одного из Отцов-Основателей Томаса Джефферсона, которые так формулировал свои мысли относительно патриотизма: Инакомыслие - это высшая форма патриотизма. Моя родина там, где есть свобода. Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение. Согласитесь: что в Российской Империи, что в Советском Союзе, что в Российской Федерации каждый из этих лозунгов легко мог быть признан «экстремистским», а ведь данные высказывания были приведены нами для того, чтобы на практике сравнения с нашей, российской реальностью показать, что само понятие «американский патриотизм» вещь по своей сути уникальная, где особенность заключается в том, что это в своём роде больше народный патриотизм, чувства, возникающие не из под палки или навязанные правительственной идеологией, это порыв, порыв возникшей в силу определённых исторических обстоятельств, когда только истинное единение людей смогло привести нацию к созданию независимого государства. Несомненно, что в настоящее время без обширной пропаганды и грамотной работы государственных структур патриотические чувства американцев могли бы преобразовываться в не совсем желательные виды, но всё же изначально, и что важнее всего исторически, корни патриотических основ среди населения были заложены общей идей единения, идеей свободы и равенства, то есть теми идеями, которые до сих пор занимают самое значимое место в системе общественных ценностей американцев. Американский патриот – это человек, преданный тем принципам Конституции, которые создали США. Более того, не просто самим идеалам, а еще и их буквальной, нелицемерной и жесткой трактовке. При этом к современному правительству и политическому строю он может относиться настороженно или даже прямо враждебно. Фактически, патриоты верны не «актуальной Америке», а «идеальной» - той, которая описана в Конституции. Для американского патриота главный враг – то правительство, которое предает идеалы Конституции и свободы. «Моя родина - там, где есть свобода» - говорит американец. С такими заявлением вполне справедливо будет заявить, что в основе американского патриотизма лежит свободолюбивый индивидуализм, который в также может быть отнесен в категорию основных американских ценностей. Рассматривая тему патриотизма в такой многонациональной стране как США было бы просто абсурдно обойти вниманием вопросы националистических чувств. Подчёркивая тот факт, что американский патриотизм - явление уникальное, журнал «Foreign Policy» пришел к выводу, что с одной стороны, американские патриоты и националисты никогда не апеллировали к своему расовому, этническому или географическому превосходству, на чем основан национализм, существующий в остальных странах мира, с другой же стороны суть американского национализма - в вере в превосходство американских демократических идей. Отметим ещё раз, что американский патриотизм никогда не насаждался и не культивировался "сверху", что делает следующий вопрос о том, как именно представители современной американской молодёжи понимают таких два совершенно противоположных по своей смысловой нагрузке понятия как патриотизм и национализм особенно интересным для нашей работы. Сделав выводы из собственных наблюдений и результатов проведённого нами опроса, можно сказать о том, что для многих представителей американского общества понятия патриотизма и национализма имеют практически одинаковое значение. В этом смысле будет весьма интересно рассмотреть причину такого положения вещей27. Если брать исторический опыт многих националистических движений, то нужно заметить, что американские националисты и патриоты не стремились (по крайней мере, открыто) апеллировать к своему этническому, расовому, или географическому превосходству, на чём обычно основан национализм, существовавший или существующий в других странах мира. Сама суть американского патриотизма и национализма претерпевала серьезные эволюционные деформации, в основном зависящие от качественных изменений, которые происходили среди американского населения. Так, публицист и исследователь Майкл Линд (Michael Lind), выделяет несколько этапов развития американского национализма. По его мнению, в США, с 1789 по 1860 год существовал так называемый «англоамериканский патриотизм», которой основывался на морально-этических и религиозных ценностях англосаксонских протестантов. После гражданской войны, в период с 1876 по 1954 гг., по мнению Линда, существовала «евро-Америка», то есть идеология патриотизма была дополнена идеями, популярными в среде либеральных европейцев. С 1970 года появляется новый феномен – «мультикультурная Америка» – термин, образовавшийся после того как США практически полностью избавились от расовой и этнической дискриминации. В своих исследованиях Линд приходит к весьма парадоксальному выводу о том, что в современных США нет противоречия между борьбой за гражданские права, которую ведут, в основном, организации и группы, политически находящиеся на крайне левом фланге. Среди исследователей вопросов американского патриотизма существует мнение, что различие между такими понятиями как патриотизм и национализм можно проследить в том, что патриотизм проистекает от любви к своему национальному прошлому, в то время как национализм является ни чем иным как укреплением надежд на безоблачное национальное будущее. Так, австралийский историк Кеннет Миног (Kenneth Minogue) утверждает, что патриотизм – это заранее консервативная тенденция. Патриоты считают необходимым защищать и сохранять то положение, в котором их страна находится в данный момент. Националисты же, наоборот, всегда стремятся к некоему идеалу, нереализованному будущему народа или страны. И всё-таки, говоря о своих национальных и патриотических чувствах, американцы предпочитают использовать именно слово «патриотизм». Однако это, не мешает специалистам использовать термин «национализм» при характеристике и описание взглядов американцев, хотя сами себя жители Соединённых штатов националистами не считают. Во многом это можно объяснить тем, что США никогда не были этнически монолитны – страну всегда населяли представители различных рас и народностей. Вдобавок, заметим, что американский патриотизм, по своей природе никогда не являлся ответом на какое-либо национальное унижение как это стало, к примеру, в Германии после её поражения в Первой мировой войне. В частности, военные неудачи США во Вьетнаме не привели к росту патриотических и националистических идей и взглядов в США. Это ещё раз говорит нам о том, что патриотизм американского общества нацелен в будущее, а не ищет свои идеалы в прошлом28. По данным проведённого нами опроса, большинство представителей современной американской молодёжи считают, что патриот – это человек, который, несмотря на осознание всех недостатков страны и нации, продолжает любить свою Родину, не забывает и свято чтит все положительные моменты и события, происходившие и происходящие в истории его страны. Что касается националиста, то он также любит свою страну, но его совершенно не интересует, насколько справедлива политика его государства по отношению к другим представителям мирового сообщества или даже по отношению к представителям других национальностей, проживающих на территории страны. Абсолютная безобидность и даже своеобразный культ «священства» царит над страной националиста, несмотря на всё плохое, что когда-либо могло быть совершенно политиками или военными за время существования государства. Другими словами: патриот любит свою страну за то, что она сделала для него или для нации, в то время как националист любит свою страну вопреки всему, несмотря ни на что, не принимая во внимания ни один факт злодеяния. Таким образом, можно прийти к выводу, что сама суть американского национализма\патриотизма, усиление которого проходит весьма быстрыми темпами в течение последних 50 лет, заключается, прежде всего, в вере людей в непоколебимое превосходство демократических идей и ценностей американского общества. Американский патриотизм сыграл весьма важную роль в причине мирового лидерства США - его подпитывает не только военная и экономическая мощь страны, но и беспрецедентная культурная гегемония. Поэтому, говоря о патриотизме, стоит затронуть и вопрос о существование ультрапатриотизма, возникновение которого можно объяснить традициями, складывавшимися в стране на протяжении нескольких столетий. Известно, что исторически в привычку или даже традицию американского общества заложено правило немедленно и очень активно реагировать на ситуации, которые могут быть расценены этим самым обществом как события, угрожающие безопасности страны. Во многом такой образец поведения сохранился из тех времён, когда независимые колонисты, предпочитавшие не рассчитывать на слабую центральную власть, начинали самостоятельно разбираться с врагом, не дожидаясь реакции властей29. Вспоминая труды философа Самуэля Хантингтона достаточно упомянуть, что для описания американского патриотизма, он ввёл использование термина «Американское кредо» (American Creed), который представляет собой ничто иное, как универсальные идеологические и культурные принципы, такие как свобода, демократия, власть закона, религия, прогресс, уважение к основным институтам власти США и к американской конституции, а также индивидуализм. В последние годы к этому списку добавились этническое и расовое равенство и культурный плюрализм. Для более наглядного подтверждения существования феномена «Американское кредо» приведём данные общественных опросов, которые показывают, что большинство граждан США не просто гордятся своей страной, но и свято верят в то, что популярные в американском обществе идеи непременно должны быть использованы по всему миру. К примеру, опрос Pew Research Center for the People and the Press показал, что 79% жителей США уверены в полезности распространения американских идей и моральных ценностей. Девять из десяти американцев испытывают чувство гордости, когда звучит мелодия гимна страны. Самыми любимыми символами США в порядке уменьшения популярности были названы: американский флаг, Статуя Свободы, государственный гимн, белоголовый орел, Белый Дом и песня «Боже, благослови Америку». Ирвинг Кристол\Irving Kristol, один из создателей идеологии американского неоконсерватизма, объяснил различие между национализмом и патриотизмом американцев следующим образом: "Патриотизм проистекает от любви к национальному прошлому - национализм является усилением надежд на национальное будущее". Историк Кеннет Миног\Kenneth Minogue считает, что патриотизм - априори, консервативная тенденция. Патриоты считают необходимым защищать и сохранять то положение, в котором их страна находится в данный момент. Национализм, наоборот, всегда стремится к некоему мессианскому идеалу, нереализованному будущему народа или страны. Национализм также часто апеллирует к материям этического свойства и оправдывает свое существование целями гуманизма. Анатоль Ливен\Anatol Liven, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир\Carnegie Endowment for International Peace, считает, что именно американский национализм стал причиной мирового лидерства США и принятой администрацией Джорджа Буша\George Bush стратегии борьбы с международным терроризмом. По его мнению, именно американский национализм стал одним из факторов, который идеологически разделил США и большинство стран Западной Европы. Европейцы в ХХ веке пережили две крупнейшие войны, вызванные, в том числе, беспрецедентным ростом националистических настроений. Ныне националистические идеи, бытующие в Европе, не пользуются значительной поддержкой обществ и элит. Американский национализм, напротив, усилился за последние полвека. Его подпитывала не только военная и экономическая мощь США, но и беспрецедентная культурная гегемония. Американский национализм считает необходимым защищать интересы США в любой ситуации, складывающейся в мире. Именно поэтому США постоянно заинтересованы в поиске внешних врагов - сперва это был СССР, потом, на некоторое время, новым врагом было принято считать Китай, потом - "государства-изгои", а ныне - международный терроризм. Патриотизм в США всегда основывается на убеждение, что завтрашний день будет лучше, чем вчера, а послезавтра – лучше вдвойне. США можно охарактеризовать как страну исторического оптимизма, а её граждан, как жителей нелюбящих тратить своё драгоценное временя на ностальгию былых побед и разбор прошлого. Возможно из-за не столь богатой истории, как например, в европейских странах, американцы не делают исторический опыт руководством к действию. В американском обществе истории придаётся абсолютно другое значение, чем в российском или, скажем, европейском обществах. Для американца история – это прежде всего список решенных когда-либо возникавших проблем, история - это прогресс. Предаваться реминисценциям - означало бы проявлять не глубину и духовность, а медлительность и пассивность по отношению к происходящим событиям. Трагедии и поражения не то чтобы не питают, но даже и не стимулируют американский патриотизм, который набирает свою силу лишь из побед и удачи, а говоря о вооружённых силах, то их мощь и сила заключаются в безоговорочной вере в новые победы и успехи. Американцы не стремятся найти единение в страданиях и трагедиях, выпавших на долю их государства - величие нации видится в другом, а именно в настоящем и будущем. «Патриотизм-вера» в меньшей степени присущи американцам, в отличие от «патриотизма-надежды». Надежда на себя и собственные силы - вот что является характерной чертой патриотизма в американском обществе. Само личное понятие патриотизма и служение своей нации и американским ценностям является мощной движущей силой, особенно для представителей группы так называемого англо-саксонского большинства, выходцев из консервативной американской глубинки, где, в отличие от либеральных космополитичных побережий, традиционные ценности не поддаются глобальным изменениям. В большей степени именно представители такой молодёжи, искренне верящие в миссию США служить образцом демократии и распространять демократические ценности по всему миру, и являются движущей силой непоколебимого патриотизма. Естественно, что при наличии угрозы безопасности страны и американским идеалам и ценностям, уровень патриотизма стремительно повышается независимо от политических пристрастий и географии. Так, после событий 11 сентября 2001 г., когда всё общество было охвачено безусловной и единогласной поддержкой военных, пополнение рядов действующей армии и национальной гвардии не заставило себя долго ждать. Известны и показательные случаи того периода, когда люди, никоим образом не связанные с военной профессией увольнялись с работы и шли записываться в армию. Широкое известна история звезды национальной футбольной лиги Пэтрика Тиллмана, который разорвал свой многомиллионный спортивный контракт и после подписание уже нового, военного контракта отправился в Ирак. Правда, свой общественный резонанс этот поступок получил, когда Пэтрик погиб, причём от огня своих же сослуживцев, что изначально скрывалось военными [22]. Но если после событий осени 2001 г. рост патриотизма в обществе достигал своего пика, то уже спустя два года, после появления сведений о манипуляции общественным мнением со стороны Белого дома, жители США стали задаваться вопросами о важности и цели того, ради чего сражаются и гибнут американские солдаты. Отсутствие обоснованных причин для войны, непонятность стратегии и неизвестность продолжительности военных действий, незамедлительно сказались на притоке пополнения. Раскрывая тему эволюции американского патриотизма, невозможно не упомянуть об армии, которая с точки зрения общественного института выполняет ведущую роль в воспитании патриотических чувств молодого поколения жителей США. Применительно к вопросу о патриотизме, можно говорить о том, что уровень патриотических чувств и само отношение к их формированию среди гражданского населения будет неизменно влиять на таковой в военной среде и наоборот. Поэтому укрепление патриотизма является общим делом как гражданских, так и военных структур. Разница здесь может заключаться лишь в самой трактовке понятия патриотизма и той смысловой нагрузки, которую вкладывают в него представители гражданского и военного общества. Подводя итог на тему определения места патриотизма в рамках современной американской действительности и принимая во внимание те исторические, геополитические и этнокультурные условия в которых проходило становление Соединённых Штатов Америки мы можем заключить, что самое явление патриотизма как фундаментальное, культурное, социальное, субъектное соотношение интересов общества, государства, личности и коллектива является огромным ресурсом для самоуправления и стратегии на разных уровнях государственного и индивидуального, то есть личностного развития. |