Диссертация на тему Общественные ценности современной американской молоджи. Голобокова Диссертация от 6 июня 18 час.. Общественные ценности современной американской молодёжи
Скачать 0.75 Mb.
|
1.3 Характеристика современной американской молодёжиМолодость - очень важный этап в жизни человека, имеющий влияние на его личность, место в обществе, отношения со сверстниками, формирование политических взглядов. Личностные характеристики подростка остаются относительно стабильными в течение всей последующей жизни, равно как и политическая ориентация. Условия, в которых формируется подросток, обеспечиваются обществом и государством, следовательно, события, имевшие место в обществе и свидетелями которых были молодые люди, оказывают длительное влияние на их развитие, на их ценности и приоритеты, на их поведение в обществе и политике. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. В соответствии со словарной статьёй, «Молодёжь— это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума»18. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 30 и более годами. Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. Рассматривая молодёжь как особую социальную группу, мы можем отметить, что она в значительной степени обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. Молодёжь – это сфокусированный потенциал государства, вложения в который всегда должны быть как можно более чёткие и целенаправленные, тем более, если мы говорим о воспитании патриотических чувств молодого поколения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. По мысли Мангейма, молодёжь как таковая ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию. Современная американская цивилизация переживает колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. Скорость и глубина происходящих социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы – где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов и т.д. В поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они упираются в неразвёрнутость, неразвитость и недостаточную разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества19. Одной из проблем, в отношении которых сегодня назрела необходимость и возможность такого целостного философского осмысления, является процесс социализации и воспитания молодёжи. Кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе обостряют проблему социализации молодёжи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство, как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей, что ведёт к увеличению научных исследований, как самого процесса взаимодействия с молодёжью, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность. Важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодёжь, куда идёт, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с её поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра, и, как следствие, – судьба и перспективы социальных преобразований современной США. Как отмечал К. Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодёжи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность таким статичным, медленно изменяющимися обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодёжью» 20. Современное американское общество ещё не осознало ни масштабов данной проблемы, ни её мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных её проявлений. Одной из причин беспечности может являться недостаточность целостного осмысления молодёжных проблем во всех их современных объёмах. Говоря о молодёжи в США, как в принципе и о представителях молодого поколения любого другого государства, мы можем проследить неизменную эволюцию в ценностях, нормах поведения и отношении к окружающему миру. После бурных 60-х и 70-х годов, когда американскую молодёжь иначе как «бунтующим поколением» никто не называл, в конце прошлого века и особенно начале XXI молодое поколение стало скорее конформистским, приспособленческим, чем революционным. Несомненно, значимое место в 70-80 годы занимали движения различных субкультур, основной целью которых было выделиться среди представителей окружающего их общества, заявить о своей уникальности и неповторимости, что нередко приводило к весьма радикальным способам самовыражения и поведения. И хотя сегодня большая часть американской молодежи в отроческие годы не испытывает действительно серьезных конфликтов, вся молодежь сталкивается с теми или иными проблемами. У некоторых молодых людей возникают трудности во взаимопонимании с родителями. Другие сталкиваются с осложнениями в школе. Пытаясь уйти от этих трудностей, некоторые начинают пить или принимать наркотики, другие перестают посещать школу, третьи уходят из дома, а кто-то втягивается в преступную деятельность. Зачастую именно молодые люди, как никто другие, находятся под воздействием многих видов стресса – это обусловлено их безудержным желанием к быстрому решению проблем, к динамичному образу жизни, когда в погоне за самым лучшим и желаемым все средства хороши. Однако, давление со стороны сверстников, изменяющиеся семейные условия, мобильность семей и безработица – вот лишь некоторые причины, объясняющие, почему молодежь стремится уйти от действительности, начиная пить или принимать наркотики. Но всё-таки если за последние 10 лет наркомания среди молодежи США (наиболее часто используемые наркотики – марихуана и кокаин) пошла на убыль, кривая пьянства пошла вверх. Около восьми процентов американских подростков сейчас употребляют спиртное, и некоторые пьют слишком много. Пьянство становится особенно опасным, когда сопровождается вождением автомобиля. 10 процентов лиц, имеющих водительские права, составляют подростки от 16 до 19 лет. По данным Национального управления по безопасности движения министерства транспорта США, основной причиной смерти американских подростков в возрасте от 16 до 19 лет являются именно дорожно-транспортные происшествия. Осознавая данную проблему, многие молодые американцы вступают в общества, которые помогают подросткам бросить пить и управлять транспортом в нетрезвом виде. Тысячи подростков вступили в организацию «Школьники против вождения в нетрезвом виде». Они и их родители подписывают обязательства не садиться за руль под действием алкоголя. В некоторых школах ребята принимают участие в программах борьбы с наркотиками. Молодые люди, начавшие употреблять наркотики, могут также набрать специальный номер телефона и попросить о помощи. Еще одной современной проблемой молодёжи, вызывающей беспокойство американского общества стала беременность среди молодых девушек. Каждый год беременеет миллион девочек-подростков. На наш взгляд, такое положение вещей во многом стало возможным именно из-за всё более укореняющегося в американском обществе лёгкого отношения к половому образу жизни. Нормы целомудрия и постоянства в отношении сексуальных связей не просто устарели, но воспринимаются многими подростками как нечто из рамок вон выходящее, скорее даже не приличное. Интернет, фильмы, музыка, клипы – всё говорит подрастающему поколению о свободе, в том числе и в отношениях, свободе – которая якобы даёт тебе чувство личного самовыражения, чувство твоей уникальности и непохожести. Другой проблемой связанной с семейными отношениями является тот факт, что ежегодно около одного миллиона подростков убегает из дома. Большинство возвращается через несколько дней или недель, однако некоторые втягиваются в преступную деятельность и становятся несовершеннолетними преступниками. В условиях глобализации и всё увеличивающегося притока мигрантов, когда растущую тревогу вызывает рост нелегальной иммиграции в стране и особенно положение молодых выходцев из Латинской Америки, молодёжь США призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития американской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако стоит подчеркнуть, что уже сейчас более 35 % молодых людей в США возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, и около 40 % одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп. Такое положение вещей вызвано не просто общими настроениями, достаточно взглянуть на цифры и понять, что доля приезжей молодёжи растёт с каждым годом, особенно это касается приграничных территорий. Так, свыше 39 % школьников в Калифорнии — нелегальные иммигранты, из них более 42 % не говорят по-английски. В округе Лос-Анджелес 5,1 миллиона человек говорят по-английски, а 3,9 миллиона — говорят по-испански, 14 из 31 телевизионной станции в Лос-Анджелесе вещают только по-испански и более 58 % всех социальных выплат в США идет нелегальным иммигрантам. С развитием технологий стали появляться также и новые виды зависимостей, которые, как правило, становятся источниками другого рода проблем, которым преимущественно подвержено именно подрастающее поколение. По данным исследований, в настоящее время американская молодёжь чаще страдает от игромании, чем от алкоголизма. Как утверждают исследователи Университета Баффало, проблема увлечения азартными играми среди американской молодёжи старше 21 года стоит гораздо острее проблемы алкогольной зависимости. Изучив распространённость игромании среди американских подростков и молодёжи в возрасте от 14 до 21 эксперты пришли к заключению, что зависимость от азартных игр гораздо чаще встречается в подростковом возрасте и достигает своего пика в 20-30 лет. Юноши в два раза чаще девушек увлекаются азартными играми - 28 процентов против 13. Белые жители страны также чаще становятся заядлыми игроками, хотя вероятность патологической зависимости от азартных игр среди афроамериканцев всё же выше. Основным фактором риска для развития игромании до сих пор служит низкий социально-экономический статус, поскольку материально необеспеченные люди пытаются заработать денег с помощью азартных игр. Существует мнение, что чумой XXI века является депрессия, которая порождается нашим всё ускоряющимся образом жизни и погоней за иногда мнимыми ценностями. Как уже говорилось выше, такому состоянию чаще всего подвержены именно люди в возрасте от 17 до 40 лет, однако на ряду с хорошо известными формами депрессии, в настоящее время в среде молодёжи США отмечается и такое состояние как гипоманияили такое состояние, для которого характерно постоянно и всеохватно приподнятое либо раздражительное настроение, мысли и поведение, соответствующее этому настроению. При гипомании может наблюдаться повышенная восторженность, неоправданная самоуверенность в своих силах, завышенная самооценка, ощущение собственного могущества. Гипоманиакальное состояние может чередоваться с апатией и депрессией, особенно в том случае, когда гипоманиакальный человек сталкивается с серией неудач, подрывающих его душевный подъем. Например, гипоманией в 2007 году страдало порядка 31% студентов и школьников, в то время как в конце 30-х годов прошлого века это заболевание наблюдалось лишь у 5% молодых людей. К сожалению, исследователям приходится констатировать тот факт, чтосовременная американская молодежь больше страдает психическими расстройствами, чем их сверстники во времена Великой депрессии. Такие выводы ученых Университета Сан-Диего будут опубликованы в ближайшем номере журнала Clinical Psychology Review. Специалисты проанализировали данные, полученные в ходе исследований данных, собранных среди более 77,5 тыс. студентов американских ВУЗов с 1938 по 2009 год. Как оказалось, в 2009 году в среднем в пять раз больше учащихся сталкивались с проблемами психического здоровья, чем люди их возраста в 1938 году. При этом показатели по некоторым видам психических расстройств увеличились даже в шесть раз. Кроме того, депрессии в 1938 году были подвержены лишь около 1% людей школьного возраста и студентов, а в 2007 году этот показатель составил порядка 6%. Ученые установили, что в первом десятилетии ХХI века психопатическое поведение было свойственно 24 % представителей молодого поколения американцев, а в 30-е годы прошлого века это наблюдалось лишь у 5 % молодежи. Ещё в 1955 г. психоаналитик Эрих Фромм, сторонник антиавторитарных взглядов, писал: «Сегодня психиатрия, психология и психоанализ грозят стать инструментом манипулирования человеком». Фромм умер в 1980 г., именно в тот год, когда Американская психиатрическая ассоциация добавила в своё Руководство по диагностике и статистике психических расстройств новое психическое нарушение, выявленное у детей и подростков и получившее название «вызывающее оппозиционное расстройство» (ВОР), общие симптомы которого включают в себя следующее: «часто активно игнорирует или отказывается выполнять просьбы взрослых», «не желает следовать правилам» и «намеренно поступает назло другим людям». Сегодня самыми популярными лекарственными препаратами в Соединенных Штатах являются сильнодействующие успокоительные и нейролептические средства (например, Оланзапин и Рисперидон); прибыль от их продажи в 2010 г. составила $16 миллиардов. Считается, что молодежь Америки в основном трудолюбива. Многие работают после учебы. По данным социологического опроса, девять из десяти молодых людей заявили, что у них либо уже есть работа, либо они хотели бы ее получить. Однако голословно заявлять о трудолюбии здесь не приходится, ведь в большинстве случаев молодые люди устраиваются на работу не столько из-за пламенного желания поскорее стать независимыми, сколько в причину отсутствия другого выбора, так как сами ценности американского общества, когда мы говорим об отношении между родителями и детьми, предусматривают переход ребёнка на самостоятельные финансовые рельсы как можно скорее. Для американцев вполне нормально выставлять своим детям счёт за пользование автомобилем родителей или проживание в их доме. Особенно такое давление начинает ощущаться после достижения подростком 16-летнего возраста. В равнение с российской ментальностью это выглядит, по меньшей мере, весьма странно, если не сказать предательски, так как в нашей культуре большинство семей расценивает полное становление молодого человека или девушки на ноги лишь по окончании им какого-либо учебного заведения, дающего права претендовать на поиск рабочего места той или иной квалификации. Однако в случае с американской культурой всё обстоит совсем иначе, поэтому работа для молодых американцев - это само собой разумеющееся обязательство, не всегда приносящие удовольствие, но всегда приносящее финансовую помощь, ту, которую не могут или не считают нужным обеспечивать родители. Многие молодые люди работают несколько часов в день или по субботам и воскресеньям в закусочных и ресторанах, сидят с детьми соседей, работают рассыльными или в магазинах. Кроме того подростки участвуют в деятельности организаций, созданных по месту жительства, так например некоторые вовлечены в деятельность церкви и религиозных групп, другие состоят членами молодежных организаций, тысячи молодых людей добровольно помогают ухаживать за больными, престарелыми и инвалидами или помогают в оздоровлении окружающей среды. Тем не менее, несмотря на казалось бы весьма обширный рынок вакансий, по данным, опубликованным Бюро переписи США в августе 2006 г., в конце 2005 г. 12,9 млн. американцев в возрасте моложе 18 лет жили за чертой бедности, в среднем бедные подростки и молодые люди составили 17,6 процента их общего числа в США и 35,2 процента общей численности нуждающихся американцев. Данные 2014 года показывают, что именно подростки и молодые люди в возрасте до 20 лет занимают лидирующие позиции по безработице с процентными показателями в 19.1 %. Конечно, определённый процент безработных среди молодёжи объясняется их нежеланием устраиваться на ту или иную работу, что не нужно категорично относить к недостаткам американской молодёжи, ведь как известно – молодёжная прослойка состоит в своём преимуществе из весьма амбициозных и целеустремлённых людей, поэтому стремление к лучшему рабочему месту и лучшей жизненной позиции не всегда правильно рассматривать как не желание довольствоваться тем, что предлагает тебе окружающая действительность. Говоря о проблемах, необходимо ответить, что американская общественность, как никакая другая, весьма живо реагирует на последствия проблем, что ещё раз подчёркивает один из выделяющихся принципов регулирования общественной жизни в США, а именно – возникновение инициативы решения той или иной задачи непосредственно со стороны населения, так сказать «снизу», а не «сверху», по директиве государственной власти. Возьмём для примера хотя бы многочисленные общественные организации, которые вы всегда сможете обнаружить практически в любом, даже самом маленьком городке США – всевозможные общественные благотворительные организации, начиная от движения клубов “Rotary” и “Lions”, заканчивая небольшими собраниями community для решения локальных проблем. Не стоит упускать из виду и поддержку, оказываемую религиозными движениями. Ведь в целом, религия весьма обширно влияет на американское общество: американцы – очень религиозный народ, но выводы из своих религиозных взглядов они делают самые разные. Благодаря религии жители США верят в возможность и обязанность помогать другим нуждающимся встать на путь истинных ценностей. В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодёжи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодёжи и Лиги неограниченных возможностей кампуса, среди которых «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, «Приобщение к городским проблемам» и, программы Армии спасения, которые охватывают в различные категории молодого населения Америки и все профессиональные учебные заведения страны. Затрагивая такую интересную и актуальную для нас тему как система ценностей современной американской молодёжи, в своих исследованиях мы старались рассмотреть наиболее противоречивые точки зрения, в связи с чем, ниже мы бы хотели привести информацию следующего содержания. В любом обществе существует мнение, что руководящие круги, наши правители, «мировое правительство» или так называемая золотая прослойка общества старается подчинить себе оставшееся население. А кто как ни молодое поколение является двигателем новых и радикальных преобразований, осознанные действия которого могут привести к непоправимым результатам? На основе этого выдвигается мнение, что правящая элита Соединённых Штатов Америки создала целый ряд определённых социальных институтов, целью деятельности которых является подчинить молодежь и сломить её дух сопротивления. Конечно, весьма спорно говорить, что молодёжь США так просто ассоциирует себя с винтиком в руках правящих элит и государства, даже несмотря на понимание отсутствия эффективности некоторых правительственных программ, возьмём, к примеру, выплаты пособий - изучая данный вопрос в 2010 г. Институт Гэллапа провёл опрос среди жителей США на тему: «Как вы думаете, будет ли в состоянии система социального обеспечения выплачивать вам пособие, когда вы уйдете на пенсию?», 76% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет дали отрицательный ответ. Тем не менее, несмотря на отсутствие уверенности в действенности программ социальной защиты, лишь немногие из них требовали ввести справедливую систему налогообложения, при которой «богатые платят больше». Большинство, по-видимому, давно свыклись с тем, что из их зарплат на социальное обеспечение удерживают непомерный процент, хотя они и не верят в эффективность таких действий. Итак, в ходе изучения материалов, нами было выделено несколько методов, в соответствии с которыми подавляется способность молодого американского поколения к сопротивлению21: 1. Образование в кредит. Огромные долги и страх, который они порождают, являются вполне умиротворяющей силой, ведь согласно статистке, на сегодняшний день более чем две трети выпускников колледжей и свыше 62% выпускников государственных университетов США имеют задолженность перед банками по кредитам на образование. В среднем сумма кредита, взятого на оплату обучения, составляет $25000, однако в отдельных случаях может достигать порядка $100,000. Пребывая на таком жизненном этапе, когда противостоять власти легче всего, поскольку нет еще семейных обязательств, многие молодые люди не желают бороться по той простой причине, что боятся потерять работу и оказаться не в состоянии погасить постоянно увеличивающуюся задолженность. Получается порочный круг: кредит на образование подавляет активизм, а политическая пассивность, в свою очередь, делает более вероятным то, что студенты будут воспринимать этот кредит как неотъемлемую часть своей жизни. 2. Школы, в которых обучают податливости и покорности, а не демократии. Очень часто американские образовательные учреждения, особенно школы, воспринимаются как оплот независимого и полного самовыражения студента, когда учитель это не просто источник получаемых знаний, а своеобразный наставник и друг, искренне заинтересованный в самореализации и развитии абсолютно каждого студента. Такие картины мы практически всегда наблюдаем с экранов телевизоров популярных американских фильмов или мотивирующих история, рассказывающих о том, как именно учитель стал отправной точкой в становление очередного американского гения или выдающей личности. Конечно, авторы не отрицают существования такого факта, но зачастую в среднестатистических американских школах дела обстоят весьма прозаичнее. Уже 31 января 1990 года на вручении премии «Учитель года» лауреат Джон Тейлор Гатто в своей речи сделал шокирующее заявление: «Истина заключается в том, что в школах на самом деле не учат ничему, кроме повиновению приказам. В учебных заведениях работают тысячи гуманных и неравнодушных учителей, однако их отдельные вклады губит абстрактная логика системы, которой они не в силах противостоять». Проблема обязательного образования как средства построения авторитарного общества широко обсуждалась еще поколение назад, но сейчас данную тему редко кто поднимает. В стенах школьного класса детей учат быть пассивными и управляемыми, выполнять чужие распоряжения, всерьез воспринимать поощрения и наказания власть имущих, беспокоиться о несущественных вещах. Учитель может читать лекции о демократии, но школы сами по себе не являются демократическими местами, что опять-таки же демонстрирует киноиндустрия со всем известным делением школьников на звёзд, средних и отбросов. Конечно, такое ранжирование существует не только в США, но и в любой другой стране. В том числе внутри любой общественной системе, но тем не менее, почему-то наряду с положительными качествами, именно этот аспект жизни американских школьников является характерной чертой общественной жизни школы. Поэтому говорить о демократии не приходится уже начиная со школьной скамьи, тем более учитывая лозунги последних лет с такими громкими формулировками как «Ни одного отстающего ребенка» и «Гонка к вершине». Эти принципы, по сути, являются тиранией стандартизированного тестирования, которая вызывает у детей страх, что недопустимо для сферы образования в демократическом обществе. Страх вынуждает учеников и преподавателей постоянно фокусировать свое внимание на требованиях создателей тестов; он угнетает любознательность, подавляет критическое мышление, не доверительное отношение к власти, а также проявление сопротивления нелегитимной власти. 3. Влияние электронных и интернет технологий. В 2009 г. международная аналитическая компания NielsenCompany сообщила, что просмотр телевизора в Соединенных Штатах достиг небывало высокого уровня, включая все «три экрана»: телевизор, компьютер/ноутбук и мобильный телефон. В среднем американский ребенок тратит на просмотр телевизионных программ, фильмов, Интернет, мобильный телефон, плееры и прочие технологии (не считая тех, которые нужны по учебе) по восемь часов в день. Многие прогрессивные деятели обеспокоены сосредоточением контроля над содержанием средств массовой информации в руках крупных корпораций, однако сам факт просмотра телевизора, независимо от контента, уже является главным усмиряющим средством (работники частных тюремных учреждений признали, что предоставление заключенным возможности просмотра кабельного телевидения – лучший способ контролировать их поведение, который, к тому же, позволяет экономить на заработной плате охранников). Телевидение – это мечта, ставшая реальностью для авторитарного общества: люди преимущественно смотрят то, что выгодно тем, у кого есть деньги. Телевизионные программы, основанные на страхе, заставляют людей еще больше бояться и не доверять друг другу, что весьма хорошо для правящей элиты, которая придерживается принципа «разделяй и властвуй». Телевидение изолирует людей, не дает им объединяться для борьбы против власти; более того, любая передача, которую показывают по телевизору, действует на зрителя как гипноз: мозговые волны замедляются, и человек становится не в состоянии мыслить критически. 4. Потребительский фундаментализм. Современное общество в целом, а американское тем более, справедливо будет назвать обществом потребления – потребления красивых и дорогих вещей, где превалирует стремление соответствовать определённому уровню достатка. Потребительский фундаментализм сужает фокус и подавляет способность мыслить критически, разрушает уверенность человека в себе и собственных силах, делая его полностью зависимым от других, в частности от правящей элиты, диктующей свои условия и заставляющей людей принимать решения в угоду власти, а не себе. Благодаря своей умиротворяющей природе фундаменталистская потребительская культура узаконивает рекламу, пропаганду и все виды манипуляции сознанием человека, включая ложь. Дополнительно, в рамках культа потребления весьма интересно будет рассмотреть и такой типично американский вопрос как «правильное питание». Не секрет, что с точки зрения подхода заботы о своём здоровье американское общество можно, хотя и условно, но вполне чётко разделить на два лагеря – тех, кто ведёт исключительно здоровый образ жизни с физическими нагрузками и приготовлением пищи исключительно из продуктов органического происхождения и тех, кто довольствуется «прелестями» фастфуда и пассивными видами отдыха. Итак, переходя к следующему аспекту американской культуры, нацеленной на то, чтобы подчинить молодежь и подавить их сопротивление власти мы рассмотрим комплекс пищевой промышленности, который, по мнению некоторых американских общественных деятелей, помогает развивать эпидемию детского ожирения, депрессии и пассивности. Примечательно то, что проблема питания действительно уже дошла до такого уровня, что сама супруга действующего президента Мишель Обама принялась за реализацию программ здорового школьного питания. В молодёжной среде всё чаще слышны отзывы об отказе от фаст-фуда не только с целью сохранения своего здоровья, но и в форме протеста против наживы корпораций быстрого питания на не желание граждан готовить домашнюю пищу. К сожалению, глядя на многих представителей американской молодёжи, да и не только американской, в голову приходит ассоциация белки в колесе, которая гонится за очередным модным гаджетом, успевая при этом на ходу откусывать кусочек гамбургера и запивать его кока-колой, чтобы восстановить свои силы для дальнейшего марафона в погоне за мнимыми ценностями, при этом оглядываться назад, чтобы проверить насколько далеко отстали твои конкуренты, которым также не терпится прибежать первыми и получить овации окружающих в свою честь. Другой интересной точкой зрения, на наш взгляд обладает исследование известного американского социолога Джона Зогби, который более десяти лет посвятил изучению и анализу поведения американцев, рожденных с 1979 по 1994 годы. По его мнению, данная молодёжь «кардинально отличается» от предшествующих поколений, потому что они, как показало исследование, совершенно иначе видят мир и ведут себя в нем, за что представители этой возрастной категории были названы «первыми глобалистами». Впервые этот термин мы встречаем в опубликованной книге Джона Зогби и Джоан Снайдер Куль «Первые глобалисты: как понять, как сформировать и как раскрыть потенциал поколения миллениалов» (First Globals: Understanding, Managing & Unleashing the Potential of Our Millennial Generation)22. Авторитетный социолог Джон Зогби в течение более десяти лет изучал взгляды 72 млн. американцев, принадлежащих к этому поколению, которые участвовали в многочисленных опросах, проведенных им за это время. Он обнаружил устойчивую и ярко выраженную тенденцию, согласно которой убеждения миллениалов, как иначе называют такую молодёжь, свидетельствуют о более широком, чем у предыдущих поколений, видении мира. Одно из самых примечательных отличий, по словам Зогби, состоит в том, что две трети людей данной возрастной группы имеют паспорта и бывали за границей, а 35 % утверждают, что они собираются — не надеются или хотели бы, — а именно собираются жить или работать в другой стране в определенный период своей жизни. Кроме того, по результатам опросов, более 60% представителей поколения миллениалов считают свободное владение иностранными языками важным или очень важным. В остальных возрастных группах только 3-5% людей разделяют это мнение. В свете характерных для последних десятилетий тенденций в экономике и на рынке труда сложилось общепринятое мнение, что молодое поколение сейчас не может рассчитывать на стабильную карьеру, которая была у их дедушек и бабушек. В течение всей взрослой жизни им скорее предстоит многократно менять работу, чем работать в одной и той же компании. И это действительно так. «Для них важно быть гибкими, находчивыми и мобильными, – сказал Зогби 10 сентября на брифинге в Вашингтоне, – поэтому их жизненные позиции, ценности и модели поведения настолько отличаются». Зогби предполагает, что такие жизненные установки возникли в связи с тем, что «первые глобалисты» выросли в мире, глобализация которого под влиянием международного маркетинга, тенденций моды и индустрии развлечений идет ускоренными темпами. «Они выросли в мире, где разные люди из других стран носили ту же одежду и разделяли их взгляды», – сказал Зогби. Повзрослев, они не приобрели предубеждения, что людей из других сообществ, культур и стран следует бояться, ненавидеть или не доверять им. Такое восприятие оказывает существенное влияние на позиции этого поколения по отношению к решениям в области международной политики, принимаемым лидерами их стран. В результате исследования Зогби пришел к выводу, что представители поколения миллениалов высоко ценят Соединенные Штаты, но не склонны ставить свою родину выше других стран. «Они ценят другие культуры выше, чем представители других возрастных групп, и эта тенденция усиливается». Согласно прогнозам социолога, в сфере международной политики сегодняшняя молодежь также будет выступать за участие США в международных альянсах и союзах, а также членство в ООН. В будущем принятие политических решений будет лежать в первую очередь на них, поэтому, исследователь считает, что эта возрастная группа существенно изменит американское общество, применяя «краудсорсинг» – метод привлечения широкой общественности – для решения проблем в масштабе целой страны. «Лично я в отношении поколения миллениалов настроен очень оптимистично», – заявил Зогби. По его прогнозам, молодежь способна привнести свежие идеи и новые навыки для решения социальных проблем, – как в национальном, так и в глобальном масштабе, – которые были неразрешимы в контексте политических установок XX века. «Этой возрастной группе хорошо привиты экологические ценности с ранних лет», – добавляет Зогби. По его словам, многие называют себя «гражданами планеты Земля» и считают себя ответственными за весь мир23. В любом обществе, в любой проблеме и в любом аспекте рассматриваемого исследования всегда можно выделить две стороны - положительную и отрицательную. Поэтому не стоит воспринимать современную американскую молодёжь как деградирующий класс общества, единственным развлечением которого является просиживание свободного от школы и не любимой работы времени в социальных сетях. Как и в любых других прослойках общества, молодёжь бывает разной – думающей, пассивной, образованной, посредственной и так далее. Сегодня, благодаря постоянному развитию мировых интернет технологий и цивилизации в целом, человечество, в том числе и американская молодёжь раздвигает для себя границы своей страны, границы изучаемого мира. Всё больше и больше молодых людей и девушек берут собственную жизнь в свои руки, задумываются о политических вопросах и общественных инициативах, изучают иностранные языки, путешествуют – одним словом выходят за рамки своей некогда существовавшей зоны комфорта. Весьма радостно осознавать, что на каждого подростка, сталкивающегося с рассмотренными нами выше проблемами, приходится гораздо больше тех, кто вносит положительный, важный вклад в жизнь общины, школы и общества в целом. Миллионы девушек и юношей в Соединенных Штатах готовятся к будущей жизни, занимаясь самыми разнообразными и увлекательными вещами. Многие подростки работают по нескольку часов в день после школы и по субботам и воскресеньям. Другие бесплатно трудятся в больницах, помогают инвалидам, составляют программы для компьютеров и т.д. Большинство молодых американцев смотрят в будущее с надеждой, и, как отмечается в исследование «Настроение американской молодежи», подростки «уделяют первоочередное внимание своему образованию и карьере. Хотя они полны больших надежд относительно будущего, они не питают ложных представлений о том, что они должны делать для осуществления своих мечтаний. Они сознают, что впереди их ждет тяжелая работа, и утверждают, что готовы принести жертвы, необходимые для достижения поставленных целей». Многие после окончания школы собираются идти работать или поступить в двухгодичный колледж. Кто-то собирается жениться или выйти замуж. По данным опроса «Настроения американской молодежи», самой важной целью в жизни, которой стремятся достигнуть школьники, является успешная карьера, за которой следует счастье, брак и семья. На вопрос, «что заставляет тебя хорошо себя чувствовать», 95 % подростков от 7 до 17 лет ответили - «ощущать себя американцем», 92 - отметили «наличие друзей», 86 - «профессию родителей», 85 % - «отношения в семье» и «одежду». Представляет интерес и отношение молодых американцев к материальным проблемам и к деньгам. Во время общенационального опроса 85 % подростков согласились с тем, что слишком много усилий затрачивается в Америке на «получение прибылей и недостаточно — на общечеловеческие ценности», 79 % согласились с утверждением, что «в наши дни люди слишком сконцентрированы на материальных аспектах жизни». Глава 2. Патриотизм и его эволюция в американском обществе |