Главная страница

Диссертация на тему Общественные ценности современной американской молоджи. Голобокова Диссертация от 6 июня 18 час.. Общественные ценности современной американской молодёжи


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеОбщественные ценности современной американской молодёжи
АнкорДиссертация на тему Общественные ценности современной американской молоджи
Дата06.06.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГолобокова Диссертация от 6 июня 18 час..doc
ТипДокументы
#572016
страница2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Глава 1. Общественные ценности современной американской молодёжи



    1. Общественные ценности как феномен американского общества



Не секрет, что именно такое понятие как «ценности» определяют вектор развития общества, народа и, как следствие, всего государства, если мы говорим о национальных масштабах. Чаще всего, проблема ценностей наиболее остро выступает на первое место в важные или переходные периоды государственного и общественного развития, ведь для нормального функционирования общества нужна воспроизводящаяся и постоянно обновляющаяся система ценностных ориентаций, которые на данном этапе задают цель - возрождение народных идеалов, в соответствии с которой должна корректироваться и образовательная система общества.

Рассматривая методологию изучения ценностей, напомним, что аксиология (от греч. axios — ценность и logos — учение) - философское учение о ценностях и их природе прошло довольно долгий исторический путь развития, прежде чем данная теория смогла сложиться в ее современном виде. В античной, впрочем, как и в средневековой философии, понятие ценностей отождествлялось с самим бытием, а ценностные характеристики были включены в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в нём. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами были: «Что есть благо?» и «Что есть справедливость?» Они же являлись и главными критериями истинного бытия, ведь не случайно Платон в своём учении об идеальном государстве положил в основу принцип справедливости.

Говоря о характере или подразделение ценностей, отметим, что уже в античной философии наблюдаются разные подходы к данному вопросу об абсолютности и относительности ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности обладают абсолютным характером, то с точки зрения софистов, все ценности носят относительный и индивидуальный характер. Такое умозаключение вытекало из весьма известного тезиса учёного, что «человек есть мера всех вещей».

Другая попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится уже в философии Аристотеля, признающего, с одной стороны, самодостаточные ценности, или так называемые «самоценности», к которым, в частности, относятся человек, справедливость, счастье, добродетель и т. д. Вместе с тем, он заявляет и об относительном характере большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся абсолютно разными по своей значимости разным людям.

Несомненно, что каждая эпоха накладывала свой отпечаток на вопросы понимания и исследования ценностей и системы их формирования. Так, например, в Средние века понятие ценностей было связано с божественной сущностью, что придавало им строгий религиозный характер, в то время как Эпоха Возрождения выдвинула на первый план понятие гуманистических ценностей. Для сравнения, в соответствии с философией Иммануила Канта, впервые употребившего понятие ценностей в специальном и узком смысле, в основе формирования ценностей лежит разделение сущего и должного, реальности и идеала. Кроме того, Кант выделяет обусловленную и абсолютную ценность, где первая связана с нашими желаниями, субъективными целями, а вторая - с объективными. Абсолютная ценность, в его понимании, носит всеобщий характер, она связана с общими, необходимыми законами («всеобщим законодательством»), которым должна подчиняться деятельность человека. Это априорные, общие законы, принципы должного поведения, противопоставленные миру сущего, повседневному и эмпирическому бытию человека. В данных законах, в выражении абсолютной ценности, Кант определяет отношение ко всему человечеству, и к его отдельным представителям как высшей ценности: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Рассмотрением нравственных ценностей как всеобщих принципов И. Кант определил направление исследований ценностей вообще, в то время как Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей, основываясь на базе их экономического (утилитарного) и духовного аспекта. В соответствии с его трудами, первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором своём смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, - духовно по своей природе».

Следующий этап (более близкий к нашему современному понятию систем ценностей) начался с момента выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований, что и позволило в дальнейшем сформировать несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них.

Аксиологический трансцендентализм или так называемые неокантианцы, представители Баденской школы, прежде всего В. Винделъбанд и Г. Риккерт сделали ценность предметом своего специального рассмотрения. Подчеркивая априорный, внеопытный характер ценностей, Г. Риккерт заявляет, что ценности - это смысл, лежащий под всяким бытием, что они не зависят от субъекта и объекта, но, в то же время, требуют признания со стороны субъектов. По словам исследователя, «ценность или признается значимой всеми членами общества, или ее признание предполагается».

Распространяя линию Канта, связанную с противопоставлением должного и сущего и на внеморальные ценности, неокантианцы противоречиво сочетают априорность ценностей и их зависимость от «признания» субъектом, ведь ценность - это не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как независимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, - идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

По мнению другого представителя немецкой философии и социологии Макса Шелера, ценности носят вполне объективный характер и образуют онтологическую основу личности. Шелер рассматривает ценностные структуры как содержательные. Они не всеобщие и не общезначимые. Ценности даны нам в особом акте созерцания, непосредственного усмотрения - «предпочтения» ценностей. В усмотрении даны связи, отношения между ценностями, которые по Шелеру, носят априорный характер. «Эти ценностные модальности находятся в априорных иерархических отношениях, которые предшествуют относящимся к ним рядам качеств, и которые потому имеют силу для зависимых от этих ценностей благ, что они имеют силу для ценностей этих благ...»3.

Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано, в конечном счете, на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности - это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Шелер считает, что нужно выделять и данные в усмотрении переживания, чувственные желания (любовь, ненависть т.д.). Ценность связывается с отношением к благу, но не к данному в опыте благу, а скорее к виду, форме блага. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности.

Таким, образом, для ряда направлений зарубежной аксиологии типичной, и даже, на наш взгляд, отличительно чертой является акцентирование независимости, подчёркивание первичности ценностей по отношению к отдельно взятым явлениям. В этом плане ценности абсолютизируются, им придается статус направляющего и организующего деятельность человека начала. И хотя в направлениях западной аксиологии представлены и натуралистические теории ценностей, именно подчеркивание их надэмпирического, абсолютного характера является доминантой философской теории системы ценностей на Западе.

Помимо философского подхода проблема ценностей исследовалась также и в узко научном плане в психологии и социологии. Так, например, в зарубежной социологии к проблеме ценностей обращались М. Вебер, К. Манхейм, Т. Парсонс и другие. Ценности в социологии исследуются как вполне фиксируемые и эмпирические характеристики общественной жизни. Согласно Т. Парсонсу, «ценности включают то, что может быть названо социальным значением». Поскольку они являются «скорее не личностными, а культурными», они - общепринятые. Ценности входят в стандарты, играющие важную роль в интеграции системы действия, они - элементы общепринятой символической системы.

Нейл Смелзер - профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся работ в области экономсоциологии, теории коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительных исследований определяет ценности, «как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться». «Общепринятость» ценностей, однако, ограничивается различием культур.

Здесь, социологами, подчеркивается общественный характер ценностей, хотя общественное здесь понимается как групповое, общее - как общепринятое, то есть, конкретно-социологически, а не философски - как нечто абсолютное или необходимо всеобщее. Однако подчеркивание общепринятости ценностей позволяет выделить их относительную самостоятельность по отношению к деятельности социальных субъектов, их принадлежности к системным, целостным социальным образованиям 4.

Рассмотрев наиболее распространённые концепции изучения и исследования общественных ценностей, мы можем сделать вывод, что в западной философии и социологии в основном преобладают идеалистические концепции ценностей. Бесспорно, что каждый из подходов имеет право на существование, так как он отражает то или иное существующее в социальной действительности отношение к ценностям и способам их формирования. Несмотря на какие-то отличительные черты каждого подхода к изучению такого понятия как «ценности», большинство из них признаёт наличие некой общности, которую, на наш взгляд можно свести к тому, что чаще всего ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность как идеал, как норма, как значимость чего-либо вообще для человека, социальной группы, государства, нации и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей идеи.

Итак, в своём общем концепте, ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Всё многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения прекрасного или безобразного, добра или зла, справедливого или несправедливого, истины или лжи, и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

Ещё раз подчеркнём, что в центре понимания ценностей находится отношение человека к миру, сторонами которого являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».. На ценностное восприятие и процесс его формирования оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования - биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Таким образом, каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели и принципы этого общества, где они играют важную роль в формировании не только социума, но и индивида - члена общества, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании общества, ценности позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют поведение и деятельность общества, поскольку ориентация человека в социуме и стремление к достижению определённых целей, напрямую соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

В разговоре о формировании системы ценностей, мы не можем отдаляться от такого понятия как самоидентификация, ведь именно она определяет отношения между личностью и обществом, к которому эта личность принадлежит. Идентификация – это результат взаимодействия личности и общества, принятие ценностей общества посредством субъективного личного опыта человека. И также как система ценностей играет одну из ключевых ролей в создание личной самоидентификации, также и идентификация человека с теми или иными ценностями способствует их развитию и укреплению в обществе в целом.

Самоидентификации личности или духовно-нравственное воспитание человека - это всегда сложный и многогранный процесс, представляющий собой совокупность целенаправленных и последовательных действий, рассматриваемый как и процесс стихийной социализации молодого поколения, так и процесс целевого образования, где становление человека подразумевается не только под развитием его умственных возможностей, но и под приобщением к той системе общечеловеческих ценностей, которые составляют основу его культуры.

В основе самоидентификации личности всегда лежат картина мира, менталитет, ценности, нормы и концепты того или иного общества. Люди, как представители социума, формируют национальную идентичность, которая влияет на образ страны, а также её внутреннюю и внешнюю политику. Самоидентификация, самосознание человека формируются в результате взаимодействия личности с окружающими, принятия человеком норм и ценностей общества, а также путём выстраивания своего поведения на основе этих норм и ценностей. В свою очередь нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей, то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным. Подчеркнём, что необходимо понимать различие понятий ценностей и норм. Ценности - это абстрактные, общие понятия, а нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Все нормы отражают социальные ценности и в тоже время о системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

Несомненно, что сами ценности представляют разную значимость не только для индивидуальных представителей того или иного государства, но также и сами нации обладают различной категоризацией значимых для них ценностей. Человек называет свои характеристики и сопоставляет их с характеристиками других людей. Таким образом, он выбирает цели и ценности, то есть формирует идентичность, а общество корректирует её. Основываясь на вышесказанном, мы можем уверенно заявить, что формирование системы ценностей общества, как впрочем, и формирование системы ценностей отдельного индивидуума не может быть рассмотрено отдельно от понятия самоидентификации и самосознания личности. То есть мы можем говорить о значимой роли системы ценностей общества при формировании идентичности человека и наоборот.

Становление и формирование системы ценностей – это своеобразный внутренний стержень культуры или объединяющее звено всех форм сознания общества. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы». Ценность отражает человеческое измерение культуры, передаёт в себе отношение к формам человеческого бытия, сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного, национального сознания5.

Говоря в целом о системе ценностей, мы неизбежно сталкиваемся с таким понятием как «общечеловеческие, универсальные ценности». Эта фраза, постоянно попадающая в наше поле зрения на страницах периодики, представляет собой идеал, образец, символ, регулятивную идею, где общечеловеческие ценности не просто выдумка или пустая мечта, но за ними кроется глубоко пережитый и богатый исторический опыт всего человечества, его устремления и потенциал.

Функционирование общечеловеческих ценностей может быть представлено как их воздействие на деятельность, поведение, общественную жизнь и развитие культуры человека и социума. Это воздействие может осуществляться и проявляться по-разному. С одной стороны, многое зависит от характера того или иного вида ценностей - будь-то религиозных или эстетических, нравственных или художественных, с другой - от особенностей субъекта - индивидуального или совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом, и наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.

Говоря о классификации ценностей, будет весьма справедливо опираться на уже существующие теории, например классификацию Паркера, где ценности подразделяются на биологические, экономические, социальные, интеллектуальные, моральные и религиозные. Многие другие исследователи зачастую просто перечисляют наиболее значимые базовые ценности, не используя определённой классификации. Стоит отметить, что привести в систему возможно только базовые ценности, то есть те, которые разделяют представители разных государств. Так, современные исследователи С. Шварц и В. Билски представили классификацию основных ценностей человека, исходя из того, что ценности выражают три универсальные потребности человеческого существования:

  • биологические потребности человека как организма

  • потребности людей в координации их взаимодействий

  • потребности выживания и благополучия сообщества, группы
Базовые ценности, измеренные по данной методике и имеющие устойчивые связи между собой в разных странах были объединены в четыре наиболее укрупнённых категории ценностей: самоутверждение, выход за пределы собственного Я, сохранение и открытость к изменениями. Концептуальное определение ценностей, выдвинутое Шварцем и Билски, включает пять формальных особенностей:


написать администратору сайта