Развитие и социализация личности. Общие основы социологии. Развитие и социализация личности
Скачать 1.75 Mb.
|
социального контроля состоит в воспроизводстве доминирующего типа общественных отношений, желательного поведения для данной социальной общности или общества. Воздействие социального контроля осуществляется через механизм власти и применение социальных санкций. Возрастает роль в этой деятельности общественных организаций. Для значительной части населения первостепенное значение имеет религия, ее учреждения и духовенство. Социальный контроль реализуется посредством механизма социализации, научающего как жить, что ценить, какие роли исполнять и что ожидать. Возникает феномен внутреннего цензора, зачастую более строгого, чем общественное мнение или страх перед наказанием. Приходят на память слова известного поэта А.Дементьева: «Жизнь нуждается в сострадании. Наши души – как топоры. Слишком многих мы словами раним, позабыв, что слова остры». Поступки отдельных личностей, групп населения определяются соответствием или несоответствием социальным ожиданиям. Термином девиантное поведение обозначают нежелательные, непривычные или не принятые, запрещенные в данном обществе типы поведения. Обращают внимание на такие проявления, как самоубийства, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и т.п. Социологи изучают так же различные формы девиантного поведения, как проявление непривычной жизнедеятельности, не имеющие антиобщественного характера. Позитивная или негативная реакция населения не всегда объективна. Она – следствие устоявшихся, консервативных представлений. Имеются в виду поступки людей, которых в народе называют «белыми воронами». Существуют различные объяснения причин отклоняющегося 65 поведения. В социологическом обосновании акцентируется роль нормативной неопределенности и дезориентации, несоответствие жизненного опыта социальным нормам. Подталкивает к девиации разрыв между одобряемыми целями и возможными способами их достижения. Причиной может служить характер политико-правовой системы, социально- экономическое состояние общества, напряженность этнонациональных и религиозных отношений. Не бесспорно утверждение о возможностях средств массовой информации стимулировать девиацию, но их влияние на определение критериев отклоняющегося поведения, рекламирование соответствующих образцов, нельзя не учитывать. Общественное мнение, будучи институтом гражданского Общества, является активным участником социального взаимодействия. Оно представляет совокупность высказываний, суждений, оценок, эмоциональных сигналов о социальных явлениях, затрагивающих интересы людей. Это временное состояние массового сознания, обусловленное наличием и развитостью коммуникационных средств. Роль и значение общественного мнения зависят от укрепления демократических основ. Общественное мнение характеризуется цельностью, направленностью, локализацией сферы общественной жизнедеятельности, способностью исполнять позитивную или негативную функцию. Каждое из направлений может иметь широкий спектр позиций и национальную окрашенность, что создает возможности шкалирования индивидуального мнения. Показатели интенсивности и стабильности общественного мнения обозначают доминирующие тенденции развития, которые учитываются при принятии социальных управленческих решений. Этот коммуникационный феномен имеет историкокультурный характер: меняется эпоха, меняется объект общественного мнения, меняются способы его формирования и выражения. Заметим, что господствующие представления, отражая позицию большинства, необязательно истинное мнение, однако за большинством 66 «правота силы». Источниками формирования общественного мнения, служат, прежде всего, межличностное общение, сообщения средств массовой информации и заявления властей. Своеобразным средством манипулирования общественным мнением является индустрия опроса населения, выявление его отношения к тем или иным явлениям. На формирование общественного мнения оказывают влияние такие факторы, как классовая и этническая принадлежность, профессия и возраст, отношение к религии и принадлежность к политическим партиям, место проживания. Условия для формирования общественною мнения возникают лишь тогда, когда по объективным причинам или в силу субъективных факторов появляется заинтересованность населения. В свою очередь, сформированное общественное мнение канализирует социальную активность людей, трансформирует социокультурную ситуацию, вовлекая в этот процесс общественные институты. Например, каналами выражения общественного мнения выступают участие народных масс в обсуждении и решении вопросов, выдвигаемых государственными и иными организациями, повышение роли профсоюзов, партий и движений, органов самодеятельности населения, митинги, манифестации и т.п. Весьма дискуссионным является вопрос о политических, социально-экономических, духовно-идеологических гарантиях действенности общественного мнения. Сложно определить статус общественного мнения различных общностей, мирового общественного мнения. В частности, выяснить возможности влияния общественного мнения студенчества на процессы трансформации высшей школы, на политику министерства, политику администрации конкретного вуза. 67 4. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Ключевые термины: действие социальное, агенты действия, ситуация, направленность норм, взаимодействие, условия взаимодействия, социальные изменения и процессы, модернизация, глобализация. Из предшествующего материала мы знаем, что общество представляет систему социальных связей. Ее образуют взаимодействующие индивиды, группы, общности, различные социальные агрегаты, находящиеся в статическом и динамическом состоянии. Основой взаимодействия служит действие. Действие есть проявление социальной активности, главный объект внимания социологов. Теории действия имеют две основные формы: «позитивистская» и «герменевтическая». Последняя связана с доктриной символического интеракционизма (Дж.Мид), являющаяся способом интерпретации текстов, человеческих действий, имеющих неявный, тайный смысл. Согласно теории «социального действия» (М. Вебер), «действие» в отличие от «поведения», всегда мотивировано и направлено на других непосредственно. Оно, как и поведение, обусловлено этикой доверия, в особенности, когда недостаточно информации об участниках действия (Д.Гамбетта). Состав «действия» по Т. Парсонсу: а) агент (актер) – люди, группы; б) определенная цель и будущее положение дел, на достижение которых действие направлено; в) ситуация – условия и средства действия; г) совокупность норм, направляющих действие и определяющих выбор средств. Таким образом, элементы социального действия представляют основную единицу социального анализа – «единичный акт», включающий биологический организм, культурные системы, индивидуальные 68 характеристики личности и соответствующую ей социальную систему. Следовательно – это субъект/объект, мотив, потребности, ценностные ориентации. В упрощенном виде одна из идей Т.Парсонса представлена в следующей ниже схеме: Общая система человеческого действия Подсистемы Выполняемые функции СОЦИАЛЬНАЯ Социальное взаимодействие и интеграция ЛИЧНОСТИ Целедостижение КУЛЬТУРЫ Сохранение и воспроизводство образца В теории американского ученого учитываются типовые переменные в связях социальной системы с действием: партикуляризм / универсализм, поступки / качества, аффективность / нейтральность, конкретность / распыленность. Условия взаимодействия (по П.Сорокину) предполагают: 1. Наличие у социальных абонентов средств, которые позволят узнать чувства, действия, интонации, жесты участников «взаимодействия». 2. Принадлежность участников к одинаковой системе понимания и выражения чувств и мыслей. Люди взаимодействуют словесно (слово и убивает и лечит), физически (через предметы и условия жизнедеятельности, физические прикосновения), на невербальном уровне (жесты, мимика, позы и т.п.). Различные «действия» и «взаимодействия» ведут к социальным изменениям общества в целом или его главных сфер. Существенные, необратимые преобразования обозначают развитие общества, которое может носить эволюционный, революционный или смешанный характер. Переход общества в новое состояние, совокупность социальных изменений при наличии вектора, направленность общественного развития, принято называть социальным процессом. Отметим, что социальный процесс может состоять 69 из ряда фаз (интеграция/дезинтеграция, напряженность/сплочение и т.п.); отличаться формой и характером содержания; решать задачи коммуникационные, управленческие, социально-политические и культурные. В ином ключе рассматривает социальные изменения П. Штомпка. Представляем главные тезисы автора: общество – процесс, постоянно подвергающийся изменениям; изменения имеют внутренне происхождение, принимающие форму самотрансформации; двигателем процесса служат индивиды и социальные коллективы; направление, цели и скорость изменений – предмет соревнования, конфликтов и борьбы между многими деятелями; действия находятся в структуре, выступающей в качестве производства и продукта; взаимообмен происходит при смене фаз творчества. Учеными предложены несколько вариантов развития социальных процессов в обществе: А) Изменения происходят по линейно-восходящей траектории, через ряд этапов. Имеются разновидности: эволюционная концепция (О. Конт, Г. Спенсер, социал-дарвинизм); глобальные изменения в мире, универсальность. Более широкое распространение в литературе получили определения доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество. Б) Революционная концепция развития (марксисты). Указывают на формационный, скачкообразный характер развития (пять формаций). Снятие противоречия осуществляется посредством социально-политических революций. Цель и содержание развития – движение к обществу социальной справедливости и равноправия. В) Концепции, определяющие социальную динамику изменений как 70 циклические, повторяющиеся: характер развития определяется в терминах: «маятниковые», «волновые», «спиралевидные», «круговые». акцентирование уникальности страны и процесса, указание на конечность развития. Разные общества – это своеобразные культурно- исторические типы с особыми циклами развития. Г) концепции непредсказуемости, случайности изменений, открытые возможности для внешних и внутренних влияний стохастического характера. Обратим внимания на различные варианты концепции «модернизации». В одних работах она выступает синонимом вестернизации или американизации (идеал – США, Западная Европа). У американских социологов середины ХХ века теория модернизации была господствующей парадигмой в объяснении глобального процесса: переход традиционных обществ в состояние модерна. Выделялись особенности политической, культурной, экономической и социальной модернизации. Ряд авторов связывают модернизацию с достижением высоких стандартов в моральных, технологических и социальных установках вне зависимости от страны, времени, эпохи (Древняя Греция и Рим – Европа эпохи Возрождения – США – «Азиатские тигры»). Известный ученый и автор популярного учебника «Социология», Н. Смелзер перечисляет ряд признаков: В экономике – новые технологии, товарное сельское хозяйство, урбанизация. В политике – избирательная демократия. В образовании – ликвидация неграмотности, высокий уровень знаний и квалификации. В религии – свобода от диктата церкви и т.д. На основании анализа концепций модернизации в работах зарубежных 71 и российских авторов, обозначились направленность и содержание общественного развития, специфические особенности отдельных сторон. Воспользуемся разработкой российских ученых, чьи материалы представлено в ниже следующей таблице. Соотношение характерных особенностей эпохи модерна и постмодерна МОДЕРН ПОСТМОДЕРН Национальные экономики Формирование глобального рынка товаров и услуг Производство – основа развития общества Потребление – основа развития общества Массовое производство одинаковых вещей Переход к гибким производствам и микрорынками Рабочая сила – вторичный элемент производства Человеческий капитал и его динамика Однолинейность развития мира Многовариантность развития мира Иерархия культур с выделением эталонных Признание равноценности культур Идея единой культуры общества, культурная универсализация и ассимиляция Идея культурного плюрализма и фрагментированности культур, признание субкультур Вера в будущее, в прогресс Скепсис в отношении будущего и отрицание прогресса Вера в познаваемость мира и всесилие науки Сомнение в возможностях науки улучшить мир, сужение ее функций Позитивизм как общенаучная парадигма, расчеты и математическое моделирование как ведущие методы анализа Истолкование как доминирующий подход, нелинейность, вероятностный характер мира, качественные методы исследований Классы, вертикальная стратификация как основа социальной структуры общества, самоидентификация через производственный статус Стили жизни и горизонтальная стратификация – основа социальной структуры, самоидентификация через внепроизводственные характеристики Доверие государству, потребление как удовлетворение природных потребностей «Разгосударствление» общества, потребление как форма самореализации По мнению Ж. Аттали, известного ученого и политика, нашу эпоху 72 отличает глубокое противоречие между рынком и демократией: рынок требует глобального охвата, а демократия остается на национальном или локальном уровне. Это вызывает противоречивое отношение к процессам глобализации, опасением утраты национальных ценностей, самобытности, но необходимостью приобщения к высоким технологиям и материальным стандартам. Российское общество не может избежать процессов глобализации – проблема заключается в определении оптимально желательного варианта развития в тактическом и стратегическом плане. Старт обсуждению этих вопросов задан статьей Президента РФ Д.А.Медведева «Россия, вперед!», где намечены векторы модернизации в нашей стране. Он предлагает создать социальную коалицию граждан, обеспечить признание необходимости и привлечь население в целом к участию в ускоренной модернизации. Это главное средство победить кризис и экономическую отсталость государства. Президентом предлагается принципиально новая концепция развития для нашей страны. В тоже время он не исключает возможности дискуссий по конкретным вопросам. 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 5.1. Феноменология, механизмы и направления социализации Одними из важнейших социально-психологических вопросов является, вопрос о том, как человек развивается и как он входит в социальную жизнь? В социальной психологии данная проблематика обычно ассоциируется с категорией «социализация». В наиболее общем смысле под социализацией понимается «процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, усваивает язык, социальные умения и социальную чувствительность, позволяющие ему интегрироваться в общество и адаптивно вести себя в нем». Н.И. Шевандрин (1995) определяет социализацию как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе 73 социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «развитие личности», «воспитание» и «обучение», Будучи взаимосвязанными «развитие психики» и «социализация» не являются тождественными понятиями. «Развитие психики» является более широким понятием, включающим в себя и спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, которые отличаются от психических процессов животных. Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (наглядно действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.), которые присущи и человеку и животным, и «высшие психические функции» - речь, словесно логическое мышление, произвольное внимание и т.д. Для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития(т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, которое знакомит ребенка с системой знаков. Знак – это заместитель, имеющий значение того предмета, который он замещает. Этот уровень развития психики (ВПФ) и есть результат социализации. Формирование личности не исчерпывается понятием «социализации», не сводимо только к нему. Развитие личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализация и саморазвитие личности. Таким образом, в социализации личность выступает как объект социального воздействия. В процессе развития – личность выступает не только как объект, но и субъект социальных отношений, способный 74 оказывать воздействие на другого человека и на себя, т.е. не сбрасывается со счетов активность самой личности. Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами. Факторами социализации являются - целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения. Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Социализация может осуществляться и стихийно. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. *Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом. В процессе социализации человека осуществляется его вооружение инструментами адаптации к социальному миру. Человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентиры социальной среды, в которой он функционирует. Без этих ориентиров социальное взаимодействие человека становится невозможным, более того под угрозой становится и его выживание как биологического существа. Охарактеризовать процесс социализации в его общем виде – значит ответить на три вопроса: какой именно опыт, как и кем он транслируется. В зарубежных исследованиях к феноменологии социализации относят социальное поведение в целом, а так же про- и асоциальное поведение и моральное развитие, в частности. По крайней мере большинство современных исследований посвящено именно этим проблемным вопросам. Более того, сталкиваясь с проявлениями асоциальности в поведении, общество формирует своеобразный социальный заказ социальным 75 психологам на изучение проблематики социализации. Рассматривая феноменологию процесса социализации Н.И. Шевандрин выделяет в качестве ведущих феноменов усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентиров и т.п. Г.М.Андреева также определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах – предметной деятельности, общении и самосознании. Основная форма трансляции опыта – знаковые системы (вербальные и невребальные). Важнейшие трансляторы норм и ценностей – большие и малые группы. В качестве социально-психологических механизмов социализации можно перечислить (Н.И. Шевандрин): 1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта значимых других людей. 2. Внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими. 3. Убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д. 4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения. 5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим. Перечисленные механизмы представлены в последовательности, 76 которая отражает их действенность, привязанную к возрастным особенностям. Первоначально у ребенка еще нет необходимого багажа критического отношения к поставляемой информации и преимущество имеют механизмы подражания и внушения. Именно при их посредстве формируется необходимый фундамент для последующего критического отношения к транслируемому опыту, обусловливающего выход на первый план механизма убеждения. Это же касается и механизмов эмпатии и идентификации. Идентифицируя себя со значимым другим, эмпатируясь с ним, ребенок получает возможность как аккумуляции опыта, так и формирования отношения к нему. В психоаналитической традиции (Н.Смелзер) в качестве механизмов социализации называются: 1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения; 2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных; 3. Стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей (возникает у человека из-за ощущения, что его разоблачили); 4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей (Смелзер, 1994). 5. Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Основные направления социализации, по мнению Шевандрина, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Таким образом, в процессе 77 социализации люди обучаются тому, как себя вести, как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий социальный и физический мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношений и многое, многое другое. От того, каков будет процесс социализации, во многом определяется и последующая гармония или дисгармония социального бытия человека. Представленный обзор проблематики социализации конечно же не охватывает всех ее аспектов и проявлений. Процесс социализации в силу его всеобъемлемости находиться под влиянием огромного числа факторов - от глобальных, связанных с политическим строем общества, до частных, связанных с душевным комфортом. Причем, при определенных обстоятельствах роль этих казалось бы частных факторов может оказаться очень значимой. В качестве ведущих факторов социализации можно выделить взаимоотношения в семье, роль которых многими исследователями разных психологических традиций рассматривается едва ли не как решающая, взаимоотношений с непосредственным окружением ( сверстники, родственники, знакомые и т.д.), массовую коммуникацию (печатные издания, аудио и видео и т.п.). |