Главная страница

Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеОчерки истории русской хоровой
АнкорИльин _Очерки.docx
Дата28.05.2018
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин _Очерки.docx
ТипДокументы
#19752
страница17 из 37
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   37

концерте88.

Возвратившись в 1862 году в Россию, Голицын продолжает

концертировать не только в столичных городах, но и в провинции,

способствуя активизации ее музыкальной жизни. Разъезжая по

городам с концертами, Голицын в каждом из них собирал хоры

(иногда до 150 человек). В них принимали участие различные

церковные и полковые певчие, хористы местных театров и

любители. Он умело и в короткий срок соединял разнородных певцов в

одно целое и выступал со сложной в техническом отношении

программой, поражая слушателей слаженностью звучания89.

В программы вокально-симфонических концертов Голицын

включал произведения Гайдна, Бетховена, Вагнера, Шуберта,

И. Штрауса, Герольда. Но по-прежнему центральное место в них

занимали русские композиторы. Характерными в этом отношении

4* 99

были две программы его шести концертов на Нижегородской

ярмарке в 1865 году. Одна программа смешанная — из произведений

европейской и русской музыки, вторая же целиком была посвящена

русской музыке, причем значительное место в ней занимала

народная песня. Из русских композиторов чаще всех звучал в концертах

Глинка, а в 1867 году, впервые в России, им были исполнены три

хора из итальянской оперы Бортнянского «Алкид»90.

С особой доброжелательностью относился Голицын к

сочинениям молодых авторов, предлагая их исполнение в концертах.

В «Письме к издателям» он обращался: «...пока будут

существовать голицынские концерты, я буду в каждой программе оставлять

место для моих дорогих соотечественников-композиторов»91.

Многие сочинения представляли собой обработки русских народных

песен, сделанные Кашиным, Ломакиным. Воротниковым и

другими. Впервые, со времен Отечественной войны 1812 года, народная

песня вновь зазвучала с концертной эстрады не только

провинциальных городов, но, по выражению газеты «Сын отечества», и под

«аристократическими небесами Павловска».

В последние годы жизни Ю. Н. Голицын (он умер 2A4)

сентября 1872 года в Петербурге) местом проведения «Русских

концертов» стал знаменитый Павловский вокзал. И, как

свидетельствует пресса тех лет, популярность их у петербуржцев была велика.

Газета «Голос», например, в разделе «Городские новости»

оповещала: «Вчерашние послеобеденные поезда царскосельской

железной дороги еле могли вместить всю публику, стремившуюся в

Павловск на концерт»92.

Вторая половина века явилась новым этапом в развитии

хорового искусства. Оно отразило огромные достижения русской

музыки и русской культуры, вызванные важными историческими

сдвигами в общественной жизни России. Отмена крепостного права

положила начало буржуазной России. Несмотря на половинчатый

характер, крестьянская реформа 1861 года пробудила весь народ.

На арену борьбы в защиту его интересов, на смену

революционерам из дворян пришла новая когорта революционеров из среды

разночинцев. Самое активное участие в этой борьбе приняли

передовые русские художники, литераторы, музыканты, для которых

программа народности искусства была неотделима от выражения

чувств, мыслей, настроений и чаяний народа, от задач правдивого,

реалистического изображения народной жизни.

В прямой связи с общественным подъемом 60-х годов возникла

«Новая русская школа», или «Могучая кучка» — наиболее

передовая и прогрессивная группа музыкантов, основанная на общности

идейных устремлений. Преемственность как единая линия русской

музыкальной классики связывает кучкистов и Чайковского с

Глинкой и Даргомыжским. «Кучкисты» требовали от музыки

содержательности, правдивости выражения человеческих чувств и мыслей.

Стремление к утверждению народно-национального характера

искусства стало одной из основных черт эстетики и творческой

практики композиторов. Национальное своеобразие их музыки прояв-

100

лялось во всем складе и стиле, в опоре на музыкальный фольклор,

в широчайшем обращении к народной песне.

Пристальное внимание музыкантов к иародно-песенному

творчеству положило начало систематической работе по его собиранию

и изучению. Принципы, положенные в основу гармонизации и

обработки песен в первом сборнике Балакирева «40 русских

народных песен» A866), оказали влияние на трактовку народной песни

в творческой практике.

Решающим было воздействие фольклора и на Н. А. Римского-

Корсакова, ставшего в 70-е годы на путь изучения народной песни,

чтобы в дальнейшем творчестве уже сознательно опираться на нее.

Из двух сборников Римского-Корсакова (напевы, записанные от

Т. Филиппова, и «Сто песен» соч. 24) особенно характерен второй.

В нем композитор создал свободные обработки при выдержанности

народного стиля (ладовых, гармонических, метроритмических,

фактурных особенностей) и глубине проникновения в образную и

эмоциональную сущность песни, в ее жанровую специфику.

Работа Балакирева и Римского-Корсакова оказалась исключительно

плодотворной в общем процессе собирания и изучения фольклора,

успешно развернувшемся в эти годы. Углубление познаний в

области народной песни усиливало национальную характерность

русской музыки. Величайшим ее достижением стала опера —

наиболее любимый жанр кучкистов, создавших непревзойденные

образцы этого искусства. «Опера, — писал Ц. Кюи, — самый полный,

разнообразный и сложный вид вокальной музыки, вернее, соединение

всех ее видов — от пения соло до громадных хоровых масс, от

пения без аккомпанемента, до самого сложного оркестрового

сопровождения»93. Круг проблем, нашедших отражение в оперной

эстетике кучкистов, очень широк. Среди них центральное место

занимает разработка реалистических и народных основ русской

оперы.

В то же время разворачивается оперная деятельность П.

Чайковского, ставшая одной из вершин русского музыкального

искусства.

Значительным вкладом в развитие оперного творчества в

России явились также произведения А. Серова и А. Рубинштейна.

Оперная форма давала композиторам большие возможности

общения с широкой аудиторией. Ее идейно-художественное богатство,

многогранность связей о действительностью нашли выражение в

жанровых разновидностях. Наряду с операми бытовыми, лирико-

психологическими, сказочно-легендарными рсобое место заняли

исторические, народные музыкальные драмы.

Расцвет исторической драматургии в опере повлек за собой

увеличение роли массово-хоровых сцен в самых

различных формах: от простых песенных до сложных симфонических.

Русские оперы на исторические и эпические сюжеты, в которых

центральное место заняли большие хоровые сцены, приняли на

себя некоторые функции оратории. Проявление ораториального

начала — одна из особенностей русской классической оперы, постоян-

101

но обращавшейся к большим эпическим темам, к воплощению

образа народа94.

Подобно разнообразию форм хоровых сцен и различным путям

использования хора в опере (как «действующего лица» или как

«фона») чрезвычайно обогатились приемы и средства хорового

письма. «Наша новая школа, — писал Ц. Кюи, — не чуждается ни

ансамблей, ни хоров, лишь бы ансамбли были разумно

мотивированы и не замедляли хода драмы, лишь бы хоры изображали не

хористов, а народ с его жизнью и страстями»95.

Великолепным достижением русской классической оперы стала

дифференциация хоровой массы в драматических сценах сквозного

развития, с частыми переменами размера и разнообразным ритмом,

с резкими модуляциями. Здесь выработалась свободная форма

хорового речитатива, исполняемого различными партиями или

группами голосов. Преобладание голоса, которому поручалась

основная музыкальная мысль, над оркестром, тесная связь музыки с

текстом, — вот те основания, на которых развился русский оперно-

хоровой стиль. Разнообразная по содержанию и манере письма опер-

ио-хоровая музыка способствовала росту профессионализма

исполнительских сил. Наряду со сложными вокально-исполнительскими

задачами, решение которых требовало от певцов значительного

мастерства, русская опера ставила проблему правдивого сценического

воплощения образа народа во всем многообразии проявления его

характеров. Один из наиболее самобытных композиторов-кучкистов,

М. П. Мусоргский, как художник-реалист, тяготевший к социально

заостренной теме, последовательно и сознательно раскрывал в

своем творчестве идею народности. Особенно ярко проявился его

дар великого драматурга, рисующего человеческие массы в

непревзойденных картинах народного горя и гнева, в операх «Борис

Годунов» A869, 2-я редакция—1872) и «Хованщина», где народ

предстает как живое действующее лицо, как активный участник

событий. Говоря о драматургическом новаторстве композитора,

В. В. Стасов писал: «Изображение народа является тут в таких

формах правды и реальности, каких никто еще до него не

пробовал... все эти типы небывалые еще в операх и в России, и по

всей Европе»96.

Для более яркого, рельефного показа действенной роли народа,

в соответствии с идейной концепцией, автор применяет

многообразные приемы хорового письма. Характеризуя в «Борисе» народ как

обобщенный образ преимущественно песенными темами,

использованными в качестве активно-интонационного элемента,

Мусоргский тесно связывает их со сценической ситуацией. Для передачи

угнетенного состояния народа он обращается к протяжным,

медленным песням, плачам, выражающим скорбь и страдание, а для

характеристики народа активного, восставшего — к плясовым,

энергичным.

Хор «На кого ты нас покидаешь» (Пролог) основан на

интонациях протяжной песни с характерным для нее одноголосным

(альты) запевом и подхватом хора, а также со свободным метри-

102

ческим развитием. Следующий раздел — живая жанровая сценка,

в которой участвуют отдельные группы хора и персонажи,

представляет собой диалоги в виде ритмически и интонационно

гибких речитативных реплик. В этом эпизоде проявляется еще один

из характерных приемов хорового письма Мусоргского —

использование тембровых контрастов. Каждая из групп народа и

каждый персонаж наделен композитором индивидуальной тембровой

окраской (хор — басы, 1-й крестьянин — бас, 2-й крестьянин —

тенор, 1-я баба — сопрано, 2-я баба — альт, женский хор, смешанный

хор), которая создает «разноголосицу» народной массы.

Характерным в колористическом отношении эпизодом является

хор «Калик перехожих», законченность, закругленность формы

которого достигается приемом «прихода» и «ухода». Следуя

сложившейся традиции церковного пения, Мусоргский применяет состав

смешанного хора, в котором дисканты и альты — мальчики

(«поводыри»). Он сопоставляет нежное с серебристым оттенком

звучание их голосов с сумрачными квинтами и октавами в нижних

регистрах мужского хора («старцы»), а также создает своеобразный

тембр сочетанием альтов с тенорами97.

Вершина оперы — сцена восставших крестьян под Кромами —

состоит изфяда разделов, служащих опорными точками в развитии

действия. Среди них важное значение музыкально-драматической

кульминации имеет хор «величания» «Не сокол летит по

поднебесью». Хоровая песня делится на запев и припев, противостоящие

друг другу. Контраст между ними подчеркивает иронический

характер величания. В развитии песни Мусоргский применил

вариационный прием как одно из естественных средств художественного

воплощения характера и обычаев народа.

Небольшой эпизод мальчишек с Юродивым, идущий вслед за

первым хором, усиливает правдивость и жизненность сценической

ситуации98. Светлое, прозрачное звучание детского двухголосного

хора на короткое время снимает звуковое напряжение,

подготавливая тем самым его новую волну.

Главной кульминацией сцены и одновременно кульминацией

музыкального образа народа в опере является хор «Расходилась,

разгулялась», активизируемый введением в его среднюю часть

новой темы «Ой ты, сила, силушка» (женская группа хора). Автор

переосмысливает плясовой напев, придав ему черты глубокой

социальной значимости.

Финальная картина «Бориса» во многом 'перекликается со

сценой в «Стрелецкой слободе» из последней оперы Мусоргского

«Хованщина». Однако если в «Борисе» важную

музыкально-драматическую роль играет хоровой речитатив, то в «Хованщине»

преобладает песенность. В процессе дальнейшей эволюции в

творчестве Мусоргского обнаруживается тенденция в сторону

напряженной драматургически содержательной мелодии.

Образ стрельцов, претерпевший наиболее значительные

изменения, в начале оперы охарактеризован интонациями молодецких,

плясовых пе,сен с энергичными ритмами. Резким контрастом к ним

103

звучат молитвенные хоры в сцене «Шествия стрельцов на казнь» и

хоры стрелецких жен, в которых основой служат народные плачи

и причитания. В архаичных хорах раскольников слышатся суровые

интонации знаменного роспева, а в хорах «пришлого люда» и

крепостных девушек — лирические, протяжные и величальные

крестьянские песни. При этом «удивительно убедительной стороной

всей музыки Мусоргского является его мотивировка характеров

правдой интонации»99. Народность хора Мусоргского заключена

не только в интонационном родстве с народным песнетворчеством,

но и в принципах развития музыкальной мысли.

Новаторство Мусоргского проявилось в разнообразной

трактовке хорового ансамбля: в разделении хора и противопоставлении

хоровых групп, а иногда отдельных голосов, в индивидуализации

хоровой массы, в искусстве лепки образов, слагающих массу.

Именно сменой хорового 1иШ речитативными фразами,

возгласами, выкриками из толпы, хоровые сцены в «Борисе» создают

впечатление огромный жизненности, правдивости. Мусоргский

лишает хоры смысла условного оперного языка. Он превращает

хоровых певцов в реальных людей, передающих через пение свое

состояние.

Динамизма, жанровой заостренности и многоплановости

звучания массовых сцен композитор достигает с помощью

речитативов. В свободных речитативных сценах, насыщенных диалогами

между различными партиями хора или отдельными персонажами

из народа, создаются индивидуальные характеристики. Разработка

интонационно гибкого хорового речитатива и выявление его

качественно новой роли в оперной драматургии является одной

из характерных особенностей оперно-хорового стиля М. П.

Мусоргского.

Идею соединения музыкальной драматургии хоров с развитием

сценического действия продолжил А. П. Бородин в опере «Князь

Игорь», по характеру музыкальных образов и складу

музыкального мышления развивающей вид эпической драматургии,

намеченной «Русланом»100. «Опера „Князь Игорь" во многом прямая

родная сестра великой оперы Глинки, — писал В. В. Стасов. — В ней

та же мощь эпической поэзии, та же грандиозность народных

сцен и картин...» 101.

Вслед за Глинкой композитор создает мелодии, близкие к

народным, на основе глубокого осмысления попевок русских песен

различных жанров. Важной стороной содержания оперы является

контраст, вытекающий из столкновения образов русского и

половецкого. В ярко выразительных и национально своеобразных хорах

второго и третьего действий Бородин продолжил традицию

ориентализма в русской музыке, сопоставив песенно-русское начало с

восточным.

Опера «Князь Игорь» с полным основанием может быть

названа хоровой, как сообщал Бородин в одном из писем:

«...большинство людей, балующих меня своим вниманием, отдает предпочтение

элементам хоровым и вообще массовым» 102.

1ПД

В хоровых сценах воплотилась одна из черт творческого

дарования композитора — тяготение к «пению, кантилене, а не к

речитативу», к «формам более законченным, более круглым, более

широким». В изложении музыкального материала он предпочитал

штрихи крупные, голосоведение удобное, «практичное», при этом,

по словам композитора, «голоса должны быть на первом плане,

оркестр — на втором»103.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   37


написать администратору сайта