Главная страница
Навигация по странице:

  • Истоки американской демократии

  • Дядя Сэм и Янки

  • 7. РЕВОЛЮЦИЯ 1789-1799 гг. ВО ФРАНЦИИ Франция накануне революции

  • Найборт - Новая история C. Очерки новой истории и историографии


    Скачать 2.01 Mb.
    НазваниеОчерки новой истории и историографии
    АнкорНайборт - Новая история C.doc
    Дата22.12.2017
    Размер2.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНайборт - Новая история C.doc
    ТипДокументы
    #12519
    страница10 из 38
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   38

    Конституция 1787 г.
    В мае 1787 г. в Филадельфии собрался Конвент из 54 представителей отдельных штатов под председательством Дж. Вашингтона для создания новой конституции. Конвент разработал и 13 сентября 1787 г. утвердил конституцию, по которой вместо слабого конфедеративного союза почти самостоятельных штатов создавалось единое федеративное государство с сильной центральной властью – республика Соединенные штаты Америки.

    При составлении и обсуждении конституции в Конвенте выдвигались различные проекты, в том числе высказывались предложения о создании монархии. Однако большинство высказалось за республиканский строй. Это можно объяснить тем, что основную массу населения США в то время составляли фермеры, ремесленники, наемные рабочие, предприниматели, торговцы. Их интересы наилучшим образом могли быть защищены при республиканском демократическом устройстве страны. В Северной Америке не сложился сколько-нибудь значительный слой аристократии, подобно феодальному дворянству европейских стран. Крупные землевладельцы в США, в том числе и плантаторы, были тесно связаны с рынком, капиталистическими формами хозяйствования и поэтому не могли стать опорой монархии, подобной европейским, отражавшим преимущественно интересы феодального дворянства.

    В основу формирования высших органов управления нового государства был положен принцип разделения властей, выдвинутый французским просветителем Монтескье. Законодательная власть вручалась выборному Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Закон вступал в силу только после принятия его обеими палатами. В сенат каждый штат посылал по два депутата, выделявшихся из местного законодательного собрания. Срок полномочий сенаторов был 6 лет. Через каждые 2 года состав сенаторов обновлялся на одну треть. Депутаты в палату представителей выбирались на 2 года пропорционально численности населения каждого штата. Избирательными правами по конституции пользовались все мужчины, достигшие 21 года. Избирательные права не предоставлялись индейцам и неграм, рабство которых конституция не отменяла.

    Исполнительную власть в США по конституции возглавляет президент. Выборы президента проводятся двухстепенно, т. е. сначала население избирает выборщиков, а они уже голосуют за кандидатов в президенты. Президентом может быть избран только тот, кто родился в Штатах. Президент является одновременно главой государства и главой правительства, управляет страной через посредство назначаемых им статс-секретарей, которые осуществляют функции министров, ответственных только перед президентом. Он является главнокомандующим всеми вооруженными силами страны, наделен правом «задерживающего вето» на решения и законы, принятые Конгрессом. Конституция наделяла президента обширными полномочиями и сильной властью, вполне сравнимой с монархическим правлением в европейских государствах того времени. Но президент США в отличие от европейских монархов избирается на срок в 4 года. Избранный в 1789 г. первым президентом Дж. Вашингтон, после второго срока пребывания на этом посту, отказался баллотироваться на третий срок. Он сказал: «Не для того мы свергали английского короля, чтобы создавать своего собственного». Это явилось прецедентом, ставшим устойчивой традицией в политической системе США. В 1952 г. была принята поправка к конституции, закреплявшая законодательно положение о возможности баллотироваться одному и тому же лицу, только на два срока.

    Конституции 1787 г. создавала судебную систему, независимую от законодательной и исполнительной власти. Высшим судебным органом в США является Верховный, или иначе, Федеральный суд. В его прерогативы входит регулирование взаимоотношений между отдельными штатами и отдельными гражданами, а также определение соответствия конституции тех или иных постановлений должностных лиц, законов, принятых Конгрессом. Верховный суд может признать любой закон или решение правительства «противоречащим конституции» и отменить его. Он же является и высшей инстанцией, куда можно подавать апелляцию на приговоры местных судов. Верховный суд состоит из председателя и 9 членов, назначаемых пожизненно президентом с согласия сената. Несменяемость членов Верховного суда обеспечивает его независимость от законодательной и исполнительной властей.

    За отдельными штатами признавались широкие права автономии. Они сохраняли свои законодательные собрания и местное самоуправление. Но принимаемые ими законы и постановления не должны были противоречить федеральным законам. Конституция 1787 г. предусматривала возможность расширения государства за счет вхождения в него новых территорий на правах штатов, но в ней не было записано право отдельных штатов на свободный выход из состава США.

    Конституция вступала в силу после признания её девятью штатами из 13. Во время обсуждения в законодательных органах штатов было высказано много предложений о дополнениях и изменениях ее отдельных положений. Одним из наиболее активных сторонников демократизации конституции стал Джефферсон. В 1787 г. он находился в Париже, где сменил Франклина в качестве посла США во Франции и не принимал участия в разработке конституции. После своего возвращения на родину Джефферсон возглавил силы, боровшиеся за демократизацию политического строя США. На первой же сессии Конгресса, избранного в 1791 г., в конституцию были внесены первые 10 поправок. Они обеспечивали основные права и свободы граждан США, среди них такие, как свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний, суд присяжных, право иметь на суде защитника, неприкосновенность личности и жилища. Одна из поправок закрепляла право народа хранить и носить оружие, которое в специфических условиях жизни переселенцев на новых территориях было необходимо для вытеснения индейцев и защиты от их нападений. Рабовладельцам оружие было необходимо, чтобы держать в повиновении рабов.

    В 1791 г. было начато строительство новой столицы США. Представители Северных штатов хотели сделать столицей Нью-Йорк или Филадельфию. Лидеры южан, опасаясь засилья торгово-финансовой буржуазии у власти в таком случае, предлагали перенести столицу в один из городов Виргинии или Мэриленда. Они надеялись, что столица будет способствовать перемещению на юг центра политической и экономической жизни страны. В результате достигнутого компромисса была построена новая столица на границе Виргинии и Мэриленда (округ Колумбия), на реке Потомак вблизи поместья Вашингтона, и названа его именем. С 1800 г. город Вашингтон стал столицей Соединенных штатов.

    Конституция 1787 г. и поправки к ней установили в США более демократический строй, чем в европейских государствах того времени. Принятые штатами конституции вводили выборность всех органов власти снизу доверху. Законодательные собрания штатов избирали губернатора, назначали ему жалование, могли отстранить его от должности, привлечь к суду, они же формировали весь аппарат исполнительной власти. Конституция США сохраняется в силе уже более 200 лет. Это свидетельствует о том, что члены Конституционного Конвента 1787 г. «отцы-основатели», как их называют в Америке, являлись такой элитой американского общества, которая оказалась способной успешно справиться с возникшими проблемами. Их выдвижение в лидеры произошло не вследствие знатности происхождения, традиции и т. п., а благодаря личным достоинствам. В американском обществе даже колониального периода имелись благоприятные социально-экономические, политические и иные условия для проявления и развития способностей отдельных личностей.
    Истоки американской демократии
    Американская демократия сформировалась, прежде всего, в результате специфических условий жизни и мировоззрения английских колонистов в Северной Америке. Одним из первых, кто обратил на это внимание, был французский историк А. Токвиль (1805-59), опубликовавший во Франции после многомесячного пребывания в США в начале 30-х гг. ХIХ века свой обширный труд «Демократия в Америке». К истокам американской демократии он относил пуританскую идеологию переселенцев, систему английского местного самоуправления, успешно внедренную ими на новом месте, образ жизни колонистов у передовой черты поселений, идеологию Просвещения. Токвиль увидел влияние на мировоззрение переселенцев упорного стремления к свободе индейцев, сохранение у них равенства, хотя бы и примитивного. Акцентируя внимание на истоках американской политической системы, Токвиль осуждал тех европейских государственных деятелей, которые стремились бездумно копировать американские демократические учреждения в своих странах, как он говорил «приделывать голову свободы к телу раба».

    Выдающийся американский историк, основатель «ранней школы» в американской историографии, Джордж Бэнкрофт (1800-91) в своем многотомном труде «История Соединенных Штатов» выдвинул тезис «американской исключительности». Бэнкрофт полагал, что общие линии исторического развития определяются «божественным планом». Красной нитью в его концепции проходит идея избранности американского народа, которого Бог направил по более совершенному пути, чем другие народы. Сочетание необыкновенно благоприятных природных условий Америки с высокими моральными и религиозными принципами иммигрантов-пуритан привело, по его мнению, к созданию идеального политического строя. Он пишет об «особой исторической миссии» США и считает их обязанностью мессианство в распространении идей республики, свободы и демократии на другие страны.

    Известный американский историк второй половины ХIХ века Фредерик Тёрнер (1861-1932) в противоположность концепциям, которые рассматривали историю США как естественное продолжение европейской истории, выдвинул теорию, согласно которой американская история – это результат условий Нового света. Именно продвижение границы на Запад определило, по его мнению, основные черты характера американского народа и его политические учреждения, т. к. свободная земля обеспечивала установление равенства среди западных поселенцев и препятствовала аристократическому влиянию Востока. Там, где каждый мог иметь ферму, легко достигалось экономическое равенство, ставшее почвой для политического равенства. По Тёрнеру, «американская демократия не была привезена в Виргинию на борту «Мэйфлауэр», она вышла из американского леса и черпала каждый раз новую силу в соприкосновении с границей».

    Свою концепцию истоков американской демократии выдвигали представители англо-саксонской школы, появившейся в США во второй половине ХIХ века под влиянием идей пангерманизма, свойственных в то время германской историографии. Они утверждали, что древние народы Германии создали наиболее демократические учреждения, сочетающие принципы индивидуализма с сильной государственной властью. Это тевтонское политическое наследие англосаксы перенесли в Англию, а затем английские колонисты – в Северную Америку. Сторонники этой теории находили много общих элементов в политической организации и земельных отношениях в ранних колониальных поселениях Новой Англии и у германцев, описанных Тацитом. В духе этой теории историк Джон Фиске (1842-1901) писал: «В самом глубоком и широком смысле наша американская история началась не с Декларации независимости и даже не с основания Джеймстауна или Плимута. Она в своих истоках восходит к тем дням когда отважный Арминий в лесах северной Германии разбил легионы Римской империи». Историки этой школы также утверждали, что правом и обязанностью США является распространение своей совершенной политической системы на другие страны.

    Теорию «американской исключительности» признавали и развивали все американские и европейские историки, кроме советских авторов. В советской историографии отмечалось некоторое своеобразие американской истории, но теория американской исключительности категорически отвергалась, т. к. она противоречила марксистскому учению о закономерном развитии и революционной смене общественно-экономических формаций, характерных для всех стран и народов. Война за независимость определялась советскими историками как первая буржуазно-демократическая революция в США. Они признавали, что по широте и глубине демократических преобразований американская революция превзошла ранние буржуазные революции, происходившие в европейских странах, но упорно отрицали концепцию американской исключительности.

    Это, по-видимому, отразилось на формировании мировоззрения тех российских реформаторов, которые в 90-х гг. ХХ века пытались заимствовать американскую политическую систему для своей страны. Их усилия не привели к желаемому результату, т. к. они не учитывали различий и особенностей в историческом развитии России и США. Понимание этого пришло позднее при анализе причин, по которым в России не удалось перенести американские политические порядки на отечественную почву.

    В американской историографии ХХ века утвердилось представление о том, что война за независимость колонистов, «в современном европейском смысле этого слова, едва ли вообще была революцией». Историки США (Д.Бурстин, Р.Браун, Р.Хофстедтер и др.) подчеркивают, что американцы вели войну для того, чтобы сохранить уже существовавшие в колониях социально-политические порядки от посягательств Англии, а не с целью изменить их. Современные историки развивают теории «консенсуса» («согласованных интересов») и «континуитета» (преемственности). Они утверждают, что американское общество изначально и на протяжении всей истории характеризуется единством и отсутствием значительных конфликтов социально-политического характера, а необходимые изменения в стране осуществляются мирным путем в результате реформ и преобразований при сохранении основ политического и социально-экономического строя. Эта точка зрения на американскую историю может быть признана соответствующей действительности. Можно признать, что в США нет предпосылок для революций и насильственного свержения существующего строя. Причины войны 1775-83 гг. заключались не в социально-политическом конфликте внутри колоний. Она являлась, прежде всего, войной сплоченных между собой американских колоний за независимость от Англии.
    Дядя Сэм и Янки
    Дядя Сэм – так во всем мире иногда образно называют американцев и США. Почти всегда в этот термин вкладывается иронический смысл, особенно когда дядю Сэма изображают карикатуристы. Это обычно высокий, худощавый, пожилой янки, типичный для первых лет существования американского государства, с остроконечной козлиной бородкой, одетый в темный фрак, высокий цилиндр и светлые полосатые брюки. Цилиндр усеян звездами, воспроизводящими часть государственного американского флага, а брюки – другую часть этого флага, состоящую из красных и белых полос. Благодаря этим признакам было легко узнать, что дядя Сэм не кто иной, как янки, еще тогда, когда его фигура только начинала появляться на страницах американских и английских газет.

    Это произошло в начале XIХ века, когда Соединенные Штаты впервые вышли на международную арену и в газетах всего мира стало часто упоминаться новое государство, обозначаемое буквами U.S.Am. Отношение к США в тогдашней Европе было во многом отрицательным. В западноевропейских государствах возникло недовольство политикой его правительства, прибиравшего к своим рукам их владения в Новом свете. Английские газеты писали, что бывшие колонисты поступили с Англией как неблагодарные дети. Они использовали силы метрополии для освоения новых пространств тогда, когда сами были еще слабыми, а окрепнув, «выгнали мать-старушку из дома». Английские карикатуристы, заимствовав из американских газет изображение гордого, строгого джентльмена-янки, олицетворявшего США, дали ему ироническое прозвище дяди Сэма, расшифровав начальные буквы сокращения U.S.Am, как Uncle Sam, т. е. дядя Сэм. Имя Сэм (Сэмюэль) было одним из наиболее распространенных тогда имен среди белых американцев и это прозвище быстро и прочно привилось в англо-саксонском мире, а затем перешло в политический лексикон других народов.

    Происхождение прозвища «янки», которым шутливо, иронично, или неприязненно называют белых американцев, жителей севера США, не имеет документального подтверждения. Предполагают, что оно возникло от собственного имени Ян, наиболее часто встречавшегося у голландцев, первых поселенцев в этом регионе. По мнению Ф. Купера, известного американского писателя первой половины XIХ века, это слово ведет свое начало от слова «янгл», которым индейцы называли колонистов-англичан. Установить, какая из этих точек зрения является наиболее достоверной, сейчас не представляется возможным. Тем не менее, это прозвище довольно прочно закрепилось за северными американцами. Наиболее частое употребление оно получило в период Гражданской войны 1861-65 гг. между Севером и Югом. Так чаще всего южане называли своих противников северян. Сейчас слово «янки» употребляется за пределами США для обозначения всех его граждан.

    7. РЕВОЛЮЦИЯ 1789-1799 гг. ВО ФРАНЦИИ

    Франция накануне революции
    В 1774 г. на королевский престол вступил двадцатилетний Людовик XVI. Он не был подготовлен к государственной деятельности, т. к. унаследовать трон должен был его старший брат, который получил соответствующее воспитание. Но он умер незадолго до того, как освободился престол, и королем стал малоспособный к этой миссии Людовик XVI. Он был довольно образованным для своего времени и разносторонним человеком, знал иностранные языки, интересовался географией, делал успехи в шахматах, увлекался слесарным делом, но не получил знаний в деле государственного управления. А между тем на его плечи ложилась необходимость решать сложнейшие вопросы в весьма критической ситуации.

    Людовик ХV оставил ему пустую казну и огромные долги. Вмешательство в войну североамериканских колоний за независимость против Англии, потребовало больших расходов и еще больше ухудшило финансовое положение страны. Людовик ХVI вынужден был начать свое правление с попытки реформ. Он назначил генеральным контролером финансов Тюрго (1727-81), сторонника учения физиократов, который считал необходимым разрешить свободу торговли хлебом, упразднить цехи, ограничить расходы и расточительность двора. У реформатора появилось немало противников во главе с королевой, австрийской принцессой Марией-Антуанеттой, прозванной в народе «мадам-дефицит» за расточительный образ жизни. Она и ее окружение добились отставки Тюрго и отмены начатых им преобразований.

    Преемники Тюрго в правительстве продолжали попытки реформ. Самым популярным из министров становится Неккер, женевский банкир, способный финансист, тоже выступавший за более экономное расходование государственных средств. Неккер получил отставку за то, что опубликовал государственный бюджет, не скрыв громадных расходов двора. Людовик ХVI, человек по характеру нерешительный и слабовольный, постоянно колебался между различными влияниями и оказался не в состоянии осуществить необходимые реформы сверху. После удаления Неккера в 1781 г. министры сменялись часто, но государственный долг продолжал расти. За время правления Людовика XVI государственный долг вырос в три раза и составил 4,5 млрд. ливров. Франция оказалась на грани финансовой катастрофы. У государства не было денег на уплату процентов по долгам, стало невозможно заключать новые займы. Никто из кредиторов не хотел иметь дела с разорившейся казной.

    Чтобы найти выход из финансового кризиса король дважды, в 1787 и в 1789 гг., созывал собрание нотаблей, т. е. определенное количество представителей из разных сословий по своему выбору. В число нотаблей входили принцы крови, герцоги, пэры и другие представители высшей знати, а также определенное число лиц из третьего сословия. Нотабли отказались взять на себя ответственность за введение новых налогов для пополнения казны. Тогда возникло предложение о созыве Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г. Первым подал мысль об этом участник войны за независимость Северной Америки, в 23 года получивший звание генерал-майора американской армии, маркиз Лафайет. После возвращения из США он стал весьма популярным во Франции, был принят при дворе и введен королем в число нотаблей. Неккер, которого король снова призвал к власти в августе 1788 г., согласился взять на себя заведование финансами только при условии созыва Генеральных штатов.

    Под давлением финансового кризиса Людовик XVI вынужден был пойти на уступки. Он даже согласился удвоить число представителей от третьего сословия, чтобы они не оказались в меньшинстве по сравнению с первыми сословиями и смогли заставить их платить налоги государству. В период предвыборной кампании появилась масса памфлетов, листовок с изложением требований третьего сословия, наказами избирателей кандидатам. Население участвовало в подготовке наказов, в выдвижении предложений на различных собраниях. Среди наказов избирателей большое место занимали требования об уравнении сословий в правах, свободы торговли и предпринимательства, отмены феодальных повинностей. Большую популярность получила брошюра аббата Сийеса «Что такое третье сословие?», в которой обосновывалась необходимость превращения Генеральных штатов в Национальное учредительное собрание для выработки конституции.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   38


    написать администратору сайта