Главная страница

Параскевич_Дентальная_имплантология(pdf_2006). Оглавление От автора 9 часть I. Вопросы истории и философии глава 1


Скачать 44.63 Mb.
НазваниеОглавление От автора 9 часть I. Вопросы истории и философии глава 1
АнкорПараскевич_Дентальная_имплантология(pdf_2006).pdf
Дата31.01.2017
Размер44.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПараскевич_Дентальная_имплантология(pdf_2006).pdf
ТипДокументы
#1383
страница5 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
38
биологические закономерности представляют законы природы, дополнительные к тем. которые пригодны для объяснения неодушевленных тел. Н. Бор признал свою точку зрения на соотношение физики и биологии одинаково далекой
«... от крайних учений механицизма и витализма. С одной стороны, она осуждает всякие сравнения живых организмов с машинами. С другой стороны, она отбрасывает попытки ввести какие- либо специальные биологические законы, несовместимые с твердо установленными физическими и химическими закономерностями. Идея дополнительности не содержит произвольного отказа от привычного физического объяснения, но она непосредственно относится к нашему положению наблюдателей в такой области опыта, где однозначное применение понятий, используемых при описании явлений, существенно зависит от условий наблюдений. Таким образом, Нильс Бор одним из первых заметил, что прямое сведение понимания биологических процессов к законам физики является ошибочными использование идей и законов физики состоит в том. что в биологии на их основе должны создаваться теоретические представления, отличные как от чисто физических, таки от традиционно биологических. В какой-то степени идея дополнительности легла в основу новой науки биофизики, которая стала результатом слияния и взаимного преобразования биологических и физических методов познания природа. По своему статусу биофизика является биологической наукой, но по методологии все- таки остается физикой. Возможно ли решение общих, теоретических проблем имплантологии на базе механицизма, биофизики и ее методологии Биофизические методы применяются в имплантологии уже более 30 лет. Например, достаточно широко распространено построение биомеханических моделей взаимодействия им­
илантата с окружающей костью. Следует отметить, что зги модели хотя и решают конкретные медико-биологические задачи, по по своей методологии и постановке исследования являются чисто физико-математическими. Так. для построения модели взаимодействия имплантата с костью в качестве базовых параметров, характеризующих механические свойства материала имплантата и костной ткани, закладываются модуль Юнга и коэффициент Пуассона и выбирается величина внешней нагрузки на имплантат. Таким образом, кость с позиций биомеханики рассматривается как чисто физическое тело, обладающее определенными упругими свойствами, без учета особенностей строения губчатого слоя, где трабекулы всегда строго ориентированы в соответствии с вектором нагрузки и образуют трехмерную есть, обеспечивая тем самым прочностные свойства кости. В результате эти модели настолько условны, что в ряде случаев полученные данные невозможно использовать в клинической практике, а иногда они просто противоречат здравому смыслу. Например, с помощью математических расчетов посредством метода конечных элементов многими исследователями было установлено, что механическое напряжение в окружающей имплантат кости может составлять отв губчатом слое кости) до
15,5- 25,2 Пав компактном, в то время как значения предела прочности на сжатие губчатого слоя нижней челюсти находятся в диапазоне
0,11- 8,7 Па, а компактного 18-50 Па. Таким образом, если следовать логике математических расчетов, получается, что во многих случаях нагрузка на дентальный имплантат приводит к перелому окружающих его костных структур, не говоря уже о том, что окружающая имплантат костная ткань, испытывая механическое напряжение, близкое к пределам прочности, неизбежно будет резорбироваться. Если это так значит, либо дентальная имплантация нереальна сточки зрения биомеханики, либо что-то не такс исходными механическими параметрами КОСТИ и имплантата, либо имплантаты непременно должны снабжаться амортизаторами, чтобы гасить механическое напряжение. Однако, как показывает клинический ОПЫТ во-первых, дентальные имплантаты иод воздействием жевательной нагрузки вроде бы никуда не проваливаются (во всяком случае сообщений об этом пока не имеется во-вторых, более высокая эффективность имплантатов с амортизаторами на клиническом уровне до сих пор таки не доказана. Таким обра-
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛАНТОЛОГИИ
39
зом, не подвергая сомнению пользу и значимость проводимых биомеханических исследований, вместе стем следует заметить, что часто биомеханика в имплантологии настолько упрощает реальную картину, что работает автономно от клинического опыта. И дело не в том, может ли биофизика объяснить процессы взаимодействия имплантата с окружающими тканями или немо жет, а в том что методология этой науки рассчитана на решение ее задачи может рассматривать лишь физическую сторону взаимодействия двух материальных объектов, без учета их структуры, организации и архитектоники. Живой организм, его ткани и органы являются радикально неоднородными системами относительно их структуры и динамики. Биологические объекты сточки зрения физики представляются неопределенными и непредсказуемыми в силу Своей сложности. Сточки зрения физики процессы, происходящие в любой клетке или организме, это хаос. Поэтому принцип дополнительности иди определенных допусков в данном случае не работает, и результаты исследований могут носить лишь относительный и сравнительный характер. Полученные при этом данные не могут непосредственно быть перенесены в клиническую практику, воплощены в методики лечения или являться полноценным обоснованием конструкции имплантата. Другим примером механицизма как философского направления в имплантологии может служить долгое время практиковавшееся в травматологии цементирование и использование клея на основе метилметакрилатов для фиксации имплантатов тазобедренных суставов. Такой подход также подразумевает кость как некоторую физико-химическую субстанцию, не изменяющую своих физико-химических и биологических свойств во времени. В итоге клинические результаты заставили травматологов пересмотреть свои взгляды на методики фиксации таких имплантатов и отказаться от механистического принципа. Таким образом, методология механицизма и биофизики как одной из основных составляющих этого мировоззрения в медицинской науке не позволяет поставить общую цель и задачи имплантологии, а решает лишь некоторые ее частные вопросы, прямой перенос которых в медицинскую практику не всегда отражает реальную ситуацию. Кроме тога, если рассматривать биофизику как базовую науку для имплантологии, тов последнюю изначально вводится порочная идеология. Имплантат. его свойства и конструкция являются как бы главным объектом изучения, центральной фигурой, вокруг которой строятся выводы и принимаются решения, в то время как ткани и организм при атом остаются в тени, служат фоном, окружающей биологической средой. Это своего рода вульгарный механицизм в имплантологии.
2.4. ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА, ОРГАН И Ц ИЗ МИ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Истоки всеединства, как и любого другого направления философии, можно найти в Древней Греции. Многие философы в той или иной форме высказывали идеи о единстве, родстве и связности всего сущего, которые весьма часто выражались посредством особых символических формул. Таковы, например, философские положения Гераклита: И из всего одно, и из одного - все. Ксенофана: Все едино, единое же есть Бог. Анаксагора: Во всем есть часть всего. Платон дает обобщенное определение всеединства Всякое содержит в себе все, и созерцает себя во всем другом, так что все всюду и все во всеми всякое сущее есть все. При этом Платон. Диоген и Пифагор говорили об окружающем мире (мировое тело) как об организме, который можно выразить гармоничной системой чисел и их отношений. Примечательно, что изначально философия всеединства не предусматривает разделение на живую и неживую материю, а рассматривает материальный мир как материю вообще. При этом, согласно Архимеду, материя всюду и всегда ведет себя упорядочение и предсказуемо. В трактате Об ученом знании (1440) Николай Кузанский сделал попытку раскрытия внутреннего механизма всеединства. Он вводит
40 ЧАСТЬ I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛАНТОЛОГИИ 41 такое понятие, как сжатие (с, считая, что это особый способ или образ присутствия целого в своей части, либо одной части целого в другой Любое находится в ограниченном виде в любом, В любом творении Вселенная есть само творение и. таким образом, любое получает все. все вещи, дабы в нем они стали ограниченным образом. Заметный след в истории всеединства оставила философия Б. Спинозы и Г.-В. Лейбница. Мир. по Б. Спинозе, закономерная система, единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя мышление и протяжение атрибуты субстанции отдельные вещи и идеи ее модусы. Человек часть природы, душа его - модус мышления, тело модус протяжения. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации Согласно представлениям Г.-В. Лейбница мир есть собрание монад (монада монад. Монада же множество в едином, множество в простой субстанции ипритом каждая монада представляет всю Вселенную, является зеркалом Вселенной. По Г-В. Лейбницу, устройство мира достигается путем бесконечной делимости вещей " Каждая часть материи ... подразделена без конца, каждая часть на части ... иначе не было бы возможно, чтобы всякая часть материи была бы в состоянии выражать всю Вселенную. . В наималейшей части материи существует целый мир созданий, живых существ, животных.
Г.-В. Лейбниц ввел в философию понятие предустановленная гармония, которое означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное Богом благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей. Эти взгляды стали основой еще одного направления философии- детерминизма. Идеи детерминизма получили одинаковое распространение как в механицизме (Галилей. Декарт, Ньютон, таки в философии всеединства (Лейбниц, Кант. И. Кант так определил идею детерминизма Все изменения происходят по закону связи причины и действия. Под связью в философии подразумевается взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Под причинностью обычно понимают генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения следствиями. Сущность причинности порождение причиной следствия следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. Идеи философии всеединства и детерминизма разделяли и развивали Г.-В.-Ф. Гегель. ПС. Лаплас, И. Кант, говорившие о системе природы, понимая подсистемой существенно связанную внутри себя целостность, состояние которой можно рассматривать как результат прошлого и причину ее будущего. Философия всеединства и детерминизма неразрывно связана с диалектикой - учением о совпадении (единстве) противоположностей всеобщим методом постижения противоречий внутренних импульсов) развития бытия.
Г.-В.-Ф. Гегель, создавший систематическую теорию диалектики, утверждал, что природа, несмотря на взаимосвязь и причинную обусловленность всех явлений, не лишена момента случайности и иррационального начала. Таким образом, можно считать, что Г.-В.-Ф. Гегель поставил под сомнение возможность объяснения всех без исключения явлений природы при помощи существующих законов физики и механики, языком движения и покачивания атомов. Под влиянием идей всеединства, детерминизма и диалектики изменилось и представление о роли науки. Шотландский философ Д. Юм писал единственная непосредственная польза всех наук состоит в том, что они обучают нас управлять будущими явлениями и регулировать их с помощью причин. Такие новые представления о роли пауки появились при обнаружении явлений, которые не удалось объяснить в рамках существующих научных взглядов или открытых законов, и возникла проблема принятия новой методологии.

42 ЧАСТЬ I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ И. Кант решил ее так научное знание возникает благодаря опыту посредством априорных форм созерцания и рассудка. Таким образом, И. Кант раскрыл еще одну методологию познания, согласно которой наука- сфера человеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерного в существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-либо их сторон. Такая методология познания получила в дальнейшем название системный подход, под которым подразумевается направление методологии научного познания, рассматривающей объекты исследования как систему, что ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Целостное, синтетическое познание природы как системы привело к прогрессу и интеграции наук, изучающих определенные свойства живой и неживой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и др. раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Во многом благодаря системному подходу были открыты закономерности наследственности (Мен­
дель Г. 1865). сформулировано эволюционное учение (Дарвин Ч. 1859). учение о биосфере Вернадский В.И.. 1926). Системный подход стал базовой методологией физиологии - пауки о жизнедеятельности целостного организма, процессах, протекающих в его системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах, — науки, раскрывающей законы функционирования организма как целого в его единстве и взаимодействии с окружающей средой. Мировоззрение философии всеединства и детерминизма, базирующихся на методологии системного подхода, легло в основу философского направления в физиологии и биологии, которое получило название «органицизм». В настоящее время в философской литература и энциклопедиях под органицизмом понимают методологический принцип, требующий целостного подхода к изучению объектов органической природы, и который является одним из компонентов системного подхода. Основное преимущество органи- цизма перед механицизмом состоит в том. что он позволяет анализировать процессы целостной и действующей биологической или любой другой системы, в то время как с позиций механицизма для исследования биологической системы ее необходимо разрушить, свести к взаимодействию двух объектов, перевести на язык цифр и физических параметров, но тогда изучение биологической системы становится бесполезным. Вместе стему органицизма много общего с механицизмом. Обе философии исходят из материального устройства мира, делимости материи на части, взаимодействия материальных объектов и причинно-следственной связи явлений. Не чуждо физиологами сравнение живого организма с машиной. ИМ. Сеченов указывал на то, что живой организм своеобразно устроенная машина, все работы которой направлены, в конце концов, к тому, чтобы поддерживать индивидуальную жизнь, т. сохранять наперекор разрушающим влияниям анатомическую и физиологическую целостность тела, причем в животном как самодействующей машине регуляторы, очевидно, могут быть только автоматическими. Однако сточки зрения органицизма живой организм это самоуправляемая машина, в которой имеется множество автоматически устроенных регуляторов, действующих гармонично и направленных на сохранение целостности организма, а не машина, действующая по законам физики и механики, как это представляется сточки зрения механицизма.
Органицизм рассматривает явления и процессы как общие и системные для неорганической и живой природы. Как отмечал в своих работах
И.П. Павлов, каждая материальная система до тех пор может существовать как данная отдельность, пока ее внутренние силы притяжения, сцепления и т.д. уравновешиваются с внешними влияниями, среди которых она находится. Это относится ко всякому простому камню также, как и к сложнейшему химическому веществу. Точно тоже надо представлять себе и относительно организма Как определенная замкнутая система он может существовать только до тех
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛАНТОЛОГИИ пор, пока он каждый момент уравновешивается с окружающими условиями. Как только это уравновешивание серьезно нарушается, он перестает существовать как данная система. Идеи, заложенные в работах ИМ. Сеченова и
П.П. Павлова, во многом определили вектор развития системного подхода и органицизма в биологии и физиологии наследующее столетие, В е гг. НА. Белов разработал гипотезу о присущей организмам как саморегулирующимся системам особой регуляции, схожей по своему принципу с саморегуляцией физических и химических систем. А в 1932 г. была Опубликована книга У. Кеннона Мудрость тела, посвященная физиологической авторегуляций постоянства среды организма, которое автор назвал гомео- стазисом. У. Кеннон писал Устойчивое состояние организма (гомеостазис) достигается путем поддерживания естественной основы среды его частей, их внутренней среды ИЛИ жидкой основы в единообразном состоянии. Гомеостазис при этом охватывает вегетативную нервную систему, гуморальную систему и физико-химическую систему организма. Позднее П. Анохиным было сформулировано понятие обратная афферентация», атак же теоретически и экспериментально обосновано понятие функциональная система как способность живой материи к динамическому объединению в дискретные саморегулирующиеся функциональные системы, обеспечивающие Своей деятельностью полезные для организмов приспособительные результаты и поддержание гомеостазиса. Таким образом, любой организм стал рассматриваться как система, постоянство которой определяется содружественной и согласованной саморегулирующейся деятельностью различных функциональных систем, - причем система, не только связанная взаимодействием с окружающей средой, но и имеющая в основе своего существования целый ряд физико-химических процессов, происходящих ив неорганической природе. В середине XX в. было разработано несколько фундаментальных теорий позволивших глубже понять механизмы авторегуляции в биологических системах. В 1948 г. математики электротехник Клод
Шеннон создал теорию информации, благодаря которой стало ясно, что информацию можно передать в любой энергетической форме и что она является определенной долей энергии математические расчеты показали, что единица количества информации (бит) содержит
10
-14
-10
-16
Вт/с). Таким образом, достаточно абстрактное понятие информация материализовалось, а ее передача стала рассматриваться как процесс, который не только осуществляется материальными объектами, существующими в пространстве и во времени, но может быть рассчитан математически. Благодаря теоремами формулам Шеннона стало возможным определение информационных показателей материальных объектов, в том числе и биологических, например, белков, которые являются носителями информации в биологических системах. Информационная емкость белков, содержащихся в
100 мл сыворотки крови, составляет 30,5 бита, молекулы коллагена 3,076 бита, а молекулы ДНК человека - 1,9688 бита. В 1948 г. в своем фундаментальном труде Кибернетика Норберт Винер сформулировал основные положения новой науки кибернетики, предметом изучения которой стали управление, связь и обработка информации в технике, живых организмах и человеческом обществе. Основными понятиями новой науки стали такие категории, как система, организация, структура, информация вне зависимости оттого, имеет ли система биологическое или небио­
логическое происхождение. Предметом изучения кибернетики стали системы любой природы, способные воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, используя ее для управления и регулирования. И. Винер развил положение о том. что принцип обратной связи имеет всеобщий характер и действует как в живой, таки неорганической природе. Сточки зрения кибернетики живой организм стал рассматриваться как огромное количество макро- и микросистем регулирования на всех уровнях, даже на уровне молекулярной регуляции внутриклеточных структур. Такие системы обладают тончайшей избирательностью лишь в отношении строго
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта