Главная страница

Параскевич_Дентальная_имплантология(pdf_2006). Оглавление От автора 9 часть I. Вопросы истории и философии глава 1


Скачать 44.63 Mb.
НазваниеОглавление От автора 9 часть I. Вопросы истории и философии глава 1
АнкорПараскевич_Дентальная_имплантология(pdf_2006).pdf
Дата31.01.2017
Размер44.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПараскевич_Дентальная_имплантология(pdf_2006).pdf
ТипДокументы
#1383
страница4 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
3-623.

34 ЧАСТЬ I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ как реального, доказанного практическим опытом феномена Априори можно принять следующие положения
1) законы или принципы, появившиеся благодаря абстрактным размышлениям, неприменимы к природе, она их игнорирует. Любые законы могут считаться таковыми лишь тогда, когда они соответствуют природе и отражают заложенную ею действительность. Другими словами, природу нельзя обмануть, и если введенный в организм небиологический объект (имплантат) может выполнять какую- либо функцию, то только в том случае, когда это является приемлемым для организма и согласуемся с законами природы
2) если изучение возможности и механизмов существования активно функционирующего небиологического объекта внутри организма обозначить как относительно новую науку имплантологию, то следует понимать, что это не фундаментальная наука, имеющая свою уникальную методологию, а лишь направление медицинской науки, которое должно опираться на известные ранее методологии естествознания
3) имплантология должна соотноситься с фундаментальными науками, объясняющими процессы, происходящие в живой и неорганической природе, биологией, физикой, химией и физиологией принципы имплантологии, с одной стороны, должны соответствовать известным закономерностям жизнедеятельности организма, его систем, органов, тканей, клеток, протекающим в организме и его органах, тканях и клетках физико-хими­
ческим реакциям, ас другой опираться на законы физики и химии, существующие вне органической природе
4) имплантология как направление медицины может и должна быть прикладной наукой, ее теоретические положения могут считаться таковыми только в том случае, если они подтверждены экспериментальными исследованиями и клиническим опытом. В противном случае кому нужна и где найдет применение эта наука Эти положения ставят ряд вопросов, имеющих первостепенное значение
1) в чем отличие живого от неживого
2) что можно считать общим для живой и неживой материи
3) на базе какой науки можно рассматривать теоретические проблемы имплантологии
4) какая методология может быть принята для создания теоретической модели объединения живой и неживой материи
2 . 1 . СООТНОШЕНИЕ ЖИВОГО И НЕЖИВОГО В настоящее время определение сущности жизни рассматривается сточки зрения материи, являющейся носителем свойств живого, а также как совокупность специфических физико-хими­
ческих процессов. Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка это классическое определение жизни, данное Ф. Энгельсом с позиций материализма. В биологическом энциклопедическом словаре дается в качестве дополнения второе и третье определение жизни. Второе определение гласит
« В самом широком смысле жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии поддержание и самовоспроизведение специфической структуры. Из ЭТОГО определения непосредственно вытекает необходимость постоянной связи организма с окружающей средой, осуществляемой путем обмена веществом и энергией Третье определение жизни формулируется следующим образом Обмен веществ- условие поддержания и воспроизведения необходимой для жизни структуры, специфичной для каждого вида организмов. Жизнь прекращается с разрушением определенной структуры, организации. Специфичность структуры обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛАНТОЛОГИИ программах. Осуществляемый на основе обмена веществ матричный синтез и вытекающая из него биологическая эволюция несвойственны неживой природе, по сравнению с которой жизнь форма движения материи высокого уровня. В энциклопедии Кирилла и Мефодия жизнь определяется как одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.н. Полагают, что жизнь возникла путем аби­
огенеза». При этом под абиогенезом понимают образование органических соединений, распространенных в живой природе, вне организма безучастия ферментов. В широком смысле абиоге­
нез — возникновение живого из неживого, те. исходная гипотеза современной теории происхождения жизни. Если следовать логике определения, данного Ф. Энгельсом, то получается, что, например, ли о фил из и ров ан н ы й костный трансплантат является неживым объектом и уже в какой-то мере небиологическим материалом, те. может приравниваться к гранулам гидроксиапатита. ситалла или любого другого остеокондуктивно- го материала. Все эти материалы при грамотном их применении замещаются здоровой костной тканью, также как и при использовании ауто- транснлантатов, которые никак нельзя признать небиологическим, неживым материалом. Тогда в чем принципиальная разница между реакцией организма на биологический и небиологический материал В чем разница между биологическими небиологическим материалом В чем разница между имплантатом и трансплантатом Кроме того, природой предусмотрен способ существования белковых тел на поверхности неорганического материала. Например, костный матрикс, который состоит из неорганических веществ
(гидроксиапатита и кальций-фосфатных соединений) и белков, располагающихся на поверхности кристаллов гидроксиапатита, а также клеток, замурованных в неорганическом матриксе. Тогда что мешает существованию белковых тел и клеток на поверхности какого-либо другого неорганического материала Из второго определения вытекает представление об организме как о физико-химической субстанции. Если рассматривать живой объект как процесс метаболических превращений и физико- химических процессов, то проблему сосуществования имплантата с организмом можно свести к изучению физической химии поверхностных явлений, молекулярной адсорбции, обменным реакциям в растворах ив конечном итоге, к материаловедению. Нужно только правильно подобрать материал с определенными физико-хи­
мическими свойствами, который будет инертен по отношению к физико-химическим процессам в окружающих тканях. Третье и четвертое определения практически повторяют второе, но вводят такие дополнительные понятия, как информация, воспроизведение и высокий уровень движения материи. Однако информация и уровень организации - это онтологические понятия кибернетики, а движение материи, пространство, время онтологические понятия физики. Получается, что принципиальным отличием живого от неживого является только способность к воспроизведению себе подобных. Таким образом, следует согласиться с В.А. Эн- гельгардтом в том, что на всех уровнях биологической организации от уровня нуклеопротеида и до уровня человеческого организма мы неизменно сталкиваемся с невозможностью однозначно провести границу между живыми неживым. Биология как совокупность наук о живой природе, предметом которой является познание сущности, происхождения, развития и многообразия жизни, не дает ни положительного, ни отрицательного ответа на возможность сосуществования неживого и живого как единого целого в силу того, что в биологии пока нет универсальной методологии, при помощи которой можно было бы однозначно и определенно предсказать и проанализировать реакцию живого организма и его тканей на введение небио­
логического объекта. Иными словами, не может
35

36 ЧАСТЬ I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ наука о живом и о его устройстве рассматривать механизмы взаимодействия живого и неживого как единое целое, потому что природой это не предусмотрено, не запрограммировано генетически, является искусственно созданным образованием, а потому и не служит объектом изучения биологии. Вместе стем. как следует из определения сущности жизни, у нас нет оснований рассматривать имплантацию как явление, которое обязательно вступает в противоречие с природой и с законами биологии. В какой-то мере представления о сущности жизни и трактовка возможности или невозможности активного взаимодействия неживой и живой материи в пределах организма отражают мировоззрение о том, возможно ли на основе принципов и законов физики как науки о наиболее общих свойствах материального мира дать объяснение феномена жизни и можно ли свойства живого вывести логически из законов и знания физико-химических свойств атомов, молекул, веществ и материальных объектов, образующих биологические системы. Вопрос о соотношении физического и биологического в сущности жизни это не только частные вопросы биологии и физики, это еще и часть человеческой духовной культуры. И биология, и физика, и медицина всегда испытывали на себе влияние философии ив тоже время ВНОСИЛИ и вносят весомый вклад в более глубокое понимание человеком окружающего мира и своего места в нем. Поэтому с незапамятных времен существуют различные философские направления, отличающиеся не только взглядами на соотношение живого и неживого в природе, но и методологией познания. Это витализм, механицизм и органи- цизм.
2.2. ВИТАЛИЗМ Витализм подразумевает, что жизнь совершенно особенна, познать ее природу средствами естествознания и точных наук невозможно, и явное отличие живого от неживого даже не требует объяснений. В основе жизни, сточки зрения витализма, лежит нематериальное начало эн­
телехия (жизненная сила, душа. У истоков витализма стояли Платон и Аристотель. Позднее, в XYIII -XX вв. это учение развивали Я. ван Гельмонд. Г. Шталь. И. Мюллер, X. Дриш. Дж Нидхэм и Р. Лотц, Ф. Ницше и О. Шпенглер. Согласно представлениям витализма законы физики и химии не распространяются на биологические объекты, которым присущи свои уникальные биологические законы. В конце XIX в. французский физиолог К. Бер- нар сформулировал гипотезу о "постоянстве внутренней среды организма, которая находится в стационарном состоянии, а организм является самодостаточными автономным объектом, окруженным оболочкой, отделяющей его внутреннюю среду от внешнего мира. Следуя гипотезе о постоянстве внутренней среды, любое вмешательство в организм извне должно приводить к тому, что он выставляет защиту и отторгает все инородное, им непредусмотренное. В имплантологии мировоззрение витализма было выражено ,Э.Я. Варесом (1993): «Имнлан- тат держится за счет механической фиксации. Как гвоздь в дереве. Эпителий десны прирасти к наружной части имплантанта не может. Говорить, что можно подобрать материал, к которому прирастет эпителий, - это значит проявлять полнейшую биологическую безграмотность. Вокруг части имплантата, находящегося в челюсти, нет пародонта. который трансформирует функциональную нагрузку. В таких условиях начинается по­
гружной рост эпителия. Многослойный эпителий десны клиновидным образом прорастает вглубь, отграничивая имплантат ОТ окружающих тканей. Проросшие соединительнотканные волокна разрушаются. Имплантат выпадает....Описанный исход неизбежен. И далее прежде чем пропагандировать имплантацию в клинических условиях, надо решить две биологические проблемы а) создать непрерывность эпителиального барьера, для этого необходимо достигнуть приращения десны к части имплантата. выходящего наружу. Эта проблема неразрешима б) обеспечить трансформацию нагрузки на окружающие ткани, те. создать периодонт. Эта задача также невыполнима.
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛАНТОЛОГИИ 37 Все, кто проводит имплантацию, открывают ворота для проникновения инфекции во внутреннюю среду, в глубину челюсти, где идет борьба тканей с имплантатом, где хроническое воспаление. Известный философ и биолог Эрнст Нагель пишет Сейчас витализм является мертвой проблемой. из-за своего методологического и философского бесплодия для развития биологии. Для ответов на вопросы, касающиеся возможности имплантации, витализм также можно считать бесплодным, но весьма полезным сточки зрения критики имплантации.
2.3. МЕХАНИЦИЗМ Суть механицизма как философского течения, у истоков которого стояли Левкипп и Демо­
крит, а позднее Р. Декарт, И. Ньютон и Дж. Беркли, можно сформулировать следующим образом физический мир представляет собой гигантский механизм, части которого движущаяся материя, - взаимодействуют между собой поза конам физики. Своим названием механицизм обязан одной из областей физики механике, которая была наиболее развита в XVI -XVIII вв. Французские просветители, участвовавшие во главе с Д . Д и дров создании Энциклопедии, или Толковою словаря наук, искусств и ремесел (1751-1780). даже провозгласили, что механика наука универсальная и должна стать основой для всех других областей естествознания. Культ механики и математики вообще был характерен для начала XVI - конца XVIII вв. Истинным считалось только то, что укладывается в определённую логическую цепочку. Никакое человеческое исследование не может привести к истинному знанию, если оно не опирается на математические доказательства- писал Ле­
онардо да Винчи. Как утверждал Рене Декарт, в мире все рационально, математические законы заданы рази навсегда, поскольку так сотворил мир Сам Бога Божья Воля неизменна, независимо оттого, удалось ли человеку проникнуть в тайны природы или нет. По Декарту, Бог является конструктором всего сущего. Понимание мира Декартом как совокупности тонко сконструированных машин снимает различие между естественными искусственным. Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком стой лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения, насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека. Наука, по Декарту, конструирует некоторый гипотетический, виртуальный мири этот вариант мира эквивалентен окружающему нас объективному миру, если он способен объяснить явления, полученные в опыте. Таким образом, если мир механизма наука о нем механика, то процесс познания есть конструирование определенного варианта устройства мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента для создания этого устройства Декарт предложил свою методологию, в основу которой легли четыре правила, опубликованные им в книге Рассуждение о методе (1637):
1. Принимать в качестве истинных только те положения, которые отчетливо представляются таковыми.
2. Расчленять сложные проблемы на как можно большее число составляющих.
3. Сначала искать решения простейших проблема затем переходить к более трудным.
4. Просматривать и проверять все выводы во избежание упущений. В XVII XVI11 вв. идеи механицизма получили широкое распространение при изучении процессов, происходящих в живой природе. Многие физики не только ввели в биологию новые методы исследования, но и сделали ряд открытий. Например, на основе количественных измерений и применения законов гидравлики был установлен механизм кровообращения (Гарвей У,
1628). В 1791 г. Л, Гальвани открыл животное электричество, описав сокращение мышцы в ответ на приложение к иннервирующему ее нерву пинцета, одна половина которого состояла из меди, а другая из железа (впоследствии ОН получил название гальванического пинцета. Один из основоположников ВОЛНОВОЙ теории света Т. Юнг сформулировал принцип интерфе-
ЧАСТЬ I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ ренции (1801). высказал идею о поперечности световых волн (1817) и на их основе объяснил аккомодацию глаза и разработал теорию цветного зрения. В XVIII XIX вв. философия механицизма настолько прочно завоевала свои позиции в биологии, что объяснение живой природы только через понятия материи, движения и математики стало господствующим воззрением. По утверждению известного физика, врача и математика Германа Гельмгольца, миссия физической науки завершится, как только удастся окончательно свести явления природы к простым силами доказать, что такое сведение единственное, допускаемое этими явлениями. Вначале в. представления о роли физики и математики в биологической науке изменились. Открытия, сделанные в области физики и биологии, показали, что число механический перенос физических законов в биологию невозможен, по крайней мере, по двум причинам
1. Некоторые физические процессы в биологических объектах имеют свою специфику. Например, как оказалось, свойства электрических импульсов, распространяющихся в аксонах, существенно отличаются от привычных для физики законов а) скорость распространения импульсов по аксону оказывается на несколько порядков меньше, чем в металлических или иных проводниках б) после прохождения электрического импульса существует мертвое время, в течение которого распространение следующего импульса невозможно в) существует пороговое напряжение (импульсы с амплитудой ниже пороговой не распространяются г) при медлеином нарастании напряжения даже до превышающего порог значения импульсно аксону не передается. Перечисленные нехарактерные для традиционной электротехники особенности проводимости аксонов объясняются в рамках весьма спец фи чес кого электрохимического механизма, центральная роль в котором принадлежит полупроницаемой для ионов клеточной мембране. Всевозможные биопотенциалы и биотоки обусловлены движением не электронов, а ионов (натрия, калия, кальция, хлора) через специальные сложно организованные ионные каналы в мембране клеток, а также диффузией ионов в межи внутриклеточной средах, представляющих собой растворы электролитов. Интересно, что весьма сходную с природной проблему пришлось решать физикам при создании трансатлантической кабельной связи. Для того чтобы избежать затухания и искажения сигнала в длинной линии, кабель пришлось разделить на сравнительно короткие звенья, между которыми были помещены усилители. Таким образом была сконструирована линия связи, работающая по принципу передачи импульсов в организме. Особенности действия физических законов в биологической среде дали толчок для развития новой науки бионики, предметом которой стало изучение структуры и закономерностей организации биологических организмов для решения инженерных задачи построения технических систем.
2. Некоторые физические и химические законы не только не объясняют процессы, происходящие в организме, но даже вступают сними в противоречие. Например. второе начало термодинамики утверждает, что любая материя или система стремится к неупорядоченности. Нов живом организме все максимально упорядочено и предельно рационально расположение клеток и внеклеточных структур, взаимодействие систем организма, течение химических и физических процессов. Такое противоречие наводит па мысль о том, что известных законов физики недостаточно, чтобы объяснить те явления, которые происходят внутри живого организма. Для примирения законов физики и биологии Нильс Бор (1971) ввел понятие дополнительности. Он писал Всякая постановка опыта, которая позволила бы нам изучить поведение атомов, составляющих живой организм, столь же подробно, как мы это можем сделать для единичных атомов в опытах атомной физики, исключает возможность сохранить организм живым. Неотделимый от жизни непрерывный обмен материей делает невозможным подход к организму как к точно определенной системе материальных частиц, подобно тем системам, которые рассматриваются в описании физических свойств материи. Мы вынуждены принять, что собственно
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта