Организации детского досуга
Скачать 0.76 Mb.
|
Вопросы для самоконтроля 1. В чем сущность детского досуга? 2. Каковы основные характеристики детского досуга? 3. Охарактеризуйте социально-педагогические основания детского досуга. 4. Дайте характеристику психолого-педагогическим основаниям детского досуга. 1.2. Закономерности, принципы и функции организации детского досуга Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей как деятельность развивается по своим законам, руководствуется принципами, теоретически обоснованными и апробированными на практике. В педагогике закон трактуется как объективная повторяющаяся диалектическая связь всех явлений, входящих в процесс воспитания. Если проще, законы детского досуга — это наиболее существенное и устойчивое в назначении досуга как части человеческой культуры. С.А.Шмаков вычленил следующие законы педагогики досуга: - Закон сочетания продуктивного и непродуктивного. Досуг ориентирован на внутренний мир, на получение удовольствия от процесса досуговых действий и переживаний. Но вместе с тем, у досуга возможен и конкретный, осязаемый выход в виде творческой продукции. - Закон творческой энергетики. Досуг реализует потенции человека, все виды его энергии, тем он и ценен. Чем выше уровень жизни, тем выше досуговые потребности детей. - Закон диалектического соотношениявремени, пространства и содержания досуга. Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, досуговой территории и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и питают вкусы, интересы, пристрастия, духовные и физические силы. - - Закон «зеркальности» и универсальности досуга. Досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и универсален. [54. С.61-62]. - Опора на интерес, уважение детских интересов — закон педагогики досуга. Интерес — стартовая площадка вовлечения ребят в сферу организованного досуга. Интересы ребят могут быть длительными и разовыми (сиюминутными), прочными и поверхностными, латентными 12 (скрытыми) и актуализированными, осознанными и стихийными. Уважать человека, в том числе ребенка, — значит считаться с его интересами. Интересы старшеклассников довольно стабильны. Интересы подростков выборочны. Интересы младших школьников переменны и пластичны. - Гендерность досуга. Если учебная деятельность унифицирована для мальчиков и девочек, юношей и девушек, то досуг во многих своих формах должен иметь четкий половой адрес. - Занимательность досуга. Занимательность — одна из самых неразработанных категорий в педагогике. Это понятие отсутствует во всех педагогических словарях и энциклопедиях. Занимательность — явление многоплановое, в ней отражены «интуиция неизвестного», «отождествление себя свыдуманным героем досуга», «сюжетность деятельности», «событийность», «партитура дела», «источники чувствования и воображения», «состояние соавторства» и т.п. - Ребенок может быть трудным не только в силу дебильности, но в силу богатства интеллекта. - Свобода в досуге. Досуг, как и хорошо организованный общественно- ценный труд, — незаменимое средство создания и утверждения комфортной общности, а значит, и важный фактор социализации человека. Сила досуга в том, что он дает свободу выбора, которая порождает ответственность [55. С.35-36]. Принцип трактуется как основа, начало. Принцип в педагогике — генеральная идея, объективная норма, руководящее правило. В буквальном смысле — исходный пункт, первооснова воспитания, синтез главной идеи и свода главных правил, за выполнение которых педагоги несут юридическую и нравственную ответственность в своей профессиональной деятельности. Принцип педагогики досуга – это свод главных правил реализации воспитательного назначения досуга. Принципы есть то, чем руководствуется воспитатель в своей работе, в организации детского досуга. Они как следствия педагогических законов и правила педагогической «техники безопасности». С.А.Шмаков выделил следующие принципы педагогики досуга: Первый принцип — принцип «красной линии». В работе с детьми всегда (как внутренняя цензура) должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» — это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем: - в отношениях содружества педагога и детей, в приятельско- товарищеских контактах и связях, которые создает демократическая сфера досуга. Вольный, творческий дух истинного досуга всегда вызывает неформальные отношения и формирует ответственность свободных партнеров свободной деятельности, утверждает суверенитет личности. За «красной линией» — панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Здесь нельзя «заигрываться» и разумная дистанция все же необходима. Досуг обязан сотворить отношения партнерства взрослых и 13 детей, которые могут стать праздником. Нарушения «линии» приведут к разрушению нормальных контактов, станут мукой; - в демократических основах субординации, самоуправления в сфере досуга. Переход «линии» приведет к неуправляемости, вакханалии, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей, к запретам, которые в досуге всегда — тупик, к приказному тону, а значит, к взаимной отчужденности; - в информации любого толка, которой мы обогащаем ребят. И прежде всего в вопросах политики, социальной жизни людей, истории, национальных проблем, эротики и т.п. «Красная линия» касается трактовки этих вопросов, их содержания, их «подтекста»; - в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел». Его подсказывают личный опыт, интуиция, разумная осторожность и, если хотите, необходимая перестраховка. Здесь важно все: мера досуговой деятельности, санитарно-гигиеническая сторона досуга, безопасность игр, игрушек, игровых аксессуаров. Необходимо учитывать и «политику» досуговых заблуждений детей. К примеру, в настоящее время зарубежные модели досуга, не всегда качественные, модели антидосуга вытесняют активно отечественный, национальный досуг, они быстро адаптируются в детской среде, становятся ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Этот процесс разрушения национального менталитета пока не изучен. Второй принцип — «принцип могучей кучки». Досуг в целом дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно на всех. Скажем, футбольная победа или успех праздника. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех соучастников в целом. Чем престижней задача проводимого досугового мероприятия, тем здоровей общий дух, тот самый психологический климат, без которого не жизнь, а маскарад жизни. Причем под престижностью следует понимать не просто логическое расчленение, а приращение души, то есть проведение этой задачи через сердца всех. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива во главе с вожатым или классным руководителем, можно — группу взрослых, друзей класса. В «могучей кучке» всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручка и чувство локтя, взаимодоверие. Здесь все делается и созидается вместе. Человеческая неповторимость — соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей, мы создаем идеальную часть общества. Вывод: хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди 14 единоверцев, окружи себя, педагог, и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на фантазию, на воодушевление детей, на высокие образцы досуга и воспитания в нем. Третий принцип — «принцип фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Так поступал Михаил Кутузов в войне 1812 года с французами. Он побеждал тем, что просто ждал, как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но одерживал победу. Мы много суетимся, блефуем, делаем вид, вечно подгоняем ребят. А ведь досуг — их личное, добровольное дело. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Однако это не означает, что педагогу не нужно вмешиваться в процесс досуговой деятельности, важно найти «золотую середину», не мешать, но понять, поддержать и помочь. Четвертый принцип — «принцип горы». В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Дети зачастую живут скудно, без мечты, без идеала, делают лишнюю, никому не нужную работу. Отсюда социальная апатия, агрессивный инфантилизм, социальное иждивенчество, инерция, стадная форма мышления, безверие — одна из самых страшных болезней нашего общества. От постоянных неудач дети, как правило, озлобляются, мельчают, тупеют. В досуге всегда заложен резерв удач. Но чтобы преодолеть кризис недоверия детей к взрослым, к педагогам, который вырос неимоверно, нужно поднять планку высоты помыслов, слов, дел, отношений, в том числе в досуговой деятельности. Резкий поворот к коммерциализации породил нецивилизованные формы досуга, резко снизил его качество, девальвировал те ценности, что люди копили веками. До сих пор досуг в школе или в лагере — это консервация единообразия. Достаточно вспомнить вечера «отдыха», дискотеки или спартакиады. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. «Принцип горы» требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте. Отряду, классу необходима стратегия «ударных» дел. Редких, но метких, высоких дел [54. С.62-67]. Пятый принцип — «принцип антиканонов». У детей есть нечто чрезвычайно важное — это их энергетика. Она обычно несовершенна, нестабилизирована, разбросана, но дает возможности повернуть ребенка к деятельности. Однако эта энергетика часто очень инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и может привести к плохим последствиям. Принудительный трафаретный досуг держит детей на рабском уровне поведения. Хотя эта внешняя покорность ребят — иллюзия. В воспитательной работе существуют «обручи», которые стягивают детскую общность: набор псевдоидей, страх, запрет, принудиловка. Если обручи разрушаются, рассыпается и общность. 15 Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные флажки казарменной педагогики, выходили за стереотипы, за пресловутую систему воспитания. Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип досуговой педагогики служит пробуждению социального, психологического, творческого воображения ребят. «Генеральная» идея такова: все, решительно все осмысливать и делать по-новому. Непривычное, необычное возникает часто вне правил, проверенных и удобных взрослым. В 60-е годы родилось знаменитое правило Фрунзенской коммуны И.Иванова, Ф. Шапиро и Л.Борисовой: «Все дела творчески, иначе — зачем?» [12. С.168]. Позднее С.Соловейчик напишет: «Сначала мне встретилась ленинградская Фрунзенская коммуна, ее первые организаторы – профессор И.Иванов, Ф.Шапиро, Л.Борисова. Как режиссёр придумывает спектакль, так они придумали и поставили великолепную жизнь – открытую, смелую, дружелюбную, а главное – творческую. Это уж потом я прочел у Бердяева о связи творчества и свободы, а тогда мы видели эту связь своими глазами. Эти ребята постоянно придумывали всякие дела и праздники, их учили придумывать, они ничего не делали дважды: каждую минуту вся жизнь заново [41. С. 6-7]. Дети так «устроены», что им хочется многое делать «не так». Но они не знают, как «не так». Досуг — идеальная площадка разрушения канонов всех «спектаклей» воспитания. Принцип антиканонов «толкает» на дерзость выдумки. Если День космонавтики в минувшем году проводился как торжественный вечер, то в этом — как «Праздник бумажного змея». Если последний День знаний 1 сентября шел в виде торжественной (стоячей) линейки, то нынче мы будем проводить сидячую «школьную энциклопедию». Если в конце прошлого учебного года класс ходил в «одноразовый» поход-пикник, то нынче мы обязательно пойдем на бревенчатых плотах вниз по течению родной реки. Принцип антиканонов предлагает формирование личности ребенка в диалогах и дискуссиях с жизнью, в пробе творческих сил на опережающих моделях досуга. Шестой принцип — «принцип камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей — регулятор социального поведения. Значит, каждого нужно «бросить, как камень в воду», в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы. Этот принцип имеет и «феномен лягушки», попавшей в крынку с молоком. Одна лягушка, если вы помните, чуть бултыхнулась и утонула. Другая лягушка долго и настойчиво бултыхалась и сбила сметану, потом кусочек масла, затем встала на это масло и выпрыгнула из крынки. Все дети обязаны пробовать свои силы во всех многообразных ситуациях жизни. А уж в досуге тем более. Именно в досуговой деятельности дети, как правило, представляют самих себя. И это уже их отвага. Вот почему нужно постоянно «бросать» их в «воду» творческой деятельности. Седьмой принцип — принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. 16 Чтобы увидеть дурное, большого труда не требуется. Увидеть добрые начала и опереться на них — вот принцип общей и досуговой педагогики. Бабушки наших бабушек, естественно, «университетов не кончали». Но работали с внуками, опираясь лишь на положительные эмоции. Увидев внука с грязным лицом и руками, бабушка обычно говорила: «Внучек ты мой родной, хорошенький, золотко мое любимое, умница ты мой, что ж ты лицо и руки-то не вымыл?». Пять раз похвалила, а потом предъявила претензию. И сразу реакция внука: «Сейчас, бабуленька, вымою». Современные «педагогические бабушки» с дипломами учителей сначала пять раз отругают, а потом требования предъявляют: «Сидоров (дома Сидорова зовут только Ванечкой), ты из какой помойки вылез?..» Положительное и прекрасное рождают доброе. Сам по себе качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет. Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает его рост. Вот в чем «фокус» этого простого принципа [55. С.52-58]. Помимо образных формулировок принципов педагогики досуга, характерных для работ С.А.Шмакова, классическая педагогика формулирует педагогические принципы воспитания в целом, и организации детского досуга в частности: 1. Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов. 2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей. Это принцип, как правило для педагогов, звучит так: не делай за ребенка того, что он может сделать сам. Вспомните главный девиз педагогики М. Монтессори – помоги мне это сделать самому! 3. Принцип индивидуального и личностного подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Приоритет личных интересов ребенка и удовлетворения этих интересов, равно как и устремлений, желаний, притязаний, в сочетании с соблюдением социальных, правовых, этических норм. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции. 17 4. Принцип систематичности и целенаправленности, общественной направленности воспитания – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. 5. Принцип преемственности и единства воспитательных воздействий – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое. 6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Событийность программных дел и мероприятий, то есть значительности и необычности каждого события как факта общественной и личной жизни ребенка в летнем лагере. Чувственный (эмоциональный) смысл организации досуговых дел и деятельности, составляющих организованный и стихийный досуг ребенка, который способен доставить радость и удовольствие. 7. Принцип гуманизма, любви, заботы и требовательности, опоры на положительное – заключается в опоре на положительное в ребенке, избирательности образовательно-воспитательных программ. Необходимо уважать личность ребенка, заботиться о его развитии и разумно сочетать любовь и требовательность. Учитывают добровольность участия ребенка в досуговых акциях. Детский досуг должен удовлетворять требованию безопасности для жизни, здоровья, психического состояния детей, защиты их прав и личного достоинства. Досуг должен создавать условия для позитивного самопознания через организацию успеха, удачи в организованной деятельности детей. 8. Принцип демократизма – заключается в утверждении демократического стиля и характера взаимоотношений, равноправия, взаимодействия, партнерства детей и детей, детей и взрослых с комфортной субординацией управления и самоуправления, с широким полем прав и обязанностей. 9. Принцип связи досуга с жизнью и трудом – заключается в приобщении детей к посильному, общественно-полезному труду, в формировании навыков самообслуживания, уважении к результатам своего и чужого труда. 18 10. Принцип воспитания в коллективе - оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации досуга [36. С. 40-57; 39. С. 175-180]. Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки). Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций. Творческое самоосуществление личности подростка как актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей протекают в досуговое время, сущность которого – свободная творческая деятельность. Детский досуг – это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая для самопроверки, оценки собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция. Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция. Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга, как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие, – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание 19 социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную. В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит формирование личности, коррекция негармоничного развития, компенсация недостающих возможностей, упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, освоение норм поведения в обществе, налицо социализирующая функция. Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных ориентаций и предпочтений, то есть реализуется аксиологическая функция. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит познание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и т. д. Это значит, что детскому досугу свойственна образовательно-просветительская функция. Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находит ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив свой профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки, специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть детский досуг предполагает профориентационную функцию. Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе 20 игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит релаксация, восстановление и воспроизводство утраченных сил, мобилизующая смена обстановки, компенсация за счет перераспределения активности, то есть реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также в основном реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней, узнавания нового и возможности творить на этой основе и т.д. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция. Укрепление и гармонизация организма в процессе игр и досуговых акций, повышение сопротивляемости к болезнетворным и неблагоприятным факторам, развитие силы, выносливости и двигательных способностей, устранение последствий стрессовых и болезненных состояний (реабилитация), восполнение дефицита физиологических потребностей, улучшение физического и психического самочувствия говорят об оздоровительной функции детского досуга. Таким образом, законы и принципы педагогики досуга позволяют реализовывать функции детского досуга и решать важные задачи по воспитанию и развитию личности ребенка. |