Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Методы, формы и средства организации детского досуга в летнем лагере

  • Организации детского досуга


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеОрганизации детского досуга
    Дата11.05.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmetodika_organizacii_detskogo_dosuga_2011.pdf
    ТипДокументы
    #523252
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Вопросы
    для самоконтроля
    1. Что такое временный детский коллектив?
    2. Назовите особенности временного детского коллектива в летнем лагере.
    3. В чем заключается специфика работы вожатого (воспитателя) на каждом этапе формирования детского коллектива?
    4. Как формируются традиции временного детского коллектива? Приведите примеры.
    2.3. Методы, формы и средства организации детского досуга
    в
    летнем лагере
    Организация досуга — дело творческое, требующее энтузиазма, выдумки, таланта, добросердечности. Культура отдыха не возникает сама по себе. Она становится как бы нашей второй натурой под воздействием доброго примера, определенных условий, роста общей культуры, нравственного и физического воспитания.
    При организации досуга детей в загородном лагере задача педагога
    (вожатого, воспитателя) заключается в том, чтобы отвлечь их от пустого времяпрепровождения, занять, развлечь, а главное – вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, способствовать формированию осознанного и осмысленного отношения к миру.

    47
    Организация детского досуга предполагает выбор оптимальных методов, форм и видов досуговой деятельности, которые позволяют реализовать ее воспитывающую, развивающую и другие функции.
    При определении методов организации досуга мы столкнулись с тем, что в педагогической литературе не дается понятие метода организации досуга. Поэтому исходя из того, что организация детского досуга является структурным компонентом воспитательной работы, мы предлагаем использовать понятие «метод воспитания».
    П.И. Пидкасистый предлагает следующее понятие метода воспитания:
    «…это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и себе» [34. С. 462].
    В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов определяют методы воспитания как «…способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» [39. С.
    296].
    С.А. Шмаков определяет методы досуговой педагогики: «Методы — путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы
    — совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы — то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы
    — «оружие», «орудие» профессиональной работы. Досуговая педагогика создала свои, специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми» [55. С. 59].
    Выбор и реализация методов воспитания при организации досуга детей осуществляются в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологическими особенностями, уровнем воспитанности конкретных детских коллективов.
    Для практической работы по организации детского досуга мы предлагаем использовать следующие классификации методов воспитания.
    В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, Е.Н Шияновым предложена классификация методов воспитания:
    1. Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, убеждение, внушение, лекция, диспут, метод примера).
    2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (упражнение, приучение, переключение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации).
    3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.).

    48 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании [39. С.
    299].
    Классификация методов досуговой педагогики по С.А. Шмакову:
    1. Методы игры и игрового тренинга. Игра — самостоятельный, свободный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом.
    «Ребенок может взрослеть в четырех основных формах движения, — считает
    Ш. Амонашвили, — игровое движение опирается на чувство свободного выбора: захочешь — будешь играть, не захочешь — не будешь играть.
    Ребенок сам решает, во что играть, какую игрушку взять» [2. С. 541].
    Игра имеет диагностическую функцию. Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Садовник», «Колечко» и др.).
    Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина, «Что? Где?
    Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень развития организаторских и творческих способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т. п. Условиями реализации игровых методов можно назвать: осознание детьми содержания и правил игры, преодоление препятствий и трудностей, соизмеримых возрасту, наличие состязательности и юмора, отсутствие отвлекающих факторов, обеспечение игры оборудованием и атрибутами [50. С. 192-194].
    При применении игровых методов организатор досуга должен учитывать следующие рекомендации: использовать игры с различными видами деятельности, приучать детей играть по правилам, кратко и наглядно объяснить содержание игры и ее правила, проводить игру необходимо в темпе, организатор должен показать собственный интерес к игре, недопустимы игры с большими физическими и эмоциональными нагрузками, заканчивая игру, нужно отметить лучших.
    2. Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят (встреча с творческой программой) может быть в виде вечеринки, школьного кафе,
    «голубого огонька», вечера при свечах, морской кают-компании, русских
    «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни, пира-бала именинников; вечера этикета, дня рождения коллектива, капустника, «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т. д.
    Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.
    3. Методы состязательности. Состязание — чисто детская привилегия, состязание — внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание и

    49 соревнование распространяются на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.
    4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети — члены школьных клубов, драмколлективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманном общении.
    5. Методы воспитывающих ситуаций. Методы воспитывающих и творческих ситуаций,придуманные процедуры самореализации разного характера: организованного успеха или удачи, доверия или мнимого недоверия, саморазвивающего дела и т.п.
    6. Методы импровизации. Импрув (англ.) — самопроверка, улучшение, усовершенствование. Жизнь детей импровизационна. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети внушаемы, и пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прапрародителей механизм. Импровизация — действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации — это порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, они порождают азарт ребенка со знаком плюс [54. С.67-69; 55. С. 59-61].
    7. Методы воодушевления. Главная роль — воодушевить, создать настроение, то есть хорошее душевное состояние, направление мыслей, чувств. Методы воодушевления обогащают жизнь ребят в лагере гуманизмом, удачливостью, счастьем.
    Среди разновидностей этого метода на первом месте в летнем лагере — поощрение (поддержка, одобрение, положительная оценка). Поощрение — вид моральной санкции или материального вознаграждения, а в совокупности — выражение признания, одобрения.
    Фантазия вожатых должна быть направлена на изобретение поощрений. Поощрением может быть приглашение на чай в кабинет начальника лагеря; вручение необычного блюда (жареный гусь с яблоками);
    «орденов» и «медалей», сделанных из конфет и печенья; предоставление права ночной рыбалки и др. Единственный путь получения нестандартного результата — организация нестандартного воодушевления.
    8. Методы сдерживания отрицательного. Сдержать негативное проявление ребенка можно намеком, иронией, взглядом, жестом, мимикой.
    Педагогика вообще наука намека. Скажем, мнимое безразличие, отсутствие улыбки, несколько официальное общение.
    Наказание — это наказ провинившемуся, наставление, содержащее оценку отрицательного поведения, меры сдерживания, предостережения, торможения поступков, действий, качеств, мешающих другим нормально жить, угрожающих им чем-то. Можно ли в лагере прожить без наказания?

    50
    Можно и нужно, если постараться. Наказания можно избежать, если предусмотреть все, что является причиной конфликтов или нарушения принятых правил жизни. Не следует торопиться с наказанием, тогда и необходимость в нем может исчезнуть. Если наказывать, то чем и как?
    Смена (временная) дружеской позиции на официальную или нейтральную.
    Обсуждение (оно уже есть само наказание) на «огоньке», сборе, линейке (это осталось в нашей практике) не ребенка, а его поступка или неправильного поведения. При этом ребенку оставляется шанс стать лучше, изменить поведение.
    Открытое выражение недоверия, отрицательной позиции отряда, команды, группы через короткое решение (без обсуждения): «Васе Петрову опомниться!», «Людмиле подумать наедине, в чем она неправа» и т.п.
    Разговор с ребенком по душам тет-а-тет.
    Сознательная отсрочка обсуждения неблаговидного поступка на некоторое время (отсроченная беседа): «Я подумаю, как с тобою быть дальше...» Наказание тогда значимо, когда: поддержано мнением большинства ребят в отряде; не унижает человеческого достоинства, не оскорбляет, не озлобляет ребенка; соразмерно поступку и абсолютно понятно школьнику; объективно и честно; исчерпывает конфликт, а не становится началом в цепи новых наказаний; не несет физического характера, психической травмы; после наказания о нем не напоминают ребенку. Словом, наказание способно сдержать что-то негативное, если ребенок понимает, что старшие воюют не с ним, а за него.
    Главное все-таки в том, чтобы научить ребенка любить людей. У каждого ребенка есть своя «рудоносная золотая жила», есть хоть одна черточка, за которую его следует уважать. Нужно за эту черточку ухватиться, и тогда дело воспитания пойдет на лад. Нельзя наказывать ребят за естественное, хотя и неудобное для нас состояние подвижности, эмоциональности или крикливости.
    9. Методы информации и убеждения. Эти методы формируют знания и убеждения (мировоззрения, оценки, позиции, мнения, установки) ребят вокруг проблем «хорошо» — «плохо». Конечно же, вожатый убеждает чаще всего словом, но и примером, и делом. Чаще всего для этого используются:
    информативные методы (разговор, рассказ, беседа); дискуссионные методы (спор, диспут, собрание, конференция); поисковые методы (работа с книгой и архивами, интервью, опросы, походы, экскурсии); агитационно-пропагандистские методы (выступление на сцене, у костра с самодеятельной программой, участие в агитбригаде, спектакле, литературном монтаже); акции милосердия к природе, к людям.

    51
    В определенной степени названные методы имели развитие в теории и практике К.Н. Вентцеля, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова,
    О.С. Газмана и др.
    Специфика представленных методов каникулярной педагогики — в природосообразности, свободном развитии растущей личности, стимулировании проявления задатков природы ребенка, опоре на общечеловеческий опыт воспитания, на стремление ребенка творить себя в пространстве приключенческой среды летнего лагеря, преуспевать и испытывать радость от каникул.
    Почти все вышеназванные методы педагогики досуга относятся к практике педагогической поддержки, принципиально адекватной каникулам.
    Эти методы нацелены на развитие индивидуальности, поддержки индивидуальности (интересы, склонности, устремления и др.), то есть раскрытия личностного потенциала каждого школьника. Педагогика детского досуга включает в себя и такие методы, как рефлексия, диалог, досуговая диагностика, досуговая реабилитация и коррекция, целевая ориентация, коммуникативные связи и контакты, воодушевление и поддержка и др.
    Методы досуговой педагогики эффективны, если: существует необходимая мера их использования; существует взаимопереплетение методов; результаты и показатели принимаются и одобряются большинством учащихся; участие оценивается выше показателей; замечено и одобрено продвижение ребенка в любой деятельности.
    Селли Филдман, педагог и член редколлегии журнала «New Humanist» так обозначает результаты воспитательных позиций и усилий:
    Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
    Дети, воспитанные враждою, знают как нападать.
    Дети, выросшие в насмешках, впитывают робость.
    Много и часто стыдимые — с виною неразлучны.
    Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения.
    Воспитанные ободряющим словом — умеют верить в себя.
    Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее.
    А воспитание справедливостью учит детей доверию.
    Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.
    Одаренные дружбой, душевным теплом — находят в мире любовь [55. С.
    319].
    Детский лагерь – это благоприятное место для активного развития личности и воспитательной деятельности коллектива.
    Организуя целесообразную социальную деятельность детей в лагере, полезно иметь в виду, что детям необходимы разнообразные интересные формы досуга. А именно: коллективные творческие дела
    (КТД), игры, огоньки, дополнительное образование (кружки по интересам), спортивные соревнования и всевозможные отрядные и дружинные дела (прил. 5). В.В.
    Воронов определяет понятие формы воспитания как «конкретный способ

    52 организации относительно свободной деятельности учащихся, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве» [7. С.
    56]. Мы понимаем под формой организации детского досуга внешнее проявление свободной деятельности ребенка.
    При выборе форм организации досуга детей в загородном лагере нам представляется целесообразным использовать классификацию, предложенную В.В. Вороновым [7. С. 57]. В основе его классификации – главные средства воспитательного воздействия, которых он выделяет пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения
    (тренинги). Отсюда пять типов форм организации досуга:
    - Словесно-логические формы. Основным воздействием является слово
    (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу относятся беседы, дискуссии, конференции, лекции, олимпиады.
    - Образно-художественные формы. Главное средство воздействия –
    совместное эстетическое переживание.
    Это музыкальный салон, литературная гостиная, концерт, спектакль, праздник, посещение выставок, дискотек и т.д.
    - Трудовые формы. Различная деятельность, любой труд. К ним относятся: политические клубы, акции милосердия, генеральные уборки, субботники, рейды, трудовые десанты и т.д.
    - Игровые формы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения.
    Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные (конкурсы, турниры), игры-путешествия, походы, соревнования, спартакиады [16. С. 117-131].
    - Психологические формы. Психологический тренинг, консультация.
    Наиболее же распространенной является классификация организационных форм досуга, исходя из критерия массовости: массовые формы (участие детей всего детского лагеря), кружково-групповая и индивидуальная. Наиболее распространенной групповой формой детского досуга в условиях детского лагеря является отрядное дело [5. С. 94-100].
    Выбор форм досуга определяется на основе принципов и задач педагогики досуга, направлений воспитательной работы загородного лагеря.
    Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы; чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации детского досуга, тем они эффективнее. В основе выбора форм организации детского досуга должна находиться педагогическая целесообразность.
    Практика показывает, что часто применяемые формы организации досуга теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Поэтому при организации досуговой деятельности в лагере необходимо использовать многообразие форм организации детского досуга.
    Дадим характеристику наиболее используемым в условиях загородного лагеря формам детского досуга: игра, КТД, детский праздник, мероприятие,

    53 огонек, тематический день и т.д. Кроме того, практический интерес для педагогов представляют малые досуговые формы работы с детьми (прил.6).
    Вряд ли существует более совершенная форма организации досуга, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность. Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ эффективного воспитательного воздействия на личность и коллектив. В- третьих, это метод стимулирования интереса и творческой активности детей.
    В-четвертых, игра – это способ создания эмоционально-эстетического фона жизнедеятельности детского коллектива.
    Не сомневаемся, что вы не раз были участником и организатором подвижных игр. Поэтому давайте вспомним, что самое главное в организации таких игр. Главное, чтобы вам было интересно играть с детьми, даже самая интересная игра не понравится детям, если вожатый играет в нее нехотя. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «найди»,
    «угадай» и т.д. Постарайтесь именно ею увлечь детей. Иногда можно сыграть на самолюбии ребят, усомнившись в их силе, ловкости. Организуя игру, помните, что лучше, если вы будете таким же участником, как и ребята.
    Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом вы покажете действия, то есть создадите образное представление об игре. Пусть кто-то из ребят повторит за вами то, что потребует особого внимания в игре. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте веселый комментарий и покажите, в чем ошибка. В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны. Подбадривайте ребят. Возможен шуточный репортаж о происходящем. Если интерес к игре пропадет, попробуйте усложнить правила, это обычно вдохновляет. Но помните, игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя предугадать. Не упустите момент, когда игру лучше всего завершить. Для некоторых игр требуется несложный инвентарь, приготовьте его заранее. Хорошо продумайте, где вам лучше организовать игру. Пусть это будет удобное и безопасное место. Следует различать понятия «ведущий игры» и «водящий игры», ведущий руководит игрой, подсказывает очередные действия, водящий выполняет определенное задание: догоняет, ищет, отгадывает и т.д. Часто для проведения игр нужно разбиться на команды, держите для этого в запасе несколько оригинальных считалок.
    Приведем классификацию игр, используемых в загородном лагере, исходя из тактических задач организации досуга: игры в автобусе по пути в лагерь; игры на знакомство; игры на выявление лидера; игры на сплочение и взаимодействие; игры в кругу; игры-шутки и розыгрыши [53];

    54 игры с залом; развивающие игры; подвижные игры [50. С. 94-103].
    Коллективное творческое дело
    (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и очень технологичной формой организации детского досуга. Коммунарская методика – система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллективов взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана И. П.
    Ивановым в 50-х гг. ХХ века. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать в лагере широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение детского коллектива и формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств личности.
    Алгоритм подготовки и проведения КТД:
    1. Предварительная работа воспитателей (определение места КТД в решении воспитательных задач, стартовая беседа, коллективная разведка).
    2. Коллективное планирование дела.
    3. Коллективная подготовка.
    4. Коллективное проведение.
    5. Коллективное подведение итогов.
    6. Последствия КТД (выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа) [12. С. 14].
    Виды КТД: общественно-политические КТД; трудовые КТД; познавательные КТД; экологические КТД; спортивные КТД; художественные КТД; досуговые КТД;
    КТД с целенаправленным нравственным содержанием [12. С. 9].
    Этапы реализации КТД не включают этап предварительной подготовки дела, который выполняет педагог, определяя цели и задачи КТД, условия его реализации.
    1-й этап. При планировании каждого предстоящего мероприятия можно использовать прием «мозговой атаки»: каждый вносит предложения

    55
    (любые, вплоть до нереальных, невыполнимых), они фиксируются специальными «компьютерами» (но ни в коем случае не критикуются!), и когда предложения иссякнут, тогда начинается их обсуждение, определение ответственных за тот или иной участок, «проговаривание» цели, общей направленности, сюжета.
    2-й этап. Очень важно, чтобы в подготовке и проведении дела участво- вали все, каждый (и педагоги тоже) получил четкое, пусть и небольшое по объему, поручение. И необходимо, чтобы за все дело отвечали руководители совета, а не педагог, как это обычно бывает. Причем эта ответственность ребят должна быть подчеркнута особо. Конечно же, взрослый не только выполняет данное ему поручение, но и помогает другим (помогает, а не заменяет, не руководит, не контролирует).
    3-й этап. Реализуя намеченные планы, важно, чтобы педагог был вместе, рядом с детьми: пел, танцевал, играл, рассказывал и т. д. (При отсутствии таких талантов можно быть оформителем помещения, подбирать музыку, писать сценарий, «работать» суфлером, наконец. Но постараться, чтобы главными действующими лицами были дети.)
    4-й этап. Пожалуй, самым сложным и важным этапом является анализ проведенного дела. Создавая ситуацию успеха-неуспеха, взрослый может не только «высветить» качества своих воспитанников, но и формировать нуж- ные: ведь можно говорить только об удачах, а можно - только о просчетах, можно искать виновных, а можно выяснить причины победы или поражения...
    Опыт подсказывает, что анализ лучше всего проводить спустя неко- торое время после окончания дела с тем, чтобы немного улеглись первые, наиболее острые переживания, чтобы можно было разумно все обсудить.
    Удобнее анализировать дело, собравшись в круг, чтобы каждый видел и слышал каждого. Хорошо, если анализ начинает Совет, отвечавший за проведение дела, а потом все высказываются «по кругу», включая педагога.
    В завершение слово дается опять Совету, и он подводит общий итог. А педагог делает выводы на будущее.
    5-й этап. Эта часть работы заключается в осмыслении взрослым педагогической эффективности дела, в определении им путей дальнейшего развития и воспитания отдельных ребят и коллектива в целом [12. С. 164-
    168].
    Досуговое мероприятие является наиболее традиционной формой организации детского досуга. Чаще всего мероприятие и составляет основу организованного досуга детей. Т.К. Крикунова предлагает схему по организации коллективного мероприятия, каждый этап которой, позволяет формировать свойства личности ребенка (табл. 2) [19. С. 94].
    Таблица 2
    Схема организации и проведения досуговых мероприятий
    Последовательность действий
    Формирование свойств личности

    56
    Замысел дела
    Познавательная активность
    Инициативная группа
    Опыт оценки и самооценки, ответственность, самостоятельность
    Разработка сценария
    Планирование, активизация интеллектуальной деятельности, эстетический вкус, эрудиция
    Распределение полномочий
    Организаторские, предпринимательские качества, способность к взаимодействию, решительность
    Документальное и материальное обеспечение дела
    Практичность, деловитость, эстетический вкус, бытовые умения и навыки
    Репетиции
    Коммуникативные, организаторские способности, трудолюбие, ответственность, старательность
    Проведение
    Инициативность, ответственность, способность к взаимодействию
    Анализ
    Готовность и способность к аналитической деятельности
    Детский праздник, пожалуй, самая старая форма организации детского досуга. Упоминания о детском празднике мы находим в педагогической периодике ХIХ века, когда собственно детские праздники были еще большой редкостью. Детские праздники — комплексная, синтетическая деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной выразительности: обряды, ритуалы, обычаи, карнавальность, театральность, различные жанры художественного творчества.
    По мнению С.А.Шмакова, праздник особо важен детям тем, что происходит совместная деятельность, свободное общение, без которых жить грустно и анормально. Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности. Наверняка, все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: вместе поют, встают под знамя или флаг, аплодируют, скандируют, будто один человек.
    Наверное, очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание — без них немыслим настоящий праздник.
    Коллективность и совместимость праздника не есть стадность, потому что это — традиция, потому что праздник — коллективная игра.
    Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.
    Сценарий праздника построен на разноплановом действии — программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях. Дети, участвуя в празднике, всегда ожидают от него чего-то необычного, яркого. И бывают очень разочарованы, если их ожидания обмануты. Трудно предугадать, что

    57 может быть значимо для школьника на празднике: где, в чем и как проявятся его непосредственность, праздничные чувства, творческая фантазия. Но можно спроектировать события, значительные для активных натур ребят.
    Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям такими общими признаками, как: абсолютная добровольность участия; свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей; необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности; коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод; отсутствие каких бы то ни было принуждений и нарушений детских прав и свобод; наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера.
    С точки зрения С.А.Шмакова, методика как алгоритм конструирования и организации детского праздника включает в себя:
    Сценарий.Сценарий как план праздничного события может быть литературно-драматическим произведением с подробным описанием действия.
    Тема.У каждого праздничного сценария есть тема (или совокупность тем). Тема праздника — это то событие (факт, явление, дата), которое разыгрывается, это предмет театрализованного изложения какого-то жизненного (или сказочного) материала. Тему праздника можно выразить одной фразой, например: день Ивана Купалы.
    Сюжет (от француз. sujet — предмет) — предмет, предметы праздничного творчества, последовательность и связь описания событий в сценарии, совокупность и разнообразие событий во всей их противоречивой сложности, лежащих в основе праздника, всех его составляющих. Сюжет любого праздника предполагает завязку, основное развитие хода действия, включая кульминацию и концовку — завершение, финал праздника. Сюжет близок к фабуле (изложение событий, события), но носит в отличие от нее более общий характер. Сюжет как бы сквозная тема праздника. Открытие смены, к примеру, можно оформить как сказочный сюжет: морской, космический и др.
    Роли сценария. Роль — образ, воплощаемый участником праздника по сценарию. Праздник предполагает несколько, а по возможности много, ролей. Сценарий тогда успешен, когда он многоролевой, когда для участников праздника придумано много разных ролей. Причем это могут быть роли для конкретных людей. Итак, на любом празднике не должно быть
    «глазеющих» слушателей, инертных «безучастников». В любом празднике всегда присутствуют актеры, танцовщики, музыканты, игровики, ведущие.
    Но необходимо придумать (если позволяет сценарий) Скептика, Клоуна,
    Шута, Ангела и т.п. На каждом празднике необходимы роли для встречающих гостей, для провожающих гостей, для участия в ритуале,

    58 церемониале награждения победителей, для открытия или закрытия праздника, для сюрпризов, для организации игр, для концерта и т.д. и т.п.
    Наглядное
    оформление
    праздника.
    Праздник должен хорошо
    «смотреться», быть визуальным. Собственно говоря, с внешней его необычности он и воспринимается: парадные костюмы (а то и бальные или карнавальные); флаги, транспаранты, гирлянды флажков, шаров или лампочек; особая подсветка зданий или атрибутов праздника; афиши, стенгазеты, летописи; тематические выставки; парадное (сказочное, шуточное, сюжетное) оформление главного места; ритуальные аксессуары; цветы и т.п.
    Реклама праздника. Реклама — двигатель не только торговли, но и праздника. Реклама — завязка праздника, ее задача — воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес. Реклама праздника
    (афиша, объявление) может быть обычной, плоскостной и объемной (тумба, шар, дом). Но и плоскостная делается по конфигурации необычной и зависит от сюжета, идеи праздника.
    Приглашение на праздник. Приглашение — процесс деликатный и с выдумкой. Можно сделать необычные красочные билеты (билет-игрушка, билет-шапочка, билет-буклет, билет-программа и т.п.), создать группу костюмированных курьеров, пусть персонально разносят билеты, которые сами по себе уже продукт творчества ребят; написать индивидуальные и коллективные письма с красочными конвертами (обычными, очень маленькими, очень большими) и послать эти письма (или почтовые яркие открытки, или даже визитки) по государственной почте, а если есть школьный почтамт, то через его почтальонов. Кроме того,можно создать небольшие группы приглашения, хорошо костюмированные, они будут ходить по адресам и приглашать персонально к участию в празднике; в конце концов, можно пригласить ребят по телефону.
    Гости праздника. Гости праздника — это те, кто приглашен как бы со стороны, кто не включался в процесс его подготовки. Гости — украшение праздника. Каждому празднику подбираются свои гости. Нa спортивном празднике — это известные спортсмены, на театральном — актеры, на вечере встречи с выпускниками — выпускники прошлых лет и т.д.
    Композиция праздника. Каждый праздник отличает фантазия.
    Сценарий любого праздника выстраивается по канве его традиционного сюжета. Но есть нечто общее для любых детских праздников, общие методические элементы.
    I. Зачин. Роль начала праздника необычайно важна. Зачин — начало — есть действие краткое, необычайное, ярко эмоциональное. Существуют такие методические приемы зачина.
    Вербальный. Яркое вступительное слово ведущего или ведущих.
    Эпиграф в прозе или стихах о празднике, о его идее. Устная композиция, агитпролог, даже театрализованное начало.

    59
    Дискуссионное начало.
    Обращение к сенсации, необычной информации (стихи, письмо, документ), парадоксу. Выступление интересного гостя, представление гостей и участников.
    Ритуальный. Элемент линейки. Подъем флагов, эмблем, вынос знамени. Возложение цветов. Вынос венков и гирлянд. Церемониал хлеба- соли. Вручение вымпелов, писем. Зажжение огня (костер, военная гильза, факелы). Минута молчания. Клятва. Посвящение. Передача эстафеты.
    Музыкальный. Оркестровое вступление. Тематическая увертюра.
    Общая песня. Кольцовка песен. Калейдоскоп песен. Фанфарное вступление.
    Колокола.
    Кинопролог.
    Киноклип.
    Фрагмент художественного или документального фильма на тему праздника.
    Технические и иные эффекты. Запуск шаров, птиц. Цветные, световые гирлянды, панно, эмблемы. Зеркальные шары. Панорама цветных слайдов.
    II. Основная часть.Она реализуется через слово, деятельность, демонстрацию. Словесные праздничные формы:рассказ-сообщение очевидцев; пресс-конференция, конференция; защита идей, рефератов, проектов; ответы на вопросы; диалог; викторина; агитбригада; напутствие; литературный монтаж, устный журнал и др. Словесные компоненты вписываются в любой сценарий, они обращены к сознанию и чувствам, потому необходимо, чтобы форма слова была яркой, эмоциональной.
    Основная часть реализуется через действия, деятельность – общественно-трудовую, рукотворческую, художническую, спортивно- двигательную, познавательную, конкурсную и т.п. Она раскрывается через показательные выступления, демонстрацию опыта, через жанры искусства и художественной самодеятельности.
    III. Концертная часть.Нужен ли на каждом празднике обязательный концерт? В широком понимании этого слова - нет. Дело в том, что весь праздник — это своеобразный концерт, который начинается от входа. Вместе с тем, концерт на праздничном балу может быть тематическим и лирическим, целостным и рассыпанным по всей программе. Он может идти при свечах, может быть подарком, может быть конкурсом.В любом концерте, кроме школьников, должны бы участвовать и учителя, и родители, и гости. Это очень сближает.
    IV. Массовая часть.В структуре любого праздника все значимо, каждый элемент. В равной степени работают на идею праздника и встреча участников, и высокий гость, и общая песня, и дискотека. Массовая часть праздника — это творческое общение, это условия для самореализации, самопроявления, простор для полета фантазии. В массовую часть, как правило, включают следующие виды творчества детей: танцы, игры, конкурсы, сюрпризы. Сюрприз — неожиданный подарок, неожиданная выдумка. О сюрпризе знает лишь небольшая группа посвященных, которые его готовят.

    60
    V. Концовка праздника.«Конец — всему делу венец», – говорит народная пословица. Концовка, финал праздника, в определенной степени, его апогей (второй апогей). Концовка праздника должна быть краткой, четкой, яркой. Что может быть концовкой праздника?
    Награждение всех отличившихся участников. Раскрытие секретов и сюрпризов. Общая песня в кругу.
    Эффекты: фейерверк, прощальный костер. Ритуальная линейка прощания. Последействие и т.д. и т.п. В конце праздника могут быть проведены праздничный ужин; маленький, но очень яркий концерт; красочный ритуал; приняты какие-то обращения, письма, правила; вручены подарки и сувениры и т.п.
    VI. Включение аудитории в активное действие. Спектакль праздника нуждается в том, чтобы его участники были не пассивными зрителями, но активными участниками. Детская «публика» технологически должна быть встроена в контекст праздника как зритель, слушатель и непременно как активный участник. Воспитатель, придумывающий праздник вместе с детьми, обязан вмонтировать в сценарий духовные точки опоры для тех, кто пока не главный герой действа [55. С. 107-130].
    По нашему мнению, при подготовке праздника, воспитательного мероприятия необходимо учитывать несколько слагаемых успеха:
    1.
    Определиться с темой праздника, его целью, задачами, формой (т. е что и зачем будет проводиться).
    2.
    Определиться со сроками проведения (нужно распланировать подготовку во времени).
    3.
    Разработать сценарий (с учетом возраста, возможностей, места проведения; подобрать интересные задания).
    4.
    Продумать эстетичное оформление (плакат с названием праздника, воздушные шары, рисунки и т.д.).
    5.
    Материальное обеспечение (костюмы, инвентарь для конкурсов, карточки с заданиями, таблички с цифрами для жюри и т.д.).
    6.
    Музыкальное сопровождение (запись фонограмм, живая музыка
    (музыкант), танец (хореограф), воспроизведение музыки (оператор).
    7.
    Находчивый ведущий (позаботьтесь о том, как он выглядит, двигается, говорит).
    8.
    Компетентное жюри (пригласить заранее, подготовить бумагу, ручки, памятку по конкурсам, где записано, что оценивать и по какой системе, позаботьтесь о счетной комиссии).
    9.
    Исполнительные помощники (они помогут вам украсить зал, подготовить инвентарь, покажут сценку, вынесут призы и помогут прибрать зал после праздника).
    10. Подготовленные команды (если заранее проинструктировать команды или заранее дать домашнее задание, участники настроятся на мероприятие и оно пройдет интереснее и качественнее).

    61 11. Приглашения на праздник (гостей, жюри, ребят, старшего вожатого). Эти моменты воодушевления могут иметь различный вид: радиообъявление, телереклама, афиша, плакат, приказ, письмо, билеты,
    «живая реклама».
    12. Призы для победителей (сладкие призы, медали, значки, дипломы, воздушные шары, лавровые венки, кубки из бересты или соломы, ожерелья из природного материала, предоставление особых прав и привилегий – обед в честь победителя, дополнительные 5 минут купания и т.д.) [15. С. 19].
    Огоньки представляют собой обязательную для летнего лагеря форму досуга. Обычно под огоньками подразумевают вечерние посиделки, на которых все имеют возможность поговорить по душам, высказать свое мнение, спросить у товарища то, что давно хотел, но как-то не решался это сделать. На огоньках могут подводиться итоги дня, строиться планы на будущее. Они дают возможность обсудить прожитый день. Кстати, вы из обсуждения можете вынести много интересного. Многие моменты жизни детей ускользают от вожатого, а на огоньке вы можете узнать, у кого какие проблемы, кому что нравится в лагере, в вашей работе, что лучше изменить.
    На огоньке можно увидеть, как относятся дети друг к другу, кто с кем дружит, а кто соперничает, недолюбливает. Важно сгладить острые углы, попытаться примирить враждующих [13. С. 29].
    Тематический день как форма организации детского досуга.
    Тематическим («Темовым») днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия, связанные единой тематикой.
    Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.
    Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.
    Таким образом, организация досуга имеет широкий арсенал методов, средств и форм, разработанные и апробированные технологии подготовки и проведения досуговых форм. Сочетание методов, средств и форм организации досуга позволяет творчески подойти к делу организации детского досуга.

    62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта