Главная страница

Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция


Скачать 214.6 Kb.
НазваниеОсновные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
АнкорShpory_izo[1].docx
Дата27.09.2017
Размер214.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_izo[1].docx
ТипДокументы
#9025
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

56.Методические особенности руководства рисованием в

старшей группе.
Главная задачанаучить детей передавать движения предмета. При рассматривании предмета значительное внимание уделяется некоторым существенным деталям, форме и строению. Чаще рассматривается не сам предмет, а его изображение. Если дети хорошо помнят то, что рассматривали, они сами находят способ изображения; воспитателю достаточно напомнить основную форму крупных частей предмета, относительную величину частей. Использует пример других детей, вызывает к мольберту, использует личный показ, объясняет на образце.

Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры. Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

В старшей группе дети анализируют свои работы и работы товарищей, сравнивают собственный рисунок с оригиналом.

57. Методика формирования технических навыков рисования.
В понятие техники рисования включаются умение правильно держать карандаш и кисть и владеть ими, навыки закрашивания рисунка, не заходя за контур, которые не могут быть приобретены без умения регулировать произвольность размаха, нажима и темпа. Определяется круг технических навыков, которыми должны овладеть дети за время пребывания в каждой возрастной группе. Технике рисунка детей следует обязательно учить.

Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные) Обучая детей рисованию этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.

(Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения — переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление). Такое расчленение движения и объяснение помогают детям в его освоении.

Так, обучая детей способам рисования прямых линий, следует подчеркивать, что положение руки при рисовании вертикальных, горизонтальных и наклонных. Показывая способы закрашивания рисунков, чтобы не перейти за контур, движения у линии контура должны быть медленными, осторожными, производиться пальцами руки; при закрашивании середины рисунка они могут быть более быстрыми, размашистыми. Не обращать внимание детей на то, что при рисовании мелками изображений должны двигаться только одни пальцы руки, а при рисовании крупных изображений в движение включается вся кисть руки.

Пути усвоения двигательного опыта разнообразны. Один из наиболее элементарных и генетически ранних — путь подражания(А. В. Запорожец)

Поэтому правильные графические навыки и умения нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных.

58 Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезывания и создание апликаций. ????
Обучение детей технике вырезания воспитатель осуществляет со средней группы. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезания: правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой, делать косые срезы и вырезать предметы округлых форм. Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. На первых занятиях воспитатель показывает, как правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает: сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают узкую полоску бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается полосочка. При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают». На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали. Наиболее трудный прием для детей – вырезание округлых форм. Все действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указания, иногда прибегая к образным сравнениям.

В старшей группе вводится симметричное вырезание, силуэтное вырезание, вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Широко используется прием парного вырезания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов.


58. Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезывания и создание апликаций.
Ранний возраст(как подготовительный этап; манипулирование с 6умагой(сминание, обрывание, скатывание); определение свойств(мягкая, плотн, гладкая, шероховат); полуобъем, объекты из бумаги комочки - шары, ягоды; мозаичные объекты из кусочков - фрукты, животные ; 2 орудия- руки, ножницы.

Младший возраст: разрезание по сгибу, на глаз; вырезывание по контуру, располагать детали на разных поверхностях ( полоса, овал, круг; наклеив в | ряд, по углам, по краю, чередуя разные формы, наклевать предмет. изображение(из 2-3 частей);)

Средний возраст: вырезывание с закруглением углов - квадрат, прямоуг; разрезание углов по прямой, по диагонали; вырезывание предметов(грибок, цветок) по трафаретам; состоит предмет из нескольких частей (дом), знак с овалом, треугольник, вырезыв по прямой, затем округлые линии. В декоративной апликацции – растительный орнамент вырез.в-ль, а геометрической - декорирование деталями разных форм.

Старший возраст: вырезывание- симметрии, силуэта, многослойн; техника обрывания; тех-ка плетения; комбинированая тех-ка; плоскости, и полуобъемн. изображ(середина цветка, снежинки, бабочки); вырезывание по прямой, в разн. направлениях с закруглением силуэта.; созд. предмета из нескольких частей, компануют узоры из геометрических и раститтельных форм. Вырезезывание начиная с простых форм (листья, вазы, овощи ),знакомить с обрыванием краев бумаги, силуэтным вырезыванием - с простых форм (фрукты, рыбки) по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумагеи когда осознают, что контур изображает половину предмета - могут вырезать на глаз.

Методы : образец (младший, средний); свободная исследовательская деятельность с материалом (младший); планирование деятельности(старший); интегрирование разных видов изодеятельности; использование различных сортов бумаги; индивидуальная экспериментальная работа; коллективная деятельность+ сотворчество с педагогом; выставка детских работ; опора на прошлый опыт(как рисовали овощи); проблемные творческие задания

Приемы вырезания: 1)геометрические формы (разрезание по прямой, по сгибам, на глаз, округлых - путем закругления углов);2) вырезывание симетричных форм.


59. 60. 61. Методика проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах.
Апликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Младшая группа – ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. Детей младших возрастов учат наклеиванию готовых геометрических фигур и изображений, правильно применяя приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу, прижимая плотно наклеиваемое изображение салфеткой.

В средней группе внимание направляется на обучение детей техника работы с ножницами - детей учат правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В вырезывании участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги, правая действует ножницами.Дети овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов, вырезывание округлых форм, вырезывание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое, силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники создают в аппликации предметные, сюжетные и декоративные композиции.

В течение уч. года дети должны овладеть различными приемами вырезания правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания.

В старшей группе детей начинают учить сложным приемам вырезывания (симметричное, силуэтное и т.п.), составлению многоплановых композиций, приемам обрывания. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм.

Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунков, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.

Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.

62. Методика проведения разных видов занятий по изобразительной деятельности. ????
В д\с проводятся следующие занятия по изо: по рисованию, -по лепке, -по аппликации, -по конструированию.

Рисование – это условное изображение, ребенок учится выделять форму и в этой форме ищет самое главное. Это вид изо деятельности, при котором изображение создается на плоскости.

Лепка – это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала.

Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти постройки и игрушки служат для игр детей.

Виды занятий:

По содержаниюизображения бывают:

1) предметные, 2) сюжетные, 3) декоративные.

При планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные детьми на занятиях одним видом изо деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом

63. Основные требования к показу способов изображения
Общий показ и объяснение применяется :

1) При демонстрации изобразительного видеоряда (произведения искусства, слайдов и т.п.)

2) При обучении детей специи, технич. приемам (как правильно держать кисть и т.д.)

З) При ознакомлении детей с разными худ. техниками (монотипия, по сырому и т.п.)

4) Явным запаздыванием графич. и др. изобразит. проблем детей, когда их худ. опыт далеко не соответствует возрастным возможностям ( в старшей группе)

5) Наличие в работах детей устойчивых штампов и стереотипов.

6) При затруднении в изображении некоторых сложных деталей, ракурсов, отдельных элементов рисунка, позы, положения тела. Которые оказываются проблемными почти для всех детей группы.

7) Когда вербальное объяснение логики выполнения задания оказывается недостаточным, и оно нуждается в зрительном уточнении.

8) При имеющей место репродуктивной дидактике обучения (за воспитателем)

Требования к показу: он должен быть -вариативным; - причинно-обусловленным, когда изображение обусловлено позой, строением, характером объекта; содействовать рождению образа; -чаще всего представлены в виде связной истории, где разные варианты и способы построения рисунка мотивированы действиями персо-нажа; -быть побудительным толчком для самостоятельных поисков детей; демонстрировать логику, последо-вательность и причинность действий

64.Методические особенности ознакомления дошкольников с жанровой живописью.
Ознакомление дошкольников с живописью происходит в 3 этапа:

1этап:искусствоведческий рассказ педагога.

Структура рассказа: сообщить название картины и фамилию художника; о чём написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чём думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (приём вхождения в картину).

2 этап: постановка вопросов более обобщённого характера. Задачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины; выделять выразительные средства; формировать умения «читать» картины. Вопросы: О чём картина? Почему так думаете, рас-скажите и т.д.

На этом этапе используются приёмы точных установок, который учит логически рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

3 этап: Задачи: формирование творческого восприятия картины; сравнение изображённого с личным опытом; развитие разнообразных ассоциаций, эмоций чувств.

Приём сравнения: даются для сравнения 2 карт разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Методы и приёмы ознакомления с живописью: пояснение, сравнение, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, игровые приёмы.

65.66.67.Методические особенности проведения занятий по конструированию.
Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала.

В младшей группе осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок). Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице.

В средней группе начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы. Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек. Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином. Учат делать игрушки из пенопласта и поролона.

В старшей группепри работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид. Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год. Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего количества деталей, могут передавать движения. Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок.

65. 66. 67 Методика обучения конструированию в ДУ.
Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала.

Виды конструирования:

1.Конструирование из строительного материала -набор разнообразных геометрических фигур (куб, цилиндр, призма и т.д.) есть - мелкий (настольный) и крупный.

2.Разнообразный природный материал (шишки, желуди, ветки, семена, трава и тд.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с детьми. .

3.Конструкторы-дети старшего возраста в свободное от занятий время используют различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлич и керамические: из них: подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.

4 . Из бумаги и картона - надрезание бумаги.

5. Детская дизайн. деятельность — худож конструирование.

б. Из крупн модулей

7. Компьютерное.

Типы конструирования:

1 по образцу -детям показ готовую постройку и тут же показать, как ее сделать.

2.по модели-(внешнее сходство) делают свой набор и схожую постройку

З.по условиям: более творческий-воспитатель в вводной части оговаривает, какой высоты должна быть горка, чтоб машина съезжала быстро.

4.по теме

5.по собственному замыслу

6.по фото

7.по схеме
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта