Главная страница

Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция


Скачать 214.6 Kb.
НазваниеОсновные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
АнкорShpory_izo[1].docx
Дата27.09.2017
Размер214.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_izo[1].docx
ТипДокументы
#9025
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

37. Виды конструирования в ДОУ. Основные способы создания творческих работ из разных материалов.
Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала

Виды занятий определяются в зависим, от использ. материала:

1) - из бумаги и картона (оригами, бумажная скульптура; из плоек листа бумаги создание объемных предметов, игрушка; путем сгибания листа пополам- палатка; сгибания попо-лам и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания - квадрат: кукол, мебель; при помощи выкроек - сложн. объемн. игрушки, елочные; дети усваивают обозначения - сплошная линия-разрез, пунктирная -сгибание, места склеив-заштрих.

2) - из готовых форм (коробки, шпульки, крышки, катушки +дополн. материал: нитки, цветная бумага, ткань.) Учатся соединять формы, частично изменять их для придания формы, присоедин. подвижн. части: колеса.

3) - из природногоматериала (шишки, желуди, семена, солома, перья, ракушки + картон, бумага, нитки,проволока);

4) - из строительного материала - постройки из конструкторов(в мл.гр. размещ. кубиков, кирпичиков по горизонтали, накладыв (пирамидка), знак, с пластиной, брускам, учить замыкать пространство{забор,домик), делать перекрытия. В ср.гр.+ цилиндр, соизмеряют постройки(стол больше стула), отбир. детали по цвету, форме, велич, созд. серию построек. В ст.гр.-созд. постройки по образцам, по условию, на тему воспитателя и свою, созд. схемы построек


38. Типы конструктивных занятий с детьми дошкольного возраста
Типы занятий:

  • по замыслу(сам. творч.тип),

  • по образцу(видны детали);

  • по условиям (по памяти);

  • по модели( детали скрыты), шаблону;

  • по теме.

Младший возраст: освоение свойств материала (строй. конструкторы, бумаг, прир-да); обыгрывание конструкций (дорога, домик, мебель); простое сюжетное конструирование; конструирование по образцам; из прир. материала - песка, снега. Средний возраст: конструирование с преобразованием образцов(построй такой же только высокий); по условиям выполнения поделки - по рисунку, фото; констр. из сложен. бумаги(большой и мал.флажок, высокий. и низк. домик); объемное конструирование (куб+ брусок+ мебель, машины, жив, дома); прост, поделки оригами(стакан, шляпа); из дополнит мат-ла( картон, ящики, шнуры); из бумаги(знать понятия угол, диагональ, сгиб).

Старший возраст: конструирование по образцу, по замыслу; созд. поделок на основе чертежа(город кукол); игрушки на основе конуса, цилиндра, оригами, освоение материлов и инструкций для работы по дереву.

Методы обучения.:обследование(детали + тех-ка изготов), анализ образца п-га, показ и объяснение(полн, частич); анализ промежуточ. результатов; анализ постройки, поделки; игров. приемы; выставки работ; организция предметной среды (материал, альбомы, фото, схемы, рисунки); познав-практическая деятельность.

39. Изобразительная деятельность детей вне занятий.
Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоят. деятельности закрепляются, разнообразные умения детей.

Изобразительная деятельность, возникщая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее целии содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки, Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлеж. для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.

В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничится карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старшей группы могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала — казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материалы хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя.

В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

40. Эстетическое восприятие детьми произведений изобразительного искусства(живопись, скульптура, графика, ДПИ).

Восприятие живописи. По данным ученых, при восприятии живописи дети отдают предпочтение картинкам бытового жанра, в меньшей степени их привлекают натюрморт и пейзаж. Сюжетная картинка притягивает ребенка интересным, увлекательным содержанием. При этом они не обращают внимание на ее эстетические стороны. Зубарева выделяет 3 уровня эстетического восприятия: на 1 дети радуются изображению знакомых предметов. На 2 ребенок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведении. Он оценивает цветовые сочетания, форму. На 3 уровне дети способны воспринимать не только внешние признаки изображения, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения. Восприятие скульптуры. В отличие от живописи образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Учитывая возрастные особенности дошкольников, в работе целесообразно использовать, прежде всего, скульптуру малых форм анималистического жанра. Дети 7-го года жизни правильно определяют назначение скульптуры, не смешивают с игрушкой. Восприятие графики. Рассматривая иллюстрацию, дошкольники не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысляют то, что изображено. Главным в понимании содержания рисунка, для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-7 лет-поза изображаемого человека и различные приемы передачи движения. Восприятие ДПИ: дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. Знакомясь с предметами народных мастеров, дети узнают быт и традиции прошлого.
41. Диагностика выразительности детского рисунка (смотр.

25 Художественные особенности детского рисунка)
Проводится по критериям: использование средств выразительности: цвета, линии, композиции и т.д. Четкое изображение формы, соблюдение симметрии, правильное командование на листе (соблюдение композиции).
Дети через рисунок передают тот мир, в котором они живут. Самой популярной темой в детском рисунке чаще всего является дом, семья, игрушки, окружающие предметы, а так же элементы пейзажей которые он видит из окна или во время прогулок с родителями. Прежде всего, данный факт объясняется тем, что ребенок через свой рисунок пытается передать окружающим все, что он чувствует на данный момент. В раннем дошкольном и более позднем возрасте каждый рисунок, выполненный ребенком, имеет определенное смысловое значение. Проведя анализ детского рисунка можно понять и увидеть, какие у ребенка отношения в семье, чего он больше всего боится, и какие проблемы его преследуют на данный момент. А так же проследить, как на разных возрастных этапах происходит умственное развитие ребенка. Как правило, в младшем возрасте до пяти лет все детские рисунки носят спонтанный, позитивный или негативный характер. Они несут все перечисленные выше смысловые ассоциации, но не имеют твердых правильных линий. В более же позднем возрасте линии меняются на более правильные, дети начинают изображать точные силуэты людей, животных и окружающих их мир предметов. Очень большое значение имеет и то, как ребенок передает тот или иной рисунок, насколько полно заполняет полезную площадь листа, и какие цветовые гаммы при этом использует. Если рисунок располагается по всему полю листа, значит ребенок уверен в себе. Также следует изучать цвета рисунка, используемые ребёнком.

42. Организация и методика руководства совместной изобразительной деятельностью дошкольников.
Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий, прежде всего, учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.

В мл. гр. на первых занятиях воспитатель объединяет индивидуальные работы детей в общую, обыгрывая и мотивируя свои действия: «Нужен коврик для куклы Кати», «Петушок проголодался». После воспитатель использует игровые ситуации, которые мотивируют необходимость объединения индивидуальных работ детей и исполнения совместных действий: «Вылепим палочки и построим заборчик, чтобы цыплята не разбежались». Эффективным является и рисование на общем фоне: «Дождик, дождик кап, кап…», аппликация на общих листах: «Цветы на лугу». В конце занятия воспитатель благодарит детей от имени героев.

На коллективных занятиях совершенствуются технические умения детей.

В ср. гр. воспитатель предлагает детям самим договориться между собой, кто, что будет делать. Используя разнообразные приёмы (советы, поощрение, напоминание) приучает детей работать согласованно, помогать друг другу на протяжении всех занятий. В конце занятий педагог предлагает детям обыграть выполненные образы.

В ст. гр. дети уже владеют опытом совместных действий: распределяют между собой части задания, помогают один одному, обсуждают отдельные изобразительные приёмы, композицию, цвет, материал. На занятиях педагог вначале проводит с детьми беседу и уточняет, что конкретно они будут делать, предлагает детям обсудить, как и где объекты будут изображены на листе. Дети продолжают работать по два, втроём, вчетвером,2-3 подгруппами, все вместе. После выполнения работы педагог предлагает детям отойти и посмотреть на неё издалека. Так как это даёт возможность увидеть всю композицию, а также её композиционные и технические недостатки, когда их можно исправить, педагог предлагает детям самим решить, как это можно сделать. В случае затруднения помогает советом.

42. Организация и методика руководства совместной изобразительной деятельностью дошкольников. ?????
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка

• развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

• процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

• в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

• совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

• в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;
42. Организация и методика руководства совместной изобразительной деятельностью дошкольников. ???????
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей

• она возникает по инициативе детей;

• ребёнок сам определяет цель;

• сам находит средства для её воплощения;

• планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

• в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности

• разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);

• потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

• бескорыстное удовольствие от процесса и результата;

• потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Формы самостоятельной изобразительной деятельности

• подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);

• упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);

• игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);

• воплощение собственных замыслов ребёнка


43. Задачи и содержание декоративной деятельности детей дошкольного возраста.

Младшая группа

Главная задача – развивать у детей интерес к декоративному рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы. Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым). В декоративной лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек-стек. Так дети лепят тарелки, пряники и др.

Средняя группа

Основная задача – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков. Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. В дек. лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).

Старшая группа

Главная задача – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира, симметрично располагать узор в зависимости от формы листа или объемного предмета. Украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы. Им предоставляется на выбор уже большее количество цветов. Учатся лепить сосуды путем вдавливания, оттягивания с прищипыванием краев или ленточным способом.

В подготовительной группе кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение. Должны уметь пользоваться всеми теми способами, которые использовали ранее, но и знать способ кругового налепа (постепенно примазываются кольца ко дну сосуда). Детям показывают способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой.
44. Методика руководства декоративной деятельностью детей младшего дошкольного возраста
Младшая группа

Главная задача – развивать у детей интерес к декоративному рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы. Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым). В декоративной лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек-стек. Так дети лепят тарелки, пряники и др.
Вначале, в 3,5—4 года, дети овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности: ритмическое повторение элементов (украсили салфеточку, варежку, кукле платье), затем чередование простых элементов (лепестков — примакивание всем ворсом кисти к бумаге, точек, полосок и т.п.).

На занятиях по аппликации дети располагают в определенном порядке готовые изображения, однородные по форме, а затем и разные но форме, величине, цвету.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта