Главная страница

Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция


Скачать 214.6 Kb.
НазваниеОсновные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
АнкорShpory_izo[1].docx
Дата27.09.2017
Размер214.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_izo[1].docx
ТипДокументы
#9025
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

45. Методика руководства декоративной деятельностью детей среднего дошкольного возраста
Основная задача – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков. Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. В дек. лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).
Дети 4—5 лет закрепляют навыки ритмичного расположения элементов узора и форм, учатся симметричному расположению узора на бумаге, имеющей фирму квадрата (салфеточка, платочек), круга (тарелочка, блюдечко). Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен уметь охватить весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т. д. В процессе создания узора нужно учить ребенка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор: включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то определенные цветы и ягоды, а придуманные самими детьми или взятые ими из произведений декоративно-прикладного искусства.

46. Методика руководства декоративной деятельностью детей старшего дошкольного возраста
Главная задача – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира, симметрично располагать узор в зависимости от формы листа или объемного предмета. Включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. Все узоры, которые составляют дети старшей группы, как правило, симметричны.

Украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы. Им предоставляется на выбор уже большее количество цветов. Учатся лепить сосуды путем вдавливания, оттягивания с прищипыванием краев или ленточным способом.

В подготовительной группе кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение. Так же детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора. Вводятся спирали, завитки, волнистые линии. Обогащается цветовая гамма узора. Вместе с тем ставится задача научить детей выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства: дымковской, хохломской, Городецкой росписи, в теплых или холодных тонах и т. п. Знакомство детей с разными цветами и обучение получению оттенков позволяет им использовать при составлении узоров не только основные цвета, но и оттенки. От составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами детей переводят к составлению симметричных, а затем и асимметричных композиций.

В обучении декоративному творчеству широко используются произведения декоративного искусства. При рассматривании их внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены. Детей учат выделять входящие в узор элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т. е. учат видеть и выделять выразительные средства декоративного искусства.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь пользоваться всеми теми способами, которые использовали ранее, но и знать способ кругового налепа (постепенно примазываются кольца ко дну сосуда). Детям показывают способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой.

47. Методика проведения занятий по собственному замыслу детей.

Замысел присущ любому виду изо деят-ти и возникает у детей на любом занятии. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребёнком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей, проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.

В процессе исполнительской части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.

В младшей группев ходе предварительной подготовки к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для сам-то изображения детей. Дети младшего возраста чаше всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению тем изображения, а затем предлагать материал.

Дети средней группыболее свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индив беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром или на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Примерно половину занятий с детьми ср возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

Встарших группах данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Эти дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества.

Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.

Форма проведения занятия - традиционная (беседа, о том, что и как дети будут изображать). Анализ работпредполагает: наличие оригинальности, детализации, нестандартности изображения


48. Методика проведения занятий рисования (лепкой с

натуры).
Натура- предмет который изображается (геом. фигуры, муляжи плодов, овощей, игрушки, предметы быта, посуды, чучела животных не используются).

Изображение представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного восприятия предмета.

Задачи обучения: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать своеобразие, и как можно более точно передавать в рисунке (лепке), учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой.

Подбор натуры(рекомендации Раевой, Саккулиной). Начинать обучение с приближенно плоской фигуры (листья); затем предметы прямоугольных форм, с фронтальной стороны, что бы не был виден объём; простые предметы - игрушки с отчетливой обобщённой формой (утка, гусь, фрукты); мягкие игрушки но с отчетливым контуром (медвежонок, зайчик).

Требования к занятиям.

1. Рекомендуется устанавливать натуру так, что бы дети видели самую характерную сторону силуэта.

2. Устанавливать натуру на уровне глаз детей или чуть выше.

3. Желательно 3-4 предмета одинаковых, что бы дети их видели под определённым углом (т.к. дети сидят неодинаково по отношению к натуре)

4 .Столы удобно расставить в шахматном порядке.

5. Натуру нужно представить интересно, заинтересовать темой детей.

Перед исполнительной частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.

Анализ работ предполагает оценивать их выразительность и точность передачи особенности натуры

49. Методика обучения детей способам и приемам лепки
Способы лепки:

-конструктивный (предмет создается из отдельных частей,работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепятв последнюю очередь.)

-пластический (лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины); Наметив основную форму,например, животного, переходят к вытягиванию таких частей, как
шея, голова, хвост, конечности.

-комбинированный (включает в себя оба вышеназванных способа)

для лепки посуды используются способы: ленточный,жгутиковый, гончарный.каркасный;

-рельефный (контррельеф - углубленный рельеф ; барельеф и горельеф - выпуклый рельеф).

Приемы лепки:

Отрывание,вдавливание, скатывание (получаем шар),раскатывание (цилиндр),скатывание и сплющивание (диск),оттягивание,прищипывание,сглаживание.умение польз-ся стекой.

Младшая группа( предметная, элементы сюжетной, из 1,2,3 кусочков),

Средняя группа( предметная, сюжетная продолжать работу по овладению конструктивным способом лепки, учим сглаживать поверхность, пользоваться стекой) Старшая группа( пред, сюж, знакомим с декором , совершенствуем умение лепить конструктивным и смешаным способами, знакомим со скульпт-м и пластич-м ( из целого куска), с гончарным и ленточным в декоративной лепке, со спосабами украшения лепного изделия: рельеф, налеп.
51. Методические особенности руководства лепкой в младшей

возрастной группе
Младшая группа Задачи:

1. Вызвать интерес к лепке.

2. Побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства.

3. Учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.

Методика:

На первых занятиях по лепке детей знакомят с глиной, учат раскатывать её между ладонями прямыми движениями. Так получаются столбики палочки. Следующий этап – это изменение знакомого предмета для получения другого. Столбик соединяют и получаю колечко, бублик. Этот процесс требует от детей большого зрительного контроля и работы не только ладонями, но и пальцами. Затем детей учат лепить предметы округлой формы, т.е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Так дети лепят мяч, апельсин, яблоко, вишни. В декоративной лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек СТЕК. Так дети лепят тарелки, пряники и др. Следующий этап – это лепка предмета, состоящего из нескольких частей (снеговик, башня).

На всех занятиях используются показ образца, обследование, упражнение в действии.

52. Методические особенности руководства лепкой в средней

возрастной группе
Средняя группа Задачи:

1. Продолжают воспитывать устойчивый интерес к лепке.

2. Учат лепить всей кистью руки и пальцами.

3. Развивают эстетическое восприятие формы, симметрии и пропорции.

Методика: На первых занятиях закрепляются знания, полученные ранее, затем детей начинают учить лепить фигурки, состоящие из нескольких частей, различных по форме (девочку в длинной шубе, медведя и др.). Причем изображение животных происходит с применением приема оттягивания (напр., изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы, хвоста, а передние лапы оттягиваются от обще массы (сидящая кошка)). В этом возрасте детей начинают учить самостоятельно делить ком глины на необходимое количество частей. В декоративной лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы, горшки и др), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок
53. Методические особенности руководства лепкой в старшей

возрастной группе
Старшая группа Задачи:

1 Научить в лепке точно передавать форму, пропорции, характерные детали и движения.

2 Развивать эстетический вкус.

3 Использовать в лепке разнообразные материалы и способы.

Методика: Сначала знания детей закрепляются. Затем детей учат изображать человека на двух ногах. После освоение этих навыков вводится сюжетная лепка, где фигуры представлены в движении. Усложняется и декоративная лепка → Дети украшают диски, пластины путем налепа более мелких деталей.

Вводится ленточный способ лепки посуды, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой – расплющенным цилиндром.
В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок
54.Методические особенности руководства рисованием в

младшей группе

Главные задачи

- вызвать у ребенка интерес;

- научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий. На первых занятиях детей знакомят с материалами, они рисуют прямые линии, штрихи. Затем пытаются изобразить предметы округлой формы. Темы занятий очень просты: воздушные шарики, ветка рябины, снегопад и др. В рисовании используются основные цвета: красный, желтый, синий. Затем добавляют зеленый, голубой, розовый.

Методика занятий направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребёнка в жизни, на умение выражать сюжетно-игровой замысел, на освоение изобразительных и технических навыков. По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекают к тому, что они нарисовали, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик
55.Методические особенности руководства рисованием в

средней группе
Основная задача: научить детей правильно передавать форму предмета.

Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры. Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Дети рисуют предметы округлой и прямолинейной формы (снеговик, лодка с парусом, дом, елка и др.). Детей начинают учить убирать за собой рабочее место. Вводятся новые цвета и оттенки: фиолетовый, серый, оранжевый, салатовый и др. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем всё больше предоставляет им самостоятельность. При анализе работ дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища.

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта