Главная страница

Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция


Скачать 214.6 Kb.
НазваниеОсновные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
АнкорShpory_izo[1].docx
Дата27.09.2017
Размер214.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_izo[1].docx
ТипДокументы
#9025
страница3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и явл-ся условием успешного выполнения той или другой деятельности.

Изобразительные способности -- система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в достаточно раннем возрасте.

Виды способностей:

1.Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач.

2.Специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определенном виде деятельности.

Способность к изо деятельности – специальная способность.

Она характеризуется показателями:

- высокая эмоциональность;

- творческое воображение;

- яркость зрительного восприятия;

- образная память;

- чувства формы и цвета.

Б.С. Кузин выделяет ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, нои мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности,обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображ-му явлению, целенаправленность и волю, а опорными - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего. 

Талант – способность создавать оригинальные предметы, отличающиеся новизной и высоким совершенством.

Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая создать принципиально новое.

Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей.
22. Педагогические условия формир-я изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
Творчество – специфическая деятелность человека, которая заключается в создании новых оригинальных продуктов.

Изобразительное тв-во – деятельность по созданию худ. образов на основе восприятия и передачи в изображении характерных особенностей предмета.

Объективной основой творчества является окружающая реальность.

Педагогические условия формирования изобразительного творчества для детей дошкольного возраста

1. Организация предметно-развивающей среды в У.О.

2. Обогащение представлений детей разными методами и средствами.

3. Взаимодействие д/у и семьи по развитию ИЗО тв-ва.

4. Задания направленные на развитие творческого воображения.

5. Знакомство с проиведениями искусства.

6. Творческая направленность педагога и дош. учреждения

7. Поощрение любых творческих проявлений детей.

8. Использование серии творческих заданий.

9. Художественное восприятие.

10. Уважительное отношение к продуктам детской деятельности.

11. Создание условий для ИЗО тв-ва в семье и т.д.

23.Художественные особенности детского рисунка
Рисунок – продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни, обычно начиная с 2-3-лет, с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; «верность» рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.

Художественные признаки детского рисунка: содержание детской графики; гуманизм, оптимизм рисунка; смелость процесса создания изображения; декоротивизм рисунка; антропоморфизм – очеловечение; прозрачность; выразительность в цвете, композиции. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидания только добра. СРЕДСТВА ХУД, ВЫРАЗИТ.:

- цвет

- Линия: прямые (вертикальные, горизонтальные, диагональные, в замкнутом пространстве (клетка, полоса, штрихи и т.д.)

- Динамика – передача движений с помощью жестов, поз.

- композиция.

- ритм, симетрия.

- гиперболизация – преувеличесние

- реализм
23.Художественные особенности детского рисунка
Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него – след на бумаге. Этот след ребенок оставляет сам, осуществляя по сути едва ли не первые свои продуктивные действия. Он испытывает удовлетворение уже оттого, что чувствует себя виновником появления некоего продукта.

На четвертом-пятом году жизни ребенок вступает в следующую стадию – схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием.

Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды.

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляется его индивидуальность в рисунке.

Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники.

В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах.

24. Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения. Однако первые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. Это объясняется тем, что у маленького ребенка отсутствует анатомо-синтетическое мышление, т.е ему еще сложно создать целостный образ. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

Флёрина развитие изо способностей описала схематично:

1.Форма. 2.Цвет. 3.Движение. 4.Композиция.

Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.

Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д. Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.
Комарова установила последовательность овладения детьми изобразительными спос-ями: от 3-7 лет происходит обучение технике рисования, от 3 до 5овладение основными формо-образующими движениями (скатывание, вырезывание...), 4-6 лет формирование сенсо-моторных способностей, 5 – 5.5 форм-ся основные параметры регуляции(сила нажима, амплитуда, скорость).


25.Художественная выразительность детского рисунка
Выразительность детского рисунка —это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции

Средства выразительности: цвет, линия, композиция, движение, ритм, симметрия, агглюцинация (склеивание), форма (в лепке), фактура, движение (жесты, позы).
Признаки детского рисунка

1. Содержательность,

2. Эмоциональность, непосредственность переживаний (цвета)

3.Смелость детской графики

4. Декоративизм

6. Прозрачность детского рисунка (прорисовывает те предметы

которые не видны на натуре).

7. Антропоморфизм – очеловечение.

8. Гуманизм, оптимизм.

9. Выразительность

26 Пснхологнческие особенности детского рисунка.
Дети через рисунок передают тот мир, в котором они живут. Самой популярной темой в детском рисунке чаще всего является дом, семья, игрушки, окружающие предметы, а так же элементы пейзажей которые он видит из окна или во время прогулок с родителями. Прежде всего, данный факт объясняется тем, что ребенок через свой рисунок пытается передать окружающим все, что он чувствует на данный момент. В раннем дошкольном и более позднем возрасте каждый рисунок, выполненный ребенком, имеет определенное смысловое значение. Проведя анализ детского рисунка можно понять и увидеть, какие у ребенка отношения в семье, чего он больше всего боится, и какие проблемы его преследуют на данный момент. А так же проследить, как на разных возрастных этапах происходит умственное развитие ребенка. Как правило, в младшем возрасте до пяти лет все детские рисунки носят спонтанный, позитивный или негативный характер. Они несут все перечисленные выше смысловые ассоциации, но не имеют твердых правильных линий. В более же позднем возрасте линии меняются на более правильные, дети начинают изображать точные силуэты людей, животных и окружающих их мир предметов. Очень большое значение имеет и то, как ребенок передает тот или иной рисунок, насколько полно заполняет полезную площадь листа, и какие цветовые гаммы при этом использует. Если рисунок располагается по всему полю листа, значит ребенок уверен в себе. Также следует изучить цвета рисунка, используемые вашим чадом.


27. Периодизация развития детского рисунка.
Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс. Главное для него – след на бумаге. Этот след ребенок оставляет сам, осуществляя по сути едва ли не первые свои продуктивные действия. Он испытывает удовлетворение уже оттого, что чувствует себя виновником появления некоего продукта.

Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил.

Третья стадия - индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды.

В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания.

28. Обучение детей обобщенным способам изображения
Обобщенными и типичнымиспособами изображения разных объектов являются: конструктивный, силуэтно-контурный, смешанный (силуэтный с контурным),пластический (от главной линии, передающей суть позы, движения), стилизованный (когда форма и цвет чрезвычайно обобщены и условны; от самого интересного и выразительного ко всему остальному, от простого к сложному и наоборот, от общего к частному, отдельному.

В лепке: жгутиковый, конструктивный, пластический, пластинчатый, ластинчато-объемный, и др. Конструктивный способ господствует в младшей

и средней, в старшей группе при лепке человека появляются шея, пальчики, ступни ног и т. В подготовительной группе нужно подводить к восприятию и воспроизведению сложной формы в целом. В первую очередь это отн к фигурам человека и животных. Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого -отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры: осн работа-движениями пальцев, иногда всей кистью руки. Старшие дети пользуются стекой — ею надрезают, разделяют части в целом куске. Детям показ прием повертывания лепки на дощечке рассматривать ее то с одной, то с др. стороны. Рисование: 1.конструктивный,2. Силуэтно-контурный 3.комбинир1+2/ 4.от самого интересного к простому прием «построения» предмета сложной формы 5.от целого к деталям б.сп-б схематизации, стилизации. Такой прием требует умения делать набросок, т. е. намечать форму без деталей, затем ее уточнять и отделывать:используются граф каранд, мелки,акварель. Краска светло-серая, голубоватая или светло-коричневая: рисунок можно исп равлять, дополнять. Рис. на отдел листке бумаги быстрыми движениями, легкой слитной линией;

Аппликация: 1) конструктивн, 2) силуэтно-контурный 3).комбинир 1+2
29.Содержание изодеятельности детей дошкольного возраста

Основные подходы:

Личностноориеностнотированный (обращается внимание на способы изображения детей, учитываются возраст, интересы, склонности, мотивы,уровень развития нравтвенно-эстетических чувств.

Деятельностный(развитие ребёнка происходит в деятельности а не само по себе,Индивидуальный(учёт творческих знаний и изо опыт /изо умения и технич навыки/) Комплексный(единство задач нравственного,эсететического, трудового, интелект воспитания на занятиях по изодеятельности, формир обощённых знаний)

Обобщённые способы:

Рисование

1. Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; З.Смешаный-1+2

Лепка

1.Конструктивный; 2.Пластический; 3. Комбинированный

Аппликация

1.Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; 3.Комбинированный; 4.0брывание ;

5.С эл-ми флористики

Принципы обучения детей: наглядности, доступности последовательности и систематичности, краеведческий, единста учебных и творческих задач воспитания, природосообразности, гуманизации, единство общественного и семейн воспитания.

Видыизо-деятельности рисование, лепка, аппликация, конструирование.

30. Занятия изодеят., как форма обучения и разностороннего развития дошкольн.

Занятие - это специально организованная деят-ть педагога по передаче детям ЗУН. В д\с проводятся следующие занятия по изобразительной деят-ти: - по рисованию, - по лепке, - по аппликации, - по конструированию. Каждый вид имеет свою специфику: Рисование – это вид изо деят-ти, при котором изображение создается на плоскости. Лепка – это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала. Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти постройки и игрушки служат для игр детей.

Структура традиционного занятия: Вступительная часть: осуществление показа, цели, задачи. Основная часть: основная деятельность, Заключительная часть: анализ детских работ. Другие формы проведения занятия: комплексные, коллективные, игра, упражнение, задания, графические рассказы, беседы, путешествие, эксперименты

Младшая группа.

занятия–упражнения (вступительная часть будет минимал., самая больш.–основная часть, заключ. – минимал /для декоратив. и предмет. рисов./); занятие – задание (учимся зеркальной симметрии – закрась вторую часть бабочки, докрась образец, дорисуй рушничок и др.); игра (подчиненно игровой деят-ти, построено на одной игре (нарисуем следы зайчика); занятия – беседа (не будем получать результат). Осн. части не будет.;

Средняя и старшая группа:
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта