Главная страница

Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция


Скачать 214.6 Kb.
НазваниеОсновные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
АнкорShpory_izo[1].docx
Дата27.09.2017
Размер214.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_izo[1].docx
ТипДокументы
#9025
страница2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Архитектура - искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни деятельности человека.

Виды архитектуры:

-объемных сооружений

-ландшафтная (садово-порковое простран-во, скверы, бульвары)

-градостроительство

Средства выразительн-ти: маштабность, пропорциональность, фактура, цвет, декоративные элементы, ритм, пластика объемов.

По архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.

Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер. Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало - практически полезное должно стать художественной ценностью.

Знания об архитектуре как виде искусства дети полючают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений воспитатель целенаправленно обращает внимание дош-ов на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети начинают понимать, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечачать разницу между жилыми, промышленными, общественными и хозяйственно бытовыми зданиями. Знакомим с памятниками архитек-ры: Мирский замок, Софийский со-бор в Полоцке, ратуши в минске, библеотека, и т.д.)

Архитекторы: С. Мусинский, В. Король.

11. Дизайн. Его разновидности и основные средства.
Дизайн художественное конструирование проектирование художественных свойств окружающих нас предметов мира. Дизайн – это проектированная деятельность, в процессе которой создаются вещи по законам удобства, пользы, красоты.

Виды дизайна:

Промышленный дизайн – самый большой вид. Это дизайн всех вещей, которые нас окружают, дизайн мебели, посуды, светильников и т.д.

Дизайн одежды– моделирование

Дизайн причесок

Художеств. обработка ногтей

Визаж

Фитодизайн– растение в интерьере (детская деят-ть флористика)

Компьютерный

Дизайн интерьера

Ландшафтный

Артдизайн– это то, что создают для украшения в интерьере.

Архитектурный

Экодизайн

Средства выразительности дизайна: точка, линия, фактура, масса, форма, объем, текстура, цвет, пропорции.

12.Виды и национальные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси
ДПИсоздание и художественная обработка предметов быта. ДПИ всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны.

В Белоруссии распространены следующие виды ДПИ:

керамика; изделия из дерева и их художественная отделка (резьба, роспись, выжигание); ткачество; вышивка (ручная, машинная); вязание; ковры; плетение из лозы, бересты, льноволокна и аппликация; саломоплетение; гончарство; кружевоплетение; иконопись; макраме; аппликация из ткани; флористика; народная игрушка; выдувание стекла; художественная обработка кожи и металла и др.

Средства выразительмости: линия, фактура, масса, текстура, цвет, форма, симетрия, ритм.

Функция изделий ДПИ, с которой можно знакомить детей, - практическое использование предметов, выполненных народными мастерами. Оформительская функция.- изделия мастеров придают уютность помещению, украшают его. некоторые изделия, одновременно могут быть сувенирами.

13. Художественные методы создания произведений искусства. Детские художественные методы.
Термин “художественный метод” обозначает инструмент, вырабатывающий художественные образы – эстетические знаки, репрезентирующие эстетическую информацию, которая закодирована определенным способом в художественной и предметной формах.

Ознакомление детей дошк-го возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества.

Задача педагога - так организовать изобразительную деят-ть детей, чтобы она носила активный и творческий хар-р. Для ознакомления детей дошк-го возраста с произведениями изобразит-го искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные.

14.Дидактические основы руковод-ства изо деятельностью детей.
Принципы обучения изобразитель-ному искусству:

1) воспитывающий характер обучения;

2) научность;

3) систематичность и последовательность в обучении;

4) сознательность и активность детей;

5) доступность обучения;

6) прочность усвоения знаний, умений и навыков;

7) учёт индивидуальных особенностей детей;

8) наглядность обучения;

9) связь обучения с практикой, жизнью.

Задачи обучения рисованию.

Задачи воспитания и развития: 2 мл.гр. – 1 занятие в неделю, задачи: 1).воспитывать устойчивый интерес к рисунку; 2). учить правильно сидеть за столом;3). слушать воспитателя;4). Развивать мелкую моторику.

ср. гр. 1 занятие в неделю; задачи:1).воспитывать устойчивый интерес к рисованию;2). развивать восприятие; 3). Развитие самостоятельности; 4). развитие эстететического чувства, творчества.

ст. гр. – 2 занятия в нед.1).понимать зависимость качества изображения от изобр-я предмета; 2). развивать личный вкус.

Образовательные задачи:

ЦВЕТ.

2мл.гр. – знать и различать: красный, желтый, синий, зел., чёр., белый, розовый, голубой, серый.

Ср. гр. - +, корич., оранж, фиал., свет. и тёмн. зелёный. Ст .гр. 1. делить цвета на группы: яркие (спектральные); тёмные (чер, сер); светлые (роз.). 2. самостоятельно получать светлые тона.

ФОРМА.

2мл.гр: круг, квадрат, треугольник. Ср. гр.: +, прямоугол., овал, трапеция. Ст. гр.: +, ромб, многоугольник

Изобразительные задачи.

Мл.гр.: - изображать не сложные предметы использовать различные ср-ва выразительности (цвет, линию, форму);

Ср.гр.: Представить форму и строение некот. предметов; Задумывать рисунки, развивать творчество и самостоятельность.

Ст.гр.: Изображать несложный предмет, передавая особенности + учить рисовать с натуры.

15.Подходы и принципы образовательной работы педагога в процессе руководства ИЗО деятельностью.
Подход- это определённая позиция, точка зрения кот. содействует, способствует организации их проведению образовательного процесса.

ПОДХОДЫ:

-личностно-ориетированный: учет интересов, способностей, склонностей,инд. опыта;

-деятельностный .-развитие происходит в различных видах деят-ти; понимание ребёнка как субъекта деятельности;

-индивидуальный: учет ИЗО-опыта, технических навыков;

-комплексный: единство нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания; различные виды ИЗО;

-дефференцированный учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

ПРИНЦИПЫ:

-гуманизации (ориентация педагога на личность ребенка), природосообразности (учитывать возростные и индивидуальные особенности);

-взаимосвязи различи. видов ИЗО - деятельности.;

-социокультурологический: единство мировой и национальной культуры (приобщение к национальному искусству и доступных к детскому восприятию произведений мировой искусства)

-воспитывающего и развивающего характера обучения;

-наглядности;

-систематичности, последовательности;

-активности и самостоятельности;

-единства воспитания семейного и общественного.


16. Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображений.

Основная цельобучения изоб-ной д-ти - развитие твор. способ-ей детей.Впечатления, получ-ые ими из окр. жизни, влияют на содержание этой д-сти. В процессе изо6ражения у ребенка закреп-ся определенное отношение к изоб-му, уточняются и приобретаются знания об круж. мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использо-вать эти умения в проц. изображения предметов и явлений дей-ти.

Приемы обучения, используемые воспит., направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изоб-ми материалами целенаправ., полноценным, результатив.

Задачи:

1. воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окруж. действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Изобразительные возмож. дош. в передаче окр-го ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки. Дош-ку трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, гармонических цветовых сочетаний и т.д. Большое значение в правдивой передаче впечат-лений имеет способ изобра-жения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объ-ектов в пространстве, их цвет и т. д.

2. развитие умений изоражения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

В жизни ребенок легко улавливает связи и отнош. между предметами, однако для передачи этих отнош. в рисунке или лепке дош. должен овладеть целым рядом изоб-ых умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Реб. необходимо определить, что явл. главным в изображении, а что второстеп.;решить композиционные задачи — как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д.Это задача довольно сложная, требующая развития мышления. В д/с она решается главным образом в ст. гр.

3. развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

Решение этой задачи связ. с особенностями эстетического развития дош. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осущест. по преимуществу на занятиях декоратив. рис. и апликацией. В лепке — это украшение вылепленной посуды и деко-ративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом.

4. овладение техническими приемами работы с различными материалами.

Изобразительные умения заключ. в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, аккуратно закрасить рисунок, не заходя за контур, в лепке — скрепить прочно одну часть с другой и т. д.

Приобретение тех. навыков только на начальном этапе обу-чения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли реб. Постепенно тех. навыки автома-тизируются, рисующий пользу-ется ими без особого напряжения.

Тех. нав-и включают правильное использование материалов и оборудования.

5. ситимулировать активность , самостоятельность.

6. Учить детей предварительному продумыванию содержания образа, способов выполнения.

17. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников изо.

наглядные методы и приемы: - использование натуры (предметы быта, игрушки), - рассматривание предметов в начале занятия, - использование образца, использование картин (для уточнения представлений об окружающей действительности, для прояснения способов изобр.), - показ жестом (расположение обьектов, способа изображения), - анализ детских работ.

Словесные методы и приемы: - беседа, - использование образцов худ. литературы, -обьяснение и пояснение педагога, -рассказ педагога.

Практические (обработка технических навыков, любые предварительные зарисовки).

Игровые приемы: -

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самост-ти, но и фантазии и творч-ва. Педагог предлагает самост-но выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы, и их сочетание. Выбар методов и приемов зависит от цели, задачи, формы организации изобразительной деятельности, типа занятия, подготовленности детей и т.д.


18. Формы организации изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.

Формы организации изобразительной деятельности – занятия и художественная деятельность вне занятий.

Занятие - основная форма организации изобразительной деятельностью в д/с.

Типы занятия: комплексные, комбинированные, игра, упражнение, задания, графические рассказы, беседа, путешествие, эксперименты, контрольно-учетные, диагностические.Индивидуальные, по подгруппам, фронтальные.

Самостаятельная художественная деят-ть - индивидуальная и занятия по интересам, кружковая работа, изо студии.

Виды занятий: Рисование, лепка, аппликация

По содержанию изображения бывают: предметные, сюжетные, декоративные

В зависимости от метода и способа изображения бывают: по изображению с натуры, по памяти, по представлению, по воображению.

По характеру выбора темы: на тему предложенную воспитателем, избранную самим ребенком..

По источнику темы замысла: на литературную тему, на музыкальную тему, на тему определенной действительности

Структура занятий:

1.вводная часть – бесседа, анализ, чтение худ. Произведений.

2. Основная часть – рекомендации:

- дети должны одновременно приступить к работе;

- дети самостоятельно подбирают ИЗО материалы;

- за 5-7 мин. Предупредить детей о завершении работы.

3. Заключительная часть – анализ детских работ.

19. Особенности детскогого изобразительного творчества.
Творчество – специальная деятельность человека, которая предполагает создание новых оригинальных продуктов. Изобразительное творчество – деятельность по созданию худ. образа, на основе восприятия, переработки и отображении наиболее характерных особенностей.

Специальные признаки детского изобразительного творчества:

1. Эмоциональные образы видения

2. Нестандартные способы решения

3. Непродуктивность выполнения изображения

Необходимые условия для возникновения творческой деятельности:

1.Наличие способностей

2. Воображение (репр, продукт)

3. Наличие изобразительного опыта (навыки, умения)

4. Уровень внутренней активности детей

5. Наличие нравственно-волевых качеств (аккур, довед до конца).

Этапы творческой деятельности дошкольников:

1. Накопление первичных представлений,

2. Период возникновения замысла

3. Процесс создания изображения ,

4. Анализ результата.

Признаки детского изобразительного творчества:

1. Спонтанный характер.

2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс.

3. Зависимость от возраста ребенка. Увлечение рисованием длится до определенного момента, когда в силу развития ребенка уступает место словесному искусству, интересу к тексту.

4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга.

5. Эмоциональность, искренность, смелость, оптимизм и т.д.

20. Этапы творческой изобразительной деятельности дошкольников
Изобразительное творчество – деятельность по созданию худ. образа, на основе восприятия, переработки и отображении наиболее характерных особенностей.

Объективной основой творчества является окружающая реальность.

Процесс творчества включает 4 этапа:

1) Накопление представлений. Определяется тематика будущего изображения, определяется объём темы (от возраста, образования), выбираются задачи, опорные объекты (смысловой центр картины), определяется источник информации. Педагог подбирает методы и приемы стимулирования, накопления информации (наблюдение, экскурсия, беседа).

2).Период возникновения замысла. В младшей группе замысел отсутствует либо не устойчив, он саздается с помощью взрослого. Дети не владеют средствами худ. выразительности. В старшей группе – замысел носит творческий характер (место действия, детали, сюжет, линия, название работы), а также используют средства худ. выразительности.

Действия педагога: определяются гл. действующие лица будущего произведения, определяется место действия, сюжетные линии, продумываются детали будущей композиции. Можно предложить назвать изображение.

3). Процесс создания изображения. Реализация замысла. Основная задача педагога- помочь подобрать и использовать средства худ. выразительности.

4). Получение готового продукта деятельн-ти. Анализ результата.

21. Характеристика способностей к изобразительной деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта