Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
Скачать 214.6 Kb.
|
занятие – графический рассказ работа подчин. Рассказу: появилось солн. – рис, выглянула тучка – рис.) Эксперимент (закрасить картинку); Зан. – путешествие (предметное действие, посещение точек, пунктов.); Коллективное занятие (опираемся на общ. раб); занятие нетрадиц. формы проведен. (опир. на теле, музыкальн. игры). 31. Классификация ихарактеристика занятий поизобразительной деятельности Типы занятий: 1) Занятия на тему, предложенную воспитателем: а) направлены на изучение нового программного материала( овладение новыми приемами, умениями; самостоятельный выбор цвета, размеров, дополнение деталями); б) на закрепление ранее пройденного; 2) занятия на тему, выбранную самим ребёнком (по замыслу)- выбор темы и приёма изображения («Праздник в д/с»), новый программный материал не дается. 3) комплексные - разные виды де-ской деятельности (матем. + изо) 4) интегрированное (комбинированное) - разные виды изодеятельности (рисунок + ап-пликация; ознакомл. с произведением+изодеят.) 5) занятие- упражнение (репродуктивные методы: отработка технических навыков и не предполагает внесение элементов творчества) 6) занятие – задание ( обучающие задачи + творческие задачи) - подбор цветовой гаммы для передачи настроения, декорирование поверхности; 7) графическое рассказывание (рассказ+изображение) 8) диагностические (в начале (после 2-3 недель) и в конце контрольно-учетные (после темы, после квартала); 9) занятие - игра ( единый игровой сюжет) 10) занятие - искусствоведческая беседа В каждом типе занятия реализуются цель, задачи, методы обучения. Предполагается проявление и развитие индивидуальности. Виды занятий: - по содержанию изображения – предметное, сюжетное, декоративное; - по способу изображения - по представлению, по памяти, с натуры; - по характеру выбранной темы - на тему, предложенную воспитателем и свободную тему (по замыслу); - по источнику тем замыслов - занятия на литературные темы, на музыкальные, окружающей действительности 32. Виды детского рисования Три вида детского рисования: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Рисование отдельных предметов Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: 1).Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; 2).Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; 3).Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Сюжетное рисование Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие: 1).Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; 2).Научить передавать взаимодействия между объектами; 3).Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве. Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Декоративное рисование Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи: 1).Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; 2).Развивать чувство цвета; 3).Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; 4).Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. - по способу изображения - по представлению, по памяти, с натуры; 33. Лепка как вид изобразительной деятельности детей. Лепка - вид изодеятельности включающий создание скульптурных изображений из пластического материала. Виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная. Вторая классификация повидам: с натуры, по памяти, по представлению, по замыслу. Средства выразительности: форма, объем, пропорции, фактура, движение. Материалы: глина (экологически чистый продукт, обжигаем, декорируем), соленое тесто, пластилин. Задачи: 1) формировать у детей навыки использования средств худ. выразительности на занятиях; 2) стимулировать освоение детьми различных видов лепки; 3) формировать технические приемы работы с пластическим материалом; 4) создавать условия для овладения различными способами лепки; 5) стимулировать творческий замысел у детей; 6) активизировать использование разных приемов и способов при создании одного изображения. Приемы: скатывание, раскатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание, примазывание. Способы: конструктивный, пластический, комбинированный, ленточный, жгутиковый, гончарный, каркасный, рельефный. Методы и приемы: использование образцов, муляжей в качестве натуры; использование расчлененного показа; использование игровых ролей; решение проблемно-творческих заданий; экскурсии; прием обследования, использование технологических схем; готовые детские работы как образец, тематические выставки, игровые моменты. 34. Приемы и способы лепки Лепка - вид изодеят., включающий создание скульптурных изображений из пластического материала.. Виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная. Вторая классификация повидам: с натуры, по памяти, по представлению, по замыслу. Способы лепки:
Приемы лепки:
35. Виды аппликации в д/с. Способы создания аппликационных работ. Виды аппликаций: предметная, сюжетная, декоративная. Виды аппликационных работ: 1. по содержанию детских работ -предметная (создание предмета), сюжетная, декоративная. 2. По количеству использования цветов-монохромная (один цвет), полихромная (несколько цветов используется). 3. По технике выполнения-плоскостная (все части прикреплены к фону), полу объёмная. 4.по форме элемента: геометрическая и негеометрическая. 5. По способу изготовления деталей: резанная и обрывная. 6. По количеству деталей: целая силуэтная, состоящая из частей, мозаика. 7. По способу крепления деталей: однослойная, многослойная. Способы создания аппликации: аппликация без наклеивания, наклеивание подготовленных форм, обрывание Дош - ки овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезанием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деят - ти являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геомет. формы, знакомятся с их особеностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора. Овладению процессом аппликации помогает вырезание без наклеив. (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами). Дошкольники могут вырезать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.
36.Способы и приемы вырезания Вырезание деталей изображения
Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги.
Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз. Из бумаги, сложенной в несколько раз, или, как условно называют, гармошкой, получаются интересные и полезные вырезки. Их можно использовать как украшения помещений детского сада, костюмов. Прием вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, используют, когда надо получить много одинаковых изображений, например для разных орнаментов, наглядных пособий, дидактических игр, атрибутов к подвижным или творческим играм. Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки. Этот прием вырезания придаст аппликации выразительность и живописность. Делают это следующим образом. Готовят форму какого-либо изображения (цветка, листочка, вазы и т. п.), из этой формы вырезают определенную частичку и подклеивают под нее подкладку, таким образом, подчеркивают форму самого изображения. Методы и приемы (по возрастным группам). Младшая группа. При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест. Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать. Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям.Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей.На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность. Средняя группа Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей — маленькую). В средней группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используя показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал...» В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. . Старшая группа На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. К использованию образов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Можно использовать вариативные образцы. Демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует. Необходимо чаще опираться на самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем. Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель должен чаще задавать им вопросы не только о том, как вырезать предмет той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. Нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, предоставляя в их пользование больше вариантов. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается косвенно подвести ребенка к правильному решению. |