Главная страница

Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция


Скачать 214.6 Kb.
НазваниеОсновные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
АнкорShpory_izo[1].docx
Дата27.09.2017
Размер214.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_izo[1].docx
ТипДокументы
#9025
страница9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

77. Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому игровые приемы обучения используются на каждом занятии во всех возрастных группах. Игра в процессе изодеятельности - наглядно-действенный прием обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы -Е. А. Флерина, А. А. Волкова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева и В. Н. Зинченко.

В изо игру выделяют как прием. В младшей группе все задания даются в игровой форме (пальчики идут по дорожке, кисточка шагает), используются разнообразные сюрпризные моменты (в гости пришел зайчик, зимушка-зима и др). часто используется театрализованное переодевание, когда пом. воспитателя переодевается в сказочный персонаж.. В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. Обыгрывание: мишка заходит, просит его нарисовать. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.Дети этого возраста так же в игровой ситуации начинают ориентироваться на взаимопомощь, выручку, воспитание нравственных чувств. Детям предлагают помочь зайчику, мышке, нарисовать подарок маме и др. В старшей группе игровые приемы уже более сложные, основываются на знании детей о сказочных персонажах, в театрализованной деятельности участвуют сами дети. В каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия.

С детьми 6 лет можно применять игровые приемы (в меньшей степени, чем в мл. гр.) Например, во время прогулки дети через самодельные фото-аппараты рассматривают пейзаж, «делают снимки», а придя в д. с. «проявляют и печатают их», изоб-ражая воспринятое на прогулке.

Игру на занятии педагог использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, т. к. она может помешать приобретению знаний, умений и навыков.

Все игровые приёмы условно можно разделить на 2 большие группы:

а) сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр; б) сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых


78.Наглядные методы обучения дошкольников ИЗО деятельности.
Методы обучения - в дидактике понимается система действий педа-гога по организации познавательной и практической деятельности детей, которая направлена на усвоение ими программного материала

1.Использование натуры (предмет, который используется в процессе его восприятия)

Требования: натура может использоваться без словесных методов; натура с характерной стороны;

на уровне глаз;3-4 предмета натуры под определенным углом зрения; натура используется во всех структурных частях занятия.

2.Использования образца: может быть целостным и частичным.на фронтальных занятиях и в процессе индивидуальной работы; нельзя заменять конкретные изображения предмета его схематичным изображением.

3.Использование картин: (для уточнения представлений детей об окружающей действительности; для пояснения способов изображения).

4.Показ

Виды показа: полный, частичный; общий и индивидуальный; уточняющий; корректирующий; технический; вариативный; исполнительский (когда требуется четкий алго-ритм; условный (влажной тряпочкой на доске); сотворческий; игровой; контекстный; отделочный (декорирование); импровизационный.

5.Анализ детских работ (Выставка; выбор нескольких работ; предлагаем кому-нибудь из детей; сказочный персонаж; само-оценка;) Ведущую роль в оценке играет педагог.

78. Использование наглядных методов в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности. Почитать!!!!!!!!!

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. 
Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении- при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах.  Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Такие навыки начинают развиваться у детей 5—6 лет. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт.
Не рекомендуется применять в качестве натуры живых птиц, животных. Их движения, звуки будут отвлекать детей от рисования, не дадут возможности сосредоточить внимание на восприятии предмета в нужном положении. 
Таким образом, использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры. Образец может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения.
В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения.
На начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения элементов и сочетания цветов.
Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением.
Использование образцов определяется задачами, стоящими на данном занятии. Так, образец может быть предложен без специальных указаний воспитателя, дети рассмотрев его, выполняют работу самостоятельно. В этом случае применение образца будет способствовать развитию аналитико-синтетического мышления ребенка.
Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете.
78. Использование наглядных методов в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности. Почитать!!!!!!!

Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения.
Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.
Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно воспринимаемый образ Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдения за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.
Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдаленных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположецными на ровной земле. С этой целью картина может быть использована в работе с детьми шести лет, им уже доступно понимание такого способа изображения. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа.
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение.

79. Методическая работа по руководству изобразительной деятельностью детей в учреждении дошкольного образования.


Успешное решение задач воспитания и обучения в детском саду зависит от слаженности и организованности коллектива педагогов. Рассмотрим основные направления методической работы в ДОУ по руководству изобразительным творчеством.
Заведующая детским садом должна тщательно изучать работу каждого педагога. Для этого ей необходимо посещать занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию во всех возрастных группах, определив цель посещения. Посетив несколько занятий в одной группе, она проверяет план работы, знакомится с детскими рисунками, аппликациями, проводит беседу с педагогом.

Целевой просмотр и анализ занятий дает возможность, с одной стороны, глубоко изучить положительные и отрицательные моменты в работе педагога, с другой — помочь воспитателю в руководстве изобразительным творчеством детей. Каждое целевое посещение должно заканчиваться беседой с воспитателем, в процессе которой анализируются положительные стороны и недостатки в его работе.

Методист помогает воспитателям планировать работу, организует просмотр занятий, направляет обсуждение методов и т. д. Работа методиста в городе (районе) по руководству изобразительной деятельностью детей проводится в двух планах. С одной стороны, это организация открытых занятий по изобразительной деятельности, изучение и распространение передового опыта; с другой — осуществление контроля за работой заведующих и воспитателей детских садов по эстетическому воспитанию.
Важным в работе методиста является ее умение организовать условия для полноценной работы. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, методических пособий, произведений искусства и т. п. Часть материала методист выдает воспитателям для работы с детьми. Часть оборудования остается в качестве запасного, который всегда может быть получен воспитателями.

Центром всей педагогической работы в городе (районе) является методический кабинет. В нем хранятся отчеты о работе детских садов, иллюстрации, наглядные пособия, организуются выставки, проводятся консультации. Районный или городской методист, являясь консультантом по вопросам изобразительной изобразительности детей, должен обладать достаточными знаниями в этой области, так как к нему могут обращаться воспитатели и заведующие по многим вопросам, возникающим в процессе работы.
Консультации по методике изобразительной деятельности вызываются разными поводами. В кабинет приходит воспитатель с просьбой объяснить, как наладить работу по изобразительной деятельности в группе детей разного возраста. Другой педагог просит помочь составить календарный план. Некоторые воспитатели приносят в кабинет детские рисунки и аппликации с просьбой посоветовать, как оформить выставку. Нередко заведующие обращаются за помощью в составлении плана работы кружка или в уточнении тезисов доклада на родительском собрании и т. д.


79. Методическая работа по руководству изобразительной деятельностью детей в учреждении дошкольного образования.

Обязанность методиста — оказать квалифицированную помощь, дать исчерпывающую консультацию, вызвать у педагогов творческий подход к решению методических вопросов.
Проверяя и изучая работу детских садов по изобразительной деятельности, методист иногда видит необходимость пригласить отдельных работников на консультацию для ознакомления с материалами кабинета или для беседы.
Наряду с индивидуальными консультациями он проводит и групповые консультации. Так, после посещения нескольких детских садов он приглашает на консультацию заведующих и воспитателей подготовительных групп для обсуждения вопросов подготовки детей к школе в процессе занятий рисованием, лепкой и аппликацией. Методист анализирует просмотренные занятия, знакомит воспитателей с передовым опытом работы других детских садов, показывает планы, пособия и другие материалы. Методические объединения — это коллективная форма работы, направленная на улучшение учебно-воспитательного процесса в детских садах данного города или района. В планах работы методических объединений, составленных на основе пожеланий работников дошкольных учреждений, должны найти место и вопросы по изобразительной деятельности. В городах и районах, где имеется большое количество детских садов, объединения проводятся по возрастным группам, с которыми работают воспитатели.
Педагогические совещания — важное средство повышения квалификации воспитателей и пропаганды передового опыта в детском саду.
Содержание и методы проведения педагогических совещаний с целью улучшения работы с детьми по изобразительной деятельности могут быть различными. Это зависит от состояния работы по рисованию, лепке и аппликации в детском саду, а также от квалификации воспитателей. Как правило, такие совещания бывают посвящены теоретическим или практическим вопросам руководства изобразительной деятельностью детей разных возрастных групп. Каждое педагогическое совещание должно давать работникам детского сада определенные знания, расширять их кругозор, способствовать дальнейшему улучшению работы по всем разделам изобразительной деятельности.
Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье.


80. Планирование изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности возможно лишь при чётком, последовательном распределении их по занятиям.
Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
Определилось 3 вида планирования:
- календарное (составляется на 10-12 дней);
- календарно-перспективное;
- перспективное (на месяц, квартал).
Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить её целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в работе воспитателя на ближайшие 2-3 месяца.
Календарный план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие требования программы и задачи годового плана детского сада. В 1-й младшей группе (ясли) занятия рисованием и лепкой проводятся 2 раза в неделю (1-рисование и 1-лепка), преимущественно утром. В первом полугодии проводятся 2-3 занятия с подгруппами по 4-5 детей. Затем группа делится на 2 подгруппы. Продолжительность занятия – 8-10 мин. Во втором полугодии занятия проводятся со всей группой детей, продолжительность – 15 мин.
Всего 36 занятий в году: из них большинство предметного характера (24) и по замыслу (12). Лепка 36 занятий, 1 раз в неделю.
Во 2-й младшейгруппе и средней группе рисование и лепка 1 раз в неделю, аппликация и конструирование 2 раза в месяц.
Старшая и подготовительная группарисование 2 раза в неделю, лепка 1 раз в нед., аппликация 1 раз в нед., конструирование 1 раз в нед.
Нет строго определённого количества занятий по предметному, сюжетному или декоративному рисованию. Занятия по замыслу детей проводят по всем видам 1 раз в месяц. Декоративному рисованию отводится 2 занятия в месяц. Желательно 1 занятие в месяц уделять рисованию, лепке и аппликации с натуры. Иногда можно проводить серию, цикл занятий. Н-р, по знакомству с   Хохломой или симметричное вырезывание, т.е. где нужно закрепить, отработать какой-нибудь навык. Но на отработку техники программа не отводит специальных занятий, технические задачи решаются последовательно на всех занятиях по ИЗОдеятельности.
Если составлен перспективный план, то занятия по ИЗО могут планироваться на 1 день. Перспективное планирование основывается на основных дидактических  принципах:

1.Учёта конкретных педагогических условий (возрастного состава группы, уровня развития детей и их возможностей); 2.Взаимосвязи процесса воспитания и обучения; 3.Регулярности, последовательности, повторности воспитательных воздействий; 4. Взаимосвязи различных разделов программы. 

80. Планирование изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Планирование по видам ИЗОдеятельности. 
В детском саду существует 4 основных вида ИЗОдеятельности. 
Рисование, лепка, аппликация и конструирование. Но конструирование такое, где ребёнок создаёт образ – из бумаги или из бросового материала. Конструирование из конструкторов в последнее время относят к умственной деятельности, т.к. там преобладают операции анализа и синтеза, и образ как таковой не создаётся.
При планировании учитывается не только вид ИЗОдеятельности, но и содержание изображений работы. Изображения могут быть:
- предметные; - сюжетные; - декоративные.
Предметное изображение – способ создания изображения предметов, при котором усваивается форма предметов.
Сюжетное изображение – изображение явления, событий в динамике. Усваивается композиция.
Декоративные виды ИЗОдеятельности направлены на освоение детьми ДПИ, цвета, колорита, ритма.

Предметное                       Сюжетное                    Декоративное
(Мл. и ср. возраст)                     (ближе к сред. возр.)        
Сюжетно-тематическое           Пейзаж    (старший. возр)
Предметно-тематическое         Окружающая действит-ть
Литератур. произведения
Натура        По памяти               ( старший возр.)
По представлению            (ребёнок должен представить предмет в какой-
нибудь необычной обстановке, либо это персонаж в необычной ситуации.  Как мишка трубку курил)

При планировании  занятий следует помнить о том, что все виды ИЗОдеятельности взаимосвязаны – какие-то средства выразительности легче усваиваются через лепку, через аппликацию другие.
Композиция легче усваивается в аппликации.
Движения – в лепке.
Форма – в рисовании, в аппликации.
Взаимосвязь занятий по рисованию, лепке и аппликации – это не только изображение одного предмета в разных видах деятельности. Одну  и ту же форму дети усваивают на разных видах занятий: прямоугольная – рисуют флажок, наклеивают тележку.
При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение какого-то времени  занятия, связанные программными задачами и тематикой (н-р, изображение человека, животных в рисунках, лепке, аппликации), или занятия, на которых решают сходные программные задачи (н-р, вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, или изображение предметов овальной формы).
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта