Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
Скачать 214.6 Kb.
|
Методы, приемы обучения конструированием: 1.используют не только предмет, изображение, но и графику, фото; 2.анализ особенностей постройки/поделки; З.использование расчлененённых образов; 4.Обыгрывание и анализ готовых построек с преобразованием образца в объемное конструирование с др видами изо-украшение; 8. прием обследования ; 9. использование серий образцов; 10.обьяснение педагога - частичное, целостное. 11.игровые приемы 12.взаимоде-е педагога и детей 13.орган-я предметной среды /самостоятельно конструировать/ 14.стимулирующ функция педоценки. В младшей группе для конструирования используюся разнообр методы. Основн метод - информационно-рецептивный и репродуктивный Детей знакомят с тем ,что надо построить. С этой целью используется образец воспитателя, сопровождаемый показом и подробным объяснением. В начале- воспитатель- анализирует, в целом, потом - части, выделяет пространственное расположение. 68. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе. Пед. руководство значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. В младшей группе у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ, об увиденном. Занимаясь с детьми, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В старшей и подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению. 69. Ознакомление детей разных возрастных групп со скульптурой. Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством. В первой младшей группе - проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними. Во второй младшей группе- не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы. В средней группе- знать некоторые народные игрушки, уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор. В старшей группе - знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении). В подготовительной к школе группе - понимать и любить народную игрушку; уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура. Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней - это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой. Скульптура, в младшей и средней группена занятиях со скульптурой малых форм ребёнок получает первоначальные сведения о средствах художественной выразительности -объем, величина, материал, функциях скульптуры.(Шутко «Петушок», «Олень», Богданов «Танец», Васильков «Колобок»). Старшей группе –ребёнок получает сведения о различных видах скульптур: - малых форм (заостряется внимание на материале); знакомится с парковой и монументальной скульптурой - (на форму, композиц, детали (+ Ольшевский «Дружба», «Буслы») 70 . Ознакомление с разными видами ДПИ. Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа. Особенно велико воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям. Создание декоративных изделий осуществляется и в промышленном производстве. В дальнейшем, по мере расширения жилищного строительства, повышается культура нашего быта, все более широкий круг предметов, изделий промышленного производства будет входить в сферу декоративного искусства. Разнообразные предметы повседневного обихода (мебель, одежда, посуда и др.) не только служат в быту, но и украшают его. Специфика декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковер, украшенные росписью, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Создавая предмет, художник обязан считаться с его функциональным назначением, подчиняя этому конструкцию, форму, выбор материала. Громадную роль в развитии современного декоративного искусства играют выработанные веками традиции. В развитии белорусского декоративно-прикладного искусства используются традиции искусства народов нашей страны. На их основе создаются произведения художественной промышленности. Продолжают свое творческое развитие существующие издавна народные художественные промыслы. Младшая группа – детей знакомят с белорусской глиняной игрушкой - Пушкарев, Данчук; расписными игрушками - Данилевская; звучащими -собака, соловей, утки... ;керамика; ткаными, вышитые салфетки, полотенца,; изд. из соломы, льна, лозы, куклы, звери, птицы, дек. Тарелки. Старшая группа обращают внимание детей на своеобразие белорусской росписи, средств (соломка, керамика, ткачество, изделия из дерева, лозы, беларуские народные костюмы). 71. Методика проведения комплексных и интегрированных занятий по изобразительной деятельности. Комплексные и интегрированные занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности. Методика таких занятий двухэтапная: сначала детям обеспечивается полноценное эстетическое восприятие произведений искусства, а затем формируются изобразительные представления на основе восприятия от произведений искусства. В интегрированном занятии есть систематизирующее начало - задача развития детского творчества. Занятие начинаетсяс ведущей деятельности. Вначале (первая часть урока) воспитатель знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию. На занятии в средней группе на тему: А. Барто «Игрушки» воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Чудесный мешочек», просит их угадать, что в нем спрятано, при помощи загадок. Воспитатель достает игрушку, если ребенок правильно отгадал загадку. Затем дети вспоминают стихи А. Барто, написанные об игрушке. Во второй части воспитатель предлагает нарисовать иллюстрацию к прочитанным стихам и составить рассказ. Эта часть занятия вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести стихи. Воспитатель не заостряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования, иллюстрируют свое представление о прочитанных стихах. В заключение занятия дети рассказывают стихи с помощью своего рисунка. 72.Развитие воображения у детей в процессе изобразительной деятельности. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. 72.Развитие воображения у детей в процессе изобразительной деятельности. Упражнения. Методика Е. Торренса «Неполные фигуры» На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Упражнение «Три краски» Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение. Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине. Модифицированный тест Роршаха. Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами. Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации. Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна. Упражнение «Волшебники» Используется для развития чувств на базе воображения. Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника». 73. Методика формирования у дошкольников графических умений. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. Нельзя научить дошкольника изображать предметы за один день, его умения еще не на столько велики, чтобы он смог воссоздать увиденное им. Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с уч. деятельностью. Здесь приходиться учитывать возрастные способности дошкольника. В трехлетнем возрасти ребенок хочет нарисовать на бумаге всё разнообразие окружающего его мира. Ребенок переходит от каракулей, сначала к ассоциативному рисованию, когда он находит сходство в своих каракулях с каким-то предметом, затем к предметному рисованию, когда дошкольник хочет изобразить уже определенный предмет, но в процессе рисования часто меняет свой замысел, добавляет новые детали, теряет первоначальную мысль. Трехлетнего ребенка сначала не смущает не умение держать карандаш, кисть и рисовать ими. Но постепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение нарисовать что-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому надо научить дошкольника не только держать правильно кисть, карандаш, но и научить элементарным способам изображения. Научить проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Пользуясь этими приемами дети могут потом изобразить и передать не сложные формы предметов, учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения и цвета. Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Играя ребенок вырабатывает определённый навык и ему становиться легче владение карандашом и кистью. На пятом году жизни они любознательны. Внимание детей можно привлечь к большому количеству признаков рассматриваемого предмета. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становиться ярче, полнее. Слова, которыми описывается предмет, запоминаются и постепенно входят в активный словарь дошкольника. 75. Методика руководства детской дизайн-деятельности. Первое знакомство с людьми, создающими красивые предметы для использования их в быту, может произойти в беседе "Где работают художники?" Малыши рассматривают посуду, отмечают разнообразие декора, любуются красивыми цветовыми сочетаниями. Педагог сообщает детям, что всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называют дизайнерами. Сразу после беседы можно провести рисование на тему "Мы - художники". Дети по желанию рисуют узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. В конце занятия дети рассказывают, какие вещи у них получились, удобно ли ими пользоваться, красивые ли они. Знания дошкольников о дизайне и дизайнерах расширяются на следующих занятиях по изобразительной деятельности: "Украсим одежду", "Ткани для платья", "Чайная посуда" и т.д. От знакомства дошкольников с дизайном отдельных вещей можно перейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. 76. Ознакомление детей дошкольного возраста с несложными художественными техниками. В ИЗО - искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, мелом, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок. К «мокрым» относится рисунок кистью в технике гуаши, акварели. Сангина(мягкий красный мел) позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета.Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев. Пастель(группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая).позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов, это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения регулировать рисовальные движения по силе. Фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать ими легко, стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Цветные восковые мелки. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,— гуашь - краска непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Акварель - краска на водной основе. Нетрадиционные техники: монотипия(отражение), пальцевая живопись, рисование свечей, рисование губкой, коллаж, кляксография, рисование на бересте, рисование на восковой основе (граттаж), рисование точками, набрызг, создание оттисков, мозайка. |