Главная страница
Навигация по странице:

  • 119. Киевская Русь. Русская Правда и византийское право.

  • 121. Уложение 1649 года.

  • 124. Россия входила в романо-германскую правовую семью.

  • 125. Слабость юридических традиций в России.

  • 126. Другие социалистические страны.

  • Глава 2. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ 127. Марксизм — доктринальная основа общества.

  • 128. Исторический материализм.

  • 130. Марксистская концепция государства и права.

  • 131. Предвидение общества без права.

  • 132. Марксизм как теория действия.

  • 133. Значимость марксизма-ленинизма.

  • 134. Наступивший кризис.

  • 135. Отношения между советскими и иностранными юристами.

  • Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно. Основные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеОсновные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains
    АнкорДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.doc
    Дата28.09.2017
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно.doc
    ТипДокументы
    #9039
    страница10 из 34
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   34
    Глава 1. ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО

    118. Важность вопроса. Существенным представляется вопрос о том, какова была та исходная ситуация, отправляясь от которой руково­дители социалистических стран в момент прихода к власти поставили задачу полного обновления общества. История показывает, что незави­симо от общих новых политических принципов выбор юридических средств решался по-разному. История показывает и те психологические. установки, которые или помогли руководству, или, наоборот, ставили ему препятствия, или по-разному ориентировали его'.

    Различия, которые наблюдаются между странами социалистичес­кой семьи, достаточно часто являются продуктом разных условий, в которых развивалось их право. Приверженность одной общей до­ктрине не исключает различных концепций о средствах, с помощью которых будет достигнута общая цель.

    119. Киевская Русь. Русская Правда и византийское право. Ис­тория России начинается с конца IX века, когда племя, пришедшее, вероятно, из Скандинавии (варяги) и возглавляемое Рюриком, устано­вило в 892 году господство над Киевской Русью. Созданное таким об­разом государство существовало до 1236 года, когда оно было разру­шено монголами. Наиболее важным событием истории этого государства было обращение в христианство в 989 году, в период цар­ствования Владимира. Первый памятник русского права, если отбро­сить некоторые догово.ры, заключенные ранее с Византией, появился сразу же после этого события. Как и на Западе, в определенный мо­мент появилась необходимость записать обычаи, для того чтобы бла­годаря могуществу письменного слова укрепить влияние церкви. Рус­ские обычаи киевской земли были записаны в первой половине XI ве­ка; сборник, содержащий многочисленные варианты обычаев XI— XIV веков, называется Русская Правда. Записанные по-славянски, эти обычаи более или менее детально описывают общество, более

    ' См. Berdiaev N. Les sources et Ie sens du communisme russe. 1936.

    8* 115

    развитое, чем общество германских или скандинавских племен в эпо­ху составления «варварских законов». Писаное право носит террито­риальный, а не племенной характер, и положения его по многим во­просам свидетельствуют о наличии феодального строя.

    Наряду с местным и обычным правом, записанным в Русской Правде, в Киевской Руси большое значение имело византийское пра­во. Церковь, которая на Западе жила по римскому закону, руко­водствовалась в России византийским правом, представленным но­моканонами, которые посвящены гражданскому и одновременно каноническому праву'. В Киевской Руси церковь применяла визан­тийское право непосредственно в своих обширных земельных владе­ниях, где она осуществляла юрисдикцию. Она стремилась расширить применение византийского права, в частности путем различного рода вмешательства в редактирование обычаев.

    120. Монгольское иго. Второй период истории России начинает­ся с установления господства монголов (Золотой Орды) в 1236 году. Это господство закончилось только при Иване III в 1480 году — пос­ле ста лет освободительной войны. Политические последствия мон­гольского ига долго давали знать о себе. Таким последствием являют­ся, во-первых, выдвижение Москвы, которая стала наследницей Киева, и, во-вторых, изоляция России от Запада; эта изоляция не пре­кратилась и с восстановлением независимости России вследствие ор­тодоксального характера господствовавшей религии. Раскол с Римом произошел еще в 1056 году. Византия прекратила свое существова­ние. Восстановив свою независимость, Россия оказалась изолирован­ной и объявила себя Третьим Римом, наследницей Византии в крес­товом походе за истинную веру.

    С точки зрения чисто юридической влияние монгольского ига независимо от его продолжительности было скорее негативным, чем позитивным. Русское право очень мало подверглось влиянию мон­гольского обычного права (яссак), которое никогда не навязывалось русским. Монгольское иго было только причиной стагнации права и усиления влияния церкви и византийского права.

    121. Уложение 1649 года. Третий период в истории России и рус­ского права начинается с момента освобождения от монгольского ига до царствования Петра Великого (1689 год). Россия подчиняется дес­потическому режиму царей, чтобы избежать анархии и сохранить свою независимость перед угрозой агрессии с Востока. Крепостное право было установлено в 1591 году. Сама церковь, лишенная всякой поддержки извне, подчинялась царю. Укрепилось всемогущество пра­вителей, любая воля которых — закон. Полиция, суд и администра-

    * Эти номоканоны, переведенные на славянский язык в XIII веке, извес­тны под общим названием Кормчие Книги. О византийских номоканонах см. Mortreuil J. Histoire du droit byzantin ou du droit remain dans 1'Empire Г Ori­ent, depuis la mort de Justinien jusqu'a la prise de Constantinople en 1453, vol. 8,p.1843—1846.

    116

    рция мало отличались друг от друга в условиях режима, где господ-[-ствовала рутина в соединении с обычаями, а в ряде случаев суд тво­рил царь, помещики или управляющие. Никаких систематических усилий для перестройки общества царями не делалось. Можно на­звать только попытки реорганизации судов, выразившиеся в издании Судебников в 1497 и 1550 годах. Наиболее интересные памятники истории права этого периода — компиляции, ставшие как бы новы­ми изданиями Русской Правды или Кормчих Книг. Особенно важное ^значение имела работа, проделанная вторым царем династии Романо­вых Алексеем Михайловичем по консолидации как светского, так и церковного права России. Светское право было объединено в Уложе-|йии царя Алексея Михайловича (Соборное уложение) 1649 года, со-^стоящем из 25 глав и 963 статей. Церковное право было изложено в ^официальном издании Кормчей Книги в 1653 году, которое заменило рробой предыдущее уложение —Стоглав Ивана Грозного (1551 г.).

    у 122. Петр Великий и его наследники. Четвертый период истории Прусского права, начатый царствованием Петра Великого в 1689 году, ^продолжается до Октябрьской революции 1917 года. Россия восстано­вила связи с, Западом. Петр Великий и его наследники оставили Рос­сии систему управления по западному образцу, но их мероприятия не затронули частного права и поэтому не шли вглубь. Русский народ продолжал жить в соответствии с обычаями, только управляла им бо­лее эффективная и властная администрация. Два русских царя — Петр I и Екатерина II — не смогли осуществить предполагавшийся ими пере­смотр Уложения царя Алексея Михайловича, чтобы принять по пред­ложению Петра кодекс шведского образца, а по предложению Екате* рины — кодекс, составленный в духе школы естественного права.

    123. Свод законов (1832 г.). Движение за модернизацию русско­го права, вдохновляемое французским примером, было предпринято только в начале XIX века при Александре I его министром Сперанс­ким. Но разрыв с Наполеоном и реакция, которая за этим последова­ла, привели к тому, что только при Николае I была проведена скорее консолидация, чем кодификация и модернизация, русского права. Итог этой работы известен под названием Свод Законов. Он содер­жит 15 томов (42 тысячи статей) и близок по своему эклектическому содержанию, по казуистическому методу и по духу к прусскому Зе­мельному уложению 1794 года, а не к кодификации Наполеона. Ни­колай I предписал привести в порядок и изложить систематически русские законы, ничего не меняя в их содержании. Эти указания, ко­нечно, не были в буквальном смысле соблюдены графом Сперанс­ким, который осуществлял составление свода. Тем не менее можно, в общем, сказать, что от Русской Правды до Уложения 1649 года и от этого уложения до Свода Законов 1832 года — все это консолидация, изложение, а не реформа в целом и не модернизация права.

    Либеральное движение за реформы развернулось только во вто­рой половине XIX века, в царствование Александра II. Это движение,

    117

    отмеченное отменой крепостного права (1861 г.) и судебной рефор­мой (1864 г.), дало России Уголовное уложение (1855 г., пересмотре­но в 1903 г.), но так и не привело к созданию Гражданского кодекса (был составлен только его проект).

    Таково было положение до 1917 года, некоторые характерные черты которого полезно подчеркнуть.

    124. Россия входила в романо-германскую правовую семью. Во-первых, русская юридическая наука заимствовала многое из визан­тийского права, то есть из римского права, и из стран континенталь­ной Европы, придерживающихся романской системы. Правда, существовали оригинальные русские обычаи и акты, как существова­ли в XVIII веке французские и немецкие оригинальные обычаи и ор­донансы, но, так же как во Франции и в Германии в XVIII веке, в России не было другой правовой науки, кроме романской. Категории русского права — это категории романской системы. Концепцией права, принятой в университетах и юристами, была романская кон­цепция. Русское право отошло от казуистического 'типа права; рус­ский юрист не считал право продуктом судебной практики; норму права он, так же как немецкий и французский юристы, рассматривал' как норму поведения, предписываемого индивидам, формулировать которую надлежит доктрине или законодателю, а не судье. Россия не имела столь полных кодексов, как другие страны Западной Европы, но она была готова их иметь.

    125. Слабость юридических традиций в России. Второе, что сле­дует подчеркнуть, — это слабость юридических традиций и чувства права в России'. Важна не юридико-техническая отсталость русского права и не тот факт, что русское право не было полностью кодифици­ровано. Важно порожденное различием исторического развития раз­ное отношение к праву в России и в других европейских странах.

    В континентальной Европе, так же как и в Англии, право рассмат­ривается как естественное дополнение морали и как одна из основ об­щества. Этого нельзя сказать о России. До недавнего времени в России не было юристов: первый русский университет — Московский — был создан только в 1755 году. Петербургский университет — в 1802 году. Русская юридическая литература появилась только во второй полови­не XIX века. Лишь реформой 1864 года была создана профессиональ­ная адвокатура, а функции судьи были отделены от административных функций. До этой реформы не было четких различий между полицией, судом и администрацией. Писаное русское право было чуждо народно­му сознанию. Оно представляло собой главным образом право адми­нистративное, не имеющее корней в частном праве. Та часть частного права, которую оно содержало, не интересовала огромное большинст­во населения. Это было «право городов», созданное для торговцев и

    ' Kucherov S., Courts, Lawyers and Trials under the last three Tsars. 1953;

    Berman H., Justic in Russia, 1950.

    118

    буржуазии. Крестьянская масса продолжала жить согласно своим обы­чаям; существенной для нее представлялась не индивидуальная со­бственность, а семейная (двор) или община (мир); правосудие для нее представлялось справедливостью в том виде, в каком оно воплощалось волостным судом, состоявшим из судей-неюристов. Волостной суд подчинялся Министерству внутренних дел, а не Министерству юсти­ции. Созданное законодательным путем, право представляло собой не выражение сознания и традиции народа, как в других странах Европы, а произвольное творение самодержавного властителя, привилегию бур­жуазии. Этот властитель был поставлен над законом. Юристы являлись скорее слугами царя и государства, чем слугами народа, им не хватало общего профессионального духа.

    Единство русского народа основывалось не на праве. Авторы за­падных стран могут сколько угодно насмехаться над юстицией и судь­ями, высмеивать их слабости, но ни один из этих авторов не пред­ставляет себе общества, которое может жить без судов и без права:

    ubi societas ibi jus (нет общества без права). Такое представление мало кого шокировало в России. Подобно святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания общества, основанно­го на христианском милосердии и любви. В этом плане марксистс­кий идеал будущего общества и нашел благодатную почву в мораль­ных и религиозных чувствах русского народа.

    126. Другие социалистические страны. Все европейские государ­ства, ставшие народными демократиями, ранее принадлежали к рома-но-германской семье. В рамках этой общей важной характеристики они в зависимости от исторического развития права до 1990 года могут быть разбиты на две группы.

    Развитие права в Венгрии, Польше, Чехословакии, Хорватии, Словении всегда шло параллельно развитию права в Германии, Авст­рии, во Франции'. Условия, которые воздействовали на право в этой группе стран, были сходны с теми, что наблюдали в германских и ла­тинских странах Европы, и, наоборот, отличались от России. Здесь существовала прочная юридическая традиция: право рассматрива­лось как одна из фундаментальных опор общества. В управлении этим обществом, в его развитии существенную роль играл корпус юристов, многочисленный и уважаемый.

    Другой была история балканских государств (Албании, Болгарии, Румынии, Сербии), образующих вторую группу. Как и Россия, они первоначально находились под влиянием не европейского Запа­да, а Византии. Подобно тому как в России развитие права было па­рализовано татарским нашествием, здесь такую же роль сыграло ту­рецкое завоевание, которое имело еще более тяжкие последствия,

    ' См. Zajtai J. Introduction a Г etude du droit hongrois. 1953; Cslunadia A;

    Kovcacs K. Die Entwicklung des Zivilrechts in Mitteleuropa (1898—1944). 1970; Wagner W. (ed.). Polish Law throughout the Ages. 1970.

    119

    ибо длилось гораздо дольше — вплоть до XIX и даже XX века. Мож­но было ожидать большого сходства между этими странами и Россией в их отношении к праву, его стагнации в течение веков, незначитель­ного места, которое оно занимало в национальном сознании.

    Однако имелся фактор, который сблизил эту вторую группу с перь' вой. Россия сама освободила себя от татарского ига и сразу же образок-вала обширное и независимое государство, претендовавшее на роль5 преемника Византии. Балканские же государства получили независим мость лишь с посторонней помощью и представляли собой в этот мо"-мент небольшие, нуждавшиеся во внешней поддержке нации. Чтобы преодолеть отсталость, образовавшуюся в результате турецкого ига, стремясь восстановить необходимые для этого связи, они охотно вос^-принимали культуру государств Западной и Центральной Европы.

    В итоге в обеих группах стран право пользовалось большим npei стажем, а связи с Западом были теснее, чем в случае с Россией. И этот фактор не исчез после того, как к власти в этих странах пришли коммунистические правительства. Освободившись от навязанной им коммунистической системы, они возвращаются обратно в Западную Европу, сохраняя от былой принадлежности этой системы лишь не­которые черты, совместимые с новой ориентацией.

    Глава 2. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

    127. Марксизм — доктринальная основа общества. Социалисти­ческая революция сопровождалась широкомасштабным критическим пересмотром всех институтов, которые по большей части были отвер­гнуты или трансформированы в свете учения марксизма-ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина. Чтобы понять политику, новые институты и новое право социалистических стран, необходимо иметь представление хотя бы об основных положениях этого учения.

    Марксизм-ленинизм в социалистических странах — это совсем не то, что любая философская доктрина в западных странах. Это официально признанное учение, а всякое иное, противоречащее, счи­тается не только ложным, но и опасным, угрозой общественному строю. Марксизм-ленинизм раскрыл законы, определяющие развитие общества, основанного на гармонии и согласии. Каждый, кто не сог­ласен с этой доктриной, кто отрицает и даже просто ставит под со­мнение постулаты марксизма, является, сознательно или нет, врагом человеческого рода, и его ложные взгляды должны быть пресечены.

    Марксизм-ленинизм — это одновременно и мировоззрение, и ру­ководство к действию, доказывающее, как надо поступать, чтобы мир стал лучше. Знание принципов марксизма-ленинизма необходимо всем гражданам. Практика без революционной теории слепа, учил Сталин. Важно, чтобы руководители принадлежали к кругу просве­щенных людей, которые знают эту доктрину и полностью преданы ей. Не менее важно, чтобы те, кто управляет, судьи, граждане, также

    120

    были верны доктрине и вносили свой сознательный вклад в реализа­цию политики, направленной на то, чтобы вести общество к прогрес­су по открытому ею пути.

    128. Исторический материализм. Марксистское учение, основа­телями которого являются Карл Маркс (1818—1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820—1895 гг.),исходит, с одной стороны, из материалисти­ческой философии, с другой — из идеи развития. Согласно материа­листическому подходу, объекты, существующие в природе, первич­ны; мысль, дух, сознание — это отражение материального мира. Идея развития означает, что в природе нет ничего раз и навсегда данного, все изменяется в процессе постоянной эволюции.

    Дарвин в 1859 году в своей книге «Происхождение видов» объяс­нил принцип, управляющий эволюцией в сфере биологии. Маркс и Энгельс полагали, что и в области общественных наук — а не только естественных — имеются законы, управляющие развитием челове­чества. Они стремились открыть эти законы и таким путем поставить на место старого утопического социализма научный социализм.

    Их отправная точка — гегелевский тезис о диалектическом разви­тии; за тезисом следует антитезис, а противоречие между ними реша­ется в синтезе, который и есть двигатель прогресса. Однако Маркс и Энгельс по-иному, чем Гегель, понимали причинные зависимости в ходе эволюции. Гегель — идеалист, и развитие общества он объяснял прогрессом человеческого разума. Учение Маркса и Энгельса — исто­рический материализм: объективное обусловливает сознание, реаль­ность рождает идеи, человек — прежде всего homo faber и лишь затем homo sapiens. «Анатомию гражданского общества следует искать в по­литической экономии, — писал Маркс. — Способ производства мате­риальной жизни обусловливает социальный, политический и духов­ный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»'.

    129. Базис и надстройка. Марксистское учение отнюдь не носит печати фатализма. Оно отводит человеку важную роль в реализации законов истории. Но, тем не менее, его возможности ограниченны, ибо, как писал Ф. Энгельс, «люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений»2.

    Решающую роль в обществе играют экономическая инфраструк­тура, условия, в которых используются средства производства. Вслед за Сен-Симоном марксизм говорит о том, что принципы политичес­кой экономии первичны по отношению к принципам гражданского права. Все находится в зависимости от экономической структуры — идеи людей, нравы, мораль, религия.

    Точно так же и право — это не более чем надстройка, его реаль-

    ' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7. 2 Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 175.

    121

    ное назначение — служить интересам тех, в чьих руках находятся рычаги власти в данном обществе. Оно — инструмент, используемый теми, кому принадлежит власть и кто распоряжается средствами про­изводства. Право — это средство подавления эксплуатируемого клас­са. Оно справедливо только с субъективной точки зрения господству­ющего класса. Говорить о справедливом праве вообще -+- это значит обратиться к идеологии, то есть ложному отражению реальности. Справедливость — это историческое понятие, зависящее от условий жизни определенного класса. Право буржуазного государства, прене­брегающее интересами пролетариата, является, с его точки зрения, отрицанием справедливости.

    Таким образом, марксистская трактовка права прямо противопо­ложна нашим традиционным представлениям о нем. Чтобы несколь­ко глубже разобраться в этом вопросе, а также понять, как представ­ляется в этой связи будущее коммунистическое общество, следует обратиться к взглядам Ф. Энгельса на государство и право, изложен­ным в книге «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства» (1884 г.).

    130. Марксистская концепция государства и права. По Энгель­су, в начале истории мы видим общество без классов, где все его чле­ны находились в равном положении по отношению к орудиям произ­водства. Все были равны, независимы друг от друга, ибо эти орудия находились в свободном распоряжении всех. Правила поведения со­блюдались, но, походя на нравы и не будучи снабжены принудитель­ными санкциями, эти правила не были нормами права.

    Позднее в результате общественного разделения труда в прими­тивном обществе произошло расслоение, и выделилось два класса. Один из них овладел средствами производства и начал эксплуатиро­вать другой класс, лишенный этих средств. В этот момент появляют­ся право и государство. Между этими двумя явлениями марксист ви­дит прямую связь. Право — это такое правило поведения, которое, в отличие от всех других, содержит принудительный момент, возмож­ность вмешательства государства. Властвующее в обществе государ­ство, угрожая принуждением или применяя его, обеспечивает соблю­дение этого правила. Нет права без государства и государства без права. Это два слова, которые обозначают одно и то же явление.

    Не всякое человеческое общество знает государство и право. Они — продукты определенной экономической структуры и не возникают до тех пор, пока не произойдет раскола общества на классы, из которых один эксплуатирует другой или другие. Господствующий класс ис­пользует в этих условиях государство и право, чтобы укрепить и продлить свое государство.

    Право — это орудие классовой борьбы, служащее защите интере­сов господствующего класса и сохранению выгодного для него социаль­ного неравенства. Оно может быть определено как совокупность со­циальных норм, которые регламентируют отношения господства между

    122

    правящим и подчиненными классами в той части, в какой эти отноше­ния не могут сохраняться без опоры на принудительную силу хорошо организованного государства. Что касается государства, то это организа­ция господствующего класса, с помощью которой этот класс обеспечи­вает подавление эксплуатируемого класса и охрану своих интересов.

    Право и государство существовали не всегда. Их появление — это «диалектический скачок». Переход от общества без государства и пра­ва к обществу с правом и государством — это невиданная дотоле соци­альная революция. Все последующее развитие носило скоре «количес­твенный» характер в том смысле, что лишь видоизменяло уже существующее государство и право, но в рамках классового общества, основанного на частной собственности на средства производства. Ис­тория общества — это,по преимуществу, история борьбы классов. По­вороты истории связаны с победой части ранее эксплуатируемого класса, который отныне становился эксплуататорским классом. Появ­ление нового социального класса прогрессивно, ибо соответствует бо­лее развитому состоянию способа производства, техническому про­грессу, общим устремлениям общества. Однако средства производства по-прежнему в частной собственности небольшого числа лиц и, следо­вательно, сохраняется деление на эксплуататоров и эксплуатируемых.

    131. Предвидение общества без права. Марксизм как политичес­кая доктрина исходит из того, что причиной всех зол в обществе яв­ляется антагонизм социальных классов, который исчезнет лишь тог­да, когда будет положен конец частному присвоению средств производства и они будут переданы в распоряжение всех и использо­ваться в интересах всех. Так появится новое, коммунистическое об­щество, не знающее эксплуатации человека человеком и руковод­ствующееся принципом «от каждого по способностям, каждому по потребности». Принуждение станет ненужным, а его носители — го­сударство и право — отомрут. Эта доктрина полностью противопо­ложна фашистской, превозносящей роль государства, всемогуществу которого приносятся в жертву интересы индивидов.

    Переход к новому обществу без государства и права — это еще один диалектический скачок в истории, но обратный тому, о котором говорилось выше. Человек становится свободным, он принадлежит самому себе и не должен продавать свою рабочую силу в интересах эксплуататоров из господствующего класса. Нормы поведения, кото­рые сложатся в этом будущем обществе, приобретут такой же харак­тер, как и в ранних обществах, то есть это будут правила морали, обычаи, технические предписания. Они будут соблюдаться спонтан­но в силу убежденности в их соответствии общему интересу и под­линной справедливости. Все граждане в меру своих способностей примут участие в управлении делами общества. Уровень производст­ва позволит удовлетворить разумные потребности каждого.

    132. Марксизм как теория действия. Марксистская доктрина, сформулированная в основных чертах в 1848 году в «Манифесте

    123

    Коммунистической партии», развивалась затем Марксом и Энгель­сом на протяжении всей их жизни. Они защищали ее от противни­ков, уточняли для последователей. Маркс и Энгельс были не только мыслителями, но и партийными деятелями. Они внимательно следи­ли за событиями своего времени, анализировали ситуации, возникав­шие в разных странах, и формулировали выводы о том, какова долж­на быть линия поведения, призванная привести к конечному успеху сторонников доктрины. Марксизм, таким образом, — это не только объяснение истории, но и основанное на диалектическом методе ру­ководство по политической деятельности и революционной практи­ке.

    В отличие от исторической и философской частей марксистско­го учения, его политическая часть требовала постоянного учета изме­няющихся условий, и особенно после того, как партия большевиков пришла к власти в России в 1917 году. Роль Ленина в этой связи была настолько велика, что и в Советском Союзе, и в других странах мар­ксизм в наше время называют марксизмом-ленинизмом.

    Маркс и Энгельс не могли предвидеть, в какой стране впервые произойдет революция, приведшая к власти марксистскую партию, и какова будет обстановка в мире в этот момент и в последующем. В трудах Маркса имелось лишь указание на то, что между капитализ­мом и коммунизмом должен быть переходный период. «Между капи­талистическим и коммунистическим обществом лежит период рево­люционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство это­го периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»'. После завоевания власти надо было оп­ределить, каковы должны быть структура и задачи социалистическо­го государства. Ленин попытался это сделать в начальный, трудный период. Но он умер в 1924 году, и его наследник Сталин придал со­ветскому обществу его характерные черты, проведя тотальную кол­лективизацию экономики и создав тоталитарное государство, вся власть в котором была бесконтрольно сосредоточена в руках вождя.

    133. Значимость марксизма-ленинизма. Прежде чем изучать со­зданные в стране институты, следует еще раз подчеркнуть значение марксизма как учения и вытекающей из него концепции права. Даже общество, образовавшееся в СССР, рассматривалось его руководите­лями как несовершенное (хотя и значительно более высокое, чем общества капиталистические). Общественные отношения в нем соот­ветствовали лишь первому необходимому этапу на пути к коммунис­тическому обществу — этапу социалистического государства. Совет­ская страна еще не завершила революцию. Государство было и остается революционным. Нельзя упускать из виду это марксистское видение. Благодаря ему в СССР право трактовалось весьма своеоб-

    Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 27.

    124

    разным образом и ему была отведена иная роль в сравнении с запад­ноевропейским пониманием роли права'.

    Охрана порядка путем выработки принципов решения конфликтов не является основной задачей социалистического права. Оно прежде всего — средство трансформации общества, движения к коммунисти­ческому идеалу, до достижения которого не могут существовать под­линные свобода, равенство, мораль. Право — инструмент на службе господствующего класса, и это заявляется без стеснения, поскольку политика социалистических стран как таковая нечто иное, чем поли­тика буржуазных государств. Осененные марксистской доктриной, со­ветские руководители знают цели, к которым следует идти в соответ­ствии с научными законами, управляющими развитием общества. Цель права совпадает с целью политики: оно должно дать обществу организа­ционные формы, соответствующие этим законам, воспитывать граждан, показывая им, насколько противоправно сегодня поведение, которое при капитализме признавалось допустимым и, более того, нормальным.

    Характер, который придал советскому праву экономический ба­зис, его воспитательная роль делают его отличным от «буржуазного права», пытающегося вслепую установить порядок и господство мо­рали в мире, порочная экономическая организация которого не поз­воляет это сделать. В глазах советских граждан политики и юристы буржуазных стран действуют вслепую, плывут по течению, при этом не имеют компаса и не могут должным образом маневрировать. Руко­водители и юристы социалистических стран, наоборот, нашли такой компас в виде марксистско-ленинского учения. Поэтому советское право не такое, как «другое право».

    Таким образом, очевидно, что понимание этого права неотделимо от знания марксизма-ленинизма, определяющего его цели, развитие, толкование и применение. Нельзя понять советский строй, если не подходить к нему в свете марксистско-ленинского учения, которое признается единственно истинным. В свете этого учения многие вещи приобретают иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли. Такова, например, новая концепция морали: быть нравственным — это значит отдавать все свои силы и энергию делу строительства ком­мунизма. Свобода отнюдь не упраздняется, но понимается иначе и в определенном смысле напоминает концепцию, которая господствова­ла во Франции до XVIII века и которую Шарль Монтескье сформу­лировал следующим образом: «Свобода состоит совсем не в том, что­бы... делать то, что хочется. В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы... делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не долж­но хотеть»2. Марксизм также учит человека, чего должно хотеть.

    Основанное на научной теории, советское общество — это не прос-то общество нового типа, но высший тип общества, значительно более

    ' Toumanov V. Pensee junduque bourgeoise contemporaine. 1974. 2 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 288.

    125

    прогрессивный, чем буржуазные общества. Если в этих последних кто-то и попытается приложить усилия, чтобы добиться большей социаль­ной справедливости, эта попытка обречена на неуспех, поскольку сохраняются социальные структуры — носители недопустимых, отвра­тительных неравенств'. Вне марксистской доктрины и ее постулата о необходимости обобществления всех средств производства нет правиль­ных решений. Несоциалистические государства в международном плане являются постоянной угрозой человечеству. Их внутренние сущность и структура с неизбежностью порождают внутренние противоречия, выход из которых эти государства, чтобы продолжать свое существование, ищут, порабощая другие народы (колониализм) или прибегая к войне (империализм). Эта опасность существует всегда, и мирное сосущество­вание с этими государствами возможно, если быть более сильным.

    134. Наступивший кризис. Марксистская доктрина, давшая ши­рокую картину прошлого и будущего общества, несомненно, сохра­нила свой след и сегодня в бывшем СССР: таков, например, тезис о необходимости обеспечить благосостояние всех. Но разве сегодня в западных странах дело обстоит по-иному? Здесь уже не понимают со­бственность по старой модели Тьера, а жизненные условия трудящих­ся существенно улучшены, i

    В конечном счете отпали структуры, на которых была основана система власти Сталина и его наследников. Несостоятельным оказа­лось стремление обосновать их авторитетом Маркса и даже Ленина. Нельзя сохранить структуры, которые опирались на диктатуру моно­литной и централизованной партии, но оказались не только неспо­собными построить коммунистическое общество, но, наоборот, от­странили массы граждан от решения общественных дел, породили безответственную и часто коррумпированную бюрократию и были за­частую разрушительны в экономическом плане.

    По инициативе М.С.Горбачева, а затем Бориса Ельцина прошла волна реформ, первоначально имевших целью тотальную перестрой­ку Советского государства и его экономики, но приведших к распаду СССР и созданию Содружества Независимых Государств. Когда пи­шутся эти строки, трудно еще оценить масштабы и значимость ре­форм и новых структур.

    135. Отношения между советскими и иностранными юристами. Из учения марксизма-ленинизма следует, что в силу различия эконо­мической структуры социалистических стран, с одной стороны, и ка­питалистических — с другой, советское право по определению — хо­рошее, а буржуазное право — плохое. В Советском Союзе не было сомнений и в том, что буржуазные юристы не могут не быть созна­тельными или несознательными выразителями интересов буржуазно­го класса. Все, что делалось в буржуазных странах, интерпретирова­

    ' Зивс С.Л., Развитие формы права в современных империалистических государствах. М., 1960; Круглоголов М.А. Антидемократическая сущность буржуазных выборов. М., 1965.

    126

    лось в свете марксизма как направленное на поддержание диктатуры имущих. Правда, правящая буржуазия в страхе перед пролетариатом шла на известные улучшения. Однако нельзя надеяться на то, что об­щество и право станут справедливыми, пока не удастся избавиться от коренного порока общества — отменить возможность присвоения средств производства частными лицами. Неизбежное следствие лю­бой частной собственности — эксплуатация человека человеком.

    Западные юристы с трудом верили, что можно видеть неоспори­мую истину в доктрине, которая, раз сложившись, не претендует на дальнейшее развитие, хотя, очевидно, принадлежит к движению идей XIX века и во второй половине XX века является пройденным эта­пом. Советских юристов не посещала идея проверить обоснован­ность марксизма-ленинизма, для них это учение в его постулатах было вне пределов дискуссии.

    Очевидно, таким образом, что на уровне принципов согласие между советскими и буржуазными юристами достигнуто быть не мо­жет и сравнение соответствующих правовых систем будет плодотвор­но только в юридико-техническом плане'.

    Несмотря на различие политических систем, и тут, и там могут воз­никать сходные проблемы, порожденные экономическими, социаль­ными и моральными причинами. Принципиальные расхождения не­редко стираются, когда вопрос переходит в практическую плоскость. И тогда мы убеждаемся в том, что можем многое узнать, обратившись к опыту Советского Союза. Такова, например, идея о том, что участие трудящихся в управлении необходимо для того, чтобы оно стало эф­фективным и подлинно демократичным. Эта идея получает все боль­шее распространение и за пределами марксистских стран.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   34


    написать администратору сайта