Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Содержание логопедической работы просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня

  • КУРСОВАЯ Елсуфьева 23.06 2. Особенности формирования просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня


    Скачать 2.34 Mb.
    НазваниеОсобенности формирования просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
    Дата13.07.2022
    Размер2.34 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаКУРСОВАЯ Елсуфьева 23.06 2.rtf
    ТипКурсовая
    #629939
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Таблица 1

    Балльно-уровневая система оценивания уровня сформированности просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

    Баллы и уровень

    Характеристика

    51-60 баллов высокий

    высокий уровень, состояние просодической стороны соответствует возрастным нормативам, достаточно хорошо развиты темпо-ритмические процессы, интонационная выразительность и просодическая саморегуляция речи.

    39-50 баллов выше среднего

    уровень выше среднего, состояние просодической стороны незначительно отстает от возрастных нормативов, темпо-ритмические процессы, интонационная выразительность и просодическая саморегуляция речи развиты с небольшими погрешностями.

    24-38 баллов средний

    средний уровень, состояние просодической стороны отстает от возрастных нормативов, не достаточно развиты темпо-ритмические процессы, интонационная выразительность и просодическая саморегуляция речи.

    16-23 баллов ниже среднего

    низкий уровень, состояние просодической стороны отстает от возрастных нормативов значительно, темпо-ритмические процессы, интонационная выразительность и просодическая саморегуляция речи сформированы слабо.

    15 баллов и ниже

    очень низкий уровень, состояние просодической стороны грубо отстает от возрастных нормативов, темпо-ритмические процессы, интонационная выразительность и просодическая саморегуляция речи сформированы слабо либо не сформированы.


    2.2 Содержание логопедической работы просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня
    Логопедическая работа по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня проводится в форме фронтальных и индивидуальных занятий два раза в неделю в течение месяца. Занятия проводятся под руководством воспитателя группы. Упражнения по формированию просодических компонентов речи включаются в занятия по развитию речи и в коррекционные часы.

    Основой логопедической работы была выбрана методика Л.В. Забродиной и Е.Е. Шевцова, а также комплекс мер Л.В. Поздняковой и Л.В. Лопатиной.

    На завершающем этапе занятия предлагается проводить на основе программы Н.А. Чевелевой, для детей с ОНР. План коррекции в приложении №1.

    На начальном этапе предложено провести 8 фронтальных и 16 индивидуальных занятий. В структуре занятия присутствуют методы и приемы, которые способствуют формированию просодической стороны речи у старших дошкольников.

    Содержание коррекции включает несколько этапов на основе материалов констатирующего эксперимента.

    Первый (подготовительный) этап. Этот этап имеет систему упражнений, которые помогают развить интонацию речи и помогает усвоить её:

    1. Развитие артикуляционной моторики.

    2. Развитие мимической моторики.

    3. Работа над ритмом.

    4. Работа над интонацией.

    5. Работа над ударением.

    6. Работа над развитием высоты и силы.

    7. Работа над громкостью голоса.

    8. Работа над речевым дыханием.

    Упражнения:

    1. Формирование артикуляционной моторики.

    Упражнения для губ.

    • улыбаться – чтобы не было видно зубов, держать губы в улыбке;

    • забор улыбается – зубы с естественным прикусом и видны;

    • бублик – зубы закрыты, губы округлые и слегка вытянутые, так что видны верхний и нижний резцы;

    • заборчик-бублик;

    • улыбка –трубочка;

    • кролики – зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для подвижности губ.

    • щетка – нужно прикусить и поцарапать зубы сначала на верхней губе, а затем на нижней губе;

    • улыбка-трубочка – вытянуть губы вперед трубочкой и вытянуть губы в улыбку;

    • поросята – вытянуть губы трубочкой и двигать влево и вправо и поворачивать по кругу;

    • рыбные разговоры – смыкать и размыкать губами;

    • хлопок – щеки сильно тянут внутрь, а затем резко открывают рот. Необходимо убедиться, что это упражнение издает чистый звук;

    • недовольная лошадь – поток дыхательного воздуха направляется к губам, пока они не начинают вибрировать, и слышен звук, напоминающий фырканье лошади;

    • сдувшийся мяч – рот широко открыт, губы вытянуты внутрь, плотно прижаты к зубам.

    Упражнения для губ и щек.

    • сытый хомяк – округлить обе щеки и затем надо попеременно округлять их;

    • голодный хомяк – втянуть щеки;

    • рот на замке – ударить кулачком по раздутым щекам, чтобы воздух вышел со звуком.

    Статические упражнения для языка.

    • птенцы – рот широко открыт, язык тихий во рту;

    • лопата – рот открыт, на нижней губе лежит широкий расслабленный язык;

    • чашка – рот широко открыт, передние и боковые края языка приподняты, но не касаются зубов;

    • игла – рот открыт, напряженный язык вытягиваем вперед;

    • горка – рот открыт, кончик языка опирается на нижние резцы, спинка языка приподнята;

    • гриб – рот открыт, язык присосывается к небу.

    Динамические упражнения для языка.

    • часы – рот приоткрыт, губы растянулись в улыбке, кончик узкого языка проходит попеременно к уголкам рта;

    • змея – рот широко открыт, узкий язык сильно проникает вперед и движется глубоко;

    • качели – рот открыт, напряженный язык, чтобы достигнуть носа и подбородка или верхних и нижних резцов;

    • футбол – рот закрыт, напряженный язык ударяет по одной или другой щеке;

    • мы чистим зубы – рот закрыт. Обвести язык между губами и зубами;

    • катушка – рот открыт, кончик языка опирается на нижние резцы, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, широкий язык выкатывается вперед и проникает глубоко в рот;

    • оближем губы – облизать сначала верхнюю губу, а затем нижнюю губу по кругу.

    Без этих упражнений не будет складываться комплекс для коррекции определенных звуков.

    1. Формирование мимической моторики.

    Мимическая гимнастика является неотъемлемой частью занятий по формулированию или коррекции произношения у детей дошкольного возраста. Особенно показан детям с неразвитым или замедленным развитием речи, заиканием, дизартрией и другими проблемами воспроизведения звука. Применяется вместе с артикуляционными упражнениями. Для того, чтобы упражнения приносили пользу важно знать несколько простых правил:

    1. Все предлагаемые упражнения необходимо делать перед большим зеркалом. Это нужно для того, чтобы ребенок видел свои и логопеда движения.

    2. На протяжении занятий каждое выполняющее упражнение акцентируется на одной группе мышц.

    3. Упражнения, которые направлены на мимику выполняются плавно и спокойно, но однако ритмично (приложение 1).

    1. Работа над ритмом.

    На этом этапе формируется чувство и восприятие ритма (приложение 1).

    1. Работа над интонацией.

    Задача: научить детей передавать интонацию разных эмоций (радость, страх, испуг и т.д.)

    1. Работа над логическим ударением.

    Есть два способа работы над логическим ударением.С одной стороны, практически следуя указаниям логопеда, детей практически учат произносить определенные предложения, стихи и тексты с правильным логическим ударением. В этом случае они ориентируются на готовый образец. С другой стороны, дети также изучают самостоятельно логическое ударение в предложениях и, прежде всего, в вопросах и ответах. Во время упражнений полезно не только подчеркнуть ударные слова голосом, но и подчеркнуть их в тексте. Например: Кто читает книгу? Слава читает книгу.

    1. Работа над развитием высоты и силы, громкости голоса.

    2. Работа над тембром.

    Во второй (основной) этап входит два раздела.

    Первый раздел заключается в формировании представлений об интонации в импрессивной речи. Дети знакомятся с различными типами интонации, голосовыми средствами их выражения и способами обозначения.

    Несколько направлений на этом этапе:

    1. Общее формирование представлений об интонации.

    2. Изучение повествовательной интонации, голосовых средств её выражения и способами обозначения.

    3. Изучение вопросительной интонации

    4. Изучение восклицательной интонации

    5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

    Второй раздел заключается в формировании представлений об интонации в экспрессивной речи. Осуществляется в следующей последовательности:

    1. От усвоения средств интонации на различной слоговой структуры к усвоению сложном по звуковому оформлению.

    2. От овладения видами интонации к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

    Выделены направления:

    После того, как установили последовательность формирования выразительности речи у детей, подобран материал, который учитывает степень сложности и этап коррекционно-логопедической работы.

    Первый раздел этой работы заключается в формировании представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

    1. Общее формирование представлений об интонации.

    По схеме, предложенной А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко для работы над интонацией в стихах, был разработан следующий алгоритм:

    Послушай – Обсуди – Послушай – Повтори: быстро-медленно, высоко-низко, громко-тихо.

    Прочитав стихотворение А. Введенского «Песенка машиниста», логопед и дети должны обсудить, почему ее именно так читают. Первая часть очень тихая и медленная, а вторая – громче и продолжает увеличивать темп. Если дети не знают ответа, вы можете дать неправильный образец и поменять способ исполнения частей стихотворения.

    После подробного обсуждения каждого четверостишия перечитывается, только тогда детей просят повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверное представление значения через интонацию.

    После того, как дети узнали базовые навыки и умения использовать основные средства интонационной выразительности, мы должны приступить к самому интересному этапу работы – подготовке и представлению театрального представления в результате всех действий. Совместно с детскими сказочными спектаклями «Лесная аптека», «Репка», а также спектакли на стихи С. Маршака и А. Шибаева «Парад чисел».

    Тщательная работа по созданию интонационной выразительности в театральной деятельности помогает ребенку быть более уверенным, активным и эмоциональным.

    1. Изучение повествовательной интонации, голосовых средств её выражения и способами обозначения.

    • голос снижается в конце фразы (предложения);

    • визуальное подкрепление (знакомство со знаком препинания повествовательного предложения и демонстрация карты символов - точка; знакомство с графическим обозначением движения декларативного предложения в письме - стрелка вниз);

    • ассоциативное подкрепление (спуск с мостика) для хранения типа движения мелодий повествовательной фразы;

    • голос снижается в конце фразы при движении руки вниз (предложения);

    • выучить стихотворение о точке.

    Поскольку оформление повествовательной интонации во многом связан с изменением уровня ударного слога, большое внимание уделяется выявлению ударного слога и работе над ритмом слова. В процессе работы детям предлагается говорить вместе с логопедом, повторять и говорить разный речевой материал. (работа над ритмом слова, разработка интонационной конструкции, выражение полноты в повествовательном предложении).

    Примеры упражнений:

    • ответ на вопрос с полным предложением (например, «Где тигр? - Вот тигр»; «Что это - это машина?», «Кто это? - Это обезьяна»);

    • добавьте подходящее слово, например, глаголом и повторить полученное предложение (например, «Машинист, что делает? – Машинист водит электропоезд»; «Заяц, что делает? – Заяц прыгает»);

    • создание повествовательных предложений в соответствии с показанными изображениями;

    • распределение предложения;

    • провозглашение повествовательных предложений со смещением логического ударения;

    • пересказ текста, в том числе повествовательных предложений; составление короткого рассказа на основе рисунка или серии мотивных картинок; изучение стихотворений, которые указывают на наличие в них диалога, в котором взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает повествовательной интонацией.

    1. Изучение вопросительной интонации

    В этом разделе логопеду нужно с детьми отработать интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, разработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

    • увеличение голоса в конце вопросительной фразы (в предложениях без вопросительного слова) и повышение голоса на вопросительном слове (в предложениях с конкретным вопросом) - отражает движение мелодии вопросительной фразы;

    • визуальное подкрепление (знакомство со знаком пунктуации вопросительного предложения и демонстрация карточки символа - знака вопроса; знакомство с графическим названием движения вопросительного предложения - стрелка вверх);

    • ассоциативное подкрепление (восхождение по мосту) используется для запоминания мелодии фразы;

    • движение руки вверх, указывающее на повышение настроения для вопросительного слова;

    • выучить стихотворение о вопросительном знаке.

    Необходимо вовлекать в работу детей с междометиями, чтобы усвоили восклицательную интонацию. Дети учатся тому, что человеческая речь очень отличается и содержит специальные слова, которые помогают различать разные состояния, чувства и настроения.

    Примеры:

    • независимая составление общего вопроса на основе схемы (например, дети должны угадать, какой плод подходит для этого на основе заданных вопросов и на основе схемы (форма, размер, цвет, качество (твердое или мягкое), вкус);

    • фразы с самоописанием (например, дети, стоящие в кругу, разговаривают друг с другом о том, кем они будут, а затем спрашивают о ближайшем соседе, например:«Я собираюсь стать летчиком. Лена, а кем ты будешь?»);

    • преобразование повествовательного предложения в предложение

    • вопроса (например:«На улице снег. На улице снег?»);

    • формировать предложения с заданным вопросительным словом;

    • выступающий вопрос задается с изменением положения основного слова;

    • учить стихотворение; постановка сказок.

    1. Изучение восклицательной интонации

    Напоминаем детям о видах интонации. После чего уточняем, какими грамматическими знаками они обозначаются. Затем предоставляется текст и в нем нужно найти и определить интонацию предложения и поднять нужную карточку с грамматическим знаком.

    • сильное повышение тона голоса и затем небольшое снижение, чтобы отразить движение мелодики восклицательного предложения;

    • визуальное улучшение (знакомство с пунктуацией восклицательного предложения и демонстрацией карты символов восклицательного знака; знание графического обозначения движения мелодии восклицательного предложения в виде буквенной стрелки, затем по горизонтали с небольшим уменьшением);

    • ассоциативное подкрепление (поднятие моста и перемещение по мосту) используется для запоминания характера движения восклицательной фразы;

    • движение руки вверх и горизонтально, голос резко повышается, а затем немного уменьшается;

    • выучить стихотворение о восклицательном знаке. Приемы, которые используются:

    • стимулирование ребенка к произвольным эмоциональным возгласам в условиях специально созданных ситуаций;

    • добавление соответствующих звуковых имитаций (например, чтение фрагмента К.И. Чуковского «Путаница») или слов;

    • преобразование интонации повествовательного предложения в восклицательную интонацию;

    • произносить фразы с изменением положения основного слова;

    • пересказ небольших текстов с восклицательными фразами; изучение стихов.

    Второй раздел – формирование интонационных умений и формирование выразительности в экспрессивной речи.

    Проводится работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. Это во многом зависит от изменения высоты ударного слога. Внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова.

    В предложениях, в которых единое целое состоит в синтагме, как и в слове, то выделяются предударная – ударная или предударная – ударная – заударная часть, то работа над ритмикой предполагает обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков).

    В процессе работы детям предлагается проговаривать совместно с логопедом, повторять за ним, самостоятельно произносить различный речевой материал.

    1. Освоение ритмики слова.

    Примеры упражнений для освоения ритмики слова.

    1. Произнесение односложных слов:

    • простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д.;

    • со стечением согласных: сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк и т. д.;

    • в структуре нераспространенных предложений: Стол стоит. Сом спит;

    1. Произнесение пар слов с гласными [У], [Ы], [И], находящимися в ударной и безударной позиции:

    • слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп – супы, лист – листы, куст – кусты, лис – лиса, зуд – зудит и т. д.;

    • слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам – сами, сок – соки, соль – соли, зуб – зубы и т. д.;

    1. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.

    Гласные звуки [Э], [А], [О]:

    • в первом предударном слоге: цвет – цветы, смех – смешной, взгляд – глядеть, стены – стена, сам – сама, стар – старик, дом – дома.

    • во втором предударном слоге: серый – серебро, белый – белизна, сама – самолет, балет – балерина.

    • в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать, сопровождать, заболевание; в заударном слоге: занять – занятый, девятый – девять, смотреть – просмотренный, мороз – заморозки, сказать – высказать.

    1. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

    • ударение на первом слоге: Груша спелая. В семь утра. Нашли книгу. Видел девочку и т. д.;

    • ударение на одном из средних слогов: Домашняя корова. Последняя остановка и т. д.;

    • с ударением на конечном слоге: Сказать маршрут. Сорока летит. Ходил в кино и т. д.;

    • в различных комбинациях по месту ударения: Новый день. Станция метро. Несколько секунд и т. д.

    1. Работа над интонацией повествовательного предложения Примеры упражнений для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении.

    2. Отрабатывается повествовательная конструкция с интонационного центра в конце предложения (проговаривание фраз совместно с логопедом, повтор и самостоятельно):Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро.Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

    3. Отрабатывается повествовательная конструкция с передвижением интонационного центра в неконечную позицию (проговаривание фраз совместно с логопедом, повтор и самостоятельно):Я хожу вечером на каток. Со мной ходит мой брат на каток. Он ушел в гости. В моей комнате есть шкаф. И в комнате брата есть шкаф.

    4. Детей просят заполнить задание, начатое логопедом, чтобы найти правильное слово в значении другими словами, согласуя с предложением. Составьте полное предложение, назвать его и передать интонацию повествовательного предложения.

    5. Детей просят завершить предложение, выбирая слова, значение которых противоположно и которые совпадают с другими словами в предложении. Повторите все предложение и дайте интонацию повествовательного предложения.

    Дети отвечают на вопросы по поводу текста. Составляется коллективный рассказ (логопед начинает рассказ, дети рассматривают другое продолжение, назовите его после предложения, тихий голос в конце предложения указывает на полноту).

    1. Работа над интонацией вопросительного предложения.

    В практике формирования вопросительной интонации в предложении для детей показано, что при воспроизведении вопросительной интонации голос повышается на слове, содержащего логическое или фразовое ударение. Если вы повторяете вопрос, голос становится еще выше, а диапазон увеличивается. Затем дети разговаривают с логопедом, повторяют за ним и затем произносят этот материал самостоятельно.

    Примеры упражнений для отработки интонационной выразительности вопросительного предложения:

    Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова (проговаривание фраз сопряжено, отраженно и самостоятельно).

    • повышение тона в односложном слове:сад? –этот сад? мир? –тут мир? дом? – там дом? кот? – здесь кот?

    • повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге: сорока? – летит сорока? корова? – идет корова? газета? – лежит газета?

    • повышение тона с ударением на первом слоге: этот? – этот город? очень? – очень красиво? весело? – тебе весело? ласковый? – ласковое солнце?

    • повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге: телефон? – ваш телефон? самолет? – здесь самолет? далеко? – тебе далеко? сапоги? – твои сапоги?

    • выделение вопросительной интонации слова в начале, середине и в конце предложения: Я возьму книгу? А кто пойдет? Долго еще идти? Все ли тебе понятно? Ты видишь снег? Ты можешь купить яблоко? Ты выйдешь гулять? Тебе фильм понравился? Ты книгу на полке не видела? Тебе нужна тетрадь? Тебе нужна машинка? Тебе нужна тетрадь?

    1. Работа над интонацией восклицательного предложения.

    Проводятся упражнения по отработке восклицательной интонации в предложении:

    • отрабатывается интонация восклицательной интонации в предложении на материале междометий с использованием картинок и стихов. Логопед читает стихи, а дети проговаривают междометия и звукоподражания с восклицательной интонацией;

    • в одном предложении вырабатывается интонация, выражающая требование, обращение и восклицание (оно произносится с логопедом, дети повторяют и говорят независимо) (приложение 2).

    3. Заключительный этап. Цель данного этапа заключается в определении эффективности второго этапа, направленного на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством комплекса игр и упражнений.

    Данные, полученные в ходе эксперимента, дают возможность сказать о том, что после проведенного обучения появилась положительная динамика.

    В конце коррекционно-обучающего эксперимента сравниваются полученные данные.

    Анализ результатов обучающего эксперимента показывает обоснованность данного подхода при развитии просодических компонентов речи.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта