Главная страница

Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф


Скачать 266.45 Kb.
НазваниеОсобливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф
Дата26.02.2023
Размер266.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаshpory_zar_lit.docx
ТипПоэма
#955790
страница13 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

льной курт18. Класицизм як літ. напрямок XVII століття.

Это лит. направление родилось в университетских кругах; оно несло в себе следы книжности. Его родиной была Италия. Классицизм возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально мыслился как прямое противопоставление «варварской» средневековой драматургии. Поэтому наиболее яркое воплощение классицизм получил прежде всего в драматургии. Были установлены некие непреложные и вечные законы театра, исходя из тех закономерностей, которые заметили в театре античном.

Правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, скудость сценического действия, абстрактность худож. образа, многословные диалоги и монологи, патетические речи, величественные позы и жесты, одиннадцатисложный, нерифмованный стих – основные особенности классицистической драматургии.

Классицизм первоначально выступил как теория и практика подражания античному иск-ву. Изучение и освоение опыта античных мастеров были и необходимы, и благотворны. Без знания традиций античного иск-ва не могли бы с такой силой проявиться таланты художников Возрождения. Однако учение о подражании античности без учета своеобразия истор. эпох, о канонизации античного опыта тормозило развитие иск-ва. Вместе с тем классицизм нес в себе здоровое мироощущение. Ему были чужды настроения отчаяния и пессимизм.

19. Общая характеристика европейского Просвещения

Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии – Ф. Шиллер, И.В. Гете).

Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей – просвещенных граждан.

Оно определило духовную атмосферу века. А само оно во многом было вызвано событиями в политиче­ской и общественной жизни Европы конца XVII в., достижениями в фило­софии и естественных науках. Прежде всего просветители стре­мились научить людей мыслить и по­ступать разумно и ответственно. Веду­щие пред-ставители. Главными ценностями для просветителей были Природа и Цивили-зация, Разум и Чув­ство. Соот­ношение этих понятий изменялись по мере разви-тия Просвещения: от гар­монического сочетания в первой половине столетия до противопо­ставления — во второй, но они всегда оставались в центре разду-мий просве­тителей. Большинство про-светителей были деистами, т. е. считали, что Бог создал Вселенную и людей. Достоинствами становятся терпимость и способность к компромиссу — не только в религии, политике, но и в эстетике. Огромную роль в этот пери­од играют салоны, клубы, литератур­ные кружки. Литература сближается с фило­софией и публицистикой и осо­знаёт свою главную задачу как задачу воспи-тания, поэтому во многом меняется и со­держание, и стилистика произведений XVIII в. по сравнению с предшеству-ющими. Основные литературные напра-вления XVIII ст. — класси­цизм, рококо и сентимента­лизм — развиваются в слож­ном взаимодействии. Нередко все три этих направления представлены в творчестве од­ного и того же писателя. Классицизм просветитель­ского периода опирается на опыт классицизма XVII в., стремится к упорядоченности и ориен-ти­руется на просвещенный вкус. Рококо выража­ет представление о том, что потреб­ность в наслаждении естест-венна для человека и литературу дол-жно зани­мать частное, интимное суще-ствова­ние людей. Среди писателей рококо — Прево, Филдинг, Виланд и др. С его стилисти­кой связаны также знаме-нитые про­светители Дефо, Вольтер, Гёте и др.

Сен­тиментализм по­лучил своё назва-ние по роману английского писателя Л.Стер­на «Сентиментальное путешест-вие». Сен­тименталистов, как и писа-телей рококо, интересовала частная жизнь чело­века; но во взглядах на чело-веческую природу представители двух направ­лений расходились. В числе крупнейших сентименталистов — Ри-чардсон, Рус­со, Голдсмит, Гёте, Стерн.

XVIII век часто называют «веком прозы». Поистине необычай­ного рас-цвета достиг роман. Романисты строят пове­ствование свободно, не ищут еди-ных правил, как бывало прежде, легко и естественно решаются на литера­турный эксперимент. Проза XVIII в. прославлена и ещё одним жанром — просветительской филос повестью («Персидские письма» Мон­тескье, «Путешествия Гулливера» Свифта и др.).

Просветители провозгласили право художника изображать героические поступки и высокие чувства простого чел-ка.

20.Загальна х-ка ведучих літ напрямів в Захід. Європі 18 ст.

18 в. – век Просвещ. лит-ра Европы 18 ст. многими нитями связ. с пред. этапом – гуманизмом эпохи Возр. и в тоже вр. явл. знач. шагом вперед отмеч. нов. худ. откр-ми. 18 век – эпоха велич. соц-полит сдвигов в жизни народов Европы и Амер., важн. общ-полит. событий. Этот век-одно из наиболее примеч. эпох в истории лит-ры, выдвинувши таких выдающ. пис-лей как Свифт, Филдинг, Стерн, Вольтер, Дидро и Руссо, Лессинг, Гете и Шиллер. Если рассм. это столетие не просто как календ. веху, а как принцип. новый этап в ист. чел-ва, то оно откр. «славной револ.» в Англии, т.е. гос. переворот 1688-1689, в рез-те кот. были огранич. кор. прерогатива и закрепл. победа англ. бурж. Наиб. полн. выраж. это эпоха получ. в Вел. Фр. бурж-демокр. револ. 1789-1794гг,кот. оказ. огромн. влияние на судьбы стран Евр. и ознам. торж-во капитал. эры. Т.о., уничтож. феод-ма и утверж. кап-ма превр. в ист. необх. именно это и пердопред. возникнов. шир. идейного движ., получ. назв. Пр.* Просв-ли в ряде слу. непосред. опир. на трад. лит-ры Возрожд. как и вел. гум-ты 14-16в. они ведут борьбу против средневек. варварства, водуш. благор. мечтой о торж. челов. личности. Можно сказ, что ранее Пр. рацион., но разочаров. приходит быстро. Появл. сентим. пр-я «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо. Эпоха Возр. открыта людям средневек. Евр. интерес к антич.: антич. тема, ант. обр. получ. яркое отраж. в лит-ре. Пр.*В предел. лит-ры Пр. активно взамод., оказывая влияние друг на друга и нередко борясь м-ду собой, разные худ. направления, главными среди кот. были: просветит. классицизм, просветит. реализм, сентимент, а также барокко и рококо. Хотя в лит-рах 18в. мы можем встретиться еще и с классиц-ом вместе с тем, 18в. в ис-ве и лит-ре Запада отмечен тягой к правдив. изобр. повс. жизни. Возвыш. герои клас-ма не могли удовл. нов. зр. и чит-ля. В англ. лит-ре еще в нач. 18в. приобр. большое вл. нравоуч. журн. Стиля и Аддисона, на стр-ах кот. впервые нашли реал. отраж. будни англ. бурж. быта. Журн. очерки и бытов зарисовки, явл. первыми худ. опытами, подготов. дальн. успешн. развит. англ. реалист. романа 18в. * В др. странах борьба против клас-ма приняла более остр. формы. Во Фр. Дидро решит-но выступил против эстет. клас-ма. В Герм. Лессинг начин с сер.18в. вел борьбу за созд. нем. лит-ры, отвечав. задачам нац. разв., резко обруш. на трад-ю фр. клас-ма. Однако, почти в те годы, в третьей четв. 18в., появл. писатели, кот. начали выражать перв. сомн. в приор. разума.: Стерн – в Англии, Руссо – во Фр., писатели эпохи «бурж. и натиска» - в Герм., противопост. разума чувству. Они убежд., что именно в чувствах раскр. подленные достоинства чел-ка. В рез-те формир. новое литер. напрвл. сентим-м. * Что кас. литер. напрв. в эпоху Пр., то ранее др. в странах Евр. формир. просветит. классицизм. В трудах, посвящ. 18в., это напр. нередко оценив как пришедш. в упадок. Между просвет. и «высоким» классиц. сущ. преемств. связь, но просвет.классиц.-это цельное худ. напр., раскрыв. не использ. до того худ потенции классицистск. ис-ва и облад-ее специф. чертами. Расцвет просвет. реал. отн. к зрел. этапу П. Выдвигая, как и классиц-ты, принцип «подраж. природе», писатели реал-ты исполн. его гораздо шире своих предш. В просвет. реал. этот принцип истолков. в духе метафизич. матер-на, означал вместе с тем признание, во 1-ых способности ис-ва достов. воспр. реальн., во 2-ых, не обход. изобр. в худ. пр-ях все сферы действ-ти и высокие, и низкие, в 3-их, огромн. преобр. роли ис-ва в жизни чел-ка и общ-ва. В Анг. романы Дефо и Свифта, поэтич. тв‑во А. Попа, литер‑но‑журн. деят‑ти Стилля и Аддисона. Во Фр. в это вр. публ. самые значит. твор‑я просв. лит‑ры: «Об уме» Тельвеция, «Система прир.» и «Карманное богосл.» Гольбака, истор., филос., эстетич. Тр. Вольтера, Дидро, Руссо. Процесс развития просв. реал. в терм. – это путь от тв‑ва Лессинга до поздн. тв‑ва Гете и Шиллера. Вторая треть века Пр. в Англ. окрашен. зрелым разв. просвет. ром. (Ричардсона, Филдинга, Смоллета. Усиление бурж. отнош. вызыв. кризис просвет. идеология, ощутим. признаки кот. обознач. в Англ. уже в 60‑х г., а в Германии и Фр. немного позднее. На литер. арене утвержд. сентим-м, как реакция на абстрактность и рассудочн. классиц. и как выраж. жив. инт. к нуждам и чаяниям III сословия». В Англии это творчество Стерна («Жизнь и мнение Тристр. Шенди – джентельм.», Сетим. путеш», роман, кот.ост. незаконч. Во Фр., прежде всего это тв. Руссо «Новая Элоида». В Герм. тенденциями сентимент. была прониц. лит‑ра движ. «бури и натиска». Под возд. Европ. сент‑ма (Стерн, Руссо и др.) пис. нем.штюрмерства , аппелир. к чувству, уравновешивающему, по их мнен., людей разных сосл. и свидетельст. о духовном богатстве людей тр., истин. де‑лей пр‑ды. Сентим‑м возн. в эпоху, когда реальн. уже начин. всё более решит‑но опроверг. просв. надежды на движ. чел‑ва к царству разума. Менее значит., чем эти направл., но всё же заметную роль в просветит. ис‑ве игр. течение рококо, возник. ещё в XVII в. в рамках классиц. напр. Для этой лит‑ры хар‑ны небольш. по размеру произв. (в поезии – преимущ. жанры сонета, мадригала, рондо, баллады, эпиграммы), шутливое имя шутливо‑празднич. содерж. и ориент на узкий круг чит – посетит. аристократ. салонов. Для писат. рококо гедонистич. настроен. галант. игра, шутка. Они предпрочит. воспев. дары Вакха и Венеры и весьма далеки от прославл. гражд. идеалов. В Англ. это напр. ярко представл. тв‑вом так назыв. назыв. «поэтов‑кавалеров» – Бен Джонсон, Роберт Херрик. По мере появл. и углубл. кризиса просветит. идеал и культуры станов. все более очевидн. критич. по отнош. к основопол. принц. П. направ‑ть разл. тенденций, обнаруж‑ся в разных стр. Евр. Эти тенд. ко всё более последоват. отриц. просветит. модели мира в своей совок обр. теч. в пред. П, назыв. предромант. ис‑во предром. наиб. полно представл. в Англ. (У. Блейк, П. Бернс), где кризис П. стал очевиден значит. раньше, чем в др. странах. Велико истор. знач. П. Большое знач. имели худ. трад. Просвещ. для формир. критич. реализма как в А., так и во Фр.Борьба Дидро, наприм. за реал. ис‑во, его худ. практ. оказали возд. на творч. Стендаля, Бальзака. Ис‑во П. продолж. сохранять неповторимость и эстет. знач. вплоть до наст. врем.

21. Західноєвропейський сентименталізм.

XVIII столетие в истории культуры — век разума, век философов, время новых идей и важных художест­венных открытий. Сентиментализм – явление сложное и противоречивое. Как идейное и худож. Те-чение обществ. мысли XVIII в. его нельзя отождествлять с Просвещением в целом. В ряде случаев он являл собой кризис просве-тительской мысли. Это направление по­лучило своё название по роману английского писателя Лоренса Стер­на «Сентиментальное путешествие». В различных странах Европы его краски были различны. В Англии произведения сентименталистов сочетали в себе критику соц. несправедливостей с идеализмом, мистикой и пессимизмом. Во Франции и Германии сентиментализм в значительной степени слился с просветительской лит-рой.

В отличие от классицистов, сентименталисты обратились к людям простым, угнетенным, слабым. В их героях нет ничего примеча-тельного. Страдания их не потрясают. Сло-вом, на смену возвышенному и величест-венному, что было у классицистов, сенти-менталисты принесли в лит-ру трогательное. Они возвели чувство в культ, а чувствительность – в нравственный и эстети-ческий принцип.

Литература сближается с фило­софией и публицистикой и осо­знаёт свою главную задачу как задачу воспитания, поэтому во многом меняется и со­держание, и тональ-ность, и стилистика произведений XVIII в. по сравнению с пред­шествующими.

Сен­тименталистов интересовала частная жизнь чело­века. Сентиментали­сты полагали, что в человеке изначально заложены нравственные основы. Сентименталисты поэтизи­ровали уединение в отдалённых диких уголках или деревенскую жизнь, опи­сывая всё это в пате­тической манере. В числе крупнейших сентименталистов — Ричардсон, Рус­со, Голдсмит, Гёте — автор «Страда­ний юного Вертера» — и, конечно, Стерн. Одно из важнейших достиже­ний сентиментализма — создание но­вого драматического жанра: «серьёз­ной, слезливой комедии», или «мещанской дра­мы».

35.Принцип и критерии периодизации лит-ры 19 в.Периодизация историко-литературного процесса 19 в. в европейских странах обусловлена важными истор-ми собы-тиями в жизни Европы. Первый этап – 1789 – 1830 годы. Это период Франц. революции 1789 – 1794 гг., тесно связанной с последующей политической жизнью, с наполеоновскими войнами. Этот же период ознаменовался таким общественно-политическим явлением, как Реставрация, завершившаяся Июльской революцией 1830 г. Это было время бурных политических конфликтов и национально-освободительных движе-ний во Франции, Испании, Греции, Италии. Все эти события влияли на литературный процесс и нашли отраже-ние в творчестве Байрона, Шелли, Стендаля, Шемиссо. Ведущим направле-нием и худ. методом в литер-ре первой трети 19 в. был романтизм. Во Франции в начале века Виньи, Гюго, Ж.Санд создают яркие страницы романтич. лит-ры. К концу данного периода появля-ются произвед-я Мериме, Стендаля, Бальзака, в кот-х формируются прин-ципы реалистического отражения жизни. Второй этап – 1830 – 1871 гг. Он, в свою очередь, делится на 2 периода: 1830 – 1848 и 1848 – 1871. Начало второго этапа также ознаменова-но важными политич. событяими: свержением Карла Х во Франции и парламентской реформий в Англии. Эти события закрепили окончательную победу буржуазии, что привело к появлению рабочего класса. Этим социальным изменениям сопут-ствовали важные сдвиги в литературном процессе. С начала 30-х гг. критический реализм в творч-ве Диккенса, Теккерея и др. начинает определять лицо литера-туры Европы. Но и после 1830 г. романтические тенденции в литературе не исчезают. В европейск. лит-ре складывается синхронное развитие кри-тич. реализма и романтической лит-ры (напр., Ж.Санд и Гюго). В 40-е гг. в Германии лирика Веерта и Гервега тоже содержала ярко выраженное романти. начало. Происходило взаимное обогащение различных худ. методов и направлений. 1848 – 1871 гг. – это время обострения противоречий, время революционного взрыва, охватившего почти всю Европу и закончившегося Парижской Ком-муной. Данная схема не является универсальной. Можно пред-ложить и другую периодизацию: 1.ранний период (1789 – 1830) – время господства в литературе романтизма; 2.переходный период (1830 – 1848) – время формирования реализма; 3. 1850 – 1870 – расцвет и трансформация реализма. Обе периодизации показыва-ют, что в истории лит-ры 19 в. не существовало противостояния романтиз-ма и реализма, а было их полное взаимодействие.

36.Общ. хар-ка романтизма как лит-го направления 19в. Исходной философской базой роман-тизма явл. идеалистическое мировоз-зрение. Романтики утверждали веру в господство духовного начала жизни. Герой в худож. произведениях роман-тиков получает принципиально иную трактовку, нежели у просветителей и классицистов. Проблема личности стано-вится для романтиков центральной. Позднее в эстетике романтиков утверж-дается тезис о местном колорите, об описании внешней обстановки (Байрои, Гюго). Природа, любовь – разработка этих проблем стала путем познания и раскрытия сущности человеч. личности. У тех романтиков, которые, отрицая окружающую их действительность, стремились к уходу от нее в мир иллю-зий, искусства и фантазии, герой-индивидуалист в лучшем случае оста-вался мечтателем, трагически одиноким в окр. мире (герои Гофмана). В других случаях индивидуализм романтич. героя приобретает егоистич. Окраску (Байрон, Шлегель). Стихи Вордсворта и Мюл-лера, Гейне и Байрона, психологические повести Шатобриана раскрывали совре-менникам богатства духовного мира отдельной личности. В творчестве романтиков берет свои истоки образ «лишнего человека», прошедший через всю литер-ру 19в. Их новаторство заклю-чалось в утверждении преобразующей роли искусства. Ставя перед искусством задачу преобразования действитель-ности, романтики существенно расши-ряли возможности и задачи искусства. С романтизмом связан яркий расцвет лирических жанров. Многие поэты-романтики осуществили принципиаль-ную реформу стиха. Утверждение новых романтич. норм в лирике связано с творчеством Байрона, Шелли и Китса. Историзм романтиков и «идея бесконечного» сосредоточивали внима-ние на отдельних нациях, на особен-ностях нац. истории, быта и на нац. прошлом своей родины. Романтич. герой не ограничивает себя только погружен-ностью в мир своих собственных душев-ных эмоций. Через их призму он все шире воспринимает окр. мир. Романтизм обогатил и обновил принципы и сред-ства худ-го осмысления действ-ти.

37.Общ. хар-ка реализма как лит-го направления 19в.

В центре внимания литературы критического реализма – анализ средст-вами худ-го мировосприятия социальной системы. Поэтому основным в специ-фике этого направления явл. худож-е осмысления действительности как фак-тора социального. Реалистическим сле-дует считать только то произведение, которое отображает сущность данного соц. истор-го явления, когда персонажи несут в себе типичные черты той или иной соц. прослойки. Условия, в кото-рых они действуют, явл. не случайным плодом фантазии писателя, а отраже-нием закономерностей соц-эконом. и политич. жизни эпохи. У критич. реалис-тов типизация выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных хар-ов и типичных обстоятельств. Духовный мир героев социально детерминирован. Реалисты 19в при создании худ. образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию хар-ра, которая определялась сложным взаимодействием личности и общ-ва («Красное и черное» Стендаля). Этим они резко отличались от просветителей и романтиков. Искусство критич. реализма ставило своей задачей объективное вос-произведение действ-ти. Писатель-реа-лист основывал свои худ. открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений жизни. Поэтому их произве-дения явл. богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохи
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта