Главная страница
Навигация по странице:

  • 80.Провідні риси поетики літературного постмодернізму.

  • Жанры смеховой литературы

  • Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф


    Скачать 266.45 Kb.
    НазваниеОсобливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф
    Дата26.02.2023
    Размер266.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_zar_lit.docx
    ТипПоэма
    #955790
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    79.Постмодерн как историко-культурный феномен: проблема хронологич. рамок явления, черты постмодернистского мировосприятия.

    П. – общее название очерченных последними десятилетиями тенденции в искусстве, главными чертами кот-х явл-ся показ разрушенного сознания, деформированной действительности, удушливой атмосферы эпохи. Появив-шись в 1917 г., термин «П.» распространился в конце 60-х сначала для обозначения стилевых течений в архитектуре, направленных против безликой стандартизации, а через некот время – в литературе и живопи-си. Популярности П. способствовали учения философов Дерриды, Батея, Лиотара. На Западе появление П. было обусловлено преимущественно исчер-панностью индустриального общества (возникновением мультинацион моно-полий, компьютерной цивилизацией, угрозой эколог катастрофы, а также необходимостью обновления модер-низма). В литературах стран Вост Европы, по мнению укр литерату-роведа Г.Сиваченко, это явление, кроме того, возникло и как одна из немногих возможностей для писателя сохранить собственную художеств и человеч позиции. Герой лит-ры П. – человек, потерявшийся в повседнев-ном существовании, потерявший связь со вселенной. Он остро переживает собственную отчужденность и потерю духовн ориентиров. Чел-к не знает, куда идти, во что верить. П. воссоз-дает общий абсурд жизни, разрыв соц и духовных связей в мире. Произведения П отлич-ся особой поэтикой. Автор взаимодействует с текстом, как с целым миром. Пони-мание «текста как мира» обуслов-ливает многочисленные реминисцен-ции, цитатность. Очень важен в лит-ре П прием эстетич игры. Во многих произв-х жизнь – страшный карнавал, апокалиптический театр. Литературн игра дает возможность переосмыслить действительность. Сюжет в постмо-дернистских произв-х, как правило, распадается на множество микросю-жетов. Текст – своеобразный коллаж мыслей, чувств, ситуаций. Характ-ми признаками П явл-ся пародия, гротеск, соединение комического и фантасти-ческого. П. развивается в жанрах романа-исповеди, мифологической по-вести, антиутопии и др. выдающимися мастерами П явл-ся У.Эко, Д.Фаулз, Дж.Барт и др.

    80.Провідні риси поетики літературного постмодернізму.

    Ключевые понятия культуры П: 1.фрагментарность повествования. Сюжет в постмодерн-х произв-х складывается из нескольких микро-сюжетов. Отсутствие одной неразрыв-ной сюжетной линии свидетельствует об утрате целостности в самой дейст-вительности; в произвед-и превалиру-ет подчеркнутый алогизм повествова-ния. 2.автобиографичность. Один из иссле-дователей П, М.Липовецкий, считает, что автор явл-ся одним из центр-х ге-роев своего произв-я, а его герои, в свою очередь, пародируют автора. Эта черта свойственна многим П произв-м.

    3.постмодернистская игра. Это фунда-ментальная черта, имеющая чрезвы-чайную актуальность в постмодерн-й лит-ре. Писатели используют ее как единств возможность сосущество-вания чел-ка с миром. Эстетич ф-я игры – выйти за границы абсурдного существования, преодолеть трагизм бытия, превратить трагедию в фарс.

    4.ирония. постмодернистские произв-я щедро окрашены иронией, гротеском, скепсисом, пародированием. Ирония помогает писателю овладеть логикой абсурда. Рисуя безобразную действи-тельность в ироничном ключе, писа-тель одерживает над ней своего рода победу.

    5.интертекстуальность, аллюзии, ци-татность. Наиболее важной катего-рией постмодернистской поэтики явл-ся интертекст-сть. Она обозначает межтекстовые отношения, к которым принадлежат цитаты, пародирование, литерат аллюзии и т.д. У.Эко и Р.Барт считают, что каждый текст интертек-стуален, кажд книга рассказывает о других книгах.

    6.метатекст, метароман, метарассказ - литература о литературе.

    Ведущие теоретики П.: Ю.Кристева, Р.Барт, У.Эко, И.Ильин, Т.Денисова, Д.Затонский, А.Зверев, К.Шахова. Писатели-постмодернисты: Т.Пинчон, У.Эко, Дж.Фаулз, Дж.Барт.

    5.Возрождение как культурно-историческая эпоха

    В. – культурно-историческая эпоха, кот охватывает период с кон13 на 14в - кон 16 нач 17 в. Она формируется в русле движения за возрождение древности, кот начин в Италии в кон 13-нач14 в. В. (от фр «расцвет») – возрождение или ренессанс. Основой В. стали огромные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, обусловленное развитием городов, ликвидацией феодальной анархии, возникновением великих централизованных гос-в, накоплением начального капитала, перехода ремесленников к мануфактурам, географическими открытиями (Коперник, Бруно). Движение за возрождение древности было также обусловлено стремлением буржуазии, обретающей в это время ведущее значение в культурно-творческом процессе, изменить существующее мировоззрение и соц структуру в соответствии со своей новой истор ролью. Эпоха складывается как поиск обоснований для утверждения культурного приоритета индивидуального начала и разворачивает этот поиск как процесс изучения достояния античной, прежде всего римской кул-ры. Участники этого движ, противопоставляя присущий средневековью приоритет духовной стороны чел природы над телесной стремлению к гармонизации этих начал в чел, такртуют античность как время обретения этой гармонии и стремятся подражать ей. Челов сущность они определяют как гуманность. Свои занятия изучением античн кул-ры и античн знания о человеке, мыслимое или

    универсальное и истинное, называли studia humanitatis, а себя – гуманистами. Гуманичты изобрели новое мироощущение, направленное на провозглашение чел наивысшей ценностью. Средневековый аскетизм противопоставлялся новой морали, основанной на признаках единства тела и души. Утверждался приоритет разума и знаний над авторами веры – образование новой морали, основанной на разуме, исследовании, реалистическом отношении к миру. Отрицалась кастовость общества. Повышенный интерес к человеку и всему земному. Сам термин «ренессанс» появляется значит позже. В 1550 в трактате «Жизнеописание знаменитых живописцев, воятелей и зодчих» его вводит Вазари. В соответствии с этапами становления мировоззрения В. делится на 3 периода, причем в разных странах хронологические рамки этих периодов оказываются различными. В Италии раннее В – кон13-нач14 и до сер15в. в других странах – 15в-нач 16в. Зрелое или высокое В для Италии – сер15-16; для других стран – сер16-кон 17в. Позднее В в Италии – сер16-нач17в.; для других стран – кон16 –нач 17в.

    В основе ренессансного мировоззрения лежит представление о приоритете индивидуального, личностного в чел над его соц стороной. При этом индивидуальное мыслится как равновеликое общей чел природе, т.е. чел в своей индивидуальности мыслится как универсальный.

    В период раннего В складывается представление о двух целях чел существования: небесной и земной. Впервые оно обозначается в трактате Данте «Ир» (1304-07), в кот он говорит, что у чел помимо посмертного созерцания божеств лика есть иная, земная цель жизни – это проявление добродетели, в кот чел воплощает свою сущность, гуманность. Петрарка в своих трактатах развивает концепцию 2-х бытийных целей чел, утверждает, что целью земной его жизни яв-ся обретение посмертной славы.

    В период высокого В сформированные ранними гуманистами представления об универсальности индивидуальной природы чел обретают общебытийные обоснования в работах философов Фичино, Мирандола, кот соотнесли чел природу с общим строением мира. Фичино полагает, что чел яв-ся центром бытия, поскольку объединяет в себе все его уровни (минеральное, растительное, животное, собственно человеческое и духовное) И т.о. обосновывал творческие возможности чел универсальностью его природы. Мирандола полагал, что чел подобен Богу, поскольку он не обладает определенной природой, но зато обладает свободой стать таким, каким захочет. Т.о. универсальность природы чел и его свобода обретали общебытийные обоснования и в его контексте представали не только как источник созидательной деятельности, но и как возможный источник разрушения.

    6. Народна карнавальна культура Середньовіччя та її вплив на поетику романа Рабле «Гаргантюа і Пантагрюель» (за монографією М. Бахтіна).

    Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимала в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые «праздники дураков» и «праздник осла», существовал особый, освященный традицией вольный «пасхальный смех». Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые «храмовые праздники», обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей). Карнавальная атмосфера господствовала в дни постановок мистерий и соти. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари, и др.).

    Жанры смеховой литературы: пародийная лит-ра на латинском яз. (пародийные диспуты и диалоги, пародийные хроники), смеховая лит-ра на народных языках (пародийные проповеди, пародийн. героич. эпос).

    Все названные организованные обрядово-зрелищные формы были распространены во всех странах средневековой Европы, но особенным богатством и сложностью они отличались в романских странах, в том числе и во Франции.

    Все карнавальные формы последовательно внецерковны и внерелигиозны. Более того, некоторые карнавальные формы прямо являются пародией на цёрковный культ.

    Карнавал не созерцают, — в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной.

    Итак, карнавал был не художественной театрально-зрелищной формой, а как бы реальной (но временной) формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти на самом деле (на срок карнавала).

    Особо важное значение имела отмена во время кар­навала всех иерархических отношений. На карнавале все считались равными. Здесь—на карнавальной площади — господствовала особая форма вольного фа­мильярного контакта между людьми, разделенными в обычной, то есть внекарнавальной, жизни непреодоли­мыми барьерами сословного, имущественного, служеб­ного, семейного и возрастного положения.

    Здесь вырабатываются и особые формы площадной речи (ругательства, бранные выражения) и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися, свободные от обычных (внекарнавальных) норм этикета и пристойности. Сложился особый карнавально-площадный стиль речи, образцы которого мы в изобилии найдем у Рабле (ругательства и проклятия начинаются уже с самого пролога романа «Гаргантюа и Патагрюэль»).

    Величайшим носителем и завершителем этого народно-карнавального смеха в мировой литературе был Рабле.

    В произведении Рабле отмечают исключительное преобладание материально-телесного начала жизни: образов самого тела, еды, питья, испражнений, половой жизни. Образы эти даны к тому же в чрезмерно преувеличенном, гиперболизованном виде. Эти образы материально-телесного начала у Рабле являются наследием народной смеховой культуры. Материально-телесная стихия явл-ся началом глубоко положительным, утверждающим, имеет веселый и праздничный (а не буднично-бытовой) характер. Ведущий момент во всех этих образах – плодородие, рост, бьющий через край избыток.

    Ведущей особенностью произведения Рабле явл. снижение – т.е. перевод всего высокого, отвлеченного, идеального в материально-телесный план, в план земли и тела в их неразрывном единстве.

    К народно-праздничным формам и образам в романе Рабле принадлежат и сцены избиения (избиения ябедников в доме де Баше; «остров сутяг», жители которого, сутяги, зарабатывают на жизнь тем, что позволяют избивать себя за плату и др. примеры). Повреждения каждого ябедника описаны с анатомизирующими перечислениями пораженных органов и частей тела. Эти ябедники – представители старого права, старой правды, старого мира, - они неотделимы от всего старого, умирающего, но они также неотделимы от того нового, что из этого старого рождается. Они причастны к миру, умирающему и рождающему одновременно. Их избиение есть праздник смерти-возрождения.

    7. Особенности категории «трагического» у Шекспира

    Трагическое – одна из эстетич категорий, характеризующая ту грань освоения мира, которая вызвана восприятием глу-боких страданий и даже смерти людей. Трагическое тесно связано с величест-венным, поскольку выявляет достоин-ство и величие чел-ка, способного на самопожертвование. Трагич пафосом пронизаны многие пьесы Шекспира. Шекспировская трагедия родилась в первое десятилетие творчества драма-турга — в окружении хроник и комедий. От комедии она унаследовала веру в природную стойкость челове­ка, от хроник - убеждение в том, что закон жизни человека — время. Сущность трагизма у Ш. всегда заключалась в столкновении 2х начал – гуманистических чувств и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Ш. считал, что все происходящее с человеком – это результат взаимодействия его хар-ра и окруж обстоятельств. Он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные, одаренные, гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с какой легкостью зло овладевает душой чел-ка и к каким ужасным последствиям это приводит (Макбет). Трагическое в пьесах Ш имеет свои особенности. Как бы ни были ужасны страдания и катастрофы, изображаемые Ш, они никогда не бывают бесцельны. Страдания раскрывают смысл и глубокую закономерность всего, что происходит с человеком. Гибель Макбета, Брута показывает роковую силу страстей или заблуждений, охватывающих чел-ка, когда он не находит верного пути. Но даже от самых суровых трагедий Ш не веет безнадежностью: в них приоткрывается перспектива лучшего будущего и утверждается внутренняя победа правды над человеческой низостью. Гибель Ромэо и Дж-ты явл-ся одновременно их триумфом, т.к. над их гробом происходит примирение враждующих семей. «Гамлет» заканчивается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора, а это позволяет надеяться на лучшую жизнь. Так же и «Мак-бет» заканчивается гибелью тирана и коронованием законного и доброго правителя. В «Короле Лире» старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к людям. Ценой пережитых им страданий Лир превраща-ется в человека, в своей простой человечности более великого, чем прежний король. От трагедии Ш веет бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя эта борьба не всегда сулит успех. Героич характер этого пессимизма очень далек от фаталистического отчаяния.

    8. Новаторство Сервантеса в романе „Дон Кихот”.

    В повести воплощены осн.черты той эпохи, в кот.она была создана, и нашел свое отражение богатый опыт скитальческой жизни ее автора. Форма свободной пародии открыла широкий простор для его неистощимой фантазии и несравненного юмора. Центральный образ романа – обнищавший идальго, с презрением отворачивающийся от современности и гредящий о прошлом – типичная фигура тогдашней исп.жизни. но сатира С. направлена не только на отвлеченное и призрачное отношение к миру, унаследованное от средневековья, она захватывает и др.стороны совр.Сервантесу исп.действительности. Подобно тому, как Д.К. не в силах противостоять фантастическим бредням рыцарских романов, точно так же Санчо заражен лихорадкой легкой наживы, авантюризма,кот.вообще характерен для той эпохи, но особенно сильно проявлялся в разоренной Испании. Так ирония С.оказывается направленной в 2 стороны: в лице Д.К. он высмеивает схоластическое мировоззрение, в лице Санчо – дух авантюризма стяжания. С.гениально обобщил эти образы обнищавшего идальго, мечтающего о возрождении рыцарства, и сбитого с толку, пустившегося в бессмысленые авантюры простолюдина. С.вложил в эти образы общечеловеческое содержание, превратил их в символы беспочвенного, оторванного от жизни идеализма с одной стороны, и убогого мещанского „здравого смысла” – с другой. В романе развернута широкая и яркая картина нар.жизни Испании конца 16в. В каждом из изображенных персонажей С.находит уголок души, на кот.с сочуствием отзывается читатель. С особенной силой вскрывается глубокий гуманизм С. Его реализм, его необычайное мастерство в изображении жизни сочетаются с искренним уважением к человеку, с крепкой верой в его высокое призвание.

    17. Бароко в літературі XVII століття.

    Оно заняло в общеевропейской культуре XVII ст. особое место. Первые симптомы барокко проявились уже XVI в., в годы позднего Ренессанса, и само слово как синоним чего-то мрачного, тяжеловесного появилось уже на страницах «Опытов» Монтеня.

    Феодально-католическая реакция наложила свою печать на всю духовную жизнь Зап. Европы той поры. Лагерь гуманистов пришел в смятение, заражая свое поколение настроениями глубокого сомнения в соц. прогрессе. Феодализм изживал себя, господствующий класс сходил со сцены, его агония длилась века. Не всегда люди, вступавшие в полит. борьбу, понимали ее истинный смысл. На иных кровавые события этой борьбы производили впечатление страшного фатума, преследующего человечество, злобного, бессмысленного, жестокого.

    Так родилось отчаянье, так возникло в ту переходящую эпоху иск-во барокко. Внутреннее существо его – в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением возрождаемого средневекового христианства с его мрачной, аскетической идеей. Пессимизм, отчаяние овладели умами и облеклись в своеобразные эстетические формы иск-ва. Поэтов, художников и скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара и ужаса. На смену скептическому отношению к религии пришла религиозная исступленность. Бог стал мрачной, жестокой и беспощадной силой. Тема ничтожества чел-ка перед этой силой зазвучала в иск-ве барокко. Барокко широко охватило различные лит. круги Зап. Европы XVII ст. Ярчайшим выразителем барокко был Кальдерон.

    попы той поры. Лагерь гуманистов пришел в смятение, заражая свое поколение настроениями глубокого сонения в соц.дям.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта