Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф
Скачать 266.45 Kb.
|
38. Проблема взаємозв’язку романтизму і реалізму у західноевроп. літ-рі 19 ст. Основными приметами лит. процесса XIX в. в странах Зап. Европы и США явилось формирование и утверждение двух основных направлений в лит-ре и искусстве - романтизма и реализма - и соответственно двух творческих методов. Реализм XIX в. был более основательно подготовлен на предшествующих этапах, нежели романтизм. В сущности, весь многовековой процесс поступательного развития художественно-эстетического осмысления человеком окружающей его действительности с немалым основанием можно рассматривать как процесс формирования и развития реализма. Однако и романтизм возник отнюдь не на пустом месте: его истоки - в литературе средневековья и в некоторых других формах общественного сознания той поры. Но наиболее глубокие корни романтизма уходят, конечно, в позднее Просвещение. Романтики вели острейшую полемику против философско-эстетических нормативов классицизма и Просвещения и в то же время в своей эстетике и художественной практике были генетически с ними связаны. Ведь именно в позднем Просвещении сложились те значительные явления литературного процесса, которые получили название предромантизма как раз потому, что они подготовили романтизм. В свою очередь и реализм XIX в., будучи во многом столь же антитетичным по отношению к романтизму, сколь и романтизм по отношению к Просвещению, еще более органично воспринял и переосмыслил многие важнейшие завоевания романтизма, нежели романтики опыт своих предшественников. Литературно-эстетические нормы и традиции, сложившиеся в XIX в., по сравнению с соответствующим опытом предшествующих этапов оказали наибольшее воздействие на литературу текущего столетия. В этой связи следует отметить то место, которое утвердилось в литературе XIX в. за жанром романа. Примерно с рубежа 20-30-х годов именно роман начинает определять основную линию лит. процесса, что не было для него характерно прежде. Расцвет жанра романа в XIX в. предугадали уже иенские романтики в своей эстетике на пороге нового столетия. И именно в эту пору в творчестве Гёте и иенцев закладывается основательный фундамент той жанровой разновидности романа, которая получит устойчивое терминологическое определение «романа воспитания». Этот роман воспитания хотя отнюдь не исчерпывает весь спектр жанра, однако является доминирующим во всей необозримой романной лит-уре. Но в самом начале эстетические принципы реалистического романа XIX в. заметно утрачивают свое чуть ли не монопольное место в жанре. Вместе с тем это обстоятельство ни в какой мере не умаляет роли этих принципов для всей соврем. лит-ры в целом и для романа в частности. В самом деле, при всей типологической разноликости современного романа в нем все же доминируют во многом развитые и переосмысленные, но все же традиции реалистического романа предшествующего столетия. Не менее органическое воздействие на последующий процесс развития лит-ры оказала художественно-эстетическая система романтизма, под знаком которой проходила литературная жизнь Европы преимущественно первой трети XIX в. Но и на протяжении XIX в. романтизм при всей действенности и исторической детерминированности антиромантической реакции не утратил своей жизненности и значимости. Это особенно четко проявилось на рубеже XIX-XX столетий. Многие разнородные и далеко не всегда четкие явления лит-ры той поры не случайно и уже достаточно давно получили в науке о лит-ре устойчивое и адекватное определение - неоромантизм. В дальнейшем наше столетие в искусстве и литературе демонстрирует свою органическую генетическую связь с романтизмом также и в философско-эстетическом и художественном плане. Из весьма обширной панорамы этих связей на первый план выделяются искусство экспрессионизма и философско-эстетическая и художественная система экзистенциализма, выдвинувшие значительные явления и крупнейших мастеров слова. 36. Нац. своєрідність класичного романтизму. Начало английского романтизма принято связывать с появлением сборника Вордсворта и Колриджа «Лирические баллады» (1798), с опубликованием предисловия, содержащего основные задачи нового искусства. Первый этап английского романтизма, совпадающий с творчеством поэтов Озерной школы, проходил на фоне готического и якобинского романов. Роман как жанр еще не ощущал своей полноценности, поэтому представлял собой обширное поле для эксперимента. На первый план выдвинулась английская лирика, представленная С. Роджерсом и У. Блейком, Т. Чаттертоном, Д. Китсом и Т. Муром, поэтами-лейкистами. Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренне раскованный мир личности, она уверенно шла от подражательности к оригинальности. Второй этап в развитии английского романтизма связан с творчеством Байрона, Шелли, Скотта, открывших новые жанры и виды литературы. Символами этого периода стали лиро-эпическая поэма и исторический роман. Появляются «Литературная биография» Колриджа, «Английские барды и шотландские обозреватели» Байрона, великолепные предисловия к поэмам Шелли, трактат самого Шелли «Защита поэзии», литературно-критические выступления В. Скотта. Обозначается новый тип романа - романа-памфлета, романа идей, сатирического бурлеска, высмеивающего крайности романтического искусства. К 30-м годам романтизм становится ведущей тенденцией в романе, хотя романтический герой не всегда является положительным. Долгое правление королевы Виктории способствовало проникновению романтического духа в лит-ру на протяжении всего XIX столетия. В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Мировоззрение ведущих писателей (Ирвинг, Купер) этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Хоторна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения скорби, тоски, сознание трагизма человеческого бытия. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком. Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и реалистических элементов является творчество величайшего амер. поэта Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикенсон. Романтические мотивы органично входят в творческий метод М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия. Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки, не удовлетворенной и обеспокоенной противоречиями бурж. развития страны. 39.Поэтика жанра лиро-эпической поэмы в англ. романтизме Жанр лиро-эпической поэмы был введен в литературу романтизма Дж. Г. Бай-роном («Паломничество Чайльд Гароль-да»). Для него характерно сочетание эпоса, рассказа с лир. комментарием. Т.е. взаимодействуют два голоса: самого героя (Чайльд Гарольда) и голос некого повествователя, кот. возвышается над Чайльд Гарольдом. Он свысока посмат-ривает на героя, дает свой комментарий каждому его шагу. Байрон создал новый тип романтической поэмы. Ее композиция, характер стиха и поэтического словаря — все это находится в тесной и непосред-ственной связи с идейным содержанием поэмы. Свою поэму Байрон противопо-ставил эпической поэме классицистов. Его романтические поэмы динамично развиваются от одной острой драмати-ческой ситуации к другой, сочетая эпическое повествование с лирическими отступлениями, обращениями к чита-телю и т. д. Решительное преобладание лирического над эпическим в «восточ-ных поэмах» определяется характером протеста поэта. В центре внимания не только судьба одного героя, но главным образом его переживания и эмоции. «Вос-точные поэмы» насыщены действием, однако оно не развивается в них в стройной, логической последовательнос-ти, а постоянно обрывается, оставляя мно-гое недосказанным. Читателю предостав-ляется самому догадываться об одних эпи-зодах, связывать другие, которые остаются не связанными автором. Байрон игнориро-вал переходы от одного события к дру-гому, всякое пояснительное повествова-ние. Герои отрешены от повседневной жизни, их прошлое окружено тайной («байронический герой»). Повествова-тельная манера поэта — лирическая. Лиричен и весь его стиль: строфы насы-щены синтаксическими параллелизмами, восклицаниями, постоянные повторы ак-центируют обостренные внутренние пере-живания героя или подчеркивают драма-тизм изображаемых событий. Любовная лирика его пронизана скорбью; но эта скорбь, порожденная тяжелыми препятствиями, которые поставила на пути поэта реальная жизнь, весьма мало схожа с тем «томлением» возлюбленной, которое столь характерно для консервативных романтиков. 40.Модификации социального романа в англ лит-ре 19. Соц роман – основная разновидность реалистического романа, утвердившаяся в 19 в. для этого романа характерна идеологизация личной жизни, быта персонажей. Писатели-реалисты – Стен-даль, Бальзак, Флобер, Диккенс, Текке-рей – раздвигают сюжетные рамки и к личному, частному аспекту изображения добавляют сцены жизни всего общества и эпохи. Соц роман часто отображает конфликт между человеком и обществом и таким способом пытается решить его или констатирует невозможность реше-ния конфликта. Соц роман показывает активную политическую жизнь страны, духовные потребности общ-ва. «Домби и сын», «Холодный дом» Диккенса, «Ярмарка тщеславия» Теккерея стали наиболее яркими романами такого пла-на. Говоря о модификации соц романа в англ литер-ре 19 века., следует назвать такие его разновидности, как «буржуаз-ный роман» Флобера («Мадам Бовари»), роман-биография(«Девид Копперфилд») и «трагедия гордости» у Диккенса («Домби и сын»), роман без героя Текке-рея («Ярмарка тщеславия»). 41.Поэтологические особ-сти историч романтич романа 19 в Значительный вклад в развитие истор романа внесли Ф.Купер, В.Скотт, В.Гюго. В.Скотт – создатель истор рома-на. Его историч роман стал не просто продолжением литерат традиций пред-шествующего периода, а новаторским синтезом искусства и историч науки. Писатель обдумал эстетику данного жанра, отталкиваясь от популярных в его время готического и антикварного рома-нов, перенимая драматизм повествова-ния, местный колорит, умение воссоз-давать подлинность материального мира эпохи. В романах Скотта нет ненужных деталей и излишних подробностей. Определенный настрой создают характе-ристики места действия (шотландский замок, цыганский табор, монастырь и т.д.). Контекст истор романа Скотта расширяется за счет введения в повест-вование пейзажа. Большое значение в его романах имеет диалог, позволяющий представить эпоху, обстановку. В шотландских романах («Пуритане», «Роб Рой» и др.) особую роль играет местный диалект, подчеркивающий националь-ность героев и характеризующий их обы-чаи, нравы. Речь персонажей отличается от речи автора, который не отождест-вляет себя с героями произведения. Лучшим образцом романтического исторического романа во Фр-и стал «Собор Парижской богоматери» В.Гюго. своеобразие этого произведения в том, что, показывая средневековую франц жизнь, писатель совсем отказался от изображения реальных историч событий, чтобы они не мешали свободному воспроизведению истории. По этой причине король Людовик 13-й, кардинал Бурбонский оттеснены на втор план вымышленными персонажами. Черты романтизма в «Соборе…»: резко противопоставлены полож и отриц характеры, неожиданное несоответствие внешнего и внутр содержания челов натуры, воссоздан местный колорит (наряд Эсмеральды, плащ Фролло и т.д.). Лексика романа соответствует языку, на котором говорили в 15 в. Гюго исполь-зует сравнения, метафоры, антитезы и др. изобразит. средства. Американским В.Скоттом называли Ф.Купера, творч-во которого проникнуто нац духом. Его лучшим истор романом явл-ся роман «Шпион», повествующий о борьбе амер колонистов против англ господства. Писатель показывает подлинных героев америк истории – это люди из народа, такие как Гарви Берч. Высшее дости-жение Купера – пенталогия о Кожаном Чулке. Все 5 романов – это худ история америк фронтира (frontier – подвижная граница между цивилизованным восто-ком Америки и неосвоенными запад-ными территориями), история движения амер нации с востока на запад. Главная задача Купера – акцент на миссии амери-канцев (Натти Бампо – самое положи-тельное начало). Купер показывает индейцев не как людей второго сорта, а как положительных героев, храбрых, мужественных людей. 1. Західноєвропейське Середньовіччя як культурна епоха: загальнокультурний та літературний аспекти. Период европейского Средневековья хронологически начинается с момента краха Западной Римской империи, разложением родо-племенных отношений, и заканчивается утверждением феодального строя в XII-XIV вв. Зарождение и развитие лит-ры Средневековья определяется взаимодействием 3 основных факторов: традицией народного творчества, кульутрных воздействий античного мира и христианства. Периодизация лит-ры Средневековья зависит от истор. процессов, которые имели место в это время в Европе: 1) Раннее Средневековье (IV-X вв.) – период распада родового строя и зарождение феодальных отношений (в лит. отношении тут господствуют разные формы фольклора и героическая эпическая поэзия, саги). 2) Зрелое Средневековье (эпоха развитого феодализма) – XI-XIII вв. Это период развития и становления феодальных отношений, господства дворянства и римско-католической церкви. В этот период происходит формирование письменных литератур: клерикальной, рыцарской и городской; переживают свой расцвет оригинальные жанры средневековой драматургии: мистерии, фарс. 3) Позднее Средневековье (XIII-XIV вв.). 2. Типологічні та національно-своєрідні риси класичного епосу Середньовіччя. Классический эпос, характерный для раннего Средневековья, представлен эпосом: 1) Кельтов. 2) Скандинавии. 3) Англосаксов. 4) Светской и клерикальной лит-ры, написанной латинским языком. 1) Ирландские саги своеобразны, так как они сложились не в стихах, а в прозе. Существуют 2 цикла скел – уладский и фенниев (северный и южный). Главные герои уладского цикла: король Конхобар, который якобы правил Северной Ирландией, и его племянник Кухулин. Кухулин вел долгую войну с королевой Медб и ему пришлось драться со своими бывшими близкими друзьями – учителем Фергюсом и школьным товарищем Фердиадом (подобно Ахиллу и Зигфриду он был неуязвим). Главный герой южного цикла – Финн, предводитель фенниев-воинов-мстителей. 2) Исландские скальды несколько позднее начали писать саги, чем филиды и под их влиянием. «Старшая Эдда» - поэзия скальдов и «Младшая Эдда» - сборник мифологических и исторических пересказов, написанный исландским историком Снорри Стурлусоном. Сюжеты «Старшей Эдды» близки к немецкому эпосу времен переселения народов и нашествия гуннов с Аттилой. 3) В период завоевания Британии у англо-саксов еще не было письменности, но у них был богатый фольклор. До наших дней дошло эпическое произведение древних англосаксов – поэма «Беовульф» (X в.), действие которой происходит в Дании. 4) Германский эпос. Сюжеты подсказаны великим переселением народов, подвергшиеся однако поэтизации и героизации. Специфика – из конкретных истор. Фактов прошлого эпос воссоздает собственную поэт. Историю, географию, хронологию. Подвиги разл. истор. личностей переносятся на одного эпического героя. «Песнь о Нибелунгах»-крупнейший памятник нем. народного. эпоса (1200). Отр. Гибель Бургундского королевства, события исполненные глубокого трагизма, преобревшие однако черты времен феодального строя. Сложена не древним алл. стихом, а строфами из 4 стихов, рифм. попарно. 5) франц. героич эпос.- жонглерские «песни о деяниях».Осн темы: защита родины от внешних врагов, верное служение королю, защита его интересов, кровавые феод, расприи. Одна из центр. Фигур – Карл Великий. «Песнь о Роланде» (11в.).В основе-испанский поход Карла против басков, преобр. В семилетнюю войну с сарацинами. Осуждение предательства и шкурных интересов феодала Ганелона, прославление доблести и патриотизма верного вассала Роланда. Актуальная проблема крестових походов. Написана строфами (лессами, тирадами), соединенными ассонансами. 6) Испанский героич. эпос. отраж специфику истор. развития страны (завоевание маврами, реконкиста). Герои мало гиперболизированы, мало сверхъестественного (христианского, сказочного). «Песнь о Сиде» - изображает подвиги Руя Диаса де Бивар против сарацинов. Он ставит вассальные обязанности, служение королю и Испании выше личных, феодальных. Написана четырехударным дольнином, разделенным цензурой, объединенные ассонансами в тиррады разной длинны. 7) Светская и клерикальная лит-ра, написанная латинским языком, такими авторами, как Квинт Септимый Тертуллиан, Софроний Иероним и Аврелий Августин. 3. Лицарська література середніх віків. В жизни западноевропейского феодального общества большую роль играло рыцарство, которое создало свою лит-ру и кульутру. Рыцари давали клятву быть мужественными, справедливыми, добрыми, честными, защищать всех слабых, быть преданными сюзерену и церкви. Этот образ идеального рыцаря был создан воображением многочисленных рыцарских и куртуазных (придворных) поэтов и романистов. Но таких рыцарей почти что не существовало, т. к. в реальных условиях феодального мира эти высокие идеалы часто переходили в противоположность. Рыцарская лит-ра – явление спорное. С одной стороны, она носила ярко выраженный антинародный характер, отстаивала кастовую изоляцию дворянства, а с другой стороны – освобождала иск-во от рабской зависимости от церковных догматов, породила совсем новые светские жанры европ. лит-ры. В этот же период в Провансе зарождается и распространяется по Европе рыцарская лирика трубадуров. Появляются такие формы провансальских трубадуров: 1) Канцона – песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы. 2) Сирвента – строфическая песня, разрабатывающая обществ. и полит. темы, содержащая личные выпады поэта против его врагов. 3) Альба – рисует расставание влюбленных утром послетайного свидания. 4) Пасторелла – лирический рассказ о встрече рыцаря с пастушкой. Рыцарь начинает ухаживать за пастушкой, но та отвергает его и зовет на помощь; появл. вооруженные крстьяне и заставляют рыцаря отступить. 5) Тенсона – стихотворный диалог двух поэтов, дискутирующих на темы любовные, поэтические или философские. В рыцарском романе находит отражение чувств и интересов лирики: тема любви, фантастика, сверхъестественного, приключений, авантюр, борьбы, турниров, сражений. Герой постоянно стремится к недостижимому идеалу, «культ служения прекрасной даме». Первыми рыцарскими романами были обработки античных произведений (Роман об Александре Македонском, Роман о Трое), цикл «артуровских романов», «Эрик и Энида» и «Ивен, или Рыцарь Льва»Кретьена де Труа. Классическим романом явл. Сказание о Тристане и Изольде. |