Главная страница
Навигация по странице:

  • 58.Основні риси символізму

  • 99. Моралістична направленість та ігрова форма романів А.Мердок

  • 100. Оновлення класичної форми роману в прозі Дж. Фаулза

  • 101. Риси поетики постмодерністської прози. Аналіз постмодерністського культового тексту (У. Еко, П. Зюскінд, М. Павіч, Дж. Барнс, М. Каннінгем – за вибором студента)

  • 43. Модификации романтического романа в англ лит-ре 19 в.

  • 44-45. Нац. варіанти романтичної новели.

  • 46.Романтическая поэзия и ее знаменитые представители в английской литературе.

  • Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф


    Скачать 266.45 Kb.
    НазваниеОсобливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф
    Дата26.02.2023
    Размер266.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_zar_lit.docx
    ТипПоэма
    #955790
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    98. Риси поетики притчі у романі У. Голдінга

    С точки зрения современного литературоведения трудно определить типологию романа 20 ст., а к тому же, каждая национальная литература имеет свои жанровые особенности. Лит-ра 20 ст. интересна соединением разных методов, стилей и жанров, форм художественной условности. Особенно интересен процесс рождения индивидуального стиля писателя и его индивид. жанровой формы, как традиционные, так и новаторские особенности. Из всех разновидностей характерных жанровых признаков творчества Голдинга не вызывает отрицания принадлежности его романов к философской прозе , прозе притчевого характера. Как известно, притча – это поучительное аллегорическое повествование, в котором фабула подчинена морализационной части произведения. Притча не изображает. А сообщает об определенной идее, ложа в свою основу принцип параболы: повествование как бы удаляется от данного времени и пространства, и, двигаясь по кривой, возвращается назад, осветляя явление художественного осмысления в философско-эстетическом аспекте Голдинг назвал притчами все свои книги. Первый роман-притча, к-й принес Голдингу слав, - «Повелитель мух» (1954). Этот роман был одним из первых послевоенных английских книжек, где осмысливается горький опыт войны с фашистами. В этом произведении наявные характерные признаки приключенчиской истории. В своей притче «Повелитель мух» Г. , морализируя, предостерегает от страшных последствий, что могут произойти в случаи нежелания человека противостоять одичанию в собственном сердце. Главный вывод этой притчи в том, что человек способен приручить зло, которое есть неотъемлемой его частью, способен побороть зверя, что притаился в его сердце.

    Вырождение человеческого в человеке - самое страшное потрясение XX века. И то, что герои притчи - дети, - еще больше подчеркивает бесперспективность, трагическую безвыходность и страшную правду о человеческой душе, открывшуюся писателю и облеченную в форму экзистенциалистической притчи.

    58.Основні риси символізму

    СИМВОЛИЗМ” - направление в евро-пейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям”, символисты выразили тос-ку по духовной свободе. Символисты выдумывают свой, мало кому интерес-ный мир. Они делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словно совершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок. Симво-листами называли себя и те, кто стре-мился к туманным намекам на неясный им самим смысл.

    Три главных элемента нового искусства, считают символисты, – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

    Теоретической основой символизма явились философские работы Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Э.Маха. Смысловым центром символизма стано-вится мистицизм, иносказательная подо-плека явлений и предметов; перво-основой творчества признается иррацио-нальная интуиция. Главной темой стано-вится фатум, таинственный и неумоли-мый рок, играющий судьбами людей и управляющий событиями.

    Слово, изображение, цвет – любая конк-ретика – в искусстве утрачивают свое информационное содержание. «Идеаль-ным» видом символического искусства можно назвать музыку, по определению лишенную какой бы то ни было конкре-тики и апеллирующую к подсознанию слушателя.

    Основоположниками символизма стали французские поэты Поль Верлен и Стефан Малларме. Третьим основопо-ложником этого направления явился бельгийский драматург М.Метерлинк
    99. Моралістична направленість та ігрова форма романів А.Мердок.

    Мердок испытывала интерес к возможностям интеллект. прозы, к экзистенциализму. Философско-психолог. романы Мёрдок иллюстрируют ее излюбленные тезисы о непредсказуемости чел-ка и неисчерпаемости реальности. В то же время романы Мёрдок однотипны, а интересующих ее психолог. типажей невелико. Чаще всего эти произведения связаны с событиями частной, семейной жизни. Писательницу интересуют желания, порывы, страсти, таящиеся в душе на первый взгляд ничем не примечательных людей. Она часто изображает мужчин и женщин, чей интеллект изолирует их от окружающих, так что они вынуждены жить в собств. мире, вести разговоры сами с собой. Один из лучших романов Мердок – «Под Сетью». «Сеть» у Мердок символизирует изначальный хаос бытия, который в жизни человека претворяется в трагикомедию; ее питают непонимание человеком других, своего окружения, а то и самого себя. Полная сосредоточенность на самих себе делает ее персонажей слепыми, глухими, неразумными, самодовольными и самонадеянными. Из-за этого они попадают в положения гротескные, то есть нелепые и горькие одновременно. Отсюда прихотливые, странные, поистине фантастич. скрещения, противостояния и расхождения их судеб, этот сбивчивый, дисгармоничный, но завораживающий и, в сущности, сольный, хотя исполняемый прилюдно танец страстей, в живописании которого — со всеми его невероятными фигурами — была так сильна Мердок. Роман посвящен поиску подлинности, любви в том обществе, где все критерии либо размыты, либо превратились в безжизненную абстрактцию. Герой романа, переводчик с Джек Донахью, пытается отринуть от себя «сеть»слов, собств. иллюзий, традиц. мышления. Герой романа – молодой интеллектуал. Повествование от 1-го лица мотивируется склонностью героя к творчеству, этот интеллект. герой не доволен окружающим, критикует Англию иронически. Мердок не стоит в ряду сердитых молодых людей, отличает ее то, что герой иронизирует не только над окружающими, но и над самим собой. Джек повествует с иронией и о своей личности. Однако герой Мердок не заболевает философской болезнью, перестав рассуждать о творчестве, он сам начинает творить, делать то, для чего у него есть дар, то есть он начинает писать сам, а не переводит. Этот роман – это роман не сердитых молодых людей, а философский роман, касающийся отношения сознания к бытию.

    100. Оновлення класичної форми роману в прозі Дж. Фаулза

    Дж.Фаулз (1926) – крупнейший англ писатель, филолог, медиевист. Первый роман (1963) «Коллекционер» появляется уже после отгремевшей славы «рассерженных», поднимает важнейшую проблему 20 в – оскудение души и утраты духовности. В худ мире ДжФ сочетаются две нац традиции – англ и франц. Ф использ с своем тв-ве и жанровые формы, не свойственные англ нац сознанию. Писатель отдается игровой стихии, пародирует модернизм – и попадает под его влияние, восстанавливает викторианский стиль мышления и сам же смеется над реконструированными ценностями, сталкивает два века – викторианский и современный – романе «Женщина франц лейтенанта». Знание франц куль-ры и философии дает ему возможность взглянуть на собственную лит-ру как бы со стороны, не боясь смелых экспериментов с героями, жанрами, повествовательными формами. В романе «Маг» писатель использует постмодернистскую структуру, основанную на игре иллюзий, положений, столкновений, пограничных ситуаций, для того чтобы заставить своего героя пропутешествовать по затаенным уголкам собственного сознания. Мотив поисков собственного «Я» проходит через все романы ДжФ. Иногда герой находит утраченное подлинное «я», хотя бы на короткое мгновение познает существенное и важное, ради чего стоит жить, что выходит за рамки повседневности и обыденности, а потом снова возвращается к обыденности. Писатель особенно интересуется проблемой иск-ва и проблемой тв-го сознания. В романах Ф существует кажущееся романтическое двоемирие – существование вымышленного и реального. Но противопоставление этих 2-х миров имеет не только романтич хар-р. Мир реальный, существующий, от кот всегда бежит герой Ф, в опред степени дистанцирован и от персонажей, и от автора. «Мир, созданный по всем правилам иск-ва, должен быть независимым от своего создателя». Ф защищает институт гуманизма и роман «как гуманистическое предприятие», опираясь на великую традицию англ лит-ры и куль-ры. В книгах писателя – богатая энциклопедия цитат и парафраз классиков миров лит-ры, что делает его тв –во независимым от современных модных сиюминутных течений и влияний, привлекательным для думающего читателя, кот погружается в мир, включающий различные стереотипы мышления частного и общественного, элитарного и массового. Эксперимент Ф с творческ сознанием проводится в разн произв по-разному, в зависимости от жанра, степени условности сюжета и отталкивания от традиции. История сама по себе, будь то загадочное убий ство или игра ы покинутую любовником женщину – разн степени отвлеченности от реальности, заключающей в себе возможности фрагментарности и распада. Соответственно убедительной представляется мифологическая основа реконструированного тв-го сознания, травмированного катастрофой. 80-е г – особый этап в послевоен англ прозе, когда отчетливо обозначились последствия смены писательских поколений, ушли из лит-ры большие худ-ки, такие, как Грин, появились молодые. Приметами времени стали новая тематика, оригинальное экспериментирование, необычный сплав жанровых элементов, страстные проповеднические идеи, воззвание к чел-ву не упустить шанс и не позволить цивилизации погибнуть в условиях усилившейся бездуховности и нищеты духа, новых страшных бедствий, обрушившихся на чел-во. Акценты переместились и в плане построения романной структуры, усилились мотивы игры с читателем, пробуждения его активности, усложнилась философско-эстетическая основа произведения. Индивидуальн сознание требует расширения своего видения за счет истории, философии, морали. Расширяется и география сознания, вовлекающего в свой мир страны бывшей империи.

    101. Риси поетики постмодерністської прози. Аналіз постмодерністського культового тексту (У. Еко, П. Зюскінд, М. Павіч, Дж. Барнс, М. Каннінгем – за вибором студента)

    Ключевые понятия культуры П:

    1.фрагментарность повествования. Сюжет в постмодерн-х произв-х складывается из нескольких микро-сюжетов. Отсутствие одной неразрыв-ной сюжетной линии свидетельствует об утрате целостности в самой дейст-вительности; в произвед-и превалиру-ет подчеркнутый алогизм повествова-ния.

    2.автобиографичность. Один из иссле-дователей П, М.Липовецкий, считает, что автор явл-ся одним из центр-х ге-роев своего произв-я, а его герои, в свою очередь, пародируют автора. Эта черта свойственна многим П произв-м.

    3.постмодернистская игра. Это фунда-ментальная черта, имеющая чрезвы-чайную актуальность в постмодерн-й лит-ре. Писатели используют ее как единств возможность сосущество-вания чел-ка с миром. Эстетич ф-я игры – выйти за границы абсурдного существования, преодолеть трагизм бытия, превратить трагедию в фарс.

    4.ирония. постмодернистские произв-я щедро окрашены иронией, гротеском, скепсисом, пародированием. Ирония помогает писателю овладеть логикой абсурда. Рисуя безобразную действи-тельность в ироничном ключе, писа-тель одерживает над ней своего рода победу.

    5.интертекстуальность, аллюзии, ци-татность. Наиболее важной катего-рией постмодернистской поэтики явл-ся интертекст-сть. Она обозначает межтекстовые отношения, к которым принадлежат цитаты, пародирование, литерат аллюзии и т.д. У.Эко и Р.Барт считают, что каждый текст интертек-стуален, кажд книга рассказывает о других книгах.

    6.метатекст, метароман, метарассказ - литература о литературе.

    Ведущие теоретики П.: Ю.Кристева, Р.Барт, У.Эко, И.Ильин, Т.Денисова, Д.Затонский, А.Зверев, К.Шахова. Писатели-постмодернисты: Т.Пинчон, У.Эко, Дж.Фаулз, Дж.Барт.

    43. Модификации романтического романа в англ лит-ре 19 в.

    Говоря о модификациях романтич романа в англ лит-ре 19 в., следует прежде всего обратиться к творчеству В.Скотта – создателя жанра истори-ческого романа. Его историч роман синтезировал искусство и историч науку. Писатель использовал тради-ции готического и антикварного рома-нов, внимательно отнесся к исполь-зованию местного колорита, матери-ального мира исследуемой эпохи. В основе худ метода Скотта – роман-тизм. Романтизм определил худ стр-ру его произведений. Скотт строит слож-ные авантюрно-романтич сюжеты, в которых отводит место случайностям, изменяющим ход событий. Фантастика преподносится как народные суеверия. Идеализирован-ные, «байронич характеры» действуют наряду с реалистическими образами. В романах Скотта вымысел сочетается с историч правдой, что свидетельствует о совершенстве романа 19 в по сравнению с предыдущей эпохой. Наиболее известные романы Скотта: «Роб Рой», «Айвенго», «Пуритане», «Эдинбургская темница». Роман «Айвенго» занимает особое место в творческом наследии писателя. В романе привлекает колорит средневековья, выраженный и в реалиях быта, и в описании обычаев и нравов, и в мощной балладной традиции, воспева-ющей благородство, смелость, справедливость короля. Главный пафос романа – в утвер-ждении места личности в историч процессе. Образ Айвенго – типично романтический. Каждый из героев, от знатного рыцаря до свинопаса или шута, строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит, носит одежду, общается с другими. Захватывающий сюжет романа, повествующего о приключениях Айвенго, его невесты Ровенны, прекрасной Ревекки, дочери ростов-щика, короля Ричарда, раба Гурта, картины осады замка, этнографи-чески точное описание рыцарского турни-ра – все это превращает роман в одно из классических произв-й англ романтич литер-ры.

    Эпоха романтизма в англ лит-ре дала начало еще одной разновидности романа – жанру «монодия». Главные черты жанра – гиперболизация, насыщенность метафора-ми, сильное личностное начало (сам о себе). Говоря о типе героя в романе-монодии, следует отметить, что герой такого романа – символ.

    44-45. Нац. варіанти романтичної новели.

    Ведущий жанр нем. и амер.лит Ром-ма – новелла. Среди нем.новеллистов Генрих Клейст и Э.Т.А.Гофман. До 19в в нем.лит Н не получила развития. В тв-ве Гете и Шиллера она была 2степ.жанром. Гете трактовал Н как «новость», как изображение эпизода, необычного случая. Под пером Клейста Н обрела невиданную до того масштабность. Он ставил своих героев перед неразрешимыми противоречиями, как бы обнажая несовершенство совр.мироустройства. Н Клейста как жанр построена на непримиримых жизненных конфликтах, таящих в себе катастрофич.последствия. Наряду с такой «трагедийной» Н в нем. лит получила большое распространение новелла –сказка (Л. Тик, А.Арним, К.Бретано, и прежде всего, Э.Т.А.Гофман). Лит.сказка как жанр существенно отличается от нар.сказок. Лит.сказка, как правило, не связана с народной. Её отличает наличие романтич. идеала. Чаще всего воплощенного в образе романтич.героя; фантастика в ней является плодом воображения автора, что впрочем не исключает использования отдельных фольклорных мотивов. Н заняла ведущ место в лит. США. Зачинателем её явл. В.Ирвинг («Книга эскизов»,). Если Ирвинг ставил перед собой целью, по его собств.словам, «простой и верный показ сцен обычной жизни», окрашенной юмором, то на новом этапе Э.По придаст жанру корот рассказа напряженность сюжета, трагич. колорит. Фантастика, кот. у Ирвинга была навеяна фольклорными мотивами, у По принимает черты страшного, нередко вызывает ужас, ощущение катастрофы. Вместе с тем Э.По рационалистичен, он стремится к точному

    анализу, железной логике, прежде всего в детективном жанре, создателем кот он явился. В Н По своеобразнейшим образом соподчинены фантазия, воображение и логика факта. Именно благодаря тщательно разрабатываемой системе деталей и достигается впечатление достоверности, материальности вымысла. Мастерски используя в своих Н («Лигейя») фантастический сюжет, психологич.напряженность и красочную орнаментальность, По примиряет 2 вечные противопол идеи: бренность ч-ка и его «необоримое стремление к жизни. Наиболее важный принцип эстетики По – это упорядоченность, соразмерность, пропорциональность частей произведения, словом, гармония. Однако, будучи ром-ком, По корректирует этот принцип, уходящий в античность, фантазией, прихотливостью, орнаментальностью. Основн достоинством провед ис-ва По считал единство, т.е. «целостность эффекта и впечатления», которое оно производит. Правилам, кот. По вырабатывал для короткого рассказа, наиболее полно отвечают так называемые его «логические рассказы». Многие его произвед соприкасаются с приключенческой, философской, пародийно-сатиритич.эссеистикой. Среди них есть и картины природы, и юмористич.жанровые зарисовки, и философские диалоги-размышления, и 1 из первых в амер.лит. урбанистич.Н «Ч-к толпы», показывающая отчужденность личн посреди аморфного людского скопления. По вошел в мировую лит. как талантливый художник, изобретательный рассказчик-новатор.

    46.Романтическая поэзия и ее знаменитые представители в английской литературе.

    Когда романтизм был признан, а к его создателям пришла заслуженная слава, их стали называть поэтами «озёрной школы». Уильям Вордсворт, Сэмюэл Тейлор Колридж, Роберт Саути - англ лирики, представители Озерной школы. Они были убеждены, что окружающая приро­да — живое, бесконечно сложное единство, к которому принадлежит и каждый человек. Но только поэтам дано понять тайны мировой души и воплотить ощущение единства все­го сущего.

    Поэзия не условный язык, посред­ством которого воплощаются возвы­шенные те-мы, а способ выразить лирическое пере­живание и донести мысль о высшей гармонии мироздания — так понима­ли сущность искусства романтики. В их поэзии всегда есть элемент тайны, многознач­ности, что определяет и выбор обра­зов, и характер художественного ре­шения. В поэзии очень многое решают контекст и подтекст, яркость ассоциа-ций, по­рождаемых лирическим сюже-том, бо­гатство эмоциональной гаммы (стихотво­рения Вордсворта).

    Выше всего Вордсворт ценил в поэзии естественность и стремился сделать свои стихи непринуждённы­ми, как живая речь. Их види­мая простота лишь усили-вает главную лирическую тему Вордс-ворта (цикл «Люси»).

    Путь Кольриджа лежал в ином направ-лении. Его стихи пере­дают мучительные душевные метания и порывы. В них - моти­вы одиночества, человеческой разобщенности (поэме «Кристабель»).

    Первые произведения Саути пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродя-гам («Жена солдата», «Жалобы бедня-ков»). Как и Колридж, он акцентирует внимание на чудесном, сверхъестествен-ном («Варвик»). Фон стихотворений Саути был надуманным, его больше привлекало изображение мельчайших подробностей.

    Деят-сть поэтов Озерн школы помогла подвести итог исканиям просветителей и открыла новую страницу в истории лирической поэзии
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта