Главная страница
Навигация по странице:

  • 54. Своеобразие соц.-психологических романов Стендаля. Стендаль

  • 63. Своеобразие конфликта в драме Ибсена

  • 65. Особенности поэтики драмы Стриндберга «Фрекен Юлия»

  • Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф


    Скачать 266.45 Kb.
    НазваниеОсобливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф
    Дата26.02.2023
    Размер266.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_zar_lit.docx
    ТипПоэма
    #955790
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    52. Своеобразие романтизма в романах Гюго.

    Виктор Гюго - великий французский писатель, романтик. Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность «старого строя», враждебного человеческой личности.

    Образ собора многозначен. Это сверхлицо. Это не только место действия, но памятник материальной и духовной культуры. Главные персонажи: архидьякон Фроло, Квазимодо, Эсмеральда. Эсмеральда думает, что она цыганка, но это не так. В центре романа, кажется, история любви и характерный треугольник, но он не важен для Гюго. Важна эволюция в умах главных героев. Клод Фроло – дьякон, почитающий себя истинным христианином, но позволяет себе то, что церковь осуждает – алхимию. Он человек рационального склада. Он скорее ответственный, чем увлекающийся. Опекун младшего брата после смерти родителей. Жан – студент, разгульный, беспутный. Фролло берёт на воспитание маленького урода, чтобы искупить грехи брата. Народ хочет утопить младенца. Квазимодо не знает иной жизни, кроме жизни в соборе. Он хорошо знает собор, все закоулки, всю жизнь служащих.

    В понимании автора романа народ - это не просто темная неграмотная толпа, он полный творческих сил и воли к борьбе, за ним - будущее. Он еще не проснулся, «его время еще не пришло». Но штурм собора парижским людом, так ярко изображенный в романе, - это лишь прелюдия к штурму Бастилии в 1789 году (не случайно король Людовик XI находится именно в этом замке), прелюдия к революции, которая уничтожит феодалізм. «Когда из этой башни ударят в набат, когда загрохочут пушки, когда страшным грохотом упадут стены, когда солдаты и толпа с рычанием бросятся одно на один, вот тогда и придет это время». При всем разнообразиикартин народной жизни в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго не идеализировал средневековья, а правдиво показывал темные стороны феодального прошлого. Вместе с этим его книга глубоко поэтическая, она пропитана горячей любви к Франции, к ее истории, ее искусству, в которой, по убеждению писателя, живет свободолюбивый дух французского народа.

    В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй – милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак.

    55. Поетологічні особливості роману Флобера «Мадам Боварі».

    Реализм Флобера на разных уровнях настолько отличается от реализма его предшественников, что его можно назвать совершенно новым явлением в литературе франц. реализма. Его реализм другого типа, чем бальзаковский. Флоберу не нравилось, что своих скромных персонажей, в т. ч. и мещан, Бальзак наделял мощными страстями и невероятной судьбой. Они становились воплощением либо добродетели, либо пороков.

    В романе «Мадам Бовари» Флобер отказывается от деления героев на позитивных и негативных. Как и реальные люди, его персонажи объединяют в себе как позитивные, так и негативные черты. Банален, ограничен Шарль, муж Эммы, типичны возлюбленные главной героини Родольф и Леон, Эмму Флобер не наделил ни умом, ни образованием, ни хорошим вкусом. Она воспитывалась в пансионе при монастыре, зачитывалась романами про любовь. И под влиянием этих романов формируется ее идеал в духе тривиальной романтики. И умирает она не из-за несчастной любви, а из-за того, что у нее денег, чтобы оплатить кредит Лере. Самая колоритная фигура романа – аптекарь Омэ. На первый взгляд, он не замыкается на быте, как все обыватели, его интересы широки и разнообразны. Он занимается наукой, философией, высмеивает религию, критикует власть и по-своему даже верит в то, что провозглашает. Но под этим кроется поверхностное понимание проблем и мелкий эгоистичный расчет. Когда была возможность получить орден, Омэ примирился с правительством. Значимость образа Омэ в том, что в нем воплощен характер эпохи.

    По своим жанровым признакам «Мадам Бовари» ближе всего к соц.-психолог. роману, котор. выходит на первый план в реалистической лит-ре 2-й половины XIX в. Но психологизм этого произведения своеобразный и выявляется он не в форме псих. анализа, котор. осуществляется с внешней позиции и вездесущим автором. Здесь психологизм проявляется в др. формах, здесь все, что изображается, предстает как воспринятое и пережитое кем-то из персонажей, чаще всего Эммой. Внешнее и внутреннее, физическое и психологическое сливаются в романе и текут одним потоком, вся ткань произведения пронизана психологизмом.

    95. Школа „нового роману” й творчість А.Роб-Грійє.

    Само понятие «Нр» появ. в 50-е и ка­кое-то время оставалось весьма расплывчатым: так журна­листы окрестили те произв-я, кот. не вписывались в привычные представления о р-е. В част., к ним относили книги Н.Саррот, С.Беккета, А.Роб-Грийе – в общем, всех тех авторов, творе­ния которых попросту сбивали с толку читателя. В «Нр» прослеживается новая кон­цепция внутрисюжетных связей: они подчинялись не принципу логики и причинности, а внутренним законам «текста», или «письма», пришедшего на смену литера­туре в прежнем понимании слова. «Письмо», в трактовке «Н.р.», свободно от «ереси изобразительности» и вос­создает не события реальности, но «анонимную субстан­цию» существования, в которой бесследно растворяется все индивидуальное. Однако язык - не просто материал, преобразуемый писателем, а инструмент мысли вообще. Это набор знаков, достав­шийся нам от прошлых поколений. Человек свободно опери­рует ими, но мир, обозначаемый через язык, по-прежнему представляет для него извечную загадку. Теоретик «Н.р.» и один из его наи­более активных практиков А.Роб-Грийе в книге «За новый роман» (1963) обосновывает необходимость на­веки покончить с «бутафорией», подразумевая под этим словом фабулу, интригу, психологизм, воссоздание лич­ностных миров, интеллектуальную или идеологическую проблематику. Подчеркнутая бессодержательность такой литературы. В месте тем практика «Н.р.» доказала его способность точно описывать от­дельные явления, характеризующие социальную психо­логию и широко распространенные умонастроения, по которым, даже вопреки намерениям автора, можно составить достаточно ясную картину общественной жизни, осо­бенно в периоды кризисов и переломов, воздействующих на массовое сознание.

    Название р-на «В лабиринте» метафорично: мертвый город, по которому бродит одинокий солдат, представляет со­бой цельную метафору абсурдного мира, в который человек попадает при рождении. Он чувствует, что имеет какое-то предназначение, потому что находится здесь не случайно: он посланец, в его руках «ценный груз», который надо пере­дать кому-то. Но, похоже, человек забыл, от кого это послание и кому оно предназначалось.

    Впрочем, все романы Роб-Грийе — это лабиринты, бессмысленные загадки, в которых на самом деле кроется от­вет: тот, кому они заданы, сам является их отгадкой. Подобно персонажам мифов, сказок, легенд, герой р-на «В лаб» существует в своем, ему одному принадлежащем мире, живущем по своим законам и правилам. В отличие от подлинных героев романов, которые всеми силами пытаются создать иллюзию, будто живут среди нас, смертных, его среда обитания — только текст и воображение автора. Недаром солдат не имеет имени. герой романа «В лаб» рождается из описания кар­тины «Поражение при Рейхснфельсе». Персонаж Роб-Грийе находятся в состоянии край­него невротического возбуждения, беспрерывно блуждая, испы­тывая то страх, то отчаяние. Он не может остановиться, пото­му что каждый раз им движет навязчивая идея. Раненый солдат в бреду агонии возвращается на пус­тынный перекресток снова и снова и мучительно пытается вспомнить назва­ние той улицы, куда он должен был доставить пакет. В монотонных, повто­ряющихся описаниях вещи, люди, декорации возникают как некое наваждение. Здесь мы вновь и вновь встречаемся с описанием картины на стене, клеенки в клеточку на столе и полупустого стакана с вином. Читатель уже не понимает, видит ли это солдат наяву, в бреду или на картине на стене. В какой-то момент читатель понимает, что солдат сам не может найти ответы на свои вопросы, не помнит, что было до того, как он попали в этот водоворот, и не знает, как из него выбраться.

    В р-не Роб-Грийе время движется совсем не так линей­но, как мы к этому привыкли. Это еще раз приводит к пониманию того, что перед нами образец «нового р-на».

    Финал р-на трагичен. Раненый солдат умирает. Доктор уже не может его спасти и читатель, наконец, узнает, что было в коробке, кот. солдат носил с собой на протяж. всего р-на. Открывается абсурдность всего происходящего: столько усилий, скитаний под постоянным снегом и все для того, чтобы передать адресатам несколько писем и старые часы.

    Вопрос о том, что в р-не Роб-Грийе явл. реальным, а что воображаемым, остается риторическим.

    54. Своеобразие соц.-психологических романов Стендаля.

    Стендаль принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века

    Французский писатель Стендаль вошел в историю всемирной литературы как один из основателей реалистического романа. Стендаля без преувеличения можно считать одним из самых оригинальных романистов XIX в .. Бурные исторические и социально-политические события во Франции показали, что жизнь и судьба человека зависят не только от ее характера, но и, в первую очередь, от условий, в которых характер человек сформирован , показано в романе Стендаля "Красное и черное ". В своем произведении писатель создал панорамную картину общественной жизни Франции времен Реставрации, изобразил представителей различных слоев населения, общественных классов, раскрыл основные политические и моральные конфликты.

    Творческие принципы писателя, которыми он руководствовался в работе над романом "Красное и черное", позволили вывести яркие и правдивые характеры, вскрыть их психологию.
    В центре внимания Стендаля-писателя - человеческий характер. Стендаль был уверен, что "не вполне хороших, или полностью плохих людей". Человек, по мнению писателя, определяется тем, как она "понимает счастье" и "как она на него охотится" т.е. тем, какую жизненную цель она ставит и какими средствами добивается этой цели. Свой принцип отражения действительности Стендаль объяснял с помощью образа зеркала. В зеркале отражается все - и хорошее, и плохое. Этот принцип Стендаль применил и для создания характеров своих героев. Образ главного героя Жюльена Сореля - фигура не абстрактная, а живой, противоречивый, сложный характер, в котором обобщено сочетается с индивидуальным. Во многом этот персонаж, а также другие герои романа (женские образы госпожи де регалий и Матильды де Ма-Моль) напоминают их автора: в них воплощены те черты или порывы Стендаля, которые при разных обстоятельствах он не смог реализовать.
    Трагический финал жизни главного героя и его любимой женщины госпожа де Регал становится моральной победой над обществом и своими недостатками. В судьбах героев романа отражены конфликты эпохи. Создавая свое панорамное полотно жизни Франции, Стендаль убедительно доказывает, что существующие общественные законы разрушают души и судьбы людей.
    В романе "Красное и черное" органично сочетаются черты психологического романа (глубина раскрытия внутренней жизни персонажей) и романа философского, в котором автор поднимает актуальные и сложные проблемы истории, политики и эстетики.

    63. Своеобразие конфликта в драме Ибсена

    Генрік Ібсен (1828-1906) у своїй творчості висвітлив проблеми, які стали характерними для всього континенту на зламі століть.Ібсен радикально реформував традиційну драматургію.Його „Нова Драма”стимулювала появу творів таких провідних драматургів,як Шоу,Метерлінк.

    Стисло охарактеризуємо ознаки поетики «нової драми».1. Це п'єси про людську душу, в яких йдеться про трагічну боротьбу особистості за власний духовний світ. 2. Драматург істотно збагатив коло тем: соціальні проблеми, становище жінок у суспільстві, спадкові хвороби, влада грошей.

    3. У п'єсах «нової драми» немає чіткої межі між трагедією і комедією.

    4. Композиція п'єс має інтелектуально-аналітичний характер. Аналітизм композиції полягає в тому, що майже всі п'єси розпочинаються показом зовнішньої ілюзії щастя, а закінчуються катастрофою. Інтелектуальні тому, що завершуються осмисленням персонажами власного життя.

    5. Незавершена кінцівка — найвидатніший внесок «нової драми» Ібсена в світову драматургію. Тут конфлікт не вичерпується після завершення дії. Так, наприклад, в «Ляльковому домі» розв'язка не є розв'язанням проблем, а є їхньою постановкою. Відкритість фіналу відповідає вимогами проблемного театру, який створив Ібсен.

    Великою популярністю користувалася й користується по сьогодні соціально-психологічна драма Ібсена «Л д» («Нора»). Одразу після постановки вона спричинила палкі дискусії й Суперечки, І звинувачували в підриві інституту сім'ї, релігії, інших суспільних ідеалів, у виправданні «злочинниці» Нори — головної героїні твору, яка залишає чоловіка і трьох дітей заради пошуку власного шляху в житті.

    В основі п'єси «Л д» — історія молодої вродливої жінки Нори, яка має заможного чоловіка, прекрасних дітей і налаштований побут.

    у п'єсі «Л д» норвезький драматург з проникливим психологізмом показує духовний бунт жінки, протест проти брехливої моралі суспільства. Герої «Л д» — пересічні представники норвезького середнього класу. Але вони є носіями певних моральних принципів, і їхні суперечки перетворюються на складний ідейний кофлікт, який має загальнолюдський характер. Завдяки цьому п'єса і сьогодні користується успіхом.

    Його драма «Л д» поставила перед численними читачами та глядачами важливі питан­ня: як жити, як любити, якими бути? Ібсен підняв завісу над побутом сім'ї, щоб розібратися в секреті справжнього щастя родини, тому що від неї, на його думку, залежить гармонія світу взагалі.

    Головна героїня п'єси Нора бачить сенс свого життя в ко­ханні до близьких їй людей: чоловіка та дітей. Вона щиро вірить, що в її домі панує гармонія і щастя, бо вони з Торвальдом по-справжньому кохають одне одного. Чому ж тоді Ібсен називає дім Хельмерів «ляльковим»? На це важко відповісти відразу.

    Вісім років минуло відтоді, як Нора підробила підпис сво­го померлого батька, щоб позичити грошей у людини неви­сокої моралі Крогстада, аби мати можливість вилікувати сво­го чоловіка від тяжкої хвороби.

    Але Нора вже не та. Вона збагнула, що, прагнучи сімейного щастя, пожерт­вувала найдорожчим: правдою, своєю гідністю. «Лялечка» в руках Торвальда, вона не помітила, як втратила себе у собі самій. Вона забула про те, що дім, який вибудовують на брехні, не є справжнім домом. І, мов «ляльковий» буди­нок, він упаде перед натиском долі. Ситуація, в якій опи­нилась молода жінка, трагічна, але справжньою трагедією є її життя. На питання заспокоєного Торвальда, чи по­вернеться вона до нього, Нора рішуче відповіла: «Для цього повинно статися чудо із чудес, щоб співжиття на­справді стало шлюбом».

    Однак Хельмер намагається утримати дружину, нага­дуючи їй про «обов'язок перед чоловіком і дітьми», але у відповідь чує, що вона не тільки дружина і мати, а «пе­редусім людина, так само, як і ти,- або, принаймні, повинна стати людиною. Я повинна сама подумати про ці речі і спро­бувати розібратися в них».

    Співчуваючи своїй героїні, Ібсен підкреслює, що люди повинні бути щирішими, добрішими, і тільки тоді буде віднайдено втрачений секрет сімейного щастя. Із п'єси видно, що цей секрет треба шукати не окремо кожному, а тільки разом.

    Саме цю важливу соціально-психологічну проблему нашо­го віку - втрачений секрет сімейного щастя - ставить видат­ний норвезький драматург у своїй п'єсі «Ляльковий дім».

    65. Особенности поэтики драмы Стриндберга «Фрекен Юлия»

    Шведы считают Стриндберга едва ли не главным своим писателем. Правда, по­нять Стриндберга не всегда легко. Игра на парадоксах — его любимый приём. По словам современного ис­следователя, «читателей интриговала загадочность и противоречивость личности шведского автора, в одно и то же время мужественного, смело­го, неукротимого, решительного и слабого, чувствительного, даже истеричного». Отношения «муж — жена» и «госпо­дин — слуга» стали одной из цент­ральных тем творчества писателя.

    В предисловии к пьесе «Фрекен Жюли» Стриндберг из­ложил главные принципы своей драматургии. Вот неко­торые из них: « радость жизни в сокрушительных, жестоких жиз­ненных битвах... Любое событие в жизни... обусловлено обычно целым рядом более или менее глубоко скрытых мотивов, но зритель, как правило, выбирает наиболее ему понятный или льстящий его умственным способно­стям... Трагическую судьбу фрекен Жюли я мотивиро­вал множеством разных обстоятельств... я не одинок в своих па­радоксах... Я представил своих персонажей довольно-та­ки бесхарактерными... я не верю в элементарные театральные характеры... Мои характеры представляют собой конгломераты прошлых культурных стадий и со­временных отрывков из книг и газет, разъятых на час­ти людей, лоскутов, кусочков... я показываю их эволюцию, Я от­казался от... математически выверенной конструкции

    французского диалога, допустив хаотичную работу мозга... Людей нового времени больше всего интересу­ет психологический процесс, и наши любознательные ду­ши уже не довольствуются просто созерцанием настоящего, а требуют объяснений скрытых пружин!.. Совр. психологическую драму, где самые тон­кие движения души должны в большей степени отражать­ся на лице, чем с помощью жестов и громких криков нужно ставить на маленькой сиене с сильным бо­ковым светом и актёрами без грима».

    Действие драмы «Фрекен Жюли» (1888 г.), происхо­дит на графской кухне в Иванову ночь. Главных персонажей двое: фре­кен (госпожа) Жюли и лакей Жан. Все кульминационные события — танцы, на которых в этот вечер столкнулись Жан и фрекен Жюли, падение фре­кен, возвращение домой графа, её от­ца, самоубийство фрекен — соверша­ются за пределами сцены. В потоках взаимных обвинений и обидных фраз, которые обрушива­ют друг на друга герои, постепенно проясняется ответ. Оказывается, что причин падения фрекен множество: это и наследственность (мать герои­ни, простолюдинка, всю жизнь мучи­ла мужа, закончив тем, что сожгла его усадьбу, а потом «спасла» его, угово­рив своего любовника дать графу взаймы), и воспитание (мать растила Жюли как мальчика, заставляя чис­тить лошадей, ездить на охоту, заби­вать скот), и недавно расстроившая­ся помолвка фрекен, и дерзость Жана, и обстоятельства, случайно столк­нувшие их в тесной комнате, и воз­буждающее действие танцев, с кото­рых только что вернулись герои, и т. д.

    Существует ещё и социальный подтекст. Жан — слуга по воспита­нию, он не в силах отделаться от страха, который внушают ему сапоги его хозяина, графа: один их вид напо­минает о возможном наказании. Но у Жана здоровая практическая хватка, он понимает, что к чему в жизни, и умеет блюсти свою выгоду. Лакей тянется к благородным, мечтает стать румынским графом, и его природная сметливость, вполне вероятно, до­будет ему желанный титул. Фрекен Жюли — дворянка, она говорит по-французски и воспитана в понятиях родовой чести, но её тянет к просто­народью, к плебейскому обычаю. Она — отпрыск благородной фами­лии на стадии вырождения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта