Главная страница
Навигация по странице:

  • 34.Проблемно-тематический комплекс «Разбойников» Шиллера.

  • 50.Особенности повествовательной манеры и образа рассказчика в «Ярмарке тщеславия»

  • «Ярмарка тщеславия»

  • 51. Характ. черты поэтики и стиля в сказках Гофмана Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман

  • Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф


    Скачать 266.45 Kb.
    НазваниеОсобливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф
    Дата26.02.2023
    Размер266.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_zar_lit.docx
    ТипПоэма
    #955790
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    33. Поетика жанру «Страждань молодого Вертера» Гете.

    В 17-18 веке эпистолярная используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению (переписка Вольтера, «Письма провинциала» Паскаля).

    Вершиной худ. тв-ва Гете- штюрмера явился эпистолярный роман «стр.мол.В.» - одно из выд-ся произведений евр.и нем. сентиментализма.

    В Романе параллельно разв-ся 2 основные темы: личная судьба Вертера, его чувство к Лотте и события внешней жизни, среда, в кот.он живет. Обе темы постоянно переплетаются друг с другом, однако х-р их разработки и худ. обобщений различен. В первом случае мотивировки приобретают преимущ-но психологич.х-р., во втором – гл.образом соц., бытовой.

    Письма предст.соб.исповедь героя. Эп.роман-излюбл.жанр сентиментализма. В духе сент.представлений Г. прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек независимо от своей сословной принадлежности. Форма романа в письмах – худ-ное открытие 18 века, она даёт возможность показывать человека не только в ходе событий и приключений, но и в сложном процессе его чувствований и переживаний, его отношении к

    Все происходящие события воспринимаются глазами героя. Обьективированы (т.е.написаны от лица автора) только краткое вступление, отрывок «от издателя к читателю» и концовка.

    Трагедия сводится не только к истории неудовлетворенной любви; в центре романа – и философски осмысленная тема: человек и мир, личность и общество.

    Многослойность сюжета (тема любви, тема страдающего человека в обществе)..Прослеживается линейная композиция, автор отдалён от героя. Нет открытых морализаторских тенденций, нет явного суда со стороны автора → все это указывает на первые шаги к новому соотношению автора и героя. В романе присутствует целая серия параллельных историй: история о безумце (молодом влюблённом крестьянине); история женщины с детьми, которая ждет мужа; история крестьянского юноши, который влюблен в свою госпожу; история с пистолетами. Каждая история художественно иллюстрирует авторскую мысль. В романе воплощена функциональность пейзажа.

    Г. Одним из первых возвестил миру этим романом, что достоинство чел-ка не в его предках, не в его сословной принадлежности, а в нем самом – в его личности, таланте и поступках.

    Называют «романом в письмах», но письма эти принадлежат собственно одному персонажу – ВЕРТЕРУ. И роман было бы правильнее назвать «лирическим дневником», вдохновенным «монологом». И это имело огромное значение. Только письмам, носившим интимный х-р, Вертер мог доверить самые сокровенные мысли и чув-ва.

    34.Проблемно-тематический комплекс «Разбойников» Шиллера.

    Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер становится членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776–1777 гг. несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале за 1775 Шиллер находит и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы «Разбойники» (1781) начинающий драматург берет новеллу Даниеля Шубарта «К истории человеческого сердца».

    Шиллер значительно обогатил схематический сюжет первоисточника, основанного на мотиве вражды двух братьев, который был весьма распространен среди писателей «Бури и натиска» -- Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так: "Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом". Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей несправедливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богемском лесу и становится главарем разбойников. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.
    Франц Моор, брат Карла, придерживается других принципов. Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. Именно Франц был причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жизни Франца — удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность — удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные видения, которые становятся расплатой за жестокость и преступление. Франц Моор не может пережить мук совести. Страшась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, что жизненная философия Карла победила, но это не совсем так.
    В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он ныбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.
    Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серь-синый вопрос: если против насилия бороться насилием, к) не станет ли благородный мститель благородным преступником? Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравг венные законы и мотивы преступления не имеют никого значения. В драме "Разбойники" Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым нравом каждого человека на протест и преступным держанием всякого насилия. Это противоречие явля-ся настоящей трагедией многих мыслящих людей. По гению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.

    48. Особливості героя та жанру в поемі Байрона „Паломництво Чайльд-Гарольда”.

    В 1812 г. Байрон отправился в путешествие по Средиземноморью. Результатом путешествия стала поэма „Паломничество Чайльд-Гарольда”. Это поэма совершенно своеобразного жанра, соединение лирики и эпоса.

    Чайльд-Гарольд – типичный романтический образ большой обобщающей силы. Он испытывает величайшее разочарование во всем окружающем, беспросветное уныние, усталость и пресыщение. Поэтич. характеристика разочарованного героя дается в самом начале произведения. Ч.-Г. – юноша, пресыщенный всеми жизненными наслаждениями, испытывающий тоску и одиночество и видящий исход только в забвении или даже в смерти. Нарисовав портрет героя, Байрон переходит к взволнованному изложению своих личных путевых впечатлений. По мере развития поэмы идейный акцент перемещается с изображения Гарольда на изображение борющихся народов Европы. Постепенно поэт забывает о своем герое, образ Гарольда постепенно тускнеет и отступает на задний план. Подлинным героем поэмы становится страдающий и борющийся народ Испании, угнетенный народ Греции. По мере развития поэмы идея свободы в ней становилась ведущей. В высказывания героя поэт вкладывал собственные мысли о борьбе, котор. внесли в произведение новую интонацию надежды. В поэме непрерывно развиваются и переплетаются 2 тенденции: тенденция лирическая, фиксирующая настроения печали и разочарования поэта, и тенденция описательная и обличительная, зовущая к борьбе. Политико-философские размышления Байрона, описания, то, что обычно принято называть отступлениями, значительно важнее в композиции „Ч.-Г.”, чем эпическая часть поэмы, повествующая о странствиях героя.

    Таковы первые две части поэмы. После большого перерыва Байрон создает 3 и 4 части. В них четко выражена политическая тема. В 3-й песне Байрон говорит о событиях, недавно волновавших Европу: судьбе Наполеона, битве при Ватерлоо и выступает страстным обличителем деспотизма. 4-я песня пронизана волнением за судьбу итальянского народа. В худож. отношении 3 и 4 песни „Ч.-Г.” закрепляют общую тенденцию первых двух песен: лирический элемент здесь, несомненно, преобладает над эпическим. Автор стремится выделить все возвышенное, героическое и драматическое в изображаемых событиях общ. жизни народов.

    49. Художня своєрідність романістики Діккенса

    Ч.Диккенс (1812 - 1870) – английский прозаик, творч-во кот-го пронизано глубоким гуманизмом и сочувствием к «маленьким людям» - скромным труженикам, осуждением бесчеловечности и паразитизма, царящих в обществе. Его наиболее известные произв-я: «Записки Пиквикского клуба» (The Pickwick papers), «Оливер Твист» (Twist), «Николас Никльби» (Nickolas Nickleby), «Лавка древностей» (The old curiosity shop), «Домби и сын» (Domby & Son) и др. В ранних романах Д-са юмор поддерживает положительных персонажей в их борьбе с тяготами жизни, он также помогает читателю поверить в происходящее, каким бы мрачным оно ни было. Очевидно также стремление писателя более глубоко проникнуть в темные и светлые уголки жизни своих героев. В целом ранние произв-я проникнуты оптимизмом и жизнелю-бием. «Записки П. клуба» отличаются обилием различных по характеру описаний – от мягкой иронии до колючей, хотя и не злой, сатиры, как, например, в сцене выборов (речи кандидатов Физ-кина и Сламки). С мягким юмором изображен незадачливый «спортсмен» Уинкль, попадающий в нелепые ситуа-ции. В романе много комических моментов, диалогов, персонажей. Запомина-ется неистощимая энергия и острословие рассказчика. Читатель не сомневается в гуманистическрм отношении писателя к жизни и чел-ку. В отличие от «Записок П. клуба», в «Оливере Твисте» повествование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что все происходящее имеет отношение к цивилизованной Англии. Отрицательные персонажи - носители зла, они изображены гротескно и карикатурно, например глава воровской шайки Фейгин. Его сообщник Сайкс нарисован более деликатно: в его портрете – гротеск, карикатура и поучительный юмор. В последующих произведениях усиливается звучание соц. сатиры: высмеивается тип сквалыги (Скрудж в «Рождественской песни в прозе»), разоблачается эгоизм и отчужденность человека в обществе, вторжение буржуазных отношений в личную жизнь, семейные связи («Домби и сын»). Герои, как правило, лишаются гротескных и комических черт, свойственных героям ранних романов.

    53. Принципи реалістичного методу Бальзака.

    «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака – наиболее полная реализация XIX в., его устремленности к познанию и тех возможностей для познания, котор. предоставляла эпоха. Значительное место в системе «Человеческой комедии» занимает повесть «Гобсек». Гобсек – ростовщик; в эпоху, когда деньги становятся важнейшей силой обществ. жизни, люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном кол-ве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, министров и аристократов; диктовать им свои условия, быть свидетелем их унижения – вот че упоен Гобсек. В образе Гобсека, может быть более, чем в каком-нибудь другом из ведущих образов «Ч. комедии», Бальзак отдает дань романтическому методу, сохраняя присущее романтикам стремление к сгущению красок. Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты буржуазного стяжательства, и все же он не лишен известной монументальности. Гобсек – личность необыкновенная при всей своей типичности, раб своей нечеловеческой страсти, ее жертва. Даже в прямо связанной с романтизмом прозе Бальзака проявлялась такая мощь обобщений, такая нацеленность на познание самой сути соврем. общества, такая наблюдательность и такое мастерство воссоздания психологии, что очевидным было формирование какого-то нового качества – им был реалистический метод. Бальзаку была чужда объективная манера письма, устраняющая видимое присутствие автора в созданном им мире. Персонажи романов Бальзака – характеры со своей внутр. логикой, способные существовать «самостоятельно». При всем этом создатель не покидает своего творения, не уходит за кулисы. Он присутствует всегда, как исследователь и как равноправный участник спектакля. Во всем ощутимо присутствие сильного интеллекта писателя.

    50.Особенности повествовательной манеры и образа рассказчика в «Ярмарке тщеславия»

    Теккерей с самого начала своего твор-чества заявил о себе как о «художни­ке реальной жизни». Как истинный реалист, Теккерей считал, что у каждого персонажа есть собственная логика поведения, кото­рую нельзя изменять прямым автор­ским вмешательством.

    Самый известный его роман «Ярмарка тще­славия», название и содержание которого навеяны Теккерею «Путем паломника» Д.Беньяна. В романе 2 сюжетные линии (жизнь Эмили Седли и Бекки Шарп). Писатель заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатление надуманных, неправдоподобных. В романе множество повествовательных линий, характер которых различен: окрашен в лирические, сентиментальные, иронические и резко сатирические тона. Они играют важную роль в романе и несут смысловую нагрузку.

    Групповые портреты и массовые сцены описаны сатирически (семейство Питта Кроули, особняки аристократов, буржуа из Сити и т.д.). Концовка «Ярмарки…» подчеркивает глубину и значительность авторского замысла.

    У книги есть подзаголовок «Роман без героя». Замысел состоял не в том, чтобы описать великие де­яния и крупные фигуры изображае­мой эпохи. Писатель скорее стремился показать реконструкции её социальной психологии, верова­ний, устремлений, жизненных ценностей, норм поведения.

    В центре повествования у него довольно заурядные герои, но зато такие, о ком можно с уверен­ностью сказать, что они очень типич­ны для своего социального круга. Время действия — эпоха наполеоновских войн, однако исторические события интересуют автора лишь в той мере, в какой ими затронуты частная жизнь и сознание персонажей. Разыгранная истор драма важ­на писателю прежде всего потому, что, не случись её, по-иному сложи­лась бы жизнь его героев. Так Текке­рей, применяя новаторский художе­ственный принцип, решает одну из вечных проблем литературы — изо­бражение личности в контексте ис­тории.

    Для него личность представля­ет собой соединение очень разнород­ных начал — внутренне конфликтное единство. Основное внимание в романе уделено не индивидуальным качествам персонажей, а социальной среде.

    «Ярмарка тщеславия» - противоречивый роман. С одной стороны, кажется, что, как любили писать отечественные критики времен развитого социализма, это роман без героя, потому что «в современном мире есть только один герой - деньги», и роман посвящен социальным разоблачениям, которым Теккерей не был чужд. И действительно, сатирическое изображение английской знати дает основания к такому прочтению. Все зло, словно бы говорит рассказчик Теккерея, происходит от погони за деньгами, титулами, положением в свете. Человека определяет его среда.

    «Ярмарка тщеславия» - это, в конечном итоге, не просто роман о погоне за деньгами, это роман о поиске счастья, но в таком контексте смысл романа оказывается еще мрачнее: счастье оказывается почти невозможно найти не только в деньгах, но и в любви – даже к Доббину и Эмилии счастье приходит так поздно, что, с точки зрения читателя, оказывается странным и как бы несовершенным.

    51. Характ. черты поэтики и стиля в сказках Гофмана

    Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман— немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса.

    В основе мироощущения Гофмана лежит стремление к диало­гу с реальным миром. Молодые герои новелл-сказок и сказочных повестей Гофмана не только поэты и дети в ду­ше, но и хорошие люди, для которых блаженство сосредоточено в голубых глазах девиц, в конечном счёте стано­вящихся их жёнами. При этом автор снисходительно, но по-доброму по­смеивается над обретённым ими «бла­женством». Именно такой смех преоб­ладает в прозе Гофмана. Бывает смех язвительно-иронический, возвыша­ющий смеющегося над миром и чело­вечеством. Его часто называют «ро­мантической иронией». Приступами такого иронического, несмешного смеха страдает любимый герой Гоф­мана — Иоганнес Крейслер. Есть у Гофмана и сатирико-обличительный смех. Но не им определяется то­нальность его произведений, а свет­лой праздничной весёлостью.

    Гофман адресовал свои книги не «посвящённым», а широкой публике, от которой требовалась лишь настро­енность на праздник. Без неё не почув­ствовать той атмосферы душевной приподнятости, освобождённое от повседневного, ожидания тайны и волшебства, которой веет со стра­ниц его сочинений. Недаром многие истории Гофмана связаны с праздни­ками: например, «Щелкунчик» (1816 ) и «Повелитель блох» (1822 ) — с Рож­деством, а повесть «Принцесса Брамбилла» (1820) — со знаменитым римским карнавалом. И как Серван­тес пародировал рыцарские романы, не уничтожая духа рыцарства, так Гофман пародирует столь популярные в XVIII столетии «сказки о феях», «Ты­сячу и одну ночь» и псевдонаучные трактаты о «духах стихий», сохраняя загадочную притягательность «вымыс­лов чудесных». Впрочем, тяга к страшному сущест­вует в детском «я» любого человека — где-то рядом со сказкой и любовью к рождественской ёлке. Стремясь вовлечь читателя в мир игры и детской фантазии, Гофман тем не менее видит, что «застрева­ние» взрослого человека в этом ми­ре — такой же повод для смеха, как и обывательская рассудительность или естественно-научные сражения на подзорных трубах.

    В «Житейских воззрениях кота Мурра с присовокуплением макула­турных листов из биографии ка­пельмейстера Иоганнеса Крейслера» (1820—1822 гг.) великовозрастный наследный принц Игнатий, игра­ющий в разноцветные чашечки, изо­бражён просто кретином. Повествование в романе ведётся в двух планах. Первый занимает нази­дательное жизнеописание-автобио­графия кота Мурра, «мурриана», как называют её критики по аналогии с «крейслерианой». Так издавна стро­ились плутовские романы. Этот при­ём использован и любимым писате­лем Гофмана Сервантесом в «Новелле о беседе собак», где пёс Берганса рассказывает своему товарищу Сципио­ну историю собственной бродяжьей жизни. Ранее Берганса уже фигуриро­вал в одной из новелл, вошедших в «Фантазии в манере Калло». В «Жи­тейских воззрениях» Гофман заимст­вует у Сервантеса не героя, а пове­ствовательную модель, заменяя псов на котов.

    Смех Гофмана универсален. В жиз­неописании кота в травестированном (сниженном) варианте предстают все этапы жизни молодого «интеллигент­ного» современника Гофмана, чело­века, т. е. кота, без роду без племени. Со всеми его слабостями и недостат­ками, с любовью к вкусным косточ­кам и мягкой постельке (кот-филис­тер — одна из граней образа Мурра), с готовностью идти навстречу житей­ским соблазнам и демагогическим призывам.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта