Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф
Скачать 266.45 Kb.
|
66. Жанрова своєрідність „Сліпих” Метерлінка. Философскую основу художеств. взглядов бельгийского драматурга составил идеализм, причем в его мистическом варианте. Метерлинк на место католического Бога поставил некое безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Оно повсюду и часто принимает форму смерти, однако не сводится лишь к ней. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - это только слабые и жалкие существа. Человек, будучи вместилищем Неизвестного, должен жить "без дела, без мысли, без света". А главное - без слова, ибо невозможно выразить словами невыразимое, "тайну": "Истинная жизнь создается в молчании". Таким образом, "театр молчания" Метерлинка стал своеобразной художеств. иллюстрацией его философии. Классическим образцом символистской драмы Метерлинка являются пьесы "Непрошеная" и "Слепые", в которых воспроизводится "трагедия каждого дня" - вторжение Неизвестного в обыденную жизнь. В драме "Слепые" трагический исход очевиден зрителю с момента поднятия занавеса. Священник, который вывел группу слепых на прогулку, внезапно умирает, а значит, они не смогут найти дорогу обратно в приют. Шесть старцев и шесть женщин неподвижно и обреченно ждут своей участи. Вокруг них такой же мрачный и застывший мир: угрюмый лес под высоким звездным небом, одинокие кладбищенские деревья, безмолвие ночной темноты. Люди пугаются мирных шорохов, шелеста листьев, крика птиц; они не знают, куда идти и что делать. Отчаяние и ужас, их охватившие, кажутся вполне естественными в положении, в котором оказались эти люди. Однако Метерлинк вовсе не ставил своей целью рассказать о трагедии беспомощных слепых, оставшихся без проводника. Напротив, все в пьесе имеет символический смысл. Слепые - это утратившее нравственные ориентиры человечество; мертвый священник - церковь, уже не способная утешить людские страдания, море - океан забвения и небытия. В мире, созданном Метерлинком, нет места надежде, радости. 70. Філософія успіху в романі Драйзера „Сестра Керрі”. Теодору Драйзеру суждено было стать ключевой фигурой натурализма в США. Значение написанного им для понимания эволюции натурализма от XIX в. к XX в. крайне важно. «Сестра Керри», первое крупное произведение Драйзера, посвящена изучению траектории соц. перемещений главным образом одного человека, «маленького солдата удачи». Характерный натуралистический треугольник (Керри, Друэ, Герствуд) подчеркивает трактовку темы приспособления организма к среде. «Успех», возвышение одного персонажа должны компенсироваться «поражением», падением другого. Жизнеспособность Керри в определенном смысле объясняется тем, что, являясь в силу своей привлекателньости «сестрой» и Друэ, и Герствуду, реально она не испытывает живого чувства ни к одному из своих покровителей, ценя в них прежде всего умение одеваться, которое является в романе, пожалуй, главным символом соц. успеха. Внутренний мир Керри Драйзером предельно овнешнен: она думает так, как видит. Сознание Керри равнозначно кожаным ботинкам, зеленым банкнотам и т. д., под ее взглядом почти оживающим. Керри добивается максимальной победы, возможной в столице для провинциала: ей суждено стать звездой театра, читающей в свободное от работы время «Отца Горио». С одной стороны, Драйзер явно отдает должное ее карьере, состоявшейся вопреки традиционному представлению социально обездоленных о «добре и зле». С другой, как скептик в духе Г. Спенсера, драйзер не сомневается в иллюзорности успеха Керри: все в мире «химизмов» относительно, что подчеркивается в финале романа точной деталью: смутно неудовлетворення собой, Керри раскачивается в кресле-качалке. Концепция «амер. мечты» 68. Своеобр-е натур. образности в романе Э.Золя «Жерминаль» Натурализм как лит. направл-е возник во Франции во второй половине 19 в. В философской основе натурализма лежал позитивизм О.Конта, Г.Спенсера и др. Позитивисты распространяли законы природы на человеческое общество и утверждали, что нет никакой разницы между людьми и др. живими организма-ми. Все борются за выживание, и среди людей, как и среди животных, проис-ходит естественный отбор. След-но, одни и те же законы управляют как людьми, так и представителями фауны. Это положение позитивизма стало основой для создания натуралист. теории, крупнейшим представ-лем кот-й выступил Э.Золя. натуралисты называли себя первооткрывателями нового вида иск-ва – иск-ва, связанного только с фактом: если предшествующее иск-во служило красоте, то их новое иск-во должно служить истине. Поэтому не может быть никакого авторского произ-вола, никаких запретных тем, доброде-тель и порок одинаково важны для художника. Самое выдающееся творение Э.Золя – эпопея «Ругон-Маккары» (1871 – 1893). Толчком к работе явилось увлечение модной теорией наследствен-ности. Он представляет Ругон-Маккаров как “группу людей”, на первый взгляд глубоко различных, но, как свидетель-ствует анализ, близко связанных между собой законами наследственности. Наследственность Золя сравнивает с силой тяготения, самым очевидным из всех законов природы. Писатель хотел проследить 4 поколения 1 семьи. Одна из линий эпопеи – жизнь народа в романе «Жерминаль» (1885). Название имеет символический смысл: это апрель — месяц весенних всходов, пробуждения природы к жизни. Центральное место в романе занимает не отдельный человек или социальные условия, а толпа. Согласно своему методу, Золя накап-ливает огромный документальный мате-риал из научных работ, едет на место и впитывает атмосферу. В исторических и социологических рамках (забастовки шахтеров), Золя показывает жизнь новой социальной категории людей, которые хотят изменить условия жизни, не переходя в другой класс. Труд рабочих-шахтеров стал скорее способом суще-ствования, чем средством жизни. Если персонажами "Жерминаль" (Этьен, Катрин, Шаваль) управляют их собствен-ные страсти, они принадлежат к одной категории. В период кризиса они являют-ся прежде всего членами группы и реагируют как группа. Их личные интересы стираются перед более важным противостоянием буржуазии и рабочего класса. Углекопы терпят поражение в своей борьбе против безликой акцио-нерной компании. Но они почувство-вали, что залог будущей победы — в их сплоченности, в их единстве. Разно-голосица в стане руководителей рабочих, союз капитала и государства, посылаю-щего войска, которые расстреливают бастующих,— все это показано в романе с исключительной силой. Люди из народа — семья Маэ, семья потомствен-ных шахтеров — изображены с любовью. Сын прачки Жервезы Этьен Лантье становится признанным руково-дителем бастующих. И роман заканчива-ется величественной картиной весеннего обновления земли, когда в недрах ее зреют могучие силы, кладущие конец зимней спячке. В произведениях натура-листов социальная среда приобретает черты биологической среды обитания. Она воздействует на героев не только через воспитание, общественные услов-ности, финансовое положение, но и определяет их “видовые”, физиологи-ческие черты. В романе «Жерминаль» среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белёсыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью. 60 . Стильова своєрідність роману Гарді „Тесс з роду Д’Ербервіллів”. В соответствии с разделением англ. викторианского романа на „старый” и „новый” можно выделить авторов, все еще продолжающих писать в старой викторианской традиции, хотя и с некоторыми поправкаи на современность. К их числу относится Томас Гарди с его романами „характеров и среды”, серией произведений, начатых в 70-е гг. Романы Гарди „Под деревом зеленым”, „Вдали от шумной толпы”, Возвращение на родину”, Жители лесов”, „Тэсс из рода д’Эрбервиллей”, „Джуд Незаметный” составили серию так называемых уэссекских романов или романов «характеров и среды». Оживив давно забытый регион Англии Уэссекс, Гарди акцентирует необходимость связи современного человека со своим прошлым, с корнями. Человеческая природа интересует его больше всего в соотнесенности со средой – понятием, которое включает времена года, традиционные ремесла и занятия. Он не был историческим романистом, но он воскресил исторические события и людей, заставив их жить вне времени, в универсуме, огромном и формализованном, как миф. Трагические характеры Гарди несут печать лиризма и поэзии, они противопоставлены современному миру в разной степени, отдалены от родной почвы. Значительность трагических персонажей Гарди проистекает от непредсказуемости их действий и поступков, вырванных из обычного эмоц. настроя, поэт. их наполненность происх. за счет высвечивания исконной примитивно-природной структуры характера. Один из самых значительных романов Гарди - „Тэсс из рода д’Эрбервиллей”. Подзаголовок романа – «История чистой женщины, правдиво изображенной» - бросает вызов викторианской системе произведений. В основе романа – биографический принцип. Биография сочетается с историей рода и нац. историей. Есть и автобиографический момент, т. к. Гарди также узнает о своем древнем роде. В романе отражается проблема столкновения города и деревни, что нарушает среду. Многое угадывается через антропонимику (лингвист. поворот). Книга состоит из 7 глав, или «фаз», как их назвал автор, и в них повествуется о жизненном пути крестьянки Тэсс Дарбейфилд, которая происходит из знатного, но давно обедневшего рода Эрбервиллей. Как писал сам Гарди в одном из предисловий к своему роману, «в этом романе великая жизненная эпопея героини начинается после события, которое принято считать роковым для ее роли главного действующего лица – или, во всяком случае, непоправимым крушением всех ее прежних надежд и чаяний, а потому публика буквально восстала против общественных условностей, когда оказала этой книге горячий прием и согласилась со мной в том, что художественное произведение может еще очень многое добавить к тому, что уже было сказано о теневой стороне известной катастрофы». 69. Образ головного героя романа Мопассана «Любий друг». Один из самых известных романов фр. писателя. Придавая понятию «проституция» расширительное толкование, автор подразумевал под ним всеобщую продажность политиков, финансистов, аристократии и прессы, охватившую Францию эпохи Третьей республики Впоследствии эти идеи получили образное, художественное воплощение в «Милом друге». Подчиняясь требованиям жанра газетного «фельетона», автор придал этому произведению форму любовно-авантюрного романа. Но, будучи мастером художественного слова, Мопассан создал подлинно реалистическое произведение. Его литературные источники следует искать в творчестве великих писателей-реалистов XIX в. В «Милом друге» заметно и влияние Флобера, до самой смерти (1880 г.) остававшегося литературным наставником Мопассана, который перенял от своего учителя ясность, четкость стиля и строгость композиции; некоторые французские критики сравнивают образ героя с Эммой Бовари, также вступавшей в многочисленные любовные связи, но, в отличие от Дюруа, потерпевшей сокрушительное поражение на жизненном пути. Эротические сцены написаны под определенным воздействием Э.Золя («Нона»), в кружок почитателей которого входил одно время Мопассан. Написанный ярко и выразительно, роман до сих пор изучается в вузах всего мира как эталон французского литературного языка, а широкий круг затронутых в книге проблем, не утративших актуальности спустя столетие, типичность и жизненность образов позволяют причислить это творение Мопассана к верши нам мировой реалистической прозы. Главный герой (или «антигерой») «Милого друга»-невежда, лишенный совести и стремящийся лишь к наживе», демобилизованный унтер-офицер прибывший в Париж с пятью франками в кармане Жорж Дюруа, стремясь подняться по общественной лестнице, использует свое умение обольщать женшин («мужчина-проститутка») для установления нужных связей и упрочения материального благосостояния. Проявляя при этом незаурядный ум и ловкость, «милый друг» быстро делает головокружительную карьеру и в конце романа становится зяте* финансиста-миллионера, достойным членом общества; многие видят в Дюруа будущего министра. Мопассан убедительно показывает, как и почем окружающие постепенно принимают удачливого карьериста в свой круг Выведенные в романе представители высшего общества, политики, журналисты корыстолюбивы и продажны; его сатирическая, разоблачительная направленность проявляется в описаниях министра Ларош-Матье и финансиста Вальтера, организующих захватническую колониальную экспедицию в Танжер для приумножения своего богатства. Писатель создал целую галерею запоминающихся женских образов: профессиональная проститутка Рашель, замужние дамы (г-жи Марель, Форестье, Вальтер) и невинная, юная Сюзанна. При очевидной разнице в возрасте и общественном положении, все они порочны и не способны сдержать плотского влечения к обходительному, галантному Жоржу Дюруа. Достаточно смелые для своего времени, эротические сцены романа лишены грубого натурализма, автор никогда не опускается до уровня дешевой порнографии. 62. «Портрет Доріана Грея» та концепція взаємодії життя та мистецтва в романіУальда. О.Уайльд – один из наиболее инте-ресных представителей европейской литературы конца 19 в. Был лидером движения эстетизма. Эстетизм Уайльда проявляется в чрезвычайном интересе ко всему, что происходит в мире. Произве-дения пронизаны идеей социализма. Эстетический парадокс в его творчестве заключается в противоречии явления и логики восприятия. Увидеть его доста-точно просто в главном сочинении О.Уайльда – романе-символе «Портрет Дориана Грея». Авторское предисловие к нему звучало как манифест эстетизма, и самым вызывающим было заключи-тельное утверждение: «Всякое искусство совершенно бесполезно».роман У. как и его главный персонаж наиболее полно отражает основные постулаты эстетизма исповедуемыеавтором.живоевоплощение совершенной красоты,Д.Грей стремится доказать что красота выше истины и морали.Грей открывает для себя жизнь глазами лорда Генри Уоттона скучающего скептика и острослова, воспитывающего своего подопечного в духе гедонизма и полной свободе от всяких моральных обязательств.Худлжник Бэзил Холлуард черпающий в красоте юноши источник неиссякаемого вдохновения пишет портрет Д.Г. он хочет видеть в нем идеал не только физического но и нравственного совершенства в противоположность лорду Генри который утверждает что красота«имеет высшее право на власть»Усвоив уроки лорда Г. и поверив в то что «молодость- единственное что ценно в нашей жизни» Д.Г. хочет хочет чтобы увядание и тлен коснулись его изображения на холсте а не его прекрасной плоти.Портрет Дориана Грея обладает волшебным свойством: пороки, которым тайно предаётся Дориан, искажают картину до безобразия, в то время как лицо самого Дориана сохраняет красоту и невинность молодости.Так в форме фантастического вымысла О.Уайльд воплощает свою мысль о том что искусство выше жизни.Скрытый от человеческих глаз портрет становится летописью жизни Д.Г. Преображения портрета становятся мучением для Дориана, он бросается на полотно с ножом и гибнет. И снова на холсте появляется лицо прекрасного юноши, а мертвый Дориан похож на омерзительное чудовище. Ударив ножом портрет, он убивает себя. Этой жестокой по отношению к Д.Грею иронией Уайльд утверждант торжество творчества над убожеством реальности. Несмотря на то что в предисловии к роману У. настойчиво повторяет что художник не моралист, «художник не стремится что-то доказать» всем ходом своего повесивования он утверждает обратное. Судьба Д.Г. доказывает что нет красоты вне истины а истины вне нравственного начала. О.У.-писатель ожививший своими пьесами театральную сцену, создал новый тип романа и утвердил право художника на исключительность. 82. Риси новаторства у романній творчості Дж. Джойса.(Значущість художніх відкриттів Дж. Джойса для культури ХХ ст (аналіз твору за вибором)) Показательнім для творчества Джеймса Джойса явл. роман «Улисс». Роман описывает 1 день, прожитый в Дублине незаметными людьми, средними и обыкновенными. Одиссея Джойс считал самым человечным и великим персонажем лит-ры, совмещавшим все этапы жизни, все труды, все функции людей. Одиссей – чел-к, котор. превыше всего любил свой дом, свою родину; неутомимый путешественник, хитрец и ловкач, верный друг. Джойс отождествляет своего героя (Леопольда Блума) с Улиссом. Джойсу удалось показать в Блуме конкретного, обыденного чел-ка и каждого чел-ка вообще (двойной код) и как Улисса. Джойс воспроизводит день Стивена Дедала и Блума в мельчайших деталях. Джойс – мастер техники «потока сознания». Блум показан через свой внутр. портрет, мир. Это прием «внутренней речи» - мысленное изображение того, что происходит в сознании, слово, ассоциация, ощущение, далекое воспоминание. Внутр. монолог – первоначальный этап «потока сознания». Принципы в романе, приемы, характеристики – традиционные, герои представлены с отчетливостью, классич. нормы незаметно изменяются, переход к новым нормам, не чужеродным классическим. Нет субъективности приемов в том, что мы узнаем внутр. мысли и движения героев, герои сами носители наблюдений, впечатлений и оценок. 83. Романи В.Вульф як класика модернізму (аналіз твору за вибором) В (1882- 1941) – теоретик мод, создатель своеобразного вар-та англ. романа, создатель эссеистических набросков, одна из 1-х феминисток, глава лит-го кружка Блумсбери (1910). ВВ выступила убежденной противницей писателей старшого поколения – Уэлса, Голсуорси, кот она наз материалистами, поскольку их интерес не душа, а плоть. Им ВВ противопоставляет спиритуалистов – Джойса, Лоренса и Элиота, стремящихся приблизится к жизни. К спиритуалистам ВВ относит и себя. Для нее иск-во – это мир эмоций, воображения, бесконечных ассоциаций, это умение передать мгновенное впечатление, бег времени, разнообразие ощущений. ВВ интересует не развитие событий, а движ сознания, эмоций, чувств. Она не стремилась к изображ повседн реальности, ее увлекало все то, что нах-лось за ее пределами, за внешней оболочкой. Через все творчество ВВ проходит мотив «собственной комнаты», кот яв-ся метафорой пространства сознания. Пространство комнаты – это попытка оценить потенциал героя. Но «комната» сменяется пространством города. ВВ волнует вопрос: что более ценно: внутр мир героя или внешн жизнь? Центральной темой в тв-ве ВВ становится категория реальности, кот она разделяет на внутреннюю (подлинную) и внешнюю. Грань между ними зыбкая. Представление об «истинное реальности» она связывала смиром эмоций, боготого воображения, с потоком ассоциаций, мириадами впечатлений, обрушивающихся на чел в кажд мгновение его сущ-ния. Идея жизни, проникновение в глубинные внутренние пласты, проблема времени – темы, кот проникнута романная проза писат. По ее мнению, передать игру света, бег времени, гамму чувств, движение мыслей – это и значит передать реальность. Образ объективного мира предстает преломленным в сознании персонажей, ракурс изображения зависит от перемещающейся точки зрения. В р «Миссис Дэлоуэй» действие строится как драма приближения к истине, никогда не увенчающегося ее обретением, т.к. истина остается ускользающей, непроясненной и неокончательной. Для того чтобы показать неизбежную субъективность и относительность всего, что представляется истиной героям повеств, а также с целью воспроизведения будничного течения жизни во всей разнородности событий, происходящих одновременно и независимо др от др ВВ использует технику «потока сознания». Действие фактически происходит в памяти или в подсознании персон, кот активизируют непредсказуемые впечатления – толчки, реально составляющие душевн жизнь. Хар-р мыслится как совокупность восприятий, реакций, полуосознанных побуждений и подсознательных импульсов. Фиксация впечатлений, поток бытия, наслаивающийся на «поток сознания» определяют композицию и стиль романа «МиссисДэл», кот предстает не как истина о мире, но как истинность видения и не столько показывает реальность, сколько ее конструирует в согласии с особенностями мирочувствования и психологии описываемых персонажей. |