Артхашастра Каутильи (ред.). Артхашастра Каутильи (ред. Отделение литературы и языка ленинградское отделение института востоковедения литературные памятники
Скачать 4.7 Mb.
|
РАЗДЕЛ 60. О НАСЛЕДСТВЕ1 Глава 5. Порядок наследования2 Сыновья, зависящие от родителей, не считаются самостоятельными пока родители живы. Родители непосредственно разделяют наследство между этими (сыновьями).3 Имущество, приобретенное (сыном) самостоятельно,4 считается его нераздельной собственностью, за исключением случая, когда это-имущество приобретено при помощи средств, принадлежащих отцу. Той частью имущества отца, которая не подлежит разделу, дети и внуки пользуются до 4-го поколения (нераздельно). До тех пор наследственное приношение жертв за умерших считается непрерванным.5 После перерыва линии наследственных жертвоприношений (т. е. после 4-го поколения) все члены семьи делят это имущество поровну. Сыновья, живущие вместе, те, у которых нет имущества, полученного от отца, или уже разделившие его, должны снова делить (после смерти отца). Тот из них, у которого (ранее разделенное имущество отца) принесло процент, получает двойную долю. Имущество человека, не имеющего сыновей, получают его родные братья или те, кто живет с ним, а также дочери.6 Наследство человека, имеющего детей, достается сыновьям^и дочерям, рожденным от браков, принадлежащих к разряду законных. При отсутствии детей наследство достается его отцу, если он жив,. а если нет, то братьям (отца) и их детям. Если имеются сыновья нескольких братьев, причем (эти сыновья являются между собой родными или двоюродными) братьями, то после смерти отцов (раздел наследства производится с таким расчетом), что сыновья того или иного брата получают только долю, достающуюся от их отца,7 Раздел 60 (Глава 5) 173 хотя бы их было и много. Если имеется несколько братьев (от одной матери) и несколько отцов, то они получают наследство каждый от своего отца. (Кредиторы) могут привлекать старшего из семьи, сделавшей долг,8 но не младшего. Если жив отец, то не должны привлекаться братья и сыновья; при наличии же братьев привлекаются последние, но не сыновья. Если раздел совершается при жизни отца, то он не должен отдавать предпочтение кому-либо из сыновей. Равным образом он не должен оставлять кого-либо из них без наследства без надлежащих к тому причин. При отсутствии имущества отца старшие братья должны поддерживать младших, за исключением случая, если последние являются лицами беспутного поведения. Наследство получают (в самостоятельное пользование) лишь совершеннолетние.9 Что касается несовершенолетних, то (причитающееся им имущество) по уплате долгов 10 и прочее передается (для сбережения) родственникам матери или старшине селения до достижения (наследниками) совершеннолетия. То же относится н к имуществу, (достающемуся в наследство) тому, кто находится в отъезде. Тем из сыновей, которые еще не обзавелись собственным семейством,11 следует дать долю, равную той, которую получают семейные,12 для того чтобы они могли обосновать свое хозяйство.13 Также надлежит выделить дочерям приданое. Как долги, так и имущество должны делиться поровну.14 Учителя говорят, что те, которые ничего не имеют, должны поделить хотя бы сосуды из-под воды. Но Каутилья считает, что это пустая игра слов.15 Говорится о разделе существующего имущества, а не такого, которого на самом деле нет. Раздел наследства должен быть произведен в присутствии свидетелей. При этом следует указать: столько-то составляет общее имущество (подлежащее разделу) и столько-то составляет долю каждого. Подлежит вторичному разделу имущество, разделенное неправильно, с ущербом для кого-либо из наследников,16 утаенное 17 или ранее неизвестное и выявившееся впоследствии. 174 Третий отдел. О судопроизводстве При отсутствии наследников имущество поступает в пользу царя. за исключением того, что необходимо для совершения погребения,18 и женского имущества.19 Исключение из этого правила делается для имущества, принадлежащего брахману, который является знатоком вед.20 Такое имущество отдается лицам, которые также являются учеными в области вед.21 Не получают долю наследства исключенные из касты, рожденные от таковых, евнухи, а также слабоумные, умалишенные, слепые и прокаженные. В случае если жены таких лиц владеют имуществом, то потомство их, не являющееся подобным им, т. е. не являющееся слабоумным и т. д.,22 получает наследство. Другие же (т. е. дети также слабоумные и т. д.) должны получать пищу и одежду. Исключение составляют изгнанные из касты (которые ничего не получают) . Если лица (перечисленных категорий) 23 женятся, но у них не будет силы производить потомство, то их родственники должны родить (от их жен) для них детей, которые и получат свою долю наследства. Так в Артхашастре Каутилъи гласит пятая глава «Порядок наследования» в разделе «О наследстве» в третьем отделе «О судопроизводстве». От начала шестьдесят вторая глава. РАЗДЕЛ 60. О НАСЛЕДСТВЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Глава 6. О долях наследства24 Из сыновей одной матери особую долю получает старший брат.25 Эту долю составляют: у брахманов — козы, у кшатриев — лошади, у вайшьев — коровы и у шудр — овцы. Из этих животных одноглазые составляют особую долю среднего брата, а пестрые — младшего брата. При отсутствии четвероногих старший брат получает (особую долю), составляющую 10-ю часть имущества,26 за исключением драгоценностей. (Ему отдается такое преимущество), ибо он является тем, на обязанности которого лежит совершение жертвоприношений Раздел 60 (Глава 6) 175. за умерших. Это есть раздел, принятый последователями школы Ушанаса. Из личного имущества отца его экипаж и украшения составляют долю старшего сына, его постель, сидение и бронзовая чаша, употребляемая при еде, — долю среднего, а темные зерна,27 домашняя утварь и повозка, запряженная быками, — долю младшего. Прочие же предметы делятся поровну или же поступают в общее пользование, если они неделимы.28 Сестры не получают (особых) долей наследства. Они пользуются посудой, которую употребляла мать, и ее украшениями. Старший сын, лишенный положительных качеств мужчины,29 получает 3-ю часть доли, обычно причитающейся старшему. Ведущий недостойный образ жизни30 и не исполняющий предписания закона (старший сын) получает лишь 4-ю часть (наследства) . Тот же, который (совершенно необуздан) и дает полную волю, своим страстям,31 лишается всего. Этим самым указывается положение среднего и младшего сына. Если один из них обладает положительными качествами мужчины^ то он должен получить половину доли старшего. Положение старшего сына определяется по первородству,32 если имеются сыновья от нескольких жен, при отсутствии (у этих жен) различия в том смысле, что над одной были совершены брачные церемонии, а над другой нет, или же в том, что одна является вышедшей замуж в первый раз, а другая была ранее замужем или лишена девственности. (Старшинство определяется по первородству) также в том случае, если одна жена имеет сыновей-близнецов. Для сыновей, принадлежащих к разряду сута,33 магадха,34 вратья35 и ратхакара,36 раздел совершается по принципу господства 37 (т. е. наследство получает наиболее способный и деятельный). Все же прочие будут находиться в зависимости от него. В случае если такого господства нет, то раздел совершается в равных долях. Если брахман имеет детей от разных жен, принадлежащих к четырем кастам, то сын брахманки получает 4 доли,38 сын кшат-рийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли и сын женщины-Шудры — 1 долю. 176 Третий отдел. О судопроизводстве Этим самым определяется раздел наследства кшатриев и вайшьев, если у них имеются дети от жен разных каст, у первого — от жен трех и у второго — от жен двух каст. Сын брахмана, рожденный от женщины следующей касты 39 (т. е. от кшатрийки), получает долю, равную (с сыновьями того же отца от брахманки). Сыновья кшатрия и вайшьи, рожденные от женщины непосредственно нижестоящей касты, получают половинную долю (наследства, причитающегося детям от равного брака). В случае если эти сыновья обладают положительными качествами мужчины, то они могут получить полную долю. Если имеются две жены, одна равная (по касте с мужем), а другая не равная, а сын только один,40 то этот сын получает все наследство и должен содержать родных. Сын брахмана, рожденный от женщины-шудры, получает 3-ю долю (наследства, достающегося сыну от равного брака). Остальные 2 доли получает сроднившийся (с данным брахманом) по совершению жертвоприношений за умерших 41 или же его действительный родственник, для того чтобы он мог совершать заупокойные жертвоприношения. При отсутствии (лиц двух категорий упомянутые две части наследства) получает учитель отца или же его ученик. Также допускается, чтобы (у такого брахмана, который имеет только сына от женщины-шудры), родственник матери или принадлежащий к семье породил бы у жены42 (брахмана) «сына, рожденного в поле другого».43 Этот сын и унаследует все имущество. Так в Артхашастре Каутилъи гласит глава шестая «О долях наследства» в разделе «О наследстве» в третьем отделе «О судопроизводстве». От начала шестьдесят третья глава. РАЗДЕЛ 60. О НАСЛЕДСТВЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Глава 7. О различении сыновей44 Учителя говорят, что семя, брошенное в поле другого, принадлежит владельцу этого поля.45 Согласно другим, потомство считается принадлежащим тому, что оплодотворил, а мать есть Раздел 60 (Глава 7) 177 только вместилище. Каутилья же считает, что возможно и то и другое.48 Родным сыном считается действительно рожденный (данным человеком) от женщины, совершившей брачные обряды. К нему приравнивается сын дочери, которая выдается замуж, для того чтобы был рожден сын взамен отсутствующего своего.47 Также приравнивается к нему рожденный женою (данного лица) от другого,48 принадлежащего49 или не принадлежащего к семейству,50 которому поручено произвести потомство.51 Если у физически родившего нет другого сына, то такой (рожденный по поручению от жены другого) сын считается имеющим двух отцов и принадлежащим к двум семействам. Такой сын получает наследство от обоих (т. е. от своего действительного отца и от законного мужа своей матери) и обязан совершать заупокойные жертвы для обоих. Равным ему считается тайно рожденный52 в доме родственников. Брошенный родителями считается сыном того, кто совершит над ним обряды усыновления.53 Кроме того, различаются: сын девушки, т. е. незамужней,54 сын женщины, которая вышла замуж в состоянии беременности,55 и сын вышедшей замуж во второй раз.56 Родной сын является наследником также и родственников отца. Неродной же получает только наследство усыновившего его, но не родственников последнего. Равным ему считается тот, кто отдается отцом и матерью (другому) 57 с совершением обрядов возлияния. Пришедшим58 считается сын, который сам благодаря своим родственникам добился усыновления. Приемышем59 считается усыновленный (по желанию принимающих его). Купленным сыном60 является приобретенный за известную сумму денег. Если (после усыновления у усыновившего) родится родной сын, то (приемный) получает 3-ю долю наследства, если он принадлежит к той же касте (что и отец). Если же они принадлежат к другой, более низкой касте,61 то они получают только пропитание и одежду. Сыновья брахманов и кшатриев, рожденные от женщин непосредственно нижестоящих каст, считаются одинаковой касты с от- 178 Третий отдел. О судопроизводстве цом. Те же, которые рождены от женщин двумя кастами ниже, считаются неравными.62 Сын брахмана, рожденный от женщины-вайшьи, называется амбаштха, сын брахмана от женщины-шудры — нишада, или парашава. Сын кшатрия от женщины-шудры называется угра. Сын вайшьи от женщины-шудры является просто шудрой. Дети, рожденные от лиц, принадлежащих к равным кастам, но не совершивших подобающих обрядов, называются вратья. Эти (потомки вышестоящих мужчин от нижестоящих женщин) признаются естественным явлением.63 Если у шудры имеются дети от женщины-вайшьи, кшатрийки или брахманки, то такие называются соответственно айогава, кшатта и чандала. Сын вайшьи, рожденный от женщины-кшатрийки, называется магадха, а сын вайшьи, рожденный от брахманки, — вайдехака. Сын же кшатрия от брахманки носит название сута («возница») -В пуранах упоминаются иные сута и магадха, считающиеся выше брахманов и кшатриев. Такие (браки мужчин более низких каст с женщинами вышестоящими) считаются противоестественными64 и возможны только тогда, когда царь не следит за соблюдением законов (об охранении различия каст). Сын угры 65 и женщины-нишадки 66 называется куккутака, а в обратном случае 67 — пулкаса. Сын амбаштхи 68 и женщины-вайшьи называется вайна, а в обратном случае — кушилава. Сын угры от женщины-кшатты69 называется швапака («едящий или варящий собак»). Эти и другие суть представители смешанных каст. По роду занятий своих вайнья является каретником.70 Все такие лица должны жениться на себе подобных. Они должны в обычаях и образе жизни следовать законам своих родителей. Возможно также, чтобы (всякий такой сын из смешанного брака) считался бы равным шудре, за исключением чандалов. Только при соблюдении (этих кастовых законов) царь в будущей жизни получит небесное существование, в противном случае он попадет в ад. Для сыновей смешанных каст,71 всех без исключения, раздел совершается поровну. Раздел 61 (Глава 8) 179 Закон о наследстве устанавливается в соответствии с теми самыми законами и обычаями, которые свойственны данной местности, касте, общине или селению. Так в Артхашастре Каутилъи гласит седьмая глава «О различении сыновей» в разделе «О наследстве» в третьем отделе «О судопроизводстве». Раздел о наследстве окончен. От начала шестьдесят четвертая глава. РАЗДЕЛ 61. О НЕДВИЖИМОСТЯХ» Глава 8. О домашних постройках2 Споры о недвижимостях решаются на основании (свидетельских показаний) соседей. Недвижимостями называются: дом, поле, сад, оросительное сооружение,3 пруд или бассейн с водой. Предел (границы) строящегося дома 4 устанавливается столбами «с ушками», расположенными по сторонам и соединенными железными прутьями. (Этот предел) располагается по линии будущего дома, и в соответствии с ним следует строить дом. При отсутствии подобного предела следует закладывать фундамент 5 на расстоянии 2 локтей 6 или 3 пада 7 от стены соседнего дома. Постоянными при доме должны быть: место для сгребания нечистот,8 сток и колодезь. Необязательным является колодезь для родильниц,9 употребляемый в течение 10 дней после родов. При нарушении этого правила (т. е. при отсутствии указанных обязательных сооружений) взыскивается низший вид штрафа сахаса.10 Этим самым (т. е. упоминанием необязательных сооружений) предусматриваются и такие, как место для колки дров при совершении праздничных обрядов и желоб для питьевой воды. На расстоянии 3 пада или l'/г локтей (от стены соседнего дома) следует устроить сток сильно текущей воды и сток для нечистой воды. Нарушение этого правила влечет за собой штраф в 54 пана. На расстоянии 1 пада или 1 локтя (от соседнего дома) надлежит Построить (сарай) для повозок и помещение для животных,11 а также 180 Третий отдел. О судопроизводстве устроить место для очага, для кадки с водой, для ручной мельницы и прибора, служащего для толчения риса. При нарушении этого правила — штраф в размере 24 пана. Расстояние между 2 постройками или между 2 выступающими частями построек должно быть не менее 1 кишку12 или 3 пада. Крыши таких построек должны находиться на расстоянии 4 пальцев друг от друга или же могут покрывать одна другую. Боковую дверь 13 надлежит делать шириною в 1 кишку, дабы не было столкновения при проходе, когда она открыта настежь. Сверху {т. е. над дверью) следует делать маленькое окошко для света.14 Хозяева домов могут, впрочем, строить по своему желанию, по взаимному соглашению и избегать нежелательных (сооружений). Поверх крыши следует класть надстилку в виде циновок на те •места, которые должны быть прикрыты. Крыша сама не должна быть такой, которая может легко ломаться. Это необходимо для предупреждения разрушений от дождей. При нарушении этого правила — низший вид штрафа сахаса. Такой же штраф взыскивается за устройство окон и дверей в местах, где это неудобно для жителей соседних домов,15 за исключением случая, (когда дома находятся) на главной улице или же на проезжих дорогах. Равным образом взыскивается штраф, если причиняются неу добства соседям устройством (в ненадлежащих местах) ям, ступе ней, желобов для стока воды,16 деревянных лестниц 17 и мест для сгребания нечистот и (вообще) если чинятся препятствия (соседям) при пользовании ими (своей землей). > При повреждении стены соседнего дома водой взыскивается штраф в 12 пана. При загрязнении же испражнениями и мочой в двойном размере. Во время дождя сток для воды должен быть свободным, в противном случае — штраф в 12 пана. Подобному же штрафу подвергается жилец, продолжающий жить (в доме), после того как ему было отказано. Также взыскивается штраф и с домохозяина, если он нарушает договор с жильцом,18 за исключением случаев оскорбления, воровства, грабежа, прелюбодей-ства и неправильного пользования помещением (со стороны Раздел 61 (Глава 9) 181 жильца). Выезжающий по собственному желанию (до истечения срока договора) жилец должен внести остающуюся годовую плату. Если жилище находится в совместном пользовании, то отказывающий в содействии и чинящий препятствия к совместному жительству и пользованию подвергается штрафу в 12 пана. Делающий же (совместное жительство и пользование) невозможным платит в двойном размере. Признается совместное пользование зернохранилищем, двором, отхожим местом, кухней, гумном, а также всеми открытыми помещениями. Так в Артхашастре Каутилъи гласит восьмая глава «О домашних постройках» в разделе «О недвижимостях» в третьем отделе «О судопроизводстве». От начала шестьдесят пятая глава. Р А 3 Д Е Л 61. О НЕДВИЖИМОСТЯХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) |