КОИРО НПУ(1). Педагогические мастерские ценностных ориентаций
Скачать 1.35 Mb.
|
Педагогическая мастерская ценностных ориентацийОписанная ниже педагогическая мастерская прово- дилась в НОУ «Православная гимназия» г. Калинингра- да в рамках регионального этапа конкурса «Учитель года 2015» Целеваяаудитория:учащиеся 7 класса (13 – 14 лет) Продолжительность:1 час 30 минут или 2 урока Тема: Святость. Святой Филипп, митрополит Мо- сковский Цель:В коммуникации и деятельности актуализи- ровать личностное осмысления подвига святого муче- ника, как предстояния перед Богом за государя и от- ечество, через знакомство с житием святого Филиппа, митрополита Московского. Задачиучителя:Создать условия для последова- тельной актуализации личностно значимого опыта в процессе знакомства с материалами жития святого Филиппа, митрополита Московского. Организовать возможность построения ассоциатив- ного образа святого. Организовать межличностную коммуникацию уча- щихся, в процессе которой они смогут осуществлять учебную деятельность в зоне ближайшего развития. Организовать рефлексию учащихся, предметом которой станет осознание духовных смыслов и нрав- ственные категории, проявленные в истории личност- ного бытия святого Филиппа, митрополита Москов- ского и его отношений с Иоанном IV, осмысление своей жизни в контексте истории Родины. Возможностиучащихся: Познакомиться с фактами из жития святого Филип- па, митрополита Московского. Получить опыт развития навыков учебно-познава- тельной деятельности с материалами различного типа (тексты, фото – видео материалы). Создать и выразить в творческом продукте актуаль- ные для собственного личностного опыта образы, свя- занные с понятием святости. Оборудование:репродукции фотографических изо- бражений, прижизненных портретов святых, листы А4 по 2 на каждого участника, листы А3 на каждую группу, маркеры на каждую группу, текст описание жиз- ни митрополита Филиппа Колычева на каждого участ- ника, мультимедийный проектор, диск с фрагментами (видеофайлы) фильма режиссера П.С. Лунгина «Царь», магнитная доска, магниты, доска для записей. Ходмастерской: Делениенагруппы Перед началом мастерской происходит деление на группы. Деление происходит произвольно, при входе в класс детям выдаются цветные стикеры, по цвету ко- торых они рассаживаются в группы. Введениевпространствопедагогическоймастерской Приветствие учителя. Педагог предлагает детям работу в новой форме, которая предполагает диалог, не спор, не дискуссию, а именно диалог учителя с учащимися, учащихся между собой. Педагог сообщает, что эта форма требует соблюде- ния некоторых правил. Первоеправило:каждый имеет право на ошибоч- ное суждение, преодоление ошибок, дает возможность продвигаться к истине. Второе правило: не оценивать друг друга, даже если с чем-то не согласны. Можно высказать свою точку зре- ния не унижая достоинства собеседника. Или уточнить, если что-то не понятно. Слова-помощники: «Правильно ли я понял, что …»., «А не кажется ли вам, что …» Третьеправило:внимательно слушать каждого. Четвертоеправило:внимательно слушать задания и четко их выполнять. Первыйэтап.Актуализацияличногоопытауча-щихся,связанногосконцептом«святость» Шаг 1: Индуктор. Учащимся предлагаются ре- продукции фотографических изображений, портретов святых (не иконографические). (Приложение №1) Задание:Рассмотрите фотографии и репродукции картин, приготовленные для вас. Выберете одну. Вни- мательно всмотритесь (подержите ее в руках, поживи- те с ней). Индивидуально на чистом листе напишите ассоциации, которые возникают, когда вы её видите. Примечание:ассоциации сложились, но это только начало работы на личных листах. Вы можете допол- нять список своих личных ассоциаций на всех этапах мастерской. Шаг 2: Создание группового творческого продукта. Объединение индивидуальных ассоциаций в груп- повой продукт. Задание: В группе поделитесь своими ассоциациями (прочитайте их). Обсудите и сведите их в единое целое на большом листе. Это может быть единство всех лич- ных ассоциаций или выбор наиболее важных. Работай- те маркерами. Шаг 3: Актуализация реальности святости кон- кретных личностей, через обсуждение вопросов: «что объединяет людей на предложенных вам изображени- ях? кого вы узнали?» Шаг 4: Социализация. Предъявление групповых творческих продуктов всем участникам. Общее обсуж- дение представленных группами продуктов. Задание: Определите, кто будет выступать от груп- пы. Представьте продукт работы группы. Дополните список личных ассоциаций, если посчитаете нужным добавить что-либо из услышанного. Анализпервогоэтапа: На этом этапе необходимо создать условия для по- гружения, включения чувств, актуализации личност- ного опыта связанного с концептом «святость», от- крытия личностного отношения к «святости» каждого участника мастерской. Первый шаг предоставляет возможность выбора в заданных рамках, ребята выбирают одно из предло- женных изображений, что сразу позволяет включиться чувствам, переживаниям, выразить личностные пред- почтения. Выполнение задания требует включения психологических процессов внимания, воли, воображе- ния. В процессе выполнения задания ребята не только соотносят предложенные образы со своими чувствами и переживаниями, открывая личностные ассоциации, но и записывают слова на лист, делая их собственным творческим продуктом. Второй шаг побуждает произнести слова – личност- ные ассоциации, самому определив, насколько я откры- ваю свое внутреннее перед другими. И далее совместно определить, какие слова будут выбраны. Здесь ребята проявляют себя в коммуникации, как личности умею- щие отстоять свою точку зрения или прислушаться к мнению других, способные присоединиться к пережи- ваниям и ассоциациям другого в пассивной или актив- ной позиции. Включаются процессы анализа и синте- за. Из собственных творческих продуктов рождается групповой. Надо отметить, что в данной мастерской не было пассивных участников, все довольно активно и осмысленно включились в работу. Третий шаг позволяет детям соотнести фотографии с реальными людьми, их судьбами с реальным путем святости. Четвертый шаг побуждает вступить уже в более ши- рокую коммуникацию, в полилог с участниками пед- мастерской, проявить инициативу, высказать общую точку зрения группы, предварительно сформулировав и услышав ее. Всех участников мастерской это задание побуждает к вниманию, дает возможность научиться слушать и слышать мнения других. При афишировании мы увидели следующие резуль- таты: группа:Ребята вынесли на лист слова: Любовь, Кротость, Мудрость, Задумчивость. Пояснили: «Даже на фотографиях видно, что это святые: взгляд ничего не требующий, кроткий, каждый из них о чем-то заду- мался, и в этой задумчивости выражается мудрость». группа:Ребята вынесли на лист слова: Кроткий, Любящий, Мудрый, Верный Богу, Благородный, Сми- ренный, Одухотворенный.Оставилибезпояснений. группа:Ребята вынесли на лист слова: Любовь, Грусть, Красота духовная, Терпение, Милосердие, Спо- койствие, Надежда, Строгость, Доброта, Возвышен- ность. Пояснили: «Первым мы написали слово любовь, потому что любовь объединяет все остальные слова. Дальше грусть, которая присутствует в каждом лице, и красота духовная в их взгляде, чувствуется что-то необычное и приятное. Красота духовная связана с чи- стотой. Все лица на фотографиях полны спокойствия и надежды. И все остальные качества присущи тем ли- цам, которые мы увидели». Группы выбрали разные подходы к выполнению за- дания. Первые две группы выделили общее и наиболее важное для всех членов группы. Третья группа объеди- нила ассоциации всех участников, и получился много- гранный портрет святого. Второйэтап.Обращениекновойинформации. Педагог предлагает учащимся познакомиться с но- вой уникальной личностью святого и увидеть его не только как святого, но и как уникальную историче- скую личность. Шаг 1: Работа с текстом. Учащимся предлагает- ся первая часть текста описания жизни святителя Фи- липпа Колычева. (Приложение №2) Задание:Индивидуально прочитайте предложен- ный текст. Отметьте в нем те слова, которые стали для вас наиболее важными. Допишите их в свой список. Анализвторогоэтапа: Первый шаг дает детям возможность познакомить- ся с личностью митрополита московского Филиппа Колычева и началом его взаимоотношений с царем Ио- анном IV. Дополнение списка личных ассоциаций, по- зволяет ребятам продолжить наполнять концепт «свя- тости» личностно принятыми понятиями, чувствами, эмоциями. В заключении шага ребята приходят к выводу, что и царь и митрополит хотели процветания свое- му отечеству, и было желание добиваться этого со- вместно. Третийэтап.Выходнановуюсистемупроблем. Шаг 1: Работа с визуальным образом. Просмотр двух фрагментов фильма П.С. Лунгина «Царь». 1 фраг- мент – с 40 мин. по 41мин. 51 сек., 2 фрагмент – с 77 мин. по 78 мин. 31 сек. Задание:Посмотрите фрагменты фильма, подумайте, что ещё хотели бы добавить в свой список. Допишите. Шаг 2: Работа с текстом. Учащимся предлагает- ся вторая часть текста описания жизни святителя Фи- липпа Колычева. (Приложение №3) Задание:Индивидуально прочитайте вторую часть текста Жития митрополита Филиппа Колычева. От- метьте в ней те слова, которые стали для вас наиболее важными. Допишите их в свой список. Шаг 3: Социализация. Предъявление результа- тов индивидуальной деятельности при выполнении предыдущих заданий. Задание:Назовите те слова, которыми вы допол- нили списки личных ассоциаций. Учащиеся называют слова, педагог выписывает их на доску. Шаг 4: Соотнесение новых слов с первым груп- повым творческим продуктом. Выявление противоре- чий. Осознание новых граней понятия «святости». Задание: Соотнесите ряд новых слов с первыми сло- вами представленными группами. Ответьте на вопрос: «Какие возникли противоречия и почему?» Анализтретьегоэтапа: На этом этапе последовательно происходят декон- струкция первоначального представления «святости», «разрыв», открытие, с последующей реконструкцией, но уже со значительным приращением знаний и совме- стимостью с личностным опытом. Первый шаг позволяет детям увидеть противоре- чия, возникшие между митрополитом Филиппом и Ио- анном Грозным, осознать позицию царя и позицию ми- трополита по отношению к происходящему в стране. На втором шаге ребята знакомятся с описанием воз- никших неразрешимых противоречий между царем и митрополитом, событий изгнания митрополита Фи- липпа Колычева и его мученической кончины. Что соз- дает условия для осмысления подвига святого мучени- ка, внутреннего сопереживания святому, внутреннего диалога с автором и героями повествования, допол- нения личностных представлений в рамках концепта «святость». На третьем шаге на доске появляются слова: Не- справедливость, Страдание, Противоречие, Трудность, Самоотверженность, Кровопролитие, Соперничество, Смелость, Беззаконие, Узник, Помощь. На четвертом шаге происходит «разрыв», открытие, приращение в знаниях.Деконструкция благостной кар- тины святости, возникшая на первом этапе мастерской позволяет ребятам осознать новые грани святости и их совместимость с уже существующими в их личност- ном опыте. В процессе полилога участники мастерской высказывают следующие мнения: «У митрополита Филиппа осталась любовь, но её не было у царя»; «У царя была любовь, он любит свою страну, хочет, чтобы в ней был порядок, но тем самым только усугу- бляет жестокость к народу»; «Царь не очень мудро действует, он хочет правильных вещей, но неправильными способами их добивается»; «Царь не доверял народу, верил только приближен- ным опричникам»; «У митрополита Филиппа была и кротость. Об этом говорит то, что он не хотел выходить на пост митропо- лита, хотел остаться на Соловках и не ехать в Москву, но все же смиренно принял предложение. И потом он выступал не за себя, не против царя, а за веру»; «Каждый хотел блага для страны, только один вер- ным путем, а другой нет»; Мастер: «Царь ждал от митрополита не того, за чем он пришел, как когда-то встречавшие Христа у ворот Иерусали- ма люди ждали от Него совсем не того, за чем Он пришел»; «Над царем нет никого кроме Бога, и над митрополи- том только Бог. Мы можем говорить о их живом предстоя- нии перед Богом, их ответственности за судьбу отечества. О том, как по– разному они понимают эту ответствен- ность. О том, как в этом предстоянии перед Богом один доходит до порочной страсти, с которой уже не в силах, совладать, из-за которой он приносит страдания другим. А другой до мученической кончины и святости. Четвертыйэтап.Созданиеиндивидуальноготвор-ческогопродукта Шаг 1: Выбор определяющего слова Задание:Выберите из своего дополненного списка ассоциаций три слова. Далее из этих трех слов выбе- рите только одно. Напишите его на чистом листе как заголовок. Шаг 2: Создание индивидуального творческого продукта Задание:Напишите текст – небольшое размышле- ние об этом слове. Оно может быть любым по объему: от нескольких строк до страницы и больше. Можно на- писать стихотворение, рассуждение, поток мыслей, об- лечь свои слова в любую литературную форму. Шаг 3: Афиширование. Представление индиви- дуального творческого продукта участникам мастер- ской. Задание: По окончании работы разложите свои тек- сты на отдельном столе (если возникает нежелание показывать свою работу, вы можете этого не делать) и познакомьтесь с текстами других участников. Анализчетвертогоэтапа: Этап создания творческого продукта – это кульми- нация творческого процесса. На этом этапе создают- ся условия для познания и проявления собственной индивидуальности, осмысления приобретенных цен- ностей активных процессов мышления, воображения, чувствования, воли, антологической памяти. Первый шаг этого этапа позволяет детям, включая волевые процессы, из большого ряда слов выбрать одно – ключевое для этого момента. На втором этапе ребята создают творческий про- дукт – текст, который является проекцией потока мыс- лей на бумагу. Некоторые тексты, написанные детьми на этапе создания творческого продукта: Анастасия: Соловки На белом море есть не столь людный монастырь. Этот монастырь зародился еще в Древней Руси монахами Зо- симой и Саватием. Много чудес происходило в нем, много мучеников отдали свои души Богу на этом острове. Был там пострижен в монахи и святитель Филипп. Святитель Филипп жил во времена Ивана Грозного. Святителя раз- глядели как митрополита и пригласили в Москву. По сво- ему смиренному характеру он не хотел принимать это предложение. Филипп все-таки становиться митропо- литом, но не забывает о Соловецком монастыре. Митро- полит упрекает Ивана Грозного в том, что тот не хочет уничтожить опричнину, но царь не желает его слушать. О митрополите Филиппе я знала и раньше, знала о его подвиге, совершенном в защиту православной веры, православных христиан. А Соловецкий монастырь произвел на меня боль- шое впечатление, наверное, в большей степени из-за условий, в которых он находится, и из-за лагеря смер- ти, который там находился в начале 20 века. Никита: Святитель Митрополит Филипп служил Богу и людям, как воин православной веры. И даже отступивший от веры царь не сломал его веру и силу. Мне понравился отрывок из фильма, когда пришел царь просить благословения у Филиппа, ми- трополит не признал в нем властителя и помазанни- ка Божьего. На Филиппа поступали доносы, его хотели убить, но сослали в монастырь. И все же, даже после снятия митрополита с кафедры, Иоанн IV видел в нем Божьего пастыря. Василиса: Любовь Любовь – это теплое слово. Слово, обозначающее чувство. Чувство переживания, чувство ответственно- сти. Любовь есть в каждом взгляде того, кто ее несет. Несет и дарит миру. Любовь может выражаться в улыб- ке, в слезах, даже в наказании. Люди по-разному выра- жают любовь, поэтому ее не все видят. Мария: Грусть Грусть – это тихое слово Грустно и нам порой Мы проживаем все снова: Грусть есть даже весной. Слишком уж много боли Испытала наша земля Слишком уж много соли Претерпела на ранах она Но ведь было и много веселых Добрых и радостных слов Почему же тогда неземного Так просит душа вновь и вновь? Максим: Царь Мне понравился урок тем, что мы разговаривали про Ивана Грозного, так как я считаю, это самый влиятель- ный политик до 1917 года, он был серьезным, строгим, его все боялись и уважали (я определяю по уважению и боязни других). Я узнал на этом уроке, что он был веру- ющим человеком, даже хотел быть монахом. Урок мне очень понравился. Спасибо учителю. Андрей: Старец–монах Не все монахи старцы, но все старцы – монахи. Мо- нах связывает землю и небесный мир. Монах – ангел во плоти. Даже если какой-то человек не может по- молиться, монах молится за весь мир. Старцы во все времена наставляли людей на путь истинный. Монахи могут жить в монастыре, а могут уединиться. Принять монашество – это очень трудное решение, а стать стар- цем – это огромный труд. Быть монахом никто не за- ставляет, но мы должны стараться быть хоть чуть-чуть похожими на монахов. Елизавета: Враг Враг – это ужасное слово, у каждого человека может быть враг. Но не только у одного человека, он бывает у целого народа. Враги воюют между собой, стараются сделать друг другу что-то очень плохое. В данном слу- чае митрополит Филипп стал врагом для царя. Врага не уважают, унижают. Лучше иметь друзей, а не врагов. Елена: Смирениеипослушание Это два практически одинаковых по значению слова, так как в обоих случаях говорится о поведении, то есть умении слушать и понимать. Не все умеют слушать и по- нимать, то есть не у всех есть смирение и послушание. А ведь все святые и преподобные имели смирение, а кто- то из них был когда-то хулиганом, и казалось, что это невозможно. А что же такое смирение? Ведь не всегда же речь идет о поведении, речь же идет о вере, о Боге. Смирение, как и послушание, также говорит о любви. А что такое любовь? Любовь – это Бог, это терпение, сми- рение, послушание, кротость и этот список можно про- должать бесконечно. Любовь – центр всего. Без любви не будет семьи, мира, общества. А началось все со смире- ния и послушания. И даже если начать с чего-то другого, то все равно речь будет о любви и о Боге. Третий шаг позволяет ребятам соотнести свои лич- ностные переживания, свой личностный опыт с опы- том других участников, что создает условия для по- полнения собственного опыта, приятия опыта других, возникновения ситуации эмпатии. Пятыйэтап.Итоговаярефлексия Рефлексивный круг с вопросом: Что меня затронуло сегодня на уроке? Анализпятогоэтапа. Высказывания в рефлексивном кругу: Василиса: «Самоотверженность Филиппа» Маша: «То, как мы всматривались в лица святых, за- писывали ассоциации, как в их взглядах видели то, что им присуще». Лиза: «Меня затронуло многое, и я пока не поняла что больше». Валера: «Затронула история, время, в которое жил митрополит Филипп». Максим: «История отношений митрополита и царя. Осуждение царем митрополита». Рома: «История затронула. То, что митрополит Фи- липп вышел за веру». Дима: «Мученическая смерть митрополита Филиппа». Егор: «Смелость митрополита Филиппа, что он смог противоречить царю». Андрей: «Первое это то, что Филипп нашел в себе смелость сказать царю, что он думает. И второе то, что я думал, что Иоанн Грозный был так назван за свою жестокость и в нем не было добродетелей. А сегодня я узнал, что он даже на службы ходил и был верующим. Я тогда не понимаю как можно и такие кровопролития устраивать и на службы ходить». Кирилл: «Верность Филиппа Богу и вере». Никита: «Смелость митрополита Филиппа высту- пить против неуравновешенного, на мой взгляд, не- здорового царя». Мастер: «Да мы все люди. И здесь очень важно не перейти эту грань. Задумайтесь и применительно к на- шему времени. Насколько тяжело быть обличенным властью, и насколько важно не перейти эту грань». Дима: «Это очень смелый поступок Филиппа, и очень интересная история». Настя: «Меня затронуло то, что мы выстраивали характеристику и видели этих святых людей. Важно было узнать, что царь Иоанн был настолько верующим человеком и даже хотел уйти в монастырь». Мастер: «Хочу подвести итог всем вашим высказы- ваниям такими словами: «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти, и кто все покрывает любовью». Любую педагогическую мастерскую необходи- мо заканчивать рефлексией. Во время рефлексии происходят важнейшие процессы осознания своих внутренних перемен, своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый этап мастерской в том отношении, что невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмо- ционально. Для ребят этого возраста рефлексия важ- на как условие приобретения способности к самопо- знанию, изменению и развитию. |