Главная страница
Навигация по странице:

  • Пасха

  • КОИРО НПУ(1). Педагогические мастерские ценностных ориентаций


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеПедагогические мастерские ценностных ориентаций
    Дата17.04.2022
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОИРО НПУ(1).docx
    ТипДокументы
    #481054
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ТЕКСТ №2



    Всего лишь полтора года после избрания Филиппа митрополитом в Москве не было слышно о казнях. Вес- ной 1568 года кровь вновь полилась рекой. Митропо- лит Филипп не мог больше молчать при виде стольких злодейств и страданий. Поначалу он говорил правду в уединённых беседах с царем. Святитель также писал Ивану, призывая его опомниться и прекратить кро- вопролитие. Общеизвестно, ставшее поговоркой, вы- ражение Грозного о посланиях Филиппа – «Филькина грамота».

    Убедившись, что царь не внимает его призывам, ми- трополит решается всенародно обличить Ивана.

    Иван убеждал себя в том, что страшные и жесто- кие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия. Тот же, кто указывал Ивану на его про- ступки, становился врагом царя. Иван без труда нашел недоброжелателей, которые в угоду царю лжесвиде- тельствовали на Филиппа. Его обвинили в порочной жизни, колдовстве и государственном заговоре. Царь настаивал на смертной казни.

    Но большинство духовенства понимало несправед- ливость обвинений и вымолило ему жизнь. Филипп был осужден на извержение из сана и заточение в мо- настырь. От ворот Никольского монастыря, места его заточения, не отходила народная толпа. Тогда Иван приказал увезти Филиппа из Москвы в Тверской От- рочь монастырь.

    Между тем над Русью продолжала бушевать гроза. Теперь уже никто не смел прекословить царю. И он громил целые города собственного государства. В од-

    ном из походов Иван, проезжая мимо Твери, послал к митрополиту своего главного опричника2 Малюту Ску- ратова. На его просьбу благословить царя и его начи- нания, Филипп стал обличать царские беззакония, чем вызвал гнев Малюты. Он набросился на немощного уз- ника и задушил его.

    Так закончил свою жизнь митрополит Филипп, став мучеником за оскорбляемую царем правду Христову.
    http://www.mir-slovo.ru/text/11487.html





    2 Опричники – особые воины государя. Опричники всюду сле- довали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужас- ные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками – и учреждена поли- тика опричнины (террора)

    Педагогическая мастерская ценностных ориентаций



    Данная мастерская проводилась с учащимися 10 класса МАОУ СОШ №3 г. Черняховска Калининград- ской области, как внеклассное мероприятие на пас- хальной неделе 2015 года, 17 апреля.
    Целеваяаудитория:учащиеся старших классов (15 18 лет)

    Продолжительность:1 час 30 минут или 2 урока.

    Тема:Пасха Христова.

    Цель:В коммуникации и деятельности актуализи- ровать личностное осмысление нравственного смысла празднования Пасхи Христовой.

    Задачиучителя:Создать условия для последова- тельной актуализации личностно значимого опыта в процессе знакомства с образцовыми текстами русских писателей по теме «Пасха».

    Организовать возможность построения ассоциатив- ного образа праздника Пасхи.

    Организовать межличностную коммуникацию уча- щихся для осуществления учебной деятельности в зоне ближайшего развития.

    Организовать рефлексию учащихся, предметом ко- торой станет осознание духовного и нравственного смысла празднования Пасхи Христовой.

    Возможностиучащихся:

    Познакомиться с пасхальными рассказами мало- известных современным школьникам русских писа- телей.

    Получить опыт развития навыков учебно-познава- тельной деятельности с материалами образцовых тек- стов русских писателей.

    Создать и выразить в творческом продукте актуаль- ные для собственного личностного опыта образы, свя- занные с концептом «Пасха».

    Оборудование: На отдельном столе в аудитории разложены следующие предметы: крашеные яйца (крашенки), куличи, фотографии храма нашего горо- да (внешнее и внутреннее убранство), фотография колокола, металлический колокольчик, церковные свечи, евангелие, иконы «Сошествие во ад», «Воскре- сение Господа нашего Иисуса Христа», листы А4 по 2 на каждого участника, листы А3 на каждую группу, маркеры, фломастеры на каждую группу, фрагменты текстов: В. А. Никифоров-Волгин «Жизнь жительству- ет. Безбожник», «Светлая заутреня», Борис Ширяев

    «Пасха на соловках», А. П. Чехов «Студент», магнитная доска, магниты.
    Ходмастерской:

    Деление на группы.

    Перед началом мастерской происходит произволь- ное деление на группы.

    Введение в пространство педагогической мастерской. Приветствие учителя.

    Педагог предлагает старшеклассникам работу в но- вой форме, которая предполагает диалог, не спор, не дискуссию, а именно диалог учителя с учащимися, уча- щихся между собой.

    Педагог сообщает, что эта форма требует соблюде- ния некоторых правил.

    Первоеправило:каждый имеет право на ошибоч- ное суждение, преодоление ошибок, дает возможность продвигаться к истине.

    Второе правило: не оценивать друг друга, даже если с чем-то не согласны. Можно высказать свою точку

    зрения не принижая собеседника. Или уточнить, если что-то непонятно. Слова помощники: «Правильно ли я понял, что …»., «А не кажется ли вам, что …»

    Третьеправило:внимательно слушать каждого.

    Четвертоеправило:внимательно слушать задания и четко их выполнять.
    1.Первыйэтап.Актуализация личного опыта учащихся, связанного с концептом «Пасха»
    1.2.Шаг1:Индуктор. Учащимся предлагается вы- брать любой из предложенных предметов, связанных с концептом «Пасха». Вспомнить историю из своей жизни или жизни близких, о которой напоминают эти предметы в связи с праздником Пасхи Христовой. На отдельном столе в аудитории разложены следующие предметы: крашеные яйца (крашенки), куличи, фото- графии храма нашего города (внешнее и внутреннее убранство), фотография колокола, металлический ко- локольчик, церковные свечи, евангелие, иконы «Со- шествие во ад», «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа».

    Задание:Рассмотрите предметы, приготовленные для вас на отдельном столе. Выберите один из них, свя- занный для вас с праздником Пасхи. Вспомните исто- рию из своей жизни или жизни близких, о которой на- поминают эти предметы в связи с праздником Пасхи Христовой. Индивидуально на чистом листе напишите ассоциации, которые возникают у вас при этих воспо- минаниях.

    Примечание:ассоциации сложились, но это только начало работы на личных листах. Вы можете допол- нять список своих личных ассоциаций на всех этапах мастерской.

      1. Шаг2:Создание группового творческого про- дукта.

    Объединение индивидуальных ассоциаций в груп- повой продукт.

    Задание: В группе поделитесь своими ассоциациями (прочитайте их). Обсудите и сведите их в единый об- раз на большом листе. Это может быть единство всех личных ассоциаций или выбор наиболее важных. Рабо- тайте маркерами.


      1. Шаг 3: Социализация. Предъявление групповых творческих продуктов всем участникам. Общее обсуж- дение представленных группами продуктов.

    Задание: Определите, кто будет выступать от груп- пы. Представьте продукт работы группы. Дополните список личных ассоциаций, если посчитаете нужным добавить что-либо из услышанного.
    Анализпервогоэтапа:

    На этом этапе необходимо создать условия для по- гружения, включения чувств, актуализации личност- ного опыта: связанного с концептом «Пасха», открытия личностного отношения к «Пасхе» каждого участника мастерской.

    Первый шаг предоставляет возможность выбора в заданных рамках: ребята выбирают один из предло- женных предметов, что сразу позволяет включиться чувствам, причем предметы подобраны так, что позво- ляют включить разные модальности: зрительную, слу- ховую,тактильную.

    В рамках этой мастерской ребята выбрали пасхаль- ные яйца, куличи, фотографии городского храма, коло- кольчик, церковные свечи, икону «Воскресение Госпо- да нашего Иисуса Христа».

    Выполнение задания требует включения психоло- гических процессов внимания, воли, воображения. В процессе выполнения задания ребята не только соот- носят предложенные предметы со своими чувствами и переживаниями, открывая личностные ассоциации, но и записывают слова на лист, делая их собственным творческим продуктом.

    Второй шаг побуждает произнести слова – лич- ностные ассоциации, самому определив, насколько я открываю свое внутреннее перед другими. И далее совместно определить, какие слова будут выбраны и как визуализированы. Здесь ребята проявляют себя в коммуникации, как личности умеющие отстоять свою точку зрения или прислушаться к мнению других, спо- собные присоединиться к переживаниям и ассоциаци- ям другого в пассивной или активной позиции. Вклю- чаются процессы анализа и синтеза. Из собственных творческих продуктов рождается групповой.

    Третий шаг побуждает вступить уже в более ши- рокую коммуникацию, в полилог с участниками пед- мастерской,проявитьинициативу,высказатьобщуюточкузрениягруппы,предварительносформулировави услышав ее. Всех участников мастерской это заданиепобуждает к вниманию, дает возможность научитьсяслушатьислышатьмнениядругих.

    У групп получились следующие образы и коммента- рии к ним:


    1. группа состав группы входили 4 девушки 16 – 17 лет) Пасха для нас связана с весной, пробужде- нием, возрождением, поэтому мы изобразили солнце и цветы, также, конечно же, с воскресением Христа и словами «Христос воскрес!», поэтому в центре кулича появились буквы ХВ с пасхальными яйцами и кулича-

    ми и с семьей. Мы считаем, что Пасха – это семейный праздник. Традиция праздновать Пасху сохранилась во многих семьях, и мы хотели бы передать ее и своим де- тям, поэтому изобразили семью.


    1. группа (в составе группы 4 юноши 16 – 17 лет) Главным в празднике Пасхи является Воскресение

    Иисуса Христа, победа жизни над смертью. Мы объеди- нили весь рисунок в пасхальное яйцо – символ жизни, чтобы показать, что пасхальные яйца особенные, на- рисовали над яйцом нимб, так как на Пасху яйца освя- щаем в храме. На яйце нарисовали узор, так как яйца на Пасху расписывают, украшают, и мы тоже любим эту традицию. В центре написали буквы ХВ «Христос воскрес!». Пасха для нас связана с куличами, готовясь именно к этому празднику, в наших семьях пекут кули- чи и освящают их в храме. И сам храм непосредствен- но связан с этим праздником, потому что именно в храме начинается праздник с торжественной службы. Мы изобразили храм не нашего города, а Покрова на Нерли, как самый известный и один из самых краси- вых храмов России, потому что службы в этот праздник идут не только в нашем храме, но и во всех православ- ных храмах. И еще мы его поставили так высоко, пото- му что храм соединяет человека с небом, с Богом.


    1. группасоставе группы 4 юноши 16 – 17 лет) Для нас Пасха это радостный праздник, поэтому в на-

    ших ассоциациях много радости и слов, выражающих ее. И конечно, этот праздник связан с православной церко- вью и службой, поэтому мы написали слова: свеча, цер- ковь, икона, пост, православие, служба, вера. Это праздник воскресения Христа, поэтому мы написали слово "воскре- шение", но с праздником мы связываем и воскрешение

    природы после зимы, поэтому написали слово "весна". Но самым главным в этом празднике является Бог.
    4. Второй этап. Обращение к новой информации. Учащимся для прочтения предлагаются тексты пас-

    хальных рассказов русских писателей.
    2.1.Шаг1: Выбор текста.

    Задание:На столах разложены четыре текста рус- ских писателей о Пасхе. Выберите один из них.
    4.1.Шаг2: Работа с текстом.

    Задание:Индивидуально прочитайте выбранный текст. Отметьте в нем те слова, которые стали для вас наиболее важными. Допишите их в свой список.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта