Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественный и государственный строй Арабского халифата.

  • Преступления и наказания по нормам шариата.

  • Общественный и государственный строй во Франции в период сеньориальной монархии.

  • Общественный и государственный строй во Франции в период сословно-представительной монархии.

  • Общественный и государственный строй во Франции в период абсолютизма.

  • Переодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеПереодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран
    Дата26.12.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_igpzs.docx
    ТипЗакон
    #864311
    страница11 из 36
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   36
    Правовое регулирование брачно-семейных и наследственных отношений по нормам шариата.

    Заключение брака рассматривалось как своеобразная торговая сделка с необходимым согласием сторон и значительным выкупом за невесту ее отцу. Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает

    это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду которые оответствовали бы его положению. Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось. Муж мог развестись без объяснения причин, при помощи простого произнесения ритуальных фраз: ≪Ты отлучена≫ или: ≪соединись с родом≫ либо трижды сказанного слова ≪талак≫ (2,237).

    Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований: муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств для ее содержания. В случае развода муж обязан выделить жене часть имущества ≪согласно обычаю≫. Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме мужа. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца.

    Очень подробно описаны в Коране нормы урегулирования наследства. Первыми наследниками являются дети, супруги, родители, затем др. родственники. По шариату наследство обязательно надо передать близким и дальним родственникам. И только в случае полного отсутствия родственников, наследство передается государству. По завещанию 1/3 имущества можно передать тому, кому пожелает мусульманин, остальная же часть обязательно передается своим наследникам, дабы не ущемить их прав.

    63. Общественный и государственный строй Арабского халифата.

    Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространения арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей.

    На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому,праву., -визири магди быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т. е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств. Система местных органов государственного управления на протяжении VII—VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками — эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников — наибов.

    64. Преступления и наказания по нормам шариата.

    Особую группу составили преступления против религии и общественного спокойствия. Отступление от ислама наказывалось смертной казнью с конфискацией имущества. Точно так же преследовались участники восстаний и сопротивляющиеся властям. Тяжким религиозным грехом считались разбой, кража, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кровную месть; с появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. Выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина, устанавливался также и за неумышленное убийство. Не считалось преступлением убийство вора, которого поймали с поличным.

    Некоторые наказания носили особо жестокий и устрашающий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, а затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялось также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывается за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам (5,42). Однако руку отрубали при условии, что стоимость украденного не превышала установленного минимума (от четверти до целого динара). За первую кражу отсекали правую руку, за повторную — левую руку. Несогласные на выкуп родственники имеют право мстить по ветхозаветному принципу ≪око за око≫ (5.49).

    В случае прощения, которое считается богоугодным делом, проводится градация между различным социальным статусом соответствующих лиц — ≪свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину≫ (2,173). Безусловной защите подлежит только жизнь младенцев, причем матерям запрещается детоубийство (60,12). Наказание за детоубийство не определяется, но запрет сам по себе оказался гораздо действеннее законов, принимавшихся у других народов. У арабов до VII в. существовал обычай зарывать в землю лишних детей женского пола. С принятием ислама этот обычай быстро исчез, и бедуины XIX в. не могли поверить, что такой варварский обычай когда-то существовал.

    65. Общественный и государственный строй во Франции в период сеньориальной монархии.

    После распада франков появ. Франция. Сперва это был ряд феод.владений, которые были суверенны. Корол. власть очень слаба. Общ-во ÷ на феодальную, светскую и дух. знать. Они владели землей, где работали вилланы (свободные) и сервы (зависимые). В 9-12 в. на смену Аллоду приходит фьеф (феод). Принцип: нет земли без сеньора. Прямые вассалы короля были крупными владельцами земли, а те давали землю своим вассалам => принцип субинфеодации. Клятва верности сеньору – оммаж. Вассал д.б. помогать сеньору, если того возьмут в плен, если выдавал замуж дочь, принимал рыцарство сын. Имел право требовать у вассала подчинения в военном положении, судебному решению, отдавать часть прибыли – оброк. Гос строй. Династия Капетингов. Спец. гос. органов нет. Есть: великий совет (съезд знати по важн. полит вопросам) + королевский совет. Корол. власть сильна только в своем домене. Вассалы сильны на местах. Спец. суд. органов не было. Все судились судом равных. Высш. сеньоры имели высшею юстицию (судить по делам, где есть смертная казнь), а низшие – все ост. дела. Феод. мог судить крестьянина. Применялись частные войны. Церковные органы правосудия (дела о священниках, брачн. дела).

    66. Общественный и государственный строй во Франции в период сословно-представительной монархии.

    В 14-15 вв. продолжается развитие городов, склад. сословная стр-ра общества. Часть сервов переводятся на денежный оброк и становятся личносвободными. Формируются 3 сословия: 1) Духовенство; 2) Дворянство; 3) Третье сословие (горожане, свободные кр-не). Централизация усилилась (сохр. союзы корол. власти и городов, феодалы напуганы крестьянск. войной, внешняя угроза). Генеральные штаты создали в 1302 г. 3 Палаты: 1) Духовенство; 2) дворянство; 3) Третье сословие. Штаты созыв. королем. В 14-15 вв. их полномочия расширились. В 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля и имели право на утверждение новых налогов, сборов, объявление войны и мира, утверждение должностных лиц + право ремонстрации (офиц. регистрация корол. указов). В 15 в. Король ввел прямой налог, талья (содержание армии), без одобрения Штатов. Армия стала инструментом в руках короля. Штаты теряют свои ф-ии и к 17 в. умирают. Существовал гос. совет в составе: канцлер - высш. должн. лицо, коннетабль (командир армии) и камерарий (гос. казначей). Палантины – помощники короля. Территория ÷ провинции, бальяжи (бальи), превотажи (Прево), общины. В городах – комунны.

    67. Общественный и государственный строй во Франции в период абсолютизма.

    Общественный строй. Возникновение абсолютизма во Франции было вызвано глубинными процессами, происходившими в социально-экономической сфере. XVI-XVI1I вв. стали периодом становления и утверждения капиталистических отношений в стране. В XVI в. во Франции возникло мануфактурное производство, а дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к складыванию общенационального рынка. Гарантом единства страны выступала королевская власть. В рассматриваемый период французская монархия утратила представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первым сословием оставалось духовенство, насчитывавшее 130 тысяч человек (из 15 млн. населения всей страны) и державшее 1/5 всего государственного земельного фонда. Внутренне это сословие не было однородным. Объединяющим моментом выступал лишь духовный сан и стремление сохранить сословные привилегии. К началу XVI в. усилилась зависимость духовенства от короля и укрепилась его связь с дворянством. Конкордатом 1516 г. с римским папой французский король добился права назначения на все высшие церковные должности в своем королевстве. Часто такие посты предоставлялись дворянам. В свою очередь важные должности в государственном аппарате занимали священники (Ришелье, Мазарини и др.). Господствующее положение во французском обществе занимали дворяне, сохранившие практически все свои привилегии. 400 тысяч французских дворян владели (вместе с членами королевской семьи) 4/5 всех земель в государстве. В период абсолютизма дворянство консолидировалось. Ряды дворян пополнились выходцами из рядов городской буржуазии. С целью пополнения казны правительство прибегло к весьма выгодной системе продажи должностей, предоставляющих наследственный дворянский титул. Постепенно наряду со старым родовитым дворянством - дворянством шпаги - появляется новое чиновное - дворянство мантии. К середине XVIII в. во Франции было уже около 4 тысяч дворян мантии.

    Основную массу населения составляло третье сословие, имущественная и социальная дифференциация которого в данный период особенно проявилась. В рамках третьего сословия четко обозначился слой богатых и влиятельных горожан, занимавшихся ростовщичеством, торговлей, мануфактурным производством. Из их числа постепенно формировался класс буржуазии. В самом низу социальной лестницы третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Правовое положение французского крестьянства, основную массу которого по-прежнему составляли цензитарии, изменилось мало. Их основной феодальной повинностью оставалась выплата феодалу денежного ценза, размер которого постоянно увеличивался. Третье сословие оставалось единственным податным сословием в стране. Духовенство и дворянство сохранили свой налоговый иммунитет.

    Государственный строй. Основы новой формы правления были заложены еще в XV в, в правления Карла VII и Людовика XI. Однако развитию абсолютизма помешал религиозный раскол общества. Под влиянием идей Реформации во Франции развернулось движение гугенотов (французских кальвинистов), объединявшее в своих рядах прежде всего недовольных усилением королевской власти. Лидерами гугенотов стали представители самых знатных дворянских фамилий (Бурбоны, Конде). Противостояние католиков и протестантов вызвало религиозные войны, которые с перерывами тянулись более 30 лет (1562-1593 гг.) и сопровождались страшными жестокостями. Политическое примирение в стране было достигнуто с началом правления Генриха /Иgt;урбона лидера французских протестантов, четыре раза менявшего свои религиозные убеждения. Нантским эдиктом 1598 г. католическая церковь объявлялась официальной религией, а гугенотам предоставлялись религиозные и политические права. В качестве гарантии их свобод за гугенотами сохранялось право на свои крепости и гарнизоны.

    В правление Людовика XIII (1610-1643 гг.), когда главную роль в государстве играл кардинал Ришелье, и в правление Людовика XIV(1643-1715 гг.) были проведены реформы, окончательно оформившие государственный строй абсолютной монархии.

    Абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Королевская власть способствовала завершению территориального и политического объединения страны, являясь главной объединяющей силой и гарантом сохранения целостности государства. Она обеспечила благоприятные условия для последующего социально- экономического развития страны. Нуждаясь в дополнительных средствах, монархия стимулировала развитие промышленности и торговли, поощряя строительство мануфактур и вводя высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Используя политику меркантилизма и протекционизма в собственных интересах, королевская власть не предоставляла правовых гарантий нарождающемуся классу буржуазии, напротив всеми силами сохраняя прежние феодальные порядки и сословные привилегии. Поэтому со второй половины XVII в., когда дальнейшее развитие капиталистических отношений в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила свои прогрессивные черты.

    В период абсолютизма общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий изменилось. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов было введено новое официальное титулование короля - «король божьей милостью». Французская монархия объявлялась божественной, а власть короля воспринималась как священная. Король являлся наследным главой государства, которому принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Обоснование исключительной законодательной власти короля исходило из принципа: «один король, один закон». В сфере исполнительной власти ему подчинялся весь централизованный государственный аппарат. Он имел право учреждения и ликвидации государственных постов, назначения на любую государственную и церковную должность, окончательного решения всех важнейших внутригосударственных и внешнеполитических вопросов. Он устанавливал налоги и выступал высшим распорядителем государственных финансовых средств. Королю подчинялись армия, полиция и суд. Добившись права назначения на высшие церковные посты, королевская власть подчинила себе и католическую церковь во Франции.

    С укреплением абсолютизма необходимость в сословнопредставительных учреждениях отпала. Генеральные штаты практически перестали созываться. В 1614 г. они были созваны для разрешения финансовых проблем королевства. Депутаты от третьего сословия, основываясь на инструкциях избирателей, предложили отказаться от налогового иммунитета первых двух сословий и обложить налогами земли дворян и духовенства. Данное предложение вызвало бурю негодования со стороны первой и второй палат, недовольным остался и королевский двор. Генеральные штаты были распущены и не созывались в течение 175 лет (до 1789 г.).

    Утверждение абсолютизма внесло некоторые изменения в структуру государственного аппарата. Центральные органы государственного управления представляли собой совокупность множества учреждений, созданных в разные периоды. В целом государственный аппарат был громоздким, переполненным порой ненужными, дублирующими друг друга органами. Из старых должностей по-прежнему сохранял свой статус канцлер, который стал вторым после короля лицом в государственном управлении. Центральную администрацию в период абсолютизма возглавили генеральный контролер финансов, составлявший государственный бюджет и руководивший экономической политикой Франции, и четыре государственных секретаря- по иностранным делам, по военным делам, по делам колоний и морским, по внутренним вопросам.

    Неоднократному реформированию подвергались и королевские советы. В 1661 г. Людовик XIV в. создал Государственный совет- высший совещательный орган при короле. В его состав вошли пэры Франции, государственные секретари и другие высокопоставленные чиновники, а также канцлер, председательствовавший в совете в отсутствие короля.

    Управление на местах по-прежнему отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. для проведения политики правительства на местах были созданы должности губернаторов, назначаемых и смещаемых королем. Несколько позднее для укрепления власти короля в провинции с различными временными поручениями посылались комиссары, наделенные широкими полномочиями в сфере контроля над осуществлением правосудия, а также инспектирования финансов и администрации городов. Со временем им был присвоен титул интендантов.

    Назначаемые королем интенданты полиции, юстиции и финансов обязаны были обеспечивать общественный порядок, следить за набором рекрутов в армию, бороться с ересью, вести расследование от имени короля. Кроме того интенданты имели право вмешаться в любой судебный процесс. Судебная система в период абсолютизма практически не изменилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли королевские, сеньориальные и церковные суды. Тенденция усиления королевских судов и снижения роли сеньориальных сохранилась. Согласно Орлеанскому ордонансу 1560 г. и Мулинскому ордонансу 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдиктом 1788 г. сеньориальные суды были лишены права уголовного судопроизводства. Ограничена была и юрисдикция церковных судов, которым оставлено право рассматривать дела клириков. Система королевских судов оставалась крайне сложной и запутанной. Парижский парламент сохранил свое значение, но в 1673 г. лишился права ремонстрации - отказа в регистрации королевских актов. Важным нововведением судебной системы Франции стали специализированные суды, рассматривавшие дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора.

    68.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   36


    написать администратору сайта