Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение и развитие Афинского государства. Реформы Солона и реформы Клисфена.

  • Государственный строй Афин V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

  • Суд и процесс в Древних Афинах.

  • Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древних Афинах.

  • Источники права и правовое регулирование имущественных отношений в Древних Афинах.

  • Преступления и наказания в Древних Афинах.

  • Переодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеПереодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран
    Дата26.12.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_igpzs.docx
    ТипЗакон
    #864311
    страница9 из 36
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   36
    Основные черты феодального права Польши.

    Источники права. Важнейшим источником феодального права Польши был обычай. B Польше в начале XI века сложилась единая общегосударственная система обычного права.

    C упрочением государства наибольшее развитие получает законодательство о преступлениях и наказаниях, неразрывно связанное с реализацией функций принуждения и защиты феодальных отношений н господства класса феодалов над крестьянами и другими группами зависимого населения. Гражданские правоотношения в основном регулировались нормами обычного права. B этот период начинают появляться и такие нормы, в которых фиксировались права и обязанности отдельных сословий феодального общества. B первую очередь были изданы законы, регулировавшие отношения, связанные с обязанностью воинской службы феодалов и свободных крестьян.

    Наряду с обычным правом шло развитие права отдельных сословий, так как правотворческая деятельность государства (короля и князей) преимущественно касалась привилегий, которыми наделялись отдельные лица или целые сословия (шляхта, духовенство, горожане). Статуты касались главным образом государственного права и судоустройства.

    Основным источником обычного польского права является Польская правда — сборник, составленный в северных областях Польши во второй половине XIII века. Неизвестный составитель сборника во введении указывает, что это право польского народа Польская правда, как большинство подобных ей памятников права средневековья, содержит нормы процессуального и материального права, а также регулирует организацию н деятельность судов.

    Важнейшими источниками польского права являются также статуты (законы и другие акты, содержащие правовые нормы (договоры, судебные решения и др.). Источниками права феодальной Польши, где значительную роль играла католическая церковь, а население городов и некоторых сельских общин состояло преимущественно из немцев, являлись также каноническое право, «Саксонское зерцало» и Магдебургское городское право. После унии с Литовским княжеством (1386 r.), в состав которого входили русские, белорусские и украинские земли, в Польше действовали правовые нормы Русской правды, Литовских статутов и других актов, содержащих нормы обычного права.

    44. Возникновение и развитие Афинского государства. Реформы Солона и реформы Клисфена.

    Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область, объединив племенные поселения в одно целое с центром Афины. Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов,или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников. В VII в. до н.э. власть базилевса упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). Тогда же возникает еще один орган публичной власти – ареопаг, на котором они состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее появляются территориальные округа – наукрарии, каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота.

    Свободные крестьяне стали попадать в разряд шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Появляется долговое рабство. Народ восстал против благородных. На политическую арену выдвигается Солон,который в 594 г. выбирается архонтом с чрезвычайными полномочиями. Его реформы начались с сисахфии – отменой долгового рабства. Потом Солон разделил афинян на 4 разряда по имущественному цензу, в основу которой положил медимн. Все другие зачислялись в разряд фетов. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и ареопага – лишь «пятисотники». Феты были допущены к участию в народном собрании и суде присяжных.

    Солон создал новый орган власти – Совет 400, ежегодно избиравшийся от каждого из 4 племен. Он учредил также суд присяжных – гелиэю. Однако Солон сохранил деление общества на племена, а также должности архонтов и ареопага. Клисфену, провел третью реформу. Он установил деление населения на 10 территориальных единиц, сохранив за ними племенное название филы. Они подразделялись на три трети (тритии) – городская, внутренняя и прибрежная. Тритии делились на демы во главе с выборным старостой (демархом). Совет 400 заменяется Советом 500 (по 10 человек от каждой территориальной филы). С целью борьбы с будущей тиранией Клисфен ввел институт остракизма («черепок» или и «суд черепками»). Участники народного собрания писали на глиняных черепках имя человека, который, по их мнению, приобрел влияние и становился опасным для демократии. Такого гражданина изгоняли из страны на 10 лет без конфискации имущества. В результате реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления.

    45. Государственный строй Афин V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

    Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500 и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.

    Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

    Наиболее важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

    Важные судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 11.

    Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа. Важным органом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз.

    В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.

    Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде. Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

    Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом. Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира. Свойствами ее демократии были: участие граждан в принятии законов, отправление правосудия, выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма

    Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э. ). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.

    Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы (эвтину) с жалобой на уходящего в отставку магистрата. Эвтин, рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю или фесмофетам. Фесмофеты, получив жалобу, вторично выносили отчет магистрата на рассмотрение народного суда. Его решение имело окончательную силу. Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.

    С именем Перикла связано два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н. э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.

    Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении. В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.

    46. Суд и процесс в Древних Афинах.

    Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, гос.дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Прочими судебными органами в Афинах были несколько др.кол¬легий, каждая из к-рых разбирала лишь определ.дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное расследование. В ходе следствия обеим сторонам - обвинителю и обви¬няемому - предоставлялось право давать показания и пред¬ставлять доказательства, в том числе свидетельские. Как са¬ма жалоба и др.заявления сторон представля¬лись в письменной форме. Фиксировался допрос свидетелей. По окончании судебного расследования приступали к го¬лосованию. Вначале решался вопрос о виновности лица. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к опре¬делению меры наказания. Оправдание позволяло оправданному возбудить иск против ложного до¬носчика, которому это грозило денежным штрафом, лише¬нием гражданских прав, а иногда и смертной казнью.

    47. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древних Афинах.

    Афинская женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ее уделом было домашнее хозяйство. Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты, в том числе заключение брачного договора. Это было делом ее отца, а при отсутствии отца — старшего брата. Законным представителем интересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей разведенной жене нового мужа. Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим: достаточно было призвать свидетелей и дать «разводную» жене. Если причиной развода не было предосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей приданое. Приданое было не обязательным для отца невесты, но если ее выдавал замуж брат, он должен был дать за ней часть имущества семьи. Так поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в живых. Пережитков старых обычаев был обычай заключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей и племянницей был обыкновенным явлением. Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужу разрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ни украшаться, ни входить в храм. Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы. Убийство и продажа детей были запрещены.

    48. Источники права и правовое регулирование имущественных отношений в Древних Афинах.

    Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до н.э. Они известны своей жестокостью: почти за все преступления следовала смертная казнь. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов. Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.

    49. Преступления и наказания в Древних Афинах.

    Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

    Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

    Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства - о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора- рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

    50.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   36


    написать администратору сайта