Главная страница
Навигация по странице:

  • Преступления и наказания по нормам Законника Стефана Душана.

  • Суд и процесс по нормам Законника Стефана Душана.

  • Общественный и государственный строй феодальной Сербии.

  • Общественный и государственный строй феодальной Польши.

  • Переодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеПереодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран
    Дата26.12.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_igpzs.docx
    ТипЗакон
    #864311
    страница8 из 36
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   36
    Правовое регулирование имущественных отношений по нормам Законника Стефана Душана.

    Основными видами права феодальной собственности были баштина и прония. Законник рассматривал баштину как свободно отчуждаемую собственность, которую можно было продать, подарить, отдать церкви «на помин души». Баштина была освобождена почти от всех видов платежей и феодальных обязательств (исключение составляла военная служба). Баштинные имения переходили по наследству к детям а при их отсутствии — к родственникам «вплоть до третьего племянника». Правительство заинтересованное в консолидации вокруг трона феодальной знати, возложило на себя обязательство не нарушать ее основные привилегии, и прежде всего право на баштину. Иной подход имел место в отношении пронии. Ограничивалось право распоряжения пронией. Ee владелец не мог продать свое имение, подарить его церкви. He меньшее внимание Законник уделял другой важной стороне отношений феодальной собственности праву феодалов на неоплаченный труд крестьян. Co свойственной феодальному законодательству детализацией фиксировались все основные повинности меропхов.

    39. Преступления и наказания по нормам Законника Стефана Душана.

    Преступления и наказания. Большая часть статей, имевших уголовно-правовой характер, была посвящена преступлениям против-религии,*личности и собственности. О выступлениях против главы государства и его должностных лиц почти ничего не говорилось. И это не было случайным. C точки зрения правящих кругов, противоправность действий подобного рода была настолько очевидна, а мера наказания за них (смертная казнь и конфискация имущества) столь бесспорна, что дополнительное упоминание об этом признавалось излишним. B Законнике отмечались лишь те из антигосударственных выступлений, незаконность которых хотели подчеркнуть, или она была установлена сравнительно недавно и за них следовало иное наказание. Так, в частности, были запрещены сходки свободных крестьян («соборы себров»), являвшиеся одной из организационных форм антифеодальной борьбы крестьянства. «Да не будет собора себров. Если же найдется какой собиратель, да от режутся уши и да выжгутся ему ресницы».

    Целый ряд статей рассматривал различные преступления против церкви. Лица, выступавшие против официальных догматов религии («еретики»), наказывались клеймением и изгнанием. Отказ выполнять повеления церковных властей влек отлучение от церкви (одно из тяжелейших наказаний средневековья, фактически ставившее осужденного вне закона). Разорение церкви в военное время наказывалось смертью.

    Среди преступлений против личности особое внимание уделялось выступлениям против представителей господствующего класса. B этих случаях устанавливалось более тяжелое наказание. Так, убийство властеля себром влекло отсечение рук убийцы и выплату штрафа в 300 перперов: убийство же себра властелем наказывалось только выплатой 1000 перперов (ст. 94). Вместе с тем различалось убийство умышленное и по неосторожности. Первое наказывалось строже.

    Важное место в Законнике Стефана Душана занимали статьи, посвященные преступлениям против собственности. Среди них особо опасными признавались разбой и воровство. Лица,.уличенные в этом, подлежали ослеплению с последующей казнью через повешение. Устанавливалась коллективная ответственность села, «в котором найдется вор или разбойник». Такое село должно было быть «разграблено, а его начальник «наказан как вор и разбойник». Давала о себе знать типичная для феодального права тенденция рассматривать как разбой не только соответствующие уголовные преступления, но и классовые выступления отдельных (небольших) групп крестьян. B значительной мере этим объяснялась повышенная суровость мер борьбы с разбоем. Села, пропустившие через свою территорию лиц, совершивших разбой «в царской земле», обязаны были полностью возместить ущерб, нанесенный казне.

    Судебник содержал также небольшое количество норм, посвященных гражданскому и отчасти семейному праву.

    40. Суд и процесс по нормам Законника Стефана Душана.

    Судопроизводство. B Законнике Стефана Душана достаточно четко прослеживались почти все важнейшие черты обвинительного процесса. Судопроизводство начиналось по заявлению потерпевшeго, которому затем вверялось ведение дела. Процесс рассматривался как личный спор сторон. Явившийся на суд ответчик освобождался от предъявленного ему иска, если не пришел на суд обвинитель. Неявка в сходных условиях ответчика

    означала проигрыш им дела. Судьи должны были воздерживаться от самостоятельных принудительных действий, призванных уточнить обстоятельства «спора». Им предписывалось руководствоваться лишь первоначальным заявлениями сторон и не принимать во внимание возможные изменения в их объяснениях, сделанные уже в ходе процесса. Ответчик, возражая на предъявленное обвинение, не мог выходить за рамки существа рассматриваемого дела и предъявлять истцу встречное обвинение в каком-либо ином преступлении, пусть даже самом серьезном. Такое обвинение он мог сделать после окончания данного «спора».

    Признание ответчиком своей вины означало завершение процесса. Судьи выносили соответствующее постановление (приговор или решение). Если признания не последовало, решался вопрос о доказывании обвинения. Обвинитель мог представить свидетелей и иные улики. Их отсутствие или недостаточность давали основание для. оправдательного приговора. Ho если речь шла об обвинении в разбое или воровстве, то подсудимый даже при отсутствий улик должен был «очиститься от обвинения железом» — вынуть его из огня у церковных ворот и пронести до алтаря. Суд прибегал к ордалии и в других случаях. При этом «божьему суду» подвергались выходцы из низших сословий, в то время как представители господствующего класса «очищались» от обвинения присягой.

    Исполнение постановлений суда было возложено на специальных Должностных лиц — приставов. Властелям предписывалось оказывать им всяческое содействие.

    Обвинительный процесс сохранился в судах, где сторонами были свободные люди, в частности в городских судах. Иначе обстояло дело в отношении несвободных, и прежде всего отроков. Они -судились своими господами. Законник Стефана“ Душана предписывал передачу отроков, обвиненных в разбое, убийстве и других тяжких преступлениях, царскому суду. Религиозные преступления рассматривались церковными судами.

    B судах (царских и церковных) получили свое развитие начала розыскного процесса.

    41. Общественный и государственный строй феодальной Сербии.

    Отношения между представителями господствующих классов и в Сербии были основаны на принципе сюзеренитета-вассалитета.

    Высшая привилегированная группа феодалов — властели состояла из наиболее знатных, родовитых феодалов (князей и вельмож). Властели владели землей на правах баштины. B баштине наиболее полным образом воплотилось феодальное право собственности. Властели ревниво н настойчиво отстаивали это право. Другая часть феодалов — властеличи — получала землю от своих сюзеренов (властелей) на правах пронии — временного пользования при условии вассальной службы. Прония считалась собственностью властеля, который мог ее в любое время отнять. Властеличу же было запрещено отчуждать пронию- (продать или подарить). Различие между властелями и властеличами в степени знатности и в отношениях собственности на землю определяло и их политическую дифференциацию. Властели занимали более высокое положение в политической иерархии. Крупные властели имели свое собственное войско, двор, чиновников. Они являлись сюзеренами властеличей,ча короля считали первым среди равных. Это различие отразилось и в феодальном праве, которое X откровенно отмеривало человеку столько почета и уважения, сколько он имел экономической и политической силы. Различное отношение сербских королей к властелям и властеличам определялось тем, что большинство властелей тяготели к независимости от центральной власти. Поэтому короли в борьбе с сепаратистскими устремления властелей опирались на властеличей. Политическое значение властеличей возрастало вместе с укреплением центральной власти.

    Нельзя, однако, эти различия абсолютизировать. Властелич, получив от короля крупное владение, становился вельможей. Властели и властеличи находились в привилегированном положении по отношению к другим сословиям и пользовались широкими правами над зависимыми крестьянами. B их руках находились земля и крестьяне. Военные, административные и другие должности занимали исключительно представители этих привилегированных групп класса феодалов. Наряду со светскими феодалами к господствующему классу принадлежало духовенство. Высшие церковные иерархи были, как правило, и знатными властелями. B XIII—XIV вв. церковь стала наиболее крупным феодальным собственником. Широкое распространение получило монастырское землевладение. Монастыри имели налоговый, административный и судебный иммунитет. Феодалам противостояли непривилегированные и эксплуатируемые слои населения. Среди них выделялись следующие группы.

    Меропхи— крепостные .крестьяне—к середине XIV века составляли большинство трудящихся деревни. Они обязаны были выполнять многочисленные повинности- и платить налоги феодалам, государству, церкви.В XIII — XIV вв. в Сербии были развиты все три вида феодальной ренты: натуральная, отработочная и денежная. Государство установило суровые наказания за бегство меропхов. За побег меропха клеймили и рвали ему ноздри. Закрепощению подвергались не только крестьяне, но и ремесленники, работавшие в имениях феодалов, короля, церкви.

    Влахи — скотоводческое население горных районов, жившее в особых поселениях — общинах (катунах). У влахов в большой степени сохранились пережитки родоплеменной организации. Их пастбища считались собственностью короля. По своему положению они все более приближались к меропхам. Отроки — холопы, рабы — использовались в основном в домашнем хозяйстве феодала. B XIV веке заметна тенденция использовать меропхов в сельском хозяйстве. Это было выгодно феодалам. B правовом отношении такие отроки приближались к меропхам. «Отроки и меропхи, которые сидят вместе в одном селе, всякую плату, которая приходит, да платят все вместе (по числу душ). Как плату платят и работу работают, так и землю держат». Себры — свободные общинники, число которых по мере закрепощения крестьян становилось все меньше. He включенные в феодальный класс и стоявшие перед угрозой закрепощения, они не «вписывались» в крепостническое общество и были живыми носителями ушедших в прошлое родоплеменных традиций. Поэтому крепостническое государство воспринимало их как чуждый элемент. Соборы себров (пережиток народного веча) строго запрещаются.

    Значительную группу сербского населения составили горожане — податное, но не крепостное население страны. B конце XIII—XIV вв. в условиях единого государства возрастает экономическая роль городов. Города занимают особое административное положение. B Законнике Стефана Душана специально подчеркивается ненарушимость дарованных городам льготных грамот. Государство оказывало особое покровительство купцам, защищало их от притеснений отдельных феодалов.

    Органы центральной власти и управления. Bo главе государства стоял монарх — крупнейший феодал. B XII—XIV вв. в результате объединительной политики Неманичей центральная монархическая власть усиливается. B 1217 году сербский монарх получил от римского папы титул короля. Это событие в известной степени обусловливало формальное признание политической зависимости от католической церкви. Однако в тот период истории Сербского государства такой шаг был удачным политическим маневром, поскольку Сербии приходилось лавировать между могущественными политическими силами Западной Европы, с одной стороны, и Византийской империи — с другой. Кроме того, сан короля поднимал сербского государя до уровня других могущественных монархов Западной Европы. C точки зрения внутреннего положения провозглашение Стефана Неманича королем предопределяло верховенство его власти над прочими крупнейшими феодалами. Наибольшее влияние центральная королевская власть имела при Стефане Душане (1331 —1355 гг.), который после присоединения Македонии и Албании провозгласил себя «царем сербов и греков».

    Могущество короля обеспечивалось наемным войском и экономическим превосходством над другими феодалами. Он располагал обширными владениями, к нему поступали налоги с населения. Основная часть доходов королевского двора тратилась на войско и личные потребности монарха. Различия между государственной казной и личными средствами короля феодальная Сербия не знала.B руках короля была сосредоточена значительная власть, поскольку он стоял во главе войска и государственного аппарата в лице многочисленных князей, воевод, жупанов, сотников, кефалий, чельников, судей и т.д.

    Помимо феодального ополчения (стрелки и конница) сербские короли располагали собственным наемным войском, на которое они опирались в борьбе с мятежом властелей. Немаловажное значение имело также то обстоятельство, что царь наряду с патриархом стоял во главе церкви (ст. 24 Законника Стефана Душана). Практически царь со своим ближайшим окружением решал все текущие вопросы государственной политики. Сословие феодалов организационно строилось на основе принципа сюзеренитета-вассалитета и феодального иммунитета. Это приводило к тому, что политическая власть в стране осуществлялась не только центральным государственным аппаратом, возглавлявшимся королем, но также и самими феодалами. B сербском раннефеодальном государстве политическая власть фактически в значительной мере сливалась с экономической. Феодал был не только собственником земли, но н политическим властителем в ее пределах. Отсюда политические функции феодала считались его частным правом наравне с правом на землю, стада коpoв, замок, столовую утварь и пр. Церковь в Сербии являлась коллективным феодалом, главной идеологической силой и государственной организацией, участвовавшей в управлении эксплуатируемыми массами.

    Власть сербского короля не была абсолютной. Она была ограничена собором (съездом) крупнейших светских и духовных феодалов. Компетенция сербского собора не была строго очерчена. Поэтому его созыв определялся Конкретной политической ситуацией. Как правило, собор вместе с королем решал наиболее важные вопросы: выбирал архиепископов, избирал королей, принимал важнейшие законы. Например, в 1349 году собор в Скопле одобрил Законник Стефана Душана. Ограничение власти царя по отношению к феодалам зафиксировано в Законнике Стефана Душана. Царь не имел права нарушать Законник. .Законы, отменяющие или противоречащие Законнику, были недействительны

    Местные органы власти и управления. B период раннефеодальной монархии кроме Сербии существовало еще несколько самостоятельных государств — княжеств, обособленных природными границами (горами и реками): Рашка, Зета, Tpeбинье (или Травуния) и др. Основной административно-территориальной единицей в это время была жупа, которая сохраняла пережитки прежних родоплеменных отношений и. обладала некоторой долей самоуправления. Bo главе жуп стояли жупаны, назначавшиеся из числа представителей наиболее знатных родов. Основной задачей жупанов был сбор налогов и обеспечение выполнения повинностей населением жупы. Жупаны управляли жупой не как феодальные собственники, а как представители государственной власти: 1/3 доходов, поступающих в виде налогов с данной территории, шла в-пользу жупанов, 2/3 — в пользу казны.

    B XII—XIV вв. в Сербском государстве происходит перестройка административно-территориального деления. Она была вызвана тем, что старая система, во-первых, не отвечала окончательно сложившимся феодальным отношениям и территориальному расширению государства; во-вторых, возникнув в условиях существования ряда независимых сербских государств, она представляла определенную помеху объединительной политике Неманичей. Новое деление определялось военнофеодальным характером Сербского государства. Вся страна была поделена на области, во главе которых стояли королевские наместники. Им подчинялись воеводы. Каждая область делилась на волости (жупы), которые не совпадали со старыми жупами. Bo главе этих новых жуп как административно-территориальных единиц стояли Князья, чельники, кегралин и т. д. Старый институт жупанов — основное звено прежнего административного управления — был постепенно ликвидирован: с начала XIII века в Рашке, а с конца столетия — в других областях — Зете, Требинье, Холме. Жупаны утрачивали свою ведущую роль в местном административном управлении. B этих условиях жупанами стали называть себя крупные феодалы, обладавшие значительными иммунитетными привилегиями, управлявшие в своих землях на правах собственников. Они имели свой административный аппарат, распоряжались баштинными владениями, устанавливали отработки и налоги с крестьян и т. п. B ходе раздробления сербского государства они становились самостоятельными монархами.

    42. Общественный и государственный строй феодальной Польши.

    Классовая дифференциация началась в польских землях еще до X века. Возникновение частной собственности и выделение из общей массы свободных родовой аристократии приводит к сосредоточению значительной части земель в руках богатых — «можных» родов. B то время основную массу населения Польши составляли крестьяне-общинники, которые назывались, как и в Киевской Руси, смердами, а затем «кметями».

    C образованием единого государства в Польше начался процесс установления» зависимости крестьян-общинников от феодалов. B это время еще сохранялось патриархальное рабство. Источниками его были плен, покупка и отдача себя в рабство за долги. Основная масса свободных крестьян была обязана князю уплатой податей и рядом повинностей. Дальнейшее развитие и упрочение феодального государства в Польше произошло при Болеславе Храбром (992—1025 гг.) и сопровождалось значительными сдвигами в классовой структуре польского общества. Класс феодалов в Польше увеличился за счет военной знати и духовенства. Для того чтобы предотвратить нападения германских князей на польские земли, в 966 году Мешко I принимает христианство (по римскому образцу). Он устанавливает десятину в пользу церкви и наделяет духовенство землей. Массовая раздача земель в виде бенефициев при Болеславе Храбром светским и духовным феодалам привела к заметному увеличению податей и повинностей, которые были обязаны нести крестьяне.

    Захват общинных угодий и пахотных земель феодалами и государством приводит к ослаблению сельских общин, которые подпадают под власть феодалов, устанавливавших дополнительные налоги и повинности для крестьян. Следствием этих процессов явилось резкое сокращение в XI веке численности свободных крестьян, которые были собственниками своей земли и могли ее передавать по наследству. Зависимость крестьян в Польше, как и в Древнерусском государстве, устанавливалась различными путями: за неуплату долга (закупы), за получение 6т феодала инвентаря (ратаи) и в случае переселения во владение феодала из других мест. Зависимые крестьяне обязаны были нести в пользу феодала барщину и многочисленные натуральные повинности. Превращение свободных крестьян в крепостных привело к тому, что феодалам стало невыгодно держать рабов. Рабы в основной массе были наделены участками земли и по своему положению сблизились с крестьянами.

    Класс феодалов в Польше составляли можновладцы-нобили, рыцари (будущая шляхта) и духовенство. Земли можновладцев и духовные земли, которыми наделялись епископы и монастыри в вечное владение, отличались вначале от рыцарских земель, полученных ими под условием службы. Однако эти земли вскоре превратились в наследственные владения. Рост крупного землевладения и упрочение власти феодалов над крестьянами сопровождались сосредоточением в руках крупных-землевладельцев судебных, административных, финансовых и военных функций.

    Органы центральной власти и управления. По форме правления Польша в X—XI вв. была монархией. Высшая власть в стране принадлежала князю. Усиление королевской власти, формирование центрального и местного аппарата управления были обусловлены рядом причин.

    Процесс феодализации в Польше, сопровождавшийся установлением зависимости крестьян, привел к резкому обострению классовой борьбы. Антифеодальное восстание крестьян в 30-х годах XI века, охватившее почти всю страну, хотя и носило характер борьбы против христианской религии, своим острием было направлено против феодалов. B этих условиях господствующие классы Польши нуждались в сильной централизованной власти, способной подавить выступления крестьян и сохранить господство феодалов. Большую помощь королевской власти оказывала в это время церковь, которая освободилась от немецкого влияния в 1000 году, когда было создано архиепископство в г. Гнезно.

    Польские короли в XI—XII вв. обладали достаточно широкой компетенцией. Они осуществляли законодательную, судебную, административную и военную власть. Однако власть королей ограничивалась королевским советом, состоявшим из крупных феодалов (можновладцев), как светских, так и духовных. Помимо обсуждения важных государственных вопросов (объявления войны, заключения мира и т. д.) члены, королевского совета принимали участие в решении судебных дел. Иногда короли созывали съезды, на которые приглашались и светские, и духовные феодалы. И королевский совет, II съезды феодалов выступали главным образом в качестве совещательных органов при короле.

    Управление же страной сосредоточилось в. руках, центральной и местной королевской администрации. Центральный аппарат управления в Польше состоял из воеводы, канцлера, коморника, скарбника, стольника, чашника и других должностных лиц. Воевода ведал делами королевского двора, командовал войском, а во время отсутствия короля осуществлял и судебную власть. Канцлер, обычно духовного звания, заведовал канцелярией короля. Снабжение королевского двора всем необходимым было возложено на коморника, а чеканка монет и снабжение войска входили в обязанность скарбника.

    Местное управление. Вся страна была разделена на округа (в XII в. их было 7), которые управлялись наместниками, назначаемыми королем. Власть наместников была чрезвычайно широкой. Они командовали войском и ополчением, отправляли правосудие, обеспечивали общественную безопасность, собирали налоги в пользу государства. Bo главе администрации городских округов стояли правители замков. Они осуществляли судебную, административную и военную власть на территории города; собирали налоги и вели надзор за торговлей.

    Армия. Военная организация в Польском государстве, как и в других странах того времени, была простой. Вооруженные силы страны состояли из дружины князя (короля) и ополчения. B конце века в состтав королевского войска включались дружины вассалов и дружины городов.

    43.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   36


    написать администратору сайта