Главная страница
Навигация по странице:

  • Брачно-семейное и наследственное право в Западной Европе в период феодализма (Англия, Германия, Франция).

  • Города и городское право в Европе в период феодализма.

  • Преступления и наказания в Западной Европе в период феодализма (Англия, Германия, Франция).

  • Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

  • Правовое регулирование брачно-семейных отношений и наследственное право по кодексу царя Хаммурапи.

  • Причины принятия, источники, особенности и структура кодекса царя Хаммурапи.

  • Преступления и наказания по кодексу царя Хаммурапи.

  • Правовое регулирование имущественных отношений по кодексу царя Хаммурапи.

  • . Общественный и государственный строй в Англии в период сеньориальной монархии.

  • Переодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеПереодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран
    Дата26.12.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_k_ekzamenu_po_igpzs.docx
    ТипЗакон
    #864311
    страница5 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    Гражданский и уголовный процесс в Западной Европе в эпоху феодализма (Англия, Германия, Франция).

    В период феодальной раздробленности во Франции продолжал существовать обвинительный процесс. Принцип равенства порой возводился в абсолют. Дело иногда доходило до того, что если обвиняемый заключался под стражу, то и обвинитель сидел рядом с ним. Постепенно в гражданском процессе появляются представители. В 13 в возникает институт адвокатов. Согласно Кутюмам Бовези дворянин должен был быть вызван в суд за 15 дней до судебного заседания при помощи равных ему по положению лиц. Простолюдин вызывался судейским служителем – сержантом за сутки до судебного заседания. В качестве средств доказывания можно выделить:

    - признание обвиняемого или ответчика

    - свидетельские показания (за исключением слуг или иных зависимых людей)

    В 13 в уходят в прошлое ордалии кипящей водой и железом. В случае отрицания вины можно было прибегнуть к судебному поединку. Духовные лица, женщины, дети, мужчины старше 60 лет и калеки могли выставить заместителя. Если он проигрывал, то ему отрубали кисть правой руки. На судебный поединок несогласная сторона могла вызвать не только процессуального оппонента, но и свидетелей, а также судей, за исключением председателя суда.

    После реформ Людовика 9 Святого судебный поединок исчезает. Уголовный процесс приобретает черты розыскного характера. Во Франции правовой основой для розыскной формы процесса стал большой уголовный Ордонанс 1670г. Стадии расследования включали в себя общие и специальные расследования. Специальный следственный судья непосредственно участвовал в сборе доказательств. Допускалось применение пытки, появилась очная ставка. Все следственные действия оформлялись в письменном виде. В рамках 2 стадии следовало заключение прокурора. После допроса обвиняемого суд выносил приговор. В рамках рассмотрения малозначительных дел по-прежнему действовала обвинительно-состязательная форма процесса. Правовые основы гражданского процесса были заложены Ордонансом 1667г. Здесь продолжал действовать принцип состязательности, письменный характер досудебного разбирательства сочетался с устной формой самого процесса. Дело рассматривалось с участием прокурора и адвокатов.

    В Англии особенности процессов обуславливались последствиями Нормандского завоевания. В сотенных судах и судах графств по-прежнему существовала обвинительно-состязательная форма процесса. Норманны принесли новое средство доказывания – судебный поединок. Особенностью английского процесса было то, что здесь появился институт присяжных, преимуществом данного явления было то, что оно позволяло избегать судебных поединков. Окончательно суд присяжных утвердился в результате реформ Генриха 2. Клариндонская и Норгемптонская Ассизы распространили институт присяжных на уголовный процесс. 12 полноправных рыцарей или добрых людей от каждой сотни должны были сообщить все, что им было известно о преступлении в данной местности. Если человек, на которого указали присяжные, не сознавался, он должен был пройти испытание водой или клятвой. А если подозреваемый проходил испытание, но по мнению присяжных обладал дурной славой, он изгонялся из страны. Институт присяжных в это время выполнял 2 функции:

    - розыск лиц, совершивших преступление

    - предание их суду

    В 13-14 веках возникает большое и малое жюри. Большое жюри составляли 24 присяжных, они осуществляли функцию предания человека суду. Если обвинение утверждалось, то дело рассматривалось с участием малого жюри, включавшего 12 присяжных. Постепенно малое жюри отходило от оценки доброй славы обвиняемого и рассматривало лишь доказательства обвинения и защиты. В чрезвычайных судах Англии, высоком суде, звёздной палате судопроизводство носило инквизиционный характер с применением пыток.

    В средневековой Германии изначально также существовал обвинительно-состязательный процесс. Но уже в 13-14 веках возникают элементы розыскного процесса. Своё логическое завершение он получил в Каролине, ключевом источнике уголовного и уголовно-процессуального права средневековой Германии. Каролина, принятая в результате подавления крестьянской войны, носила ярко выраженный классовый характер. Большая часть Каролины посвящена регулированию уголовно-процессуальных правоотношений и лишь с 100 с небольшим статей регулируют только уголовные правоотношения. Каролина сохранила некоторые черты обвинительного процесса. В частности, дело по-прежнему возбуждалось по инициативе потерпевшего. Формально действовал принцип равенства, обвиняемого и обвинителя брали под стражу. Тем не менее, именно Каролина закрепила характерные черты розыскного процесса в средневековой Германии.

    Главный акцент в Каролине был сделан на гос розыск и активное применение пытки. Судопроизводство носило тайный, преимущественно письменный характер. Процесс состоял из 2 стадий – предварительное расследование и судебное разбирательство. Основной задачей предварительного расследования было выявление подозреваемого в совершении преступления. Поводами для возбуждения уголовного дела были:

    - поиски преступника на месте

    - общая молва

    - явка с повинной

    - донос.

    Если обвиняемый сознавался в совершении преступления, то уголовное преследование прекращалось вынесением обвинительного приговора. В том случае, если обвиняемый не сознавался, судья должен был добиться признания. Ответственность за применение пытки судьи не несли. Юридическая сила признания, полученного под пыткой, имела место при наличии 3 условий:

    - признание должно было быть сделано не в момент совершения пытки, а в момент ее приостановки

    - показания должны были содержать те факты, которые можно было проверить

    - показания должны были быть повторены вне камеры пыток. Если обвиняемый, давший показания, отказывался от них, пытка возобновлялась.

    Признание подозреваемого считалось «царицей доказательств». Другие средства доказывания именовались легальными или формальными доказательствами. Суть данной модели заключалась в том, что закон весьма подробно описывал виды доброкачественных доказательств для каждого вида преступлений. Однако и их было недостаточно, поскольку независимо от всех доказательств было необходимо применять пытку. Каролина закрепила такие новые средства доказывания, как судебная экспертиза и осмотр места происшествия. Дальнейшее судопроизводство носило скорее формальный характер, поскольку приговор определялся в ходе предварительного расследования. Значение судного дня заключалось не только в оглашении приговора, но и в его непосредственном исполнении. Приговоры оглашались в угрожающей обстановке под колокольный звон. Существовало 3 вида приговоров:

    - виновен

    - невиновен

    - оставлен в подозрении

    17. Брачно-семейное и наследственное право в Западной Европе в период феодализма (Англия, Германия, Франция).

    В средневековой Франции брачно-семейные отношения регулировались нормами канонического и светского права. Брачный возраст для девушек составлял 12 лет, для юношей от 13 до 15 лет. Заключение брака требовало согласия сторон и их родителей. Если сыновья достигали возраста 30 лет, а дочери 25 лет, то согласия родителей уже не требовалось. Дочь ... вассала должна была получить согласие сеньора, имевшего право выбрать ей жениха, способного нести ленную службу. Однако она имела право требовать предоставления ей 3 кандидатур. Крепостные (сервы) могли вступать в брак с согласия господ. Позднее согласие было заменено на обязательную денежную выплату – формальяж.

    В раннее средневековье не требовалось церковное освещение брака. Однако Тридентский собор 1545г постановил, что все браки, заключённые без церковного согласия, являются недействительными. Запрещались браки между малолетними, некрещёными, родственниками, браки, заключенные под насилием или в силу ошибки, запрещались браки духовенства.

    Каноническое право ограничивало право на повторные браки. Однако в 1569г они были разрешены. Жена не имела права без согласия мужа отчуждать имущество, заключать договоры, выступать в суде. Исключением из этого правила являлась необходимость выкупа мужа из плена. По умолчанию действовал режим общности имущества, однако в зоне действия римского права (Южная Франция) общности имущества не было. Муж пользовался приданым все время, пока длился брак. В раннее средневековье в отношении ... действовал принцип майората, согласно которому все получал старший сын. С 14 века при отсутствии сыновей к наследованию родовых вотчин допустили дочерей. Восходящие родственники родовые вотчины не наследовали. Во Франции не могли наследовать лица, принявшие монашеский обет, осуждённые на вечную ссылку и галеры. Супруги не считались наследниками друг друга. Переживший супруг получал половину совместно нажитого имущества. Для жены предусматривалась особая вдовья доля, устанавливаемая в момент заключения брака. Наследование по завещанию было развито на Ю Франции в зоне действия римского права.

    В Англии брачно-семейные отношения также регулировались каноническим правом. Приданое жены находилось в пользовании мужа. Если у них были дети, то муж мог пользоваться приданым и после смерти жены, в противном случае все возвращалось ее отцу. В Англии происходило растворение правового статуса жены в правовом статусе мужа. Жена не имела права заключать сделки, а также выступать в суде по гражданским делам без согласия мужа. Второй Вестминстерский статут 1285г закрепил исключение из данного правила. Жена могла выступать в суде, если ее муж терял землю из-за неявки в суд или отказывался от земли в пользу своего оппонента. В средневековой Англии ключевым являлось наследование по закону. Первоначально земельные пожалования возвращались сеньору, однако в 12 веке было установлено правило, согласно которому наследники могли получить данную землю при условии уплаты рельефа (особой пошлины), в это же время был закреплён принцип майората. Движимые вещи делились на 3 части. По одной части получали жена и дети, а 3ья часть отходила церкви. Наследование по завещанию полностью контролировалось церковью. Запрет для церкви получать землю по завещанию обходился с помощью института доверительной собственности.

    В Германии заключение брака и личные отношения между супругами регулировались каноническим правом. Обычное право закрепляло режим общности имущества, находившееся под управлением мужа. Покупка или умыкание невесты постепенно ушли в прошлое. Вместо этого отец невесты получал витту (покупную цену), которую он передавал дочери после заключения брака. Муж, в свою очередь, после заключения брака передавал своей жене «утренний дар». Витту или «утренний дар» образовывали вдовью долю. Жена не могла отчуждать что-либо без согласия мужа. Если она переживала мужа, то она получала вдовью долю и так называемую женскую долю (домашнюю утварь, украшения, предметы личного пользования). По ленному праву все имущество переходило старшему сыну. По земскому праву наследниками являлись все сыновья. В ряде германских земель дочери вообще не имели право наследовать и лишь получали приданое. Если детей не было, наследство получали родители умершего. Изначально германское право не знало наследования по завещанию, оно стало развиваться под влиянием римской католической церкви.

    18. Города и городское право в Европе в период феодализма.

    В политическом развитии феодального города в странах Зап. Европы можно выделить 2 этапа: 1)11-13в характеризуется борьбой городов за освобождение из под власти феод сеньора, в результате которой многие города превратились в самостоятельных носителей полит власти. 2).14-16в сопровождался утратой городов завоеванных на первом этапе позиций. Очень важную роль в полит истории городов сыграло коммунальное движение. Оно имело целью: ликвидацию феод зависимости городов, освобождение городской общины от личной феод зависимости. Имело 2 важных полит последствия: 1) статус свободы получило и городское трудящееся население, что определило появление в обществе нового свободного сословия-горожан, бюргерства. 2) освобождение города создало возможность для установления городского самоуправления. Городская община, добившаяся полного самоуправления получила официальный статус - коммуны. Во главе коммуны стоял городской совет. Совет возглавили выборные лица: мэр (Франция, Англия), бургамистр (Германия), консулы подеста( Италия). Специальные судебные коллегии – Скабины или Шеффены.

    Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными инвориальными хартиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и моральных обычаев, составленные в городах Италии, Испании, и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.

    19. Преступления и наказания в Западной Европе в период феодализма (Англия, Германия, Франция).

    В средневековой Франции преступления и наказания рассматривались как грех и искупление греха. Охранялось объективное вменение, благодаря которому к ответственности привлекались малолетние, животные и даже неодушевленные предметы. Сохранялась композиция, то есть в эпоху раннего средневековья в основном действовала система штрафов. Однако все более активно применялись такие наказания как лишение свободы, жизни, имущества. Кутюмы Бовези различали некоторые виды преступлений:

    - караемые смертью

    - караемые тюремным заключением и конфискацией имущества

    - караемые только конфискацией имущества

    Кутюмы Бовези позволяли определять субъективные стороны преступления.

    Укрепление королевской власти привело к эволюции в понимании преступления. Оно стало трактоваться не только как грех, но и как нарушение королевского порядка. Целью наказания было устрашение. Окончательно система преступлений и наказаний сложилась в эпоху абсолютизма.

    В этот период выделились:

    - преступления против религии – богохульство, колдовство, ересь

    - против государства – измена королю

    - против частных лиц

    Система наказаний в период абсолютизма во Франции выглядела следующим образом:

    - тяжкие наказания - смертная казнь через повешение, отсечение головы, колесование, четвертование, сожжение, разрывание на части

    - членовредительские и телесные наказания – отрезание языка, ушей

    - тюремное заключение и срочные каторжный работы

    - позорящие наказания – выставление у позорного столба

    - штрафы

    Преступления и наказания в Англии испытали сильное влияние со стороны Нормандского завоевания. Норгемптонская ассиза 1176 г закрепляла составы наиболее тяжких преступлений. Тайные убийства, грабеж, разбой, изготовление фальшивых денег, поджог и тд. Существовало объективное вменение, выражающееся в том, что община несла коллективную ответственность за убитого нормандца. Постепенно в Англии выделилось 3 группы преступлений:

    - гос измена, делившаяся на великую и малую измены

    - фелония

    - мисдиминор

    Великой гос изменой была измена королю и государству. Помимо посягательства на жизнь короля к ней относились изнасилование жены короля и его старшей незамужней дочери, либо жены старшего сына короля, подделка большой и малой королевской печати, убийство канцлера, казначея и иных высших должностных лиц. К малой измене, не считавшейся государственной, относилось убийство женой своего мужа, убийство мирянином или клириком вышестоящего прелата. За измену наказывали повешением или разрывание на части для мужчин или повешением для женщин.

    Фелонией считалось тяжкое преступление, караемое смертной казнью и конфискацией имущества. Как правило, к ней относили поджог, изнасилование, некоторые виды кражи. Все иные правонарушения составляли 3 группу – мисдиминор.

    Английское средневековое право жестоко наказывало за бродяжничество. Статуты 1530 и 1536 Генриха 8 приписывали пороть нищих. После этого с них надлежало взять обещание, что они вернутся на родину и возьмутся за труд. При поимке 2 раз порка повторялась, а также отрезалась половина уха. Если праздношатающегося ловили в 3 раз, его привлекали к смертной казни. Статут Эдуарда 6 1547 предписывал бродяге в течение месяца найти работу. Если этого не происходило, то такой человек мог быть отдан в рабство тому, кто на него донесёт. Согласно акту Елизаветы 1572 г при поимке нищего в 1 раз его пороли и клеймили ухо, при поимке нищего во 2 раз его казнили, если никто не соглашался взять его в услужение. Если нищий попадался в 3 раз, его казнили в любом случае.

    В средневековой Германии изначально процветало кулачное право. Начиная с 11 в императоры, стремясь обуздать феодальную анархию, регулярно издавали постановления о земском мире. Эти документы содержали систему преступлений и наказаний. Официально кулачное право было отменено постановлением о вечном земском мире 1495 г. Принятие Каролины явилось апогеем уголовно-правовой мысли средневековой Германии. В Каролине нет понятия преступление. Но из содержания статей следует, что преступление здесь понималось как нарушение королевского мира и причинение вреда. В данном памятнике были представлены такие категории как умысел и неосторожность, обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. Вместе с тем данные понятие все ещё не были выделены в отдельную часть. Они рассматривались применительно к конкретным составам преступления. Право средневековой Германии допускало объективное вменение.

    Каролина предусматривала ответственность не только за оконченное преступление, но и за покушение на преступление. Много внимания уделялось соучастию. Всего было 3 вида соучастия:

    - оказание помощи до совершения преступления (предоставление оружия)

    - оказание помощи в момент совершения преступления (совиновничество)

    - оказание помощи после совершения преступления (пособничество и укрывательство; укрывательство рассматривалось как соучастие, основывающееся на мотиве сострадания без личной выгоды, оно наказывалось мягче)

    Статьи Каролины выделяли обстоятельства, исключающие преступность деяния. Среди них можно отметить крайнюю необходимость, задержание преступника и необходимую самооборону. Последняя предполагала наличие 2 условий:

    - нападение со смертельным оружием

    - невозможность для пострадавшего уклониться от нападения

    Бремя доказывания необходимой обороны возлагалось на обороняющегося. Нельзя было ссылаться на необходимую самооборону в случаях, если убитый совершал правомерное нападение (пытался задержать преступника), также нельзя было ссылаться на необходимую самооборону против женщин. К смягчающим вину обстоятельствам относились отсутствие умысла, выраженные в неловкости, легкомыслии, совершение преступления в запальчивости и гневе. К данным обстоятельствам также можно отнести возраст до 14 лет и голодную нужду. К отягчающим обстоятельствам относились публичный и дерзкий характер преступления, дурная слава преступника и ряд иных условий. На основе анализа статей Каролины можно выделить:

    - преступления против религии - богохульство, колдовство

    - гос преступления - измена, бунт, фальшивомонетчество

    - преступления против собственности - кражу, грабеж, разбой

    - преступления против личности – убийство, членовредительство, изнасилование

    - преступления против нравственности – двоеженство, нарушение супружеской верности и тд.

    - преступления против порядка правосудия – лжеприсяга

    - преступления против порядка торговли – обмен или обвес.

    Основной целью наказания было устрашение. Предусматривались следующие виды наказаний:

    - смертная казнь. Различались простая смертная казнь (отсечение головы мечом) и квалифицированная (повешение, сожжение, утопление (только для женщин), четвертование, колесование, погребение заживо)

    - членовредительские и телесные наказания – отрезание языка, отсечение пальцев, ушей, сечение розгами. Данные наказания применялись в случае ложной присяги, ложной клятвы перед судом

    - позорящие наказания – выставление у позорного столба, лишение чести

    - изгнание. Использовалось как основное и дополнительное наказание за некоторые преступления против нравственности

    - штраф. Применялся за незначительные правонарушения

    20. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

    Социальная структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая была связана с многоукладным характером экономики, с незавершенностью процессов образования классов, с ранним и относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений. Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Также особенностью являлось сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Общинники были экономически неоднородны. Однако в то время наблюдалось массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство. Помимо основного деления на свободных и рабов ЗХ подразделяет свободных людей на 2 сословия – на «авилум» (буквально – муж, человек) и «мушкенум» (склоняющийся ниц). И те и другие могли быть богатыми или бедными, обладать или не обладать рабами и т.п., но в правовом отношении между ними проводилось различие. Существуют различные предположения основания деления свободного населения на 2 категории. Одни исследователи считают «мушкенум» - жителями покорённых Хаммурапи городов и областей, «авилум» привилегированными рабовладельческими слоями. А вот другой исследователь считает, что «авилум» - это общинники, лица, владевшие землёй в той или иной общине независимо от их социального и служебного положения, а «мушкенум» - стояли вне общины и владели участками царской земли на условиях выполнения определённых повинностей. Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись в основном за счёт военнопленных, а также покупки рабов в соседних землях.

    Правовой статус личности. По ТГП, правовой статус означает всю совокупность прав человека. Они бывают общие, отраслевые, специальные, индивидуальные, личные, гражданские и т.д.

    Итак, согласно ЗХ, каждая категория населения имела свой набор таких прав. И только владение землёй в общине делало человека, независимо от его служебного или социального положения, полноправным.

    В ДВ не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Поэтому частное рабовладение носило патриархальный, домашний характер. Это обусловило признание за рабами ряда личных и имущественных прав: рабы дворца и мушкенумов могли вступать в брак со свободными женщинами, и дети от такого брака считались свободными, они могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество, половина которого после смерти раба переходила его жене для воспитания детей, а другая половина – господину раба. Рабыня, родившая детей от свободного человека, после его смерти получала вместе с детьми свободу, а если отец таких детей при жизни признавал их своими, они имели право на наследование имущества отца наравне с его детьми, рожденными от жены.

    - дворцовые

    - частные

    - храмовые рабы

    . Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и был классическим древневосточным монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Если в период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36000 представителей), со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческого родов. Царь одновременно был и верховным военачальником. Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивалось обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. На втором месте в вавилонской иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами. Третье место занимал так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полномочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и координировал работу остальных чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями; в его распоряжении был штат писцов, некоторые из которых имели собственную сферу письменной деятельности. Затем следовал «высший посол», которому вменялось координировать внешнеполитическую деятельность, присутствовать на приемах иноземных послов и который считался постоянным представителем правителя в других государствах. Страна была разбита на области во главе с наместниками – чиновниками царя (шакканаккум). Их главной задачей был сбор налогов и общая организация государственного хозяйства, поддержание общего порядка и созыв ополчения; в этих целях они могли творить и суд. Чиновники руководили главами местных общин – рабианумами, которых хотя и формально назначали сверху, но из старейших общины. Они имели административные, финансовые и судебно-полицейские полномочия в своей общине. Замыкал ряд высших должностей начальник дворца – нубанда, который со временем стал играть большую роль вообще в государственном аппарате; через него стали передаваться приказания правителя, к нему поступали все отчетных документы с хозяйств, он организовывал деятельность царских судей. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Первоначально они были независимы от храма или от его правителя лично. Их права и обязанности были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Эти земли полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

    21. Правовое регулирование брачно-семейных отношений и наследственное право по кодексу царя Хаммурапи.

    . Кодекс Х. рисует нам картину патриархальной семьи с господством мужа над жену с детьми. Это господство выражается в праве мужа продать жену и детей в рабство. Если жена»вознамериться оставит мужа или станет расточать его имущество или будет позорить его», говориться в кодексе , муж вправе отвергнуть ее и выгнать из дому не дав ей никакого имущества или оставив ее в качестве рабыни. При супружеской измене со стороны жены закон предписывал «бросить эту женщину в воду», что касается мужа, то дело ограничивалось тем что жена могла(если желала) уйти из дома получив назад свое приданое. Если жена не рожает детей, муж мог отвергнуть ее и вернуть приданое. Развод был легко осуществляем для мужа, а жена могла только при определенных обстоятельствах: при супружеской измене мужа, при оставлении им дома, при не основательном обвинении, прелюбодеянии. При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату. Отец давал дочери приданое, которое поступало в распоряжение мужа, после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее старую семью или передано ее детям. При заключении брака требовалось составление письменного договора. Имущество умершего переходило к его сыновьям в равных долях. Дочери при этом получали свою наследственную долю в виде необходимого им приданого. Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие в дележе наследства.

    22. Причины принятия, источники, особенности и структура кодекса царя Хаммурапи.

    Законы Хаммурапи были созданы в 18 в до нэ в Вавилоне. В начале 2 тыс. до нэ Вавилон становится столицей нового государства, образованного вторгшимися в С часть Двуречья (в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат) аморейскими племенами. Древневавилонское государство просуществовало до конца 16 в до нэ, и наибольшего расцвета достигло при царе Хаммурапи (1792-1750).

    Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Также особенностью являлось сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Общинники были экономически неоднородны. Однако в то время наблюдалось массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство. Соответсвенно, необходимо было как-то закрепить правовое положение населения. Для этих целей и были созданы ЗХ. Также необходимо было установить единые законы на территории всего государства.

    Хаммурапи заимствовал ряд положений из законодательства более раннего периода (древнешумерийские законы, законы Эшнуны и т.п.). Однако основным источником законов оставались решения, вынесенные судом по конкретному делу. Такая форма изложения права называется казуальной. Источники: правовые обычаи, законы Ур-Намму, кодекс.

    Французский учёный В. Шейл разделил текст на 282 статьи. Начинается текст с Введения. В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений. Далее: ст. 1-5 содержат положения процессуального характера, ст. 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений, ст. 127-195 относятся к семейному и наследственному праву, ст. 196-214 предусматривают защиту личности, ст. 215-282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Однако такое деление весьма условно, ведь оно не зафиксировано самим законодателем.

    23. Преступления и наказания по кодексу царя Хаммурапи.

    Государственные и религиозные преступления карались смертной казнью. Основными принципами уголовного законодательства Др Вавилона были:1. беспощадное пресечение всякого посягательства на рабовладение. 2.наказание есть возмещение за вину: око за око, зуб за зуб. (принцип талиона) 3. преступление может быть искуплено штрафом, если закон предусматривает эту возможность.4. наказание зависит от соц. положения правонарушителя. В некоторых случаях кодекс Х. допускает самосуд: ворующего на пожаре предписывается бросить в огонь(на месте преступления). Смертная казнь как наказание за преступление упоминается в код. Х. более чем в 30ти случаях. Соучастие в совершении преступления равно как и стадии развития умышленного преступления. Кодексу известны понятия смягчающих вину обстоятельств: убийство совершенное в драке, при условии, что не было намерения убить.

    24. Правовое регулирование имущественных отношений по кодексу царя Хаммурапи.

    В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу. Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для фиксации займа, аренды (поля, сада), найма (скота, судна, раба). Если во время найма и аренды происходила порча имущества, законы учитывали радивое или нерадивое отношение нанимателя. Вина последнего сильно смягчалась, если порча происходила по «божьей воле» (стихийное бедствие и т. п.). Земледелие было основной хозяйственной деятельностью в стране, и законы уделяют ему самое пристальное внимание. Самым распространенным видом этого хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенумов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли — как несправедливость. Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб. Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков). Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга. Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад. Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму. Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба. Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон. Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами — между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкару в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом тамкар обязывался компенсировать несправедливое обвинение в размере, превышающем размер прибыли в шесть раз.

    25. Общественный и государственный строй в Англии в период сеньориальной монархии.

    В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

    - период англосаксонской ранеефеодалной монархи (9-11в)

    - период централизованной, сениориальной монархии (11-12в) и время, в рамках которого имели место попытки ограничения центральной королевской власти (12 в)

    - эпоха сословно-представительной монархии (13-15в)

    - период абсолютной монархии (15-17в)

    В 1067 г Англия была завоёвана норманнами, которые принесли на остров опыт французского территориального управления. Основой феодального хозяйства стал манор (поместье). Положение крестьян, проживавших на территории манора, определялось феодальными обычаями. Значительная часть местных судов превратилась в манориальные суды или частные курии феодалов. Вильгельм Завоеватель проводил свою политику, укрепляя центральную власть и сохраняя при этом старинные английские обычаи.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта