Переодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран
Скачать 0.62 Mb.
|
Общественный и государственный строй феодальной Болгарии. В 1Х-Х веках в Болгарии устанавливаются феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов - "Боляре" и эксплуатируемый - крестьянство. Крестьяне делились на три категории: баштинников, сохранивших личную свободу, наделы и некоторую свободу в распоряжении собственностью; париков - крепостных, несших повинности, как в пользу феодалов, так и государства, и отроков - рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина. В период правления ханов Крума и Омуртата разрозненные славянские племена были объединены в одно Болгарское государство. Способствовало усилению централизации и развитию феодальных отношений и принятие Болгарией в качестве официальной религии христианства. Это произошло в 864-865 гг. Но в начале XI века Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет. В период около 1187 года Болгарское царство вновь обретает независимость. Во время византийского господства ликвидируется личная свобода крестьян - баштинников, они превращаются в крепостных. 51. Общая характеристика феодального права Болгарии. Самым ранним законодательством Болгарии являлись законы хана Крума (802—814 гг.), сыгравшие большую роль в преодолении правового партикуляризма. Сохранился только их отрывок в греческом переводе. Законы Крума регулировали отдельные стороны бытовых отношений и ряд уголовных преступлений, наиболее опасные из которых — подкуп, клевета, воровство и пьянство. Жестоко каралось посягательство на собственность. С принятием христианства круг источников права расширился. Ими служили заимствования из Византии, переведенные и адаптированные к местным условиям, — это Эклога, византийский сборник уголовного, гражданского и процессуального права начала VIII в., и Земледельческий закон, защищавший земельную собственность. Первый письменный памятник болгарского права — Закон судный людем появился в 865 г. В его основе лежала Эклога. Он сохранился в двух редакциях — из 32 и 77 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского и процессуального права, наставления морально-бытового характера, изложенные в казуальной форме. 52. Правовое регулирование имущественных отношений по законам Ману. По Ману. 4 вида собственности: царская, священная, общины и частная. Законы свидет-ют о глубоком имущ.расслоении индийского об-ва. Получила значит.развитие частная собственность. Ее объектом были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но "Законы Ману" свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений. Перечисляются семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Приобретать вещь можно было только у собственника. 53. Возникновение государства в Древней Индии. Общественный и государственный строй Древней Индии. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. — середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III—II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. 54. Общественный и государственный строй Делийского султаната. Делийский султанат, феодальное государство в Индии со столицей Дели в 1206—1526; было основано в Северной Индии после завоевания её мусульманским государством Гуридов (конец 12 в.) военачальником и наместником Айбаком, объявившим себя султаном. Делийский султанат был феодальной монархией, первым в истории Индии крупным государством, где верхушка правящего класса состояла из чужеземной, мусульманской по религии, феодальной знати. Завоеватели и их потомки основали ряд династий. Представители индийского феодалитета находились в подчинении у мусульман. Экономическую основу господства феодалов в Делийском султанате составляла феодальная собственность на землю. Земля раздавалась в военные бенефиции (икта), которые в середине 14—15 вв. в большинстве превратились в наследственные владения феодалов. Наибольших пределов Делийский султанат достиг в правление Ала-ад-дина Хильджи (1296—1316). С середины 14 в. началось ослабление Делийского султаната. После похода Тимура на Индию (1398—99) от султаната отпали многие его владения — Гуджарат, Малва и др. В 1526 Делийский султанат был завоёван Великими Моголами. 55. Общественный и государственный строй Империи великих моголов. Основателем империи Великих Моголов был Бабур, представитель монгольских династий. Он захватил индийские земли и создал новое государство в Северной Индии, сразу же значительно расширив его границы до низовьев Ганга. Монгольская Индия была деспотическим государством, основной опорой кᴏᴛᴏᴩого была армия и разветвленный бюрократический аппарат, в кᴏᴛᴏᴩом не были до конца изжиты элементы дворцово-вотчинной системы управления, сепаратизм отдельных феодальных групп и крупных общин. Во главе государства Великих Моголов стоял падишах, центральная фигура всей административной и судебной системы Индии. Стоит заметить, что он решал все важные дела в государстве, связанные с назначением должностных лиц, джагиров, наместников провинций и т. д. В 1574 году падишах Акбар ввел административную систему, кᴏᴛᴏᴩая просуществовала до распада Могольской империи, так называемую систему "мансабдари". На основе ϶ᴛᴏй реформы весь бюрократический аппарат был построен по военному образцу. Высшие чиновники были разделены на 33 ранга. Установленные ранги должны были ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать числу наемных всадников, кᴏᴛᴏᴩых они обязаны были выставлять. Не стоит забывать, что важную роль в управлении страной играли постоянно действующие совещания с высшими чиновниками. Эти совещания посвящались как обсуждению текущих дел, так и вопросам религиозной государственной политики. Важно заметить, что один раз в неделю данные совещания превращались в выс-шее судебное заседание. Главными ведомствами в империи Моголов были, как и в Делийском султанате, ведомства военное и финансовое. Во главе финансового ведомства стоял первый министр - диван. Мирбакши был главой военного ведомства, главным интендантом и казначеем. В четверку главных министров входили также мир-саман-главный чиновник, ведавший падишахскими мастерскими и складами, и садруссудар, являющийся главой духовного и судебного управления. В Могольской Индии не было четкого различия меж-ду придворными и государственными должностями. Часто придворный конюший или водочерпий становился первым министром. Все слуги при дворе имели воинские звания по системе "мансабдари", они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Важно знать, что большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, кᴏᴛᴏᴩый просматривал его указы. При дворе существовало разведывательное управление, кᴏᴛᴏᴩое возглавлял особый чиновник. Могольская империя была раз-делена на 15 областей во главе с наместниками - хакимами. В каждую область независимо от хакимов назначались фоуджидары - военные начальники, ведавшие военными делами, гомашты-сборщики налогов и начальники городов-котвалы. В Могольской Индии была значительно увеличена численность войск, непосредственно подчинявших-ся центральному правительству. Отряды, кᴏᴛᴏᴩые оплачивались из казны, назывались дахили (дополнительны-ми). Стоит отметить, что особо привилегированные воины, нанявшиеся не-посредственно к падишаху, назывались ахади, ими командовал эмир высокого ранга. Наряду с наемными войсками в армии были и крестьянские ополчения. 56. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по законам Ману. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Различался брак торжественный, основанный на свободном согласии. Умыкание невесты воспринималось похитителем как военный трофей. Выкуп за невесту осуждался как унижение человеческого достоинства. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с Варновым устройством жена должна была принадлежать к той же Варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой Варны, но женщине из высшей Варны вступать в брак с мужчиной низшей Варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим. 57. Причины принятия, источники, особенности, структура законов Ману. В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший. Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений. 58. Право средневековой Индии. Индусские государства этого времени были монархиями, во главе них стояли махараджи -главные князья. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника. Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати. Индусская политико-религиозная концепция хорошего царя, исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение особой обязанности. Одной из этих обязанностей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями. Махарадже помогали советники. В государственном аппарате значительное место принадлежало военным сборщикам налогов. Эти функции на местах, как правило, совмещали одни и те же лица. Гражданская юрисдикция осуществлялась обычно теми, кто собирал налоги. В жалованных грамотах феодалам вместе с налоговым и административным иммунитетом предоставлялось право суда над крестьянами по отдельным видам уголовных преступлений. Ряд уголовных преступлений рассматривался в судах общин и каст. Широкое распространение купли-продажи земли как следствие развития частной собственности привело к созданию должности главного хранителя государственных документов, в обязанность которого входило утверждение сделки, если она не наносила ущерба казне, и цена, назначаемая продавцом, не была завышена. 59. Преступления и наказания по законам Ману. Виды преступлений, называемых Законами Ману: государственные преступления; преступления против собственности; преступления против личности; преступления, посягающие на семейные отношения. На первом месте стоят государственные: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот и т.д. Среди имущественных преступлений Законы выделяют: кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества; грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, относились и убийство, и телесные повреждения. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны; убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе: смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.); для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы; изгнание; тюремное заключение. 60. Правовое регулирование имущественных отношений по нормам шариата. В обращении с имуществом люди выступают наместниками Аллаха в этом мире, действуя как бы по доверенности от него. Шариат признает различные способы возникновения права собственности, однако приоритетными являются два — собственный труд и коммерческая деят-ть. Показателем уважения собственности является предусмотренное наказание за кражу путем отсечения руки. Отдельные виды имущества не могут находиться в частной собственности: публичная объекты – дороги, кладбища; также пастбища, вода и огонь. Шариат запрещает ростовщичество, а также процент за кредит в денежной форме и за просрочку погашения долга. Запрет распространяется также на азартные игры и рисковые обязательства (пари, лотерея), а значит, на любой полученный таким образом доход. Также запрещено причинять вред другим при пользовании своей собственностью. В шариате установлен запрет на монополию. Установленные в шариате ограничения права собственности касаются и передачи имущества другим лицам. Например, в своем завещании наследодатель может распорядиться не более чем одной третью принадлежащего ему имущества, две трети которого распределяются между наследниками в установленных шариатом последовательности и доле. 61. Время, место и причины возникновения, источники и особенности шариата. В широком смысле слова оно представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно религиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эстетическими. Мусульманское право в узком смысле слова выросло из ислама как ≪богооткровенное право≫, аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как автономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина. Мусульманское право нередко обозначают словом шариат (от араб, ≪шариа≫ — правильный путь), смысл которого передается выражением ≪то, что открыто Богом≫. Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов — ≪право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т. д.) в законе≫. Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священных текстов, т. е. собранных в некое фиксированное число священных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна. Коран — первый источник мусульманского нрава. Само слово ≪коран≫ происходит от слова ≪читать≫ и чаще всего передается выражением ≪произносить речитативом, декламировать≫. Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал. Эта священная книга иногда называется словом зикр (предостережение). В Коране есть слова: ≪И так Мы ниспослали его, как арабский судебник≫ (16, 105). Коран делится на 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из строф (аятов) общим числом 6219. Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним относится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в основном карательного права и о браке и семье. В первые годы после кончины Пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана. Во-первых, прибегали к помощи ≪прецедентов≫, которыми стали считать ≪предания о словах и поступках Пророка≫ (хадисы), собранные в Сунне (от араб, ≪тропа, по которой ходил Пророк≫). Обращались также к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мухаммед. Наконец, обращались к собственному чувству справедливости (рай). Однако последний способ, к которому был вынужден прибегать факих (законовед), был довольно быстро вытеснен Сунной. В Коране есть выражения ≪Сунна пророков≫ и ≪Сунна Аллаха≫ в значении поведения Аллаха в общении с древними народами, которых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мухаммеда и в расширительном значении как ≪свод обычаев и правил поведения древней общины... практика и теория мусульманского правоведения≫ (А. Мюссё). Вскоре правоверные мусульмане, придерживающиеся Сунны, получили название ≪люди Сунны≫, сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, при- способленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др. К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание посланник Аллаха — ≪Сират расул Аллах≫ (от ≪сира≫ —жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источником. Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или ≪аркан≫ —пять столпов веры): •исповедание веры (таухид) — обращение в ислам и исповедание веры в то, что ≪нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха≫; • молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится пять раз в день; • месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание; • милостыня (занят) — налог, который платят богатые, чтобы помочь бедным. Он именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества. Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспределялся; • паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке. Помимо Корана и Сунны, к источникам права относится иджма — вначале толкуется как общее согласие мусульманской общины (апь-умма), а затем как ≪общее согласие законоведов≫ из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен авторитетом Мухаммеда, который однажды сказал: ≪Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает≫. К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам). Значительные облегчения (на случай молчания первых источников или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кыяс (решение юридических дел по аналогии). В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (аль канун — закон, фирман — указ и распоряжение халифа). Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права. Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адаты — родовые и племенные обычаи, в том числе правового назначения). В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные. Среди них действия обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания), а также запрещенные и подлежащие наказанию. Мусульманин должен соблюдать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запретные книги. Он обязан принять участие в объявленной ≪священной≫ войне (джихад) с неверными. Полноправным статусом по шариату в той его части (фикх), которая относилась к юридическим началам, пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии) занимали более низкое положение и облагались тяжелыми налогами. Сами правоверные платили закят (сороковую часть доходов от недвижимого имущества), предназначенный в пользу бедных, что составляло 2,5% суммы доходов. Было известно также ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения. Мусульманкам запрещалось также выходить замуж за иноверца. 62. |