Переодизация и задачи истории государства и права зарубежных стран
Скачать 0.62 Mb.
|
Источники, особенности феодального права Франции. Феодальная основа права Франции наиболее ярко проявилась в том, что оно закрепляло исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. К XI в. полностью исчезает свободная крестьянская собственность на землю. Каждый держатель земли должен иметь сеньора по принципу "нет земли без сеньора". Другая чисто феодальная черта права поземельной собственности - расщепленность. Земля выступала как собственность двух или более феодалов, принадлежавших к разным ступеням сословной лестницы. Право феодальной собственности на землю было неразрывно связано с владельческими правами крестьян. Эти права были ограниченными, но постоянными. Феодальный характер права проявлялся в договоре купля-продажа. С XII в. важные сделки купли-продажи начинают составляться в письменном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами. Текст таких сделок нередко выступал в виде единообразных формул. Феодальный характер права в средневековой Франции проявился также в многочисленных стеснениях торговли и производственной деятельности. Чисто феодальные методы правового регулирования торговли и промышленности получили свое выражение и в налоговой политике абсолютизма, выразившейся, в частности, в значительном увеличении косвенных налогов (акцизов), например на продажу соли, вина. 69. Правовое регулирование имущественных отношений в Западной Европе в период феодализма (Англия, Германия, Франция). В З Европе имущественные права на землю зависели от феодальной иерархии общества. Изначально развивались аллод и бенефиций. В 9 веке бенефиции становятся наследственным держанием. С 10 в они называются феодами, ленамы или фьефами. В 11 в получает своё развитие практика инфеодации. Суть инфеодации заключалась в передаче аллода монарху, церкви или крупным феодалам. С их последующим получением в форме феодов. Изначально вассал не мог распоряжаться феодом, позднее он стал основываться на основе принципа майората. Женщины получили право наследовать феод в 12 в. С 14 в феод стали наследовать все сыновья, но старший сын имел право на преимущественную долю. До 13 в нельзя было отчуждать феод без согласия сеньора. Позже подобное согласие было заменено на необходимость уплаты рельефа. Крестьянские наделы средневековой Франции различались в зависимости от категорий крестьян. Сервы, будучи крепостными, не могли распоряжаться землей без согласия сеньора. Сервы регулярно уплачивали денежный оброк. Также выделялась цензива – неблагородное свободное держание. Она не включала человека в феодальную лестницу. Цензитарий должен был признать свою зависимость от сеньора, который имел право на получение денежных и натуральных провинностей. Сеньор имел право на 1/10 дохода с участка, барщину, баналитеты, а также право охоты на крестьянских землях. Французское право ещё не знало классического понимания права собственности. Применительно к недвижимости использовалась категория сезина (владения, защищаемого в судебном порядке). Если речь шла о феоде, то переход сезины определялся путём инвеституры с последующим владением в течение года и 1 дня. В отношении крестьянских наделов существовал срок давности – 30 лет, также подразумевавший возникновение сезины. Правовое регулирование имущественных отношений в Англии строилось на основе сюзеренитета-вассалитета. Английское общее право регламентировало лишь свободное держание земли. Выделялись свободные держания от короны, так называемые баронии, и свободные рыцарские держания. Держатели всех этих земель считались прямыми вассалами короны. Статут о мертвой руке 1279 запретил владельцем феодов передавать свою землю церкви. Общее право закрепляло несколько видов феодальных держаний: - простое свободное держание – оно возвращалось сеньору лишь при отсутствии наследников - условные земельные владения – в случае отсутствия потомков данные земли возвращались дарителям - заповедные держания – они могли передаваться только старшему сыну В 12-13 в получил своё развитие институт доверительной собственности. Дело в том, что общее право запрещало передавать земли церкви, однако этот запрет обходился с помощью института траста, то есть доверительной собственности. Лишь статут 1535 г предписал признавать собственником того, в чьих интересах происходит управление имущества. Это было сделано в силу необходимости секуляризации земель. Феодальное землевладение средневековой Германии было примерно таким же, как в Англии и во Франции. Вместе с тем существовали некоторые особенности. В частности, субъектами права собственности на один и тот же объект могли быть 2 феодала одновременно. Один из них получал лен в непосредственное пользование, второй становился в режим ожидания. Помимо ленов феодальное право Германии знало Аллоды. Они не обременялись провинностями в пользу сеньора. Землевладельцами были не только феодалы, но и свободные крестьяне, относившиеся к шеффинскому сословию. Крестьянское землевладение определялось степенью личной свободы крестьянина. Чиншивики держали землю на условиях уплаты чинша в пользу феодалов в денежной или натуральной форме. Крепостные крестьяне пользовались той землёй, что им предоставляли их господа. Такие крестьяне покупались и продавались вместе с землёй. Постепенное развитие товарно-денежных отношений привело к сужению чиншевого землевладения. Оно превращается в краткосрочную аренду. В феодальном праве Германии также существовал институт владения. Его особенностью было то, что фактический обладатель вещи не был обязан относиться к вещи как к своей. Держатель вещи по воле собственника рассматривался в качестве владельца и пользовался владельческой защитой. 70. Суд и процесс по Салической правде. Отправление правосудия отмечено во времена составления судебника значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Галло-римляне подразделялись в это время на римлян — королевских сотрапезников, посессоров-землевладельцев и трибутариев-налогоплательщиков, причем последние составляли основную массу. Сотенное собрание (маль) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (мальберг). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), однако высшая власть принадлежала графу — сановнику, назначенному королем для управления пагусом (департаментом), в котором объединялись несколько сотен. Те свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Они восседали на каменных скамьях, поставленных квадратом. Решение выносилось большинством голосов. В каждом суде франков заседали еще особо уполномоченные королевские чиновники, именовавшиеся сацебаронами. В их обязанность входил сбор доли из каждого вознаграждения, которое присуждалось судом. Эта доля причиталась королевской налоговой службе и носила название фредум. Последнее наименование близко по значению словам фритус и фретус, что означало нарушение королевского мира (см. гл. XIII, 6 и гл. L, 3). Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Впоследствии, и довольно скоро, эта организация сменилась более централизованной и бюрократизированной. Председательство в суде от тунгина перешло к графу, который отныне обязывался бывать поочередно в разных сотнях своего пагуса. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон королевства. Это преобразование шло параллельно преобразованию роли писаного закона, в частности, его дальнейшим уточнениям, изменениям и исправлениям. 71. Время, место, причины создания, источники, система, особенности Салической правды. Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом и Салическим законным пактом, состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Основными областями судебного контроля стали преступления на личной или имущественной основе и соответствующие наказания за них, имущественные обязательства и наследование аллода (поземельного владения семьи), обязанности родственников по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или лично-телесного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся преступником. Согласно легенде, Салическая правда составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности старого доброго права. Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения. Об этом можно судить с наибольшей степенью вероятности на основании тарифа поранений и наказаний. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем — в 600 солидов и убийство в военном походе — в 1800 солидов. Откупная цена за совершенное убийство именовалась вергельдом (цена человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов. Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договорных отношениях, участвовали в суде, военных предприятиях. Однако судили лита по тем же правилам, что и раба. В южной части королевства, где проживали галло-римляне, имелись группы римлян — королевских сотрапезников, римлян-землевладельцев, римлян-трибутариев (налогоплательщики). Особую группу составляли лица духовного звания. Убийство епископа оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600. Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданскоправовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственности и порядок наследования. Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбирательстве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности (ср. древнерусское «что ни город, то норов»). Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наиболее приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны. Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакциях с искажениями и вставками переписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями — капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др. Салическая правда — более поздний свод законов среди кодексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов. 72. Правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде. Главы, относящиеся к области гражданского права франков, регулируют порядок возврата похищенных или утраченных (потерянных) вещей, продажи спорного имущества. В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной вещи платит возмещение и возвращает полученную от покупателя сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же поступали и древние греки. Салический закон различает два вида договорных обязательств: относительно вещей и относительно устных договоренностей, основанных на доверии. В первом случае кредитор при свидетелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требований не лишено последствий, поскольку подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если должник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приговаривается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкратного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Возвращение суммы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двукратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга. Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возможностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требования, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на должника каждый раз новый штраф по 3 солида. Еще при первом требовании кредитор получает от тунгина право на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа комулибо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправляется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за нарушение мира). В браке вдов требуемая процедура включала предъявление иска в судебном заседании от участников процедуры, после этого брак заключался в виде продажи за цену в 3 солида и один денарий с согласия трех упомянутых участников заседания. Такой брак у римлян и других первобытных народов связан с тем, что в их практике еще не было заключения чисто консенсуального договора — договора по согласию сторон. 73. Правовое регулирование брачно-семейных и наследственных отношений по Салической правде. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу. 74. Преступления и наказания по Салической Правде. На самых ранних этапах общественного быта вознаграждение за вред воспринималось итогом мирового соглашения, мировой сделки или, как считает французский историк права Р. Дарест, результатом «мирного трактата между воюющими сторонами» — семьей пострадавшего и семьей обидчика. Размер возмещения устанавливался в зависимости от обстоятельств и по договоренности сопричастных лиц либо через посредников. Такой характер композиции (компенсации) представлен в поэмах Гомера и в северных сагах. Но уже ко времени Тацита у германских племен наблюдалось стремление положить спорам о размерах суммы возмещений некий фиксированный предел и назначить их твердый перечень, среди которого предусмотрены были также отчисления в пользу государства. В Салическом законе возмещение делится на две части — на файд, выдаваемый потерпевшему или его представителям в виде выкупа за частную (в том числе кровную) месть, и фредум, поступающий государству за его вмешательство. Фредум составлял третью часть всей суммы. Помимо выкупа существовала еще реституция (возврат или восстановление нарушенного) и возмещение издержек. У кельтов, живших в Галлии еще до римского вторжения, и у германцев возмещение первоначально исчислялось головами скота. Салический закон дополняет это исчисление уже золотой и серебряной монетой. Он употребляет в этих целях римскую золотую монету солидус, равнявшийся 40 динарам серебром. Типичное возмещение составляло 15 солидов золотом. Почти все другие виды возмещений составлялись путем кратного увеличения или уменьшения этой суммы. Она могла быть 3 солида или 600 солидов, а иногда даже 1800 солидов. В период действия Салического закона 3 солида приравнивались к стоимости коровы, зрячей и здоровой, либо кобылицы зрячей и здоровой, либо меча без ножен или ястреба неприрученного. Конь зрячий и здоровый оценивался в 12 солидов, и столько же стоила броня исправная. Тариф возмещений может служить косвенной характеристикой престижа и защищенности различных социальных слоев или ступеней общественной иерархии. Так, если речь шла о преступлении, посягающем на лицо, состоящее на королевской службе, то возмещение увеличивалось в 3 раза. Возмещение родственникам убитого воспринималось не как государственное наказание, а как частное возмещение потерпевшей стороне (семье потерпевшего). Обыкновенный вергельд (от слов «вера» и «гельд» — цена человека по рождении) у франков составлял 200 солидов, а вергельд римлянина уменьшался вдвое. У рипуарцев (другого германского племени, тоже имевшего свой сводный писаный закон) существовала в это же время разница в вергельде за франка и бургундца, а также за алемана, баварца или саксонца. Таким образом проводилась грань между своими и чужими, между франком (соплеменником) и иноплеменниками (римлянами, баварцами и др.). Помимо обязательного денежного возмещения за причиненный ущерб, существовали и другие наказания, например связанные с уклонением от явки в суд или от исполнения судебного решения. В этом случае санкция была одна — поставление ослушника вне закона. У афинян эта ситуация приравнивалась к бегству, римляне свели наказание к «лишению огня и воды». Ослушник, оказавшийся вне закона, подлежал истреблению как опасный дикий зверь. Из подобной практики возникла санкция в виде смертной казни, причем необходимым следствием поставления вне закона или осуждения на смерть стала конфискация имущества. Телесные наказания вначале применялись для репрессий против непослушных рабов. Затем область их применения расширилась. Например, тот, кто освободит от виселицы еще живого осужденного человека, сам должен быть повешен вместо него. За убийство, совершенное вооруженной шайкой, положен вергельд в 600 солидов. Характерно при этом распределение ответственности между соучастниками преступления. Если жертва получила три раны или больше, то считалось, что в действительности произошло три убийства. Вследствие этого счета из напавшей на человека шайки брали трех человек, каждый из которых должен был уплатить стандартный вергельд, затем еще трех, которые платят по 90 солидов, и еще трех, платящих по 45 солидов. Существует множество толкований этой системы подсчета. Согласно шведским законам средневекового периода, в подобных случаях в качестве убийцы преследовался только один человек. Именно ему и присуждался основной стандартный штраф в 40 марок. Однако суд одновременно выбирал для оштрафования еще одного человека из банды, который платил штраф как подававашй советы, а также третьего человека из банды как соучастника, державшего жертву в тот момент, когда ее убивали. По некоторым обобщениям, та же мысль послужила принципом определения наказания за убийство шайкой в Салическом законе, который небезосновательно увеличивает санкцию за убийство бандой. Он, по словам Дареста, устанавливает при этом своеобразный «максимум возмещения» потерпевшей стороне. 75. |