Главная страница
Навигация по странице:

  • Механически Мы расположили автопарк в Химках, поэтому мы подадим машину за два часа по любому адресу в Москве. Наши лимузины всегда рвутся в бойЕстественно

  • Если действующие лица неизвестны

  • Слишком много предложений без действия

  • Главное - естественное звучание

  • Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст ( PDFDrive.com ). Пиши, сокращай Как создавать сильный текст


    Скачать 2.85 Mb.
    НазваниеПиши, сокращай Как создавать сильный текст
    Дата21.02.2020
    Размер2.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПиши, сокращай. Как создавать сильный текст ( PDFDrive.com ).pdf
    ТипДокументы
    #109345
    страница10 из 24
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24

    Лучший синтаксис - естественная речь
    В вас уже встроен генератор хорошего простого текста. Вы умеете говорить складно, если расслабитесь. Вот автор в хорошем настроении рассуждает об умных часах:
    Я мечтаю отказаться от смартфона с большим экраном. Хочу, чтобы все чаты и соцсети жили в компьютере, а на руке чтобы было только время, звонки и редкие уведомления.
    А вот то же самое в более напряженном состоянии:
    После многих лет использования смартфонов (
    свой первый наладонник я купил еще в 2004 году, за 3 года до выхода первого Айфона
    ), я прихожу к мысли, что большой экран - всё-таки зло.
    Постоянная бомбардировка уведомлениями утомляет, и последнее, чего я бы хотел, - чтобы в моем кармане для них было еще больше места. Теперь

    наоборот: чтобы уведомлений было по минимуму и ничего не нежно было носить в карманах.
    Мы не знаем, что происходит с авторами, когда они напряжены, - виноват ли стресс, гормоны, социальное давление или что-то еще. Мы просто наблюдаем это у себя и окружающих. Наш вывод такой: чтобы речь лилась, пишите в расслабленном состоянии. Если пишете в напряжении, будьте готовы редактировать.
    Пишите расслабленными

    181
    Лучшая проверка синтаксиса - прочитать текст вслух. Не про себя, не шепотом, а именно вслух и с выражением. Сразу услышите проблемы неблагозвучия, нестыковки и сложные места. Всё это - плохой синтаксис. Попробуем на примере – статье о покупке телефона и сервисном обслуживании:
    Как бы вы ни выбирали телефон
    , в любом случае что-то пойдет не по плану и его придется донастраивать или докупать к нему какие-то дополнительные аксессуары
    Это может быть, например, батарея которая не держит заряд, или, скажем наушники неудобно подключать. Оболочка опять же неудобная - нужно настроить.
    Здесь есть неприятные стыки согласных, первое предложение слишком длинное, а еще чувствуется многословность. В несколько подходов редактуры получится так:
    Идеальных телефонов не бывает. Какой ни купишь, в нем обязательно что-то не так. А дело всегда в мелочах: то батарея не тянет, то наушники неудобно подключать. то оболочка тормозит. Новый телефон обязательно придется настраивать, а иногда еще и докупать аксессуары.
    Почему второй вариант лучше первого? Точно не знаем. Так естественнее. Чтобы получить результат, мы много раз прочитали и переписали текст. Он должен читаться легко, как будто говоришь вслух.
    В хорошем синтаксисе нет никакой магии. Чем дольше работаешь над текстом, тем лучше. С каждым перечитыванием на ходишь тараканов, переписываешь, снова читаешь - и так пока хватает времени. В какой-то момент начинаешь сразу писать естественно, и тогда редактировать приходится меньше. Но волшебной таблетки от плохого синтаксиса нет. Нужно просто редактировать.

    182
    Действие и бездействие
    Самые энергичные предложения получаются тогда, когда в них есть действие. Вы уже знаете об этом из параграфа «Отглагольное». Это связано с тем, как мы представляем себе прочитанное.
    Когда человек читает текст, он смотрит в голове воображаемый фильм. Если в тексте есть действие, этот фильм интересно смотреть: в нем что-то происходит. Если действия нет, то это не фильм, а натюрморт, и это уже не так интересно. Поэтому чтобы текст был энергичным, старайтесь добавлять в него действие.
    Посмотрите на этот пример о строителях. Что рисуется в голове, когда вы его читаете?
    На счету компании «Сибакадемстрой» три микрорайона в Екатеринбурге.
    Авторство архитектурных проектов принадлежит немецкому бюро
    «Вандерхаус». Помимо домов в проекты микрорайонов входят школы, детские сады и спортивные центры. Всё это сделано для того, чтобы обеспечить детей наших жителей комфортной средой для учебы, развития и занятий спортом.
    Теперь сравните с впечатлениями от следующего текста. Здесь те же самые мысли, только выраженные действиями:
    «Сибакадемстрой» построил в
    Екатеринбурге три микрорайона.
    Архитектурные проекты для них разработало немецкое бюро «Вандерхаус».
    Вместе с домами мы построили по две школы, по два детских сада и по два спортцентра на каждый микрорайон. Здесь дети жителей будут учиться и заниматься спортом.
    Ради интереса посмотрите, как предложения без действий из первого текста превратились в предложения с действиями. Кто и что в них появилось? Ответы на следующей странице.

    183
    В предложении с действием обязательно будут два компонента: подлежащее и сказуемое.
    Подлежащее
    - это тот, кто совершает действие.
    Сказуемое
    - это действие.
    Сильное подлежащее умеет совершать действие. Это человек, фирма, группа людей, робот, иногда даже приложение или программа.
    Слабое подлежащее не может совершать действие. Чаще всего это абстрактные понятия, предметы неживого мира и отглагольные существительные:
    Не может действовать
    Ежедневная двадцатиминутная уборка сделает ваш дом сияюще чистым уже через месяц.
    Рефорестация привела к снижению концентрации углекислого газа в этом регионе.
    Наличие справки не гарантирует возможность повторной сдачи экзамена
    Может действовать
    Если
    вы
    будете убирать в доме по
    двадцать минут в день, через месяц
    ваш дом засияет.
    Волонтеры Гринписа
    восстановили
    этот участок леса, и концентрация
    углекислого газа в регионе
    уменьшилась.
    Даже если
    студент
    принесет справку
    в учебную часть, мы не обещаем, что
    преподаватель
    назначит повторный
    экзамен.
    Уборка, рефорестация и наличие - плохие подлежащие, потому что они не могут ничего делать. Мы, вы, волонтеры, студенты, преподаватели - хорошие подлежащие, они могут действовать.

    184
    Сильное сказуемое
    - это глагол действия. Его можно представить. Это что-то конкретное, что можно изобразить или снять на пленку.
    Слабое сказуемое
    - это глагол, который описывает состояние. Сами по себе такие глаголы использовать можно, но не когда в предложении уже имеется в виду обычное действие. Обращайте внимание на такие глаголы: быть, являться, находиться, иметься, располагаться, становиться, появляться, казаться, относиться. принадлежать, указывать, предполагать, сигнализировать, следовать, вызывать.
    Иногда эти глаголы не значат ничего, а иногда прячут действие. Если в предложении подразумевается действие, найдите его и выразите глаголом. Избегайте бездействия:
    Не действие
    Внедрение ЦРМ-системы обеспечит прирост продаж.
    Рост отказов указывает на проблемы с уровнем обслуживания.
    Работа в нашей редакции предполагает высокую ежедневную загрузку.
    Действие
    Когда мы
    внедрим
    ЦРМ-систему,
    менеджеры
    будут продавать
    на
    треть больше.
    Клиенты всё чаще
    отказываются
    от
    наших услуг. Кажется, менеджеры
    плохо их
    обслуживают
    .
    В нашей редакции вы
    работаете
    посменно: по шесть, семь или больше
    смен каждую неделю.

    185
    Однако это не значит, что во всех предложениях у вас обязательно должны быть действия. Некоторые предложения нужны, чтобы описать что-то неподвижное: передать свойства, нарисовать картину, ввести в ситуацию. Если в предложении не предполагается действия, то в нём лучше использовать глаголы состояния.
    Часто можно вообще обойтись без глаголов:
    В Москве располагается
    70% товарных складов России.
    На нашем складе всегда имеются запасы запчастей на все модели
    Айфонов.
    Акцепт договора предполагает согласие на обработку персональных данных.
    70% товарных складов России - в
    Москве.
    Мы
    держим
    на складе запчасти на
    все модели Айфонов.
    Если вы
    принимаете
    договор, вы
    соглашаетесь
    на обработку
    персональных данных.
    В синтаксисе важно не терять чувство языка. Если ваш вкус подсказывает вам, что с глаголами состояния текст читается без проблем, то не нужно механически ставить глаголы действия. В первую очередь пишите естественно и уже потом думайте о подлежащих и сказуемых:
    Механически
    Мы расположили автопарк в Химках, поэтому мы подадим машину за два часа по любому адресу в Москве.
    Наши лимузины всегда рвутся в бой
    Естественно
    Наш автопарк - в Химках, и мы
    подадим машину за два часа по
    любому адресу в Москве. Наши
    лимузины, как пионеры, всегда
    готовы.

    186
    Если действующие лица неизвестны
    Иногда по предложению нельзя понять, кто совершает действие или обладает свойством. Такие предложения называют безличными и неопределенно-личными.
    Как и любая неопределенность, такие предложения не помогают читателю лучше понять тему. По возможности найдите подлинное действие:
    В компании применяется система штрафов.
    Опозданий становится меньше.
    Складывается нездоровая обстановка.
    Компания
    штрафует
    сотрудников за
    опоздания и прогулы.
    Сотрудники реже
    опаздывают
    .
    Сотрудники
    злятся
    и
    мешают
    работать
    другим.
    Но не нужно насиловать язык, чтобы механически поставить везде действие с правильным подлежащим и сказуемым. Если не лезет или выглядит неестественно - не ставьте:
    Механически
    Облака над нами накапливают влагу, чтобы сбросить ее.
    Городские службы отключат отопление 1 мая.
    Сотрудники
    , задействованные в процедуре ЕГЭ, распечатают
    Естественно
    Собирается
    дождь.
    Отопление
    отключат
    1 мая.
    Конверты с заданиями ЕГЭ
    распечатают
    21 мая в 9:00.

    187
    Иногда действующих лиц можно предъявить, но это не поможет тексту.
    Пишем текст о советском автомобиле «Чайка». Исходная фраза:
    В «Чайку» устанавливали пятилитровый двигатель.
    «Но "устанавливали" - это же неопределенно-личное! – скажет редактор. - Нужно срочно найти подлинные подлежащее и сказуемое!».
    Кажется, что он прав:
    Инженеры устанавливали в «Чайку» пятилитровый двигатель.
    Формально редактор сделал полезное дело: нашел исполнителя и подлинное действие, добавил в предложение энергии, показал фильм.
    Теперь читатель должен увидеть этих инженеров как наяву, понять замысел автора и глубоко заинтересоваться текстом.
    Всё так. Только инженеры в нашем тексте не важны. Это очевидная информация, которая ничего не дает изложению. Что важного в том, что двигатель устанавливали именно инженеры?
    Ничего, это фоновые персонажи. О них не нужно снимать фильм.
    Теперь другой вариант подлежащего:
    Кремлевские механики устанавливали в «Чайку» пятилитровый двигатель
    Мы заменили безликих инженеров на интересных кремлевских механиков. Они стали главными героями нашего мысленного фильма.
    Теперь в голове рисуется секретный кремлевский гараж, где под присмотром агентов КГБ специальные механики устанавливают в брежневскую «Чайку» специальный военный движок.
    Прочувствуйте разницу.

    188
    Слишком много предложений без действия
    Иногда попадаются фрагменты текста, где ни в одном предложении нет действий. В таком тексте почти все глаголы означают состояние. Какой эффект производит такой текст?
    Москва является экономическим центром Российской Федерации, основным, поставщиком кадровых ресурсов
    , научно-инновационных разработок и передовых технологий. На территории столицы активно формируются особые экономические зоны и технопарки. Треть всех научных работников страны – это научный потенциал
    Москвы. В столице обучается более одного миллиона студентов и около
    50 тысяч аспирантов.
    В этом абзаце автор пытается перечислить свойства Москвы. Но он выбрал неправильный формат.
    Абзац в таком виде говорит читателю: «Смотри, во мне связная, логически выстроенная информация, с которой нужно знакомиться с первого предложения». А на деле это не так. На деле это просто набор свойств, которые можно было поставить в любом порядке. Такой блок информации лучше подать перечнем:
    Москва: наука и кадры
    120 НИИ и 200 университетов
    1 млн студентов
    50 тысяч аспирантов
    30 % научных разработок России
    Первое место в России по числу технопарков и особых экономических зон
    Подробнее о функциях абзаца - в параграфе «Абзац».

    189
    Эту ситуацию не путайте с другой: когда действие есть, а глагола нет.
    Если по смыслу кто-то что-то делал, то извольте найти нужные глаголы действия и применить их к тем, кто это действие совершал:
    Действие скрыто
    Повышение конкуренции и снижение темпов роста рынка негативно сказываются на эффективности рекламных вложений, поэтому ценность каждого отдельного клиента повышается вместе с ценой рекламной ставки.
    Когда консультант находится в онлайне, но читатель не получает ответы на свои запросы, такой консультант вызывает только лишь раздражение, а не желание ждать его ответа.
    Действие раскрыто
    Рынок
    больше
    не растет
    , поэтому
    бизнес
    вкладывает
    всё больше денег в
    привлечение одних и тех же клиентов.
    Начинается
    война рекламных ставок
    :
    клиентов
    получает
    тот, кто
    платит
    за них больше. В пересчете на рубли
    эффективность
    рекламы
    падает
    .
    Клиента
    бесит
    , когда
    консультант
    в
    сети, но
    не отвечает
    на вопросы.
    Обратите внимание на «бесит» - это безличное предложение, но оно звучит просто и естественно. Не нужно городить синтетические «клиент испытывает раздражение» или «клиент высказывает недовольство».
    Клиент здесь ничего не делает: меняется лишь его состояние.
    Действующее лицо здесь - консультант.

    190
    Парцелляция
    Парцелляция - это разбивка предложения точкой в произвольных местах. Или цепочка неполных предложений. Вот как сейчас. Или хуже.
    Вот так. В инфостиле. Это плохо. Понимаете. Почему?
    Парцелляцией пользуются авторы художественного текста, чтобы изобразить присущий человеку поток сознания. Мол, чем обрывочнее и точнее будут выхвачены мысли, тем лучше читатель погрузится в образ.
    Иногда это получается. Вот писатель Евгений Гришковец:
    Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел ее ... и отправился встречать Макса.
    Иногда· это выглядит по-юношески наивно:
    Любовь. Чувства и любовь. Я несла тебе свои чувства и любовь. А ты променял их. И на кого? На эту дуру из девятого «Б». Что ты в ней нашел? А как же мои чувства? Любовь? ..
    Вот менее издевательский пример:
    У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь, с которой не хочется расставаться.
    Которая не скатывалась бы через пять минут после носки, отлично сидела и грела бы нужные части тела, будь вы на склоне, в балетном зале или на долгой прогулке в парке.
    Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга.
    А броско шикарно и выделяла бы вас из серой толпы.
    В тексте чувствуется эмоция, но читать его сложновато: слишком много пауз и неестественно оборванных фраз.

    191
    Простой способ проверить текст на парцелляцию – попробовать прочитать предложение из середины, не глядя на окружение. Если предложение не имеет смысла, это парцелляция:
    Которая не скатывалась бы через пять минут носки.
    А броско
    , шикарно и выделяла бы вас из серой толпы.
    Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, надетый из чувства долга.
    Чтобы исправить парцелляцию, просто сделайте предложения полными. Добавьте подлежащее и сказуемое:
    У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь: свитер, кофта, жилет или шарф. Такая вещь не скатывается за пять минут носки, отлично сидит и греет нужные части тела. В ней не стыдно пойти на работу, свидание и на встречу с друзьями - а не только на ужин к родителям.
    Сравните одно и то же предложение с парцелляцией и без:
    Которая не скатывалась бы через пять минут носки.
    Плюс выглядела бы не как свитер с оленем.
    Хорошая вязаная вещь не
    скатывается за пять минут носки.
    Такая вещь не похожа на бабушкин
    свитер с оленями.
    Парцелляция может быть в тексте в редких эмоциональных моментах, когда вы уверены, что читатель с вами на одной волне. Как сейчас. Но это предел.
    Потом лучше продолжить обычными полными предложениями.
    Обратите внимание: парцелляция в предыдущем абзаце спрятана в середине, чтобы случайно на неё не попасть.

    192
    Главное - естественное звучание
    Хороший редактор соблюдает баланс между действиями и описанием.
    Он не делает ничего механически, ради следования правилам. А еще он постоянно читает текст вслух, чтобы найти ошибки.
    Попробуем еще на одном примере. Следите, как этот текст о кредите на машину эволюционирует с каждым подходом:
    Выехав из салона, новая машина мгновенно теряет 30 % своей стоимости.
    Тем не менее у нее сохраняются остальные 70 % стоимости, а также трехлетняя гарантия. А если уметь вести переговоры, то машина может сохранить и 80, и 90, и даже 100 % стоимости. Машина является довольно ликвидным товаром, брать на нее кредит кажется разумным.
    Когда новая машина выезжает из салона, она теряет 30% своей стоимости.
    Тем не менее она сохраняет остальные 70% стоимости и трехлетнюю гарантию. А если вы умеете вести переговоры, то машина может сохранить и
    80 %, и даже 90 % стоимости. Машина довольно ликвидная, брать на нее кредит разумно.
    Новая машина теряет треть стоимости, как только выезжает из салона. Но остальную стоимость она сохраняет. А если вы умеете договариваться, то машина может и не потерять в цене. Поэтому машина ликвидная, брать на нее кредит разумно.
    Как только новая машина выезжает из салона, она уже не новая. Это значит, что она теряет треть стоимости. Но остальную стоимость она сохраняет. А если вы умеете договариваться, то машина может вообще не потерять в цене.
    Поэтому машина ликвидная, брать на нее кредит разумно.

    193
    Если вам кажется, что после редактуры текст зазвучал неестественно,
    - вам не кажется. Главное мерило хорошего синтаксиса - то, как текст звучит. Забудьте на минуту о стоп-словах, подлежащих и сказуемых.
    Переписывайте текст до тех пор, пока он не будет звучать естественно,
    - даже если для этого придется откусить большую часть:
    Клиентский крик или «наезд» - это, наверное, самое страшное, что бывает в проекте, - после, пожалуй, полного разрыва отношений. И когда клиент опрокидывает на вас ушат своего необоснованного гнева, первое, что хочется делать, - это неистово оправдываться. По крайней мере так кажется интуитивно. Но это гарантированный путь к провалу всего проекта.
    Первое, что хочется сделать, когда на вас опрокидывается ушат клиентского гнева, - накрыть голову руками и неистово оправдываться - и интуитивно кажется, что это самое верное решение, но это путь к провалу.
    Когда клиент на вас накричал, сначала хочется оправдаться. Но это путь к провалу проекта и отравлению отношений.
    Когда клиент на меня кричит, моя первая реакция - хочу оправдаться. Но оправдания - это яд. Им можно убить проект.
    Когда клиент на меня кричит, первое желание - оправдаться. Но делать так нельзя. Это может убить проект.
    Лучше меньше, да лучше.

    194
    2.3. Запятая
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24


    написать администратору сайта