План урока самопознания
Тема В ЗЕРКАЛЕ КРАСОТЫ
Школа Дата №3-4
Ценность Внутренний покой,
Качества сопереживание, доброта, честность, справедливость, аккуратность
Педагог Класс 9Кол-во уч-ся-
Цель: углубление представлений учащихся о понятии красота человека». Задачи: раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния инутреннего мира человека; развить стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия; - воспитывать чувство прекрасного.
| Ресурсы:(материалы,
источники)
| Ход урока: . Позитивный настрой Концентрация на дыхании.Учитель: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза…, спинки прямо…, руки можно положить на колени… Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (9-10 раз, медленно)
| Анализ хода урок
| Проверка домашнего задания.
Задание 1-2 выступить всем, сформулировав¬шим свой Закон красоты. Подводя итоги, следует отметить, что кратко Закон красоты можно представить как гармон¬ию духовного мира, физического здоровья и культуры человека.
|
| 3.Подарок учителя.
Карамельное платье Булатникова Дарья Однажды принцесса, рассматривая себя в зеркало, громко вздохнула: - Ах, как мне надоели мои платья! И шелковые, бархатные, и даже кружевные! Такие платья есть у всех... И добавила, капризно топнув ногой: Хочу необычное платьице. Такое, чтобы, увидев меня в нем, все кричали: "Удивительно! Прелестно! Велико¬лепно!" Слова принцессы услышал юный паж, тайно влюбленный в нее и мечтающий стать рыцарем и победить какого-нибудь дракона. Но подходящих драконов пока не было, а желание принцессы - закон. Первое платье влюбленный паж сделал для принцессы из разноцветного пластилина, но оно тут же стало таять на солнце и, увидев его, принцесса сморщила носик: - Фи! Второе платье было сделано из цветной бумаги. Паж долго вырезал ажурные кружева для воротника и рукавов, но, когда принцесса примеряла новый наряд, в окно подул ветерок, и платье громко зашелестело. - Какой ужас! - воскликнула принцесса и затопала обеими ногами: - Оно так шуршит, что никто и не услышит, если я что-то скажу! Огорченный паж долго бродил по городу, размышляя, из чего бы сделать самое необыкновенное платье. Он заходил к жестянщику, столяру и скорняку, но, как только представлял принцессу в наряде из жести, дерева или грубой кожи, бежал прочь. И наконец он увидел кондитерскую лавку. На ее витрине красовались шоколадные звери, марципановые замки и карамельные куколки. Розовая карамель сверкала и переливалась на солнце. - Это будет карамельное платье, - прошептал паж и бросился в лавку. Пахнущий ванилью кондитер долго не поддавался на уговоры, но все-таки уступил. Всю ночь в кондитерской горел свет - это паж и кондитер готовили карамель и разливали ее в формы. К утру платье было готово и доставлено во дворец. - Какое чудо! - воскликнула принцесса, разглядывая пышную юбку из жемчужно-розовой карамели, расшитую прозрачными зелеными леденцами. Узоры из сахарной глазури, мармеладные ленточки, корсаж с отделкой из монпансье - все выглядело необыкно-венно нарядно. Как только принцесса надела новое платье и вышла на площадь перед дворцом, над ней закружились бабочки, привлеченные сладким ароматом. - Какое удивительное платье! - восклицали все вокруг. - Вы только посмотрите! Собралась толпа. Дети и собаки норовили лизнуть вкусный наряд принцессы, но их прогоняли стражники. А гордый кондитер рассказывал всем, что это чудесное платье сделано из его карамели. Принцесса разгуливала по площади и слушала восхищенные крики. И только одно вдруг начало ее смущать - все говорили только об удивительном платье и о мастерстве, с которым оно было сделано. Все словно забыли о том, что в этом платье она - принцесса! И именно ею и надо восторгаться, а не этим дурацким платьем! Заметив, что она нахмурилась, паж огорчился. Неужели он и на этот раз не смог угодить капризной принцессе? И тут... Плывущее в небе облачко, решило, что стало слишком I яжелым и неуклюжим, и на площадь весело полился летний дождик. Первые его капли засверкали на карамельном платье, словно алмазы, вызвав новый восторг. Но потом кто-то крикнул: - Смотрите, оно тает! Платье тает! И действительно - дождь стекал с платья принцессы розовыми, зелеными и белыми струями, и через минуту принцесса уже стояла в разноцветной сладкой луже. - Скорее во дворец, ваше высочество! - воскликнул паж, набрасывая на принцессу свой плащ. Весь день до самого вечера принцесса, которую прид- норные фрейлины отмыли от липких остатков карамель¬ного платья, переодели и утешили, была задумчива. учили, что содержание первично, форма вторична, что содержание определяет форму. Следовательно, «по правилу» ты обязан был бы сначала что-то узнать о духовном мире «зеленого свитера», ее отношении к животрепещущим идеям и проблемам века, а уж потом любоваться внешностью... Лирик. Причем тут содержание и форма? Познание любого явления начинается с обыкновенного ощущения. Чтобы возникла потребность в познании сущности человека, он должен тебя всерьез заинтересовать. Ты как- то странно, прости, примитивно понимаешь форму. Да, в оценках людей мы исходим больше из видимого и очевидного, мало вдумываясь в «тонкости». А в них-то чаще всего и кроется суть. Если бы внешность человека отражала его внутреннее содержание, познание человека было бы легким делом. «Надо пуд соли съесть», чтобы узнать человека, а мы нередко обходимся ста граммами. При случае не прочь красиво сказать, что человек есть самая сложная «загадка», «тайна» природы, а в конкретной жизни как раз «загадочное» обходим или упрощаем. Физик. Ты как истый гуманитарий склонен усложнять банальное. Не помню, какой мудрец это изрек, но я с ним согласен: «Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна заключена в видимом, а не в невидимом». Парадокс? Не только. Что, например, заставляло первобытного человека, необразованного, нецивилизованного, украшать свою внешность всякими амулетами, ожерельями, перьями, бусами и прочими «излишествами», что? Сведущие люди говорят - чисто утилитарные соображения. Дикарь столь наивным способом пытался умилостивить внешние силы природы. 11усть так. Но я бы не упускал из внимания и более простое объяснение: первобытный человек хотел и нравиться. Среди них тоже были свои «пижоны» и «модницы». С течением времени желание нравиться становится главным стимулом. Изменения современной моды, за которыми занятому человеку не уследить, уже не объяснишь харак¬тером труда или борьбой с внешними силами природы. Просто хотят нравиться. И ты, и я, и «зеленый свитер». Лирик. Правильно. Значит, незачем превращать одежду в какой-то фетиш, показатель морального облика или интеллекта человека. Нередко умные и интересные люди бывают безразличны к своей внешности, выглядят «чудаками». Стоит ли их убеждать следовать моде? Само стремление не выделяться, не подчеркивать своего превосходства над окружающими сугубо внешним способом говорит об уме и культуре больше, чем ультрасовременный костюм или прическа. У таких людей есть чем выделиться, кроме своей внешности. Как тут быть с «правилами»? Физик. Здесь я с тобой согласен. Значение одежды для молодежи, по-моему, сильно преувеличено. Модников не так уж много, как об этом говорят и пишут. Вот и получается: добрые советы и правила нередко существуют сами по себе, а жизнь течет сама по себе... Рафаэль - светский щеголь, пахнущий духами, с жабо из тонкого кружева, а Микеланджело, как известно, напротив, месяцами не снимал сапог и своей куртки, которая прилипала к телу, целиком отдавался работе над фресками, подолгу не менял рабочего положения, отчего у него сращивались шейные позвонки. И оба были гениальными художниками, людьми высокой культуры. Альберт Эйнштейн любил и предпочитал всей прочей одежде домашние туфли и просторную фуфайку. Василий Шукшин в набросках ответа на анкету одной уважаемой газеты признался, что в «новом костюме или даже в глаженых брюках ничего путного написать не смогу. А если еще и в галстуке, то и строки не выжму. Не знаю, почему так. Хорошо, когда просторно, тепло и не боязно мять: старые штаны, валенки, чистая рубаха». Кажется, это принято у англичан: очень строгий деловой костюм на работе и полная свобода домашней одежды. Важно, чтобы было удобно, рационально, целесообразно. По-моему, никаких правил гут нет и быть не может
- Как внутренний мир человека отражается на его внешности?
|
| 4. Позитивное высказывание (цитата).
Людей суди по уму, Но не по облику их. Абай
|
| 5. Творческая деятельность, групповая работа.
Опишите внешность известного вам человека или пнпературного героя. Проанализируйте, как во внешних признаках проявляется истинная внутренняя сущность человека
|
|
6.Групповое пение.
Я так хочу стихи свои писать
Эдуард Асадов
Я так хочу стихи свои писать,
Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперёд.
Такая песня будет побеждать,
Такую примет мой народ!
Пускай трудна порою крутизна,
Но там, где люди солнце обретут,
Быть может, песню и мою споют,
И в чьём-то сердце задрожит струна.
Я так хочу стихи свои писать,
Чтоб, взяв их в новый незнакомый век,
Читатель мог уверенно сказать:
– Недаром прожил в мире человек!
И там, у завершенья крутизны,
Сквозь яркий день и сквозь ночную тьму,
Вплетая голос в гул моей страны,
Я так скажу потомку своему:
"Ты слышишь этот песенный прибой?
Ты видишь счастьем залитую ширь?
Храни же свято этот светлый мир,
Что добыт был великою ценой!"
Я так стихи свои хочу писать,
Чтоб этот миг приблизить хоть на час.
Они прекрасны, замыслы у нас!
И наши песни будут побеждать!
|
| 7. Домашнее задание.
Сходите в музей изобразительного искусства или внимательно изучите альбом репродукций известных художников. Выберите такие портреты, героев которых вы назвали бы красивыми. Почему, на ваш взгляд, эти люди красивы? Попробуйте сформулировать Закон красоты (вывести формулу красоты). (Задание выполняется в тетради.)
|
| 8. Заключительная минута урока. Вспомните все, что вы узнали сегодня на уроке, подумайте об истинном предназначении человека. Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека.
|
| |