тренды. По заказу министерства образования и науки республики казахстан с74 Тренды современного образования Алматы
Скачать 3.34 Mb.
|
1. Визуальная грамотность 2. Дополненная реальность 3. Обучение на основе жестов 4. Порционное обучение V ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 201 ВИЗУА ЛЬНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ V. Современное образование мультимодально ВИЗУА ЛЬНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 202 ВИЗУА ЛЬНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ ВИЗУА ЛЬНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ > Научиться лучше видеть < Ключевые понятия Визуальная грамотность, визуальное мышление, визуально-ориентированное образование, визуальное образование, визуально-ориентированная учебная программа, визуальные сред- ства информации, визуальные тексты, мышление в картинках, язык в картинках, визу- альный поиск, интермедиальность, визуализация знаний, медиаграмотность, визуальные коммуникации, визуальные знания, мультимодальность, мультимодальная грамотность Если вкратце, то визуальная грамотность — это умение создавать и воспринимать визуаль- ные сообщения. Это способность «считывать» значение со всего, что мы видим. Визуаль- ная грамотность расширяет основное значение термина «грамотность», исходя из того, что изображение можно «считать» и понять его значение. Визуальная грамотность — это также способность давать оценку, использовать на практике и создавать визуальные понятийные представления. Это ключ к сенсорной грамотности, основному аспекту критического мышле- ния. Ученики должны научиться пользоваться своими чувствами максимально эффективно. Обучение визуальной грамотности лежит за пределами школьного обучения и необходимо во всех аспектах нашей жизни, в том числе в карьере: врачи, медсестры, журналисты, по- лицейские, водопроводчики, водители автобусов, шеф-повара и многие другие используют визуальную грамотность в своей повседневной профессиональной деятельности. Поскольку визуальная грамотность — это фундаментальная способность человека (70% сенсорных рецепторов расположены на сетчатке глаз), она приобретает особый смысл в эпоху техно- логического шума. Возьмем, например, учебники — они полны визуальных эффектов, которые кажутся только надстройками к написанному тексту. Должно быть наоборот: визуальные эффекты должны быть основным содержанием, поддерживаемым сопроводительным текстом. Люди созданы для визуального восприятия: 70% наших датчиков расположены в глазах, и почти 50% мозга занимается визуальной обработкой. Так почему мы так много говорим в процессе образования? Мы должны начать использовать больше визуальных образов в образовании и поставить своей целью визуально-ориентированную систему образования и развитие визуальной грамотности учеников. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 203 ВИЗУА ЛЬНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ Например, в преподавании математики мы очень рано избавляемся от визуальных представ- лений, начиная составлять описания и алгоритмы. Мы забываем, что изображение может заменить тысячи слов и помогает легче понять математические задачи. Учителя жалуются, что ученики их не слушают или не помнят, что им говорили. Подготовка и предоставление визуальной альтернативы учебным материалам занимает больше време- ни, чем подготовка лекции, но значительно меньше, чем необходимость заново повторять пройденный материал. Современные ученики очень хорошо осведомлены о средствах массовой информации. Они буквально растут на телешоу, видеоиграх, компьютерной графике, фильмах и реклам- ных паузах. И если мы хотим их учить, то должны сначала достучаться до них, научив- шись говорить с учениками на одном языке и используя визуальные средства обучения в наших школах. Причины появления • Визуальная грамотность становится крайне важным практическим навыком в цифровом мире эпохи глобализации. • Учебная среда должна адаптироваться к жизни и стилям обучения современных детей. Преимущества • Помогает интерпретировать визуальные носители информации и произведения искусства и воспринимать смысловое наполнение, которое не было заметно раньше. • Поддерживает развитие аналитического мышления, помогает осознать соответствие смыслового наполнения и визуального представления конкретных текстовых сообщений. • Помогает стать более осведомленным и скептически настроенным потребителем визуальных средств информации, например, рекламных роликов. • За счет развития визуализации образов, пополнения словарного запаса и общих понятий помогает стать опытным и зрелым читателем, научиться получать удовольствие от чтения. • Помогает научиться создавать визуальные медиа. • Поддерживает как творческие и аналитические способности, так и умение самостоятельно создавать текстовые и визуальные материалы. Трудности • Преподаватели не смогут эффективно научить визуальной грамотности, пока не научатся сами. • Визуально представленное понятие может быть более убедительным, чем на самом деле, благодаря возможной интерпретации. • Эффективность визуального образования в значительной степени зависит от прошлого опыта учащегося. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 204 ВИЗУА ЛЬНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ • Визуализация может отвлечь человека от главной цели. • Создание наглядных материалов требует значительных затрат с точки зрения денег, времени, оборудования и авторских прав. Материалы по теме • Программа визуального образования в Австралии http://www.australiancurriculum.edu.au/ gen– eralcapabilities/literacy/ motive ng- elements/ visual-knowledge • Lino http://en.linoit.com/ • Pinterest http://www.pinterest.com/ • Pic Stitch https://itunes.apple.com/us/app/pic-stitch/ id454768104?mt=8 • Symphonical https://symphonical.com/ • My Roll http://www.myroll.com/ • Kanvas https://itunes.apple.com/gb/app/kanvas/ id653298682?mt=8 • Over http://madewithover.com/ • Write About This http://www.writeaboutapp.com/ Сопутствующие тенденции Повествование с помощью технологий Релевантно-ориентированное обучение Дополненная реальность Обучение программированию (Coding) Перевернутый класс Персонализация в образовании 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1 3 2 1 . . . A A ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 205 ДОПОЛНЕННАЯ РЕА ЛЬНОС ТЬ V. Современное образование мультимодально ДОПОЛНЕННАЯ РЕА ЛЬНОС ТЬ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 206 ДОПОЛНЕННАЯ РЕА ЛЬНОС ТЬ ДОПОЛНЕННАЯ РЕА ЛЬНОС ТЬ > Дополнение человеческого восприятия < Ключевые понятия Интернет вещей, аутентичное изучение, автоматизированный сенсорный ввод, опосредо- ванная реальность, смешанная реальность Дополненная реальность — это расширение реальности, «видимой» пользователю, посред- ством устройства, которое передает дополнительную информацию. Устройство должно быть оснащено «прозрачным экраном» или камерой — это могут быть ноутбук, планшет или смартфон. Дополнительная информация в формате графики, звуков, анимации, координат GPS или ответа на запрос может быть наложена на реальные изображения окружающего мира. Дополненная реальность расширяет визуальное изображение окружающего нас мира. Таким образом, реальный мир становится интерактивным и поддается цифровой обработке. Рональд Азума, первооткрыватель и новатор в области технологий дополненной реальности, определил три основных ее свойства: • Объединяет виртуальные и реальные объекты в реальном мире • Позволяет взаимодействовать в режиме реального времени • Реальные и виртуальные изображения точно совмещены друг с другом Добиться точного совпадения реального и виртуального изображения, особенно при вза- имодействии в реальном времени и при наличии подвижных объектов, очень сложно. В результате некоторые приложения дополненной реальности опираются на реальные объекты, например, пластиковые или бумажные карточки со специальными изображе- ниями. Изображение позволяет программе идентифицировать определенный объект и создать его образ, что даст возможность пользователям управлять выбранным объектом. Существует множество категорий и вариантов использования приложений дополненной реальности: браузеры дополненной реальности (своего рода «третий глаз»), компьютер- ные игры, интерактивные карты преступлений в криминалистике и, конечно же, мно- жество инструментов для обучения. Возможность использовать виртуальную информа- цию, созданную программным обеспечением, реальные изображения и видео делают эту технологию идеальным инструментом для мгновенного обучения в контексте различных реальных ситуаций. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 207 ДОПОЛНЕННАЯ РЕА ЛЬНОС ТЬ Причины появления • Мобильность учеников и необходимость мгновенного доступа к информации. • Потенциал для усиления восприятия реальности с помощью мобильных устройств. • Необходимость контекстного образования, потребность расширения возможностей обучения в существующем учебном пространстве. Преимущества • Персонализирует обучение и делает его более значимым за счет личного опыта учащихся. • Привлекает учащихся, обеспечивает необходимые образовательное взаимодействие и поддержку. • Помогает учащимся лучше понимать содержание и информацию, получаемую в привычном учебном пространстве. • Создает реалистичные модели, демонстрируя учащимся контекстуальную трехмерную природу реального мира. Трудности • Из-за инновационности и привлекательности технологии существует риск, что при ее использовании будет недостаточно внимания уделено качеству и содержанию, которые имеют ключевое значение для целей образования. • Эффективность и целесообразность дополненной реальности еще не были проверены или доказаны в какой бы то ни было области обучения. Материалы по теме • Проект SixthSense http://www.pranavmistry.com/projects/ sixthsense/ • Игра Buffalo Hunt http://gameslab.radford.edu/ROAR/games/ buffalo-hunt.html • Виртуальный планетарий GoS-kyWatch Planetarium https://www.youtube.com/watch?v=S-yRIH- bHDw • Коллекция игр ARIS Global Game Jam and ARIS games http://arisgames.org/ • Использование сема-кодов в начальной школе св. Марии в Нортон ин Мурс (Великобритания) http://news.bbc.co.uk/local/stoke/hi/people_ and_places/newsid_9371000/9371536.stm • Примеры приложений дополненной реальности http://www.digitaltrends.com/mobile/best- augmented-reality-apps/ • Примеры использования дополненной реальности в образовании http://www.educatorstechnology. com/2013/06/20-ways-to-use-augmented- reality-in.html ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 208 ДОПОЛНЕННАЯ РЕА ЛЬНОС ТЬ Сопутствующие тенденции Интернет вещей Голограммы Четвертая промышленная революция Носимые технологии Обучение на основе жестов ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 209 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЖЕС ТОВ V. Современное образование мультимодально ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЖЕС ТОВ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 210 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЖЕС ТОВ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЖЕС ТОВ > Обучение всем телом < Ключевые понятия Кинестетическое обучение, телесно-кинестетический интеллект, методы восприятия жестов, активное обучение, образование с помощью технологии kinect, обучение через движение Жесты всегда были универсальной формой человеческого общения. Именно жесты — один из первых способов взаимодействия младенца с другими людьми. Более того, даже управ- лять устройствами с помощью прикосновений проще и естественнее, чем с помощью ком- пьютерной мыши или клавиатуры. Многие устройства сегодня способны считывать наши движения, а значит, ими можно управлять, прикасаясь, делая какие-то движения пальца- ми или всем телом, а также изменяя положение самого устройства. Так человеку легче взаимодействовать с программами, он словно переносится в виртуальный мир, где может интуитивно понятно управлять программным обеспечением и взаимодействовать с ним. Обучение через жесты имеет одно основное преимущество по сравнению с большинством методов — оно не допускает пассивного участия в учебной деятельности. Таким образом, мы можем создавать и поддерживать по-настоящему интерактивные уроки в классе. При использовании технологий взаимодействия «человеческий мозг — компьютер» устрой- ства считывают сигналы ЭЭГ непосредственно из мозга учеников и связываются с ними на- прямую. Мозговые волны, возможность читать и усиливать их — потенциально эффективная, но пока что совсем неизученная сфера возможностей обучения. Тем не менее, стремитель- ный прогресс в этой области, а также активное изучение вопроса сновидений и влияния фаз сна на мозговую деятельность вскоре могут радикально изменить наше представление о получении знаний. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 211 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЖЕС ТОВ Причины появления • Работа с помощью компьютерной мыши и клавиатуры — это устаревший метод, не подходящий для устройств следующего поколения, таких как смартфоны или планшеты. • Необходимость сделать обучение более активным (движение активирует разум) и интерактивным. • Потребность в интерфейсе, интуитивно понятном для людей. Преимущества • Обучение кинестетическим методом позволяет каждому ученику достичь лучших результатов. • Стимулирует учащихся к более активному участию. • Развивает кинестетические способности и поддерживает методы активного обучения. • Переносит технологию в реальный мир, где движение и реакция происходят инстинктивно. • Помогает учащимся со специальными образовательными потребностями и учащимся-инвалидам (поскольку технология полезна для развития навыков или облегчения деятельности). • Поддерживает деятельность, развивающую социальные навыки. • Способствует сотрудничеству посредством участия в групповой работе и развивает навыки решения проблем. Трудности • Высокая стоимость по сравнению с преимуществами использования. • Может отвлечь внимание от обучения. • Требует пространства для предотвращения возможных травм. Материалы по теме • Телесно-ориентированное программирование в образовании https://education-2025.wikispaces.com/ Gesture-Based+Computing • Использование устройств Nintento Wii, Kinect, Kinect в обучении http://www.kinecteducation.com/blog/tag/ kinecteducation/ • Проект Kinect Nat Geo TV, EyeMusic http://www.cs.uoregon.edu/Research/cm- hci/EyeMusic/ • Виртуальный стол для аутопсии https://www.tii.se/projects/autopsy • Emotiv Epoc http://www.emotiv.com/ • SixthSense http://www.pranavmistry.com/projects/ sixthsense/ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 212 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЖЕС ТОВ Сопутствующие тенденции Мобильное обучение Обучение с элементами развлечения (Edutainment) Игрофикация Носимые технологии Современные телевизоры ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 213 ПОРЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ V. Современное образование мультимодально ПОРЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 214 ПОРЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОРЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ > Знания как деликатес < Ключевые понятия Обучение «на один зубок», обучение по чуть-чуть, обучение на ходу, порционное обучение Порционное обучение — это образование, которое подают понемногу, в порциях «на один зубок», чтобы было легко проглотить. Эта метафора описывает объем знаний, которые ученикам легко усвоить, потому что он не превышает их способности приобретать зна- ния. Ученики могут более эффективно сконцентрировать внимание на таких небольших фрагментах. При этом методе обучения ученик сосредотачивается только на одной теме, которую ему объясняют четко и сжато, с использованием хорошо продуманных примеров. Порционное обучение часто связано с использованием средств мультимедиа в образовательном про- цессе, например, это могут быть фильмы, короткие мультики, интерактивные презентации и другие средства, способные привлечь внимание учеников лучше, чем тексты в учебнике. Порционное обучение — это метод, который использует силу современных технологий, особенно мобильных устройств, распространенных в современном мире. Сочетание тех- нологий и небольших фрагментов знаний позволяет ученику легко переключаться между мобильным устройством и рабочим столом и обратно в любое время. Кроме того, разде- ление образовательного контента на небольшие, легко усваиваемые части способствует долгосрочному запоминанию и позволяет учиться шаг за шагом, что обычно приводит к лучшим результатам обучения. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 215 ПОРЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Причины появления • Ограниченная способность сосредотачиваться и небольшой промежуток концентрации внимания учеников. • Нехватка времени. • Потребность в многозадачности. • Ограниченный объем знаний, которые можно усвоить. • Необходимость быстрого доступа к информации. |