Главная страница
Навигация по странице:

  • Материализм Радищева

  • Социологические воззрения Радищева

  • Просветители и ученые-материалисты Под влиянием Радищева антикрепостнические идеи в России в конца XVIII —начале XIX в. проповедовали В. Пассек, Ф. Кречетов

  • И. Пнин, А. Бестужев, В. Попугаев, А.Кайсаров, В.Ма­ линовский , А. Куницын

  • § 5. Философские и социологические взгляды декабристов

  • Философские воззрения декабристов

  • Декабристы-идеалисты

  • Краткий очерк истории философии учебник (2). Под редакцией


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеПод редакцией
    АнкорКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    ТипКнига
    #18611
    страница24 из 29
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

    Украинские просветители. Г.С. Сковорода



    Самобытным украинским мыслителем в XVIII в. был Григорий Саввич Сковорода (1722—1794). Пос­ле обучения в Киевской духовной академии Сковорода долгое время путешествовал, за­тем работал преподавателем Переяславской духовной семинарии, Харьковского коллегиума.

    Сковорода отрицательно относился к крепостниче­ским порядкам, горячо сочувствовал угнетенному на­роду, прославлял труд, осуждал праздность и мораль господствующих классов, призывал к просвещению, нравственному самосовершенствованию, высказывался за совместные действия украинского народа с русским. Сковорода был автором ряда философских работ: «Наркисс», «Дружеский разговор о душевном мире», «Израильский змий» и др. Философские воззрения Ско­вороды отличались дуализмом, иногда с налетом ми­стицизма. Он признавал объективный характер приро­ды и ее законов, наличие бесконечного множества ми-ров во Вселенной, был сторонником гелиоцентрической теории Коперника. Сковорода верил в безграничную возможность познания мира, критиковал средневеко­вую схоластику и некоторые стороны официальной ре­лигии. Вместе с тем он признавал бога в качестве твор­ца мира, отождествляя его иногда с природой, говорил «духовной натуре» как о проявлении божественной сущности. Окружающий мир он делил на «обитательныи мир» — мир человека — и «мир символический» («тайнообразный», или библейский). Проповедь Сковородой просветительских идей, выступление в защиту угнетенного народа имели прогрессивное значение.

    Немаловажную роль в распространении просвеще­ния на Украине, в критике крепостничества и морали господствующих классов сыграл Иван Петрович Котляревский (1769—1838).

    § 4. Философские воззрения А. Н. Радищева

    Александр Николаевич Радищев(1749—1802) — зачинатель революционной мысли в России, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубокий мыслитель-материалист.

    Радищев происходил из дворянской среды. Учился он сначала у профессоров Московского университета, затем в Пажеском корпусе и в Лейпцигском универси­тете. По возвращении из-за границы некоторое время служил в сенате, в государственной коммерц-коллегии и таможне. В 80-х годах им было написано революци­онное произведение — ода «Вольность», в 1790 г.— книга «Путешествие из Петербурга в Москву». За эти произведения Радищев был посажен в Петропавлов­скую крепость и осужден сенатом на смертную казнь, замененную ссылкой на десять лет в Илимск. В сибир­ской ссылке, продолжавшейся до 1796 г., Радищев на­писал философский трактат «О человеке, о его смертно­сти и бессмертии». После возвращения из ссылки Ра­дищев, работая в Комиссии по составлению свода за­конов, составил ряд законопроектов, направленных на облегчение участи крепостных и трудового народа во­обще. Эти проекты были встречены крепостниками в штыки, и составителю их пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Жизненный путь Радищева трагически обо­рвался в 1802 г. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Ра­дищев встал на защиту угнетенного народа, прежде всего крепостных крестьян, обрушился на крепостное право и самодержавие, которое он еще ранее объявил «наипротивнейшим человеческому естеству состояни­ем». Радищев верил, что рано или поздно народ вос­станет против своих угнетателей, свергнет силой власть царей и помещиков, осуществит равенство людей перед законом, равенство во владении имуществом, установит свободу, уничтожит сословное деление, крупную частную собственность, тунеядство и праздность верхов. В будущем обществе, по мнению Радищева, жизнь бу­дет строиться на принципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и иму­щественном равенстве.

    Выступая за революционный путь преобразования России, Радищев не отказывался использовать для об­легчения участи народа реформы. В ряде мест «Путе­шествия из Петербурга в Москву», в законодательных проектах, составленных в период создания «Путешест­вия...» и по возвращении из ссылки, он взывает к разу­му образованного дворянства, обращается к помещикам с призывом добровольно отказаться от притеснения крестьян, освободить крепостных. Основываясь на этом, идеологи буржуазии и помещиков изображали Радище­ва либералом. Таким же рисуют Радищева и современ­ные реакционные буржуазные историки. На самом же деле Радищев принадлежал к дворянским революцио­нерам, в его воззрениях имелись зачатки революцион­но-демократических идей

    Тезис о первичности ощущения Кондильяк поясняет знамени­тым примером. Если мы представим себе статую и вообразим, qro она последовательно наделяется различными способностями ощуще­ния — обонянием, слухом, вкусом, зрением, осязанием, то вместе с ними она будет наделяться всеми интеллектуальными функциями и способностью к восприятию самых различных впечатлений
    Материализм Радищева
    Материалистические идеи Радищева опирались на достижения естествознания XVIII в., учения французских энциклопеди­стов и русскую материалистическую традицию, идущую от Ломоносова. Материализм Радищева в основе своей был механистическим и метафизическим, сочетался с идеалистическими воззрениями на общественную жизнь и не был полностью свободен от элементов деизма.

    Философия Радищева была направлена против идеалистической и религиозно-мистической идеологии кре­постников. Радищев критиковал мистическое учение ма­сонов, реакционные идеалистические направления в фи­лософии и естествознании. Он осуждал церковь за то, что она выступает на стороне царской власти против народа, что она «сковать рассудок тщится» и что священнослужители всегда были изобретателями оков человеческого разума.

    Вслед за Ломоносовым и французскими материалистами XVIII в. Радищев рассматривал природу как проявление разных форм «телесности» (материи). К проявлениям «телесности» он относил свет, магнетизм, электричество, эфир, а также возникновение жизни, утверждая, что, «опричь телесности», ничего другого в мире нет. Природа, по Радищеву, состоит из материальных предметов, которые обладают протяженностью, об разом (формой), делимостью, твердостью, движением, притяжением и отталкиванием (отражением). Предметы, тела всегда находятся в пространстве. Движение — постоянное свойство материи, оно немыслимо без мате­рии. Радищев признавал закон сохранения вещества и движения в природе, считая, что вещественный .мир складывается из материальных атомов, что ни один атом в природе не пропадает, не превращается в ничто. Он отверг учение идеалистов о так называемой первопричине, отождествляемой с «существом неопределенным и бесконечным», которое «понято быть не может». Убежденный в материальности природы, Радищев утверждал, что «бытие вещей независимо от силы по­знания о них и существует по себе» (А. Н. Радищев. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952, стр. 315). Человека он рас­сматривал как высшее проявление телесности, «совершеннейшей из тварей», подчеркивая сходство человека со всей живой природой и считая, что человечество развивается по тем же законам, что и вся природа. «Мы не унижаем человека,— писал он,— находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?» (Там же, стр. 298.). Это не значит, что человек может быть уподоб­лен растению: «Мы не скажем, как некоторые умствователи: человек есть растение, ибо хотя в обоих нахо­дятся великие сходства, но разность между ими неиз­мерима» (Там же)

    Радищев пытается найти то, что отличает человека от животного и растительного мира. Он указывает на «прямохождение», на речь, наличие у человека более изящных и изощренных чувств, нравственных принципов, изобретательности, разума, склонности к общест­венной жизни. Радищев высоко ценил мысль Гельвеция о значении рук в становлении человека. «Гельвеции не без вероятности утверждал, что руки были человеку путеводительницы к разуму (Там же, стр. 304)

    По Радищеву, речь у человека связана с его мышлением, она «средство к собранию мыслей воедино», развивает и расширяет мыслительные способности че­ловека. Наконец, человеку свойственно «соучаствование», т. е. он существо общественное и немыслим вне общества. Главное же отличие человека от животных Радищев видел в умственной силе человека. Поскольку человек наделен разумом, то он «имеет силу о вещах сведому», т. е. имеет способность к познанию. Познание совершается через опыт и рассуждение. «Чувственный опыт» проявляется тогда, когда объективно существу­ющие вещи воздействуют на «силу познания», или на чувства; «опыт разумный» вскрывает и показывает от­ношения вещей между собой. Отношения вещей порож­дают понятия, или мысли. Силы познания определяются умом, или рассудком, опыт свидетельствует о бытии вещей. В познавании чувственность, рассудок, память, представление, понятие, рассуждение выступают не раз­дельно, а как нечто единое.

    В трактовке развития животного мира, в том числе человека, Радищев придерживался теории эпигенеза, отвергая как ненаучную теорию преформизма Галлера и Боннэ, которую называл «семенным любомудрием». Отрицая идеалистическое учение о врожденности идей и понятий, Радищев доказывал, что первое время дитя не мыслит, а чувствует, его мозг еще не орган мысли, а источник чувственности. Умственные силы в ребенке формируются постепенно под воздействием внешних предметов и климата, упражнений и воспитания, нравов и обычаев. Вместе со смертью тела умирает орган мыс­ли и уничтожается мыслительная способность. Отмечая, что человек питает надежду на бессмертие и вечность, Радищев спрашивает, правомерна ли такая надежда, поскольку в природе все рождается, развивается, под­вержено смерти, или разрушению. Разумеется, говорит он, сама по себе смерть для человека есть нечто ужас­ное, и «человек взоры свои отвращает от тления, уст­ремляет за пределы дней своих, и паки надежда возни­кает в изнемогающем сердце» (А. Н. Радищев. Избранные философские и общественно-поли­тические произведения, стр. 331). Однако, душа не может быть отделена от тела, она гибнет вместе с телом; душа смертна. «Не с телом ли растет душа, не с ним ли му­жает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?.. — пишет Радищев. — Скажи, о ты, желающий жить по смерти, скажи, размышлял ли ты, что оно (бессмертие. — Авт.) не токмо невероятно, но и невозможно?.. Итак, о смерт­ный! оставь пустую мечту, что ты есть удел божества! Ты был нужное для земли явление вследствие законов предвечных» (А. Н. Радищев. Избранные философские и общественно-политические произведения, стр. 355, 358, 360)

    Радищев, таким образом, подвергает критике учение о бессмертии души, доказывая, что сама идея бессмер­тия души порождена бедствиями и страданиями людей. Вместе с тем Радищев, приводя рассуждения Мендель­сона, Гердера и других мыслителей о бессмертии души, не отвергает прямо учений этих философов о бессмер­тии души, хотя неоднократно замечает, что оно лишь «догадка», «мечтание» и может быть воспринято толь­ко на веру, ибо не поддается фактическому подтверж­дению. Человек может обессмертить свое имя высокими деяниями на благо общества.
    Социологические воззрения Радищева
    Главной движущей силой общественного прогресса Радищев считал человеческий разум, просвещение. Вместе с тем большое значение в развитии общества он придает труду, выражая сожаление о том, что труд в обществе распределяется неравномерно, но такая не­равномерность, по его мнению, должна быть устранена в будущем обществе. Значительное влияние на истори­ческий процесс имеют, согласно Радищеву, также гео­графическая среда, «жизненные потребности», форма государственного устройства. «Природа, люди и вещи, – писал он – суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов» (Там же, стр. 404) В другом месте, возвращаясь к этой мысли, он утверждал, что «если климат и вообще естествен­ность на умственность человека столь сильно действу­ют, паче того образуется она обычаями, нравами, а первый учитель в изобретениях был недостаток. Разум исполнительный в человеке зависел всегда от жизнен­ных потребностей и определяем был местоположениями» (Там же, стр. 321). Радищев не соглашался с теми, кто считал, что одни народы более одарены, чем другие, что одни призваны развивать науку, совершенствовать знания, дви­гать прогресс, другие — постоянно оставаться в младен­ческом состоянии; он утверждал, что «развержение на­родного разума зависит от стечения счастливых обсто­ятельств».

    Признавая активную роль народа в истории, Ради­щев не отрицал роли и значения выдающихся лично­стей. Но в отличие от многих просветителей XVIII в. он считал, что великие личности появляются не случай­но, а порождаются историческими потребностями, ибо «обстоятельства бывают случаем на развержение вели­ких дарований; но на произведение оных природа ни­когда не коснеет...» ( А. Н. Радищев. Избранные философские и общественно-политические произведения, стр. 402), (т. е. не скупится).

    Высоко ценя Руссо и Монтескье, Радищев, однако, не согласился ни с мыслью Руссо о том, что республиканско-демократическое правление может быть осуще­ствлено только в малых государствах, а в больших дер­жавах лучшая форма — монархия; ни с положением Монтескье об обязательности «разделения правления» в государствах. По мнению Радищева, республиканско-демократическая форма государственного устройства как лучшая может быть осуществлена в любой стране независимо от ее размеров.

    Острой критике подвергал Радищев колониализм и работорговлю Англии, Америки и других капиталисти­ческих стран. Говоря о Соединенных Штатах Америки, он осуждал строй, при котором «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысящи не имеют надежного про­питания, ни собственного от зноя и мраза укрова» (Там же, стр. 139—140.).

    Радищев сыграл выдающуюся роль в освободитель­ной борьбе и развитии передовой общественной мысли России. В. И. Ленин высоко ценил патриотический под­виг Радищева, его выступления против насилия и гне­та царских палачей, помещиков и капиталистов. «Мы гордимся тем,— писал Ленин,— что эти насилия вызы­вали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, револю­ционеров-разночинцев 70-х годов...» ( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 107).
    Просветители и ученые-материалисты
    Под влиянием Радищева антикрепостнические идеи в России в конца XVIII —начале XIX в. проповедовали В. Пассек, Ф. Кречетов, И. Пнин, А. Бестужев, В. Попугаев, А.Кайсаров, В.Ма­линовский, А. Куницын и другие русские просветители. Развивая теорию естественного права и общественного договора, они делали из нее антифеодальные, по сути дела буржуазно-демократические выводы, склоняясь к конституционной или республиканской форме правле­ния. Они ратовали за просвещение народа и разумное законодательство, проповедовали гуманизм и нравст­венное перевоспитание людей. В связи с этим большое внимание просветители уделяли проблемам морали. В развитии русской социальной философии важную роль сыграли произведения названных просветителей: «О бла­гополучии народных тел» и «О благоденствии народных обществ» В. Попугаева, «Право естественное» и «Эн­циклопедия прав» А. Куницына, «Об освобождении крепостных в России» А. Кайсарова, «Опыт о просве­щении относительно к России» И. Пнина, «О воспита­нии» А. Бестужева, свободолюбивые стихи В. Пассека, «Рассуждение о мире и войне» В. Малиновского.

    Большим событием в русской философии было появ­ление произведений А. Лубкина — «Письма о критиче­ской философии» (1805), «Начертание логики» (1807)1 и Т. Осиповского — «О пространстве и времени» (1807), «Рассуждение о динамической системе Канта» (1813). Отстаивая материалистическую теорию познания и ес­тественнонаучное представление о природе, эти мыслители подвергли критике субъективно-идеалистическое учение Канта о времени и пространстве, его агностицизм и априоризм.

    Лубкин и Осиповский считали невозможным рассматривать время и пространство в отрыве от «бытия вещей», от материального мира, как такового, ибо предметный мир существует только во времени и прост­ранстве. Поэтому время и пространство лишь формы, содержанием которых является предметное бытие, неза­висимое от сознания человека. Понятия протяжения и делимости, движения и покоя, конечного и бесконечно­го, а также все другие понятия, в том числе математи­ческие, человек первоначально извлекает не из чисто мыслительной способности, хотя ее значение очень велико, а из самой действительности, в которой люди живут и которая повседневно воздействует на их органы чувств.

    Осиповский был сторонником атомистической тео­рии строения материи, однако атомы, по его мнению, не предел делимости материи, и по мере развития науки, возможно, удастся обнаружить еще более мелкие ча­стицы.

    Лубкин возражал против кантовского деления окру­жающих нас предметов на непознаваемые «вещи в се­бе» и познаваемые явления, усматривая в таком деле­нии проявление субъективизма. По традиции, идущей от просветителей XVIII в., Лубкин считал, что челове­ческое познание проходит через три ступени — истори­ческую, или чувственную, математическую и, наконец, высшую, или философскую. Философское познание — познание бытия вещей, их связей, отношений и «множайших причин», состояний и качеств вещей. Со всем этим имеет дело теоретическая философия. Практиче­ская философия занимается проблемами нравственно­сти. В теории познания Лубкин и Осиповский отводили значительное место активности человеческого, разума, ассоциации идей, наблюдениям и опыту. Лубкин кри­тиковал субъективистскую теорию так называемых вто­ричных качеств, доказывая, что вторичные качества присущи самим предметам, а не только нашим субъек­тивным восприятиям.

    Большую роль сыграл Осиповский в пропаганде до­стижений астрономической и математической наук сво­его времени.

    § 5. Философские и социологические взгляды декабристов

    Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической и философской мысли России первой четверти XIX в. была деятельность дво­рянских революционеров-декабристов. Говоря об осво­бодительном движении в России, В. И. Ленин отмечал, что оно «прошло три главные этапа, соответственно главным классам русского общества, налагавшим печать на движение: 1) период дворянский, при­мерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время» (И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 25, стр. 93).

    Появление дворянских революционеров было обусловлено, в конечном счете разложением феодально-кре­постнического строя в России и вызреванием в его нед­рах капиталистического уклада, обострением классовой борьбы между крестьянами и помещиками в первой четверти XIX в. Большое влияние на формирование идеологии декабристов имели Отечественная война 1812 г., революционные события в странах Западной Европы, начиная с французской буржуазной революции 1789 г., а также сочинения французских просветителей XVIII в. и революционные идеи Радищева, произведение которого «Путешествие из Петербурга в Москву» тайно распространялось в среде передовых дворян.

    Вскоре после Отечественной войны 1812 г. в России появляются тайные политические общества. В 1816 г. создается «Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов отечества», просуществовавшее около двух лет. В 1818 г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия», разделившийся в 1821 г. на «Северное общество» и «Южное общество». В 1818 г. возникает «Общество первого согласия», реорганизованное в 1823 г. в «Общество соединенных славян», которое в 1825 г. слилось с «Южным обществом». В эти тайные организации входила дворянская, по преимуществу во­енная, молодежь. Дворянские революционеры хотели уничтожить в стране крепостное право и абсолю­тистский деспотизм, сословный строй, систему рекрут­ских повинностей, военные поселения, установить рес­публиканские порядки, наделить крестьян землей и т. д. Эту задачу они намеревались осуществить путем воен­ного восстания. Правда, некоторые из них (например, Н. Муравьев) формально занимали более умеренную позицию и высказывались за ограниченную конститу­ционную монархию, по существу же за республику.

    Военное восстание, начатое в декабре 1825 г. в Петербурге и на юге, в Васильково, было разгромлено царским правительством. Руководители его Павел Ива­нович Пестель, Кондратий Федорович Рылеев, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Сергей Иванович Муравьев -Апостол, Петр Григорьевич Каховский были повешены, более сотни декабристов сослано в Сибирь на каторгу; участников восстания — солдат прогна­ли сквозь строй, сослали на каторгу и подвергли другим репрессиям.
    Философские воззрения декабристов
    Философские воззрения декабристов не были однородными. Большинство декабристов были атеистами и вольнодумцами, материали­стами в своих взглядах на природу. Так, декабристы Иван Дмитриевич Якушкин, Петр Иванович Борисов, Николай Александрович Крюков (до 1825 г.), Влади­мир Федосеевич Раевский, Иван Иванович Горбачев­ский, Александр Петрович Барятинский и другие мате­риалистически истолковывали и объясняли природу и ее законы, происхождение и характер человеческих зна­ний. По свидетельству А. С. Пушкина, атеистические идеи высказывал П. И. Пестель. Декабристы К. Ф. Ры­леев, А. А. Бестужев, Н. И. Тургенев были вольнодум­цами: подвергали сомнению религиозные догматы, вы­смеивали духовенство, однако открыто не проповедо­вали атеизм и материализм.

    Декабристы-материалисты считали, что философия должна быть самостоятельной наукой, независимой от религиозных учений и свободной от мертвой схоласти­ки. По мнению Якушкина, задача философии состоит в решении вопроса о. том, что такое жизнь, как произо­шел человек. Крюков полагал, что философия призва­на заниматься изысканием разумного общественного устройства, просвещать и воспитывать правителей и подданных, учить справедливости, истине, добродетели.

    Философские идеи декабристов-материалистов изло­жены в работах Борисова «О возникновении планет», Якушкина «Что такое жизнь?», в записных книжках Крюкова (написанных до восстания), в оде «О боге» Барятинского, в философских элегиях Раевского.

    Согласно декабристам-материалистам, вещи состоят из мельчайших материальных частиц, которые Борисов называл атомами, Якушкин — единицами. Эти матери­альные частицы обладают притяжением, силой

    движе­ния, обусловливают появление тепла, света, электриче­ства, магнетизма, сцепления, притяжения. В природе — и неорганической, и органической — нет покоя, все на­ходится в движении, в развитии. «Точно так же жизнь своих проявлениях, от гриба и до человека, имеет свои степени развития,— писал Якушкин, — и как при высокой степени тепла проявляется свет, точно так же при высшем развитии жизни проявляется мышление («Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах», т. I. M., 1951, стр. 166). Борисов доказывал, что планеты существуют не вечно, а возникают постепенно из рассеянных в мировом про­странстве мельчайших атомов (См. «Избранные социально-политические и философские про­изведения декабристов в трех томах», т. III. M., 1951, стр. 79.).

    Декабристы-материалисты развивали атеистические идеи. Раевский, например, утверждал, что вера в бытие бога основывается только на умозрительном доказа­тельстве, он осуждал учение идеалистов о бессмертии души, ибо

    Никто не вразумил, что нас за гробом ждет: Ни тысячи волхвов, ни книги Моисея; Ни мужи дивные, гласящи шумный сброд, Ни гений Лейбница в листах Феодицеи (Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах», т. II. М., 1951, стр. 358)

    Раевский с восхищением писал об атеистическом учении Лукреция Кара. В стихотворении «Певец в тем­нице» он характеризует религию как «узду для черни суеверной перед помазанной главой», а самое веру — как «щит царей стальной», призванный смирить «разум дерзновенный».

    Барятинский в оде «О боге» рисует бога как нечто злое, жестокое и кровожадное, приносящее людям не­имоверные страдания и горе. «Пусть мудрец видит бо­жество в этом переплетенья, но сердце мое отвергает его за такую жестокость». Представление о боге, гово­рил он, порождено страхом человека перед непонятными и грозными явлениями природы, ибо страх и есть «колыбель заблуждений мира». Свою оду Барятинский заканчивает словами, призывающими разбить алтарь, воздвигнутый богу как всемогущему и всеблагому су­ществу, ибо бог не всемогущ и не всеблаг.

    Декабристы-материалисты считали, что наука и ре­лигия несовместимы, ибо первая основывается на фак­тах и наблюдениях, экспериментах и опыте, дающих достоверное знание об окружающем нас мире, тогда как вторая базируется на слепой вере в священное пи­сание, на мистическом откровении.

    Касаясь вопроса об источнике человеческих знаний, Якушкин и Крюков утверждают, что представления о внешнем мире первоначально дают нам чувства, под­вергающиеся воздействию внешних предметов.

    Человек, по Якушкину, вышел из животного мира. Беспомощный при рождении, он постепенно приобрета­ет в обществе навыки, опыт, умение, добытые пред­шествующими поколениями. Он в свою очередь допол­няет их собственным опытом. Человек немыслим вне общества. Вся его сила, все его способности и таланты развиваются в обществе; только оно дает ему возмож­ность занять господствующее положение в природе.

    Большой интерес представляет рукописная работа декабриста М. А. Фонвизина «Обозрение истории фило­софских систем», обнаруженная в архивах В. И. Русиным и опубликованная нами в труде «Из истории рус­ской философии XIX — начала XX веков» в 1969 г. Содержание рукописи наглядно свидетельствует о все­стороннем и глубоком знании Фонвизиным истории философской мысли, его умении выделить главные фи­лософские направления или школы и их представите­лей, отметить наиболее характерные черты в учении того или другого философа.

    В определении философии Фонвизин идет по стопам просветителей XVIII — начала XIX в., объявляя фило­софию «высочайшей наукой, сообщающей всем другим наукам свои исходные начала». Предметом философии он считает рассмотрение таких проблем, как окружа­ющий нас мир, человек, бог и пр. История философии им рассматривается как прагматическое повествование о важнейших попытках осуществить на деле идеи фило­софии. Декабрист видит разные направления в фило­софии — материалистическое, рациональное (идеалисти­ческое), пантеистическое, скептическое, мистическое (или философия откровения). Философия не является достоянием лишь какого-нибудь одного народа, а явля­ется потребностью всякого народа и выражается в разных формах.

    Рассматривая историю философии, Фонвизин делит ее на основные четыре периода: философия греческая, куда он включает и философию Древнего Рима; схоластическая, средневековая арабская и философия Ново­го времени. Нет необходимости разбирать все оценки Фонвизина отдельным философам, философским направлениям и школам. Для примера отметим лишь не­которые из них. Так, из античной философии, которая, по его мнению, многое заимствовала из философии Древнего Востока, он особо выделяет Фалеса, Анакса­гора, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, бравших за основу ту или иную «материальную стихию», а так­же «школу философских атомистов» — Левкиппа,

    Де­мокрита, Эпикура. Большое место отводит Пифагору, Сократу, Платону, Аристотелю и их последователям, считая их учение заслуживающим большого уважения. Аристотеля декабрист относит к самым глубоким

    мы­слителям, обладавшим обширной ученостью, но упрекает за то, что его философия стала носить догматиче­ский характер. От политической теории Платона Фон­визин пытается перебросить мостик «к современным социальным и коммунистическим учениям», волнующим Западную Европу.

    В схоластической философии декабрист сосредоточи­вает внимание на идеях Августина, Эриугены, Оккама, Скота, Росцелина, отмечает острый характер борьбы между «номиналистами» и «рационалистами» и упрека­ет схоластов за «хитрословие и чрезмерную утонченность», подвергшихся беспощадной критике со стороны-Декарта и Бэкона.

    В средневековой арабской философии Фонвизин вы­деляет Ибн-Сину (Авиценну), Ибн-Рушда (Аверроэса), сохранивших для потомства сочинения Аристотеля и снабдивших их своими комментариями.

    С особым восторгом в философии Нового времени он характеризует Бэкона, Декарта, Локка, Юма, Лейб­ница. Бэкона хвалит за трезвый эмпиризм, Локка — за сенсуалистическую теорию познания и критику врожденных идей. Заслугу Вольтера, Кондильяка, Дидро, Гельвеция, Гольбаха декабрист видит в том, что свои философские идеи они излагали популярным языком, а своими идеями подготовили французскую революцию.

    Разбирая немецкую классическую философию, де­кабрист усматривает заслугу Канта в том, что он своей «Критикой чистого разума» произвел переворот в гер­манской философии, совершенно изменил ее направление, отмечает его этическое учение и выражает недоумение по поводу агностицизма. Осветив в общих чер­тах философскую систему Гегеля, автор высоко оцени­вает его «строгий диалектический метод» и одновременно останавливается на известном положении Гегеля «все действительное — разумно, и все разумное — дей­ствительно», подвергая критике общественно-политические воззрения мыслителя как в высшей степени консервативные, в которых тот выступал сторонником монархического начала и противником народодержавия, республики и государственного переворота. Фонвизин упрекает далее Гегеля за то, что в своей философии истории он не считает славян народом историческим, но тут же, забывая об этом, говорит, что, может быть, Гегель в уме своем предназначал славянскому народу быть пятою ступенью для «восхождения мирового ду­ха». Декабрист положительно отзывается о левогегельянцах за критику ими консервативных сторон полити­ческих воззрений Гегеля.
    Декабристы-идеалисты
    Часть декабристов придерживалась религиозных воззрений, признавала учение церкви о божественном промысле и провидении. П. Бобрищев-Пушкин, возглавивший на каторге так на­зываемую религиозную конгрегацию, утверждал, что мир создан богом, дар слова человек получил вместе с разумной и бессмертной душой от божественного духа. Е. П. Оболенский увлекался идеалистическим учением Шеллинга. Из записей М. С. Лунина видно, что он при­знавал бессмертие души, божественное провидение, хо­тя считал его непознаваемым.

    В религиозную оболочку были облечены республи­канские идеи в «Воззвании» Бестужева-Рюмина, в «Православном катехизисе» Муравьева-Апостола, в «Любопытном разговоре» Н. Муравьева, где со ссылка­ми на священное писание утверждалось, что бог создал человека «по подобию своему», «не учреждая зла», по­этому «злая власть не может быть от бога» («Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах», т. I, стр. 330, 331.) и под­лежит уничтожению
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


    написать администратору сайта